Научная статья на тему 'РОЛЬ ТРАДИЦИОННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В РУССКИХ СМЕХОВЫХ ПЕСЕННЫХ ЖАНРАХ'

РОЛЬ ТРАДИЦИОННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В РУССКИХ СМЕХОВЫХ ПЕСЕННЫХ ЖАНРАХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / СМЕХОВЫЕ ПЕСЕННЫЕ ЖАНРЫ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА / FOLK TRADITIONAL MUSICAL INSTRUMENTS / HUMOROUS GENRES IN THE RUSSIAN FOLK SONGS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Татаринова Татьяна Леонидовна

Русская инструментальная культура прошла огромный путь в истории, исчезая и появляясь вновь в ином качестве. Обнаруживается, что по большей части она удерживалась в среде профессионалов и тесно взаимодействовала со смеховыми жанрами русской певческой традиции, в том числе и обрядовой. Автор выделяет две формы присутствия инструментария в контексте смеховых песенных памятников - живое звучание в исполнении сопровождения или сольных наигрышей и обозначенность в качестве символа веселья в образно-поэтическом плане вербальных текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TRADITIONAL MUSICAL INSTRUMENTS IN RUSSIAN HUMOROUS FOLK SONG GENRES

Historically russian culture of the instrumental music passed a long way disappearing once and then appearing again in another shape. It is obvious that the instrumental music was a part of the professional sphere and interacted with the humorous culture genres of the russian singing tradition as well as the ceremonial one. The author considers the instrumentarium as a living performance (solos or accompaniment) and also as the symbol of gladness presented in the figurative and poetic meanings of the verbal texts.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ТРАДИЦИОННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В РУССКИХ СМЕХОВЫХ ПЕСЕННЫХ ЖАНРАХ»

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

© Татаринова Т. Л., 2014

РОЛЬ ТРАДИЦИОННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В РУССКИХ СМЕХОВЫХ ПЕСЕННЫХ ЖАНРАХ

Русская инструментальная культура прошла огромный путь в истории, исчезая и появляясь вновь в ином качестве. Обнаруживается, что по большей части она удерживалась в среде профессионалов и тесно взаимодействовала со смеховыми жанрами русской певческой традиции, в том числе и обрядовой. Автор выделяет две формы присутствия инструментария в контексте смеховых песенных памятников — живое звучание в исполнении сопровождения или сольных наигрышей и обозначенность в качестве символа веселья в образно-поэтическом плане вербальных текстов.

Ключевые слова: народные традиционные инструменты, смеховые песенные жанры русского фольклора

Традиционная русская музыкальная культура — явление полиморфное. Певческие стили, скрепленные генетически с различными регионами и их социокультурным развитием, инструментальные традиции, связанные с отдаленными и близкими историческими периодами, народно-академизированное профессиональное искусство советского и постсоветсткого времени, соединившее в себе первые две линии, — вот что она в себе соединяет.

Инструментальное народное творчество играет в общей картине немаловажную роль, находясь в особенном положении, выдвигаясь по большей части в профессиональных слоях исполнителей и взаимодействуя с песенным исполнительством. Так в последнее время, а это чуть более ста лет, в русском традиционном фольклоре обозначилась настоящая «зависимость» от исполнения песен под инструменты. Все реже можно услышать пение без сопровождения, все чаще инструменты вторгаются в сферу обрядового пения, которое не требовало сопровождения. Нередко этот факт вызывает огорчение у фольклористов-собирателей, так как воспринимается как наступление городской клубной культуры на деревенскую — природную.

Однако произошедшим переменам есть оправдания и культурные прецеденты в истории, связанные не только с советской пропагандой народного искусства, в том числе и инструментального. Профессиональная инструментальная культура развивалась около полутора сотен лет, когда народные инструменты получили поддержку и внимание к себе, были реконструированы и собраны в оркестры. Этот период известен нам и именами мастеров-реконструкторов, и испол-

нителей на народных инструментах. Но все же народные инструменты имеют и более долгую историю существования (к тому же у каждого из них и свое время появления на исторической «арене»). Не стоит забывать и о древнерусских музыкантах-профессионалах — скоморохах, несколько столетий поддерживавших в своей среде инструментальную русскую традицию.

Отношение к скоморохам в русской истории (как и в науке) не было однозначным. Их статус в социуме со времен реформ царя Алексея Михайловича середины XVII века был довольно низким. Так и их ремесло мнилось лишь в категориях площадного, развлекательного, на потребу простонародья. В большинстве летописных документов мы встречаем обозначение ему не иначе как «глумы бесовской». Осуждение, гонение, налогообложение и даже казни — вот награда за искусство скоморохов от официальных властей.

Но известно, что так было не всегда. Увеселения народа были не единственной задачей скоморохов. В документах и текстах старинных повествовательных песен пение скоморохов — наследников древних жреческих знаний и секретов, некогда придворных певцов и музыкантов, развлекавших родовитых бояр и князей, описывается и как «умильнёё и уныльнёё», то есть вполне серьезное. Владение игрой на инструментах, секретом их изготовления передавалось внутри цехового круга самым верным ученикам. В пореформенный период скоморохи двинулись в безопасные для проживания места и, кроме увеселения народа, занялись еще торговым офенским ремеслом, которое также потребовало секретного языка — «фени» — и передачи знаний, в том числе и магических.

К концу XIX века Архангельский и Кастальский записали множество специальных музыкальных выкриков торговцев-коробейников, выходцев из кланов скоморохов. Истомин, Дютш, Ляпунов сделали достоянием широкой публики наследие северных сказителей, потомков беглых скоморохов, основавших настоящие «школы» своего ремесла в этом отдаленном регионе. Вместе с серьезными произведениями эпоса были записаны и потешные шутовые (по Путилову) старины.

Благодаря популярности этнографических концертов в Петербурге в конце XIX века, на которых пели наследники скоморошьей культуры — сказители и вопленицы (Рябинин, Федосова, Кривополенова и др.), были услышаны и открыты заново произведения русского эпоса и их интереснейшие смеховые инварианты.

Однако игра на инструментах в смеховой культуре исчисляется еще более древними временами, не связываясь с цеховым укладом профессиональной передачи секрета, а более естественно ассоциируясь с родовой и семейственной передачей навыков. Многие смеховые жанры русского фольклора вышли родом из обрядовой сферы, которая, на первый взгляд, основана лишь на певческой традиции без сопровождения. Можно выделить несколько жанров, в которых обнаруживается обязательное присутствие музыкальных инструментов — «мусикии» — или их эквивалентной замены (игры на ногтях, языком, на бытовых предметах типа пилы и др.)

Так в обрядах природного цикла встречается игра на инструментах, — окаринах и свистульках, изображающих пение птиц, в веснянках, рожков и барабанок — в поветлужских егорьевских песнях, в том числе — корильных, вьюнишные и семицкие «зеленые» пляски под дудки и кувиклы. Собиратели указывают на шуточные ряжения в зимние Святки и хождения под инструментальные наигрыши на гармошках, свистульках и шумовых инструментах. Известно присутствие игры и на шутейных похоронах «Масленицы», «Стромы», «Комара», «Кузьмы-Демьяна» — проводах зимы, весны, лета и осени.

Инструментальная игра в одном случае усиливает эффект звучания голоса, чтобы высший мир услышал человека и расположился к нему, а в других — является назидательным или обережным приемом, помогая высмеивать пороки человека и «невсамделишность» ситуации проводов. Поздний жанр частушки стал неотъемлемым атрибутом любого праздника и обряда

для народа (разумеется, кроме похоронного, о котором, к слову, и то есть в народе анекдоты, как этот: «Хоронили тещу — порвали два баяна...»). Частушки — смеховой жанр, который более всего любят петь под гармонику.

Как оказалось, в семейно-бытовых обрядах или обрядах жизненного цикла человека инструменты играют свою важную роль, также в основном связываясь со смеховыми элементами. Уже в момент рождения человек знакомится со звучанием некоторых из них. В родинном обряде роженице помогают женщины, высмеивая боль и неудобства потешным пением и игрой в свистульки, ложки и любые гремящие предметы (к примеру — битьем ложек и палок о чугунки, кастрюли). Женщину отвлекают, расслабляют, чтобы она могла отдохнуть. С другой стороны, весь импровизированный «оркестр» должен был, шутя, и напугать женщину, чтобы от испуга она, наконец, разродилась бы.

В детских потешках часто применяют шуточные хлопки (игру в ладоши), потрескивания ногтей о ногти:

«Ходи, Ванька!» — «Я пошел!» «Ты маленький — я большой, Ты в опорках — я в лаптях, Поиграем на ногтях! Тирна-тирна-тирна-рна, да Тирна-тирна-тирна-рна!»

Эта потешка знакома автору с детства от бабушки — Татьяны Васильевны Черновой. В ней присутствует и звукоизобразительный прием подражания игре на инструментах. Подобная замена инструмента «потешной игрой» была часта и в беседках, вечорках, когда не хватало музыкантов. Бабушка рассказывала так: «Музыки нету, в гражданскую фсех пабрали, так мы в языки сы-граим», — и тут же показывает — как, виртуозно постукивая языком из стороны в сторону, что очень напоминает балалаечное тремоло.

Известно, что и в свадебных обрядах инструменты применялись и в серьезных его частях — в момент оповещения о выезде поезда могли звучать трубы, сурны, накры, особенно в царских и боярских свадьбах, и в шуточных — когда нужно высмеять семейство жениха и его самого за жадность, неуклюжесть. Неотъемлемый атрибут свадебного поезда — бубенцы и колокольчики — увеселяли «свадебную челядь» во время поездки и оберегали (в том их основное предназначение) от злых духов и сглаза.

Обряды второго — «шутейного» дня — тоже во многих частях зависели от музыкальных инструментов и шумовых эффектов. Так молодых

принимали в «женатики», пугая в бане стуками по ее стенам колотушками и палками, гремя в трещотки. После садились в повозки и знакомили с молодой парой окрестности под игру балалаек и гармоник. Мы видим и древние, и поздние по происхождению инструменты, факт применения которых связан со смеховыми элементами обряда.

Наиболее близко к скоморошьему, отношение к игре на инструментах во время исполнения шуточных плясовых, веселых солдатских походных песен. В них инструмент досказывает, усиливает эффект радости, организует, отвлекает от страха. К концу XIX - началу XX веков в народе укоренилась традиция веселиться, танцуя новомодные лансье и кадрили под балалайки, домры, гармошки. Носители традиции, вспоминая молодость, обычно сообщают, что так легче танцевать, когда петь не обязательно, а «музыка играет». Вот пример из нижегородской шуточной кадрильной песни, записанной А. Нестеровым, в которой подчеркивается уважительное отношение к игре на балалайке и нежелание веселиться без нее:

«Я во садике гуляла,

Спелу ягодку рвала

Ой, Ванька, дай балалайку,

Балалаечку сюда!»

Одна из сообщительниц Поветлужского фольклора пела автору статьи очень страшную песню («жестокий романс»), в сюжете которой все герои были убиты друг другом из ревности. После пения она быстро встала, вышла в соседнюю комнату, и вернувшись оттуда в сапожках с каблучками, резко переключилась на серию частушек, сопровождая их пристукиванием каблуков. После она пояснила свое поведение так: «Споешь про их, как у их там тяжело, а потом протопашь каблуками, прочастишь частушки, так и легшее станёт». «Нет музыки — наденем каблуки», — еще один способ заменить инструмент, хотя бы ударный, и порадовать себя и близких веселой песней. Здесь мы видим своего рода расслабляющий психотренинг на основе смехо-вого жанра с приплясом.

Очень часто в полевой практике мы сталкиваемся с отказом исполнителей петь веселые припевки «без музыки», тогда как медленные и грустные песни они поют без сопровождения охотно, что доказывает неразрывную связь сме-ховой культуры пения с инструментальной игрой. То же явление переносится и на профессиональные концертные подмостки, когда мы слышим веселые шуточные песни с обязательным сопровождением, что с огромным энтузиазмом воспри-

нимается слушателями. Яркая, насыщенная игра инструментов привлекает внимание, удерживает слушателей. Это замечали скоморохи, зазывая народ на площадные действа, то же приметили и в советское время, соединив пение певцов-народников с оркестром или ансамблем инструментов.

В целом можно наблюдать два вида функционирования традиционных инструментов в смеховом музыкальном фольклоре: о первом шла речь выше — это участие инструментов и их звучания в исполнении веселых произведений фольклора. То есть инструменты или «музыка» — это отдельные реальные «персонажи» смехового действа-процесса как обрядового, так и внеобря-дового. Другой вид — это присутствие инструментария в образно-поэтическом плане смеховых песенных памятников. Иным словом, в вербальных текстах многих шуточных песен упоминаются инструменты и игра на них, как неотъемлемые символы увеселения, потехи, беспечного времяпрепровождения. Благодаря такому образному присутствию инструментов в сюжетах древних песен мы можем судить о роли музыкальной инструментальной культуры в Древней Руси. Вот примеры, из текстов былин, приводимые Фамин-цыным.

«.. .Ай же, мала скоморошина! За твою игру великую, За утехи твои за нежные Без мерушки пей зелено вино, Без расчету получай золоту казну.» « .Стал Ставр гусёлок налаживать, Гусёлок налаживать, струнок натягивать.» [6, с. 30, 34]. Очевидно, что владение инструментом и умение веселить вызывали большое уважение у окружающих. Не гнушались игрой и богатыри.

От древних скоморошин и небылиц, к поздним городским песням и частушкам протянулась нить преемственности в создании подобных образов. Нередко приемы поэтики небылиц, в которых аллегория и фантасмагория приписывают человеческие умения и свойства животному миру, включают в контекст образности инструментарий, которым, как люди, владеют звери. Те же приемы мы можем обнаружить в разнообразных жанровых слоях.

Вот пример из потешки: «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу, Он играет во дуду,

Во трубу серебряну...» (Т. В. Чернова) Здесь ворон — игрец на духовом инструменте. Образ шуточный, связанный генетически

с небылицами. В. М. Щуров в двухтомном труде «Жанры русского музыкального фольклора» приводит немало подобных текстовых примеров из шуточных плясовых песен. В них мы видим целые традиционные оркестры из игрецов-животных и птиц:

«.Они музыку играли

Как гуси — у гусли,

Как утки — у дудки,

А коровы — у рёвы,

А бараны — у барабаны.» [7, с. 359].

Характерное для обрядовых действ «переодевание в маски» переносится в сюжетный контекст многих смеховых жанров, обозначаемых народом как «досюльные», то есть поющиеся на досуге, даже в городские канты. В одном из популярных и известных кантов «Два каплуна» обнаруживается целое сообщество зверей, занятых делами из людской жизни: петухи — молотят жито, козел с козой мелют, щука продает рыбу, свинья — покупает, медведь кроет рукавицы тканью и вздорит с бабой, которая словно и не человек (смеховое переключение)! Но самые важные образы в канте — сороки и вороны, пляшущие под игру на домре зайки и собаки-лайки. В них мы угадываем игрецов-скоморохов, увеселяющих простых людей.

Таким образом, мы пронаблюдали два способа бытования традиционных инструментов в

контексте смеховых жанров песенного русского фольклора: инструменты в реальном звучании играют роль практического сопровождения к пению, усиливая его и нося обережный характер, и принимают функцию образа, встроенного в поэтический вербальный контекст, связанный с тайными смыслами, смеховой культурой масок и переодеваний.

Литература

1. Бордюг Н. Д. Традиционный фольклор юга Нижегородской области. Н. Новгород, 1996. 123 с.

2. Варламов Д. И. Метаморфозы народного музыкального инструмента: М.: Композитор, 2009. 179 с.

3. Нестеров А. А. Народные песни Горьковской области. М.: Советский композитор, 1972. 86 с.

4. Серегина Н. Музыкальная эстетика Древней Руси (по памятникам философской мысли) // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 13. Л.: Музыка, 1977. 238 с.

5. Татаринова Т. Л. Полевой и семейный архивы.

6. Фаминцын А. С. Скоморохи на Руси. СПб.: Алетейя, 1995. 536 с.

7. Щуров В. М. Жанры русского музыкального фольклора. Т. 1. М.: Музыка, 2007. 399 с.; Т. 2. М.: Музыка, 2007. 652 с.

© Ян Бо, 2014

СОЛЬНОЕ НАРОДНОЕ ПЕНИЕ В КИТАЕ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

В статье раскрываются особенности формирования сольного народного пения в современном Китае. Сравнивая европейское академическое и китайское традиционное пение, автор обозначает возможные пути их взаимодействия.

Ключевые слова: сольное народное пение, традиционное пение, вокальное искусство Китая

В Китае существует многовековая история традиционного пения. При этом в силу исторических обстоятельств страна долгое время была закрыта для культурных обменов, в том числе лишена возможности познакомиться с западным академическим искусством. Социально-политические изменения, во многом обусловленные процессами глобализации, приводят к тому, что начиная с 20-х годов XX века, эта ситуация дина-

мично меняется. Сегодня европейское академическое пение широко распространяется в Китае.

Ситуацию в сфере вокального искусства в современном Китае можно оценить как стадию интенсивного формирования национальной школы пения, поисков адекватных форм соединения «своего» и «чужого». Она усложняется общемировыми процессами, связанными с переоценкой академической культуры, техническими новше-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.