Научная статья на тему 'Поиск путей формирования знаний школьников в области космонавтики'

Поиск путей формирования знаний школьников в области космонавтики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ПОДГОТОВКА КОСМОНАВТОВ / FORMATION OF KNOWLEDGE OF SCHOOL STUDENTS / PROFESSIONALIZING / PREPARATION OF ASTRONAUTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Е. В., Ревин С. Н.

Рассматривается проблема развития профессиональной направленности школьников в условиях современного состояния образовательной системы и отраслевой профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEARCH OF WAYS OF FORMATION OF KNOWLEDGE OF SCHOOL STUDENTS IN THE FIELD OF ASTRONAUTICS

The problem of development of a professional orientation of school students in the conditions of a current state of educational system and branch professional activity is considered.

Текст научной работы на тему «Поиск путей формирования знаний школьников в области космонавтики»

THE SUBSTANTIONAL CHARACTERISTIC OF THE MANAGEMENT COMPETENCE OF

SMALL BUSINESS PERSONNEL

A.V.Ostrovskiy

The article analyses various authors’ approaches to interpretation of the notions of —competence”, —competency”, —management”, —competency building approach”. The concept content of —management competence of small business professionals ” is introduced for the first time.

Key words: personnel, competency, competences, small business, management.

Ostrovskiy Alexander Valentinovich, post-graduate, ostrov2005@yandex.ru, Russia, Moscow, Russian State Social University.

УДК 371.3.016

ПОИСК ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ КОСМОНАВТИКИ

Е.В. Попова, С.Н. Ревин

Рассматривается проблема развития профессиональной направленности школьников в условиях современного состояния образовательной системы и отраслевой профессиональной деятельности.

Ключевые слова: формирование знаний школьников, профессионализация, подготовка космонавтов.

В Научно-исследовательском испытательном Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина в 2010-2012 гг. проводилась работа по итоговой защите детских проектов, направленная на поиск путей формирования знаний школьников в области космонавтики. Одна из главных целей системы профессионализационной работы со школьниками являлось формирование направленности знаний школьников на выбор профессии в соответствии с личными интересами подрастающего поколения и потребностями рынка труда. При этом знания молодых людей о возможностях выбора профессии и самих профессиях расширяются и углубляются. Решение о выборе профессии становится более осознанным.

На базе НИИ ЦПК имени Ю.А. Г агарина (Космоцентр) проведена защита детских проектов «Станция будущего», «Придумай свой космический эксперимент» по программе «Профессиональной ориентации слушателей (школьников) в системе обучения космонавтов по научноприкладным исследованиям и экспериментам», в презентации которых участвовали школьники 5-6-х классов, и было защищено 8 проектов «Станция будущего» и 8 проектов космических экспериментов. Всего принимало участие 103 школьника, из числа которых было сформировано 16

команд (экипажей). Школьники привезли на конкурс изготовленные ими макеты модулей станции, рассказывали о своем видении станции будущего поколения, делились своими знаниями, полученными в области космонавтики.

Целью итоговой защиты слушателей Космоцентра в рамках предлагаемой программы являлась проверка знаний, полученных в системе дополнительного образования, осознанного стремления к практической готовности подростков к научной космической деятельности.

Задачи итоговой защиты слушателей Космоцентра:

1. Проверить наличие сформированных знаний в сфере конструкции и компоновки космической станции.

2. Проверить систему первоначальных знаний, необходимых для понимания задач и особенностей выполнения научных экспериментов в условиях космического полета.

3. Выявить умение организовывать и сплотить командный коллектив.

Заключительный этап показал, что поставленные задачи были выполнены. С детьми проведены все этапы программы. Защита проектов закончилась торжественным награждением. Победители были выбраны по 5 номинациям:

1. Перспективный космический эксперимент для «Станции будущего».

2. Проект внутренней компоновки модуля «Станции будущего».

3. Проект внешней конструкции модуля «Станции будущего».

4. Лучшая защита проекта «Станции будущего».

5. Лучшая эмблема экипажа «Станции будущего».

Данная программа была построена с использованием модели, предложенной Н.С. Пряжниковым, по профессионализации для решения задач активизирующей профконсультации, согласно которой условно можно выделить четыре группы задач: 1) информационно-справочная, просветительская; 2) диагностико-корректирующая; 3) морально-эмоциональная поддержка, формирование оптимистичного отношения к своему профессиональному будущему; 4) конкретный отбор, принятие решения или готовность совершать серию выборов, из которых складывается профессиональная и жизненная перспектива.

При этом выделяется три уровня решения каждой из этих задач: 1) пассивная позиция учащегося, 2) совместное с учащимися решение проблемы, 3) самостоятельные и осознанные действия учащегося по решению своей проблемы.

По результатам программы был проведен анализ готовности школьников обучаться в сфере космонавтики, анкетирование и опросы, по результатам которых удалось установить, что 64 % школьников из общего

количества обучаемых имеют возможность реализовать себя в космической отрасли.

Кроме того, среди школьников велось анкетирование с целью выявления оценки наиболее значимых качеств личности в профессии космонавт. Было предложено выделить три основных качества, которыми, на их взгляд, должны обладать космонавты.

В ходе первой части исследования было проведено анкетирование с детьми, не проходившими подготовку по программе Космоцентра. Во второй части исследования был использован метод «интервью». Были приглашены космонавты, и школьники в свободном общении задавали им вопросы по профессии. После завершения второго этапа программы было проведено повторное анкетирование.

Суммируя итоги опроса, можно представить их в обобщенном виде: на первом месте в ходе первой и во второй части исследования стоит наблюдательность. На втором месте одним из главных качеств, которыми должен обладать космонавт, большинство школьников также выбрали и в первом и во втором исследовании смелость. Нужно отметить, что после второго исследования количество школьников, выбравших качества наблюдательность и смелость, увеличилось. Третье место на первом этапе заняло качество искренность, но после завершения второго этапа на втором месте стоит выносливость. Таким образом, в ходе исследования были выбраны три главные личностные качества, которыми, по мнению школьников, должен обладать космонавт.

Проведя анкетирование, мы акцентировали внимание самих школьников на всех качествах, указанных в анкете, с формированием отношения к развитию их у себя.

В следующем опросе приняли участие 214 школьников. На вопрос: «Какой профиль обучения вы выберете?», 57 % респондентов ответили, что технический, 34 % - гуманитарный, 9 % - медицинский или иной. Популярность технического направления связано с непосредственной сопряженностью такого рода профессиональной деятельности с видами деятельности космонавтов. Гуманитарный и медицинский профили являются также востребованными в профессии «космонавт», но вместе с тем являются наиболее сложные в плане подготовки и обучения в экипажах.

Таким образом, эффективная работа по развитию профессиональной направленности школьников характеризуется следующими признаками:

- достоверность (объективность, точность фактов, цифр, оценок, характеризующих профессиональное обучение и труд, включая адекватное отображение трудностей, опасностей и риска);

- актуальность (соответствие запросам рынка труда, физическим и духовным потребностям клиентов);

- перспективность (показ профессии в развитии, раскрытие возможностей профессионально-квалификационного и должностного роста работника, в том числе путем освоения смежных профессий);

- обновляемость (своевременная замена и уточнение данных об уровне спроса, содержании и условиях, режиме, оплате и организации труда, содержании и сроках профессионального обучения, перспективах трудоустройства);

- доходчивость (ясность, упорядоченность, простота и четкость изложения);

- привлекательность и доступность (рациональный подбор и сочетание текстовых и изобразительных материалов, размещение в удобном месте, благоприятные условия для восприятия).

Как показал анализ опроса школьников, прошедших подготовку по программе Космоцентра «Профессиональной ориентации слушателей (школьников) в системе обучения космонавтов по научно-прикладным исследованиям и экспериментам», в результате ее освоения значительно увеличился процент учащихся с высоким уровнем сформированности профессиональной направленности. Все это свидетельствует о положительной динамике формирования профессиональной направленности слушателей Космоцентра в процессе обучения и подтверждает эффективность разработанной программы и комплекса педагогических условий, способствующего её успешной реализации.

Попова Елена Владимировна, нач. отделения, Lena_starcity@,mail. ru, Россия, Московская обл., Щелковский район, Звездный городок, Научно-исследовательский испытательный Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина.

Ревин Сергей Николаевич, космонавт-испытатель, exp.31@yandex.ru, Россия, Московская обл., Щелковский район, Звездный городок, Научно-исследовательский испытательный Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина.

SEARCH OF WAYS OF FORMATION OF KNO WLEDGE OF SCHOOL STUDENTS IN THE

FIELD OF ASTRONAUTICS

E.V. Popova, S.N. Revin

The problem of development of a professional orientation of school students in the conditions of a current state of educational system and branch professional activity is considered.

Key words: formation of knowledge of school students, professionalizing, preparation of astronauts.

Popova Elena Vladimirovna, chief of office, Lena_starcity@mail. ru, Russia, Moscow region, Star sity, Gagarin Cosmonaut Training Center.

Revin Sergey Nikolaevich, test cosmonaut, exp.31@yandex.ru, Russia, Moscow region, Star sity, Gagarin Cosmonaut Training Center.

УДК 378.037.1

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПИЛОТИРУЕМОЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

В.А. Ситаров, С.Н. Ревин

Показана возможность рассмотреть пилотируемую космическую станцию как комплексное дидактическое средство и обучающую модель в экологическом образовании школьников.

Ключевые слова: дидактическая модель, метод аналогии, пилотируемая космическая станция, экосистема.

Изучение школьниками экосистемы пилотируемой космической станции как аналога земных экологических процессов служит эффективным приемом формирования основных экологический понятий, поскольку посредством включения данной системы в педагогический процесс она выполняет роль комплексного дидактического средства, сочетающего дидактические возможности наглядного пособия, обучающей модели и образца экологического существования человека в обитаемой среде.

За более чем 55-летнюю историю развития космонавтики накоплен огромный материал, посвященный таким аспектам, как изучение жизнедеятельности человека в космосе, исследования в области космической биологии, биотехнологические эксперименты, технические эксперименты, исследования в области космической технологии и материаловедения, геофизические исследования и дистанционное зондирование Земли. За этот период выполнены тысячи экспериментов.

Но, к сожалению, существует малое количество работ, посвященных использованию различных достижений космонавтики в школьном образовании. Так, например, И.В. Кожеуров в своей диссертации «Методика ознакомления с элементами космонавтики в средней школе при изучении курсов физики и астрономии» [3] выяснил, что ознакомление с элементами космонавтики повышает у учащихся интерес к учебным предметам, к технике и расширяет их научно-технический кругозор. Автор рекомендовал ряд кинофильмов использовать на внеклассных занятиях: «Снова к звездам» (о полете Г.С. Титова); «Первый рейс к звездам» (о полете Ю.А Гагарина); «Штурм космоса продолжается» (о полете А.Г. Николаева и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.