Научная статья на тему 'Механизмы обеспечения экономической безопасности России в условиях интеграции в мировое хозяйство'

Механизмы обеспечения экономической безопасности России в условиях интеграции в мировое хозяйство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы обеспечения экономической безопасности России в условиях интеграции в мировое хозяйство»

ганов власти и управления всех уровней, инфраструктуры бизнеса в статистической и аналитической информации является необходимым трансформиро-

вание системы сбора, обработки и создания готового информационно-аналитического продукта государственными органами статистики.

Н.А. Калина

МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

В соответствии с тенденциями развития в XXI веке мировое сообщество и Россия осуществляют переход от сравнительно устойчивого биполярного мира к новому геоэкономическому мироустройству. Переходный период характеризуется, прежде всего, ди-

намичным формированием такой тенденции, как интеграция в мировое хозяйство.

Сущность международной экономической интеграции определяется как процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей

Таблица 1

Признаки типологии интеграции

Тип интеграции Признаки

Зона свободной торговли Форма соглашения, когда участники договариваются о снятии таможенных тарифов и квот в отношении друг друга. При этом к третьим странам - у каждого своя политика. Примеры: НАФТА, АНЗСЕРТА, раньше ЕЭС.

Таможенный союз Единая таможенная политика по отношению к третьим странам. Однако возникают и более серьезные внутренние противоречия. Примером может служить ЕЭС.

Общий рынок Полное устранение препятствий для перемещений всех факторов производства между странами-участницами. В процессе решения находятся такие вопросы, как: полное согласование экономической политики и т.д., выравнивание экономических показателей.

Экономический союз Возникает на этапе высокого экономического развития. Проводится согласованная (или даже единая) экономическая политика и дна этой основе идет снятие всех препятствий. Создаются межгосударственные (надгосударственные) органы. Идут крупные экономические преобразования во всех странах-участницах.

Валютный союз Форма экономического союза и одновременно крупная составляющая экономического союза. Характерными чертами валютного союза являются: 1. Согласованное (совместное) изменение национальных валют. 2. Установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются Центробанками стран-участниц. 3. Создание единой региональной валюты. 4. Формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром этой международной валютной единицы. В развивающихся странах под валютным союзом понимают клиринговые соглашения.

Полная экономическая интеграция Единая экономическая политика и, как следствие, унификация законодательной базы. Условия: - общая налоговая система; - наличие единых стандартов; - единое трудовое законодательство и т.д.

38

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 9, 2006

© Н.А. Калина, 2006

и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах (признаки типологии интеграции представлены в таблице 1).

Объектом международной экономической интеграции являются, прежде всего, отношения властного влияния, поскольку ее цель - достижение прочных, главенствующих позиций в экономической сфере общества, являющейся базовой для политических отношений.

Под воздействием процессов глобализации, интеграция обуславливается резким расширением и усложнением экономических взаимосвязей и взаимозависимостей между государствами, субъектами-участниками и между людьми, что выражается в процессах создания планетарного информационного пространства, мирового рынка капиталов, товаров, рабочей силы и услуг.

Вместе с тем, экономическая интеграция в мировое хозяйство сопровождается определенными страновыми, финансовыми, экологическими, промышленными и другими рисками, имеющими экономический и социально-политический характер. Среди них наиболее ощутимыми по негативному воздействию являются:

- растущий разрыв в уровне благосостояния и степени вовлеченности в процессы интеграции между богатыми и бедными странами, оставляющий последним весьма невыгодный выбор для развития - зависимость или изоляцию;

- вытеснение из сферы занятости значительного числа работников, а значит, рост безработицы, и как следствие - социальная нестабильность в обществе;

- приобретение организованной преступностью наднационального характера.

Тенденции развития экономики в условиях международной экономической интеграции обусловливают изменения системы безопасности преимущественно в пользу наиболее высокоразвитых стран, что представляет угрозу для экономической безопасности России.

Тенденция трансформации классических подходов к функциям государства ведет к потере контроля со стороны государственных органов за разработкой правил, теории и инструментов общественной жизни, в том числе происходит пересмотр концепции суверенитета государства в сторону его уменьшения, а также либерализация экономических границ. Многие рычаги экономической политики государства теряют свою действенность.

Потеря контроля над территорией и переход связанных с этим государственных функций от национально-государственной бюрократии к надгосударственной и стоящим за ними элитам принципиально изменяют всю систему обеспечения экономической безопасности.

Вследствие этого возникает угроза экономической безопасности России в различных сферах. В этих условиях для России остро стоит проблема согласования процессов формирования нового социально-экономического порядка и государственного управления экономикой, участие в процессах международной экономической интеграции экономик и вхождение в мировое хозяйство на выгодных условиях в интересах обеспечения экономической безопасности.

Анализ положительных и отрицательных последствий международной экономической интеграции представлен в таблице 2. Из таблицы видно, что международная экономическая интеграция наряду с, безусловно, положительным влиянием на экономическое развитие субъектов-участников оказывает и отрицательное воздействие на более слабых (экономически более отсталых) субъектов, что проявляется в оттоке ресурсов и перераспределении большей выгоды в пользу сильных партнеров. Такое положение обусловливает неравноправие участников экономической интеграции и возникновение угроз экономической безопасности менее развитых государств.

Международная экономическая интеграция представляет собой процесс объединения мировых хозяйствующих субъектов в интересах достижения максимальной выгоды из международного разделения труда, а также получения определенной доли властных полномочий с одновременным сокращением функции государства в управлении обществом. Вместе с тем, международная экономическая интеграция не тождественна по содержанию глобализации, так как имеет определенную экономическую направленность и преимущественно субъективный характер происхождения. Она отличается по сущности и содержанию от глобализации и может быть определена следующим образом: международная экономическая интеграция, как процесс, представляет последовательное объединение государственных и негосударственных институтов в целях решения международных глобальных проблем и достижения односторонних преимуществ субъектов этого процесса, оказывающее влияние на управление дела-

ми общества, систему общественных отношений и социальный порядок. Процесс глобализации является более широким по содержанию, чем интеграция и на нынешнем этапе выступает в качестве важного фактора интеграции.

Тенденция трансформации классических подходов к функциям государства, проявляющаяся в интеграции, ведет к потере контроля со стороны государственных органов за разработкой правил, теории и инструментов общественной жизни, в том числе происходит пересмотр концепции суверенитета государства в сторону его уменьшения, а также либерализация экономических границ. Многие рычаги экономической политики государства теряют свою действенность. Потеря контроля над территорией и переход связанных с этим государственных функций от национально-государственной бюрократии к надгосударственной и стоящим за ними элитам принципиально изменяют всю систему обеспечения экономической безопасности преимущественно в пользу наиболее высокоразвитых стран, что представляет угрозу для экономической безопасности России.

Для обеспечения экономических интересов России необходимы специальные механизмы, основными из которых могут быть: интеграционный механизм экономических отношений с государствами СНГ, опирающийся на четкие внутренние механизмы, ответственные за реализацию государственной политики в отношении стран Содружества, что является важным фактором включения России в мировые политические и экономические структуры; механизмы конкурентоспособности в борьбе за рынки сбыта для своих товаров, основывающиеся на концентрированном выражении экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинго-

вых и других возможностей, а также экономико-географического положения регионов страны.

Механизмы конкурентоспособности включают: а) промышленные, региональные и локальные кластеры, формируемые с учетом исторических предпосылок развития региона, местных национальных особенностей развития экономики: этнических черт, уникального экономико-географического положения и на основе местных специфических навыков производства; б) максимальный учет возможностей развития субъектов вне промышленных кластеров, а также их влияния на условия для проявления факторов конкурентных преимуществ; в) системы инноваций: национальную, представляющую линейную инновационную модель (сверху вниз); региональные и локальные системы инноваций, разделенные на части производственной структуры и институциональной системы, которые территориально интегрированы и «врезаны» в определенный регион и характеризуются интерактивной инновационной моделью (снизу вверх), являющиеся главной причиной технологического изменения и улучшения экономической ситуации.

Применявшийся до сих пор инструментарий нормативно-правовой базы экономического сотрудничества с субъектами международной экономической интеграции является для России недостаточным для решения более широких задач социального и экономического развития. Условием выработки приемлемой стратегии выступает выявление закономерностей обеспечения экономической безопасности в организации защиты национальных интересов России в ходе формирования и обеспечения целостной системы ее экономического взаимодействия с мировой хозяйственной системой.

Положительные последствия Отрицательные последствия

1. Увеличение размеров рынка - эффект от масштабов производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимость определения оптимального размера предприятия. 2. Возрастает конкуренция между странами, дающая новый толчок производственным процессам. 3. Обеспечение лучших условий торговли (снятие таможенных барьеров). 4. Расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры. 5. Распространение передовой технологии. 1. Для экономически более отсталых стран экономическая интеграция приводит: - к оттоку ресурсов (факторов производства); - к перераспределению большей части экономической выгоды в пользу сильных партнеров. 2. Олигопольный сговор между транснациональными корпорациями стран-участниц, что приводит к повышению цен. 3. В условиях расширения масштабов производства при очень сильной его концентрации увеличивает эффект потерь.

Таблица2

Положительные и отрицательные последствия международной экономической интеграции

40

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 9, 2006

Стратегия развития российской экономики должна осуществляться с помощью нормативно-правовой базы обеспечивающей решение следующих основных задач: интенсификация интеграционного процесса в Содружестве независимых государств, повышение результативности взаимодействия его участников; последовательное безотлагательное проведение линии на приоритетное развитие взаимодействия с участниками интеграционного процесса в целях поиска конструктивных путей согласования своих национальных интересов с интересами партнеров путем выстраивания реальных деловых межгосударственных программ и конкретных проектов, предусматривающих четкие взаимные обязательства участников и жесткие механизмы их реализации; последовательное укрепление экономических связей на основе практического взаимодействия предпринимательских и банковских структур; реорганизация многочисленных структур государства, сформировавшихся без продуманного плана и действующих зачастую разрозненно, что позволило бы повысить действенность вырабатываемых решений и обеспечить их выполнение; упорядочение нормативно-правовой базы сотрудничества, приведение ее в соответствие с нормами международного права. Что должно повысить эффективность механизма интеграционного сотрудничества Российской Федерации и обеспечить совместимость российской экономики с развитием отношений с мирохозяйственными структурами.

Направления реализации приоритетных направлений повышения экономической безопасности могут быть следующими: формулирование программы развития социально ориентированной рыночной экономики; определение долгосрочных альтернатив, целей и приоритетов, учитывающих понимание возможных ресурсных и временных ограничений на их достижение и придающих смысл и задающих рамки дальнейшего становления рыночной экономики, а также позволяющие отсечь или скорректировать волюнтаристские действия, не просчитанные в своих последствиях и по своей цене; сохранение в основном традиционных методов кредитно-финансового регулирования и внешней поддержки отечественных субъектов экономической интеграции; усиление сбалансированной регулирующей роли государства с целью рационального использования внутренних ресурсов российской экономики и создания институциональной инфраструк-

туры рынка; усиление защиты собственности и контроля за ее эффективным использованием для увеличения доходной части бюджетов всех уровней; формирование активной позиции в сохранении и использовании природных ресурсов страны, разработка и проведение программы протекционизма по отношению к отечественному производителю и отечественным товарам с возможно более жестким режимом перемещения товаров через государственную границу.

В целях выявления перспективных нововведений, выбора приоритетных направлений научно-технической, структурной, денежно-кредитной, инвестиционной, промышленной и других составляющих экономической политики, целесообразно перейти к системе индикативного планирования, включающей: а) макроэкономические прогнозы; б) выбор приоритетов научно-технического и социально-экономического развития страны и регионов; в) планы развития государственного сектора; г) целевые государственные программы; д) показатели денежно-кредитной, налоговой, амортизационной и таможенной политики.

В качестве основных среднесрочных приоритетов экономической политики России по обеспечению экономической безопасности могут быть следующие: восстановление государственных функций по целеполаганию и программированию развития; восстановление и сохранение равновесия между степенью открытости экономики и интересами отечественных производителей в условиях, с одной стороны, крайнего превышения пороговых норм экономической безопасности, а с другой, формирования новой архитектуры мировой экономики; осуществление инвентаризации, контроля и управления внутренними и внешними государственными долгами и активами; повышение доходов и на этой основе платежеспособного спроса населения и товаропроизводителей; усиление роли социального партнерства в обеспечении стабильной поддержки социальной и экономической политики; обеспечение и защита экономической самодеятельности и предпринимательской инициативы населения; реструктуризация конкурентоспособных отраслей отечественной промышленности с целью создания конкурентоспособных структур; развитие экономических основ федерализма не только на базе распределения предметов ведения, но и по пути формирования механизмов бюджетного регулирования.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

С.В. Палаш

Формирование стратегии реализации приоритетных направлений обеспечения экономической безопасности Российской Федерации может формироваться субъектами-участниками на основе следующих групп принципов: 1) отражает наиболее существенные стороны политики обеспечения безопасности и включает: принцип альтернативности; принцип взаимной адаптации и принцип гибкости; 2) принципы формирования политики обеспечения экономической безопасности на уровне политико-экономических технологий, которые отображают симметричный, взаимодополняющий, универсальный, системный характер и реализуют принципы альтернативности, взаимной адаптации и гибкости в реальных условиях с учетом жизненно важных интересов государства.

Регулирующая роль государства является закономерным явлением в условиях индустриально-рыночного развития, что обусловливается необходимостью резкого расширения системы мер инфраструктурного характера. Новое качественное состояние рыночного производственного механизма требует нахождение способов внешней его коррекции в условиях международной экономической интеграции с целью обеспечения экономической безопасности страны, что не в состоянии сделать изнутри сам рыночный механизм.

Методами экономической политики воздействия государства на субъекты рыночной экономи-

ки являются следующие: методы прямого воздействия - предписание определенных правил, при которых субъекты экономики вынуждены приходить к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе; методы косвенного воздействия - создание предпосылок к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики; организационно-институциональные методы, которые включают: административные (запрет, разрешение, принуждение), экономические (финансовая политика, финансовый механизм, денежно-кредитная политика, кредитный механизм) и институциональные: формирование исполнительных структур государственной власти; создание и поддержание объектов государственной собственности; подготовка экономических программ и экономических прогнозов; поддержка исследовательских центров по экономике, институтов экономической информации, торгово-промышленных палат, различных экономических советов и союзов; обеспечение функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советов по ключевым и др. проблемам экономики; правовая и информационная поддержка предпринимательских и профессиональных союзов, рациональных форм их взаимодействия; соучастие в создании форм международной и внутригосударственной экономической интеграции, организация регулярных международных встреч по экономическим вопросам.

С.В. Палаш

ИНСТИТУТЫ И ИНФОРМАЦИЯ

Институты и информация сегодня являются важными факторами развития экономических отношений. При анализе этих факторов необходимо рассмотреть не только их влияние на эволюцию системы экономических отношений и на современные тенденции в их развитии, но и те аспекты, которые делают наглядными взаимосвязи собственно между институтами и информацией. С нашей точки зрения, можно выделить следующие аспекты: информационные факторы доверия; историческая обусловленность развития; информация и инсти-

туты в условиях глобализации; информационные причины существования и развития рыночных институтов; институциональные ловушки и др.

Информационные факторы доверия являются важной группой факторов развития рыночных отношений, и данные вопросы находились и находятся в сфере интересов многих исследователей. Одной из наиболее актуальных проблем российской экономики сегодня является формирование благоприятного инвестиционного климата и целенаправленное формирование привлекательного инвестиционного имиджа [8, с. 25-31].

42

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 9, 2006

© С.В. Палаш, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.