Научная статья на тему 'ТЕРРОРИЗМ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ТЕРРОРИЗМ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
266
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ / ГОСУДАРСТВО / ЭКСТРЕМИЗМ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОРГАНЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ / TERRORISM / TERRORIST ACT / STATE / EXTREMISM / NATIONAL SECURITY / NATIONAL SECURITY AGENCIES / THE FIGHT AGAINST TERRORISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Молдажиев А.И.

В данном исследовании автор работы подробно раскрыл суть такого общественного явления как терроризм. В работе рассмотрено воздействие негативных проявлений терроризма на дальнейшее становление суверенного Кыргызстана, определены причины возникновения, методы борьбы с терроризмом. Терроризм - одна из глобальных проблем человечества, жертвой которого может стать любой человек, любое государство, любая страна. В ходе исследования, автор отразил меры со стороны государства, направленные на противодействия и предупреждения терроризма, которую нужно решать только объединившись, вкладывая все силы и возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRORISM AS A THREAT TO NATIONAL SECURITY

In this study, the author of the work revealed in detail the essence of such a social phenomenon as terrorism. The work examines the impact of negative manifestations of terrorism on the further formation of sovereign Kyrgyzstan, identifies the causes of its occurrence, methods of combating terrorism. Terrorism is one of the global problems of mankind, any person, any state, any country can become a victim of. In the course of the study, the author reflected the measures taken by the state aimed at countering and preventing terrorism, which must be solved only by uniting, investing all forces and opportunities.

Текст научной работы на тему «ТЕРРОРИЗМ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

ТЕРРОРИЗМ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ А.И. Молдажиев, аспирант

Центр политологических исследований и экспертиз НАН КР (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11386

Аннотация. В данном исследовании автор работы подробно раскрыл суть такого общественного явления как терроризм. В работе рассмотрено воздействие негативных проявлений терроризма на дальнейшее становление суверенного Кыргызстана, определены причины возникновения, методы борьбы с терроризмом. Терроризм - одна из глобальных проблем человечества, жертвой которого может стать любой человек, любое государство, любая страна. В ходе исследования, автор отразил меры со стороны государства, направленные на противодействия и предупреждения терроризма, которую нужно решать только объединившись, вкладывая все силы и возможности.

Ключевые слова: терроризм, террористический акт, государство, экстремизм, национальная безопасность, органы национальной безопасности, борьба с терроризмом.

Становление и развитие суверенного Кыргызстана связано с проведением коренных преобразований, направленных на создание демократического государства при неизменной и активной ее интеграции в мировое сообщество. В стране устойчиво и последовательно воплощаются в жизнь основные идеи правового государства, в числе которых центральное место занимает обеспечение безопасности личности, общества и государства как приоритетное направление развития государство.

Однако современные реалии геополитического, социально-экономического и правового характера обусловливают воздействие негативных явлений на дальнейшее становление Кыргызской Республики.

К числу таких негативных явлений, ставящих под угрозу стабильность государства и безопасность личности и общества, относится терроризм. Так, в течение двух лет (1999-2001 гг.) южный регион Кыргызстана подвергался незаконному вторжению международных террористов религиозного толка, одержимых идеей создания на территории Центральной Азии так называемого государства «Исламский халифат» (деятельность запрещена на территории РФ). Последствия такого вторжения, которое повлекло за собой захват заложников, грабежи и убийства мирного населения, выявили существенные недостатки, связанные с правовыми и организацион-

ными аспектами противодействия терроризму. Так же взять, к примеру, один из террористических актов совершенными членами террористической организации ИГИЛ (деятельность запрещена на территории РФ) в посольстве КНР в Бишкеке еще раз наглядно подтвердили опасность терроризма, создающего прямую угрозу безопасности страны, общества и личности.

Терроризм отражает культ насилия и способствует его развитию, давая ему преимущества перед правовыми, социальными методами разрешения конфликтов в обществе. Он формирует и усиливает в обществе чувства страха, незащищенности и неуверенности граждан в своей безопасности, которое подавляет, в свою очередь, позитивную активность личности. Как и всякое иное действие, направленное на причинение смерти, и даже в большей степени, чем другие действия такого рода, терроризм обесценивает человеческую жизнь.

Нельзя не отметить тот факт, что терроризм способен привести к свертыванию государственных, юридических, социальных гарантий и свобод личности, поскольку он вызывает со стороны государства контрмеры, которые не всегда согласуются с нормами правового государства.

Тем самым задачи борьбы с преступлениями террористической направленности

приобрели характер острейшей государственной проблемы. Кыргызская Республика в целях решения таких задач заключила ряд международных договоров о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, были приняты соответствующие нормативные правовые акты в рамках национального законодательства. Однако анализ событий, связанных с террористическими акциями на территории Кыргызской Республики, показал, что эффективность борьбы с терроризмом зависит не только от правового, организационного и методического обеспечения деятельности правоохранительных органов, что, по сути, направлено на устранение последствий терроризма.

Существенным фактором эффективной борьбы с любыми проявлениями террористического характера, в значительной степени подавляющим активность и результативность действий террористов, является противодействие финансированию, как отдельных групп террористов, так и целых организаций террористического толка. Это позволяет снизить действенность террористических организаций, тем самым, повышая возможности правоохранительных органов по устранению не последствий, а условий, способствующих активности и результативности террористов. Выработка соответствующих подходов входит в предмет и задачи настоящего исследования.

В уголовном законе Кыргызской Республики, дается узкое определение терроризма, как преступления, связано это с тем, что его развернутое понятие содержится в других нормативно-правовых актах, в которых устанавливается его сущность и содержание.

Так, в соответствии со ст. 1 Закона Кыргызкой Республики «О противодействии экстремистской деятельности» осуществление террористической деятельности является составной частью экстремистской деятельности (экстремизма).

Правовой основой борьбы правоохранительных органов Кыргызской Республики с преступлениями террористической направленности является Закон «О борьбе с терроризмом». Согласно ст. 2 указанного Закона, терроризмом признается «насилие

или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений».

Борьба с преступлениями террористической направленности - одна из сложных проблем обеспечения безопасности личности, общества и государства. Главная сложность состоит в том, что эффективная борьба с терроризмом предполагает не только меры, направленные непосредственно против него, но также, если не исполнение тех факторов, которые непосредственно способствуют его возникно-вениюи развитию, то хотя бы их нейтрализацию.

Задача обеспечения эффективной борьбы с терроризмом требует осуществления системы взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению и пресечению такого рода деятельности

В современных условиях терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опаснейших по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми столкнулось

человечество. Он все больше угрожает безопасности многих стран и их граждан, влечет за собой огромные политические, экономические и моральные потери, оказывает сильное психологическое давление на большие массы людей, все больше уносит жизней ни в чем неповинных людей. Глобализация и более широкая интернационализация терроризма - это неоспоримый факт, перед которым сегодня оказалось человечество.

Тенденция нарастания терроризма под религиозным знаменем во многом обусловлена существующими противоречиями во взаимоотношениях как между конфессиями, так и внутри них, активизацией некоторых иностранных религиозных организаций, практическая деятельность которых имеет явно выраженный деструктивный характер. В связи с этим современная общественно-политическая обстановка с учетом глобальных геополитических перемен последнего времени характеризуется расширением масштабов угроз национальной безопасности государств. Назрела необходимость в более эффективном и разностороннем диалоге между мусульманским и западным миром, чтобы прийти к лучшему пониманию интересов друг друга.

Борьба с терроризмом должна стать партнерством между Востоком и Западом, так как основная масса исламистских террористических группировок происходит из мусульманского, в особенности из арабского мира, поэтому специалисты из этого региона, вероятно, больше знают о методах, технологиях и орудиях успешного противостояния террористическому мировоззрению. Работая с общинными и религиозными лидерами, а также с арабскими и мусульманскими правительствами, лидеры и мыслители должны стремиться донести до сознания мусульман мысль, что насильственный и экстремистский джихад принесет мусульманам лишь страдания и боль. Запад должен стремиться к работе в тесном контакте с умеренно настроенной мусульманской интеллигенцией и прогрессивными партиями мусульманских государств.

В случае возникновения конфликтов государство не всегда оказывается способным противостоять угрозам радикально-экстремистских организаций, так как подавление конфликтов только силовыми методами не решает проблему кардинально. Властные структуры не всегда правильно выстраивают свои отношения с религиозными организациями, а нередко и уходят от новых проблем, не обеспечивая соблюдения законности, не налаживают взаимодействия в решении общих задач.

Анализ материала позволяет заключить, что борьба с терроризмом требует комплексного подхода, в котором должны присутствовать меры политического, экономического, социального, и, естественно, военного характера. Конечно, это долговременная программа, и ее реализация зависит от многих параметров. Для решения этой сложной и многоаспектной задачи требуется международная программа, которая должна предусматривать круг действий и включать в себя: наведение в исследуемых странах порядка с хранением, владением и распространением оружия; разработку национальных концепций антитеррористической борьбы в современных условиях; тесную взаимосвязь борьбы с уголовной преступностью, уголовным и политическим терроризмом; взаимодействие сил правопорядка и спецслужб различных стран в антитеррористической борьбе с выделением головного международного органа, обладающего необходимыми полномочиями и правами в организации, координации и осуществлении всей борьбы с терроризмом, и возложением на него ответственности за ее результативность; создание единой информационной системы в регионе АТР по вопросам борьбы с международным терроризмом (банки данных с центральным информационным звеном на базе головного органа) и осуществление аналитической работы по обеспечению борьбы с терроризмом; отработку эффективных методов взаимодействия (информационных, совместных операций) в странах АТР, осуществляющих борьбу с международным терроризмом.

В формировании стратегии борьбы с терроризмом, на мой взгляд, необходимо

учитывать следующие принципы: системный характер антитеррористических мер (это должны быть политические, экономические, социальные, правовые, идейно-пропагандистские, воспитательные, организационные и иные меры, включающие, в случае необходимости, оперативно-розыскные, специальные, военные); гибкость реагирования на террористические угрозы (главное при этом - выбор наиболее эффективного набора мер и последовательности их применения, для чего целесообразно привлечение аналитиков, экспертов и специалистов различного профиля из государственных и общественных структур); адекватность принимаемых антитеррористических мер степени, характеру и масштабам террористической угрозы (соразмерность используемых мер, выверенный баланс мер силового и «гуманитарного» характера; усиление жесткости реагирования при повышении общественной опасности до преступных экстремистских проявлений, расширении социальной базы, вовлекаемой в экстремизм; преимущественное использование деликатных негласных мер воздействия на стадиях подготовки террористических проявлений и гласных -при осуществлении различного рода масштабных открытых экстремистских акций, включая террористические); приоритет мер профилактики (приоритет в борьбе с терроризмом должен принадлежать выявлению и устранению его первопричин, истоков, корней, а не ликвидации последствий состоявшихся террористических преступлений).

Анализируя ситуацию, которая сложилась в крупных странах в сфере борьбы с терроризмом, мы пришли к следующему, что эта проблема является острой и глобальной проблемой международного характера. Это предполагает, что в решении этой сложнейшей задачи должны быть задействованы не отдельно специально созданные государственные службы и подразделения, не просто антитеррористические центры. Для борьбы с этой всеобщей угрозой необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации. Нужна стратегия борьбы с

терроризмом как на национальном, так и на международном уровне. В каждой стране, особенно там, где высока угроза терроризма, необходимо четко определить и назвать источники и детерминанты террористических проявлений, к числу которых, по нашему мнению, могут быть отнесены: падение жизненного уровня населения, снижение степени социальной защиты, правовой нигилизм в обществе, обострение политической борьбы, рост национализма и сепаратизма, несовершенство законодательства, падение авторитета власти и принятие ее представителями непродуманных решений.

Изживание терроризма - длительный процесс, предполагающий создание необходимых объективных и субъективных условий для достижения этой цели. При этом невозможно уничтожить терроризм силовыми, террористическими же средствами: насилие неизбежно порождает насилие. Учитывая религиозно-идеологические, политические, этнические и экономические особенности этого явления, человечество должно использовать весь свой опыт, всю многовековую мудрость в борьбе с этой угрозой. Борьба с терроризмом должна вестись постоянно, комплексно и целенаправленно, на глобальном уровне.

Глобальная система противостояния терроризму должна быть ориентирована не столько на прямую борьбу с террором, которая может осуществляться на более низких уровнях специальными профессиональными формированиями, сколько на создание принципиально новых международных структур, нацеленных на компенсацию политического, экономического и социального расслоения мира на фоне и под влиянием глобализации. Однако характер глобализации международной элиты не позволяет с уверенностью утверждать, что тенденция перерастания агрессивного международного антитеррора в интегрирующую политику общепланетарного развития становится главным направлением международных усилий. Несомненным остается одно: чтобы добиться реальных результатов в борьбе с международным терроризмом, эти усилия должны

множиться во всех странах, на всех конти- тей. А это возможно только тогда, когда нента каждый гражданин осознает, что борьба с

Мы должны сохранить нашу государст- терроризмом - задача не только государ-венность, наш исторический опыт, лучшие ственная, но и каждого его гражданина. народные традиции, духовные богатства Почитание, уважение и исполнение зако-для подрастающего поколения, приложить нов страны, а также любовь к Родине - это все усилия для обеспечения мира и покоя в главный залог общего успеха и построения стране, счастливого будущего наших де- процветающего государства.

Библиографический список

1. Конституция Кыргызской Республики (принятая на всенародном референдуме 27 июня 2010 года (с изменениями от 28.12.2016 года).

2. Закон Кыргызской Республики «О борьбе с терроризмом» от 8 ноября 2006 года N 178.

3. Закон Кыргызской Республики «Об органах национальной безопасности Кыргызской Республики» от 18 февраля 2014 года № 31.

4. Вольский В.Т. Тайны политических убийств. - Ростов, 1997. - 265 с.

5. Горбачев А.М., Петренко О.А. СМИ и журналисты в условиях терактов: учебное пособие СКФУ. - М., 2014. - 414 с.

6. Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира. - Пермь, 2000. - 367 с.

7. Йорданов М.. Дело № 666. Террор. - Махачкала, 2002. - 327 с.

8. Кьеза Дж. Бесконечная война. - М.: Детектив-Пресс, 2003. - 401 с.

9. Керимбекова А.К., Молдобаев К.К. Введение в политологию безопасности. - Бишкек, 2000. - 296 с.

10. Материал из конференции «Концепция противодействия терроризму в КР». - Бишкек, 2015. - 55 с.

11. Материалы конференции «Национальная безопасность Кыргызстана в 21 веке: уроки и перспективы». - Бишкек, 2016. - 65 с.

12. Осмоналиев К.М., Оморов Н.К., Терроризм история политика и правовые аспекты противодействия. - Бишкек, 2005. - 138 с.

13. Курманалиев К.М., Осмонов Д.М. Комментарий к Уголовному кодексу Кыргызской Республики. - Бишкек, 2003. - 750 с.

14. Степанов Е.И. Современный терроризм: состояние и перспективы. - М., 2000. -205 с.

15. Суюнбаев М.Н. Перспективы Шанхайского процесса и проблемы безопасности развития в Евразии / Политика и общество. - 2000. - № 2. - 198 с.

- WpudunecKue nayHU -

TERRORISM AS A THREAT TO NATIONAL SECURITY A.I. Moldazhiev, Postgraduate

Center for Political Science Research and Expertise of the National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. In this study, the author of the work revealed in detail the essence of such a social phenomenon as terrorism. The work examines the impact of negative manifestations of terrorism on the further formation of sovereign Kyrgyzstan, identifies the causes of its occurrence, methods of combating terrorism. Terrorism is one of the global problems of mankind, any person, any state, any country can become a victim of. In the course of the study, the author reflected the measures taken by the state aimed at countering and preventing terrorism, which must be solved only by uniting, investing all forces and opportunities.

Keywords: terrorism, terrorist act, state, extremism, national security, national security agencies, the fight against terrorism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.