Научная статья на тему 'Роль толерантности в преобразовании системы современного образования'

Роль толерантности в преобразовании системы современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
465
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / TOLERANCE / EDUCATION SYSTEM / VALUABLE PRIORITIES / MODERN SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эмих Наталья Александровна

Дается сущностная характеристика толерантности как ценностного приоритета современного российского образования. Подчеркивается необходимость глубоких преобразований системы современного образования с целью воспитания нового типа личности, способной к пониманию и принятию ценностей цивилизованного общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tolerance Role in Transformation of System of Modern Education

The author reveals the essence of tolerance as a valuable priority of modern russian education. Tolerance is forming respect, belonging and high valuation of various cultures, forms of expression and ways of human life, that contribute into reduction of tension in human relations

Текст научной работы на тему «Роль толерантности в преобразовании системы современного образования»

УДК 316.647

Эмих Наталья Александровна

Natalia Emikh

РОЛЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРЕОБРАЗОВАНИИ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

TOLERANCE ROLE IN TRANSFORMATION OF SYSTEM OF MODERN EDUCATION

Дается сущностная характеристика толерантности как ценностного приоритета современного российского образования. Подчеркивается необходимость глубоких преобразований системы современного образования с целью воспитания нового типа личности, способной к пониманию и принятию ценностей цивилизованного общества

The author reveals the essence of tolerance as a valuable priority of modern russian education. Tolerance is forming respect, belonging and high valuation of various cultures, forms of expression and ways of human life, that contribute into reduction of tension in human relations

Ключевые слова: толерантность, система образова- Key words: tolerance, education system, valuable priorities, ния, ценностные приоритеты, современное общество modern society

В открытом, стремительно развивающемся обществе человек формируется как личность, на которую оказывают влияние не только социальные, экономические и политические преобразования, но и различные культуры, вступающие с ней во взаимодействие. Взаимосвязь личности с культурой обеспечивает образование, как подсистема последней, выполняя роль транслирующего фактора, передающего обществу ценные культурные образцы. Поэтому неизбежно возрастает общественная значимость культурных целей современного российского образования, которые преследуют формирование в сознании личности таких приоритетных ценностей, как увлеченность, личное достоинство, свобода выбора, самоопределение, саморазвитие, ответственность, отношение к труду, отзывчивость и др.

Значимость культурных целей современного российского образования актуализи-

рована потребностью восстановления позитивных человеческих отношений в обществе. Это связано с тем, что наше образование на протяжении многих лет недостаточно внимания уделяло культурному становлению молодого поколения, что привело к резкому возрастанию напряженности в человеческих отношениях. Заметим, что данная напряженность связана и с национальной составляющей, а именно, с причинами ментальной несовместимости в российском обществе, характеризующемся поликультурностью. По мнению исследователя Е. Русаковой, «сегодня в нашем обществе имеют место разрозненные мировоззренческие позиции и ценностные приоритеты, приводящие к расколу в сознании личности, что является недопустимым как с образовательной, так и с политической точки зрения» [5; С. 84].

Образование является одним из главных социальных институтов, способствующих формированию толерантных начал в россий-

ском обществе [3; С. 66]. Однако выполнение образованием этой новой функции предполагает его коренную трансформацию. Последняя должна проходить под совместным влиянием принципов неопределенности мира и человека, толерантности диалога и сотрудничества обучающей и обучаемой сторон. Принцип диалога, неразрывно связанный с принципом толерантности, должен являться не только средством обучения, но и его целью. В дальнейшем эти принципы могут начать экспансию и в другие сферы жизни общества.

Всепроникающий характер принципов толерантности и диалога не означает их «одиночества» и особой выделенности среди других жизненных принципов: он свидетельствует о том, что без усиления их влияния под угрозой находится выполнение главного на сегодняшний день принципа - принципа выживаемости.

«Открытие» России миру, плюрализация и дифференциация политического, экономического, идеологического, религиозного, культурного пространства выдвинули проблему толерантности на арену современной российской жизни. Это нашло свое отражение в повороте общества к данной проблеме - резко увеличилось само упоминание ранее незнакомого термина «толерантность» в средствах массовой информации, чаще стали проводиться конференции, посвященные этой проблематике, появились публикации в академических и общественно-политических журналах. Воспитание нового типа личности немыслимо без революционных изменений в системе образования.

Указанные проблемы свидетельствуют о том, что в современном российском обществе главным ценностным приоритетом, способным снять напряженность в человеческих отношениях, выступает толерантность как культурность личности, формирующаяся посредством образования. По словам культуролога Л.Н. Коноваловой, «толерантность есть уважение, принятие и высокая оценка богатого разнообразия культур, форм выражения и способов

человеческого бытия... Она является не только моральным долгом, но также политическим и правовым требованием цивилизованного общества» [1; С. 54].

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом понятия «терпимость» (от лат. ш!егапйа - терпение) [6; С. 42]. В процессе историкокультурного развития общества и становления философской мысли категория терпимости претерпела значительные изменения в связи с развитием идей и формированием новых понятий. Благодаря этому, понятие толерантность прочно укрепилось в нашей речи. Толерантность как философская категория является признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции, что свидетельствует, в первую очередь, об активной позиции личности в таких процессах, как:

- познание и признание своего «Я» (взгляды, мировоззрение) и позиций других личностей;

- определение тактики поведения в диалоге с другими личностями;

- взаимодействие с другими при абсолютной автоматизации, т.е. сохранение своего «Я»;

- анализ результатов взаимодействия с другими личностями.

Следовательно, в системе ценностей современного российского образования приоритетом является толерантность как достоинство личности, стремление к компромиссу, социальное партнерство, честность, взаимное доверие и законопослушность [4; С. 25].

Являясь общественным институтом, представляющим собой систему отношений между личностями не только деятельностными, но и потребляющими, современное образование должно ориентироваться на множественность интересов этих личностей. Поэтому восстановление целостности образовательной среды должно диктоваться не только контролем со стороны государства, но и тем, что в

современном образовании формируется личность, жизнедеятельность которой не может замыкаться узкой, изолированной сферой. Благодаря этому, мы с уверенностью можем сказать, что воспитание толерантности как ценностного приоритета в современном российском образовании - процесс политический, а значит, государственный, учитывающий отношение общества к жизненным установкам современной личности. К тому же толерантность ни в коем случае не предполагает пассивного поведения, пассивного статуса личности как носителя ценностей. Это совершенно сознательное принятие той аксиомы, что каждая личность имеет право на уважение человеческого достоинства, на собственное мировоззрение, вероисповедание и т.д.

Важной задачей современного образования в процессе формирования толерантности является обучение личности действиям в ситуации непонимания. Чтобы достичь желаемого результата, в процессе образования, необходимо от универсальных, общих характеристик личности переходить к ее специфическим, индивидуальным особенностям, опираясь на самобытность и уникальность каждой отдельно взятой личности.

Вследствие этого проблема толерантности в современном российском образовании является одной из главных и потому важную роль играет ее концептуальная разработка, требующая, на наш взгляд, философского исследования. Основой концептуальной разработки толерантности выступает идея, которая представлена в трудах исследователей М.Б. Хомякова, В.Е. Кемерова, А.В. Перцева следующим образом:

- толерантность является одной из основных универсальных ценностей (ценностным приоритетом) современного общества;

- универсальность толерантности связана с двусторонним процессом в современном обществе, т.е. с усилением глобализационных тенденций, с одной стороны, и стремлением к сохранению национальной идентичности, с другой;

- проблема толерантности не является проблемой только в одной из сфер общественной жизни (в религии, вопросах национальных отношений), но приобретает статус социокультурной проблемы, проявляющейся во всех сферах общества [2; С. 247].

Толерантность в обществе выступает в качестве неотъемлемого элемента современного понимания свободы, являющейся высшей человеческой ценностью. Она же служит важной частью структуры творческого взаимодействия и творчества вообще. Но это, в свою очередь, означает, что принцип толерантности должен творчески применяться и во всех социальных отношениях и, прежде всего, в образовательном процессе. Творческое использование принципа толерантности в процессе обучения становится залогом эффективности образования, с одной стороны, а также создает благоприятные условия для дальнейшей экспансии толерантности в другие сферы социальных отношений. Воспитание толерантных начал носит многоплановый характер и в условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности и полиментальности населения России не может не приобретать характер по-ликультурного образования.

Таким образом, мы приходим к выводу, что толерантность служит основным универсальным средством урегулирования социальных конфликтов и снятия напряженности, а значит, является одним из ценностных приоритетов современного российского образования и гармоничного развития общества. Становление личности, обладающей толерантным сознанием, обеспечит устойчивость ее индивидуальности в современном обществе, ее способность признавать существование иной точки зрения, принимать многообразие культурных отличий на основе уверенности в своих позициях. Время, в котором мы живем, обусловлено собственной социокультурной детерминацией и обладает собственным смыслом - толерантностью, уважением человека в человеке. Использование принципа толерантности в образовательном процессе становится зало-

гом его эффективности и создает благоприятные условия для дальнейшего его распространения в другие сферы социальных отношений, повышая тем самым возможности выживания современного российского общества.

Становится очевидным, что наиболее важное и сложное требование общества и государства к образовательной системе - это

1. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию / А.Г. Асмолов. - М.: Экзамен, 2006. - С. 54.

2. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика / А.С. Запесоцкий. - М.: Наука, 2007. - С. 247.

3. Колодин А. Поиск взаимных компромиссов. Высшее образование в России / А. Колодин. -М.: МФК, 2000. - С. 66.

Коротко об авторе__________________________________

Эмих Н.А., канд. филос. наук, доцент кафедры социальной антропологии, религиоведения и философии, Читинский государственный университет (ЧитГУ)

Служ. тел.: 26-22-29

Научные интересы: изучение современных подходов к оценке качества образования, проблемы формирования толерантности в обществе

образование российских граждан в духе понимания и принятия ценностей общества. Проблема образования является первостепенной по важности. Именно поэтому образование может потенциально играть такую важную роль не только в национальном самоопределении, но и в создании общенационального «климата».

_________________________________Литература

4. Плеханов Е.А. Приоритеты и ценности современного образования / Е.А. Плеханов. - М.: ИНФРА-М: ФОРУМ, 2003. - С. 25.

5. Русакова Е. Нетерпимость и враждебность в российском обществе / Е. Русакова. - М.: Наука, 2002. - С. 84.

6. Скрипкина Т.П. Доверие и толерантность. Век толерантности / Т.П. Скрипкина. - М.: МФК, 2007. - С. 42-52.

______________________Briefly about the author

N. Emikh, Candidate of Science (Philosophy), Assistant Professor of Social Anthropology, Religious Studies and Philosophy Department, Chita State University

Areas of expertise: studying of modern approaches to an estimation of quality of formation, a problem of formation of tolerance in a society

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.