Научная статья на тему 'Приоритеты развития таможенно-логистической сферы Евразийского экономического союза'

Приоритеты развития таможенно-логистической сферы Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2009
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешнеэкономическая деятельность / Евразийский экономический союз / логистика / таможенное регулирование / foreign economic activity / the Eurasian Economic Union / logistics / customs regulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мозолева Наталья Владимировна, Мозолев Кирилл Игоревич

Задачи. В современных условиях активного формирования Единого экономического пространства ЕАЭС особую актуаль-ность приобретают вопросы развития таможенно-логистического комплекса ЕАЭС внедрения перспективных тамо-женных технологий, совершенствования взаимодействия таможенных органов и бизнес-сообщества. Задачей исследо-вания является определение приоритетов совершенствования таможенно-логистической инфраструктуры госу-дарств-членов Евразийского экономического союза. Модель. В качестве исследовательского инструментария при выполнении работы использованы общенаучные методы, такие, как: анализ и синтез, детализация и обобщение, логический и системный подходы. Выводы. Сделан вывод о том, что реализация транспортного и транзитного потенциала Евразийского экономического союза в современных условиях должна базироваться на формировании единой стратегии развития таможенно-логистического комплекса ЕАЭС, автоматизации таможенных процедур на всей таможенной территории государств – членов Евразийского экономического союза как единых общих (сквозных) процессов совершенствования института уполномоченных экономических операторов. Рамки исследования. Выбор территориальных и хронологических рамок исследования объясняется необходимостью исследования зарубежного опыта развития логистической таможенной инфраструктуры в целях создания единой стратегии формирования таможенно-логистического комплекса ЕАЭС. Практическое значение. Реализация исследуемых в статье подходов развития таможенно-логистической инфраструк-туры ЕАЭС позволит максимизировать положительный эффект интеграции. Оригинальность/ценность. Статья имеет теоретическую и практическую ценность, поскольку на основе проведенно-го анализа зарубежного опыта развития таможенно-логистической инфраструктуры авторами выявлены ключевые проблемы таможенно-логистических систем государств-членов ЕАЭС и идентифицированы приоритеты совершен-ствования таможенного администрирования в ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRIORITIES FOR THE DEVELOPMENT OF THE CUSTOMS AND LOGISTICS SPHERE OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Tasks. In the current conditions of the active formation of the Unified economic space of the EAEC the problems of the customs and logistics complex of the EAEC, the introduction of advanced customs technologies, the improvement of interaction between customs authorities and the business community. The task of the research is to determine the priorities for improving the customs and logis-tics infrastructure of the member states of the Eurasian Economic Union. Model. As a research tool, general scientific methods, such as analysis and synthesis, detailing and generalization, logical and sys-temic approaches, were used in the performance of the work. Conclusions. The realization of the transport and transit potential of the Eurasian Economic Union in the current conditions should be based on the formation of a unified strategy for the development of the customs and logistics complex of the EAEC, the automa-tion of customs procedures within the customs territory of the member states of the Eurasian Economic Union as unified general processes of improving the institution of authorized economic operators. Scope of the study. The choice of the territorial and chronological scope of the study is determined by the necessity of study foreign experience in the development of the logistics customs infrastructure in order to create a unified strategy for the formation of the customs and logistics complex of the EAEU. Practical significance. Realization of the approaches of the development of the customs and logistic infrastructure of the EAPS in the article will allow maximizing the positive effect of integration. Originality / value. The article has the theoretical and practical value, because on the basis of the analysis of foreign experience in the development of the customs and logistics infrastructure the authors identified problems of the customs and logistics systems of members of the EAEU and identified priorities for improving customs administration in the EAEU.

Текст научной работы на тему «Приоритеты развития таможенно-логистической сферы Евразийского экономического союза»

4. МИРОВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

4.1. ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Мозолева Наталья Владимировна, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры экономической

теории и международных экономических отношений

Место работы: Российская таможенная академия, Ростовский филиал

moza1970@yandex.ru

Мозолев Кирилл Игоревич, студент

Место учебы: Российская таможенная академия, Ростовский филиал

kirmoz@yandex.ru

Аннотация

Задачи. В современных условиях активного формирования Единого экономического пространства ЕАЭС особую актуальность приобретают вопросы развития таможенно-логистического комплекса ЕАЭС внедрения перспективных таможенных технологий, совершенствования взаимодействия таможенных органов и бизнес-сообщества. Задачей исследования является определение приоритетов совершенствования таможенно-логистической инфраструктуры государств-членов Евразийского экономического союза.

Модель. В качестве исследовательского инструментария при выполнении работы использованы общенаучные методы, такие, как: анализ и синтез, детализация и обобщение, логический и системный подходы.

Выводы. Сделан вывод о том, что реализация транспортного и транзитного потенциала Евразийского экономического союза в современных условиях должна базироваться на формировании единой стратегии развития таможенно-логистического комплекса ЕАЭС, автоматизации таможенных процедур на всей таможенной территории государств - членов Евразийского экономического союза как единых общих (сквозных) процессов совершенствования института уполномоченных экономических операторов.

Рамки исследования. Выбор территориальных и хронологических рамок исследования объясняется необходимостью исследования зарубежного опыта развития логистической таможенной инфраструктуры в целях создания единой стратегии формирования таможенно-логистического комплекса ЕАЭС.

Практическое значение. Реализация исследуемых в статье подходов развития таможенно-логистической инфраструктуры ЕАЭС позволит максимизировать положительный эффект интеграции.

Оригинальность/ценность. Статья имеет теоретическую и практическую ценность, поскольку на основе проведенного анализа зарубежного опыта развития таможенно-логистической инфраструктуры авторами выявлены ключевые проблемы таможенно-логистических систем государств-членов ЕАЭС и идентифицированы приоритеты совершенствования таможенного администрирования в ЕАЭС.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, Евразийский экономический союз, логистика, таможенное регулирование.

THE PRIORITIES FOR THE DEVELOPMENT OF THE CUSTOMS AND LOGISTICS SPHERE OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Mozoleva Nataliya V., Phd in sociology, Senior lecturer in economic theory and international economic relations Work place: Russian Customs Academy, Rostov Branch Study place:

moza1970@yandex.ru

Mozolev Kirill I., student

Study place: Russian Customs Academy, Rostov Branch

kirmoz@yandex.ru

Annotation

Tasks. In the current conditions of the active formation of the Unified economic space of the EAEC the problems of the customs and logistics complex of the EAEC, the introduction of advanced customs technologies, the improvement of interaction between customs authorities and the business community. The task of the research is to determine the priorities for improving the customs and logistics infrastructure of the member states of the Eurasian Economic Union.

Проблемы экономики и юридической практики

Model. As a research tool, general scientific methods, such as analysis and synthesis, detailing and generalization, logical and systemic approaches, were used in the performance of the work.

Conclusions. The realization of the transport and transit potential of the Eurasian Economic Union in the current conditions should be based on the formation of a unified strategy for the development of the customs and logistics complex of the EAEC, the automation of customs procedures within the customs territory of the member states of the Eurasian Economic Union as unified general processes of improving the institution of authorized economic operators.

Scope of the study. The choice of the territorial and chronological scope of the study is determined by the necessity of study foreign experience in the development of the logistics customs infrastructure in order to create a unified strategy for the formation of the customs and logistics complex of the EAEU.

Practical significance. Realization of the approaches of the development of the customs and logistic infrastructure of the EAPS in the article will allow maximizing the positive effect of integration.

Originality / value. The article has the theoretical and practical value, because on the basis of the analysis of foreign experience in the development of the customs and logistics infrastructure the authors identified problems of the customs and logistics systems of members of the EAEU and identified priorities for improving customs administration in the EAEU.

Keywords: foreign economic activity, the Eurasian Economic Union, logistics, customs regulation.

На современном этапе развития мировой экономики развитие таможенно-логистической инфраструктуры становится одним из ключевых элементов реализации внешнеэкономического потенциала страны. Экономическая теория доказывает, а практика подтверждает, что таможенно-логистическая инфраструктура как неотъемлемый элемент общей системы международных перевозок стимулирует приток иностранных инвестиций, значительный рост объемов транзитных перевозок, формирование дополнительных конкурентных преимуществ национальных участников внешнеэкономической деятельности и расширение экспортного потенциала страны, а в долгосрочной перспективе приводит к благоприятным структурным сдвигам в экономике.

Зарубежный опыт свидетельствует о значительном потенциале сокращения транспортных расходов, затрат на погрузочно-разгрузочные работы, хранение материальных ресурсов и готовой продукции при активном совершенствовании таможенно-логистических систем [5, с. 26-28]. Ключевые мировые тенденции такого совершенствования заключаются в следующем:

- формирование крупных таможенно-логистических узлов на базе ключевых транспортных коридоров и мегаполисов, создание городов-портов (в Голландии - Роттердам, в Германии - Франкфурт-на-Майне, Гамбург, Бремен; в Испании - Бильбао, Барселона; в Италии -Венеция, Милан и т.д.);

- увеличение количества участников ВЭД, как крупного, так и среднего уровня, использующих услуги таможенно-логистических центров, использование логистического аутсорсинга, предполагающего передачу функций контроля за перемещением товарных потоков крупным транснациональным логистическим компаниям [1, с. 9-11];

- расширение спектра предоставляемых таможенно-логистическими центрами транспортных, логистических и таможенных услуг за счет внедрения услуг сюрвейя, консультационных услуг, предложения решений в сфере информационных технологий по логистике, развития автоматизированных систем управления складами, систем управления транспортом и др.;

- активное создание транспортно-логистических центров класса А крупными логистическими провайдерами (TNT, DHL, FM-Logistic, Kuehne&Nagel, Shenker, Exel) [3, с. 90-103].

- минимизация административных и финансово-экономических барьеров в деятельности перевозчиков и национальных транспортных компаний в целях повышения конкурентоспособности национального транспорта и отказ от системы квот, тарифных и других ограничений [6, с. 18-21];

- создание системы таможенного сервиса, базирующейся на партнерских взаимоотношениях таможенных служб и бизнеса. Таможенное

регулирование на современном этапе осуществляется посредством таких технологий, как удаленный выпуск, управление таможенными рисками, электронное декларирование, предварительное информирование таможни назначения о грузе для возможности определения объектов выборочного контроля [2, с. 120-126].

Особую значимость данные тенденции приобретают в свете перехода от создания Таможенного союза к глобальной стратегии экономической интеграции стран евразийского пространства в формате Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Положительные факторы интеграции для большинства стран постсоветского пространства, несмотря на общую тенденцию их ослабления, по-прежнему сохраняют актуальность. К таким факторам можно отнести:

- технологическую общность производства;

- примерно одинаковый, но относительно невысокий по мировым стандартам научно-технический уровень производства;

- наличие общей транспортной инфраструктуры и сетей коммуникаций, энергетических систем;

- сопредельность границ и связанные с этим выгоды, создающие благоприятные условия для более тесной интеграции.

Дополнительный импульс интеграционным процессам близкая языковая и культурная среда, позволяющая значительно уменьшить издержки интеграции, связанные со сближением различных экономик.

С созданием ЕАЭС евразийская интеграция вышла на этап, подразумевающий не только координацию таможенно-логистической политики, но и формирование единого транспортного пространства, создание евразийских транспортных коридоров, логистических центров и транспортных организаций, обеспечивающих оптимизацию процессов перевозки.

На сегодняшний день в рамках ЕАЭС созданы предпосылки для формирования единого транспортного пространства -утверждена программа поэтапной либерализации каботажных перевозок грузов до 2025 г., определен единый подход к осуществлению транспортного (автомобильного) контроля. В сфере воздушного транспорта формируется проект «Единое евразийское небо», направленный на формирование общего рынка авиационных услуг и единой зоны транспортировки товаров воздушным транспортом, унифицированы внутригосударственные тарифы на услуги железнодорожного транспорта, определены порядок и условия доступа перевозчиков государств-членов ЕАЭС на приграничные участки сопредельной инфраструктуры.

Для государств постсоветского пространства все это создает принципиально новые возможности диверсификации национальных экономик на основе углубления интеграционных процессов. Вместе с тем, доля транспортных издержек в конечной цене продукции в целом по ЕАЭС достигает 25% (в Европейском союзе этот показатель равен 9-11% с тенденцией сокращения к 2020 г. до 6-7%) [8, с. 4-5], что снижает транспортный и транзитный потенциал союза. Ситуация осложняется и тем, что система панъевропейских транспортных коридоров не в полной мере отвечает геоэкономическим интересам стран ЕАЭС в части обеспечения транзитных транспортных подходов, а, следовательно, устойчивых внешнеэкономических связей со странами СНГ, ЕС и АТЭС. Так, функционирование транспортного соединения «ТРАСЕКА» или отдельных участков МТК «Южный», обеспечивающих транспортировку грузов в обход России, создает предпосылки для определенной транспортной изоляции ЕАЭС, ограничивая транзитный потенциал союза [4, с. 13-48].

Общими проблемами таможенно-логистических систем государств-членов ЕАЭС являются:

- низкий уровень развития складской инфраструктуры,

- недостаточный объем передачи логистических функций на аутсорсинг,

- нехватка программного обеспечения,

- большая степень износа транспортных средств,

- недостаток крупных инвесторов в логистическую инфраструктуру,

- сложность таможенного и налогового законодательств,

- неразвитость придорожного сервиса и др.

О наличии существенных проблем свидетельствуют расчеты эффективности логистики, осуществляемые по методике, разработанной Всемирным банком совместно с университетом г. Турку (Финляндия). Интегральный показатель индекса LPI, рассчитывается по следующим критериям: простота организации международных; возможность отслеживания прохождения грузов; качество обслуживания, или как воспринимается уровень компетентности людей, имеющих дело с логистическими операциями в конкретной стране; своевременность поставок грузов, под которой понимается надежность или предсказуемость поставок, и насколько вероятно, что груз будет доставлен в срок; эффективность таможенного и пограничного оформления; качество транспортной инфраструктуры (железнодорожного сообщения, дорог, портов или аэропортов).

Результаты расчетов индекса LPI в 2016 г. (таблица 1) свидетельствуют о том, что, несмотря на интенсивное межгосударственное сотрудничество в анализируемой области, государства-члены ЕАЭС пока не достигли должного уровня развития логистической инфраструктуры (особенно низкая оценка странам региона дается по такому показателю, как таможенные процедуры). На фоне ускоренного развития логистической системы других стран (прежде всего, в ЕС) данная отрасль в ЕАЭС теряет конкурентоспособность.

Таблица 1

Динамика индекса эффективности логистики (Logistics Performance Index — LPI 2014) [9]

В связи с этим насущно необходимым в современных условиях является комплексное совершенствование процесса таможенного администрирования.

Одной из наиболее острых проблем развития Евразийского экономического союза является отсутствие единой стратегии формирования таможенно-логистического комплекса. Вместе с тем, несмотря на наличие Соглашения между государствами - членами ЕврАзЭС о формировании Транспортного союза от 22 января 1998 года и Концепции формирования Единого транспортного пространства Евразийского экономического сообщества, утвержденной Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС 25 января 2008 года № 374, - в настоящее время государства-члены Евразийского экономического союза формируют невзаимосвязанные и во многом противоречащие друг другу системы развития транзитного потенциала без учета данных концептуальных документов.

В России в рамках Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ, реализуется масштабная реформа системы таможенных органов, нацеленная на совершенствование технологий таможенного контроля и создание инфраструктуры для проведения таможенных операций и таможенного контроля в приграничных регионах. В настоящее время таможенно-логистическая инфраструктура создана вблизи наиболее значимых автомобильных пунктов пропуска, развернута сеть из более чем 50 таможенно-логистических терминалов, в том числе 5 - на российско-белорусском участке государственной границы.

В Республике Беларусь осуществляется реализация Государственной программы развития транзитного потенциала Республики Беларусь, одной из важнейших задач которой является создание таможенно-логистических центров, в том числе для обработки транзитного грузопотока. Для строительства таможенно-логистических центров выделяются площади, превосходящее складские потребности Республики Беларусь для обслуживания экспортно-импортных грузов. Более того, инвестиционные проекты по строительству логистических центров ставят своей целью перераспределение экспортно-импортных и транзитных грузопотоков, ориентированных, в том числе на российские рынки сбыта. В соответствии с Прогнозной схемой территориально-пространственного развития страны до 2020 года, в Республике Казахстан формируется принципиально новая система транспортировки грузов и перевозки пассажиров, предполагающая создание порядка 20 мультимодальных логистических центров в местах пересечения важнейших транспортных путей «Восток-Запад» и «Север-Юг», связывающих крупные города Казахстана и обеспечивающие выход на внешние рынки.

Таким образом, в Евразийском экономическом союзе фактически не реализуется единая стратегия формирования логистической инфраструктуры, создание объектов таможенно-логистической инфраструктуры на границах государств-членов таможенного союза формируется в рамках разрозненных стратегических документов, что не способствует развитию транзитного потенциала Евразийского экономического союза. В этой связи решение вопросов создания в рамках ЕАЭС единых транзитных коридоров требует продуманной политики в развитии таможенно-логистической и транспортной инфраструктуры.

Повышение конкурентоспособности таможенно-логистической сферы государств-членов ЕАЭС невозможно также без коренного пересмотра подходов к автоматизации

LPI-2010 LPI-2016

Страна Интегральный показатель LPI (место страны в рейтинге из 160 стран)

Казахста н 2,83 (62) 2,75 (77)

Российская Федерация 2,61 (94) 2,57 (99)

Беларусь - 2,4 (120)

Армения 2,52 (111) 2,21 (141)

Киргизия 2,62 (91) 2,16 (146)

Проблемы экономики и юридической практики

деятельности таможенных органов. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза предусматривает целый комплекс нововведений, связанных с применением информационных технологий:

- сокращение сроков выпуска товаров до 4 часов с момента регистрации таможенной декларации, если по результатам проверки таможенной декларации не выявлена необходимость запроса документов, на основании которых она заполнена, либо проведения форм таможенного контроля, связанных с проверкой товаров;

- возможность непредставления в отдельных случаях документов, на основании которых заполнена декларация;

- возможность совершения таможенных операций, проведения таможенного контроля в форме проверки документов и сведений информационной системой таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов.

Вместе с тем, одновременно необходимо обеспечить переход от автоматизации деятельности должностных лиц таможенных органов (функций и операций таможенного инспектора) на национальном уровне к автоматизации реализации таможенных процедур на всей таможенной территории государств - членов Евразийского экономического союза как единых общих (сквозных) процессов. Такой переход должен характеризоваться:

- уникальной идентификацией участников внешнеэкономической деятельности на таможенной территории Евразийского экономического союза;

- реализацией принципов «одного окна» и «однократного представления сведений» при взаимодействии участников ВЭД с таможенными и иными государственными органами;

- автоматической регистрацией и выпуском деклараций на товары с использованием системы управления рисками и дифференциацией участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Перспективная схема информационного взаимодействия должна быть основана на реализации принципов «однократного представления сведений» при взаимодействии участников ВЭД с таможенными и иными государственными органами.

Перед Евразийским экономическим союзом также стоит задача оптимизации уже сложившегося электронного документооборота и создание его для тех министерств и ведомств, которые не вовлечены в него в полной мере. Предстоит разработать единые формы документов, сообщений, форматов данных, стандартов и правил, определяющих интерфейсы информационного взаимодействия межведомственного и межгосударственного уровней. В этих целях необходимо обеспечить стандартизацию и унификацию реализации таможенных процедур с использованием информационно-программных средств на уровне национальных сегментов информационных систем таможенных органов и обеспечить формирование интегрированной информационной структуры юридически значимого межгосударственного обмена данными и электронными документами на таможенной территории Евразийского экономического союза на базе Интегрированной информационной системы внешней и внутренней торговли.

Взаимодействие между всеми узлами Интегрированной информационной системы внешней и внутренней торговли должно обеспечиваться за счет создания и использования интеграционных сегментов, представляющих собой совокупность защищенной системы передачи данных и интеграционных шлюзов, входящих в состав каждого из узлов Интегрированной информационной системы внешней и внутренней торговли.

На современном этапе развития международной торговой системы не менее значимым направлением развития национальных систем таможенного регулирования является организация взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, позволяющая обеспечить безопасность международной цепи поставок и одновременно упростить прохождение таможенных формальностей для добросовестных участников ВЭД. Базовой тенденцией развития механизма таможенного регулирования в развитых зарубежных странах является активное взаимодействие с участниками внешнеэкономической деятельности, ассоциациями и некоммерческими организациями, объединяющими представителей околотаможенного бизнеса, собственников таможенно-логистической инфраструктуры. Ключевыми участниками такого взаимодействия в ведущих государствах, наиболее тесно взаимодействующими с таможенными органами при реализации внешнеторговых операций, являются таможенные представители (в ЕС аналогом являются таможенные агентства) и уполномоченные экономические операторы.

В новом Таможенном кодексе Евразийского экономического союза заложен фундамент совершенствования института уполномоченных экономических операторов (УЭО) - существенно расширен перечень лиц допущенных к получению данного статуса, разработана многоуровневая система статуса УЭО, условий присвоения такого статуса и в зависимости от него - виды и объем упрощений, установлен полный перечень условий получения данного статуса, не подлежащий расширению на национальном уровне.

Вместе с тем, сохраняются жесткие требования к деятельности таможенных представителей и уполномоченным экономическим операторам, к которым относятся следующие:

1. многочисленные условия для включения в соответствующие реестры, в первую очередь, финансовые, влекущие «замораживание» значительных денежных активов в целях обеспечения уплаты таможенных платежей или издержки на получение банковской гарантии или поручительства;

2. возможность исключения лиц из реестра при неоднократном привлечении к административной ответственности, вероятность которого является весьма высокой при значительных объемах декларирования;

3. усложненная процедура включения УЭО в соответствующий реестр, невозможность организации данного процесса на основе электронного и межведомственного взаимодействия. В результате сокращаются возможности таможенных органов для развития партнерских отношений с бизнес-сообществом, а сэкономленные ресурсы таможенных органов не позволяют обеспечить эффективность таможенного регулирования применительно к тем участникам ВЭД, которые не обладают статусом УЭО и, соответственно, представляют для таможенных органов больший риск с точки зрения несоблюдения таможенного законодательства [7, с. 227-232].

Изложенное предполагает

- необходимость развития института уполномоченных экономических операторов за счет расширения перечня специальных упрощений для уполномоченных экономических операторов до границ, предусмотренных Киотской конвенцией границ;

- трансформации механизма резервирования денежных средств на счетах УЭО для обеспечения уплаты таможенных платежей на методы оценки их финансовой платежеспособности;

- взаимного признания уполномоченных экономических операторов России и других государств - ключевых торговых партнеров стран Евразийского экономического союза.

Реализация предложенных подходов позволит обеспечить переход от догоняющей стратегии развития таможенно-логистической отрасли к стратегии опережающего развития в соответствии с имеющимся транспортным и транзитным потенциалом территории Евразийского экономического союза. Достижение данной цели возможно только при совместной, постоянной и конструктивной работе Евразийской экономической комиссии, таможенных и иных государственных органов государств-членов Евразийского экономического союза и добросовестных участников ВЭД.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 80%.

Список литературы:

1. Альбеков, А.У., Гамидуллаев, С.Н., Парфенов, А.В. Таможенная логистика: учебное пособие. / А.У. Альбеков, С.Н. Гамидуллаев, А.В. Парфенов. - СПб.: Троицкий мост. - 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Гошин, В.А. Основные характеристики источников права Европейского союза в сфере таможенного регулирования / В.А. Гошин // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. № 2. 2015. С. 120-126.

3. Карахова, Ю.С. Современные тенденции и проблемы развития международной логистики в России и за рубежом / Ю.С. Карахова // Российский внешнеэкономический вестник. - № 6. - 2013.

4. Медков, А. Перспективы формирования и регулирование грузовой базы трансграничных путей сообщения на территории стран Единого экономического пространства / А. Медков, К. Зоидов, З. Зоидов // Евразийская экономическая интеграция. - № 3 (28). - 2015.

5. Парфенов, А.В. Особенности применения технологий таможенной логистики в рамках Единого экономического пространства / А.В. Парфенов, А.И. Морозов // Логистика. - № 4. - 2012.

6. Сморчков, И. Основные тренды в становлении рынка логистических услуг / И. Сморчков, Д. Титюхин // Логинфо: журнал о логистике в бизнесе. - № 3. - 2012.

7. Хапилин, С.А. Направления имплементации европейского опыта таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности / С.А. Хапилин // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. -№ 1. - 2013.

8. Интервью члена Коллегии (Министра) по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Данила Ибраева // Инновации транспорта. - № 2 (24). - 2016.

9. http://lpi.worldbank.org/international/global

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Мозолевой Н.В., Мозолева К.И. «Приоритеты развития та-моженно-логистической сферы Евразийского экономического союза» В процессе формирования и развития интеграционны« процессов как в теоретической, так и практической плоскости, возникают сложные методологические проблемы, от решения которых во многом зависит успех интеграции. К наиболее важным проблемам в данной области исследований следует отнести: правильный выбор позиционирования страны при решении вопроса об участии в формировании международного интеграционного процесса; обеспечение согласованности различных интересов государств-участников интеграционного процесса; достижение согласованности работы участвующих в этом процессе национальных хозяйственных систем; создание единой системы институтов и механизмов, ориентирующих этот процесс на достижение поставленных целей и задач, а также методов контроля за выполнением принятых на международном уровне решений. В этой связи проведенное исследование императивов развития таможенно-логистической сферы Евразийского экономического союза представляется весьма значимым и актуальным.

Авторам статьи в полной мере удалось раскрыть поставленную цель. В статье раскрыты основные проблемные вопросы, затрудняющие развитие таможенно-логистической сферы ЕАЭС. Вполне обоснованным представляется вывод о том, что переход от догоняющей стратегии развития таможенно-логистической отрасли к стратегии опережающего развития в соответствии с имеющимся транспортным и транзитным потенциалом территории Евразийского экономического союза возможен только при совместной, постоянной и конструктивной работе Евразийской экономической комиссии, таможенных и иных государственных органов государств-членов Евразийского экономического союза и добросовестных участников ВЭД.

Статья носит исследовательский, самостоятельный характер, соответствует требованиям, предъявляемым к изданию в журналах, рекомендованных ВАК. д-р экон. наук, начальник отдела по связям с общественностью Южного таможенного управления

С.А. Хапилин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.