Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИИ КАК УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИИ КАК УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОР / ТЕРРОРИЗМ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ / КОМПЛЕКСНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ревина Валерия Валерьевна

В статье рассматривается необходимость формирования системного подхода к противодействию терроризма. Прежде всего необходимо разграничивать понятия «террор» и «терроризм», а также причины, вызывающие терроризм и преступность террористической направленности. В статье рассматриваются основные угрозы проявлений терроризма как категории национальной безопасности России, а также основные направления противодействия терроризму, и особенности профилактики преступлений террористической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of system idea of counteraction to terrorism in Russia as threats of national security

In article need of forming of system approach to terrorism counteraction is considered. First of all it is necessary to differentiate the concepts "terror" and "terrorism" and also the reasons causing terrorism and crime of terrorist orientation. In article the main threats of manifestations of terrorism as categories of national security of Russia and also the main directions of counteraction to terrorism, and feature of prevention of crimes of terrorism are considered.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИИ КАК УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

1.13. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИИ КАК УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Ревина Валерия Валерьевна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Российский технологический университет - РТУ МИРЭА. Подразделение: кафедра "Правовое обеспечение безопасности в коммерческой деятельности". E-mail: rector@mirea.ru

Аннотация: В статье рассматривается необходимость формирования системного подхода к противодействию терроризма. Прежде всего необходимо разграничивать понятия «террор» и «терроризм», а также причины, вызывающие терроризм и преступность террористической направленности. В статье рассматриваются основные угрозы проявлений терроризма как категории национальной безопасности России, а также основные направления противодействия терроризму, и особенности профилактики преступлений террористической направленности.

Ключевые слова: террор, терроризм, террористическая деятельность как угроза национальной безопасности России, комплексная организация противодействия терроризму и направления предупреждения терроризма.

FORMATION OF SYSTEM IDEA OF COUNTERACTION TO TERRORISM IN RUSSIA AS THREATS OF NATIONAL SECURITY

Revina Valeria Valerievna, PhD at Law. Position: associate professor. Place of employment: Russian Technologic University - RTU MIREA. Department: Legal security in commercial activities chair. E-mail: rector@mirea.ru

Annotation: In article need of forming of system approach to terrorism counteraction is considered. First of all it is necessary to differentiate the concepts "terror" and "terrorism" and also the reasons causing terrorism and crime of terrorist orientation. In article the main threats of manifestations of terrorism as categories of national security of Russia and also the main directions of counteraction to terrorism, and feature of prevention of crimes of terrorism are considered.

Keywords: terror, terrorism, terrorist activity as threat of national security of Russia, complex organization of counteraction to terrorism and directions of prevention of terrorism.

Несмотря на достаточно длительное научное изучение и наработанную практику противодействия проявлениям терроризма до сих пор нельзя оценить противодействие таким деяниям как успешное. Сложность этого обусловлена множественностью факторов, обуславливающих терроризм, и неоднозначностью этого негативного явления. Во многом явление терроризма связано с разрушением общепринятых на настоящий момент человеческих ценностей, характеризуется тенденциями, направленными на изменение существующего мирового порядка, внутригосударственного или общественного устройства, снижение уровня международной, государственной, общественной безопасности, прав и свобод граждан, с помощью насилия и устрашения, посредством принуждения государствен-

ных органов, международных и национальных организаций, государственных и общественных деятелей к совершению определенных действий или воздержанию от их совершения в пользу террористов.

Необходимо разграничивать понятия «террор» и «терроризм», как обозначающие совершенно разные социальные явления. Если терроризм представляет собой преступление, направленное на достижение радикально настроенными субъектами своих целей, то террор подразумевает разновидность политики властных структур, которые применяют в своей деятельности методы, схожие по содержанию и влиянию на умы людей с террористическими методами.

В содержании терроризма может быть выделен самостоятельный уголовно-правовой аспект, обозначаемый, в соответствии с действующим уголовным законодательством, понятием «террористический акт». Разграничение понятий «терроризм» и «террористический акт» закреплено в Федеральном законе «О противодействии терроризму»1.

В современных исследованиях многие факторы, обусловливающие развитие явления терроризма, его причины и условия анализируются недостаточно, не всегда прослеживаются все возможные связи конкретного фактора с террористическими видами деятельности, не всегда даются оценки просчетов в предупреждении и при проведении конкретных контртеррористических операций. Это осложняет борьбу с терроризмом, препятствует точному и своевременному прогнозированию конкретных проявлений терроризма и перспектив его развития.

Следует отметить, что причины, вызывающие терроризм и преступность террористического характера, разделяются на причины, общие для преступности в целом, и специфические, относящиеся к терроризму и совершаемым террористическим актам. Специфическим причинам, применительно к антитеррористической деятельности России, необходимо уделять особое внимание.

Главными детерминантами терроризма в прошлом и в современный период были и остаются социально-экономические причины, проявляющиеся в экономической и иной социальной несправедливости общественного развития, порождающие большой разрыв между богатыми и бедными слоями населения, опосредовано определяющие другие обстоятельства политического, идеологического, национального, психологического и религиозного характера, формирующих террористические мотивы у отдельных групп населения. Они обусловливают религиозные, национальные, личностные, политические притязания какой-либо группы людей, личности или государства, которые могут выражаться в активных действиях в виде террористических актов.

Изучение исторического опыта, основных тенденций и закономерностей развития терроризма имеет исключительное значение для понимания криминальных реалий террористической активности, их прогноза на ближайшее будущее и предупреждение террористических действий.

Российскому терроризму присущи, помимо общемировых, и специфические тенденции, которые важно учитывать в практике борьбы с ним. К числу таких тенденций можно отнести:

1 Ст. 3 ФЗ от 6 марта 2006 г. №35 "О противодействии терроризму" (с последующими изменениями).

1) возрастание роли многонационального и многоконфессионального характера российского государства которые используются при организации и осуществлении террористической деятельности, в частности, используется искусственное разжигание националистической и религиозной нетерпимости, провоцирование межнациональных и межрелигиозных конфликтов;

2) увеличивающиеся число попыток террористов по формированию оппозиционных настроений отдельных членов российского общества и организацию протест-ных акций, создающих основу для осуществления террористических действий, использование провокаций для перерастания их в террористические акты и массовые беспорядки;

3) возрастание роли международного вмешательства в организацию и поддержку террористических проявлений на территории РФ, прежде всего на территории Северного Кавказа и в других местностях России;

4) расширение практики организационного, финансового, пропагандистского обеспечения террористической деятельности посредством использования возможностей сети Интернет, социальных сетей и иных средств коммуникации, чаще всего без индивидуализации пользователя;

5) возрождение террористических организаций после разгрома, повышение степени координации их деятельности, стремление к преодолению имеющихся разногласий2.

Практика борьбы с терроризмом требует последовательной оптимизации общегосударственной системы противодействия терроризму в России, в структуре которой формирование актуальной государственной политики и развитой системы государственных структур антитеррора, механизмов руководства ими и развитой правовой основы их деятельности.

Структуру государственной системы противодействия терроризму образуют три подсистемы:

- концептуальная основа (набор прорывных идей),

- правовая основа обеспечения антитеррористической безопасности,

- институциональная система, включающая субъекты антитеррора, иные силы и средства антитеррористической деятельности, корректировка, в необходимых случаях, задач и функций.

Концептуальный элемент системы противодействия терроризму связан с формированием соответствующих назначению этой системы документов официального характера (концепции, доктрины, стратегии и др.).

Важнейший элемент государственной системы противодействия терроризму - это ее институциональная подсистема, которую составляет комплекс государственных органов и негосударственных структур, уполномоченных в законном порядке решать задачи по противодействию терроризму, соответственно правовому положению этих органов в рамках их компетенции. Согласно общей идее формирования государственной системы противодействия терроризму ее институциональная подсистема призвана обеспечить максимально возможное, с учетом социально-

2 По мнению зам. директора исполкома Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества Джумахона Гиесова, успешное подавление очагов в Сирии вынудило оставшихся боевиков передислоцироваться, а их лидеров активизировать свои зарубежные филиалы и осуществлять комплектование, подготовку и переброску диверсионно-террористических групп в Европу, Центральную, Юго-Восточную Азию и Россию. См.: Сенин К. Корпорация монстров: к чему приведет объединение ИГ и "Аль-Кайды" Известия от 6 сентября 2018 года.

политических и правовых условий в стране, привлечение различных звеньев государственного механизма и гражданского общества к участию в осуществлении тех или иных соответствующих функций, профилактику терроризма, борьбу с носителями террористических угроз, а также ликвидации или минимизации последствий террористических акций.

Нормативно-правовая основа противодействия терроризму и роль права в различных видах общественных отношений может быть определена как совокупность правовых норм, закрепленных в соответствующих нормативных правовых актах, обязательных для исполнения всеми органами государственной власти, общественными объединениями, гражданами России и иными пребывающими на территории страны физическими лицами и организациями, и регламентирующих общественные отношения в рассматриваемой сфере обеспечения национальной безопасности и противодействия терроризму.

Составляющие правовую основу противодействия терроризму нормативные правовые акты должны отражать отечественный и зарубежный опыт правотворческой и правоприменительной деятельности, иметь многоотраслевой характер, включать в себя систему государственно-правовых, уголовно-правовых, административно-правовых норм и подзаконных актов, охватывать все основные области общественных отношений, которые возникают в связи с появлением и реализацией террористических угроз и с решением задач по предупреждению, выявлению, пресечению этих угроз и ликвидации их последствий.

Противодействие терроризму не должно ограничиваться исключительно силовым аспектом, сводиться только к борьбе компетентных органов с террористическими проявлениями. Противодействие этому особо опасному явлению должно охватывать: предупреждение терроризма, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов, профилактику терроризма; выявление, предупреждение, пресечение и расследование террористических актов (борьба с терроризмом); минимизация или ликвидация последствий терроризма на всех его этапах - от формирования умысла и подготовительных действий, до его пресечения, устранения последствий террористического акта. При этом основной акцент должен смещаться в сторону ранних профилактических мер. Борьба с терроризмом должна осуществляться с использованием не только методов и средств оперативно-розыскной деятельности, но и с использованием возможностей разведывательной и контрразведывательной деятельности при постоянном улучшении взаимодействия субъектов, ее осуществляющих, законодательном совершенствовании возможностей и преимуществ, предоставляемых данными инструментами.

В качестве основных направлений противодействия терроризму следует выделить следующие: наступательное противодействие идеологии насилия, терроризма и экстремизма, лишение террористов поддержки со стороны общества и отдельных групп населения; обеспечение прав жертв терроризма, в том числе приоритета их прав над правами родственников террористов; защита объектов возможных посягательств террористов, как материальных объектов, так и физических и юридических лиц, прежде всего жизненно важных и потенциально опасных объектов; лишение террористов доступа к средствам совершения террористических актов, особенно высокотехнологическим и

могущих быть использованными для массового поражения населения; затруднение доступа террористов к средствам массовой информации, включая Интернет, связь, транспорт и коммуникации; лишение террористов источников материально-технического обеспечения и финансирования, пресечение каналов финансирования, в том числе из-за рубежа; неукоснительное соблюдение государствами международных обязательств по недопущению использования их национальных территорий для организации и подготовки террористических нападений на территории иностранных государств или их граждан, находящихся за рубежом; пресечение связей террористов между собой, а также с наркобизнесом, торговлей людьми и оружием, теневым бизнесом; привлечение террористов к уголовной ответственности.

В системе мер борьбы с терроризмом уголовное законодательство традиционно выполняет важнейшую функцию, определяя признаки преступлений террористического характера, предусматривая самые суровые меры ответственности за их совершение и оказывая превентивное влияние на лиц, вставших на путь подготовки террористических акций. Совершенствование уголовного законодательства выступает одним из важных факторов повышения эффективности механизма борьбы с терроризмом. В настоящее время законодатель отказался от попыток сформулировать общее уголовно-правовое понятие терроризма, а пошел по пути закрепления конкретных его форм в качестве самостоятельных уголовно-наказуемых деяний. Такие деяния образовали самостоятельную разновидность преступлений, получивших наименование «преступления террористической направленности». Одновременно обозначилась проблема уточнения системных признаков данных преступлений. Необходимо разработать исчерпывающий перечень преступлений террористической направленности, который будет удобно применять в законотворческом процессе и в правоприменительной практике. Отсутствие данного перечня препятствует эффективной организации борьбы с терроризмом. Поэтому важно в законодательстве и правоприменительной практике унифицировать признаки, используемые при отнесении конкретных деяний к группе преступлений террористической направленности. К соответствующей группе преступлений должны быть отнесены все те деяния, которые имеют определенную направленность (мотивацию), как идеологию насилия и практику воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями.

Профилактика терроризма предполагает выявление, устранение, локализацию факторов, способствующих совершению террористических действий или их нейтрализацию, а также корректирующее антикриминогенное воздействие на лиц, динамика поведения которых свидетельствует о возможном совершении ими преступлений террористической направленности.

Профилактика терроризма имеет существенные особенности, в отличие от профилактики иных преступлений. При формировании мотивов террористических действий, активно применяются идеологическое обоснование и политические установки, нередко порождаемые социальными, национальными, религиозными конфликтами. Поэтому здесь особенно важно вскрыть первопричины применения политически мотивированного насилия, с тем, чтобы разработать и применить эффективные алгоритмы формирования террористи-

ческой мотивации, выявление и прогноз влияния социальной и экономической обстановки на развитие террористических угроз в России. Стремление бороться с терроризмом, как с рядовым преступным явлением, не затрагивая радикальным образом причины, его порождающие, становится с очевидностью бесперспективным.

Органы исполнительной власти России рассматривают противодействие терроризму в качестве одной из важнейших общегосударственных задач. Основными направлениями деятельности в этой области являются постоянное совершенствование правовой базы, обобщение отечественного и зарубежного опыта противодействия терроризму, улучшение взаимодействия между спецслужбами и правоохранительными органами, занимающимися проблемой терроризма, улучшение их технической оснащенности.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-Ф3 (ред. от 18.04.2018, с изм. от 29.03.2019) "О противодействии терроризму" // Собрание законодательства РФ, 13.03.2006, N 11, ст. 1146.

2. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 18.03.2019) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3418.

3. Федеральный закон от 27.07.2006 N 153-Ф3 (ред. от 06.07.2016) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации конвенции совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму" // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3452.

4. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212.

5. Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (CETS N 196) // Собрание законодательства РФ, 18 мая 2009, N 20. ст. 2393.

6. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом: заключена в г. Шанхае 15 июня 2001 г.: ратиф. ФЗ от 10 января 2003 г. № 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 41. - Ст. 3947.

7. О противодействии терроризму: модельный закон государств - участников СНГ: принят в г. Санкт-Петербурге 3 декабря 2009 г. Постановлением 33-18 на 33-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. - 2010. - № 46. - С. 256-283.

8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 03.11.2016 N 41 "О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года N 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" и от 28 июня 2011 года N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" // Бюллетень Верховного Суда Р", N 1, январь, 2017.

9. Антонова Е.Ю. Преступления террористического характера и экстремистской направленности: вопросы

криминализации и пенализации // Российский следователь. - 2016. - N 13. - С. 21.

Reference list:

1. Federal law dated 06.03.2006 No. 35-FZ (as amended on 18.04.2018, Rev. from 29.03.2009) "On counteraction to terrorism" // Collection of the legislation of the Russian Federation, 13.03.2006, N 11, Art. 1146.

2. Federal law of 07.08.2001 N 115-FZ (ed. of 18.03.2009) "On combating legalization (laundering) of proceeds from crime and financing of terrorism" // Collection of legislation of the Russian Federation, 13.08.2001, N 33 (part I), article 3418.

3. Federal law of 27.07.2006 N 153-FZ (ed. of 06.07.2016) "On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation in connection with the adoption of the Federal law "On ratification of the Convention of the Council of Europe on the prevention of terrorism" and the Federal law "On countering terrorism" // Collection of legislation of the Russian Federation, 31.07.2006, N 31 (1 h.), article 3452.

4. The decree of the President of the Russian Federation from 31.12.2015 N 683 "On the strategy of national security of the Russian Federation" // "Collection of legislation of the Russian Federation", 04.01.2016, N 1 (part II), article 212.

5. Council of Europe Convention on the prevention of terrorism (CETS N 196) // Collection of legislation of the Russian Federation, may 18, 2009, N 20. article 2393.

6. Shanghai Convention on combating terrorism, separatism and extremism: concluded in Shanghai on 15 June 2001: ratified. Federal law of 10 January 2003 № 3-FZ // Collection of legislation of the Russian Federation. - 2003. - № 41. - St. 3947.

7. On countering terrorism: model law of the CIS member States: adopted in St. Petersburg on 3 December 2009 by Resolution 33-18 at the 33rd plenary session of the inter-parliamentary Assembly of the CIS member States // Newsletter. Inter-parliamentary Assembly of the Commonwealth of Independent States. - 2010. - № 46. -P. 256-283.

8. Resolution of Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of 03.11.2016 N 41 "About modification of the resolutions of Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of February 9, 2012 N 1 "About some questions of judicial practice on criminal cases about crimes of the terrorist orientation" and of June 28, 2011 N 11 "About judicial practice on criminal cases about crimes of the extremist orientation" // Bulletin of the Supreme Court of R", N 1, January, 2017.

9. Antonova E. Yu. terrorist Crimes and extremist: the criminalization and penalization // Russian investigator. -2016. - N 13. - P. 21.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 80%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.