УДК 336.02
АГ. Казакова ЗНАЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ПРОСТРАНСТВ В РАМКАХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ В СОВЕРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. Рассмотрены основные принципы и этапы создания единого экономического пространства. Представлены основные действующие в мире экономические интеграционные группировки стран. Описана специфика экономического взаимодействия государств - членов Европейского Союза. Приведены основные достоинства и недостатки функционирования данного единого экономического пространства. Даны рекомендации по интеграционным процессам взаимодействия стран - членов Евразийского экономического союза.
Ключевые слова: интеграция, интеграционные процесс, этапы развития интеграционных группировок, Европейский Союз, Евразийский экономический союз, единое экономическое пространство.
Anastasm Kazakova THE SIGNIFICANCE ECONOMIC SPACE WITHIN
THE GLOBALIZED ECONOMY IN PRESENT POLITICAL AND ECONOMIC CONDITIONS
Annotation. In the article there are considered the basic principles and steps of creating a single economic space. Presented the main force of the world economic integration groupings of countries. The specificity of economic cooperation - the European Union. The main strengths and weaknesses of the functioning of the single economic space. Recommendations on the integration processes of interaction - the Eurasian Economic Union.
Keywords: integration, integration process, stages of integration groupings, European Union, Eurasian Economic Union, common economic space.
Интеграция как процесс углубления сотрудничества между государствами на сегодняшний день является объективной закономерностью общественного развития. Вовлекаясь в интеграционные процессы, каждый хозяйствующий субъект объединяет усилия в борьбе за рынок, ресурсы, устраняя конкуренцию на промежуточных стадиях производства и потребления товаров. Создание интеграционных структур в результате объединения интересов участников позволяет оптимизировать производственную, сбытовую, инновационную и другие виды деятельности. На уровне внешней политики интеграция является залогом стабильности и прочности в развитии межгосударственных отношений. Она является гарантом снижения налогового бремени, гарантируя всем участникам процесса таможенные преференции.
Современные исследования интеграционных процессов имеют глубокие исторические корни, однако, активные исследования в этой области также ведутся и в новейшей истории. По мнению экономиста О.Ю. Мичуриной, предметом исследования современных российских ученых в области интеграции стали вопросы функционирования интегрированных структур на российских товарных рынках, стимулы создания и источники конкурентоспособности российских бизнес-групп, особенности функционирования сетей в строительстве, вертикальная интеграция и вертикальные ограничения в промышленности, глобализация мировой экономики, функционирование региональных корпоративных структур [8].
Интеграция способствует укреплению тесных экономических отношений между странами, объединению национальных экономик, поиск единых подходов к проведению единой экономической политики. Экономическая интеграция, вовлекающая в интеграционный процесс многие регионы и страны, проходит через следующие этапы развития интеграционных группировок [7]:
© Казакова А.Г., 2015
1) создание зоны свободной торговли, для которой характерно снижение внутренних таможенных пошлин между странами участницами; отказ от защиты национальных рынков в отношении с партнерами по объединению, сохранение экономического суверенитета; взаимодействие между двумя тесно сотрудничающими странами, к которым присоединяются новые страны-партнеры. К такому типу группировок относится Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) - соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского союза;
2) создание таможенного союза, при котором унифицируются внешние тарифы, проводится единая внешнеторговая политика, теряется часть внешнеэкономического суверенитета стран-участниц, отменяются национальные таможенные тарифы, образуется единая таможенная территория, страны договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение однонаправленной внешнеторговой политики [1]. К данной группе интеграции можно отнести Таможенный союз между Российской Федерацией, Казахстаном и Белоруссией, а также Ассоциацию Европейского Союза с Турцией, созданную в 1963 г.;
3) создание общего рынка, когда к минимизации внутренних пошлин добавляется устранение ограничений на перемещение из страны в страну различных производственных ресурсов, рабочей силы, сырья, капитала, информации, капитала. Центральноамериканский общий рынок - торгово-экономический союз, объединяющий с 1961 г. Гватемалу, Гондурас, Коста-Рику, Никарагуа и Сальвадор. Соглашение об общем рынке было подписано шестью странами Европы в Риме в 1957 г. (Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург);
4) создание экономического союза, когда для стран-участниц выравнивается уровень налогов, унифицируется хозяйственное законодательство, технические и санитарные стандарты, координируются национальные финансово-кредитные структуры и социальные системы, усиливается значение надгосударственных управленческих структур, к примеру, Европарламента в Европейском Союзе, которые имеют полномочия координировать не только экономические действия правительств, но и принимать решения от имени всего интеграционного блока. К таким союзам относятся: Бенилюкс - экономический союз, существующий с 1948 г., объединяет Бельгию, Нидерланды, Люксембург; Союз Арабского Магриба - образован в 1989 г. между Алжиром, Ливией, Мавританией, Марокко и Тунисом; Европейский Союз (ЕС) (с 1957 г. - Европейское экономическое сообщество) -наиболее развитый экономический блок мира. Странами-основательницами системы европейских экономических сообществ являются Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. В настоящий момент в Европейском союзе состоит 27 государств;
5) развитие политического союза высшей ступени региональной интеграции, при котором единое рыночное пространство превращается в целостный хозяйственно-политический организм возникает новый многонациональный субъект международных хозяйственных и политических отношений, выступающий с позиции всех участников политического союза, выражает их интересы и политическую волю. На сегодняшний день ни один региональный интеграционный блок не достиг столь высокого уровня развития, какое предполагает политический союз, но ближе всего к нему подошел ЕС, который иногда называют «Соединенными Штатами Европы» [1].
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), основанное в 1989 г. и включающее в себя 21 государство, в состав которого входит, в том числе и Россия, представляет собой новую форму интеграции, объединяющую страны, которые находятся на разном уровне экономического развития (развитые и развивающиеся), не имеют общих границ, а также не связаны общими стратегическими целями. По оценке мировых экспертов, АТЭС обеспечивает около половины мирового производства, в них проживает примерно 40 % населения мира, на эту группу приходится
45-46 % объема мировой торговли [6]. Однако пестрый состав АТЭС служит причиной того, что за общими суммарными показателями скрываются большие различия между его участниками.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — региональная международная организация, основанная в 2001 г. лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. Согласно ст. 1 основополагающего документа ШОС - Хартии от 7 июня 2002 г. основными целями и задачами ШОС являются: [5]
- укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства;
- развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка;
- совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией;
- поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес;
- содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов государств-членов;
- координация подходов при интеграции в мировую экономику;
- содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством;
- поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями;
- взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании;
- совместный поиск решений проблем, которые возникнут в XXI веке.
Исторически сложилось так, что Россия поддерживала политические и экономические связи в основном со странами Европейского Союза - крупнейшей интеграционной группировки Старого Света, поэтому рассмотрим особенности взаимодействия стран-участниц ЕС - ближайших соседей РФ - более подробно.
На сегодняшний день ЕС насчитывает 28 стран-участниц. Законодательно Союз был закреплен Маастрихтским договором в 1992 г. (вступил в силу 01 ноября 1993). Европейский Союз — объединение государств на основе международного права. Это прямо вытекает из § 1 ст. 1 Договора Европейского Союза, где устанавливается, что государства члены учреждают ЕС и передают ему компетенцию для достижения своих общих целей. Вместе с тем, § 2 данной статьи дополняет эти положения, определяя ЕС как союз народов Европы, что находит выражение в институте европейского гражданства и прямых выборах в Европейский парламент. По мнению доктора юридических наук П.А. Калиниченко, Союз основывается на главных принципах современного международного права, его деятельность всегда была направлена на расширение сотрудничества и сплочения между миролюбивыми суверенными государствами [3].
Общие принципы создания и функционирования Европейского Союза как международного интеграционного объединения закреплены в ст. 3 Договора о Европейском Союзе [2]:
1. Союз ставит целью содействие миру, своим ценностям и благосостоянию своих народов.
2. Союз предоставляет своим гражданам пространство свободы, безопасности и правосудия без внутренних границ, в рамках которого обеспечивается свободное передвижение лиц во взаимосвязи с соответствующими мерами по вопросам контроля внешних границ, предоставления убежища, иммиграции, а также предотвращения преступности и борьбы с этим явлением.
3. Союз создает внутренний рынок. Он старается обеспечить устойчивое развитие Европы на основе сбалансированного экономического роста и стабильности цен, наличие в высокой степени конкурентоспособной социальной рыночной экономики, стремящейся к полной занятости и социальному прогрессу, а также высокий уровень охраны и улучшения качества окружающей среды. Он способствует научно-техническому прогрессу. Он борется с обездоленностью и с дискриминацией, содействует социальной справедливости и социальной защите, равенству женщин и мужчин, солидарности поколений и охране прав ребенка. Он содействует экономическому, социальному и территориальному сплочению и солидарности государств членов. Он уважает богатство своего культурного и языкового разнообразия и заботится о сохранении и развитии европейского культурного наследия.
4. Союз создает экономический и валютный союз, денежной единицей которого является
евро.
5. В своих отношениях с остальным миром Союз утверждает и продвигает свои ценности и интересы и содействует защите своих граждан. Он способствует миру, безопасности, устойчивому развитию планеты, солидарности и взаимному уважению народов, свободной и справедливой торговле, искоренению бедности и защите прав человека, в том числе прав ребенка, а также неукоснительному соблюдению и развитию международного права, особенно соблюдению принципов Устава Организации Объединенных Наций.
6. Союз достигает свои цели надлежащими средствами в пределах компетенции, которая предоставлена ему в Договорах».
Данные цели являются едиными для всего Союза, т. е. охватывают все сферы его деятельности.
Для вступления в Европейский союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 г. на заседании Европейского совета в Копенгагене и утвержденным в декабре 1995 г. на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии гласят о том, что в государстве должны соблюдаться демократические принципы, принципы свободы, уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза. В настоящий момент шесть стран имеют статус кандидата на вступление в Союз, а ряд стран ведут активное экономическое взаимодействие со странами ЕС и следуют некоторым директивам.
Экономическое развитие каждой из стран-членов ЕС носит сильно дифференцированный характер. События последних лет (экономические кризисы 2008-2009 гг. и сегодняшний затяжной кризис 2015 г.) как нельзя лучше подтверждают это. Интересно наблюдать за судьбой стран, которые вступили в Союз сравнительно недавно. Преобладающее число новых участников - это государства Восточной Европы. Жесткие нормы-стандарты Союза порой очень больно бьют по внутренней экономике этих стран. Это касается и ограничения производства в сельском хозяйстве, и развития промышленности.
Для действующих участников ЕС новые члены - это, прежде всего, рынок сбыта своей продукции и услуг, а также дешевый источник рабочей силы. Взамен новые участники получают дешевые кредиты на потребление (через крупные западные банки), инвестиции в некоторые отрасли, которые руководство ЕС считает достойными для этих стран (например, туризм), вливания в
инфраструктуру (которые обычно осваиваются западноевропейскими компаниями) и неограниченную миграцию рабочей силы, чтобы оставшиеся без работы жители Восточной Европы могли устроиться на низкооплачиваемые должности в развитых странах и перечислять часть заработка себе на родину. Сейчас эта система все больше дает сбой. ЕС уже не может содержать обширные рынки сбыта на востоке и юге, а потому данный регион уже находится в глубоком кризисе [4].
По стандартам ЕС, каждый участник Союза не имеет права поддерживать отдельно взятого производителя внутри государства в своих внутренних национальных интересах с целью реорганизации и модифицирования производства. Государство - участник ЕС может помочь предприятиям только в трех случаях:
1) в программах защиты природы;
2) в инновационных программах;
3) для закрытия предприятий.
Таким образом, для государств, вступивших в ЕС относительно недавно, данный шаг привел к тому, что часть внутреннего производства оказалось закрытой. В сельском хозяйстве, при несоответствии европейским стандартам качества, часть животноводства и растениеводства была в принципе уничтожена.
Например, в Греции в конце 1990-х производство хлопка было одной из основных отраслей экономики. После вступления в ЕС, по новым стандартам, Афинам пришлось сократить данную отрасль в два раза. Это привело к массовому увольнению и безработице. В данной ситуации жители Греции начали бастовать и наперекор ЕС продолжали засевать поля хлопком. В Брюсселе в подобных ситуациях предусмотрен специальный штраф, которым правительство Греции было вынуждено облагать своих граждан-нарушителей. Таким образом, вырученные за реализацию средства не покрыли затраты, что привело к быстрому банкротству мелких предпринимателей. До вхождения в ЕС у Греции был положительный баланс внешней торговли по сельхозпродуктам, однако, после вступления в Союз, жители этой страны получили новые экономические европейские стандарты, по которым должно отсутствовать перепроизводство товаров. Таким образом, было сокращено винное и оливковое производство. Также пострадало судостроение, многие предприятия оказались закрытыми, поскольку в ЕС намного выгоднее создавать суда в ФРГ.
Вступление в ЕС Латвии посулило ей лишение сахарной индустрии страны, сокращение бумажной и стекольной промышленности. При всем при этом, если в 1991 г. государственный долг этой страны был равен нулю, то на конец 2014 г. он составляет 9 миллиардов евро, или 37 % от ВВП [9]. Латвия и Эстония после вступления в Европейский Союз в четыре раза сократили производство молочной продукции. При этом выделенные квоты ЕС на перепрофилирование производства оказались слишком малы, что привело к упадку экономик этих стран и очередному увеличению государственного долга. Польша на 90 % лишилась угольной промышленности, ее внешний государственный долг с момента вступления в ЕС вырос почти в три раза. Подобная участь постигла Венгрию, которая сократила производство автобусов - одной из лидирующих отраслей промышленности для этой страны. Проводимая ЕС политика стабилизации цен на мед и снятие ограничения на его закупку в государствах, которые не являются членами ЕС, достигла того, что закупочные цены на этот товар снизились в два раза, а объем венгерского экспорта меда в ЕС сократился на 50 %.
Таким образом, можно сделать вывод, что интеграция с ЕС для новых стран-участников далеко не является гарантом защиты интересов их внутренних национальных экономик. Одним из таких ярких примеров сегодня служит Украина - братское государство Российской Федерации, активно стремящееся к европейской интеграции. Данное стремление привело к внутреннему расколу государства, обесценению национальной валюты, к беспрецедентному снижению уровня жизни и углублению политико-экономического кризиса.
Положительные стороны интеграции и создания единой экономической зоны:
1) объединяются усилия стран-участниц единого экономического пространства в борьбе за рынок, ресурсы;
2) устраняется конкуренция на промежуточных стадиях производства и потребления товаров;
3) оптимизируются производственные, сбытовые, инновационные и другие виды деятельности;
4) устанавливаются прочные и стабильные межгосударственные отношения;
5) гарантируется снижение налогового бремени, поскольку все участники процесса приобретают таможенные преференции.
Однако, несмотря на явные преимущества единых экономических пространств, существует ряд отрицательных моментов. На примере интеграции стран-участниц Европейского Союза можно выявить следующее:
1) не учитываются уровень экономического развития и интересы внутренних национальных экономик новых государств, вступающих в Союз;
2) навязываются жесткие стандарты промышленного и сельскохозяйственного производства, что ведет к их сокращению или полному уничтожению. Как следствие, увеличивается безработица и растет социальное напряжение внутри страны - нового участника ЕС;
3) новые страны-участницы ЕС - источник дешевой рабочей силы для действующих членов, что свидетельствует о неравномерности экономического развития всей интеграционной группировки;
4) неравномерно в ЕС происходит распределение субсидий и поддержки на ведение определенных видов бизнеса. Например, для лидеров ЕС - Германии и Франции - эта поддержка существенно выше, чем для других стран-участниц;
5) новые страны - участники ЕС теряют политическую независимость при формировании внутренней национальной политики страны;
6) существенно вырос государственный долг новых стран-участниц ЕС, поскольку сокращая внутреннее производство, они вынуждены привлекать внешние кредиты, но при этом эта поддержка не покрывает издержек, которые им необходимо понести для переориентации производства. В итоге гасить полученные кредиты страны не могут. В конечном итоге данный процесс придет к тому, что эти государства объявят себя банкротами. А сможет ли ЕС существовать в таких условиях, покажет время.
При интеграции государств ЕАЭС необходимо учитывать негативный опыт Европейского Союза. На примере единой зоны Европейского Союза ЕАЭС должен принять на вооружение следующее:
1) уровень экономического развития каждой из стран ЕАЭС - различен;
2) необходимо уважать национальные экономические интересы каждого государства - члена ЕАЭС;
3) при создании специальных стандартов производства необходимо учитывать, какие отрасли производства для каждой из стран - членов ЕАЭС являются лидирующими, чтобы данные стандарты не явились «шоковой терапией» для внутренней экономики участников единой зоны и не посулили ее крах;
4) необходимо проводить политику стабилизации внешнего долга для каждой из страны -члена ЕАЭС;
5) поскольку страны ЕАЭС - страны с переходной экономикой, в которых понятие «конкуренция» на протяжении длительного промежутка времени в принципе отсутствовало, подход к субсидированию и поддержке бизнеса должен носить равный и оптимальный характер;
6) необходимо разработать специальные критерии, по которым страны, желающие вступить в ЕАЭС, будут приниматься в данную единую экономическую зону.
Библиографический список
1. Голованова, С. В. Таможенный союз [Электронный ресурс] Федеральный образовательный портал : Экономика. Социология. Менеджмент. - Режим доступа : http://www.ecsocman. edu.ru/text/19280385/ (дата обращения : 09.05.2015).
2. Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.) // - Режим доступа : http://base.garant.ru/2566557/#ixzz3ZGzWMdKc (дата обращения : 09.05.2015).
3. Калиниченко, П. А. Европейский Союз : право и отношения с Россией : монография / П.А. Калиничен-ко. - М. : Норма : НИЦ Инфра-М, 2012. - 272 с. ISBN 978-5-91768-286-0
4. Какую цену платят государства вступая в Европейский Союз? [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://euroua.com/europe/eu/906-2011-12-20-00-23-52 (дата обращения : 09.05.2015).
5. Кольтюков, А. А. Влияние Шанхайской организация сотрудничества на развитие и безопасность Центрально-Азиатского региона // Шанхайская организация сотрудничества : к новым рубежам развития : Материалы кругл. стола / А. А. Кольтюков. - М. : Ин-т Дальн. Вост. РАН, 2008. - С. 257-258. - ISBN 9785-8381-0143-3.
6. Кациель, С. В. Мировая экономика [Электронный ресурс] : учебное пособие / С. В. Кациель. - Режим доступа : http://uchebnik-online.com/soderzhanie/textbook_221.htmI (дата обращения : 09.05.2015).
7. Латов, Ю. Экономическая интеграция [Электронный ресурс] / Ю. Латов. - Онлайн энциклопедия Круго-свет. - Режим доступа : http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/ ekonomika_i_pravo/ EKONOMICHESKAYA_INTEGRATSIYA.html (дата обращения : 09.05.2015).
8. Мичурина, О. Ю. Теория и практика интеграционных процессов в промышленности : монография / О. Ю. Мичурина. - М. : Инфра-М, 2010. - 287 с. ISBN 978-5-16-004795-9.
9. Госдолг Латвии за год вырос на 11% [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rosbaIt.ru/exussr/2015/01/12/1355902.htmI (дата обращения : 09.05.2015).
10. Conditions for Enlargement (англ.). European Commission. Europa portal [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ec.europa.eu/sitemap/index_en.htm (дата обращения : 09.05.2015).