Научная статья на тему 'Современные технологии в преподавании экономики'

Современные технологии в преподавании экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА / СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ / ЭКОНО-МИКАЛЫқ БіЛіМі / ОқЫТУДЫң ТИіМДіЛі-Гі / БАРЫСЫН МОДЕЛЬДЕУ / СИТУАЦИЯЛЫқ ЕСЕПТЕР / ИНТЕРАКТИВТі ОқЫТУ әДі-СТЕМЕСі / ЖЕКЕ ОқЫТУ СТРАТЕГИЯЛА-РЫ / ECONOMICS / ECONOMIC EDUCATION / TRAINING EFFECTIVENESS / PROCESS MODELING / SITUATIONAL TASKS / INTERACTIVE TEACHING METHODS / INDIVIDUAL LEARNING STRATEGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анацкая Л.Н.

В статье рассматривается опыт использования современных технологий в преподавании экономических дисциплин. Автор рассматривает, что современный процесс обучения открывает перед студентами массу новых возможностей, а информационно-технические средства обучения являются неотъемлемой составной частью учебного процесса. Анализируются основные характеристики ряда инновационных образовательных технологий, позволяющих обеспечить конструктивное взаимодействие субъектов образовательного процесса. В работе сделан вывод, что в современных социально-экономических условиях инновационные образовательные технологии представляют собой совокупность средств и методов формирования компетентности специалистов, востребованных на рынке труда.Мақалада экономикалық пәндерді оқытуда қазіргі заманғы технологияны қолдану тәжірибесі қарастырылады. Автордың айтуынша, қазіргі заманғы оқыту процесінде студенттер алдында көптеген жаңа мүмкіндіктерді ашады, ал оқытудың ақпараттық техникалық құралдары оқу барысының ажырамас құрамдас бөлігі болып табылады. Бірқатар инновациялық білімберу технология-ларының негізгі сипаттамалары талданады, білім беру процесінің субъектілерінің конструктивті өзара іс қимыл қамтамасыз етуге мүмкіндіқ бе-реді.Жұмысына дегентұжырым жасалды қазіргі әлеуметтік экономикалық жаәдайында иннова-циялық білім беретін технологиялар жиынтығы арқылы құралдар мен әдістерді қалыптастыру, еңбек нарығында сұранысқаие мамандардың құ-зыреттілгі болып табылады.The article considers the experience of using modern technologies in teaching economic disciplines. The author supposes that modern learning process opens up a lot of new opportunities for students, and information and technical teaching aids are an integral part of the educational process. The article deals with the basic characteristics of some innovative educational technologies to ensure a constructive interaction between the subjects of the educational process. It is concluded that in the current socio-economic conditions the innovative educational technologies are a set of tools and methods to form the competences of the specialists according to the labor market demands.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анацкая Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные технологии в преподавании экономики»

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Л.Н. Анацкая,

преподаватель спегршльных дисциплин, КГКП «Костанайский строительный колледж»

Не¿i32i свздер: экономика,эконо-микальщ бшмг, оцытудъщ miiiMdi.ii-¿i, барысын модельдеу, ситуацияльщ есептер, интерактивпп оцыту эд\-стемеа, жеке оцыту стратегияла-ры.

Ключевые слова: экономика, экономическое образование, эффективность обучения, моделирование процесса, ситуационные задачи, интерактивные методики обучения, индивидуальные стратегии обучения.

Keywords: economics, economic education, training effectiveness, process modeling, situational tasks, interactive teaching methods, individual learning strategies.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИКИ

Ацдатпа

Макал ада экономикальщ пэндерд1 окытуда казфп замангы технологияны колдану тэжфи-бес1 карастырылады. Автордьщ айтуынша, казфп замангы окыту процесшде студенттер ал-дында кептеген жана мумкшд1ктерд1 ашады, ал окытудын акпараттык - техникальщ куралдары оку барысыньщ ажьфамас к¥РамДас болт бо-лып табылады.

Б1ркатар инновацияльщ бшмберу технология-ларыньщ непзп сипаттамалары талданады, бшм беру процесшщ субъектшершщ конструктив^ езара ¿с - кимыл камтамасыз етуге мумкшдщ бе-редкЖумысына дегентужырым жасалды казфп элеуметт1к экономикальщ жаэдайында инновацияльщ бшм беретш технологиялар жиынтыгы аркылы кур ал дар мен эдютерд1 калыптастыру, енбек нарыгында сураныскаие мамандардьщ ку-зыреттшп болып табылады.

Аннотация

В статье рассматривается опыт использования современных технологий в преподавании экономических дисциплин. Автор рассматривает, что современный процесс обучения открывает перед студентами массу новых возможностей, а информационно-технические средства обучения являются неотъемлемой составной частью учебного процесса.

Анализируются основные характеристики ряда инновационных образовательных технологий, позволяющих обеспечить конструктивное взаимодействие субъектов образовательного процесса. В работе сделан вывод, что в современных социально-экономических условиях инновационные образовательные технологии представляют собой совокупность средств и методов формирования компетентности специалистов, востребованных на рынке труда.

х <

со О

го £

из О в; S и

о §

X

X Щ

н

си О ш н

Annotation

The article considers the experience of using modern technologies in teaching economic disciplines. The author supposes that modern learning process opens up a lot of new opportunities for students, and information and technical teaching aids are an integral part of the educational process.

The article deals with the basic characteristics of some innovative educational technologies to ensure a constructive interaction between the subjects of the educational process. It is concluded that in the current socio-economic conditions the innovative educational technologies are a set of tools and methods to form the competences of the specialists according to the labor market demands.

-

<

m О

IT) UQ

О a;

0

3

1

x

Ш

Q_

О

LU H

В условиях развития казахстанского общества, становлении рыночных отношений всё обучение основываются на применении современных технологий.

Разработка проблем использования новых методик и технологий обучения является одним из важных и перспективных направлений развития современного образования в Республике Казахстан. В процессе обучения технологии представляют собой систему предложенных наукой алгоритмов, средств и способов, применение которых ведёт к намеченным успешным результатам деятельности, гарантирует получение продукции заданного качества. И экономические науки играют в этом одну из ведущих ролей [1, с.102].

Деятельность в условиях современного мира требует от обучающихся применения широкого спектра человеческих способностей, развития индивидуальных физических и интеллектуальных качеств, которые формируются в процессе обучения. На важную роль в изучении экономических инноваций указывали многие выдающиеся ученые, такие как Жампеисова К.К. Полат Е.С., Петров А.Е., Сеитова Н.Ж., Абишева А.Ж., Асанова А.Е.

Изучение экономики в колледже направлено на изучение экономической сферы жизнедеятельности общества, понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии, формирование грамотного экономического мышления обучающихся, умения принимать

рациональные решения. В современных условиях экономики рыночного типа ощущается острая потребность в совершенствовании экономических знаний и экономического образования, мышления, культуры и экономической грамотности обучающихся.

Экономическое образование предполагает использование современных педагогических технологий, широко отражает признание важности экономических знаний для формирования адекватного мировоззрения и практических навыков обучающихся в условиях развивающейся рыночной экономики.

Одним из основных специальных направлений для обучающихся является изучение различных экономических законов. Актуальность выбранной темы статьи и необходимость её разработки обусловлены современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности. Повышение требований к практической подготовке современного человека влечёт за собой возрастание роли преподавателя и их ответственности за подготовку молодого поколения.

Эффективность обучения экономических наук в большей степени определяется методикой преподавания дисциплины, которая предполагает обучение определенному учебному предмету. Роль и значение методики в области экономических наук в современных условиях постоянно возрастает.

Экономическое образование реагирует на изменение общественного развития. Поэто-

му проблема совершенствования методики преподавания экономики и других экономических дисциплин становится весьма актуальной.

Экономика очень сложный предмет. Обучающиеся во время изучения специальных предметов сталкиваются при выполнении курсовых работ, проектов, где идут технико-экономические расчеты и обоснование выбранных элементов сети,схем и оборудования,что важно для хозяйства страны.

Экономика должна отвечать на вопросы: что производить, как и для кого. Обучающиеся должны четко представлять, какими в будущем специалистами они станут, имея данную профессию.

В практике наряду с традиционными методами преподавания, такими как лекции, семинары, самостоятельная работа студентов, широко используются и нетрадиционные методы. Суть их состоит в том, чтобы организовать учебный процесс в форме диалога, что поможет студентам научиться выражать свои мысли, анализировать и самостоятельно моделировать проблемные ситуации и находить эффективные пути их решения. Такие методы позволяют повысить уровень образования, развивают студентов, формируют навыки и умения, которые будут использованы ими в дальнейшей профессиональной деятельности.

Проектный метод в образовании в наше время рассматривается как альтернатива традиционной системе [2, с.37].

К новым педагогическим технологиям активного обучения относят: деловые игры, имитационные задачи, проектное обучение, выполнение творческих заданий. А также работа в малых группах, проведение диспутов и дискуссий, имитации ситуаций, ситуационный анализ, кейс-методы, «мозговой штурм», уроки-семинары, уроки-лекции, уроки-консультации, компьютерные технологии. Имитационные задачи - наиболее простой в организации способ активизации познавательной мыслительной деятельности на уроках экономики. Познавательную мыс-

лительную деятельность обучающихся активизируют экономические дилеммы.

В качестве инноваций в преподавании экономических дисциплин применяются различные методы. Одним из таких методов является метод проектов. Инновационная образовательная проектная деятельность является эффективной формой организации учебного и воспитательного процесса, направленной на индивидуальное развитие познавательных интересов и творческих способностей студентов. Данный метод предполагает овладение технологией презентации различных творческих работ [3, с.17].

К критериям оценивания выполненных проектов можно отнести:

• соблюдение требований к оформлению работы;

• полнота раскрытия темы;

• объем использованной информации, выходящей за рамки программы;

• новизна, научное и практическое значение результатов работы;

• объем использованной литературы;

• логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления, четкость структурирования работы;

• доступность, логичность и свобода публичного изложения содержания и результатов исследования;

• понимание сути заданных вопросов, аргументированность, лаконичность и по- ^ нятность ответов [3, с.23].

К распространенным инновациям в пре- ^

подавании экономических дисциплин можно 2

<

отнести различные познавательные и раз- а-

вивающие игры, где решаются ситуацион- °

ные задачи. Игра - это способ практического ^

освоения экономической теории, экономи- О

ческих отношений. С помощью игр можно 2

1-Ц

смоделировать реальные процессы, которые * происходят в экономике. Основное преиму- ^ щество учебных игр - возможность применения теоретических знаний на практике, ^ При использовании данного метода преобладает продуктивно-преобразовательная де-

ш

ятельность студентов. Для обучающих игр характерна альтернативность и многовари-ативность решений задач, из которых нужно сделать выбор наиболее рационального решения. Деловые игры в учебных занятиях получили в настоящее время достаточно широкое распространение и применяются при изучении тех тем, которые связаны с экономикой и с новыми формами хозяйствования в рыночных условиях.

Для эффективной реализации учебного процесса требуется целенаправленное использование интерактивных методик обучения: тестовых заданий, конкретных ситуаций, знание экономических законов, чтобы на основе теоретических положений анализировать противоречивые процессы рыночных преобразований.

Уроки - лекции лучше проводить в форме беседы с элементами дискуссии, мозговым штурмом, обменом мнениями, что позволяет привлечь студентов в беседе к коллективному исследованию проблемы, обмену мнениями. Данный метод эффективен при изучении сложного и объемного материала. Группу студентов можно разбить на небольшие подгруппы и предложить на рассмотрение определенные экономические задачи и ситуации. Например, причины безработицы, экономический кризис в мире, последствия девальвации и т.д. Студентам предлагается понять проблематику конкретного экономического _ явления и предоставить объективные выво-± ды. Преимуществами метода учебных дис-

< куссий является не только закрепление ма-

§ териала, использование собственного опыта

<

с. студентов, умение использовать знания из О одной области в другой, но и развитие ком-з: муникативных способностей, командного О духа, самостоятельности мышления. ДанО ный метод также помогает студентам прояв-* лять инициативность, генерировать большое ~ количество идей, самостоятельно рассчиты-с* ватьэкономические показатели.

Использование видеофрагментов и учеб-

ш н

ных фильмов позволяют увидеть проблему визуально, лучше понять ее и сделать объективные выводы, которые станут основой для формирования альтернативных подходов к решению конкретной проблемы или принятия определенного управленческого решения по определенной ситуации [4, с.29].

Студентам предоставляется возможность самостоятельно искать нужные им знания в быстро меняющемся мире, и поэтому им требуется значительное количество индивидуальных стратегий обучения, которые позволили бы каждому из них стать активным участником учебного процесса и критически подходить к предоставляемым им знаниям.

Применение вышеуказанных методов при преподавании экономики несколько меняет роль самого преподавателя: он перестает быть авторитарным и единственным источником знания, и становится руководителем и помощником студентов в образовательном процессе.

Таким образом, использование современных технологий в преподавании экономики показывает возможности учебных дисциплин и является необходимым условием процесса формирования профессиональных компетенций будущих специалистов [4, с.113].

ЛИТЕРАТУРА

1.Абрамов A.M. Образование в XXI веке: новые рубежи /A.M. Абрамов, М.В. Граби-ленков.-М: ЛОГОС, 20Ю.-365с.

2.Жампеисова К.К. Всеобщее управление на основе качества/ К.К. Жампеисова. -Астана: Учеба, 2011. - 325с.

3.Яковлев Е.В. Программа и учебно-методические рекомендации к проведению уроков / Е.В. Яковлев. - Челябинск: Изд.ЧГПУ, 2000. -35с.

4.СеитоваН.Ж. Использование современных технологий в образовательном процессе/ Н. Ж. Сеитова,- Астана: Образовательные технологии, 2010. -128с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.