Научная статья на тему 'РОЛЬ ТЕРРОРИЗМА В ПРАВОВОМ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТРАНЫ'

РОЛЬ ТЕРРОРИЗМА В ПРАВОВОМ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
терроризм / социально-политическое явление / государственноправовая система / национальная безопасность / идеология / мотивация / права человека / духовные ценности / конфликт / явление / terrorism / socio-political phenomenon / state legal system / national security / ideology / motivation / human rights / spiritual values / conflict / phenomenon

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Молдажиев А.И.

в настоящее время терроризм следует рассматривать как широкомасштабное социально-политическое явление, представляющее угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства. Современные его проявления способны дестабилизировать мир и согласие в обществе, создавать существенную угрозу его безопасности, стабильности и устойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TERRORISM IN LEGAL AND SOCIO-POLITICAL DEVELOPMENT OF THE COUNTRY

Currently, terrorism should be considered as a large-scale socio-political phenomenon that poses a threat to the vital interests of the individual, society and state. Its modern manifestations can destabilize peace and harmony in society, creating a significant threat to its security, stability and sustainability.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ТЕРРОРИЗМА В ПРАВОВОМ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТРАНЫ»

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Молдажиев А.И.

соискатель Института государства и права Национальной академии наук КР, Бишкек

РОЛЬ ТЕРРОРИЗМА В ПРАВОВОМ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ

РАЗВИТИИ СТРАНЫ

Аннотация: в настоящее время терроризм следует рассматривать как широкомасштабное социально-политическое явление, представляющее угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства. Современные его проявления способны дестабилизировать мир и согласие в обществе, создавать существенную угрозу его безопасности, стабильности и устойчивости.

Ключевые слова: терроризм, социально-политическое явление, государственно-правовая система, национальная безопасность, идеология, мотивация, права человека, духовные ценности, конфликт, явление

Терроризм представляет собой весьма сложное и трудно поддающееся точному определению общественное явление. Оставляя в стороне различные юридические формулировки, характеризующие терроризм с точки зрения уголовного права, обратим внимание на его социально-политические признаки. Можно согласиться с мнением, что неотъемлемое свойство терроризма — систематическое применение насилия, причём насилие используется при соответствующей социально-политической мотивации и идеологическом обосновании. Достижение поставленных террористами целей включает два этапа: на первом осуществляется акт устрашения, а на втором этапе террористы управляют поведением людей в выгодном для себя направлении. Следовательно, любая террористическая акция представляет собой сложное по структуре явление, имеющее два объекта преступных посягательств. Первичный объект может быть отдельным физическим лицом, группой лиц или материальным объектом; вторичный — объект управления, которым можно считать общественные отношения в широком смысле.

На наш взгляд, следует в полной мере согласиться с научной корректностью важного и концептуального тезиса Э.А. Пронина, согласно которому «Как социально-политическое явление терроризм отражает конфликтное взаимодействие различных сил общества, в основе которого, как правило, лежит борьба за власть или обладание материальными и духовными ценностями. Современный всплеск терроризма - это проявление острых противоречий, вызванных неравномерностью развития стран мира, недовольство установленным миропорядком, попытка монополизации права на легитимное насилие и насаждение своих ценностей» [1, с. 31].

По мнению многих экспертов, в том числе, западных, прилагаемые в настоящее время усилия государственных и правоохранительных органов, к сожалению, не способны ликвидировать терроризм, а тем более устранить его социальные и политические корни, и поэтому терроризм продолжит свою разрушительную деятельность и в XXI в.

Но, тем не менее, в целях успешной борьбы с терроризмом необходимо знать не только причины, но и те факторы, которые способствуют распространению данного явления.

Следовательно, еще раз необходимо сделать акцент на том важном обстоятельстве, что терроризм, являясь сложным и многогранным социально-политическим явлением, аккумулирует в себе социальные противоречия, достигшие в обществе до уровня конфликтов. Терроризм появляется в обществе тогда, когда оно переживает глубокий кризис, прежде всего, - кризис идеологии и государственно-правовой системы. В таком обществе появляются различные оппозиционные группы - политические, социальные,

религиозные, для которых становится сомнительной законность существующей власти и всей ее системы управления. Если такие группы придут к выводу, что не могут добиться своих целей законным путем, они могут попытаться достигнуть желаемого через насилие и терроризм. Поэтому терроризм исторически всегда был мощным оружием, инструментом, а в современных условиях, и технологией, используемых не только в борьбе против власти, но очень часто и самой властью для достижения своих целей.

Из совокупности изложенного ранее не трудно заметить, что терроризм представляет собой метод политической борьбы, который состоит в систематическом применении ничем не ограниченного, не связанного с военными действиями, физического насилия для достижения определенных целей путем устрашения политических противников. Следовательно, террор (терроризм) - это способ решения политических проблем методом насилия и на основе идеологии насилия.

В данной связи совершенно прав профессор О.И. Чердаков, когда пишет о том, что «... террор и терроризм имеют репрессивную основу, по форме выраженную в действиях, направленных на подавление личности, а по содержанию связанную с достижением заранее определенных политических целей посредством идеологически обоснованных установок» [2, с. 15].

Известно, что использование насильственных методов в сфере политики реализуется не только государствами в отношении политической оппозиции, но и различными подпольными группами (террористического и экстремистского толка) против господствующих классов и государственных институтов.

Важно подчеркнуть, что в литературе научного плана существует три основных взгляда на природу терроризма, исходя из боевых проявлений террористической деятельности, криминальных и социально-политических. Согласно первой концепции, терроризм рассматривается как специфический вид вооруженных действий и определяется в качестве «вооруженного конфликта низкой интенсивности». Вторая точка зрения делает акцент на криминальной составляющей и классифицирует терроризм как вид уголовной преступности. Третья - позиционирует терроризм в качестве разновидности политической борьбы, формирующейся на базе социально-политического протеста.

Говоря о правомерности приведенных точек зрения, важно также подчеркнуть, что терроризм в чем-то аналогичен уголовному преступлению, имеет определенное сходство с военными действиями, но при этом обладает и своими специфическими чертами.

Потому в процессе определения той или иной формы терроризма существенное методологическое значение имеет установление всей совокупности обстоятельств, связанных с выяснением вопроса о целях реализации террористических акций. При таком подходе наиболее понятными становятся мотивы и направленность терроризма, поскольку последний возникает в качестве ответной реакции на длительное затягивание решения социально-экономических, политических, духовно-нравственных, культурных и прочих проблем. Фактически, терроризм вырастает на почве значимых противоречий в обществе. Уже давно приобрел аксиоматический характер важный тезис, согласно которому к террористической борьбе приводят конфликты политического, социального, территориального, национального, мировоззренческого характера и т.д.

В некоторых регионах существуют собственные нормативные акты антитеррористического характера. Так, в 1977 г. под эгидой Совета Европы была принята Европейская конвенция по борьбе с терроризмом. Страны СНГ заключили между собой Договор о сотрудничестве в борьбе с терроризмом. В 2000 г. была принята межгосударственная Программа сотрудничества по борьбе с терроризмом и другими проявлениями экстремизма образован Антитеррористический центр СНГ.

Терроризм во всем многообразии его проявлений стал одной из самых острых

проблем борьбы с преступностью и на территории Кыргызской Республики. Не случайно еще в Концепции национальной безопасности Кыргызской Республики 2001 г. указывалось, что криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма являются основными угрозами национальной безопасности страны. Так, в течение трех лет (1999-2002 гг.) южный регион Кыргызстана подвергался незаконному вторжению международных террористов религиозного толка, одержимых идеей создания на территории Центральной Азии, так называемого государства «Исламский халифат». Последствия такого вторжения, которое повлекло за собой захват заложников, грабежи и убийства мирного населения, выявили существенные недостатки, связанные с правовыми и организационными аспектами противодействия терроризму. Произошедшая в последующем (2002-2003 гг.) серия взрывов в городах Ош и Бишкек Кыргызской Республики еще раз наглядно подтвердили опасность терроризма, создающего прямую угрозу безопасности страны, общества и личности.

В настоящее время деятельность террористических группировок все еще продолжает оставаться одним из факторов дестабилизации социально-политической ситуации в Кыргызской Республике. Ведь высокая общественная опасность терроризма обуславливается, прежде всего, тем, что способы насилия, при помощи которых они осуществляются, порождают атмосферу страха, неуверенности, нарушают общественную стабильность, вызывают панику среди населения и беспорядок в обществе.

Очевидно, что задачи борьбы с терроризмом приобретают характер острейшей государственной проблемы. Кыргызская Республика в целях решения таких задач заключила ряд международных договоров о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, приняла соответствующие нормативные правовые акты в рамках национального законодательства. В общих чертах уголовная политика в области борьбы с терроризмом была определена в Указе Президента КР от 18.02.2009 г. № 115 «О Концепции национальной безопасности Кыргызской Республики», которым обозначались задачи и меры по пресечению деятельности террористических организаций. Понятия «терроризм», «террористическая деятельность» раскрываются в Законе Кыргызской Республики «О противодействии терроризму», от 10.11.2006 г. Кроме этого, закон определил основные принципы противодействия терроризму, организационно-правовые основы профилактики и борьбы с ним, минимизации последствий терроризма, порядок координации деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом, права и обязанности в связи с осуществлением противодействия терроризму, а также порядок международного сотрудничества в соответствующей области.

В соответствии с Законом КР «О противодействии терроризму», субъектами, осуществляющими противодействие терроризму являются:

-Основным субъектом обеспечения безопасности Кыргызской Республики от посягательств террористов является государство, осуществляющее свои функции в этой области через государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

-Противодействие терроризму осуществляют государственные органы, предусмотренные настоящим Законом, в пределах предоставленных им полномочий.

- Уполномоченным государственным органом, проводящим единую государственную политику в области противодействия терроризму в Кыргызской Республике и координацию деятельности других субъектов, осуществляющих противодействие терроризму, а также обеспечивающим их взаимодействие по предупреждению, выявлению, пресечению террористической деятельности и минимизации ее последствий.

Таким образом, в качестве вывода могу сказать, что общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению,

предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма. Она призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму, и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Кыргызской Республики. Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

Говоря о правомерности приведенных точек зрения, важно также подчеркнуть, что терроризм в чем-то аналогичен уголовному преступлению, имеет определенное сходство с военными действиями, но при этом обладает и своими специфическими чертами.

Потому в процессе определения той или иной формы терроризма существенное методологическое значение имеет установление всей совокупности обстоятельств, связанных с выяснением вопроса о целях реализации террористических акций. При таком подходе наиболее понятными становятся мотивы и направленность терроризма, поскольку последний возникает в качестве ответной реакции на длительное затягивание решения социально-экономических, политических, духовно-нравственных, культурных и прочих проблем. Фактически, терроризм вырастает на почве значимых противоречий в обществе. Уже давно приобрел аксиоматический характер важный тезис, согласно которому к террористической борьбе приводят конфликты политического, социального, территориального, национального, мировоззренческого характера и т.д.

Резюмируя совокупность изложенного выше, на наш взгляд, целесообразно сформулировать следующие выводы, носящие обобщенный характер:

1) современный терроризм - это сложное, конфликтное и полиаспектное социально-политическое явление, которое требует серьезной комплексной системной разработки;

2) нужно констатировать, что всесторонне (на уровне социально-философских подходов, фундаментальных научных обобщений) современный терроризм не изучен исчерпывающе до настоящего момента;

3) изучение проблем терроризма способно дать исследователю обширный, богатый фактический материал для серьезнейших размышлений, имеющих отнюдь не чисто академический интерес, а в большей мере служить надежным инструментом в практическом противодействии и предотвращении различного рода террористических акций. Поэтому эта проблема должна быть, как можно, быстрее решена и учеными, и политиками;

4) анализ проблем терроризма указывает на то, что он сеет страх и формирует чувство серьезной опасности в большей степени, чем другие формы насилия, и что философия терроризма по своей сути отвратительна, бесчеловечна, беспринципна и способна формировать в обществе социально-психологический дискомфорт, состояние фрустрации и духовной опустошенности, ведущие к обесцениванию человеческой экзистенции;

5) опасность терроризма во многом связано с его бунтарской стратегией, которая может применяться приверженцами самых разных политических течений как способ влияния на общество в необходимом направлении, и в качестве формы демонстрации несогласия с устоявшими в социуме нормами и стереотипами;

6) современный терроризм способен стать мощным детонатором региональных, межнациональных и гражданских конфликтов, создавая серьезную угрозу для социальной и политической стабильности в обществе;

7) единственный способ реально уменьшить угрозу терроризма - борьба с теми правовыми, социальными и политическими язвами, что вызывают его к жизни.

Литература:

1. Пронин Э.А. Философия терроризма и экстремизма в условиях социально-политического конфликтного взаимодействия// Вестник московского государственного университета приборостроения и информатики. Серия: Социально-экономические науки, 2013. № 48. С. 31-34.

2. Чердаков О.И. О толковании понятий «террор» и «терроризм» в российском законодательстве// Деструктивное влияние террора на политическую систему и правовую среду Российского государства. Всероссийская научно-практическая конференция. Под. ред. проф. О.И. Чердакова. - М.: Международный юридический институт, 2017. С. 10-15.

References:

1. Pronin Je.A. Filosofija terrorizma i jekstremizma v uslovijah social'no-politicheskogo konfliktnogo vzaimodejstvija// Vestnik moskovskogo gosudarstvennogo universiteta priborostroenija i informatiki. Serija: Social'no-jekonomicheskie nauki, 2013. № 48. S. 31-34.

2. Cherdakov O.I. O tolkovanii ponjatij «terror» i «terrorizm» v rossijskom zakonodatel'stve// Destruktivnoe vlijanie terrora na politicheskuju sistemu i pravovuju sredu Rossijskogo gosudarstva. Vserossijskaja nauchno-prakticheskaja konferencija. Pod. red. prof. O.I. Cherdakova. - M.: Mezhdunarodnyj juridicheskij institut, 2017. S. 10-15.

THE ROLE OF TERRORISM IN LEGAL AND SOCIO-POLITICAL DEVELOPMENT OF

THE COUNTRY

Moldazhiev A.I.

applicant at the Institute of State and Law National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic

Abstract: Currently, terrorism should be considered as a large-scale socio-political phenomenon that poses a threat to the vital interests of the individual, society and state. Its modern manifestations can destabilize peace and harmony in society, creating a significant threat to its security, stability and sustainability.

Key words: terrorism, socio-political phenomenon, state legal system, national security, ideology, motivation, human rights, spiritual values, conflict, phenomenon

Для цитирования: Молдажиев А.И. Роль терроризма в правовом и социально-политическом развитии страны// Архонт, 2024. № 2(41). С. 34-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.