Научная статья на тему 'Формирование системы тренингов в профессиональном туристском образовании'

Формирование системы тренингов в профессиональном туристском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИНГ / TRAINING / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ / THEORY OF EDUCATION / НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ "ТУРИЗМ" / DIRECTION OF TRAINING "TOURISM" / ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / BUSINESS GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доронина О.В., Яговец В.С.

В статье рассмотрены изменения в системе профессионального туристского образования. Особое внимание уделено эффективности внедрения тренингов в систему обучения. Обобщается опыт российской школы бизнес-тренингов. Указываются теоретические основы тренинговых технологий. Авторами рассматривается собственный опыт организации и проведения тренингов для обучающихся по направлению подготовки «Туризм»: «Разработка индивидуального тура», «Искусство продаж», «Форсайт». Основное содержание исследования составляет анализ успешных вариантов тренингов по дисциплинам туристского профиля. В заключении раскрываются приобретаемые обучающимися в результате тренингов важнейшие знания, умения и навыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Доронина О.В., Яговец В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF TRAINING SYSTEM IN PROFESSIONAL TOURISTIC EDUCATION

Changes in the system of professional touristic education are considered in this work. Particular attention is paid to the effectiveness of the introduction of trainings in the education system. The experience of the Russian school of business trainings is generalized. The authors reveal theoretical foundations of training technologies. The researchers consider their own experience in organizing and conducting trainings for students in the field of educational curriculum of “Tourism”: “Development of an individual tour”, “Art of sales”, “Foresight”. The main contents of the study is an analysis of successful training options in the disciplines of the tourist profile. In conclusion, the most important knowledge, skills and knowledge acquired by the trainees are revealed.

Текст научной работы на тему «Формирование системы тренингов в профессиональном туристском образовании»

3. Holopov Yu.N. Garmoniya. Prakticheskij kurs: uchebnik dlya special'nyh kursov konservatorij (muzykovedcheskoe i kompozitorskoe otdeleniya). V 2-h chastyah. Chast' II. Garmoniya HH veka. Moskva, 2003.

4. Ivanov V.D. Professional'naya podgotovka studentov-muzykantov v oblasti 'estradno-dzhazovogo iskusstva. Muzykal'noe iskusstvo i nauka v sovremennom mire: teoriya, ispolnitel'stvo, pedagogika: sbornik statej po materialam Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Astrahan', 2016: 290 - 293.

Статья поступила в редакцию 04.06.18

УДК 378.1:7.071.2-057.875

Doronina O.V., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: o.v.doronina@mail.ru

Yagovets V.S., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: viton@inbox.ru

FORMATION OF TRAINING SYSTEM IN PROFESSIONAL TOURISTIC EDUCATION. Changes in the system of professional touristic education are considered in this work. Particular attention is paid to the effectiveness of the introduction of trainings in the education system. The experience of the Russian school of business trainings is generalized. The authors reveal theoretical foundations of training technologies. The researchers consider their own experience in organizing and conducting trainings for students in the field of educational curriculum of "Tourism": "Development of an individual tour", "Art of sales", "Foresight". The main contents of the study is an analysis of successful training options in the disciplines of the tourist profile. In conclusion, the most important knowledge, skills and knowledge acquired by the trainees are revealed.

Key words: training, competence approach, theory of education, direction of training "Tourism", business games.

О.В. Доронина, ст. преп. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, Е-mail: o.v.doronina@mail.ru

В.С. Яговец, ст. преп. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул. Е-mail: viton@inbox.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТРЕНИНГОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ТУРИСТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассмотрены изменения в системе профессионального туристского образования. Особое внимание уделено эффективности внедрения тренингов в систему обучения. Обобщается опыт российской школы бизнес-тренингов. Указываются теоретические основы тренинговых технологий. Авторами рассматривается собственный опыт организации и проведения тренингов для обучающихся по направлению подготовки «Туризм»: «Разработка индивидуального тура», «Искусство продаж», «Форсайт». Основное содержание исследования составляет анализ успешных вариантов тренингов по дисциплинам туристского профиля. В заключении раскрываются приобретаемые обучающимися в результате тренингов важнейшие знания, умения и навыки.

Ключевые слова: тренинг, компетентностный подход, теория обучения, направление подготовки «Туризм», деловые игры.

Развитие современной рыночной экономики и обеспечение устойчивости финансовой системы туристического бизнеса требует, среди прочего, высокого уровня практических навыков, грамотности и экономической активности выпускников. В современных условиях профессиональная активность и мобильность, умение легко находить и использовать информационные ресурсы является основой профессиональной успешности выпускников.

В последние годы, наблюдается устойчивая тенденция роста доли работодателей, которые хотели бы рекрутировать специалистов с уже сформированными практическими навыками и компетенциями. Поэтому особую актуальность приобретает задача повышения практических навыков обучающихся по направлению подготовки «Туризм».

Одновременно с этим, система высшего образования России переживает этап серьёзной модернизации. Переход на уров-невую систему подготовки кадров, использование компетент-ностного подхода при разработке образовательных программ и рабочих программ дисциплин (модулей) требуют постоянной проработки и обмена опытом в образовательном сообществе, в том числе в сфере, связанной с методикой проведения учебных занятий.

Образовательная модель, основанная на компетентностном подходе к обучению студентов, потеснила традиционную информационную модель обучения, поставив под сомнение основной её принцип: «Хорошие теоретические знания предмета - гарантия востребованности специалиста».

Работодатели, давая оценку подготовки выпускников, недвусмысленно обозначают приоритет компетенций, связанных с практическими навыками специалистов в области туризма. Необходимость следовать за актуальными тенденциями рынка, требует пересмотра методов, форм и содержания традиционного профессионального туристского образования. В педагогической науке всё чаще используется такая форма работы с обучающимися как тренинг.

Тренинг - это один из самых эффективных методов обучения для взрослых людей. И хоть термин «тренинг» (от англ. -train, training) в русском языке имеет ряд значений: воспитание,

обучение, подготовка, тренировка, дрессировка, точного эквивалента ему всё-таки нет. На сегодняшний день не существует единого определения понятия тренинга. Чтобы комплексно его сформулировать, предлагаем рассмотреть несколько вариантов определений:

• «Тренинг - многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека и группы с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека» [1, с. 13].

• «Тренинг - это специфическая форма групповой психологической работы с людьми. Его ключевая идея - использование феномена взаимовлияний участников (так называемых горизонтальных связей) для достижения успеха в их обучении и личностных изменениях» [2, с. 11].

• «Тренинг - это запланированный заранее процесс, цель которого изменить отношение, знания или поведение участников с помощью обучающего опыта, и направленный на развитие навыков выполнения определённой деятельности или нескольких видов деятельности. Цель тренинга в рабочей ситуации состоит в том, чтобы развивать способности личности и удовлетворять текущие и будущие потребности организации» [3].

Несмотря на отсутствие общепризнанного определения понятия «тренинг», большинство авторов выделяют следующие отличительные его признаки:

• краткосрочность обучения (от нескольких часов до нескольких дней);

• обучение одного человека либо небольшой группы до 12-16 человек;

• интенсивный характер обучения и обилие разнообразных упражнений для участников;

• формирование личностных и/или деловых умений, навыков человека.

Тренинг как форма обучения и развития прошёл длинный исторический путь и по праву считается эффективным. Тренинги можно классифицировать по психологической теории обучения, которая лежит в их основе. К наиболее распространённым из них относятся: гуманистическая психология, гештальт-модель, психологическая теория поля К. Левина, психодинамический

подход, бихевиоральный подход, рационально-эмотивная терапия.

Все тренинги можно разделить на тренинги личностного роста (направленные на коррекцию отдельных проявлений личности) и бизнес-тренинги (имеющие своей целью формирование деловых умений и навыков участников).

Выделяют три основных вида организации работы в тренинге:

• индивидуальная работа: участники в индивидуальном порядке выполняют полученное задание. Оно может быть направлено на продуцирование идей, прописывание личных целей, самоанализ и т. д. Внимание участника переключается на себя, свои мысли и чувства. Общая активность группы низкая.

• работа с группой: тренер работает с группой в целом, вся информация и все контакты сконцентрированы на нём. Уровень активности группы средний, инициатива находится в руках тренера.

• групповая работа: обсуждение вопросов и обмен мнениями происходит вначале в малых группах, а затем - во время представления и обсуждения результатов работы групп. Задача тренера - организовывать процесс обсуждения, дополнять и обобщать работу малых групп, подвести итог.

Все это успешно используется в ходе разработки и проведении тренинговых программ со студентами направления подготовки «Туризм». Тренинговые формы обучения используются в преподавании дисциплин «Методика экскурсионной деятельности», «Анимационный сервис в экскурсионной деятельности», «Организация туристской деятельности», «Психология делового общения», «Искусство продаж».

В рамках занятий по данным учебным дисциплинам, студенты, зная заранее условия и задачи тренинга, получают ряд определённых заданий, которые выполняют в процессе внеаудиторной самостоятельной работы. Как правило, степень активности и самостоятельности при выполнении тренинговых заданий существенно увеличивается, так как присутствует эффект вну-тригрупповой конкуренции.

Тренинг «Разработка индивидуального тура» в рамках дисциплины «Организация туристской деятельности» направлен на освоение двух компетенций:

- способностью к разработке туристского продукта (ОПК-2);

- готовностью к применению инновационных технологий в туристской деятельности и новых форм обслуживания потребителей и (или) туристов (ПК-9).

Обучающиеся делятся на группы по 3-4 человека и приступают к программированию тура и основных его технологических документов (визитка, программа обслуживания, схема маршрута, калькуляция, экскурсионная и анимационная программы). Далее следует презентация тура в виде деловой игры между «заказчиками» и «исполнителями» тура. На презентацию туров нередко приглашаются специалисты из турфирм, что превращает её в своеобразный «кастинг».

Подобная практика хорошо себя зарекомендовала в дальнейшем участии прошедших тренинг студентов в различных конкурсах и олимпиадах по направлению «Туризм» (в том числе Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» - WorldSkills Russia, Олимпиада по туризму в г. Новосибирске, конкурс «Самый лучший тур по Алтаю» в г. Барнауле [4]). Положительно оцениваются результаты тренинга и на местах производственной и преддипломной практики. Так, по результатам опроса прошедших практику в 2017-2018 гг. в туроператорских компаниях студентов «Пригодился ли на практике опыт тренинга?» большинство - 15 из 19 опрошенных - ответили положительно.

При подготовке к тренинговому заданию студенты самостоятельно организуют сбор и анализ информации по теме занятия, анализируют и заполняют бланки анализа представленных в сети интернет-вебинаров по теме тренинга. Кроме того, по заранее разработанному плану, формируют и разрабатывают самостоятельно сценарий того мероприятия, которому планируется обучиться в рамках обучающего курса [5].

Например, определяя алгоритм технологии продаж, в рамках тренинга «Искусство продаж», студенты самостоятельно выделяют последовательные этапы продажи комплекса туристских услуг, учитывая мотивационные концепции таких авторов, как А. Маслоу, З. Фрейд, Д. МакКлеланд и др. Следует отметить, что при подготовке к тренинговым занятиям в ходе самостоятельной работы студенты предварительно анализируют наиболее часто встречающиеся ошибки менеджеров по продажам туристских ус-

луг и наглядно, с использованием видео, фото или диктофонных записей демонстрируют во время тренингового занятия группе. Кроме того, диагностика проблемы и поиск её решения в рамках тренинга позволяет студентам развивать аналитические способности, используя методы моделирования, сравнительного анализа, мониторинга, социометрии и др. Подготовка к тренинговому занятию требует от студентов аккумулирования, генерации и использования знаний, полученных на других занятиях по другим дисциплинам, а также анализа уже полученного жизненного опыта.

Подобным образом организованы занятия и по дисциплине «Анимационный сервис в экскурсионной деятельности», где студенты на тренинговых занятиях получают конкретные поведенческие навыки в нестандартных ситуациях общения с представителями различных сегментов туристского рынка. Студенты реализуют свои разработки, анализируют и обсуждают их эффективность. Каждое занятие проводится по схеме: организация, апробирование, обсуждение, рефлексия, итоги. Предварительно студенты во время внеаудиторной самостоятельной работы собирают материал по методике проведения тренингов, тем самым, формируя банк данных для дальнейшей работы. Затем студенты самостоятельно разрабатывают план тренингового занятия по определённой теме, готовят подробный сценарий последовательных действий в рамках обучающего курса.

В процессе работы мы часто сталкиваемся с тем, что обучающиеся не могут напрямую связать полученную информацию и область её реального применения в профессии. Для решения этой проблемы в программу тренинговых занятий вводятся такие формы работы, как деловые игры, практикумы, кейсы с заданиями, демонстрирующими область практического применения теоретических знаний.

Тренинг «Форсайт» направлен на решение задач, связанных с увеличением осмысленности жизненных процессов студентом, формирование ответственности за постановку целей и задач, как в профессии, так и в других сферах жизнедеятельности. В процессе тренинга студенты погружаются в виртуальную реальность, где в их компетенцию входят все бизнес-процессы, с которыми сталкиваются в реальности топ-менеджеры туристических предприятий. Построение модели тренинговой программы основано на удовлетворении базовых потребностей специалиста - менеджера по туризму и, непосредственно, клиентов туристических предприятий.

Что касается потребностей специалистов по туризму, то для чёткого определения и ориентации в собственных мотивах, потребностях и запросах относительно профессии нами разработана тренинговая программа «Форсайт», основой которой послужили труды С. В. Тетерского [6]. В ходе работы решаются проблемы постановки краткосрочных и долгосрочных личных и профессиональных целей, выявляется неадекватное отношение ко времени и его планированию. Создаются новые модели тайм-менеджмента, направленные, с учётом пересмотра жизненных событий, на решение задач, способных привести к намеченным целям. Упражнения тренинга: «Общение с внуком», «Фильм о моей успешной жизни», «Образование как основа успеха», «Мотиватор», «Я - тьютор», «Другая реальность - моделирование варианта идеального будущего, как ряда уже состоявшихся событий», «Форсайт-проектирование, создание проекта турпредприятия мечты».

Данные формы работы используются в Алтайском государственном институте культуры на кафедре социально-культурного сервиса и туризма более пяти лет и имеют очень позитивный отклик у обучающихся. Тренинговые технологии можно ввести практически во все профильные дисциплины направления подготовки «Туризм».

Работа по заданной теме предполагает подготовку тренинга на два академических часа, его проведение в малых подгруппах, обсуждение, подведение итогов и анализ проведения. Кроме того, студенты при подготовке к занятию должны ориентировать проведение тренинга на конкретную целевую группу. После завершения тренингового занятия важно подробно обсудить способы решения возникших групповых ситуаций, тактики поведения участников тренинга, умения действовать в условиях групповой работы.

В процессе обучения предусмотрено обязательное выполнение слушателями самостоятельных работ прикладного характера, в том числе разработка проектов своего будущего бизнеса, с учётом специфики конкретного направления туристической индустрии.

В результате освоения тренинговых программ обучающийся:

• будет знать актуальные тенденции туристического рынка, регламентирующие разработку и реализацию проектов и целевых комплексных программ в сфере туризма;

• получит практические навыки и опыт в области финансовой, организационной, маркетинговой, коммуникативной грамотности;

• станет понимать процесс формирования следующих организационных единиц туристического бизнеса: «бизнес-процесс», «тайм-менеджмент», «проект», «дерево целей», «прогнозирование», «моделирование», «оценка качества»;

• будет понимать основные финансовые задачи, возникающие на разных этапах жизненного цикла туристического предприятия;

• научится осуществлять поиск и анализ информации и статистических данных, регулирующих сферу услуг и влияющих на личный бюджет;

• сформирует инструменты управления личными компетенциями, их «доходность» и риски;

• научится использовать в процессе работы имеющиеся методические материалы, включая решение задач, анализ кейсов, проведение деловых игр в аудитории и on-line.

Библиографический список

1. Макшанов С.И. Психология тренинга. Санкт-Петербург: Образование, 1997.

2. Никандров В.В. Антитренинг, или Контуры нравственных и теоретических основ психотренинга. Санкт-Петербург: Речь, 2003.

3. Яковченко Н. Тренинг - современный учитель. Бизнес-класс. Available at: http://www.classs.ru/library1/articles/articles45/?resultpage=1

4. 9 октября пройдет деловая игра «Самый лучший тур по Алтаю». Available at: http://www.visitaltai.info/more_categories/news/5988/

5. Беспалова Н.Н., Доронина О.В., Яговец В.С. Подготовка к тренингу как форма самостоятельной работы студентов. Оптимизация самостоятельной работы обучающихся в условиях модернизации высшего образования: материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. Барнаул, 2014: 11 - 120.

6. Тетерский С.В. «Качели времени»: известное будущее для счастливого настоящего: Научно-методическое пособие. Серия «Форсайт: известное будущее для счастливого настоящего». Москва: МФК «Мотиватор24», 2015.

References

1. Makshanov S.I. Psihologiya treninga. Sankt-Peterburg: Obrazovanie, 1997.

2. Nikandrov V.V. Antitrening, iliKontury nravstvennyh i teoreticheskih osnovpsihotreninga. Sankt-Peterburg: Rech', 2003.

3. Yakovchenko N. Trening- sovremennyjuchitel'. Biznes-klass. Available at: http://www.classs.ru/library1/articles/articles45/?resultpage=1

4. 9 oktyabrya projdet delovaya igra «Samyj luchshij turpo Altayu». Available at: http://www.visitaltai.info/more_categories/news/5988/

5. Bespalova N.N., Doronina O.V., Yagovec V.S. Podgotovka k treningu kak forma samostoyatel'noj raboty studentov. Optimizaciya samostoyatel'noj raboty obuchayuschihsya v usloviyah modernizacii vysshego obrazovaniya: materialy XIV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul, 2014: 11 - 120.

6. Teterskij S.V. «Kacheli vremeni»: izvestnoe buduschee dlya schastlivogo nastoyaschego: Nauchno-metodicheskoe posobie. Seriya «Forsajt: izvestnoe buduschee dlya schastlivogo nastoyaschego». Moskva: MFK «Motivator24», 2015.

Статья поступила в редакцию 01.06.18

УДК 37

Kamenets A.V., Doctor of Cultural Studies, Professor, Department of Sociology and Philosophy of Culture, Russian State Social University (Russia), E-mail: kamenez.a@rambler.ru

Ivanova Ye.Yu., Cand. of Cultural Studies, senior lecturer, Department of Arts and Art of the Russian State Social University (Russia), E-mail: catherine.iva@mail.ru

Goltseva O.S., Department of Artistic Creativity, Russian State Social University (Russia), E-mail: kamenez.a@rambler.ru

THE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL-ETHNIC COMPONENT IN THE UNIVERSITY TRAINING OF A MODERN DESIGNER. The article is dedicated to professional training of future designers on the basis of the achievements of culture and art of different ethnic and national communities. The main methodological and methodical approaches to the study of the national-ethnic component in the university training of the modern designer are considered. The possibilities of regional programming and design in the social and cultural sphere as a desirable professional context of future designers are revealed. Special attention is paid to a concept of cultural landscape, which allows to build a step-by-step preparation of relevant educational design projects. The examples of effective use of the national-ethnic component in the specific educational and industrial practice of students of higher educational institutions in teaching the basics of design are analyzed. Further prospects for improving the university training of designers using the potential of national and ethnic cultures in various regions of Russia are outlined.

Key words: design, ethnos, subethnos, superethnos, design, region, ethnodesign.

А.В. Каменец, д-р культурологии, проф. каф. социологии и философии культуры, Российский государственный социального университет, E-mail: kamenez.a@rambler.ru

Е.Ю. Иванова, канд. культурологии, доц. каф. искусств и художественного творчества, Российский государственный социального университет, E-mail: catherine.iva@mail.ru

О.С. Гольцева, каф. искусств и художественного творчества, Российский государственный социального университет, E-mail: kamenez.a@rambler.ru

ОСВОЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО ДИЗАЙНЕРА

Статья посвящена профессиональной подготовке будущих дизайнеров на основе использования достижений культуры и искусства различных этнических и национальных общностей. Рассматриваются основные методологические и методические подходы к изучению национально-этнического компонента в вузовской подготовке современного дизайнера. Раскрываются возможности регионального программирования и проектирования в социально-культурной сфере в качестве желательного профессионального контекста деятельности будущих дизайнеров. Особое внимание уделяется концепции культурного ландшафта, позволяющего выстраивать пошаговую подготовку соответствующих учебных дизайн-проектов. Анализируются примеры эффективного использования национально-этнического компонента в конкретной учебно-производственной практике студентов высших учебных заведениях в обучении основам дизайна. Намечаются дальнейшие перспективы совершенствования вузовской подготовки дизайнеров с использованием потенциала национальных и этнических культур в различных регионах России.

Ключевые слова: дизайн, этнос, субэтнос, суперэтнос, проектирование, регион, этнодизайн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.