ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
С.Н. Казначеева, канд. пед. наук, доцент, Е.А. Челнокова, канд. пед. наук, доцент, кафедра инновационных технологий менеджмента, Р.В. Репина, студент,
Нижегородский государственный педагогический
университет им. К. Минина,
Н. Ф. Агаев, канд. пед. наук, доцент,
кафедра физической культуры,
Нижегородский государственный
архитектурно-строительный университет,
г. Н. Новгород, Россия,
РОЛЬ ТРЕНИНГОВ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
В статье рассматривается роль тренинга в развитии познавательной активности студентов в рамках профессионального самоопределения. В связи с этим раскрывается сущность понятия «познавательная активность», «профессиональное самоопределение», «тренинг». Авторы выделяют цель и содержание профессионального самоопределения, уровни данного феномена: гностический и практический, указывают основные требования к проведению тренинга и принципы работы тренинговой группы. Для развития познавательной активности в рамках профессионального самоопределения могут быть использованы различные активные формы обучения, среди них в статье выделены следующие виды: тренинг делового общения, формирования коммуникативных умений и навыков; тренинг публичного выступления, самопрезентации, развития лидерских навыков и саморегуляции; психологические и бизнес-тренинги. Авторами представлен опыт тренинговой работы со студентами вуза: при моделировании тех или иных ситуаций на занятии появляется возможность развить и закрепить определенные профессиональные компетенции, навыки и умения. В частности, такие тренинги необходимы для развития у студентов способности к взаимодействию и общению с людьми, формированию навыков по преодолению коммуникативных барьеров, решению проблемных ситуаций в будущей профессиональной деятельности. Тренинги позволяют студентам усвоить теоретический материал, применить на практике полученные знания в конкретных ситуациях, а также овладеть методами принятия решений для управления ими, что делает образовательный процесс более продуктивным и интересным.
Ключевые слова: познавательная активность, профессиональное самоопределение, профессиональное обучение, активные методы обучения, тренинг, виды тренингов, принципы работы тренинговой группы.
Актуальность исследования познавательной активности обусловлена тем, что общество входит в такую стадию своего развития, когда полученные знания и информация приобретают особое значение. В этом обществе будут востребованы специалисты, способные не только к получению и использованию знаний, но и к порождению
нового знания. Поэтому решающее значение приобретают качества, характеризующие человека как субъекта познавательной активности.
По определению Т.А. Гусевой, познавательная активность — «сложное системное образование, обозначающее меру взаимодействия субъекта с объектами познания,
дискуссия
журнал научных публикаций
характеризующее чувствительность субъекта к воздействиям информационного социума и его стремление к освоению новой информации»1. Социальные требования к вузу выражаются не только в передаче знаний, умений и навыков, но и в развитии профессиональной мотивации студентов. В связи с этим задача высшего учебного заведения состоит в том, чтобы не только не дать возникшему интересу угаснуть, а еще больше его развить.
В современных социально-экономических условиях проблема профессионального самоопределения студентов все более актуализируется. В Российской педагогической энциклопедии самоопределение рассматривается как «центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений ... стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и прочих связей с другими людьми»2.
В психолого-педагогических исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Божович, Е.А. Климова, А.М. Кухар-чук, В.А. Полякова, Н.С. Пряжникова всесторонне представлены положения профессионального самоопределения студентов. Так, Е. А. Климов считает профессиональное самоопределение важным проявлением психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов3, он выделяет два уровня профессионального самоопределения: гностический (перестройка сознания и самосознания) и практический (реальные изменения социального статуса человека). На наш взгляд, под профессиональным самоопределением следует понимать процесс формирования отношения личности к профессиональной среде; момент выбора профессии и часть жизненного самоопределения личности в течение всей профессиональной деятельности. Главной целью этого процес-
Социальные требования к вузу выражаются не только в передаче знаний, умений и навыков, но и в развитии профессиональной мотивации студентов. В связи с этим задача высшего учебного заведения состоит в том, чтобы не только не дать возникшему интересу угаснуть, а еще больше его развить.
са является становление внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив профессионального развития, самостоятельному поиску личностно значимых смыслов в конкретной профессиональной деятельности.
Интерес будущих специалистов к профессиональной деятельности будет усиливаться в случае использования активных методов обучения в процессе подго-= товки и реализации профессионального самоопределения. Среди них можно выделить: проблемные лекции; групповые дискуссии; деловые, имитационные, ролевые игры; тренинги, проекты и прочие. Все они стимулируют познавательную деятельность студентов и строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями, и характеризуются высоким уровнем активности личности. Активные методы позволяют обеспечить субъектную позицию студента, развить его творческие способности, что особенно значимо для специалиста нового профиля4.
На наш взгляд, тренинг дает наибольшие возможности для проявления профессиональных способностей. И как метод активного обучения находит все более широкое применение в тех областях человеческой деятельности, где ее успех зависит от умения общаться. Исследования показывают, что при использовании традиционных методов обучения около 60% учебного материала забывается в течение одного часа, 90% от оставшегося материала — в течение 30 дней и только активные методы обучения и использование тренингов позволяют запомнить 10—20% информации и применить ее в будущей профессиональной деятельности5.
Само понятие «тренинг» (от англ. training) имеет множество значений: обучение, тренировка или дрессировка. Ю.Н. Емельянов определяет этот термин как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности6. Ю.В. Макаров считает, что тренинг — это комплекс активных групповых
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
методов, применяющихся в процессе преобразующего воздействия на личность7.
С дидактической точки зрения тренинг есть интерактивная форма обучения, предполагающая прежде всего взаимодействие и обращение к собственному опыту и опыту других участников, позволяющая моделировать свое поведение и «проигрывать» ту или иную социальную и профессиональную роль. В рамках тренинговых занятий происходит усвоение специфических профессиональных знаний, навыков и умений, коррекция установок, развитие личностных черт через интериоризацию особенностей профессиональной среды. Неоспоримым достоинством тренинга является то, что он обеспечивает активное вовлечение в процесс обучения всех -
участников.
Работа тренинго-вой группы отличается рядом специфических принципов. Выделим некоторые из них.
Принцип активности — участники во- = влекаются в специально разработанные действия: проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений и заданий, наблюдение за поведением других и т. п. Ак-
Активные методы позволяют обеспечить субъектную позицию студента, развить его творческие
способности, что особенно значимо для специалиста нового профиля.
тивность, а значит и продуктивность выполнения упражнений, возрастают, если участникам дается установка на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент.
Принцип исследовательской позиции — участники группы открывают для себя закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы и особенности. Исходя из этого принципа тренер планирует и организует такие ситуации, которые давали бы возможность членам группы апробировать новые способы деятельности и поведения, экспериментировать с ними.
Принцип объективации поведения — в процессе занятий поведение участников - переводится на объективный уровень, позволяющий вносить изменения в ходе тренинга. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь, которую каждый участник тренинга получает от остальных членов группы.
Принцип партнерского общения — это такое общение, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия,
дискуссия
журнал научных публикаций
а также их чувства, эмоции и переживания, признается ценность и уникальность другой личности. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности и доверия, что позволяет участникам экспериментировать с новыми формами поведения, не стесняясь ошибок8.
Таким образом, тренинг — это такое обучение, в котором большое значение придается практической отработке изучаемого материала, поэтому преподаватель, смоделировав те или иные ситуации, дает возможность развить и закрепить определенные профессиональные компетенции, навыки и умения. Тренинг может состоять из одного или нескольких занятий, иметь разную продолжительность — от одного часа до нескольких дней.
Важно подчеркнуть, что подобные занятия позволяют установить между студентом и преподавателем субъект-субъектные отношения, то есть отношения сотрудничества и взаимного уважения. В свою очередь, партнерские отношения повышают эффективность обучения.
В процессе профессионального обучения можно использовать различные виды тренингов — например, тренинг делового общения, формирования коммуникативных умений и навыков; тренинг публичного выступления, самопрезентации, развития лидерских навыков; психологические и бизнес-тренинги и прочие.
В своей практике при работе со студентами, обучающимися по направлению подготовки «Туризм», мы используем тренинги формирования коммуникативных умений и навыков, тренинги по развитию лидерских качеств и саморегуляции (каждый из них занимает одну пару — 1,5 часа). При их организации мы придерживаемся следующей последовательности: мини-лекция ^ задание ^ рефлексия.
Данные тренинги необходимы для того, чтобы развить у студентов способность взаимодействовать и общаться с людьми, формировать навыки по преодолению коммуникативных барьеров, решению проблемных ситуаций в рабо-
В рамках тренинговых занятий
происходит усвоение специфических профессиональных знаний, навыков и умений, коррекция установок, развитие
личностных черт через интериоризацию особенностей профессиональной среды.
те с клиентами. Они позволяют также сделать образовательный процесс более продуктивным и интересным.
Первый раз студенты знакомятся с тренингами на втором курсе при изучении дисциплины «Психологический тренинг». На более старших курсах тренинги активно применяются при изучении таких профессиональных дисциплин, как «Реклама в туризме», «Организация туристической деятельности», «Теория и организация гостиничных услуг» и некоторых других. Так например, при изучении дисциплины «Маркетинг в туристской индустрии» каждый студент получает индивидуальное задание (проведение маркетингового исследования на рынке туристических услуг). Задание предполагает решение задач в несколько этапов.
Первым этапом является разработка анкеты для опроса потребителей, направленная на решение цели исследования. Работа рассчитана на одно занятие и включает в себя изучение понятия «анкета», разновидностей анкет и типов вопросов (продолжительность не более 20—30 минут).
Второй этап занятия посвящен непосредственно разработке анкеты по вопросу маркетингового исследования. Группа студентов делится на микрогруппы по 3—4 человека. В начале занятия каждый студент разрабатывает свой вариант анкеты, затем в микрогруппах студенты обмениваются вариантами и выбирается лучшая анкета. Результат оформляется в виде презентации и представляется всей группе (10—15 минут). Самую лучшую анкету группа выбирает после обсуждения. При данном виде тренинга студенты приобретают навыки разработки анкеты для выявления потребительского спроса. Работа в группах позволяет каждому студенту проявить лидерские качества и умение отстаивать свою точку зрения. Представление результата в форме презента-= ции способствует формированию навыков саморегуляции.
Итак, в рамках профессиональной подготовки и самоопределения тренинги помогают студентам усвоить теоретический
дискуссия t
журнал научных публикаций Ц
материал, применить полученные знания на практике — в конкретных ситуациях, а также овладеть методами принятия решений для управления ими.
Цель образовательного учреждения системы высшего профессионального образования состоит не только в подготовке профессионалов высшего звена, но и в формировании у них системы ценностей, востребованных в современном обществе. Тренинги как интенсивные краткосрочные обучающие занятия, направленные на создание, развитие и систематизацию определенных навыков, необходимых для выполнения конкретных личностных, учебных или профессиональных задач, играют здесь ведущую роль9.
Следовательно, тренинги являются одним из факторов развития познавательной активности, обеспечивая реализацию познавательного потенциала каждого студента в рамках его профессионального самоопределения, выявляя профессиональные склонности и способствуя более успешной адаптации на современном рынке труда.
Литература
1. Гусева Т. А. Психология познавательной активности: системно-стилевое исследование: монография. Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2006. С. 27.
2. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / под ред. В.В. Давыдова. М.: Большая российская энциклопедия, 1999. Т. 1-2. C. 307.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М: Академия, 2004. 304 с.
4. Болдина М.А. Использование активных методов обучения в технологии подготовки социальных работников в вузе. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsutmb.ru/ispolzovanie-aktivnyix-metodov-obucheniya-v-texnologii-podgotovki-soczialnyix-rabotnikov-v-vuze (дата обращения 02.11.2014).
5. Кобзева В., Тымченко Т. Продавец элитного товара: специфика обучения. [Электронный ресурс]. URL: http://hr-portal.ru/article/prodavec-elitnogo-tovara-specifika-obucheniya (дата обращения 02.11.2014).
6. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ, 1985. 168 с.
7. Макаров Ю.В. Социально-психологический тренинг как средство формирования групповой сплоченности : дисс... канд. псих. наук. СПб, 1996. 180 с.
8. См.: Фадейкина О.А. Тренинг профессионального развития студентов-экономистов // Образование. 2006. № 4. С. 167-169.
9. Шепелева Л. Программы социально-психологических тренингов. [Электронный ресурс]. URL: http:// modernlib.ru/books/lyudmila_shepeleva/programmi_ socialno-psihologicheskih_treningov/read_1/ (дата обращения 02.11.2014).
THE ROLE OF TRAININGS FOR DEVELOPMENT OF STUDENTS' COGNITIVE ACTIVITY IN THE FRAMES OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION
S.N. Kaznacheeva, Candidate of pedagogy, Docent, E.A. Chelnokova, Candidate of pedagogy, Docent, the department of innovative managerial technologies, R.V. Repina, student, Minin University, N.F. Agaev, Candidate of pedagogy, Docent, the department of physical training, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, Nizhny Novgorod, Russia, [email protected] [email protected]
This article considers the role of training for students' cognitive activity development in the frames of professional self-determinations. The paper discovers the essence of the term «cognitive activity», «professional self-determination» and «training». The authors define a goal and content of professional self-determination, levels of this phenomenon: gnostic and practical; they also point the main requirement for training and work principle of a group. For the development of cognitive activity in the frames of professional self-determination the different active forms of education can be used, for example the next: training of business communication, formation of communicative skills and abilities; training of public speech, self-presentation, development of leader's skills and self-regulation; psychological and business trainings. The authors present the experience of
training work with students: during modeling of situations there is an opportunity to develop and consolidate specific professional competences and abilities. In particular these training are necessary for students in order to develop skills of interaction and communication with people, overcoming of communicative limits, solving of problem situations in future professional activity. These trainings allow students to remember theoretical material, use theoretical knowledge in practice and exact situations, to master methods of decision making; all the factors make educational process very efficient and interesting.
Key words: cognitive activity, professional identity, professional training, active learning methods, training, types of training, principles of training group.
References
1. Guseva T.A. Psikhologiia poznavatel'noi aktivnosti: sistemno-stilevoe issledovanie: monografiia [Psychology of cognitive activity: system-style research: monograph], Biysk, BPGU im. V.M. Shukshina Publ., 2006. 134 p.
2. Rossiiskaia pedagogicheskaia entsiklopediia: V 2 t. Pod red. V.V. Davydova [Russian pedagogical encyclopedia: In 2 vols. Ed. by V.V. Davydov ]. Moscow, Bol'shaia rossiiskaia entsiklopediia Publ., 1999. 560 p.
3. Klimov E.A. Psikhologiia professional'nogo samoopredeleniia [Psychology of professional self-determination]. Moscow, Akademiia Publ., 2004. 304 p.
4. Boldina M.A. Ispol'zovanie aktivnykh metodov obucheniia v tekhnologii podgotovki sotsial'nykh rabotnikov v vuze. [The use of active learning methods in the technology of training in social work at the University]. Available at: http://www.tsutmb.ru/ispolzovanie-aktivnyix-metodov-obucheniya-v-texnologii-podgotovki-soczialnyix-rabotnikov-v-vuze (accessed 02.11.2014).
5. Kobzeva V., Tymchenko T. Prodavets elitnogo tovara: spetsifika obucheniia. [The seller of luxury goods:
specific learning]. Available at: http://hr-portal.ru/ article/prodavec-elitnogo-tovara-specifika-obucheniya (accessed 02.11.2014).
6. Emel'ianov Iu.N. Aktivnoe sotsial'no-psikhologicheskoe obuchenie [Active socio-psychological training]. Leningrad, LGU Publ., 1985. 168 p.
7. Makarov Iu.V. Sotsial'no-psikhologicheskii trening kak sredstvo formirovaniia gruppovoi splochennosti: diss... kand. psikh. nauk [Socio-psychological training as a form of group cohesion. Candidate of psychological sci. diss.]. St. Petersburg, 1996. 180 p.
8. Fadeikina O.A. Trening professional'nogo razvitiia studentov-ekonomistov [Training and professional development of students-economists]. Obrazovanie — Education, 2006, no. 4, pp. 167—169.
9. Shepeleva L. Programmy sotsial'no-psikhologicheskikh treningov. [The program of socio-psychological trainings]. Available at: http://modernlib.ru/books/lyudmila_ shepeleva/programmi_socialno-psihologicheskih_ treningov/read_1/ (accessed 02.11.2014).