Современная школа
УДК 378.091.398
Тренинг в аспекте фасилитации социального взаимодействия работников образования
В. В. Васина
Training in terms of facilitation of educators' social interaction
V. V. Vasina
Аннотация. В рамках авторской концепции фасилитации (помощи, улучшения) социального взаимодействия мы предлагаем в системе дополнительного профессионального образования проводить тренинговые занятия по повышению эффективности общения. Задача тренингов овладения коммуникативной компетентностью состоит в том, чтобы научить педагога наиболее общему истолкованию коммуникативной ситуации на основе понимания ее параметров. Психологические условия фасилита-ции социального взаимодействия и готовности к успешному общению складываются, на наш взгляд, из 10 показателей, которые мы заложили в авторскую методику «Самооценка готовности к организационному общению», по результатам которой и проводим различные тренинговые программы для улучшения умения работать в команде (коллективизма), коммуникативной пластичности, толерантности, прогностичности (антиципации), уместного использования невербальных средств общения, активности, для эффективности публичных выступлений, совещаний, переговоров, виртуального общения по телефону и ПК, для проведения собеседований и самопрезентаций.
Abstract. Within the author's concept offacilitation of social interaction we propose to conduct communication skills training in the system of additional professional education. The purpose of communication skills training is learning to interpret communicative situation on the basis of under-
standing its parameters. Psychological conditions of social interaction facilitation and of readiness for successful communication consist, in our opinion, of 10 indicators. We use these indicators in our questionnaire "Self-assessment of Readiness for Organizational Communication". After considering the results of this questionnaire we conduct various communication skills trainings aimed to improve: the ability to work in team; the communicative plasticity, tolerance, forecasting (anticipation); the appropriate use of nonverbal communication, activity; the efficiency of public speeches, conferences, negotiations, virtual communication; the ability to conduct interviews and self-presentations.
Ключевые слова: тренинг, фасилитация социального взаимодействия, готовность к организационному общению, помощь, улучшение, повышение квалификации, коммуникативная компетентность, работники образования, слушатели курсов.
Key words: training, facilitation of social interaction, readiness for organizational communication, help, improvement, professional development, communicative competence, educators, course participants.
Общение - это внешнее проявление внутренней речи, внутреннего (психического) склада человека. Плохое владение языком -плохое мышление, плохая сознательная вербализация, которая проявляется во время со-
ЧИППКРО
беседования при приеме на работу, составления резюме, самопрезентации, готовности се -бя «подать», поддерживать имидж, соответствовать статусу. Для этого необходима достаточная уверенность в себе, адекватная самооценка в выборе специальности, места работы, должности, зарплаты.
Необходимо планомерное, целенаправленное, последовательное обучение слушателей в системе повышения квалификации или дополнительного профессионального образования эффективному общению (взаимоотношениям) по современным психо лого -педагогическим технологиям. Компетентность в отношениях между людьми - это путь к развитию всех других типов компетентности и успешности.
В рамках авторской концепции фасилитации (помощи, улучшения) социального взаимодействия мы предлагаем проводить тренинговые занятия по повышению эффективности общения работников образования. Задача тренингов овладения коммуникативной компетентностью состоит в том, чтобы научить человека наиболее общему истолкованию коммуникативной ситуации на основе понимания ее параметров, многие из которых поддаются точному измерению и оцениванию. Социальная коммуникативная ситуация представляет собой набор всех событий, происходящих в любой группе, и включает основные элементы готовности к общению.
На тренингах развиваются коммуникативные способности - это знания, умения и навыки, связанные с процессом общения людей. Они включают в себя умения слушать и понимать человека, устанавливать с ним хорошие личные и деловые взаимоотношения, оказывать на него психологическое влияние.
На признаки неэффективных коммуникаций, прежде всего, нужно обращать внимание в практической деятельности педагогам. Многие из них, говорящие о дефиците коммуникативных способностей, сравнительно легко заметить, внимательно наблюдая за тем, как субъект общения ведет себя в образовательном процессе и как он разговаривает с разными людьми. Наличие этих признаков говорит о неготовности к общению, о наличие «барьеров» общения, которые необходимо учиться преодолевать в тренингах.
Формирование эффективного общения происходит за счет преодоления коммуникативных барьеров. Мы учим в тренинговой системе повышения квалификации кадров преодолевать фальсификационные ошибки, преждевременную оценку и «ошибки страха».
Говоря об эффективности общения в деловой сфере, выделяются сильные стороны специалистов, проявляющиеся в организационном общении: способность управлять собой, четкие ценности, четкие личные цели, продолжающееся саморазвитие, хорошие навыки решения проблем, творческий подход, умение влиять на окружающих, понимание особенностей управленческого труда, способность руководить, умение обучать, умение наладить групповую работу, способность формировать коллектив [1].
Поэтому при формировании психологической готовности к организационному и профессиональному общению мы нарабатываем на тренингах коммуникативные качества и умение работать в команде: общительность, коммуникабельность, знания делового этикета, самопрезентация, профессиональная рефлексия, социальный интеллект, самообладание и саморегуляция, ответственность, навыки делового и межличностного общения.
На тренингах нами учитываются отдельные параметры коммуникации.
1. По ориентации коммуникации: Внешне-организационные - Внутриорганизационные.
2. По каналам общения: Формальные - Неформальные.
3. По форме общения: Вербальные - Невербальные.
4. По организационному признаку: Горизонтальные - Вертикальные.
5. По направленности общения: Нисходящие - Восходящие.
6. По специфике коммуникативной ситуации: прием на работу, публичное выступление, переговоры, телефонные разговоры и т. д.
Психологические условия фасилитации социального взаимодействия и готовности к успешному общению складываются, на наш взгляд, из 10 показателей, которые мы заложили в авторскую методику «Самооценка готовности к организационному общению» [2], по результатам которой и проводим различные тренинговые программы (табл. 1).
Таблица 1
Самооценка готовности к организационному общению (В. В. Васина)
№ Утверждения Ответ
1. Я рад, когда мои партнеры умеют самостоятельно добиваться успехов.
2. Больше всего мне нравится, когда в группе мне не мешают при выполнении заданий и подготовке к выступлению.
3. Мне нравятся коллективы, в которых каждый занят своим делом и не отвлекает других.
4. Больше всего удовлетворения в жизни дает возможность работы, когда тебе никто не отвлекает.
5. Основная роль образования заключается в подготовке приспособленных к самостоятельной деятельности людей.
6. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других.
7. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель имел ко мне индивидуальный подход.
8. Нет ничего хуже того случая, когда ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха.
9. Больше всего я ценю успех, достигнутый ценой собственных усилий.
10. Мне бы хотелось переговоры проводить самостоятельно.
11. Мне трудно менять привычки.
12. Мне нелегко переключать внимание при общении.
13. Я настороженно отношусь ко всему новому.
14. Меня трудно переубедить.
15. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться.
16. Я трудно сближаюсь с людьми.
17. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана беседы, переговоров.
18. Нередко я проявляю упрямство.
19. Я неохотно иду на риск.
20. Я резко переживаю отклонения от принятого мною плана публичного выступления.
21. Нестандартные личности чаще всего действуют на меня отрицательно.
22. Меня обычно выводит из себя несообразительный собеседник.
23. Меня раздражают любители поговорить.
24. Терпеть не могу партнеров с низким профессиональным уровнем.
25. Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем.
26. Когда зал не соглашается с позицией моего выступления, то обычно это раздражает меня.
27. Я проявляю нетерпение, когда мне возражают во время беседы, переговоров.
28. Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне хочется.
29. Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе.
30. Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав.
31. Для меня типично появление чувства удивления по отношению к происходящему в общении.
32. Во взаимодействии с людьми по телефону, Интернету, факсу я часто сталкиваюсь с невообразимым стечением неблагоприятных обстоятельств.
33. Неизвестность в предстоящем разговоре для меня очень тягостна.
34. Я обычно склонен думать только о хорошем, а не о плохом исходе предстоящих взаимоотношений.
35. Меня легко застать врасплох во время публичного выступления.
36. Меня считают наивным человеком, поскольку мне часто случается попадать впросак.
37. Меня часто озадачивает поведение и поступки людей, которых я давно знаю.
38. Я редко продумываю заранее «отходные варианты», редко готовлю «запасной аэродром», поскольку рассчитываю на успех.
39. Нередко я оказываюсь в невыигрышном положении по сравнению с другими, потому что не догадываюсь, что может произойти, и не упреждаю события.
40. Часто реакция на мое сообщение оказывается не такой, как я предполагал.
41. Собеседники часто обращают мое внимание на то, что я говорю слишком громко или слишком тихо.
ЧИППКРО
№ Утверждения Ответ
42. Во время разговора я, порой, не знаю, куда деть руки.
43. Я чувствую неловкость в первые минуты знакомства.
44. Почти всегда предстоящее общение по телефону, Интернету с незнакомым человеком вызывает у меня тревогу.
45. Я часто бываю скован в движениях во время публичного выступления.
46. В течение 10-минутной беседы я не могу обойтись без того, чтобы к чему-либо не прислониться или на что-либо не облокотиться.
47. Я обычно не обращаю внимания на мимику и движения партнера, сосредоточиваясь на его речи.
48. При разговоре я часто верчу что-либо в руках.
49. Мне трудно скрывать внезапно возникшие эмоции.
50. Во время деловых бесед я стараюсь полностью исключить мимику и жестикуляцию.
51. Я стараюсь ограничить круг своего делового общения несколькими хорошо знакомыми мне людьми.
52. У меня мало речевых контактов за день.
53. Мне приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми.
54. Я трудно включаюсь в новый для меня коллектив сотрудников
55. Я вступаю в разговор только, если меня что-то задело.
56. Я порой испытываю чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком.
57. Я чувствую себя неуверенно во время выступления перед малознакомыми мне людьми.
58. Я не чувствую себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей.
59. Часто я смущаюсь, чувствую неловкость при общении с малознакомыми людьми.
60. Я обычно не участвую при обсуждении проблемы, оставаясь при своем мнении.
Поставьте: + если согласны (да), - если не согласны (нет), V - в крайнем случае, если уж совсем не можете определиться (не знаю). Ключи:
Так как все вопросы перевернуты и имеют отрицательную направленность в общении, т. е. установку на отсутствие коммуникабельности в организации, ведем подсчет суммарных баллов и баллов, набранных отдельно по 10 шкалам: + (да) 0 баллов, - (нет) 1 балл, V (не знаю) 0,5 балла.
Суммарные баллы за весь тест (60 ответов) свидетельствуют об общем уровне готов -ности респондентов к организационному об -щению:
0-20 баллов - отсутствие готовности к организационному общению, есть необходимость пройти общие коммуникативные тренинги;
20-30 баллов - низкий уровень готовности к организационному общению, есть необходимость пройти специальную коммуникативно-профессиональную подготовку;
30-40 баллов - средний уровень готовности, вполне достаточный для того, чтобы приступить к работе в организации и общению в деловой сфере;
40-50 баллов - высокий уровень готовности к организационному общению в сфере человек-человек;
50-60 баллов - уровень готовности к организационному общению, болезненный для окружающих, есть необходимость пройти тренинги на адекватность самооценки.
По первой шкале (табл. 2) «Индивидуализм - коллективизм в деловых взаимоотношениях» выяснялось восприятие индивидом группы, какой тип восприятия преобладает - индивидуалистический или коллективистский, на тренингах в системе дополнительного профессионального образования у взрослых людей тренируется командообразование, умение сотрудничать, принимать групповые решения.
По второй шкале «Коммуникативная ригидность - пластичность» определяется высокий, средний и низкий уровень ригидности, когда ригидности нет, то присуща легкая переклю-чаемость с одной коммуникативной установки
на другую. На тренингах педагогам предлагается различать когнитивную, мотивационную, аффективную и коммуникативную ригидность, быть более гибким в общении. На тренингах коммуникативная пластичность растет, происходит понимание того, что в своем развертывании процесс организационной коммуникации проходит четыре основных этапа.
По третьей шкале «Отсутствие коммуникативной толерантности - наличие коммуникативной толерантности» выяснялись поведенческие признаки коммуникативной толерантности, где отсутствие коммуникативной толерантности (интолерантность) свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим. На тренингах по основам бесконфликтного общения мы учим различать в рамках коммуникативной толерантности: ситуативная коммуникативная толерантность (к конкретному другому человеку: брачному партнеру, коллеге, пациенту, случайному попутчику); типологическая коммуникативная толерантность (к собирательным типам личностей или группам людей: к представителям конкретной нации, социального слоя, профессии, типу мужчин, типу женщин); профессиональная толерантность (к собирательным типам людей, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности); общая коммуникативная толерантность.
На тренингах обучают, что для предупреждения конфликтов, особенно в профессиональной
жизни, следует соблюдать некоторые правила (не-писанные нормы). Тренинг призван сформировать изначальную готовность быть толерантным в общении, не конфликтовать, не вступать в конфликтные ситуации, реализовать тактику поиска числа совпадающих мнений, помощи участникам в приобретении полезного опыта правильного (бесконфликтного) поведения и извлечения уроков на будущее, предлагаются принципиальные положения разрешения организационных и педагогических конфликтов.
По четвертой шкале «Отсутствие социальной антиципации - антиципация (предвосхищение) в ситуациях взаимодействия» результаты соответствует отдельным ответам на вопросы о личностно-ситуативной «антиципацион-ной состоятельности» (прогностической компетентности) теста В. Д. Менделевич (ТАС) [3].
На тренингах делается акцент, что в ряду психологических процессов, направленных на предсказание будущего, выделяется три процесса - вероятностное прогнозирование, нацеленное на построение беспристрастной математической модели будущего; экспектация -ожидание, т. е. эмоционально окрашенное и мотивационно подкрепленное представление о будущем с привлечением характеристик желанное-нежеланное; а также антиципация, подразумевающая, кроме вышеперечисленных дея-тельностный аспект [4].
Шкалы 1 2 3 4
№ Организационное общение № вопросов публичное выступление совещание, переговоры виртуальное общение: телефон, ПК собеседование, самопрезентация
1 Индивидуализм -коллективизм 1-10 2 10 4 9
2 Ригидность - пластичность 11-20 20 17 16 14
3 Интолерантность -толерантность 21-30 26 27 22 24
4 Инантиципатия -антиципатия 31-40 35 33 32 38
5 Отсутствие невербалики -невербальное общение 41-50 45 50 44 49
6 Неактивность -активность в общении 51-60 57 51 53 59
Таблица 2
Шкалы методики самооценки готовности к организационному общению
ЧИППКРО
По пятой шкале «Игнорирование проявления невербальной коммуникации - хорошо развитая невербалика» определялось, что с помощью вербальных коммуникаций передается информация, а невербальные коммуникации передают отношение к партнеру по сообщению. Невербальное поведение человека связано с его психологическим состоянием и служит средством его выражения, поэтому в начале общения понимание невербальных сигналов нового окружения значительно ниже. Как бы человек ни старался, он не может удержаться от невербальных сообщений. Невербальное поведение помогает создать и понять образ партнера по общению, поэтому со временем применение и понимание невербального общения растет, обнаружены достоверные различия [5].
Формировать на тренингах готовность к невербальному деловому общению - это тренировать коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространенное рабочее название, которое употребляется среди людей - невербалика или «язык тела».
Даются рекомендации: во время выступления (занятия, лекции) не застывайте, будто памятник, и не отбрасывайте голову назад, так как этим вы отталкиваете аудиторию и задерживаете поток психологической энергии, который должен динамично влиять на присутствующих. Обязательно двигайтесь. Нужно показать себя живым, энергичным, динамичным. Ваши движения должны быть короткими, точными и убедительными. Когда вы хотите что-то подчеркнуть, подайтесь телом навстречу аудитории или воспользуйтесь жестом приближения вашего тела к присутствующим. Если есть возможность приблизиться к аудитории, то сделайте это тогда, когда вы хотите сообщить ей что-то важное, донести и убедить присутствующих в вашей правоте [6].
Результаты по шестой шкале «Отсутствие коммуникативной активности - активность в организационном общении» соответствуют отдельным вопросам теста КОС (коммуникативно-организаторские способности).
Определялась коммуникативная активность как взаимодействие субъекта с окружающими людьми, исходящее из его инициативы: активность - степень энергичности человека на пути к цели, в преодолении препятствий, настойчивость; реактивность - сила эмоциональной непроизвольной реакции на внешний или внутренний раздражитель; неактивность в общении - отсутствие проявленного желания общаться, коммуникативная активность является результирующей природных, биологических и социальных факторов.
После прохождения тренингов выявлены сдвиги в средних значениях отдельных показателей коммуникативной активности, статистически значимо увеличились инициативность в общении, легкость вступления в контакт, а также все показатели уровня межличностного взаимодействия.
Общение - акт межличностного взаимодействия, имеющий информационный, эмоциональный, воздейственный и побуждающий аспекты.
Для профессионалов, чья деятельность протекает преимущественно в общении, подготовка к общению имеет особое значение и носит специальный характер. Н. В. Матяш, Т. А. Павлова предлагают методы активного социально-психологического обучения для повышения активности общения [7].
Методы активного социально-психологического обучения можно успешноприменять и в дополнительном профессиональном образовании: организационные формы педагогического общения, которые обеспечивают высокую познавательную активность обучаемых в овладении практическими социально-психологическими навыками; своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы их соответствующей корректировки.
Классификация базовых методов активного социально-психологического обучения. Несмотря на многообразие подходов, выделяется три основных типа методов активного социально-психологического обучения (АСПО): соци-
ально-психологический тренинг; групповая дискуссия; игровые методы. Все столь не похожие друг на друга виды объединяет общая форма проведения - тренинговая (учебно-тренировочная) группа - и некоторые общие принципы проведения, которые появлялись и отрабатывались в различных видах тренинго-вой работы.
Принципы проведения: принцип добровольности; принцип «здесь и теперь»; принцип персонификации высказываний; принцип активности в тренинге; принцип равного общения.
Принятие участниками группы и применение указанных принципов создает особую доверительную психологическую атмосферу социально-психологического тренинга, делает его помимо привлекательности для работников образования мощным средством организованного психологического воздействия.
По седьмой шкале «Неготовность - готовность к публичному выступлению» определялось умение респондентов выступать публично, что стало необходимым навыком и в современном бизнесе, в деловых коммуникациях: готовить и проводить презентации приходится не только педагогам, но и топ-менеджерам, и руководителям направлений, и сотрудникам. К сожалению, нередко самое блестящее содержание тонет под невыразительным выступлением. Навыки публичных выступлений можно и нужно развивать. Программы «Ораторики» (ораторского искусства) направлены на то, чтобы помочь слушателям курсов выступать увереннее, естественнее, свободнее и добиваться лучших результатов в работе. Обучающимся предлагаются правила успешного публичного выступления. Они помогают сделать речь интересной и привлекательной, если успешно пройден этап подготовки речи. Успешное публичное выступление имеет несколько секретов, которые раскрываются на тренинге.
По восьмой шкале выяснялась готовность к ведению деловых встреч, совещаний, переговоров, как формы взаимосвязи между людьми, которая предназначена для достижения соглашения, когда обе стороны имеют одинаковые или противоположные интересы.
На тренингах выяснено, что участники пока еще плохо представляют себе, что переговоры предназначены в основном для того, чтобы с
помощью взаимного обмена мнениями (в форме различных предложений по решению поставленной на обсуждение проблемы) получить решение, которое отвечает интересам обеих сторон сделки и достичь результатов, которые бы удовлетворили всех его участников. Переговоры - это менеджмент в действии. Они состоят из выступлений и выступлений в ответ, вопросов и ответов, возражений и доказательств. Переговоры могут проходить легко или напряженно, партнеры могут договориться между собой без труда или столкнувшись с ними, или же вообще не прийти к согласию. Поэтому для достижения успеха при проведении деловых переговоров необходимо разрабатывать и применять специальную технику, тактику их ведения, и девушки к ведению деловой беседы готовы чуть лучше, чем юноши.
На тренингах слушателям объясняется, что на деловых совещаниях решаются следующие вопросы: развитие, укрепление политики предприятия и воплощения ее в жизнь; интеграция мероприятий всех отделов и служб с учетом общих целей организации; выявление и расчет коллективных результатов; коллективное решение проблем с учетом учебного эффекта. На совещании принимается управленческое решение по принципу коллективизма, предусматривающего взаимопомощь, что повышает индивидуальную и коллективную ответственность работников образования в производственных условиях.
По девятой шкале теста на исследование самооценки готовности к организационному общению «Неготовность - готовность к виртуальному общению по телефону, факсу, Интернету» изучалась готовность к виртуальному общению, т. е. по телефону, факсу, при помощи персонального компьютера, электронной почты, через социальные сети.
Повышение уровня виртуальной коммуникации предполагает развитие как субъекта общения, что обеспечивается, прежде всего, диагностическим и коррекционно-развивающим этапами тренинга. На первом этапе участники тренинга осмысливают свои индивидуальные особенности, проявляющиеся в общении, оценивают их, определяют свое отношение к ним. На втором этапе развитие виртуальной коммуникации достигается в результате овладения студентами такими приемами межличностного
ЧИППКРО
взаимодействия, которые соответствуют их индивидуальным особенностям. В виртуальном пространстве, в частности в социальных сетях, тоже есть свои правила общения. Просто здесь, как и в любом другом обществе, попадаются собеседники, которые не признают никаких правил.
По десятой шкале «Неготовность - готовность к профессиональному собеседованию, самопрезентации» проверялась готовность обучающихся к самопрезентации, умению преподнести себя, для того чтобы получить лучшее рабочее место, либо вообще устроиться на работу, для увеличения своего финансового благополучия. На тренингах объясняется, что самопрезентация - это демонстрация своей принадлежности к определенной среде, получение определенного статуса в обществе, это укрепление своей самооценки, повышение привлекательности, это сохранение и увеличения власти, влияние на окружающих людей, это внешний имидж, развитие уверенности в себе, выявление скрытых личностных резервов через творчество, это контроль над производимым впечатлением, преодоление психосоциального диссонанса [8].
Если обучающийся не может устроиться на работу, не знает, как пройти собеседование, как преподнести себя в лучшем свете, если замедлился карьерный рост, то необходимо учиться самопрезентации в современных тренинговых программах. Если пройти тренинг «Самопрезентация», слушатель научится показывать свои лучшие стороны, умело скрывать в начале, а потом и вообще избавиться от отрицательных сторон характера. Презентация начинается с момента начала разговора. А дальше специалист производит либо положительное, либо отрицательное впечатление. На тренинге «Самопрезентация» участники получают уверенность в себе, в этом случае вам не придется мучиться вопросом: «Что обо мне думают другие люди?» Существует несколько тактик защитного типа самопрезентации и несколько тактик агрессивного типа.
При проведении тренинга «Самопрезентация» решаются следующие задачи: теоретическое и практическое освоение концепций самопрезентации, формирование позитивного имиджа в сфере общения, развитие уверенности в себе различными способами, выявление скрытых личностных резервов через осознание и осмысление основных барьеров, осуществле-
ния публичного и социального взаимодействий, и работа с ними. Осознание возможности контроля над производимым впечатлением, возможно, никогда больше не появится другого шанса произвести первое хорошее впечатление.
Требуется одновременно целенаправленная помощь педагогов-психологов (фасилитаторов) и собственные осознанные активные усилия слушателей для прохождения различных тренингов как системы целенаправленной педагогической и психологической работы при повышении квалификации кадров, обеспечивающей надлежащий уровень подготовленности человека к встрече с трудными ситуациями.
Тренинг как современная психолого-педагогическая технология в практической деятельности педагогов дополнительного профессионального образования и повышения квалификации призван донести, что обучающийся должен быть готов к совершенствованию коммуникаций в организациях, к регулированию информационных потоков и эффективным управленческим действиям, к налаживанию системы обратной связи и системы сбора предложений, к изданию информационных бюллетеней и публикаций, к современным информационным и сетевым технологиям.
На тренинге объясняется, что культура общения не в том, чтобы вести диалог с постоянной оглядкой, а в том, чтобы на любом уровне, возникшем в реальном разговоре, у обоих собеседников сохранялась возможность подняться с низких уровней на более высокие, вышележащие - вплоть до духовного - даже в организационном общении. Культура общения не может быть сведена к набору правил (подобно правилам хорошего тона), она обеспечивается интеллектуальной, эмоциональной, нравственной развитостью личностей, вступающих в контакт. Такие личности способны к коммуникативной импровизации и следуют ограниченному числу правил, которые усвоены до автоматизма, чтобы обладать определенной свободой выбора приемов общения, мобильностью, пластичностью, активностью и т. д.
Педагоги дополнительного профессионального образования, курсов повышения квалификации, тренеры (фасилитаторы) помогают плавному переходу к коммуникативной успешности молодых специалистов, к успешному ведению ими коммуникативных актов в деловой сфере.
oCoAi*crtj(i
ЧИППКРО
Библиографический список:
1. Лосева О. А. Культура делового общения: конспект лекций / О. А Лосева. - М. : Равновесие: Экслибрис, 2006. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см. - (Электронный учебник).
2. Васина В. В. Готовность студентов к организационному общению и ее развитие /
B. В. Васина // Психологическая готовность студентов к требованиям современного рынка труда : учебно-методическое пособие. -Казань : ИПППО РАО, 2012. - С. 57-78.
3. Менделевич В. Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза / В. Д. Менделевич // Психологический журнал. - 1996. - № 4 -
C.107-115.
4. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего / Л. А. Регуш. -СПб. : Речь, 2003. - 352 с.
5. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации / И. Н. Горелов. - М. : Наука, 1980. - 238 с.
6. Лабунская В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) / В. А. Ла-бунская. - Ростов н/Д. : Феникс, 1988. - 246 с.
7. Матяш Н. В., Павлова Т. А. Методы активного социально-психологического обучения / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. - М. : Академия, 2007. - 96 с.
8. Халитов Р. Г. Психосоциальный диссонанс - ключевой момент социального взаимодействия / Р. Г. Халитов // Экспериментальный метод в структуре психологического знания. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. - С. 636-641.
References:
1. Loseva O. A. Kul'tura delovogo obshche-niya: konspekt lektsiy [Culture of Business Com-
munication: Lecture Notes]. M., 2006. Electronic Textbook. CD-ROM.
2. Vasina V. V. Students Readiness to Organizational Communication and its Development [Go-tovnost' studentov k organizatsionnomu obshche-niyu i ee razvitie]. Psikhologicheskaya gotovnost' studentov k trebovaniyam sovremennogo rynka truda. Uchebno-metodicheskoe posobie [Psychological Readiness of Students to the Requirements of the Modern Labor Market. Study Guide]. Kazan', 2012,pp.57-78.
3. Mendelevich V. D. Anticipational Mechanisms of Neurogenesis [Antitsipatsionnye mekha-nizmy nevrozogeneza]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal]. 1996, № 4, pp. 107-115.
4. Regush L. A. Psikhologiya prognozirova-niya: uspekhi v poznanii budushchego [Psychology of Forecasting: Foreknowledge Progress]. SPb., 2003.352p.
5. Gorelov I. N. Neverbal'nye komponenty kommunikatsii [Nonverbal Components of Communication]. M., 1980. 238 p.
6. Labunskaya V. A. Neverbal'noe povedenie (sotsial'no-pertseptivnyy podkhod) [Nonverbal Behavior (Social Perceptual Approach)]. Rostov-on-Don, 1988. 246 p.
7. Matyash N. V., Pavlova T. A. Metody aktiv-nogo sotsial'no-psikhologicheskogo obucheniya [Methods of Active Social-Psychological Training]. M., 2007. 96 p.
8. Khalitov R. G. Psychosocial Dissonance -the Key Moment of Social Interaction [Psikhosot-sial'nyy dissonans - klyuchevoy moment sot-sial'nogo vzaimodeystviya]. Eksperimental'nyy metod v strukture psikhologicheskogo znaniya [Experimental method in the structure of psychological knowledge]. M.: "Institut psikhologii RAN", 2012, pp. 636-641.