Роль территориальных органов Федеральной службы государственной статистики РФ...
М.В. Ульченко
РОЛЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ РФ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ СТАТИСТИКИ (на примере Мурманской области)
Для принятия эффективных управленческих решений органами власти всех I уровней управления, хозяйствующими субъектами необходимо располагать большим объемом информации. Под эффективными управленческими решениями автор понимает принятие таких решений, результатом реализации которых является повышение уровня социального и экономического развития территории, хозяйствующего субъекта. Между тем, неверная оценка экономической ситуации или неправильная интерпретация экономических новостей часто бывают связаны с ошибочным принятием решений и, как следствие, отрицательным влиянием на состояние и развитие социальной и экономической сфер территории.
С целью определения роли территориальных органов Федеральной службы государственной статистики в региональной системе статистики целесообразным является исследование вопроса об источниках, типах и потребителях региональной информации.
Потребителями статистической информации (рис. 1) являются органы власти и управления различных уровней, коммерческие предприятия и организации, научные и образовательные учреждения, граждане, перепродавцы информации. При этом, как показывает практика, органы власти и управления в процессе реализации своих задач в основном бази-
руются на статистической информации, предоставляемой государственными органами статистики.
Если представить процесс производства статистической информации как процесс производства продукции, то, разложив его на три этапа, получаем: 1) производство первичной статистической информации (сырье); 2) обработка статистической информации (полуфабрикат); 3) результаты анализа статистической информации (готовый продукт).
Источниками первичной информации (производителями сырья) являются население региона и муниципальных образований в процессе проведения социологических опросов, переписи населения; хозяйствующие субъекты в процессе предоставления бухгалтерской и финансовой отчетности.
Первичную обработку статистической информации (производство полуфабриката) осуществляют: департамент финансов при администрации Мурманской области, департамент экономики при администрации Мурманской области, Государственная налоговая служба, Государственный таможенный комитет, Областной комитет труда и социального страхования, областной комитет образования, областной комитет здравоохранения и пр. (рис. 2).
В целом вся статистическая информация мобилизуется в Мурманскстате, где обрабатывается в соответствии с существующими и применяемыми Росстатом методиками. Мурманскстат
1 ПОТРЕБИТЕЛИ
1 1 1 1
1 1 к ^^^Я ш
Органы власти и управления различных уровней Коммерческие Научные и предприятия и образовательные организации учреждения Граждане
Г
Перепродавцы информации (частные структуры) Лица, которые на основе приобретаемой статистической информации, формируют продукты, имеющие иные потребительные свойства.
Рис. 1. Потребители статистической информации
© М.В. Ульченко, 2006
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 9, 2006
35
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
М.В. Ульченко
организует и проводит государственные федеральные и региональные статистические наблюдения, выпускает информационно-аналитические материалы, оказывает статистические услуги, проводит единовременные обследования социальной и экономической сторон жизни облас-
ти, является единственным в регионе органом, владеющим многоотраслевой и систематически обновляющейся экономико-статистической информацией.
Готовая продукция в виде информационно-аналитической статистики в Мурманской области если
Тип статистической
информации
Департамент финансов при Администрации Мурманской области
Информация о структуре регионального бюджета
показателях
Департамент экономики при Администрации Мурманской области
Информация об объеме производства продукции предприятиями и отраслями области, ...
и
Население (граждане)
с>
Информация, предоставляемая в процессе социологических опросов, переписи населения.
Информация, получаемая из бухгалтерской и финансовой отчетности хозяйствующих субъектов.
Рис. 2. Источники и виды информации
36
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 9, 2006
Роль территориальных органов Федеральной службы государственной статистики РФ..,
и выпускается, то исключительно в локальном разрезе (по отдельным отраслям экономики области, отдельным хозяйствующим субъектам, отдельным сферам социальной составляющей в жизни области и т.д.). Эту группу статистической информации производят научные институты, а также информационно-маркетинговые агентства.
В последние годы параллельно с органами государственной статистики активно начали осуществлять свою деятельность множество компаний, предлагающих различную экономико-политическую информацию разной степени детализации. В таблицах 1, 2 представлены основные, по мнению автора, преимущества и недостатки в процессе деятельности органов государственной статистики и негосударственных информационно-маркетинговых компаний.
В соответствии с вышеизложенным, реализация основных задач территориальных органов Федеральной службы государственной статистики в настоящее время зависит от четкого определения их роли. Либо они видят себя в качестве поставщика статистического информационного сырья, нуждающегося в глубокой переработке и имеющего незначительную долю рынка продаж, либо производителя готового статистичес-
кого информационного продукта. Вместе с тем, современные социально-экономические процессы, происходящие в Мурманской области и в большинстве субъектов РФ вследствие реализации стратегий и программ социально-экономического развития, требуют применения «готовой продукции» в виде статистической информации. Несмотря на достаточно широкий круг источников (производителей информации), центральными элементами региональной системы статистики были и остаются территориальные органы Федеральной службы государственной статистики, основными пользователями которых являются органы государственной власти и управления.
С целью усиления роли территориальных органов Федеральной службы государственной статистики целесообразной представляется разработка концепции развития информационно-аналитических услуг предоставляемых государственными статистическими органами, так как региональная система статистики должна существовать как информационная среда для принятия государственных решений, обеспечения процесса реализации стратегии социально-экономического развития области и ее муниципальных образований. Это означает, что для более полного и глубокого обеспечения потребностей ор-
Таблица 1
Негосударственные информационно-маркетинговые агентства (частные структуры)
Преимущества Недостатки
1. Высокая мобильность. 2. Высокая степень личной заинтересованности в качестве и объемах предоставляемой информации. 3. Возможность привлечения в разработку информационных ресурсов финансовых инвестиций (российских и зарубежных). 4. Возможность проведения крупномасштабных рекламных кампаний. Наличие значительных сложностей: - при проведении сбора детализированной информации в масштабах государства, на межрегиональном и региональном уровнях; - в доступе к первичной информации о финансово-экономическом состоянии предприятий, организаций, учреждений, кредитно-финансовых институтов.
Таблица 2
Территориальные органы Федеральной службы государственной статистики
Преимущества Недостатки
1. Большой опыт работы. 2. Детализированный первичный учет. З.Организованная система сбора информации и охват всех сфер деятельности. 4. Отсутствие необходимости привлечения значительных инвестиций в разработку информационных ресурсов. 5. Ведение подробной базы данных своей клиентуры из числа субъектов своего региона, что открывает большие возможности для персональной работы с каждым из них. 1. Длительный период сбора и обработки информации. 2. Невысокое качество статистической информации.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 9, 2006
37
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Н.А. Калина
ганов власти и управления всех уровней, инфраструктуры бизнеса в статистической и аналитической информации является необходимым трансформиро-
вание системы сбора, обработки и создания готового информационно-аналитического продукта государственными органами статистики.
Н.А. Калина
МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
В соответствии с тенденциями развития в XXI веке мировое сообщество и Россия осуществляют переход от сравнительно устойчивого биполярного мира к новому геоэкономическому мироустройству. Переходный период характеризуется, прежде всего, ди-
намичным формированием такой тенденции, как интеграция в мировое хозяйство.
Сущность международной экономической интеграции определяется как процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей
Таблица 1
Признаки типологии интеграции
Тип интеграции Признаки
Зона свободной торговли Форма соглашения, когда участники договариваются о снятии таможенных тарифов и квот в отношении друг друга. При этом к третьим странам - у каждого своя политика. Примеры: НАФТА, АНЗСЕРТА, раньше ЕЭС.
Таможенный союз Единая таможенная политика по отношению к третьим странам. Однако возникают и более серьезные внутренние противоречия. Примером может служить ЕЭС.
Общий рынок Полное устранение препятствий для перемещений всех факторов производства между странами-участницами. В процессе решения находятся такие вопросы, как: полное согласование экономической политики и т.д., выравнивание экономических показателей.
Экономический союз Возникает на этапе высокого экономического развития. Проводится согласованная (или даже единая) экономическая политика и дна этой основе идет снятие всех препятствий. Создаются межгосударственные (надгосударственные) органы. Идут крупные экономические преобразования во всех странах-участницах.
Валютный союз Форма экономического союза и одновременно крупная составляющая экономического союза. Характерными чертами валютного союза являются: 1. Согласованное (совместное) изменение национальных валют. 2. Установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются Центробанками стран-участниц. 3. Создание единой региональной валюты. 4. Формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром этой международной валютной единицы. В развивающихся странах под валютным союзом понимают клиринговые соглашения.
Полная экономическая интеграция Единая экономическая политика и, как следствие, унификация законодательной базы. Условия: - общая налоговая система; - наличие единых стандартов; - единое трудовое законодательство и т.д.
38
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 9, 2006
© Н.А. Калина, 2006