Научная статья на тему 'Становление культурной парадигмы образования: философский аспект'

Становление культурной парадигмы образования: философский аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / СТАНОВЛЕНИЕ / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / CULTURAL PARADIGM OF EDUCATION / FORMATION / MODERN SOCIETY / CULTURE OF PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эмих Наталья Александровна

Интерпретируется феномен «культурная парадигма образования», представляющий ценностную основу развития современного общества. Рассматриваются основные идеи построения и реализации образовательной модели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Cultural Paradigm of Education: Philosophical Aspect

The article interprets the «cultural paradigm of education» phenomenon which is the value basis of a modern society development. The basic ideas of construction and realization of educational model are considered

Текст научной работы на тему «Становление культурной парадигмы образования: философский аспект»

УДК 374.3

Эмих Наталья Александровна Natalia Emikh

СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

FORMATION OF CULTURAL PARADIGM OF EDUCATION: PHILOSOPHICAL ASPECT

Интерпретируется феномен «культурная парадигма образования», представляющий ценностную основу развития современного общества. Рассматриваются основные идеи построения и реализации образовательной модели

Елючевые слова: культурная парадигма образования, становление, современное общество, культура личности

The article interprets the «cultural paradigm of education» phenomenon which is the value basis of a modern society development. The basic ideas of construction and realization of educational model are considered

Key words: cultural paradigm of education,forma-tion, modem society, culture ofperson

Начало XXI в. характеризуется процессом реформирования общества, происходят неоднозначные процессы, которые, с одной стороны, по-новому формируют его культурное пространство, а с другой, нарушают механизмы передачи культурного наследия от поколения к поколению, наносят ущерб культуре, образованию и науке. Самой логикой сохранения культурного пространства общества диктуется усиление ее тылов через призму системы образования. Образование мы понимаем как единый и целостный процесс воспитания и обучения, целью которого является создание возможностей преобразования как окружающей среды (в том числе социокультурной), так и самого человека.

Традиционная образовательная система «основывается на передаче готового знания, отчужденного от динамики развития культуры, личности и общества. Она не учитывает растущую потребность непрерывного развития человека в динамично меняющемся современном мире» [8].

«Модель образования с 60-х гг. XX в. стала считаться классической и начала активно дополняться новыми элементами, адекватными постиндустриальной реаль-

ности» [4]. Инновационным компонентом начинает выступать парадигма образования, отвечающая на «запрос времени»

— воспитать человека, способного жить в условиях стремительной динамики постиндустриального общества. Образовательная модель находится в состоянии трансформации, поиски идут в разных направлениях, приводя подчас к противоречивым результатам. По замечанию Е.А. Ермолина, «... для настоящего момента по-прежнему характерна ситуация непродуманное™ концептуальных основ образовательной системы, в частности, становления ее культурной парадигмы» [Ю].

«В период смены парадигмы образования возникает острая потребность в ученых, способных сформировать новые идеи и произвести синтез различных отраслей знаний. Традиционная система образования начинает давать сбои только сейчас, когда общество вступило в фазу ускоренных изменений, когда разрыв между культурой и цивилизацией становится особенно заметным» [7].

За историческое время «сменилось несколько парадигм образования, каждая из которых на начальном этапе демонстриро-

вала эффективность, мера которой снижалась, когда она выступала средством ускорения стагнации общества» [6; С. 66-70]. Современному обществу необходима рефлексия по поводу философско-антропологических оснований становления культурной парадигмы образования. Заметим, что для ее трансформации требований только сегодняшнего дня недостаточно. Парадигма формируется в соответствии с тенденциями становления отечественного образования, мировых тенденций развития образования и прогноза его роли в обществе XXI в. В этом аспекте «очень важно установить перспективы становления и развития парадигмы образования» [1].

Традиционная парадигма образования, положившая начало процессу исторического развития человеческой деятельности по обеспечению механизма социального наследования, эффективно функционировала несколько тысячелетий. Однако важно помнить, что и сегодня процессы традиционного образования являются ощутимой и значимой реальностью жизни общества. Учитывая данное обстоятельство, современное образование обязано считаться с наличием влияния этих объективно существующих факторов на реальные общественные процессы.

Долгое время образование составляло немаловажный компонент систем, разрабатываемых многими философами, что способствовало дальнейшему философскому осмыслению становления образовательной парадигмы (Г.Е. Зборовский, И.А. Зимняя, Г.Б. Корнетов, А.Ж. Кусжанова, А.А. Пинский, В.В. Сериков, А.В. Хуторской и др.). Так, философ А.Ж. Кусжанова утверждает, «необходимо выстраивать парадигму с опорой на возможность позитивного потенциала существующих факторов либо предпринимать специальные действия для того, чтобы нейтрализовать или исключить их возможное негативное влияние для осуществления целей и задач, стоящих перед современным образованием» [12].

Обществу необходимо «становление культурной парадигмы, которая наиболее адекватно отвечает особенностям совре-

менного этапа жизни общества, стремящегося реализовывать гражданские ценности (возможность выбора, толерантность) и сохранять лучшее из общественной и культурной жизни (приоритет духовных ценностей, важность общественных интересов, высокие патриотические убеждения)» [9]. Подчеркнем также, что именно в рамках культурной парадигмы наиболее полно возможно развитие личностных качеств человека, реализации идей личностно ориентированного образования.

Рассуждения «о становлении культурной парадигмы, равно как и личностно ориентированном образовательном процессе, занимают особое место в работах философов, антропологов, культурологов, психологов и педагогов» [3]. Возникает необходимость формулировать такие ценностно-целевые установки образовательной политики, которые ориентировали бы образовательную деятельность на интересы человека. Это означает, что ценностно-целевые основания образования должны базироваться на принципах парадигмального развития общества.

Согласно утверждению ученых Н.В. Бордовской и А.А. Реану, «...парадигма образования складывалась и разрабатывалась на протяжении веков, в зависимости от доминирования определенного элемента в системе основных параметров образования как социокультурного феномена. Такими параметрами, определяющими образовательную парадигму, являются представления о системе знаний и умений, необходимых человеку конкретной исторической эпохи, осознание типа культуры и способов развития человека в процессе освоения последней; принципы кодирования и передачи информации; осмысление ценности образования в обществе; осознание культурного развития человека; роль образования в обществе; представления о роли преподавателя как носителя знаний и культуры в образовательном процессе» [5; С. 30-31].

Становление парадигмы образования неразрывно связано с изменениями представлений о картине мира и месте человека

в нем. В настоящее время речь идет о необходимости замены индустриальной культурной парадигмы иной парадигмой человеческого существования, базирующейся на новых знаниях и общепланетарных принципах мышления, что с особой остротой выдвигает на первый план проблемы образования. Важность становления культурной парадигмы образования диктуется назревшей необходимостью преодолеть разрушительный прагматизм технико-экономического интереса к природе, культуре и человеку, обеспечить переход человечества к новым природосоциокультурным отношениям охранительно-созидательного типа.

«Суть культурной парадигмы образования заключается в исключительном внимании к человеку, его развитию, его интересам, его потребностям, его целям, желаниям и смыслу жизни» [13]. В настоящее время система образования должна осваивать новый опыт построения и реализации образовательных программ развития. На наш взгляд, культурная парадигма должна включать в себя несколько основных идей и подходов, направленных:

— на ценностно-культурную миссию образования в XXI в.;

— на предмет и конечные цели образования;

— на уровни образования;

— на роль социально-гуманитарного знания;

— на образовательные задачи и средства их решения.

Согласно трансформируемой парадигме, образование рассматривается как самоценность, провозглашается сферой производства высшей ценности — человека во всей полноте его свойств и качеств как гармонично и всесторонне развитой личности, а не только «специалиста». При этом сама высшая школа должна становиться местом формирования духовно-нравственных ценностей, в частности, и знания.

Отличительные для конца XX — начала XXI вв. изменения в характере образования, в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют его на свободное развитие человека. «Эти

накапливающиеся изменения, которые нашли отражение в «Федеральном законе об образовании», означают, по сути, процесс смены образовательной парадигмы, что отмечается многими исследователями (В.И. Байденко, Г.Б. Корнетов, А.Н. Новиков, Л.Г. Семушина, Ю.Г. Татуридр.)» [11; С. 34-42].

В XXI в. проблема становления культурной парадигмы образования приобретает особое значение. С процессом развития общества связаны процессы становления новой парадигмы образования, приходящей на смену классической. В основе новой парадигмы лежит изменение фундаментальных представлений о человеке и его развитии через образование. К тому же речь идет и о том, чтобы поставить преграду процессам культурного упадка и пробудить творческие силы человека для нового созидания.

Становящаяся культурная парадигма образования призвана «взращивать» субъекта, способного осуществлять культурные программы будущего. В последнее время в качестве ведущей и определяющей становится парадигма человекоориентированной системы образования, т.е. такой системы, центром которой становится личность, ее потребности и интересы (человек для образования, а не образование для человека).

В философских учениях советского периода, особенно в 40-50-е гг., культурная парадигма претерпела серьезные деформации и приобрела альтернативный, оппозиционный характер по отношению к официальной парадигме в сфере образования. В дальнейшем стремление к поиску новой парадигмы образования проявляется достаточно стабильно. Оно нашло свое воплощение в работах Ш.А. Амонашви-ли, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина и др. ученых-новаторов второй половины XX в., а именно в призывах к повороту образования в сторону развития личности. «Сегодня ставится вопрос об ориентации образования на «человека культуры», которая призвана сменить прежнюю ориентацию на «человека знающего». Поиск путей к целостному миру и

человеческой принадлежности к нему с неизбежностью ведет философскую мысль к постановке проблем образования» [2].

В этих условиях главная задача образования состоит в том, чтобы определить «меру жизни» человека, научить его понимать смысл происходящего, относиться к нему с позиций собственных возможностей и целей, выработать личностные критерии существования. Поэтому главная цель культурной парадигмы образования — формировать способность человека к самостоятельному суждению, выбору, поступку; научить человечности («мере жизни»), т.е. состраданию, толерантности, доброте и справедливости.

Назовем основные идеи парадигмы образования, позволяющие определить ее как самостоятельное направление и отнести к ней высказывания весьма различных по способу философствования мыслителей (А. Бергсон, В. Дильтей, Г. Зиммель, Л. Кла-гес, Ф. Ницше).

Согласно идеям данного круга философов, образование понимается как саморазвитие личности, которое происходит в потоке жизни. Оно совершается как понимание-сопереживание мира и себя в единстве внешнего (вживание, вчувствование) и внутреннего (самонаблюдение, самопознание). И мы с уверенностью утверждаем, что культурная парадигма определяет, как правило, стратегическую цель, концептуальную программу развития образования на длительное время, органически вписываясь в конкретный социокультурный контекст и создавая основу для построения соответствующей данной культурной парадигме модели образовательного процесса.

Культурная парадигма не только определяет стратегию развития образовательного процесса, идеал человека, соответствующий ей, но и обеспечивает, вместе с тем, такой набор технологий, который способствует реализации стратегии образования в целом (целенаправленно организованная среда образования, адаптивно развивающиеся в ней образовательные учреждения инновационного плана).

В XXI в. жизненно важно не толь-

ко учесть отмеченные уроки истории, но вдумчиво извлечь из них конструктивнопозитивные выводы, которые позволили бы создать необходимые предпосылки для действенной реализации стратегии, заключенной в культурной парадигме образования современного общества. Представления о возможностях, целях и задачах образования, об основных характеристиках личности — весь этот комплекс идей очерчивает культурную парадигму образования и непосредственно отражает общую картину мира, свойственную современной эпохе.

Современная эпоха характеризуется процессами становления новой парадигмы в системе образования. Они взаимозависимы и осложнены многообразием и разноречивостью исходных оснований и выводов. Общность процессов становления новой парадигмы видится нам в устремленности к реализации идей и концепций в практике образования и, пожалуй, это отличительная черта философствования ушедшего столетия. В этой связи исследование культурной парадигмы образования призвано установить, какие возможности и факторы для ее осуществления (позитивные и негативные) создает современная цивилизация, в каком плане она рекомендует наши традиционные представления по целому ряду существенных образовательных проблем.

Таким образом, в основе становления культурной парадигмы образования лежат способы объективации смыслов, определяющих бытие человека в социокультурной действительности, которые находят выражение в конкретных идеях, вещах, способах решать жизненно важные задачи, в поступках. Культурная парадигма — это культурный код, определяющий мировосприятие, мышление и поведение людей. Это «текст» конкретной культурно-исторической эпохи, представляющий собой класс социокультурных единиц, объединенных общим культурным временем, общим смыслом, способностью решать задачи человека как субъекта социокультурной деятельности. Проанализировав культурную парадигму образования как философское понятие, мы склонны полагать, что она служит явле-

ниєм жизненной реальности, стилем жизни, образцом жизнедеятельности человека как субъекта культуротворчества, субъекта смыслополагания.

Становление культурной парадигмы образования предполагает разрешение основных противоречий между развивающейся культурой и традиционным способом образования человека, между целостностью культуры и отраслевым принципом ее

представления через множество предметных областей в образовании. Новая образовательная парадигма призвана выполнять прогнозирующую функцию, требовать от ученых постоянной творческой работы для теоретического и практического развития, анализа, обобщения прогрессивного образовательного опыта, его распространения в образовательный процесс.

Литература

1. Алиева Н.З. Постнеклассическое естественнонаучное образование: концептуальные и философские основания (Образование в эпоху кризиса и перемен): монография. — М.: Академия Естествознания, 2008.

2. БакачН.Б. Культурная парадигма как объект социально-философского анализа: автореф. дис. ...канд. филос. наук. — Волгоград, 1998.

3. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма. — 2008.

4. Видт И.Е. Генезис ментальностей в культурно-образовательных средах. — Тюмень, 2006.

5. Гершунский Б.С. Философия образования: учеб. пособ. — М.: Московский психолого-со-циальныйин-т, 1998. — С. 30-31.

6. Горбачева В.В. Смена парадигмы и методология ориентированного образования: сб. тр. ученыхРГАФК.-М., 1998. — Т. 5.-С. 66-70.

7. Денисенко П.А. Парадигмальность образования: социокультурный аспект // Власть. 2009. — № 4.

8. Демкин В.П., Можаев Г.В. Гуманитарное образование в информационном обществе. — ТомГУ, 2005.

9. Евладова Е.Б. Культура как ценностная основа воспитания и дополнительного образования учащихся. — М., 2005.

10. Ермолин Е.А. Русская культура: персоналистская парадигма образовательного процесса: монография. — М., 2005.

11. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — №5, — С. 34-42.

12. КусжановаА.Ж. Исторические типы образования // Философия. — 1998. —№1.

13. Перевозчикова Л.С. Аксиологические основания гуманистической парадигмы высшего образования в культуре информационного общества: автореф. дис. ...д-ра филос. наук. — Тула, 2009.

Коротко об авторе________________________________________________Briefly about the author

Эмих Н.А., канд. филос. наук, доцент кафедры социальной антропологии, религиоведения и философии Читинского государственного университета Служ. тел.: (3022) 26-22-29

N. Emikh, Candidate of Philosophical Sciences, Assistant Professor of Social Anthropology, Religious Studies and Philosophy Department, Chita State University

Научные интересы: интеграционные процессы в Scientific interests: integration processes in system of системе современного образования modern education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.