Научная статья на тему 'К вопросу противодействия современному терроризму'

К вопросу противодействия современному терроризму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
285
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / МЕЖДУНАРОДНЫЙ / INTERNATIONAL / СТРАХ / FEAR / УГРОЗА / THREAT / БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / COUNTERACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бечелов Заур Шабасович, Абазова Марьяна Вячеславовна, Курманова Марина Келлетовна

Одной из актуальных проблем современности выступает угроза терроризма. На разных этапах своего развития терроризм обретал все новые свойства, но при этом неизменными оставались его главные составляющие. Страх, угроза насилия, разрушения личной безопасности и/или государственного устройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бечелов Заур Шабасович, Абазова Марьяна Вячеславовна, Курманова Марина Келлетовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of counteraction to modern terrorism

One of the actual problems of modern life is the threat of terrorism. On different stages of development terrorism is acquired newer and newer properties, but still some things are remained unchanging: fear, threat of violence, destruction of personal safely and/or state system.

Текст научной работы на тему «К вопросу противодействия современному терроризму»

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

УДК 351

Бечелов Заур Шабасович

ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский Государственный аграрный университет им. В.М. Кокова»

Россия, г. Нальчик Кандидат исторических наук Доцент кафедры «История, философия и право»

E-mail: [email protected]

Абазова Марьяна Вячеславовна

ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский Государственный аграрный университет им. В.М. Кокова»

Россия, г. Нальчик Кандидат экономических наук Старший преподаватель кафедры «История, философия и право»

E-mail: [email protected]

Курманова Марина Келлетовна

ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский Государственный аграрный университет им. В.М. Кокова»

Россия, г. Нальчик Кандидат биологических наук Кафедра «История, философия и право» E-mail: [email protected]

К вопросу противодействия современному терроризму

Аннотация. Одной из актуальных проблем современности выступает угроза терроризма. На разных этапах своего развития терроризм обретал все новые свойства, но при этом неизменными оставались его главные составляющие. Страх, угроза насилия, разрушения личной безопасности и/или государственного устройства.

Ключевые слова: терроризм; экстремизм; международный; страх; угроза; безопасность; противодействие.

1

01KNMN414

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

Наиболее опасной угрозой современному миру является терроризм. Как социальнополитическое явление терроризм имеет глубокие исторические корни. Первоначально он носил внутригосударственный характер и таким образом, как дестабилизирующий фактор социально-политической и других сфер жизни, прочно закрепился в национальном законодательстве каждого государства.

Терроризм выступает серьезной проблемой, и найти пути ее решения в интересах всего общества, в том числе представителей науки.

Терроризм влечет за собой огромные политические, экономические и моральные потери.

Попытки создания международных механизмов противоборства терроризму предпринимались еще в начале прошлого столетия.

Уже в 1920-30 гг. в качестве общепризнанного определения терроризма присутствовало «умышленное использование средств, способных создать общую опасность», со стороны какого-либо лица, совершающего преступления против жизни, свободы или физической целостности лиц, или направленное против частной или государственной собственности с целью выражения, или осуществления политических или социальных целей.

И с такой постановкой вопроса вполне можно согласиться.

Но чтобы понять, с чем мы имеем дело в действительности, одного этого определения недостаточно. Более плодотворный подход состоит, на наш взгляд, в том, чтобы, отбросив поиск дефиниций, постараться обобщить наиболее существенные характеристики и аспекты современного терроризма. Итак, чем характеризуется терроризм сегодня:

1. Это одна из форм организованного насилия.

2. Это использование силы в политических целях. Здесь следует отметить, что также существует терроризм и уголовный, совершаемый уголовными элементами, с целью добиться определенных уступок от властей, запугать власти, население и т.д.

3. Сочетание высокого уровня политической мотивации с низким уровнем участия масс, т.к. в терроре участвует небольшая группа людей, оторванная от масс.

4. Достижение определенного эффекта, в частности, посеять страх, создать угрозу широкому кругу лиц и т.д. Например, нападение на г. Нальчик 13 октября 2005 г.

5. Это метод борьбы.

При совершении террористической акции существует разрыв между непосредственной жертвой насилия, и группой являющейся целью насилия. Так, жертвами преступления становятся случайные люди. Например, при захвате больницы в г. Буденновск в 1995 г., медперсонал и пациенты, оказавшиеся заложниками террористов, были использованы в качестве рычага давления на российские власти с целью остановить боевые действия в Чеченской Республике. Таким образом, в террористической акции не две стороны конфликта, как кажется на первый взгляд, а три: непосредственно сами террористы, жертвы акции и те, на кого направляется агрессия.

По своим целям терроризм можно условно разделить на следующие виды:

• Националистический;

• Религиозный;

• Идеологически заданный;

2

01KNMN414

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

• Политический.

Нарастание угрозы международного организованного терроризма заставляет мировое сообщество искать механизм противодействия. Здесь и юридический (политико-правовой) аспект, т. е. создание международно-правовой базы, и наращивание мощи силовых структур, и использование научно-технических достижений по предотвращению терактов, поиску источников по финансированию и созданию материально-технической базы антитеррористических организаций. [1].

В настоящее время существует наработанная практика тактических действий и технологий по борьбе с экстремизмом и терроризмом. Это, в частности:

1. Упреждение.

2. Блокирование терроризма на начальной стадии и недопущение его и развития. становления

3. Недопущение идеологического оправдания террора.

4. Разоблачение терроризма всеми силами средств массовой информац ии (СМИ).

5. Взаимодействие между правоохранительными органами в контртеррористической деятельностью. управлении

Террористические действия всегда носят публичный характер и направлены на воздействие на общество или на власть. Основной задачей террористов является создание сплошного пространства опасности, там, где государство выстраивает тотальное пространство безопасности. Именно поэтому взрывы происходят в самых непредсказуемых местах при максимальном стечении народа.

Уникальным свойством террора является то, что он как бумеранг действует не только против враждебных политиков, но и против самих террористов, а также общин, которые они представляют. Ведь не существует лучшего способа дискредитировать ту или иную группу населения, чем связать ее с терроризмом.

В частности, невозможно переоценить тот вред, который нанес терроризм образу мусульман во всем мире - сегодня мусульманин часто ассоциируется с опасностью и крайней жестокостью.

Общеизвестным фактом является, то что неразрывно терроризм связан с деятельностью СМИ. Ибо посредством СМИ террористы транслируют свои «послания», и именно через них общественность узнает об актах насилия.

Причем известны случаи, когда пресса не просто информировала общественность о происходящем, но и формулировала определения, подсказывала выводы, и даже задавала рамки интерпретации того или иного события.

Поэтому ответственность СМИ в освещении террористических актов, а также вопросы взаимодействия власти и СМИ в противодействии терроризму представляются особенно актуальными.

Таким образом, обязательным условием терроризма является резонанс в обществе. Широкое распространение информации о теракте, превращение его в наиболее обсуждаемое событие представляет собой ключевой элемент тактики терроризма. Ведь оставшийся незамеченным или засекреченный теракт, по мнению его авторов, утрачивает всякий смысл.

3

01KNMN414

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

Общественный резонанс на террористический акт необходим террористам для изменения общественных настроений. Теракты воздействуют на массовую психологию. Террористические организации демонстрируют свою силу и готовность идти до конца, жертвуя как собственными жизнями, так и невинными. Террористы громогласно заявляют, что в этом обществе, в этом мире есть силы, не принимающие существующий порядок вещей и борющиеся с ним до победы, или до своего конца.

В современных условиях еще более распространяется и возрастает террористическая деятельность экстремистских организаций. Терроризм уже давно присутствует в политической жизни Российского государства: взрывы жилых домов в Москве и других городах, московском метро, угоны самолетов, захват заложников в Буденновске и на Дубровке и др.

Напряженность на Северном Кавказе создала питательную базу для совершения террористических актов. Именно она катализировала криминальные процессы на всей территории России. «Это и оружие, потребность в котором испытывали незаконные вооруженные формирования, и наркотики, и экономическая сфера, криминальный контроль над которой позволил бы подпитывать террористическую активность в различных регионах России. И, конечно же, террористические акты. Наиболее тяжелым в этом отношении стал как раз 2003 г., в течение которого в стране был совершен 561 теракт. То есть, в стране каждый день происходили один-два террористических акта!» [3].

В последние годы в России снизился уровень преступности. Деятельность бандитского подполья окончательно утрачивает признаки широкомасштабного и скоординированного вооруженного противостояния. В последнее время она все больше приобретает общественную направленность. Этому способствовали создание в 2006 г. Национального антитеррористического комитета (НАК), улучшение координации антитеррористической деятельности силовых структур, ликвидация нелегальных пунктов международных вне банковских денежных переводов, через которые осуществлялось финансирование террористических организаций. В итоге количество терактов даже по сравнению с 2006 г. сократилось почти в 2,5 раза, а раскрываемость их возросла до 80%. В 2007 г. на территории России совершено было 48 терактов [2].

Важным этапом развития законодательства по противодействию терроризму является период конца ХХ - начала XXI в.

Общегосударственная система противодействия экстремизму и терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия экстремизму и терроризму, и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Субъектами противодействия экстремизму и терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию экстремизму и терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антиэкстремистских и антитеррористических мероприятий.

4

01KNMN414

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

Основой правовой базы по проблемам противодействия любым формам экстремизма и терроризма является Конституция Российской Федерации, запрещающая пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, а также создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Правовую основу общегосударственной системы противодействия экстремизму и терроризму составляют и общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы «О противодействии экстремисткой деятельности» и «О противодействии терроризму», нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепция внешней политики Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, а также нормативно-правовые акты Российской Федерации, направленные на совершенствование деятельности в данной области.

Ряд постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации координируют деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам борьбы с терроризмом, например: Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 880 «Об утверждении Положения о Федеральной антитеррористической комиссии»; Постановление Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2001 года № 90 «О порядке осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористической акции»; Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму» (образование Национального

антитеррористического комитета) и др.

В правовом обеспечении противодействия экстремизму и терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Правовое обеспечение противодействия экстремизму и терроризму включает в себя постоянный мониторинг и анализ экстремизма и терроризма как явлений, проблем в организации деятельности субъектов противодействия экстремизму и терроризму, законодательства Российской Федерации и международного опыта в данной области, подготовку и принятие соответствующих правовых актов, направленных на повышение эффективности противодействия экстремизму и терроризму.

Для успешного решения этой задачи нормативно-правовая база противодействия экстремизму и терроризму должна соответствовать следующим требованиям:

• гибко и адекватно реагировать на постоянные изменения способов, форм, методов и тактики деятельности субъектов экстремисткой и террористической деятельности;

• учитывать международный опыт, реальные социально-политические,

национальные, этноконфессиональные и другие факторы;

• определять компетенцию субъектов противодействия экстремизму и терроризму, адекватную экстремистским угрозам и угрозам террористических актов;

5

01KNMN414

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

• устанавливать ответственность физических и юридических лиц за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации в области противодействия экстремизму и терроризму;

• определять адекватные проявлениям экстремизма и угрозам террористических актов меры стимулирования и социальной защиты лиц, участвующих в мероприятиях по противодействию экстремизму и терроризму;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• обеспечивать эффективность уголовного преследования за экстремистскую и террористическую деятельность.

Важной задачей противодействия экстремизму и терроризму является обеспечение законности при осуществлении данной деятельности, участие субъектов противодействия экстремизму и терроризму в развитии и совершенствовании нормативно-правовой базы, а также в формировании правовой культуры населения.

Информационно-аналитическое обеспечение противодействия экстремизму и терроризму включает в себя сбор, накопление, систематизацию, анализ, оценку информации об угрозах террористических актов, обмен ею и выдачу ее потребителям такой информации.

В процессе информационно-аналитического обеспечения противодействия экстремизму и терроризму решаются следующие основные задачи:

• исследование основных факторов, определяющих сущность и состояние экстремистских настроений и угроз террористических актов;

• прогноз вероятных тенденций и закономерностей возможности развития экстремизма и угроз террористических актов, разработка предложений для своевременного принятия решений по их нейтрализации;

• анализ информации о проявлениях экстремизма и терроризма, а также о политических, социально-экономических и иных общественных процессах в Российской Федерации и в мире, оказывающих негативное влияние на ситуацию в области противодействия экстремизму и терроризму;

• организация и осуществление информационного взаимодействия субъектов противодействия экстремизму и терроризму;

• мониторинг и анализ национального и международного опыта противодействия экстремизму и терроризму; совершенствование, в том числе на основе внедрения современных информационно-телекоммуникационных технологий, информационно-аналитического обеспечения координации деятельности по противодействию экстремизму и терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества;

• проведение в этих целях с привлечением специалистов научно-

исследовательских учреждений ситуационных анализов рисков развития экстремизма и рисков совершения террористических актов;

• создание единого антиэкстремистского и антитеррористического

информационного пространства;

• своевременная подготовка предложений по созданию и совершенствованию нормативно-правовой базы информационно-аналитического обеспечения противодействия экстремизму и терроризму;

6

01KNMN414

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

• систематическое повышение профессиональной подготовки специалистов в области противодействия экстремизму и терроризму.

Информирование должностных лиц органов государственной власти по вопросам противодействия экстремизму и терроризму предусматривает оптимизацию информационных потоков и распределение полномочий между субъектами противодействия экстремизму и терроризму в области информационно-аналитической деятельности, централизацию информации об учете (в том числе статистическом) экстремистских и террористических проявлений и результатов антиэкстремистской и антитеррористической деятельности всех субъектов общегосударственной системы противодействия экстремизму и терроризму.

Национальный антитеррористический комитет координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, руководители которых входят в его состав, в области информационно-аналитической работы по проблемам противодействия терроризму и организует подготовку информационно-аналитических материалов по проблемам, требующим межведомственной экспертной оценки и обсуждения на заседаниях Комитета. Комитет обобщает справочную и отчетную информацию субъектов противодействия терроризму для подготовки ежегодного итогового доклада Президенту Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией информируют потребителей информации об экстремистских настроениях и угрозах террористических актов по конкретным вопросам, требующим срочного реагирования.

К деятельности по информационно-аналитическому обеспечению противодействия экстремизму и терроризму привлекаются научно-исследовательские учреждения, а также общественные объединения и другие институты гражданского общества.

Научное обеспечение противодействия экстремизму и терроризму включает в себя:

• разработку теоретических и методологических основ противодействия экстремизму и терроризму, рекомендаций для решения практических задач по конкретным направлениям деятельности в области противодействия экстремизму и терроризму;

• проведение научно-прикладных исследований для принятия политических, правовых, организационных и управленческих решений в области противодействия экстремизму и терроризму на разных уровнях;

• изучение международного опыта борьбы с экстремизмом и терроризмом, внесение предложений совершенствованию стратегии и системы мер противодействия экстремизму и терроризму.

Дальнейшее развитие общегосударственной системы противодействия экстремизму и терроризму предполагает концентрацию материально-технических и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях обеспечения деятельности субъектов противодействия экстремизму и терроризму, создание соответствующей инфраструктуры для развития общедоступной сети научно-технической информации, стимулирование органами государственной власти инновационной и инвестиционной политики в целях повышения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности, а также в целях формирования системы страховой защиты населения от проявлений экстремисткой деятельности и террористических рисков.

7

01KNMN414

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

Финансовое обеспечение противодействия экстремизму и терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов. Финансирование федеральных целевых программ в области противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия экстремизму и терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Продуманная кадровая политика, несомненно, является одним из основных направлений повышения эффективности функционирования общегосударственной системы противодействия экстремизму и терроризму.

Кадровое обеспечение противодействия терроризму осуществляется по следующим основным направлениям:

• подготовка и переподготовка сотрудников, участвующих в противодействии экстремизму и терроризму;

• антитеррористическая подготовка сотрудников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, участвующих в рамках своих полномочий в противодействии экстремизму и терроризму.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горшков, А. Ф. Глобальная война с международным терроризмом. А.Ф. Горшков [Текст] Независимое военное обозрение. 2005. №1. С.7.

2. Королев, А.А. Международный терроризм на современном этапе. [Текст] А.А. Королев «Знание. Понимание. Умение». - 2008. - №6. C.67.

3. Нургалиев Рашид. «Главным критерием оценки нашей работы является доверие граждан». [Текст] Р. Нургалиев Независимая газета. 2008 г. 5 февраля.

8

01KNMN414

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

Bechelov Zaur Shabasovich

Kabardino-Balkaria State Agrarian University V.M. Kokova

Russia, Nalchik E-mail: [email protected]

Abazova Mariana Vyacheslavovna

Kabardino-Balkaria State Agrarian University V.M. Kokova

Russia, Nalchik E-mail: [email protected]

Kurmanova Marina Kelletovna

Kabardino-Balkaria State Agrarian University V.M. Kokova

Russia, Nalchik E-mail: [email protected]

To the question of counteraction to modern terrorism

Abstract. One of the actual problems of modern life is the threat of terrorism. On different stages of development terrorism is acquired newer and newer properties, but still some things are remained unchanging: fear, threat of violence, destruction of personal safely and/or state system.

Keywords: terrorism; extremism; international; fear; threat; safety; counteraction.

REFERENCES

1. Gorshkov, AF global war against international terrorism. AF Gorshkov [Text] Independent Military Review. 2005. №1. C.7.

2. Korolev, AA International terrorism is at the present stage. [Text] AA Queens "Knowledge. Understanding. Ability. "- 2008. - №6. C.67.

3. Rashid Nurgaliyev. "The main criterion for evaluating our work is the trust of the citizens." [Text] R.Nurgaliyev Nezavisimaya Gazeta. 2008 February 5.

9

01KNMN414

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.