Также следует внести изменения в перечень основных статистических показателей, столь нечасто публикуемых в средствах массовой информации органами статистики: отказаться от неинформативных абсолютных показателей и использовать более достоверные относительные показатели.
В настоящее время региону, а вместе с ним и г. Кировску нужна специальная политика, направленная на рост конкретных значимых социальных
индикаторов, выбранных в качестве приоритетов. Поэтому расходы регионального и муниципального уровней на здравоохранение, образование, науку, культуру, социальную сферу в целом, будут являться одной из самых эффективных инвестиций.
Статистическая информация о социальной жизни города была предоставлена территориальным представительством Мурманскстата в г Ки-ровске.
А.Д. Корчак, Е.А. Корчак
НЕСОВЕРШЕНСТВО ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ, ПРОДУЦИРУЮЩЕЕ БЕДНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ НА СЕВЕРЕ РОССИИ
Процесс трансформации сферы распределения в России привел к снижению уровня трудовых доходов населения и появлению бедности как социально-экономического явления. Весьма значимой на нынешнем этапе социально-экономического развития России является проблема бедности в северных регионах. С одной стороны, несмотря на то, что, на северные территории России, где проживает около 8% ее населения, приходится примерно пятая часть производимого национального дохода и более 60% всех валютных поступлений страны, в последние годы здесь заметно ухудшилась социальная обстановка: бедность населения приобрела значительные масштабы, превышающие среднероссийский уровень. С другой стороны, проблема бедности в северных регионах имеет особую актуальность из-за северной специфики условий жизнедеятельности, поскольку специфически причинами более высокой степени проявления феномена бедности являются дискомфортность проживания, дополнительные расходы по поддержанию жизнедеятельности на Севере, монопромышленный характер экономики северных регионов. Таким образом, актуальность данной проблемы очевидна и определяется как масштабностью этого явления в северных регионах России, так и острой необходимостью ее скорейшего решения. Целью данной работы является выявление факторов, влияющих на появление и проявление бедности населения регионов Севера России.
Бедность как явление социально-экономической жизни региона состоит в недопустимо низком уровне жизни населения, несоответствующем социально приемлемому уровню, обусловленному спецификой условий проживания в дан-
ном регионе. Основными факторами, продуцирующими бедность в северных регионах России, являются следующие факторы:
- экономические: низкая заработная плата и ее высокая дифференциация, преобладание неквалифицированного и малоквалифицированного труда, неконкурентноспособность ряда отраслей, высокая доля убыточных предприятий, безработица, слабая диверсификация экономики;
- социально-медицинские: инвалидность, плохое здоровье, высокий уровень заболеваемости, старость, маргинализация населения;
- демографические: неполные семьи, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, молодежь со слабыми позициями на северном рынке труда, старение населения;
- образовательно-квалификационные: недостаточный уровень профессиональной подготовки, ситуация «невостребованности» предлагаемых образования и квалификации спросу на северном рынке труда;
- региональные: высокое различие в экономическом потенциале северных регионов, приведшее к наличию депрессивных моноэкономических территорий, дотационных регионов с низким экономическим потенциалом, зависимых от централизованных поставок продовольствия;
- социально-институциональные: низкий уровень социальных гарантий и соотношений социальных выплат с прожиточным минимумом, неразвитость института социального партнерства [3].
На взгляд авторов, особое значение на появление и углубление бедности населения северных регионов России оказывает несовершенство институциональных механизмов, среди которых
52
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 11, 2006
© А.Д. Корчак, Е.А. Корчак, 2006
Таблица1
Несовершенство общегосударственных институциональных механизмов, влияющие на появление и углубление бедности населения в северных регионах России
Институциональный механизм Несовершенство институционального механизма
Прожиточный минимум - субъективное определение структуры потребительской корзины (зависит от мнения эксперта); - неучтенность реальной доступности медицинских, образовательных, социальных услуг; - несоответствие срокам определения потребительской корзины срокам определения величины прожиточного минимума; - слабая учтенность территориальных особенностей потребления материальных благ и услуг; - неучтенность расходов на ежегодный отдых северян в регионах с благоприятными природно-климатическими условиями
Минимальный размер оплаты труда - несоответствие уровня установленного минимального размера оплаты труда величине прожиточного минимума; - искаженность предназначения минимального размера оплаты труда
нами выделены и обобщены общегосударственные и специфически северные.
1. В качестве общегосударственных институциональных механизмов, влияющих на появление и углубление бедности населения северного региона России, авторами выделены «прожиточный минимум» и «минимальный размер оплаты труда».
Прожиточный минимум является важнейшим комплексным социальным нормативом, включающим научно обоснованные минимальные нормы потребления материальных благ и услуг. В России прожиточный минимум устанавливается законодательно на федеральном и региональном уровнях. По сути, региональный прожиточный минимум является институциональной основой определения территориальных различий в стоимости жизни населения. Минимальный набор продуктов питания сформирован, исходя из следующих предпосылок: удовлетворения потребностей основных социально-демографических групп населения, в пищевых веществах исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания; сложившейся структуры питания с учетом фактического потребления продуктов в малоимущих семьях. Основными факторами, влияющими на формирование минимального набора непродовольственных товаров индивидуального пользования в субъектах РФ, являются природно-климатические условия: температурный режим, скорость ветра, количество осадков и солнечных дней в течение года. Минимальный набор услуг включает в себя жилищно-коммунальные, транспортные услуги и другие виды услуг.
Несовершенство институционального механизма «прожиточный минимум», представленное в таблице 1, ведет, по мнению авторов, к искажению оценки уровня жизни различных слоев населения и не дает полного представления о социальной структуре общества. Помимо этого, установленная структура минимального набора материальных благ и услуг не дает возможность правильно оценивать последствия принимаемых решений и не ориентируют на выбор мер, направленных на повышение жизненного уровня населения.
Минимальный размер оплаты труда является социальным нормативом, представляющим собой минимум оплаты труда, гарантируемый работнику, отработавшему полностью определенную за установленный период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (свои трудовые обязанности).
Несовершенство институционального механизма «минимальный размер оплаты труда» представлено в таблице 1. Основным недостатком данного институционального механизма является, на взгляд авторов, его низкая величина, способствующая занижению уровня заработной платы; ослабляющая мотивационную функцию заработной платы; не гарантирующая удовлетворение даже минимума физиологических потребностей населения и не позволяющая выполнять воспроизводственную функцию работника; приводящая к расширению неформальной занятости. Более того, в ракурсе рассматриваемой проблемы, авторами акцентируется внимание на тот факт, что сегодня минимальный размер оплаты труда не учитывает территориальные особенности для выравнивания
Таблица2
Несовершенство специфически северных институциональных механизмов, влияющие на появление и углубление бедности населения на Севере России
Институциональный механизм Несовершенство институционального механизма
Северный рынок труда - резкая дифференциация цены рабочей силы; - несоблюдение принципа минимальной достаточности
Система северных гарантий и компенсаций - не выполняют функции привлечения и закрепления рабочей силы в северный регион России; - не компенсируют затраты на воспроизводство рабочей силы; - усугубляют различия в уровне заработной платы работников бюджетной сферы и промышленности; - не обеспечивают социальную справедливость в получении компенсации за условия проживания; - не достаточно отражены в региональных и территориальных отраслевых тарифных соглашениях и коллективных договорах
Перераспределение ресурсной ренты - отсутствие адекватной нормативной законодательной базы; - не сформированность, либо не рациональное использование специфически северных фондов регионального развития -трастовых фондов, фондов наследия (накопительных фондов)
условий жизнедеятельности в северном регионе, для закрепления трудового потенциала, для возмещения дополнительных расходов и физиологических затрат, а ведь различия в доходах населения и ценах между отдельными территориями достигают десятикратного размера.
2. В качестве специфически северных институциональных механизмов, влияющих на появление и углубление бедности населения северного региона России, нами выделены «северный рынок труда», «система северных гарантий и компенсаций», «перераспределение ресурсной ренты» и «переселение».
Северный рынок труда. Северный рынок труда специфичен в силу особенностей размещения и развития производительных сил: наибольшее количество рабочих мест в северных регионах связано с отраслями добычи и первичной переработки полезных ископаемых. Поэтому падение объемов производства или оживление реального сектора экономики немедленно отражается на уровне безработицы. Помимо этого напряженность на северном рынке труда усиливается удаленностью и ограниченной транспортной доступностью многих северных населенных пунктов, узостью сферы приложения труда. Несовершенство этого институционального механизма, представленное в таблице 2, вызывает резкую дифференциацию цены рабочей силы и не обеспечивает сбалансированность между спросом и предложением на рабочую силу на северном рынке труда [2].
Система северных гарантий и компенсаций является единой системой правовых норм, регулирующих трудовые отношения между рабочими, служащими и предприятиями, а также регламентирующих отношения в области труда между администрацией и профсоюзами в северных регионах. Существуют объективные причины того, что человек, живущий на Севере, вынужден затрачивать больше средств на аналогичные товары и услуги, чем тот, кто живет южнее: длительность периода преобладания холодных температур, короткая продолжительность светового дня зимой, что обуславливает наличие северных коэффициентов, применяемых для увеличения заработной платы, пенсий, и других выплат.
На наш взгляд, одним из основных институциональных оснований существования проблемы бедности в северных регионах России является несовершенство этого институционального механизма (таблица 2). Система северных гарантий и компенсаций в новых условиях хозяйствования характеризуется проявлением тенденции снижения социальной защищенности северян; сокращением перечня гарантий и компенсаций; снижением уровня и объема возмещения понесенных гражданами дополнительных затрат; усугублением региональной дифференциации в заработной плате. Трансформация этой системы стала объективной реальностью в условиях ведения рыночных методов регулирования экономики, перехода предприятий к деятельности по крите-
54
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 11, 2006
рию эффективности, вследствие чего система гарантий и компенсаций.
Перераспределение ресурсной ренты. Ресурсная основа северной экономики создает возможность опоры на собственные силы и ориентирует на саморазвитие северного региона, нацеленное на уменьшение зависимости от федерального бюджета и предполагающее совместимость региональных интересов с целями макроэкономической политики государства [1].
В настоящее время природные ресурсы северных регионов эксплуатируются на истощение без накопления финансовых ресурсов для перспективного перепрофилирования экономики северных регионов. Экономические гарантии жизни будущих поколений и социальные гарантии в поддержании приемлемого уровня жизни населения, в том числе и в снижении бедности, сегодня можно достичь путем формирования и рационального использования специфически северных фондов регионального развития - трастовых фондов, фондов наследия (накопительных фондов). Эти фонды предполагают прямое участие населения в доходах от эксплуатации природного наследия и улучшение социальной инфраструктуры северных территорий с целью повышение уровня жизни населения. В России больше половины чистой прибыли распределяется между очень узким кругом людей, в то время как в цивилизованных странах существуют специальные налоги для обложения сверхприбылей с целью перераспределения дохода в пользу всего населения.
Развитие Севера РФ в советские годы характеризовалось физической затратной диверсификацией (образование подсобных хозяйств, заводов строительных материалов, обременение обслуживающими предприятиями); сегодня новые ресурсные корпорации гораздо более мобильны, чаще используют вахтовый метод освоения, экономны в инфраструктурном обустройстве. В регионах Севера ресурсные корпорации начинают участвовать в развитии Севера совместно с региональными и федеральными властями, принимая на себя часть обязательств государства в части переселения северян, выплат северных гарантий и компенсаций, завозной компании.
Однако деятельность ресурсных корпораций осложняется рядом факторов (таблица 2). Во-первых, совмещение прав собственности на ресурсы федерального и регионального уровня - совместное ведение - по сути, означает, что оста-
точные права контроля над действиями недропользователей остаются у федеральных и региональных властей, а недропользователь остается в неопределенной ситуации и ему трудно достичь эффективности своей деятельности. Во-вторых, отмена с 1994 г. отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы привела к резкому сокращению финансирования и свертыванию геологоразведочных работ, снижению обеспеченности запасами базовых отраслей промышленности, невосполнимости добычи минерального сырья приростом его запасов [1].
Таким образом, на появление и углубление бедности населения Севера России влияет несовершенство институциональных механизмов. В целях снижения бедности населения в северных регионах, учитывая ограниченные возможности федерального бюджета, необходимо обеспечить рост эффективности использования средств государственной финансовой поддержки и собственных средств хозяйствующих организаций. Для этого необходимо задействовать внутренние источники финансирования важнейших программ государственной поддержки. Таким источником является ресурсная база Севера, которая должна стать основой формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в результате внесения соответствующих изменений в межбюджетные отношения. Необходимо усилить роль рентных платежей за пользование природными ресурсами и дифференцировать размеры этих платежей с учетом конкретных характеристик природных ресурсов и объектов. До проведения данных предложений в жизнь основным специфически северным институциональным механизмом является система северных гарантий и компенсаций. Но трансформация этого институционального механизма, адаптируемая к новым условиям хозяйствования, не должна допускать социальной напряженности общества.
Библиографический список
1. Концепция и основные направления Российской программы развития районов Севера на 15-20 лет / Под ред. А.Г. Гранберга, Г.П. Лузина, А.М. Позднякова. - М.: Известия, 1992. - 176 с.
2. Корчак А.Д. Рынок труда как инструмент управления развитием региональных социально-экономических систем (на примере Кольского Севера): Автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Апа-
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Е.Е. Торопушина
титы, КНЦ РАН, 1996. - 23 с. но-экономического развития регионов Севера.
3. Корчак Е.А. Проблема бедности населения / Вып. 2. - Изд-во Кольского филиала Петрозаводс-Е.А. Корчак, Л.А. Рябова // Проблемы социаль- кого гос. ун-та, 2006. - С. 10-24.
Е.Е. Торопушина
СФЕРА ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ РЕГИОНА: ЦЕЛИ И ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКИ
Актуальность. Уровень здоровья населения является важным фактором регионального развития и одним из основных условий устойчивого экономического роста любой страны. Сегодня уровень здоровья населения России чрезвычайно низок, а охрана здоровья - одна из наиболее проблемных сфер общественной жизни. В ходе реформ стало ясно, что задачи охраны здоровья решаются преимущественно в рамках узкоотраслевого подхода, т.е. структурами системы медицинского обслуживания. В сегодняшних условиях должна ставиться более широкая задача - повышение уровня здоровья нации, а к ее решению привлекаться все сектора общества. С таких позиций представляется актуальным возможность использования в процессе формирования политики в сфере охраны здоровья межсекторного подхода, подразумевающего согласованную деятельность и объединение ресурсов всех секторов общества в целях повышения уровня общественного здоровья.
Приоритеты и основы формирования политики в сфере охраны здоровья. Анализ зарубежных исследований по вопросам формирования политики в сфере охраны здоровья и развития систем здравоохранения показал, что при решении проблем в сфере охраны здоровья и задачи повышения уровня здоровья основная роль должна отводиться государственному/национальному уровню [3; 7]. Здоровье рассматривается как основное условие и предпосылка надлежащего качества жизни, а также эталон степени продвижения к уменьшению бедности, упрочению социальной сплоченности и ликвидации дискриминации. Потенциал здоровья рассматривается как составная часть невещественного богатства страны и экономическая категория в сфере производства материальных и нематериальных благ. В связи с этим, здоровье человека рассматривается не просто как трудовой ресурс, но и как капитальный актив. Следовательно, и здравоохранение рассматривается как основная составляю-
щая формирования человеческого капитала [4]. Но хотя службам здравоохранения и отводится важная роль, они, однако, не рассматриваются как единственный актор здравоохранительной деятельности. Другие сектора общественной жизни также рассматриваются как имеющие большое влияние на здоровье населения и несущие за него ответственность.
Такие принципы формирования и реализации политики характерны для большинства европейских стран. И в наибольшей степени - для стран Скандинавского полуострова, где основной постоянной целью политики в сфере охраны здоровья является достижение полной реализации всеми людьми их «потенциала здоровья». Эта цель находит свое отражение в скандинавской модели политики в сфере охраны здоровья населения, которая реализуется на основе трех главных этических ценностей:
- здоровье как одно из важнейших прав человека;
- справедливость1 в вопросах здоровья и его охраны и действенная солидарность стран, групп и контингентов людей внутри страны;
- участие в здравоохранительной деятельности и ответственное отношение к ней (подотчетность) отдельных людей, учреждений, организаций и секторов [7; 8].
В России и, в частности, в Мурманской области в настоящее время основной целью политики в сфере охраны здоровья является повышение эффективности функционирования системы здравоохранения, а задачи охраны здоровья решаются преимущественно структурами системы медицинского обслуживания. Тогда как, учитывая близкий к критическому уровень здоровья населения (это видно из таблицы, где приводится сравнение значений основных показателей уровня здоровья населения с пороговыми значениями показателей, принятыми в развитых странах как отвечающие стратегии национальной безопасности страны [9]) и тот факт, что здоровье, экономическое благополучие и социальная среда неразрывно связаны
56
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 11, 2006
© Е.Е. Торопушина, 2006