УДК 53.043.3937
РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ КОЛЛЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ ФИЗИКИ
КАЛИЕВА ЖАНЫЛ АХМЕТОВНА
Преподаватель, магистр экономических наук, колледж городского хозяйства «Астана-Профи», г. Астана, Казахстан
Аннотация: В статье освещается применение технологий коллективного обучения для обучающихся колледжа городского хозяйства «Астана-Профи» на практических занятиях по дисциплине физика. Данная технология в современных условиях является одним из вопросов активизации деятельности обучающихся, чтобы приобрести и использовать знания в своей профессиональной деятельности, где ведется постоянный поиск средств, методов и форм работы позволяющих достигнуть цели.
Ключевые слова: технология коллективное обучение, инновационные технологии, коллективное взаимообучение, профессиональное образование, коммуникативные навыки, личностно-ориентированн ый, информационно-коммуникационн ые технологий.
Ацдатпа: Мацалада «Астана-Профи» цалалыц шаруашылыц колледжшц студенттер1 Yшiн физика сабагында ужымдыц оцыту технологияларын тэж1рибеде цолдану корсетшген. Бул технология цазiргi жагдайда бшм алушылардыц кэЫби w-эрекеттде бiлiмдi мецгеру жэне пайдалану w-эрекетт арттыру мэселелертщ бiрi болып табылады, мунда мацсатца жету ушт жумыстыц цуралдарын, эдiстерi мен формаларын Yнемi iздестiру ЖYредi.
TyrnHdi свздерг. ужымдыц оцыту технологиясы, инновациялыц технологиялар, ужымдыц озара оцыту, кэсттт бшм беру, царым-цатынас дагдылары, жеке багытталган, ацпараттыц-коммкникациялыц технологиялар.
Abstract: The article highlights the practical application of collective learning technologies for students of the "Astana-Pro" Municipal College in a physics lesson. This technology in modern conditions is one of the issues of enhancing the activities of students in order to acquire and use knowledge in their professional activities, where there is a constant search for means, methods and forms of work to achieve the goal.
Keywords: technology collective learning, innovative technologies, collective mutual learning, vocational education, communication skills, student-oriented, information and communication technologies.
Введение. Технология коллективного обучения имеет различные названия как организованные дебаты, ассоциативный диалог, коллективный способ обучения, обучение в сотрудничестве, работа в команде. Эта технология разрабатывалась А.Г. Ривиным в 30-е годы нашего века, В.К. Дьяченко в 90-е, а также тремя группами американских педагогов Р. Славиным; Р. Джонсоном и Д. Джонсоном; и Э. Аронсоном. Основная идея этой технологии -создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.
В настоящее время внедрение инновационных технологий в учебном процессе развиваются с большой скоростью, что требует от преподавателей и студентов колледжей постоянного совершенствования не только профессиональных знаний, но и педагогических навыков. Одним из инновационных методов обучения, который можно использовать на практических занятиях, является применение технологии коллективного обучения.
Актуальность. Технология коллективного обучения в современных условиях является одним из вопросов активизации деятельности в учебном процессе для студентов колледжа городского хозяйства «Астана-профи» по приобретению и использованию знаний, поэтому
постоянно ведется поиск средств в педагогической деятельности, позволяющего эффективно использовать совместную познавательную деятельность преподавателя и студентов.
Цель. Оценить возможность повышения эффективности обучения студентов 1 курса путем применения технологии коллективного обучения на практических занятиях по физике.
Из литературных источников известно, что технология коллективного обучения относится к популярным личностно-ориентированным технологиям обучения, представляет собой работу в малых группах, которая способствует активизации учебного процесса и повышению его эффективности. Автор В. К. Дьяченко формулирует что коллективное обучение эффективно влияет на лучшее усвоение знаний и пробуждает интерес обучающихся к учебной деятельности. Помимо этого, помогает коллективу сплотиться, учит слушать друг друга и помогать в сложных ситуациях [1].
Согласно автору Фоминой М.В. роль развивающихся технологии обогащают техническое обучение, способствуют воспитанию навыков установления контактов между студентами в учебном процессе. Одновременно с динамическим подходом современного образования, необходимо отметить значительный объём профессиональной информации, необходимой для усвоения обучающимися [2]. Немаловажным фактом является то, что в технологии коллективного обучения нашли отражение такие составляющие учебного процесса, как: информационная (прием, аккумуляция, преобразование, хранение и передача информации); психологическая (развитие индивидуальности обучающегося); кибернетическая (контроль за учебно-познавательной деятельностью студентов) [2,3, 4].
Внедрение эффективных технологий и методов обучения в учебный процесс была провозглашена в Миссии и Целях стратегического плана развития колледжа городского хозяйства «Астана-профи» для улучшения качества обучения у студентов.
Учитывая из вышесказанного, путем постоянного повышения качества обучения в учебный процесс была внедрена технология коллективного обучения на практическом занятий по физике на тему: «Биологическое действие радиоактивных лучей. Защита от радиации».
Результаты исследования. Применение технолгии проводилась по плану учебного процесса среди студентов 2 курса, для специальности «Автоматизация и управление» группы 123, в колчестве 17 человек.
Главными особенностями групповой работы студентов на занятиях являются следующие:
1. Группа делится на команды для решения конкретных учебных задач. Спикер команды методом жеребьевки выбирает вопросы темы;
2. Каждая команда получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством спикера группы;
3. Состав команды непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализовываться учебные возможности каждого обучающегося.
Проведение такой технологий в рамках обучения студентов мы увидели ряд преимуществ. Во-первых, стимулирует интерес студентов к изучаемому предмету, делают процесс обучения более увлекательным и запоминающимся. Во-вторых, вопросы, представленные по теме практических занятий, помогают студентам закрепить информацию, поскольку для ответа необходимо активно вспоминать и применять знания для решения задач. В-третьих, участие студентов в данной технологии способствует развитию коммуникативных навыков, так как студентам приходится работать в команде и взаимодействовать друг с другом. В ходе учебного процесса студенты часто сталкиваются с ситуациями, требующими быстрого анализа и принятия решений, что способствует развитию их критического мышления и способностей к проблемному решению.
Более того, технология коллективного обучения помогают выявить слабые места в знаниях обучающихся и направить их на дополнительное изучение материала.
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
Образовательные технологии коллективного обучения могут служить важным инструментом для проверки уровня знаний студентов и оценки их прогресса в обучении, позволяющие преподавателям точно определить области, требующие дополнительного изучения, и адаптировать учебный процесс в соответствии с потребностями студентов.
Групповая деятельность студентов на занятиях состоит из следующих этапов:
1. Предварительная подготовка обучающихся к выполнению группового задания, постановки учебных задач, краткой инструкции преподавателя;
2. Обсуждение и составления плана выполнения учебного задания, определения способов его решения, распределение обязанностей;
3. Наблюдения преподавателя и корректировка работы группы и отдельных студентов;
4. Команда коллективно обсуждает ответы противоположной команды каждого студента выставляя полученные баллы на оценочном листе.
После проведения технологий нами были проанализированы результаты, а также выявлены следующие закономерности:
Качественный показатель успеваемости за занятие по теме «Биологическое действие радиоактивных лучей. Защита от радиации», составляет 96,25%, средний балл 4,58.
Анкетирование обратной связи студентов проводилась в виде интервьюирования по 5-бальной шкале (5-тах, 0-тт).
По результатам обратной связи, данная технология позволяют студентам лучше усвоить теоретический материал, научиться анализировать поставленные задачи и применять полученные знания на практике. Однако следует учитывать, что технология коллективного обучения должна осуществляться путем общения в малых группах, где каждый учит каждого. Работа организуется так, чтобы весь материал был последовательно проработан сначала в позиции студента, затем в позиции преподавателя.
Результаты интервьюирования студентов
■ Практическая значимость материала
■ Доступность восприятия учебного материала
Систематизация знаний у студентов
Качество преподавания материала
■ Доступность изложения материала
■ 35% Ж
Выводы.
1. Применение коллективного обучения на практических занятиях стало эффективным методом повышения заинтересованности и мотивации к обучению среди студентов 2 курса группы АУ-123.
2. Образовательная технология коллективного обучения в малых группах позволяет развивать у студентов самостоятельность, коммуникативные навыки и творческую деятельность.
3. Повышает мотивацию и интерес студентов, а также способствуют эффективному усвоению и закреплению знаний.
4. Умение выступать студента перед командой, формируется самооценка личности, умение оценивать своих одногруппников, а также проявлять лидерские качества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ИСТОЧНИКОВ:
1. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения становится массовой практикой. //Народное образование. -№1. - 2008.
2. Фоминых М.В. Мобильные технологии в процессе цифровизации образования.//Цифровизация образования: вызовы современности. Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. Чебоксары, 13 ноября 2020 г.
3. Халикова К., Халиков К. Проблемы профессиональной подготовки будущих учителей в условиях цифровизации образования в республике Казахстан.//Цифровизация образования: вызовы современности. Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. Чебоксары, 13 ноября 2020 г.
4. Калиева Ж.А. Акпараттьщ-коммуникацияльщ технологиялар пэнш ок;ытуда заманауи бшм беру технологияларын оку YДерiсiнде ;олдану.//Сборник международной научно-практической интернет конференции «Развитое образование-сильное государство»РНПЦ «Бшм-Образование-Education», Нур-Султан, 13.04.2019. -С. 305-309.