Научная статья на тему 'Некоторые вопросы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации'

Некоторые вопросы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
74
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРЕСЕЧЕНИЕ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИСТСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ / THE PREVENTION AND SUPPRESSION OF TERRORISM AND EXTREMIST MANIFESTATIONS / КООРДИНАЦИЯ / COORDINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Осипов Алексей Петрович

В статье рассматриваются некоторые аспекты организации противодействия террористическим угрозам и экстремистским проявлениям в России, особенности современного терроризма, предлагаются пути превентивного воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some questions of counteraction to terrorism and extremism in the Russian Federation

In article some aspects of the organization of counteraction to terrorist threats and extremist manifestations in Russia are considered: features of modern terrorism, are offered some ways of preventive influence.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЮРИСПРУДЕНЦИИ

Topical issues of law

УДК 343.326

А. П. Осипов

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

A. P. Osipov

SOME QUESTIONS OF COUNTERACTION TO TERRORISM AND EXTREMISM IN THE RUSSIAN FEDERATION

В статье рассматриваются некоторые аспекты организации противодействия террористическим угрозам и экстремистским проявлениям в России, особенности современного терроризма, предлагаются пути превентивного воздействия.

In article some aspects of the organization of counteraction to terrorist threats and extremist manifestations in Russia are considered: features of modern terrorism, are offered some ways of preventive influence.

Ключевые слова: терроризм, экстремизм, предупреждение и пресечение терроризма и экстремистских проявлений, координация, организация взаимодействия правоохранительных органов в механизме противодействия терроризму и экстремизму.

Key words: terrorism, extremism, the prevention and suppression of terrorism and extremist manifestations, coordination, the organization of interaction of law enforcement agencies in the mechanism of counteraction to terrorism and extremism.

Терроризм и экстремизм в начале XXI в. представляют не только угрозу национальной безопасности и целостности России, но и общемировую проблему. Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. определено, что Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма и экстремизма наряду с другими преступными посягательствами. При этом одним из основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности выступает экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране1.

Россия на своём опыте испытала, как терроризм и сопряжённые с ним миграция хорошо вооружённых и обученных боевиков, контрабанда оружия, незаконный оборот наркотиков, религиозный экстремизм могут

1 См.: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

дестабилизировать политическую и экономическую ситуацию в стране1. В связи с этим терроризм остаётся одной из основных угроз национальной безопасности России и требует к себе повышенного внимания общества, государства, а также силовых структур, которые должны вести с ним борьбу.

Можно выделить ряд особенностей, присущих современному терроризму.

1. Ранее террористическая деятельность выступала лишь вспомогательным средством реализации политических целей. В настоящее время терроризм всё чаще используется как средство прямого достижения поставленных задач.

2. Проблема терроризма связана с основными сферами жизнедеятельности мирового сообщества и отдельных стран: политикой, экономикой, межнациональными отношениями, религией, экологией, соблюдением законов и т. п. Эта связь получила отражение в существовании различных видов терроризма, к которым относят: политический, националистический, религиозный, криминальный и экологический.

3. Возрастает численность террористических организаций, повышается уровень их организованности, укрепляется взаимодействие между отдельными группами, происходит объединение усилий при проведении масштабных операций. В отдельных случаях наблюдается формирование своего рода «террористического интернационала», направляющего усилия на создание своеобразных «анклавов» на территории государств, где по той или иной причине образовался вакуум легитимной политической власти (Афганистан, Ирак, Косово).

Террористические группировки располагают разветвлённой сетью и координируют свои действия. Посредством террористических актов в большинстве случаев достигаются цели, заключающиеся не только в причинении ущерба жертве или жертвам, но и устрашении: посеять страх, создать угрозу широкому кругу лиц, вызвать чувство растерянности, беспомощности и т. д.

4. Значительно расширились финансово-экономические, технические и информационно-пропагандистские возможности террористов. Отдельные организации обладают военным потенциалом, сопоставимым с потенциалом небольших государств.

Крайне опасно продолжающееся увеличение объёмов финансирования терроризма. Эксперты установили закономерность: чем активнее государственные органы ведут борьбу с терроризмом, тем значительнее становятся объёмы помощи экстремистам со стороны «террористического интернационала», мафиозных сообществ, созданных ими всевозможных «благотворительных» фондов и других структур.

1 См.: Прохожев А. А. Основные направления противодействия современному терроризму // Национальная безопасность России: проблемы и пути обеспечения. М., 2005. С. 129.

В последнее время террористы всё чаще используют возможности глобальных информационных сетей, в первую очередь Интернета: планируют и координируют теракты, доводят информацию до средств массовой информации и широкой аудитории и т. д., оставаясь при этом в тени. Наибольшие трудности в противодействии использованию Интернета террористами связаны с такими его свойствами, как экстерриториальность и анонимность.

5. Значительную часть финансовой поддержки международным террористическим организациям обеспечивают организованные преступные группировки (доходы от наркоторговли, незаконного оборота оружия, отмывания денег, рэкета и т. п.), которые пополняют ряды террористов профессиональными убийцами и преступниками.

6. Международные террористы напрямую вовлекаются в глобальное геополитическое противоборство. И сами организаторы террористической деятельности, и их некоторые противники, ссылаясь на то, что большая часть террористических актов в последние годы совершалась представителями исламских экстремистских организаций, пытаются интерпретировать эти события на мировой арене как «конфликт цивилизаций», столкновение исламской и христианской религий, войну между «цивилизованным» Севером и «варварским» Югом.

7. Во многих случаях субъектами терроризма становятся психически неуравновешенные люди, амбициозные политики. Терроризм часто рассматривают как способ достижения целей, которые не могут быть достигнуты какими-либо иными методами. В современных условиях формы террористической деятельности становятся более сложными, что может быть угрозой общечеловеческим ценностям (например, применение оружия массового поражения).

Государства, подвергшиеся террористическому давлению, стремятся воспрепятствовать этому международно-правовыми методами. Результаты анализа уголовно-процессуальных материалов, а также анкетирование и интервьюирование сотрудников антитеррористических подразделений ФСБ и МВД России, показывают, что уровень организации совершения преступлений террористического характера зачастую превосходит уровень организации мер противодействия, принимаемых субъектами антитеррористической деятельности, по многим параметрам: а) технической оснащенности; б) информационному обеспечению; в) профессиональному мастерству членов организации; г) международным связям.

Эффективность мер борьбы с терроризмом в значительной степени зависит от практики внедрения сложнейших инструментов и механизмов противодействия совершению преступлений.

Как утверждают некоторые специалисты, сегодня правоохранительная система Российской Федерации обладает одной из самых передовых методик стратегического анализа криминогенной обстановки в области подозрительных трансакций, располагает необходимым

законодательством, позволяющим вести эффективную борьбу с финансированием терроризма и способствующим принятию унифицированных мер противодействия финансированию терроризма на международном уровне1.

Однако наличие такой мощной базы зачастую не всегда отражается на реальном решении проблем субъектов антитеррористической деятельности в регионах.

Трудности борьбы с терроризмом заключаются в том, что боевики проходят тщательную подготовку в специальных лагерях, обеспечены современным вооружением и техникой, действуют мелкими, хорошо законспирированными группами. Методики, которыми они руководствуются, были разработаны в своё время западными спецслужбами. В связи с этим в антитеррористической деятельности не обойтись без специальных сил и средств ФСБ и МВД России.

Следует отметить, что в последнее время были достигнуты значительные успехи в организации взаимодействия между этими структурами. Иллюстрацией выступает совместная работа в зоне контртеррористических операций по нейтрализации ряда лидеров бандподполья и сети незаконных вооружённых формирований.

В специальной литературе справедливо отмечается, что объективная сторона терроризма может проявляться не только в разовых действиях (поджог, взрыв, обвал, разрушение здания, заражение местности и тому подобные акты, в том числе техногенного или иного вида), но и в продолжаемых деяниях, состоящих из ряда взаимосвязанных посягательств на жизнь, здоровье, имущество граждан, объединенных общим замыслом и целью запугать население2.

Правоохранительные органы в своей практике борьбы с терроризмом регулярно сталкиваются с указанными проблемами. Их разрешение находится в плоскости раскрытия каждого террористического акта с установлением лиц, причастных к его организации и совершению. В связи с этим, как представляется, одним из направлений борьбы с терроризмом в масштабах государства должно быть опережение преступников посредством превентивных мер воздействия, то есть оперативно-розыскной профилактики терроризма.

Её можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, предупреждение терроризма и повышение эффективности борьбы с ним. Во-вторых, установление лиц, причастных к совершению преступлений террористического характера. Задачами превенции терроризма выступают: выявление террористических организаций на стадии их создания, совершения террористических актов; обеспечение общественной безопасности; защита политических, экономических и международных интересов государства.

1 См.: Очковский Е. Противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма: региональное измерение. М., 2004. С. 14-15.

2 См.: Киреев М. П. Терроризм: современные аспекты. М., 1999. С. 8.

Организация противодействия экстремизму и терроризму должна включать в себя меры по оздоровлению экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Борьба с экстремизмом и терроризмом должна быть органической частью всей политики в обществе как государственной, так и различных негосударственных структур и институтов гражданского общества.

Эффективность мер борьбы с терроризмом в значительной степени зависит от практики внедрения сложнейших инструментов и механизмов противодействия совершению преступлений. Несмотря на наличие определённых научно-практических методик организационного и тактического плана, работа специальных подразделений ФСБ России, МВД России, а также иных правоохранительных органов, специализирующихся на борьбе с терроризмом и экстремизмом в данном направлении, не отвечает требованиям оперативной обстановки.

Это связано в первую очередь с отсутствием высокопрофессиональных специалистов, а также слабостью оперативных позиций по отслеживанию конечных адресов финансовых поступлений, направляемых на поддержание экстремистских и террористических организаций.

Проблема формирования в России эффективной системы антитеррора и прежде всего организации конструктивного взаимодействия между ведущими антитеррористическими структурами - ФСБ, МВД России и иными правоохранительными органами, является весьма актуальной.

Необходимо проводить единую жёсткую линию на подавление очагов терроризма. ФСБ, МВД России и иные силовые структуры должны координировать свои действия в ходе оперативно-поисковой работы по выявлению местонахождения главарей бандформирований и их физическому уничтожению.

Целесообразно осуществлять информационно-пропагандистские мероприятия, направленные на разоблачение преступного характера террористических организаций и группировок, демонстрацию истинных антигуманных замыслов террористов и объединение цивилизованных сил в борьбе с международным терроризмом, совместно выявлять и подавлять центры идеологического обеспечения и поддержки террористических движений.

Эффективная государственная политика защиты личности и общества от экстремизма должна основываться на его концептуальном осмыслении, знании разновидностей и перспектив развития. В связи с этим необходимо познать специфику социального экстремизма, глубину его воздействия на общество, спрогнозировать направления влияния, а также формы проявления на различных уровнях. Решение этих проблем обеспечит эффективное социальное управление и выбор оптимальных средств противодействия.

Предупреждение и пресечение экстремистских проявлений предполагает системный сбор и анализ первичной информации для своевременного реагирования на осложнения оперативной обстановки, объективной оценки деятельности правоохранительных органов в целом, служб, подразделений и сотрудников.

Успешная реализация программ борьбы с экстремизмом в целом возможна при условии разработки единой стратегии на основе законодательства и систематической профилактики со стороны всех правоохранительных органов.

Литература

1. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 20. - Ст. 2444.

2. Киреев М. П. Терроризм: современные аспекты. - М., 1999.

3. Очковский Е. Противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма: региональное измерение. - М., 2004.

4. Прохожев А. А. Основные направления противодействия современному терроризму // Национальная безопасность России: проблемы и пути обеспечения. - М., 2005.

УДК 346.34

К. В. Косарев, Ю. А. Борзенко К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ КОНТРАКТА

K. V. Kosarev, Y. A. Borzenko CONDITIONS NECESSARY FOR INCLUSION IN THE CONTRACT, IN THE LIGHT OF THE FEDERAL LA W OF 05.04.2013 N 44 "ON THE CONTRACT SYSTEM IN THE PROCUREMENT OF GOODS, WORKS AND SER VICES FOR STA TE AND MUNICIPAL NEEDS "

В статье рассмотрены положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в сфере условий, необходимых для включения в контракт.

The paper attempts to review the provisions of the Federal Law of 05.04.2013 N 44-FZ "On the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs " in the conditions necessary for inclusion in the contract.

Ключевые слова: государственные закупки, контракт, контрактная система.

Key words: public procurement contract, the contract system.

С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»1 (далее - Закон № 44-ФЗ). Данный закон пришёл на смену

1 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ // Российская газета. 2013. № 80. 12 апреля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.