ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
о
сп
£ W
О —
Л
и и м
л
0
CL
С
ш
I—I
J3
1
X О S
я
0 к
1
S
УДК 377.5.02:37.016 ГРНТИ 14.33.09
ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Андатпа
Макалада биология сабактарында кашыктыктан окытуды eHri3y MyMK^kTepi карастырылады. Бiлiм беру пpоцесiнiн заманауи технологияларына квшyдiн взектiлiгi атап втшедь "^ашыктьщтан окыту" тYсiнi-ri нактыланып, биология сабактарында колданылатын кашыктыктан окыту формалары сипатталды. Кррытын-дылай келе, автор биология сабактарында кашыктыктан окытуды осы окытудын жеке элементтеpiн, сонымен катар формаларды - бейне с^хбат, желiлiк жэне кейс технологияларын колдану аркылы жYзеге асыруга бола-тындыгын айтады.
Аннотация
В статье рассматриваются возможности реализации дистанционного обучения на уроках биологии. Отмечается актуальность перехода на современные технологии образовательного процесса. Уточняется понятие «дистанционное обучение», описываются формы дистанционного обучения, которые используются на уроках биологии. В заключении автор указывает, что дистанционное обучение на уроках биологии может быть реализовано посредством использования отдельных элементов данного обучения и таких форм организации учебного процесса, как видеоинтерактивные, сетевые и кейс-технологии.
Annotation
The article considers the possibilities for distance learning at Biology lessons. The urgency of the transition to modern technologies in the educational process is marked. The concept of "distance learning" is clarified, the forms of distance learning that are used at Biology lessons are described. In conclusion, the author notes that distance learning at Biology lessons can be implemented by using some elements of this learning, as well as some forms -video interactive, network and case technologies.
Оспанова С.Б.,
преподаватель биологии первой категории, Денисовский профессионально-технический колледж,
п. Денисовка, Костанайская область
Нег1зг1 свздер: цашъщтыц-тан оцыту, технологиялар, биология, жел\л\к жэне кей-ст\к технологиялар, Цифрлыц бшм беру ресурстары.
Ключевые слова: дистанционное обучение, технологии, биология, сетевые и кейсовые технологии, цифровые образовательные ресурсы.
Keywords: distance learning, technology, Biology, network and case technologies, digital educational resources.
Постоянные перемены в социальной и экономической сферах жизни нашего государства обусловили важность проведения значительных реформ существующей системы образования и необходимости замены уже малоэффективных нынешних форм на современные и более успешные модели ее работы.
Согласно тексту Государственной программы «Цифровой Казахстан» [2], благодаря усилиям по цифровиза-ции, будет создано новое общество, в котором происходит активное развитие человеческого капитала. Это ускорит цифровую революцию. Среди задач программы особое место занимает повышение цифровой грамотности в среднем, техническом и профессиональном, высшем образовании.
Поступательное развитие и внедрение компьютерных технологий, интернет-ресурсов и цифровых устройств в учебный процесс было прервано всемирной эпидемией коронавируса, за которой последовали существенные ограничения, коснувшиеся и образовательного процесса. Здесь использование технологий стало не стратегической задачей для развития, а необходимостью срочной реализации, а также поиска, отбора и исследования форм работы, которые бы позволили достичь поставленных образовательных задач. В Приказе Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении Правил организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям» перечислены цифровые образовательные ресурсы, сетевые и кейсовые технологии для реализации дистанционного обучения [4].
Дистанционное обучение, наряду с
другими видами обучения, реализуется посредством определенных форм и технологий. Рассмотрим формы дистанционного обучения, которые используются на уроках биологии:
• дистанционные эвристические олимпиады, представляющие собой наиболее масштабную, интенсивную сетевую форму творческого развития обучающихся. Благодаря дистанционной форме, в таких олимпиадах могут принять участие десятки тысяч студентов с разных точек страны и мира. А эвристическая форма проведения олимпиады позволяет студентам погружаться в нестандартную атмосферу и находить инновационные уникальные решения задач;
• дистанционные творческие проекты, как правило, реализуются в форме учебного взаимодействия в дистанционной форме с целью решения творческих задач. Рассматриваемая форма дистанционной работы доказала свою эффективность в реализации студентами исследовательских, творческих и разного рода письменных работ и исследований. Также онлайн проводятся защиты проектов и творческих работ. Такая форма показала эффективность в развитии исследовательских способностей учащихся;
• телеконференции.
Помимо обозначенных форм классического дистанционного обучения, оно может быть реализовано посредством других форм [1]:
• реализация дистанционного контроля знаний учащихся по биологии;
• реализация дополнительного обучения с использованием дистанционных форм для расширения покрытия и возможностей различных пользователей к дополнительному образованию;
* X
<с т о
го РЧ
О Л
о о м
я о
о. С
ш
Л X X
о к я <с т О X
X X
ИИ
= Педагогическая наука и практика
выбора препода-
К х
<С т о
го
£ РЧ
О
л
о о м
я о
о. X
ш л
X X
о X
я
<с т О X
X X
• возможность вателя для определенных задач или предметов;
• реализация возможностей интегрального взаимодействия удаленных образовательных организаций;
• реализация возможностей получения качественного образования для учащихся отдаленных регионов, где нет специалистов в узкой области;
• дистанционное обучение по биологии в условиях карантинных ограничений, а также для учеников, которые по тем или иным причинам не смогли посетить занятие;
• реализация условий для виртуальных коммуникационных систем, посредством которых обеспечивается всестороннее учащихся между собой и учителями.
Рассматривая непосредственно технологии дистанционного образования, стоит отметить, поскольку исследуемая тема недостаточно разработана с теоретической точки зрения, на данный момент отсутствует единая классификация типов технологий. При этом можно выделить общие характерные черты, которые встречаются в большинстве из них, в частности определение типов дистанционных технологий, которые могут быть реализованы в процессе обучения биологии на уроках в колледже [3]:
• различные интернет-сетевые технологии, в основе которых лежит использование Интернета с целью обучения и предоставления учащимся необходимого учебного материала;
• локально-сетевые технологии, которые преследуют аналогичные цели, однако посредством использования локальных сетей;
• информационные технологии че-
рез спутниковые сети, реализующие образовательное вещание, а также обновляющие и предоставляющие информацию студентам через каналы спутниковой связи;
• кейс-технологии, где составляются тематические кейсы (своего рода наборы учебных материалов) через электронные и бумажные носители, а затем предоставляются обучающимся для самостоятельного изучения. Как правило, в кейс-технологиях используются методы ситуационного обучения (то есть исследование тематических ситуаций);
• телевизионные технологии - в основе использование телевизионных средств массовой информации;
• учебно-вахтовые технологии, которые реализуются посредством выезда преподавателей на места в соответствующие учебные центры. При этом также организуется технология аттестационной смены (выезд аттестационной комиссии).
В рамках рассмотрения непосредственно обучения биологии в колледже необходимо отметить, что в реализации данного направления могут быть использованы различные элементы и формы технологий дистанционного обучения. У преподавателя есть возможность не только предоставления доступа к образовательным материалам для всех его студентов, которые по определенным причинам не имеют возможности заниматься очно, но и значительные возможности для предоставления нового материала, а также закрепления ранее пройденного.
Если рассматривать с точки зрения разновидностей уроков, то обучение биологии с использованием дистанционных технологий может быть прове-
дено в форме комбинированного урока, урока закрепления материала или обобщения знаний, урока изучения нового учебного материала, а также для контроля и оценки уровня знаний студентов [5].
В заключении можно отметить, что дистанционное обучение на уроках биологии может быть реализовано посредством использования отдельных элементов данного обучения, так и формы работы в целом. Здесь может быть реализованы видеоинтерактивные, сетевые и кейс-технологии.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. - М.: МЭСИ, 1999. - 300 с.
2.Государственная программа «Цифровой Казахстан» // Режим доступа:
https://digitalkz.kz/o-programme/ (дата обращения:10.08.2021).
3.Мовчан И.Н. Некоторые аспекты использования современных технологий дистанционного обучения в вузе / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. - 2013. - Т. 27. - № 4. - С. 77-80.
4.Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 137 «Об утверждении Правил организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям» // Режим доступа: Ы±р:// adilet.zan.kz/rus/docs/V1500010768 (дата обращения:10.08.2021).
5.Роберт И.В., Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие для педагогических вузов / И.В. Роберт, С.В. Пана-сюкова. - М.: Изд-во ИИО РАО, 2006. - 259 с.
х
X
<с m о
го
W О
О О
W ^
о
о. X
ш
X X
о X
<с m О X
X X