Научная статья на тему 'Международно-правовые аспекты экономической интеграции на постсоветском пространстве'

Международно-правовые аспекты экономической интеграции на постсоветском пространстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
768
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые аспекты экономической интеграции на постсоветском пространстве»

которые оно может принять», поскольку оно ставит под сомнение императивность данной нормы, в связи с чем утрачивается целесообразность закрепления данной нормы на международном уровне.

Ремезова Н. А.,

аспирантка Московской государственной юридической академии

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Развитие международных экономических и политических отношений за последние десятилетия привело к новым тенденциям развития мирового хозяйства — регионализации и глобализации. Они способствуют масштабным изменениям в функционировании и управлении хозяйственной деятельностью. Национальные экономики ориентируются на международные документы; возникают новые формы производства в виде транснациональных корпораций (ТНК); создаются международные системы информации, системы международных стандартов. С другой стороны, происходит экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне, формируются крупные региональные структуры, развивающиеся в направлении создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйства.

Слово «интеграция» происходит от лат. Integratio — восстановление, восполнение или integer — целый (то есть объединение отдельных частей в нечто единое)1. Данный термин означает состояние связанности отдельных системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.

Термин «интеграция» в сегодняшнем его значении был заимствован, как считают западные политики, из Закона США 1948 года о «Плане Маршала», в котором в качестве одной из его ключевых целей указывалось на «интеграцию Европы». Однако применительно к международным отношениям понятие интеграции с конца 50-х гг. прошлого столетия стало активно использоваться для характеристики взаимодействия в торгово-экономической сфере стран, принадлежащих к отдельным географическим регионам2. В настоящее время интеграция — это особый этап в процессе интернационализации хозяйственной жизни, характеризующийся усилением взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик, который ведет к созданию

1 Кузьмин Э.Л. Международное экономическое право. М., 2007. С. 5.

2 Стоякин С.Г. Международная интеграция: понятие, виды, формы // Московский журнал международного права. 2004. № 3. С. 17—26.

нового качества — целостности обособленного хозяйственного комплекса нескольких государств. Интеграция это процесс сближения экономик стран на региональном уровне, формирующий предпосылки для глобального взаимодействия групп стран в процессе развития мирового хозяйства.

Международная интеграция как одна из основных тенденций современных международных отношений представляет собой сложный процесс взаимодействия государств, характеризующийся двумя элементами: правовой формой и экономическим содержанием1.

По мнению В. М. Шумилова, интеграция — это процесс объединения суверенных государств с целью установления расширенного экономического пространства, в котором могут свободно циркулировать товары, услуги, финансы, инвестиции, рабочая сила2.

Среди предпосылок возникновения интеграционных процессов выделяют следующие:

1) Территориальная близость государств. Интеграционные процессы легче всего возникают на региональном уровне на основе исторически сложившейся региональной общности, предполагающей территориальную близость, сходство экономико-географических и хозяйственно-культурных комплексов, демографических структур, этнической истории и пр. Эта общность создает объективные возможности для формирования адекватных времени крупных политико-экономических образований. На европейском континенте соответствующие процессы идут в рамках Европейского Союза (ЕС) и Содружества Независимых Государств (СНГ); на американском — Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), Латиноамериканской ассоциации интеграции, Андской группы, Зоны свободной торговли в рамках Карибского сообщества (КАРИКОН); в Азии — Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и ряда других организаций; в группе арабских стран — Лиги арабских государств. В начальном процессе интеграции находятся торгово-экономические сообщества африканских государств. При этом набирают обороты межрегиональные формы интеграции, тенденции к усилению взаимодействия между соответствующими объединениями государств3.

2) Сходство уровней экономического развития стран. За редким исключением межгосударственная интеграция развивается либо между индустри-

1 Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. М., 1994.

С. 193.

2 Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право. М., 2001. С. 53.

3 Усенко Е.Т. Международно-правовые формы интеграционного процесса. Курс международного права в 7 томах. Т. 7. М., 1993. С. 20—22; Кузьмин Э.Л. Указ. соч. С. 7.

альными странами, либо между развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в рамках развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития.

3) Общность экономических, политических, социальных и прочих интересов, проблем и задач. Это облегчает разработку общих экономических стратегий и соглашений, способствует развитию общей экономической и социальной политики. Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами. Очевидно поэтому, что, например, страны, главная проблема которых — создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей валюты1.

4) Наличие взаимодополняющих структур экономики интегрирующихся стран. Сходная структура социально-экономических институтов, наличие добывающей и обрабатывающей промышленности, дополняющей друг друга, специализация на производстве определенных товаров и услуг, создающих условия для взаимовыгодной торгово-промышленной кооперации, способствуют ускорению экономического роста и развития процессов интеграции.

5) Демонстрационный эффект. Под влиянием успехов тех или иных интеграционных объединений (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т. д.) и другие государства изъявляют желание вступить в эту организацию. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок2.

6) «Эффект домино». Поскольку интеграция ведет к переориентации экономических связей стран-членов на внутрирегиональное сотрудничество, соседние страны, оставшиеся за пределами объединения, испытывают некоторые трудности, а подчас и сокращение торговли со странами, входящими в группировку. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение.

Интегрирующиеся страны руководствуются возможностью повышения эффективности функционирования национальных экономик за счет ряда факторов, возникающих в ходе развития регионального международного обобществления производства, а также ставят перед собой цели:

— использовать преимущества «экономики масштаба»;

1 Шумилов В.М. Указ. соч. С. 63—65.

2 Киреев А.П. Международная экономика. Ч. 1. М., 1997. С. 362.

— создать благоприятную внешнеполитическую среду, стабильную обстановку;

— решить задачи торговой политики;

— содействовать структурной перестройке экономики, ускорить темпы ее роста. Такие цели преследовали многие западноевропейские страны, подключаясь в той или иной форме к ЕС1.

Делая выводы из вышесказанного, следует отметить, что при участии в интеграционном процессе страны руководствуются перспективами развития своих национальных экономик и ускорения осуществления целей экономического роста и развития. В процессе интеграции происходит согласование поставленных целей и формирование новых, которые становятся основой для общей экономической политики и более эффективного осуществления национальных целей в экономической области.

Интеграция определяется некоторыми сущностными характеристиками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия государств. Среди них можно выделить следующие:

— устранение ограничений в движении товаров, а также услуг, капиталов, людских ресурсов между государствами — участниками соглашения;

— согласование экономической политики государств-участников;

— взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов, формирование в рамках региона технологического единства производственного процесса;

— широкое развитие международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике на основе наиболее прогрессивных и глубоких форм, совместное финансирование развития экономики и ее инновационного механизма;

— связанные с этим структурные изменения в экономике госу-дарств-участников;

— сближение национальных законодательств, норм и стандартов;

— целенаправленное регулирование интеграционного процесса, развитие органов управления хозяйственным взаимодействием (возможны как межгосударственные, так и надгосударственные механизмы управления, как, например, это происходит в ЕС);

— региональный пространственный масштаб интеграции.

В экономической и юридической литературе выделяется шесть возможных уровней интеграции.

На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к взаимному сближению, между ними заключаются преференциальные торговые

1 Киреев А.П. Указ. соч. С. 363—364.

соглашения. Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный режим, чем они предоставляют третьим странам, который называется преференциальным. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рассматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса, который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы. Никаких межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается.

На втором уровне интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматривающей уже не простое сокращение, а полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами1. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но зачастую обходится без него, согласовывая основные параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Классическим примером такой зоны свободной торговли считается Европейская ассоциация свободной торговли, существующая с 1960 г.

Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного союза — согласованной отменой группы национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран.

Когда интеграционный процесс достигает четвертого уровня — (общего рынка) — интегрирующиеся страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства (капитала и рабочей силы). Свобода межгосударственного передвижения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производства требует организационно значительно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Такая координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно один—два раза в год) глав государств и правительств участвующих стран, значительно более частых встречах руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат. В рамках

1 Шумилов В.М. Указ. соч. С. 53-54.

Европейского Союза, например — это Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и Секретариат ЕС.

Наконец, на пятом, самом высоком, уровне интеграция превращается в экономический союз, который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и факторов производства, также и единую внешнеэкономическую политику и унификацию законодательств в ключевых областях — валютной, бюджетной, денежной.

Валютный союз — форма и одновременно крупная составляющая экономического союза. Характерными чертами валютного союза являются: 1) согласованное (совместное) плавание национальных валют; 2) установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются Центробанками стран-участниц; 3) создание единой региональной валюты; 4) формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром этой международной валютной единицы. В развивающихся странах под валютным союзом понимают клиринговые соглашения. На сегодняшний день так называемая «зона Евро» — наиболее яркий пример валютного союза.

Принципиально возможно существование и шестого уровня интеграции — единого экономического пространства, характеризующегося наличием единой валюты и политического союза, который рассматривался бы как политическая надстройка1 и предусматривал бы передачу национальными органами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам2. Однако ни одна интеграционная группировка пока не достигла такого уровня развития. Большинство из существующих в мире интеграционных группировок находятся на стадии формальной интеграции, то есть проходят второй и третий этапы интеграционного процесса.

Таким образом, экономическая интеграция — многоуровневый процесс, на каждом уровне предусматривающий объединение различных секторов национальных экономик. Интеграционный процесс проходит поэтапно по причине различия в структуре и развитии экономик отдельных государств. На каждом уровне существует своя система критериев оценки эффективности и глубины интеграционных процессов, позволяющая говорить о степени взаимопроникновения экономик суверенных государств.

Говоря о России и других государствах СНГ, необходимо отметить, что интеграционные процессы, проходящие на постсоветском пространстве,

1 Кузьмин Э.Л. Указ. соч. С. 7.

2 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М.: Экономистъ, 2003.

достаточно противоречивы. Самое большее, что здесь достигнуто в процессе экономической интеграции, — создание зоны свободной торговли на основе двусторонних международных соглашений.

Важный шаг в процессе развития интеграции был сделан 10 октября 2000 г. в Астане, когда президенты России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества1.

В соответствии с Договором об учреждении ЕврАзЭС были созданы органы управления интеграционными процессами между государства-ми—участниками Сообщества. В качестве основных целей создания нового интеграционного объединения страны-участницы ЕврАзЭС назвали следующие: формирование режима свободной торговли, единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования; согласование позиций государств-членов во взаимоотношениях с ВТО; создание общей таможенной территории с единой системой таможенного регулирования и единым управлением таможенными службами.

Процесс экономической интеграции в рамках ЕврАзЭС осуществляется весьма успешно. К пяти государствам-учредителям Сообщества в январе

2006 г. присоединился Узбекистан. В мае 2002 г. Молдове и Украине был предоставлен статус наблюдателей при ЕврАзЭС. В 2003 г. такой же статус получила Армения.

За истекшие с момента образования семь лет в рамках ЕврАзЭС принято значительное число актов по различным аспектам его деятельности. Среди них следует особо отметить Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 апреля 2003 г. № 112 «О Приоритетных направлениях развития ЕврАзЭС на 2003-2006 годы». Этот документ определил следующие основные направления интеграционного сотрудничества:

— формирование Таможенного союза и единой таможенной территории; проведение согласованной экономической политики;

— активизация взаимодействия в реальном секторе экономики;

— совместное развитие энергетического рынка;

— формирование Транспортного союза и реализация транзитного потенциала ЕврАзЭС;

— взаимодействие в агропромышленном секторе;

— формирование общего рынка капитала;

— взаимодействие в социально-гуманитарной сфере и в области миграционной политики.

1 Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. // Информационный бюллетень ЕврАзЭС. 2001. № 1.

Сегодня в области экономической политики согласованы основные направления проведения структурной перестройки экономики государств-участ-ников Таможенного союза. Кроме того, во всех странах-участницах ЕврАзЭС введена взаимная конвертируемость национальных валют. Согласованы меры по обеспечению взаимодействия национальных валютно-финансовых систем. Начато создание общей платежной системы. Осуществлен переход на принцип взимания косвенных налогов «по стране назначения», что предусматривает применение нулевой ставки НДС при экспорте и возврат НДС из бюджета.

Особое место в процессе осуществления интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС заняло заседание Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества, состоявшееся в Душанбе 6 октября

2007 г. Оценивая его итоги, Президент России В. В. Путин особо отметил подписанные межгосударственные соглашения, направленные на укрепление правовой базы Таможенного союза1. Утвержден также перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза, и план действий по формированию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС до 2010-го года.

С подписанием этих документов создана правовая база таможенного союза, и он реально начнет функционировать. Таможенный союз должен быть создан после того, как будут закончены все процедуры, подписаны все соответствующие документы, предусмотренные этими базовыми соглашениями, к 2010-му году. Это повысит эффективность деловых связей в рамках Сообщества и, в целом, будет содействовать укреплению экономической стабильности в регионе.

Что касается дальнейшего укрепления позиций ЕврАзЭС на мировой арене, то оно продолжится в соответствии с утвержденной концепцией международной деятельности сообщества.

Будущее ЕврАзЭС представляется весьма оптимистичным. Этот оптимизм основан на укреплении доверия к Сообществу со стороны государств-членов, ООН, других международных организаций. Безусловно, для повышения авторитета ЕврАзЭС необходимо дальнейшее совершенствование механизмов принятия решений внутри организации, активное и динамичное продвижение по пути экономической интеграции.

В случае реализации поставленных целей ЕврАзЭС вполне способно стать эталоном интеграционного объединения на постсоветском пространстве. Хотя уже сегодня эта экономическая организация по своей эффектив-

1 Заявление Президента Российской Федерации В.В. Путина для прессы по итогам заседания Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества. 6 октября 2007 г. Душанбе // <http://www.kremlin.ru/text/appears/2007/10/147277.shtml> (последнее посещение сайта — 26 декабря 2007 г.).

ности заметно превосходит многие иные интеграционные объединения. Более того, дальнейшее развитие этой организации, углубление интеграции между ее членами вполне способны превратить ее в некий аналог ЕС на территории бывшего СССР, в организацию, определяющую развитие огромного региона и являющуюся центром притяжения для ряда государств Евразии.

Донченко В. Ю,

аспирантка Московской государственной юридической академии

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В последние десятилетия сформировались глобальные проблемы и угрозы, способные нанести непоправимый ущерб международному миру и безопасности, в связи с чем изменилась и ее концепция. Решение глобальных проблем, среди которых одной из центральных является деградация окружающей среды, на сегодняшний день составляет необходимое условие выживания человечества в целом.

По мнению И. И. Лукашука, «перед человечеством как никогда остро встала задача формирования нового мирового порядка, отвечающего вызовам времени»1. В условиях глобализации ни одно государство не способно развиваться изолировано без взаимодействия с другими государствами, особенно эта тенденция проявляется в решении глобальных проблем, которые могут быть решены лишь совместными усилиями всех государств.

В Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятой 8 сентября 2000 года Резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи ООН, говорится о том, что «главной задачей, стоящей перед нами сегодня, является обеспечение того, чтобы глобализация стала позитивным фактором для всех народов мира... глобализация может обрести полностью всеохватывающий и справедливый характер лишь через посредство широкомасштабных и настойчивых усилий по формированию общего будущего, основанного на нашей общей принадлежности к роду человеческому во всем его многообразии»2.

1 Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000. С. IX.

2 Резолюция 55/2, принятая на 8-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2000 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.