ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Е.Е. Торопушина
титы, КНЦ РАН, 1996. - 23 с. но-экономического развития регионов Севера.
3. Корчак Е.А. Проблема бедности населения / Вып. 2. - Изд-во Кольского филиала Петрозаводс-Е.А. Корчак, Л.А. Рябова // Проблемы социаль- кого гос. ун-та, 2006. - С. 10-24.
Е.Е. Торопушина
СФЕРА ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ РЕГИОНА: ЦЕЛИ И ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКИ
Актуальность. Уровень здоровья населения является важным фактором регионального развития и одним из основных условий устойчивого экономического роста любой страны. Сегодня уровень здоровья населения России чрезвычайно низок, а охрана здоровья - одна из наиболее проблемных сфер общественной жизни. В ходе реформ стало ясно, что задачи охраны здоровья решаются преимущественно в рамках узкоотраслевого подхода, т.е. структурами системы медицинского обслуживания. В сегодняшних условиях должна ставиться более широкая задача - повышение уровня здоровья нации, а к ее решению привлекаться все сектора общества. С таких позиций представляется актуальным возможность использования в процессе формирования политики в сфере охраны здоровья межсекторного подхода, подразумевающего согласованную деятельность и объединение ресурсов всех секторов общества в целях повышения уровня общественного здоровья.
Приоритеты и основы формирования политики в сфере охраны здоровья. Анализ зарубежных исследований по вопросам формирования политики в сфере охраны здоровья и развития систем здравоохранения показал, что при решении проблем в сфере охраны здоровья и задачи повышения уровня здоровья основная роль должна отводиться государственному/национальному уровню [3; 7]. Здоровье рассматривается как основное условие и предпосылка надлежащего качества жизни, а также эталон степени продвижения к уменьшению бедности, упрочению социальной сплоченности и ликвидации дискриминации. Потенциал здоровья рассматривается как составная часть невещественного богатства страны и экономическая категория в сфере производства материальных и нематериальных благ. В связи с этим, здоровье человека рассматривается не просто как трудовой ресурс, но и как капитальный актив. Следовательно, и здравоохранение рассматривается как основная составляю-
щая формирования человеческого капитала [4]. Но хотя службам здравоохранения и отводится важная роль, они, однако, не рассматриваются как единственный актор здравоохранительной деятельности. Другие сектора общественной жизни также рассматриваются как имеющие большое влияние на здоровье населения и несущие за него ответственность.
Такие принципы формирования и реализации политики характерны для большинства европейских стран. И в наибольшей степени - для стран Скандинавского полуострова, где основной постоянной целью политики в сфере охраны здоровья является достижение полной реализации всеми людьми их «потенциала здоровья». Эта цель находит свое отражение в скандинавской модели политики в сфере охраны здоровья населения, которая реализуется на основе трех главных этических ценностей:
- здоровье как одно из важнейших прав человека;
- справедливость1 в вопросах здоровья и его охраны и действенная солидарность стран, групп и контингентов людей внутри страны;
- участие в здравоохранительной деятельности и ответственное отношение к ней (подотчетность) отдельных людей, учреждений, организаций и секторов [7; 8].
В России и, в частности, в Мурманской области в настоящее время основной целью политики в сфере охраны здоровья является повышение эффективности функционирования системы здравоохранения, а задачи охраны здоровья решаются преимущественно структурами системы медицинского обслуживания. Тогда как, учитывая близкий к критическому уровень здоровья населения (это видно из таблицы, где приводится сравнение значений основных показателей уровня здоровья населения с пороговыми значениями показателей, принятыми в развитых странах как отвечающие стратегии национальной безопасности страны [9]) и тот факт, что здоровье, экономическое благополучие и социальная среда неразрывно связаны
56
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 11, 2006
© Е.Е. Торопушина, 2006
Сфера охраны здоровья региона: цели и основы формирования политики
Примечания:
1 Приводится средний показатель для Норвегии, Финляндии, Швеции.
2 Показатели средней продолжительности жизни больных с хронической патологией после установления заболевания для Мурманской обл. - по неофициальным данным.
Таблица
Основные показатели уровня здоровья населения России и стран Скандинавского полуострова в 2004 г. [1; 2; 5; 6]
Показатель РФ Мурманская обл. Страны Скандинавского п-ова1 Критическое значение
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет 65,5 63,6 79,2 70
Средняя продолжительность жизни больных с хронической патологией после установления заболевания, лет2 7,8 6,9 17,0 15
Младенческая смертность: умершие в возрасте до одного года на 1000 родившихся живыми 11,5 11,0 4,4 6,0
Смертность от несчастных случаев, травм, отравлений, на 100000 человек населения 220,5 203,1 87,5 100
друг с другом, должна ставиться более широкая задача - повышение уровня здоровья нации, а к ее решению должно привлекаться все общество.
Система здравоохранения располагает ограниченными возможностями влиять на здоровье общества. Поэтому крайне важно обеспечить полноценное и всестороннее взаимодействие населения, различных секторов общества и органов государственной власти всех уровней. Для этого необходим широкий межсекторный подход, который обеспечивает достижение согласия в приоритетах, стратегиях, направлениях и предпринимаемых действиях по охране и укреплению здоровья. Такой подход способствует установлению стратегических союзов и объединений людей, организаций, чья деятельность направлена на охрану уровня здоровья населения. При этом исключительно важно присутствие, с одной стороны, политической воли, с другой стороны согласия между различными силами общества.
Успешность решения проблем в сфере охраны здоровья зависит и от того, насколько будут взаимосвязаны, скоординированы и направлены действия всех акторов. Это возможно, если политика в сфере охраны здоровья будет базироваться на методологических подходах концепции стратегического управления, поскольку именно стратегическое управление и планирование учитывает не только сложившиеся тенденции развития, но и систему возможностей и опасностей развития, способных изменить сложившиеся тенденции в предстоящем периоде.
Проблемы и задачи формирования региональной политики в сфере охраны здоровья Мурманской области. Достаточно определенного мнения относительно того, каким должно быть государственное регулирование в области охраны здоровья на региональном уровне в России, несмотря на актуальность данного вопроса, до сих пор не выработано. Автором предлагается рассматривать региональную политику в сфере охраны здоровья как комплекс целенаправленных мероприятий, проводимого органами государственной власти, включающий определение приоритетов и направлений политики, характер формирования ресурсов и последовательность этапов реализации поставленных целей, обеспечивающих предусмотренное развитие. С такой точки зрения системность политики в сфере охраны здоровья должна выражаться во взаимодействии всех организаций государственного и частного секторов экономики. Наряду с этим необходимо расширять возможности отдельных людей и поощрять их к принятию позитивных, укрепляющих здоровье самостоятельных решений по таким вопросам как потребление табака, чрезмерное потребление алкоголя, нездоровый пищевой рацион, небезопасный секс и др.
При этом политику в сфере охраны здоровья следует понимать не только как ряд мероприятий по повышению уровня здоровья жителей, но и как процесс формирования и развития жизненного, трудового и репродуктивного потенциала населения с адекватным потреблением человеческого потенциала и созданием оптимальных ус-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 11, 2006
57
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
А.А. Копытов
ловий жизнеобеспечения. В целом политика в сфере охраны здоровья населения (как деятельность всего сообщества региона) должна быть ориентирована на критерии общественного здоровья.
Среди условий, способствующих реализации межсекторной политики в сфере охраны здоровья, необходимо выделить следующие:
- человеческий потенциал должен рассматриваться в качестве цели общественного развития, а не как средство для решения социально-экономических задач;
- формирование и реализацию политики в сфере охраны здоровья следует ориентировать на закономерности развития общественной системы во взаимосвязи со здоровьем населения, а не на оценку влияния отдельных факторов среды на состояние здоровья человека;
- решение проблем должно носить комплексный характер, с включением всех подсистем региона, служб, ведомств в систему охраны здоровья населения.
Необходимо объединение и координация усилий администраций области и муниципальных образований, их управлений и комитетов, учреждений, общественных организаций и средств массовой информации по решению проблем охраны и укрепления здоровья жителей региона. Необходимо изменить отношение руководителей администраций, различных служб, работников здравоохранения и населения по отношению к здоровью и пересмотреть возможности оптимального использования ресурсов по оздоровлению жителей.
Рекомендации по разработке региональной политики в сфере охраны здоровья. На основе проведенного исследования можно определить приоритетные направления деятельности в сфере охраны здоровья для региональных и местных органов власти Мурманской области, первоочередными из которых должны являться:
1. Обеспечение эффективности общественного здравоохранения, в первую очередь, по таким направлениям как: профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний и борьба с ними, половое и репродуктивное здоровье, психическое здоровье, здоровье детей, подростков, женщин, людей пожилого возраста, социально обделенных людей.
2. Повышение организационно-экономического потенциала системы здравоохранения, включающее: развитие системы управления здравоохранением, ориентированной на непрерывное
улучшение качества медицинской помощи и эффективное использование всех ресурсов региона в целях повышения уровня здоровья, формирование комплексного подхода и долгосрочное планирование деятельности, направленной на предотвращение угроз для здоровья, обеспечение справедливого, адекватного и устойчивого финансирования здравоохранительной деятельности, развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров.
3. Развитие межведомственного и межсекторного взаимодействия в сфере охраны здоровья, в том числе: более активное участие региональных и местных органов государственной власти в процессе работы по охране здоровья населения, развитие взаимодействия с различными партнерами в вопросах охраны здоровья, повышения общей эффективности здравоохранения и решении проблем, связанных с окружающей средой, усиление общественной поддержки неправительственных организаций и средств массовой информации в вопросах охраны здоровья.
4. Инициирование и поддержка общественных действий, направленных на формирование положительного имиджа здорового образа жизни, изменение поведенческих, социальных, экономических и экологических детерминант здоровья. Здесь акцент должен ставиться на сведение к минимуму факторов риска связанных с образом жизни, пропаганду здорового образа жизни, активного сохранения, укрепления и восстановления здоровья, содействие обеспечению более здоровой и безопасной физической среды, улучшение питания и повышение безопасности пищевых продуктов.
В заключение можно определить следующие организационно-экономические основы формирования региональной политики в сфере охраны здоровья, а именно:
- основной идеей региональной политики в сфере охраны здоровья должно являться постоянное повышение уровня здоровья всех жителей региона;
- основным принципом формирования политики должен являться принцип социальной справедливости;
- формирование политики должно осуществляться на основе методических подходов теорий стратегического управления, устойчивого развития, региональной экономики;
- определение приоритетов и направлений политики должно происходить на основе комплек-
58
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 11, 2006
Этапы институционализации неформальной занятости в России
сного анализа всей сферы охраны здоровья, включающей деятельность региональных и местных органов власти, систему здравоохранения и ее составляющие, предприятия и организации, имеющие отношение к проблемам охраны здоровья;
- реализация региональной политики в сфере охраны здоровья должна осуществляться на основе межсекторного подхода, с экономической точки зрения, являющимся инструментом привлечения и аккумуляции всех экономических ресурсов региона в целях охраны здоровья;
- субъектами реализации политики должны являться организации государственного и частного секторов экономики, имеющие отношение к здоровью населения, при ведущей роли региональных органов государственной власти.
Примечание
1 Принцип социальной справедливости в сфере охраны здоровья заключается в постоянном повышении доступности и качества бесплатной медицинской помощи для всех категорий граждан в целях достижения более высокого уровня общественного здоровья.
Библиографический список
1. Доклад о результатах и основных направлениях Министерства здравоохранения и социального развития РФ как субъекта бюджетного пла-
нирования на 2006 г и на период до 2008 r. // http:// zdravinform.ru/dev/html.
2. Европейская база данных ЗДВ, Европейское региональное бюро ВОЗ, Копенгаген, Дания, январь 2006 г. // http://www.euro.who.int/HFADB.
3. Ларина Н.И. Региональная политика в странах рыночной экономики: Учебное пособие / Н.И. Ларина, А.А. Кисельникова. - М.: Экономика, 1998. - С. 9-11.
4. Лисицин Ю.П. Концепция «человеческого капитала»: медико-экономический аспект // Экономика здравоохранения. - 1998. - .№2. - С. 5-9.
5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2004: стат. сб. - М.: Росстат., 2004.
6. Статистический ежегодник. Мурманская область в 2004 году // Федеральная служба государственной статистики / Территориальный орган государственной статистики по Мурманской области / Мурманскстат. - Мурманск, 2005. - 205 с.
7. Health 21. The health for all policy framework for the WHO European Region // WHO Regional Office for Europe. European Health for All Series. -Copenhagen. - 1998. - №5. - P. 5-12.
8. The European health report, 2002 // WHO Regional Office for Europe. WHO Regional Publications, European Series. - Copenhagen. -2002. - №97 // http://www.euro.who.int.
9. The World health report, 2002 // WHO. -Geneva. - 2005 // http://www.who.dk.
А.А. Копытов
ЭТАПЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ
Возникновение института неформальной занятости в России - пример эволюционной институционализации. В теневом бизнесе, как и в легальном, существует «сила права» (конечно, права специфического - нелегального). Мир теневого бизнеса во многом копирует мир бизнеса легального, заимствуя эффективные формы организации: профсоюзы, суды, правовые нормы. Даже процесс подкупа государственных чиновников трансформируется из эпизодического правонарушения в устойчивый порядок, с которым согласны все его участники.
Импортирование (насаждение) формальных институтов в России в ходе реформ - пример революционной институционализации. Формаль-
ная институционализация предполагает заимствование сложившихся в странах с рыночной экономикой модельных рыночных институтов, установление «сверху» институциональных ограничений, в рамках которых должны действовать хозяйствующие субъекты.
Факторы, определяющие институционализа-цию неформальной занятости, можно подразделить как экзогенные и эндогенные. Определяющими внешними факторами являются: политическая ситуация в стране, определяющая курс развития; состояние экономики (налоговая политика государства, темпы инфляции, темпы экономического роста); институциональная структура общества; демографическая ситуация (структура трудовых ресурсов, миграция).
© А.А. Копытов, 2006
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 11, 2006
59