ISSN 2311-8709 (Online) Проблемы глобализации
ISSN 2071-4688 (Print)
ПРИОРИТЕТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА*
Станислав Анатольевич ХАПИЛИН
доктор экономических наук, доцент кафедры международной торговли и таможенного дела,
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Российская Федерация
История статьи:
Принята 22.09.2016 Принята в доработанном виде 06.10.2016 Одобрена 20.10.2016
УДК 339.542 JEL: F02, F52
Ключевые слова:
внешнеэкономическая деятельность, глобализация, Евразийский экономический союз, Единое экономическое пространство, интеграция, таможенное регулирование
Аннотация
Предмет. В связи с формированием на евразийском пространстве многочисленных интеграционных проектов, являющихся региональными элементами глобальной стратегии формирования межконтинентальных интеграционных объединений, все большую остроту и актуальность приобретает проблема углубления интеграционных процессов в формате Евразийского экономического союза. В современных условиях активного формирования Единого экономического пространства ЕАЭС на первый план выходят вопросы унификации национального законодательства, формирования единой промышленной политики, согласованного развития транспортной и транзитной инфраструктуры.
Цели. Определение приоритетов сотрудничества государств - членов Евразийского экономического союза на текущем этапе формирования Единого экономического пространства.
Методология. В качестве исследовательского инструментария при выполнении работы выступали общенаучные методы, такие как анализ и синтез, детализация и обобщение, исторический, логический и системный подходы.
Результаты. Определены ключевые проблемные вопросы и направления углубления сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза на современном этапе развития евразийской экономической интеграции.
Выводы. В условиях конкуренции с альтернативными проектами интеграции на евразийском экономическом пространстве, реализуемыми Европейским союзом, США, КНР, Турцией, развитие Евразийского экономического союза предполагает необходимость активизации процесса унификации национального законодательства государств - членов ЕАЭС, устранения действующих и недопущения возникновения новых барьеров при формировании Единого экономического пространства, обеспечения функционирования единого транспортного и транзитного пространства на базе гармонизации условий и правил перевозок всеми видами транспортного сообщения, проведения единой промышленной политики, координации стратегии развития экспортного потенциала, формирования совместных ТНК и институтов развития.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Развитие процессов евразийской экономической интеграции на современном этапе осуществляется в условиях кризисных явлений в российской экономике, порожденных структурными диспропорциями и общей дезинтеграцией экономической системы, девальвацией рубля, системным и многоаспектным санкционным давлением на Россию, а также в условиях общего снижения уровня доверия между странами, усиления протекционизма, снижения эффективности координирующих функций международных организаций и повышения роли военных действий в разрешении международных конфликтов, противодействия процессам глобализации и сегментации торгово-экономического сотрудничества.
* Автор выражает благодарность и глубокую признательность доктору экономических наук, профессору, заведующему кафедрой Международной торговли и таможенного дела Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) Петру ТАРАНОВУ за советы и ценные замечания при работе над данной статьей.
На фоне усиления кризисных явлений в мировой экономике наиболее мощными государствами и их объединениями предпринимаются активные у с и ли я п о ф о р м и р о в ан и ю как трансконтинентальных торгово-экономических объединений (Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства, Транстихоокеанского партнерства), так и альтернативных российскому проектов интеграции на евразийском экономическом пространстве. Проекты, реализуемые Европейским союзом («Восточное партнерство»), США (проект «Новый Шелковый путь»), КНР (проект создания «Экономического пояса Шелкового пути»), Турцией (проект тюркской интеграции «Новый османизм») характеризуются включением в сферу их интересов государств -членов ЕАЭС и потенциальных участников ЕАЭС, и не предусматривают активного участия России в данных процессах [1-3].
В данных условиях активизация процесса создания на базе Таможенного союза России,
Белоруссии и Казахстана Евразийского экономического союза, расширение состава его участников стало своевременным ответом на вызовы глобальной повестки дня. Период 2011-2015 гг. стал прорывом в развитии интеграционных процессов на евразийском пространстве: сформирована единая таможенная территория и правовая база, структура наднациональных органов регулирования, созданы инфраструктурные предпосылки для функционирования в рамках ЕАЭС Единого экономического пространства. Переход от таможенного союза к союзу экономическому отражает зрелость евразийской интеграции, охватывающей не только вопросы создания общего рынка товаров, услуг, капитала и труда, но и вопросы координации национальных политик развития.
Вместе с тем результаты внешнеэкономической деятельности государств - членов ЕАЭС свидетельствуют о наличии структурных проблем как взаимного торгово-экономического сотрудничества, так и внешнеторговых отношений с третьими странами. Сальдо торгового баланса на протяжении 2010-2015 гг. является отрицательным. Суммарный объем внешней торговли товарами государств - членов Евразийского экономического союза с третьими странами за 2015 г. составил 579,5 млрд долл. США, в том числе экспорт товаров - 374,1 млрд, импорт - 205,4 млрд долл. США. В товарной структуре экспорта государств - членов ЕАЭС в третьи страны преобладают минеральные продукты (65,6% общего объема экспорта государств - членов ЕАЭС в третьи страны), металлы и изделия из них (9,7%), продукция химической промышленности (6,5%). Наибольшую долю в импорте занимают машины, оборудование и транспортные средства (42,9% совокупного импорта), продукция химической промышленности (18,2%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (14,1%). Около 80% объема закупок этих товаров за пределами ЕАЭС осуществляет Российская Федерация [4].
Динамика взаимной торговли также свидетельствует об исчерпании первоначального эффекта интеграции. Объем взаимной торговли товарами в 2015 г., исчисленный как сумма стоимостных объемов экспортных операций государств - членов Евразийского экономического союза во взаимной торговле, в 2015 г. составил 45,4 млрд долл. США или 74,2% к уровню 2014 г. Удельный вес взаимной торговли в общем объеме внешней торговли по ЕАЭС является крайне низким - 13,5% в 2015 г. В товарной структуре взаимной торговли государств - членов ЕАЭС наибольший удельный вес занимают минеральные
продукты (33,4% объема взаимной торговли), из которых 81,7% на рынок ЕАЭС поставляет Российская Федерация [5].
Незначительный вес взаимной торговли в общем внешнеторговом обороте государств - членов ЕАЭС, товарная структура взаимной и внешней торговли указывают на необходимость расширения кооперационных связей, связывавших бывшие с о ю зны е р е с публики в е дины й народнохозяйственный комплекс. Углубление интеграции требует наращивания инвестиций и реализации общих стратегий развития, обеспечивающих сочетание национальных конкурентных преимуществ в целях восстановления и развития воспроизводственных контуров изготовления высокотехнологической продукции с высокой добавленной стоимостью.
Договором о Евразийском экономическом союзе от 24.05.2014 определен стратегический вектор дальнейшего развития интеграционного процесса -обеспечение экономического прогресса путем совместных действий, направленных на решение стоящих перед государствами - членами ЕАЭС общих задач по устойчивому экономическому развитию, всесторонней модернизации и усилению конкурентоспособности национальных экономик.
В данных условиях представляется необходимым принятие ряда первоочередных мер, направленных на активизацию интеграционного процесса, обеспечение правовых, институциональных, инфраструктурных условий создания Единого экономического пространства, формирование единого контура экономической безопасности ЕАЭС.
Договор о ЕАЭС определяет сферы, в которых требуется проведение гармонизации и унификации законодательства (в области технического регулирования, валютной политики, банковского и налогового регулирования, энергетических ресурсов, транспортных услуг). Вместе с тем Договором о ЕАЭС не определены конкретные временные рамки завершения данного процесса и критерии для оценки результатов работы по гармонизации. Фактически в 2016 г. сформирована правовая база лишь для функционирования общего рынка лекарств и медицинских изделий, к 2017 г. планируется завершение процесса формирования рынка страховых услуг, к 2020 г. - общего энергетического рынка, к 2025 г. - рынка газа, нефти и нефтепродуктов [6]. Следует констатировать, что унификация и гармонизация фактически являются доброй волей государств -членов ЕАЭС. При этом по результатам анализа, проведенного Евразийской экономической комиссией, в государствах - членах ЕАЭС
сохраняется свыше 200 ограничений и изъятий в сферах таможенного регулирования, торговли услугами, государственных и муниципальных закупок, энергетики, технического, санитарного, фитосанитарного регулирования, что существенно препятствует эффективному формированию Единого экономического пространства, порождает неэффективность использования и воспроизводства ресурсов1 [7].
Задача формирования единого правового поля осложнена тем, что в условиях сохранения в торгово-экономических отношениях принципа резидентства (прикрепления участников внешнеэкономической деятельности к национальным юрисдикциям) в соответствии с положениями Договора о ЕАЭС Евразийская экономическая комиссия не наделена дополнительными механизмами принуждения сторон к интенсификации процесса унификации и гармонизации национальной правовой базы государств, лишена полномочий по обращению в суд ЕАЭС с заявлением о неисполнении обязательств сторонами договора. Отсутствуют также и национальные механизмы парламентского контроля за соответствием действующего и разрабатываемого национального законодательства нормам и принципам Договора о ЕАЭС [8].
В данных условиях полноценная реализация зафиксированной в Договоре о ЕАЭС стратегии формирования Единого экономического пространства невозможна без активизации процесса гармонизации и унификации законодательства государств - членов ЕАЭС, устранения действующих и недопущения возникновения новых барьеров по ряду ключевых направлений:
— формирование плана первоочередных действий государств - членов ЕАЭС по реализации направлений сотрудничества, унификации и гармонизации законодательства в критических сферах (в первую очередь - в сфере уголовной и административной ответственности, налогового регулирования) и его утверждение Высшим евразийским экономическим советом на уровне глав государств;
— обеспечение на национальном уровне разработки механизма экспертизы законодательными органами власти законопроектов как в сфере евразийской интеграции, так и в смежных областях права, на их соответствие Договору о ЕАЭС;
1 Доклад «О ситуации по устранению препятствующих функционированию внутреннего рынка Евразийского экономического союза барьеров для взаимного доступа, а также изъятий и ограничений в отношении движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы». URL: http://www.eurasiancommission.org
— ускорение процесса разработки проектов законов, обеспечивающих отмену в среднесрочной перспективе принципа резидентства при осуществлении таможенного декларирования товаров.
В условиях четко определившегося тренда регионализации глобализации, завершения процессов формирования региональных и мегарегиональных торгово-экономических блоков и соответствующих им проектов создания сухопутных международных транспортных коридоров, соединяющих Европу и Азию, принципиально значимым становится использование транзитного потенциала территории ЕАЭС и развитие транспортно-логистической инфраструктуры. На территории ЕАЭС функционирует по единым базовым техническим параметрам свыше 1,6 млн км автомобильных дорог, 108 тыс. км железнодорожных путей, из которых 46% электрифицированы, 793,5 тыс. км воздушных трасс, 107,5 тыс. км - эксплуатируемых внутренних водных путей.
Вместе с тем доля транспортных издержек в конечной цене продукции в целом по ЕАЭС достигает 25% (в Европейском союзе этот показатель равен 9-11% с тенденцией сокращения к 2020 г. до 6-7%)2, что снижает транспортный и транзитный потенциал союза. Ситуация осложняется и тем, что система панъевропейских транспортных коридоров не в полной мере отвечает геоэкономическим интересам стран ЕАЭС в части обеспечения транзитных транспортных подходов, а, следовательно, устойчивых внешнеэкономических связей со странами СНГ, ЕС и АТЭС. Так, функционирование транспортного соединения «ТРАСЕКА» или отдельных участков МТК «Южный», обеспечивающих транспортировку грузов в обход России, создает предпосылки для определенной транспортной изоляции ЕАЭС, ограничивая транзитный потенциал союза [9].
С созданием ЕАЭС евразийская интеграция вышла на этап, подразумевающий не только координацию транспортно-логистической политики, но и формирование единого транспортного пространства, создание евразийских транспортных коридоров, логистических центров и транспортных организаций, обеспечивающих оптимизацию процессов перевозки. На сегодняшний день в рамках ЕАЭС созданы предпосылки для формирования единого транспортного
пространства - утверждена программа поэтапной либерализации каботажных перевозок грузов до
2 Интервью члена Коллегии (Министра) по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Данила Ибраева // Инновации транспорта. 2016. № 2. С. 4-5.
2025 г., определен единый подход к осуществлению транспортного (автомобильного) контроля. В сфере воздушного транспорта формируется проект «Единое евразийское небо», направленный на формирование общего рынка авиационных услуг и единой зоны транспортировки товаров воздушным транспортом. Наибольшая степень согласованности в регулировании транспортно-логистической сферы в рамках ЕАЭС достигнута на железнодорожном транспорте: унифицированы внутригосударственные тарифы на услуги железнодорожного транспорта, определены порядок и условия доступа перевозчиков на приграничные участки сопредельной инфраструктуры, разработаны единые подходы и требования к порядку выдачи сертификата безопасности перевозчику при его доступе на участок инфраструктуры другого государства - члена ЕАЭС.
Ключевым реализуемым в настоящее время на практике проектом в области интеграции транспортных систем является создание в 2014 г. Объединенной транспортно-логистической компании, оказывающей полный спектр комплексных транспортных и логистических услуг в сфере железнодорожных перевозок. Потенциал данного проекта позволяет реализовать в рамках ЕАЭС технологию сквозной перевозки контейнеров с последующим выходом на международный рынок, обеспечить синергетический эффект и мощную транспортную платформу для реализации масштабных проектов в ЕАЭС.
Вместе с тем насущно необходимым в современных условиях является комплексная интеграция транспортно-логистических комплексов и механизмов контроля за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС, что определяет необходимость:
— разработки основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики, обеспечивающих приоритетное решение вопросов предоставления равных условий доступа на рынок транспортных услуг для всех государств - членов ЕАЭС, гармонизации условий и правил перевозок всеми видами транспортного сообщения, формирования единой системы тарифов на транспортные услуги, создания и развития евразийских транспортных коридоров, развития мультимодальных логистических центров, реализации масштабных проектов развития транспортной инфраструктуры;
— создания в рамках ЕАЭС современной системы пассажирского сообщения и системы высокоскоростных перевозок между крупными экономическими и культурными центрами ЕАЭС
в целях активизации туризма, трудовой миграции и социально-экономических связей. В данном аспекте целесообразным является расширение до формата ЕАЭС проекта создания высокоскоростной магистрали Москва-Казань в целях создания высокоскоростной магистрали, связывающей Россию, Казахстан и Китай;
— принятия соглашения о судоходстве, определяющего порядок и условия плавания судов по внутренним водным путям государств -членов ЕАЭС при совершении перевозок и буксировки на смежных внутренних водных путях, транзитного прохода по внутренним водным путям, двусторонних перевозок, и позволяющего упростить процедуру получения разрешения на проход судов под флагами стран-участниц по внутренним водным путям;
— внедрения унифицированных документов, оформляющих перевозки грузов в железнодорожном сообщении, включая единые железнодорожные накладные ЦИМ/СМГС, а также унификацию процедур обработки составов, синхронизацию требований к минимальной длине контейнерных поездов в странах ЕАЭС и основных торговых партнеров;
— совершенствования разрешительной системы при осуществлении автомобильных перевозок грузов между государствами - членами ЕАЭС и Китаем (в том числе введение многостороннего разрешения на осуществление международных перевозок грузов, гармонизация габаритных, весовых, осевых параметров транспортных средств, используемых для международных автомобильных перевозок) в целях сопряжения проектов формирования ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути;
— создания интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли (ИИСВВТ), обеспечивающей применение современных информационных технологий при осуществлении всех переданных в ведение ЕАЭС видов государственного контроля в режиме единого окна. Внедрение ИИСВВТ критически важно для обеспечения прозрачности и эффективности процессов контроля за перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС;
— формирования единых баз данных по расписаниям движения транспортных средств, осуществляющих транспортные перевозки, пассажирским и грузовым тарифам, ставкам и сборам, лицензионным и квалификационным требованиям и иной информации, затрагивающей интересы пользователей и поставщиков транспортных услуг.
В условиях значительных колебаний курса национальных валют, сокращения доходов от экспорта энергоносителей, сохранения санкций в отношении ключевых отраслей российской экономики и хозяйствующих субъектов одним из приоритетных направлений сотрудничества в рамках ЕАЭС должно стать развитие промышленного производства и реализация с тр ате гии р е индус тр иализации и импортозамещения. В настоящее время удельный вес высокотехнологичного сектора в промышленном производстве в государствах -членах ЕАЭС составляет 2-4%, доля ЕАЭС в глобальном экспорте продукции обрабатывающей промышленности не превышает 1% [10]. За период с 2000 по 2015 г. отрицательное сальдо внешней торговли продукцией машиностроительного комплекса увеличилось с 7,5 до 210 млрд руб. С учетом доминирующей роли России в формировании совокупного ВВП ЕАЭС можно сделать вывод о том, что решение задач увеличения удельного веса высокотехнологичной продукции в промышленном производстве, повышения конкурентоспособности ЕАЭС в мировой экономике во многом сдерживается полномасштабной «автономной рецессией» [11] в России вследствие невозможности преодоления процессов деиндустриализации и переориентации на внутренние источники и факторы экономического развития в рамках экспортно-сырьевой модели развития.
Расчеты Российской академии наук и ведущих российских ученых [12-14] свидетельствуют о невозможности преодоления технологического отставания без кардинальной структурной модернизации и диверсификации промышленности, предполагающей реализацию мер по: кардинальному перелому тенденции наращивания импорта путем организации сборочных производств иностранной техники; импортозамещению в станкостроении, производстве металлообрабатывающего оборудования, сельскохозяйственной техники; развитию электронной промышленности и микроэлектроники. Формирование экспорториентированных отраслей обрабатывающей промышленности в государствах -членах ЕАЭС предполагает удлинение цепочек производственных связей за его пределы и их встраивание в глобальные воспроизводственные циклы, ориентированные на выпуск массовой продукции для мирового рынка [15].
Анализ программ промышленного развития государств - членов ЕАЭС свидетельствует о том, что фактически страны не ориентируются на кооперацию в рамках стратегических программ развития АПК, что приводит к усилению противоречий между участниками интеграционного
объединения, дублированию инвестиционных проектов (в частности, в области машиностроения, оптоволоконной промышленности), направлению национальных бюджетных и иных ресурсов на внутрисоюзную конкуренцию. Содержание Договора о ЕАЭС также свидетельствует о слабой степени проработки вопроса интеграции промышленных комплексов государств, разработаны лишь основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, охватывающие три блока промышленной интеграции: использование общего рынка для стимулирования промышленного производства, углубление промышленной кооперации и научно-техническое сотрудничество3. При этом не определены механизмы согласования приоритетов и индикативных показателей развития базовых отраслей промышленности V и VI технологического укладов, координации в сферах развития экспортного потенциала, унификации требований и правил в области ключевых аспектов промышленного производства, формирования единой системы информационного обеспечения и в ряде других сфер. Следует констатировать, что действующая договорно-правовая база Евразийского экономического союза и национальные программные документы не позволяют в полной мере обеспечить формирование единого промышленного комплекса ЕАЭС, что даст лишь небольшую часть интеграционного эффекта и позволит освоить общий рынок ЕАЭС не столько отечественным, сколько иностранным товаропроизводителям. В связи с этим актуализируется необходимость:
1) разработки в рамках ЕАЭС отдельного договора о единой промышленной политике, в котором будут зафиксированы не только общие направления сотрудничества, но и конкретные меры по реализации стратегии импортозамещения в сфере инноваций и высоких технологий (авиакосмическая отрасль, автомобилестроение, биоинженерия, фармацевтика и медицина, информационные технологии, станкостроение, точное приборостроение) на базе формирования совместных транснациональных корпораций. В рамках данного направления представляется целесообразной адаптация к условиям ЕАЭС опыта Республики Казахстан по разработке в рамках Государственной программы индустриально-инновационного р азв ития Ре с публиканской кар ты индустриализации на 2015-2019 гг. Она
3 Решение Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав правительств от 08.09.2015 № 9 «Об основных направлениях координации национальных промышленных политик Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». URL: http://www.eurasiancommission.org/docs
предусматривает оказание его участникам системной поддержки в области повышения производительности труда и повышения квалификации работников, совершенствования технологических процессов, проведения аудиторских проверок, внедрения систем у п р ав ле н ия каче с тв о м , р аз в и ти я территориальных кластеров. Кроме того, карта предполагает систематический мониторинг реализации программы как на национальном уровне, так и с привлечением международных экспертов [16, 17];
2) совершенствования регулирующих структур управления процессами реиндустриализации и институтов развития на наднациональном уровне:
- формирования в рамках Евразийской экономической комиссии департамента, отвечающего за решение задач, связанных с разработкой единой научно-технической политики, выработкой стратегии инновационного развития реиндустриализации экономики стран ЕАЭС на базе VI технологического уклада;
- создания межгосударственного венчурного фонда (Евразийского института развития) с государственным капиталом сторон, имеющего региональные фонды при научно-образовательных и исследовательских учреждениях с долевым участием национального частного капитала. При этом необходимо учитывать успешный опыт функционирования в рамках Евразийского экономического сообщества Центра высоких технологий, созданного в 2009 г. на базе Российской венчурной компании, Белорусского инновационного фонда и Национального инновационного фонда Республики Казахстан, «Венчурной компании «Центр инновационных технологий ЕврАзЭС», Инновационного центра ЕврАзЭС в сфере железнодорожного транспорта;
- создания Евразийского инжинирингового центра, в функции которого будет входить разработка и содействие совместно с
национальными институтами развития внедрению инновационных технологических решений в производственные процессы машиностроительных комплексов государств -членов ЕАЭС, прогноз потребностей машиностроения и перспективных ниш для развития средств производства, формирование обновляемого перечня перспективных технологических решений, востребованных в приоритетных отраслях экономики;
3) разработки согласованных национальных стандартов (требований) создания и деятельности объектов промышленной и инновационной инфраструктуры, а также формирование перечня данных объектов (с указанием характеристик) в рамках ЕАЭС, с размещением в сети Интернет.
Если резюмировать изложенное, можно сделать вывод о том, что создание в рамках ЕАЭС общего рынка всех факторов производства без четко выработанной единой стратегии развития, формирования единой инфраструктуры даст лишь часть интеграционного эффекта, а общий рынок ЕАЭС будет освоен не столько отечественными, сколько иностранными товаропроизводителями. Реализация потенциала эффективного и взаимовыгодного взаимодействия государств -членов ЕАЭС должна быть основана на совместном противодействии негативным тенденциям в мировой экономике, преодолении общих сдерживающих факторов, обеспечении ускорения и устойчивости промышленного развития, повышении конкурентоспособности и инновационной активности национальных промышленных комплексов. Решение данных стратегических задач предполагает необходимость активизации процесса унификации национального законодательства, обеспечения функционирования единого транспортного и транзитного пространства на базе гармонизации условий и правил перевозок всеми видами транспортного сообщения, формирования совместной транспортно-логистической инфраструктуры, проведения единой промышленной политики в согласованных сферах на основе формирования совместных ТНК и институтов развития.
Список литературы
1. Дадабаева З.А., Кузьмина Е.М. Процессы регионализации в Центральной Азии: проблемы и противоречия: научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 2014. 55 с.
2. Турция: новые реалии во внутренней политике и участие в региональных геополитических процессах (материалы международной конференции, г. Москва, 2 апреля 2014 г.) / под ред.
B.А. Аваткова, С.Б. Дружиловского, А.В. Федорченко. М.: МГИМО-Университет, 2014. 252 с.
3. Шучунь В., Цинсун В. Проекты «Экономический пояс Шелкового пути» и ЕАЭС: конкуренты или партнеры? // Обозреватель. 2014. № 10. С. 56-68.
4. Внешняя торговля товарами. Статистика Евразийского экономического союза. 2015 год: Статистический бюллетень. Евразийская экономическая комиссия. М.: Сам Полиграфист, 2016.
C. 15-20.
5. Глазьев С.Ю. Актуальные проблемы и основополагающие принципы евразийской (постсоветской) экономической интеграции // Философия хозяйства. 2014. № 1. С. 22-34.
6. Шумилов В.М., Боклан Д.С., Лифшиц И.М. Правовые новеллы договора о Евразийском экономическом союзе // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 4. С. 88-100.
7. Кнобель А.Ю. Евразийский экономический союз: перспективы развития и возможные препятствия // Вопросы экономики. 2015. № 3. С. 88-90.
8. Джанкараев Е.И. Гармонизация нормативной базы Союза Беларуси, России и других интеграционных объединений Евразии - инструмент интеграции и развития // Вестник Российской академии естественных наук. 2015. № 6. С. 60-63.
9. Медков А., Зоидов К., Зоидов З. Перспективы формирования и регулирование грузовой базы трансграничных путей сообщения на территории стран Единого экономического пространства // Евразийская экономическая интеграция. 2015. № 3. С. 13-48.
10. Спартак А.Н., Хохлов А.В. Российский экспорт в 2015 году: застой или прогресс // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 3. С. 3-13.
11. Губанов С. Об экономической модели и долгосрочной стратегии новой индустриализации России // Экономист. 2016. № 3. С. 3-7.
12. Амосов А. О долгосрочной стратегии модернизации и развития промышленности // Экономист. 2012. №. 9. С. 3-15.
13. Винслав Ю. Национальная промышленная политика: еще раз об абсолютной модернизационной необходимости и ключевых параметрах развертывания // Российский экономический журнал. 2012. № 4. С. 3-26.
14. Глазьев С.Ю. О стратегии развития экономики России: препринт. М: ООН РАН, 2011. 48 с.
15. Зуйков Р. Внешнеэкономические связи России: от торговой к производственно-инвестиционной модели // Мировая экономика и международные отношения. 2013. № 8. С. 43-53.
16. Аубакирова Г. Промышленная политика Казахстана: итоги и новые ориентиры // Экономист. 2016. № 3. С. 80-82.
17. Толкачев С.А., Соловьев А.И. Анализ опыта реализации промышленной политики в странах - членах ЕАЭС и оценка ее эффективности // Белорусский экономический журнал. 2015. № 4. С. 33-47.
ISSN 2311-8709 (Online) Challenges of Globalization
ISSN 2071-4688 (Print)
PRIORITIES OF COOPERATION OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION MEMBER STATES IN THE CONTEXT OF COMMON ECONOMIC SPACE FORMATION
Stanislav A. KHAPILIN
Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russian Federation [email protected]
Article history:
Received 22 September 2016 Received in revised form 6 October 2016 Accepted 20 October 2016
JEL classification: F02, F52
Keywords: common economic space, customs regulation, Eurasian Economic Union, globalization, integration
Abstract
Importance The article addresses urgent issues of deepening the integration processes within the Eurasian Economic Union. Active formation of the Common Economic Space of the EEU necessitates harmonization of national laws, unified industrial policy, coordinated development of transport and transit infrastructure.
Objectives The study aims to identify priorities of cooperation of the Eurasian Economic Union member States at the current stage of the Common Economic Space formation. Methods The research tools include general scientific methods, i.e. analysis and synthesis, historical, logical and systems approaches.
Results The paper defines the key concerns and areas of deepening the cooperation within the Eurasian Economic Union at the modern stage of Eurasian economic integration. Conclusions and Relevance Competing with alternative integration projects in the Eurasian economic space, implemented by the European Union, the USA, China and Turkey, the EEU development implies further unification of national laws, elimination of existing and prevention of new barriers to the Common Economic Space creation, a support to single transport and transit space on the basis of harmonization of terms and conditions of transportation by all forms of transport, a coordinated strategy of export development, formation of multinationals and development institutions.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
Acknowledgments
I express my gratitude and deep appreciation to Petr TARANOV, Doctor of Economics, Professor, Head of
International Trade and Customs Regulation Department of the Rostov State University of Economics, for
valuable advice and comments on the article.
References
1. Dadabaeva Z.A., Kuz'mina E.M. Protsessy regionalizatsii v Tsentral'noi Azii: problemy i protivorechiya: Nauchnyi doklad [Processes of regionalization in Central Asia: Problems and contradictions: A scientific report]. Moscow, Institute of Economics of RAS Publ., 2014, 55 p.
2. Turtsiya: novye realii vo vnutrennei politike i uchastie v regional'nykh geopoliticheskikh protsessakh (materialy mezhdunarodnoi konferentsii, g. Moskva, 2 aprelya 2014 g) [Turkey: New realities in the internal policy and participation in regional geopolitical processes]. Moscow, MGIMO University Publ., 2014, 252 p.
3. Shuchun' V., Tsinsun V. [Silk Road Economic Belt projects and the EEU: Rivals or partners?]. Obozrevatel' = Observer, 2014, no. 10, pp. 56-68. (In Russ.)
4. Vneshnyaya torgovlya tovarami. Statistika Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza. 2015 god: Statisticheskii byulleten'. Evraziiskaya ekonomicheskaya komissiya [Foreign trade in goods. Statistics of the Eurasian Economic Union. 2015: Statistical Bulletin. Eurasian Economic Commission]. Moscow, Sam Poligrafist Publ., 2016, pp. 15-20.
5. Glaz'ev S.Yu. [Topical issues and fundamental principles of the Eurasian (post-Soviet) economic integration]. Filosofiya khozyaistva = Philosophy of Economy, 2014, no. 1, pp. 22-34. (In Russ.)
6. Shumilov V.M., Boklan D.S., Lifshits I.M. [New laws on the Treaty on the Eurasian Economic Union].
Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik = Russian Foreign Economic Journal, 2015, no. 4, pp. 88-100. (In Russ.)
7. Knobel' A.Yu. [Eurasian Economic Union: Development prospects and potential obstacles]. Voprosy Ekonomiki, 2015, no. 3, pp. 88-90. (In Russ.)
8. Dzhankaraev E.I. [Harmonizing the regulatory environment of the Union of Belarus, Russia and other integration associations of Eurasia as a tool of integration and development]. Vestnik Rossiiskoi akademii estestvennykh nauk = Bulletin of the Russian Academy of Natural Sciences, 2015, no. 6, pp. 60-63. (In Russ.)
9. Medkov A., Zoidov K., Zoidov Z. [Prospects for formation and regulation of cargo base of cross-border transport routes in the Single Economic Space countries]. Evraziiskaya ekonomicheskaya integratsiya = Eurasian Economic Integration, 2015, no. 3, pp. 13-48. (In Russ.)
10. Spartak A.N., Khokhlov A.V. [Russian exports in 2015: Stagnation or progress]. Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik = Russian Foreign Economic Journal, 2016, no. 3, pp. 3-13. (In Russ.)
11. Gubanov S. [On economic models and long-term strategy of new industrialization of Russia]. Ekonomist = Economist, 2016, no. 3, pp. 3-7. (In Russ.)
12. Amosov A. [On a long-term strategy for modernization and development of industry]. Ekonomist = Economist, 2012, no. 9, pp. 3-15. (In Russ.)
13. Vinslav Yu. [National industrial policy: Revisiting the absolute need for modernization and key parameters of deployment]. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal = Russian Economics Journal, 2012, no. 4, pp. 3-26. (In Russ.)
14. Glaz'ev S.Yu. O strategii razvitiya ekonomiki Rossii: preprint [On strategy of the Russian economy development]. Moscow, Social Studies Branch of RAS Publ., 2011, 48 p.
15. Zuikov R. [Foreign economic relations of Russia: From a trade-based to production-and-investment model].
Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International Relations, 2013, no. 8, pp. 43-53. (In Russ.)
16. Aubakirova G. [Industrial policy of Kazakhstan: Results and new guidelines]. Ekonomist = Economist, 2016, no. 3, pp. 80-82. (In Russ.)
17. Tolkachev S.A., Solov'ev A.I. [Analyzing the experience in industrial policy implementation in the EEU member countries and evaluating its performance]. Belorusskii ekonomicheskii zhurnal = Belarusian Economic Journal, 2015, no. 4, pp. 33-47. (In Russ.)