УДК: 378.147
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ В ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ МАРАТА ОСПАНОВА
А.Т. ТАЙЖАНОВ, Б.И. ШАМШИ, М.Е. ЕРГАЛИЕВ
Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова,
Актобе, Казахстан
Кафедра Социально-политических дисциплин, раб. тел.: 56-80-62,
Тайжанов А.Т. - д.ф.н., профессор, академик АСН РК, руководитель кафедры, моб. тел: 8-701-6758662;
Шамши Б.И. - магистр гуманитарных наук, старший преподаватель, моб. тел.: 8-701-4541541, e-mail: [email protected] ; Ергалиев М.Е. - старший преподаватель, моб. тел.: 8-775-3392102
I Аннотация. В данной статье говорится о проблемах, с которыми приходится сталкиваться в процессе перехода на кредитную систему образования и делаются разъяснения компетенциям, применяющимся в современных мировых стандартах, получивших название «Дублинские дескрипторы». Указаны конкретные цели и задачи обучения, особенности поэтапного перехода к международной образовательной системе в рамках Болонской конвенции, трудности и положительные стороны применения кредитной технологии на примере ЗКГМУ имени Марата Оспанова.
Ключевые слова: педагогика, реформирование образования, кредитная система, Болонская конвенция, кредитная технология, методика и технология, Дублинские дескрипторы, компетенции, АИС «Сириус», методы обучения.
В долгосрочной Стратегии развития нашего государства «Казахстан-2050» говорится: «Знания и профессиональные навыки - ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров. Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве» [1].
На современном этапе развития Казахстана одним из главных вопросов является дальнейшее реформирование системы образования, вхождение республики в мировое образовательное пространство.
Помимо экономических выгод образование создает другие социальные выгоды, способствует формированию социального капитала - общества с большой долей гражданского участия, высокой социальной сплоченностью и интеграцией, низким уровнем преступности. С самого раннего возраста образование играет важную роль в формировании социальных, эмоциональных, и других жизненно необходимых навыков. В этом заключаются убедительные аргументы в пользу дальнейшего
развития всего спектра образовательных услуг. Казахстану необходима кардинальная модернизация образования: значительное и устойчивое увеличение инвестиций в образование, улучшение его качества [2].
В связи с этим предлагаются множество вариантов, необходимых для существенного изменения и совершенствования методики и методологии преподавания на всех уровнях и ступенях образования. Конечно, эта поливариантность имеет свои положительные стороны, так как можно выбрать наилучшие образцы мирового опыта педагогического образования и практики, сочетая ее с традициями советской системы образования. С другой стороны, возникают споры и дилеммы, даже открытая конфронтация и противостояние между сторонниками советской и западной систем, которая продолжается уже в течении нескольких лет и не приводит к окончательному утверждению определенной модели образования, что породило некую неопределенность и даже застой в деле обучения, воспитания и подготовки кадров.
Казахстан в течении последних нескольких лет не может окончательно определиться с выбором стратегии в сфере образования, перепробованы различные учебники, учебные пособия и образовательные
программы, которые не в полной мере совпадают с требованиями общества трансформационного периода. С одной стороны, система образования двигается вперед, вооружаясь новыми видами техники, технологий, автоматизированными и информационными системами. Если буквально несколько лет назад широкое использование компьютеров в системе образования было только на словах или только на занятиях по информатике, то сейчас применением интерактивных досок, мультимедийных проекторов, интернет-библиотек и компьютерных баз данных никого не удивишь. Необходимо отметить, что материально-техническая оснащенность учебного процесса шагает вперед в ногу со временем, а совершенствование принципов образования, ее методической и методологической составляющих находится в некой неопределенности или даже в стагнации.
На сегодняшний день эта проблема стала самой актуальной в сфере общественной жизни. В нашей стране ведутся споры и разногласия по вопросам вхождения Казахстана в мировое образовательное пространство в рамках Болонской конвенции. Данная модель, прежде всего, ориентирована на кредитную систему и кредитную технологию образования. Переход к данной модели порождают разные мнения, положительные и отрицательные отзывы, споры и дискуссии среди ученых и педагогов продолжаются до сих пор. Одни говорят о ненадобности кредитной системы, восхваляя былую советскую методику и воспитание, а другие становятся сторонниками принятия мировых стандартов. Пока еще нет единого мнения, нет конкретной середины и точки отсчета - от чего можно было бы отталкиваться и дальше развивать систему образования РК.
Здесь необходимо отметить то, что любая методика и технология будет эффективной, при их рациональном использовании. Ведь в системе образования главное -научить, а вопрос: какими методами ее осуществить -выходит на второй план. Да, советская система в свое время была одной из самых передовых, несмотря на то, что она существовала в условиях тоталитаризма и жестких идеологических рамок. Советская система образования дала немало педагогов-новаторов, таких как, В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили, М.П. Щетинин, С. Лысенков и другие [3]. В сегодняшнее время во многих передовых странах мира работают специалисты - выпускники именно советской школы. Однако, советская система была конформированной системой, она не смогла выйти за рамки стандартов. Даже планы занятий некоторых дисциплин разрабатывались и спускались сверху, педагог должен был строго придерживаться их, а попытки изменения или отклонение от них осуждались, порою
и наказывались. Все эти консервативные рычаги тормозили нормальное развитие системы образования, что привело к ее застою.
По воспоминаниям вышеназванных педагогов-новаторов, им немало приходилось бороться с механизмами командно-административной системы. Но она к сожалению в течении многих лет оставалась неизменной, а там, где отсутствует свобода творчества, плюрализм, не будет прогресса.
В свою очередь, благодаря своей либеральности и мобильности, Западная система образования сделала прорыв и ушла вперед, особенно в сферах естественных, технических и прикладных наук. Благодаря открытости границ, созданию единого образовательного и культурного пространства передовые методы распространились во многие страны. А советская система, из-за командных методов, не смогла выйти за рамки существующей системы.
Современное общество развивается
динамично, поэтому его члены, индивиды, должны совершенствоваться в ногу со временем. А педагог, который является важнейшим агентом социализации, должен стоять на голову выше, быть более оперативным в плане развития. И загонять его в рамки стереотипов и жестких стандартов не является разумным. Любой педагог, который стремится к самосовершенствованию, организует и проводит свое занятие по своему. Главное - достичь целей и задач преподавания. А какими методами он их достигнет -это уже другой, менее актуальный вопрос. Поэтому, ограничивать занятие строго по плану, конкретным расчетом времени и хронометража не будет разумным.
В настоящее время камнем преткновения между сторонниками и противниками перехода к Болонской системе образования является непонимание именно этой точки отсчета, какие принципы, какие методы используются, в чем их различия и сходства. Многие наши коллеги, педагоги и работники системы образования, с непониманием, иногда с настороженностью, смотрят на термины как «Болонская конвенция», «Дублинские дескрипторы», «Таксономия Блума», «Модель Киркпатрика» и другие. Все новое кажется чуждым, пока не поймешь их содержание и сущности, не применишь на практике.
Поэтому в своей статье мы попытаемся дать разьяснение и обосновать уместность этих терминов, проведя сравнительный анализ традиционной советской и кредитной систем образования на основе законов общественного развития, используя конкретные примеры в рамках методологии и методики. Ведь согласно законам диалектики в
результате борьбы старого и нового всегда есть компромисс, который приводит к обновлению и развитию.
Кредитная система образования успешно реализуется и завоевала признание в ведущих странах Европы и Азии. Для любого анализа систем образования нам нужно обратить особое внимание на следующий важный вопрос: какова окончательная цель обучения?, то есть, чему мы обучаем подрастающее поколение? Ведь без конкретных разумных установок процесс обучения и преподавания превращается в совокупность с одной стороны хаотичных, а с другой алогичных действий. Ясно, что в ходе поиска на этот вопрос возникают другие вопросы и проблемы: что обучать? (предметно-тематический объем учебного процесса); как обучать? (методические вопросы); кто обучает? (кадровые вопросы); сколько времени обучать? (срок учёбы); каковы расходы обучения? (финансовые стороны учебного процесса); кого обучать? (формирование контингента обучающихся в соответствии разным уровням обучения); где обучать? (система и структура учреждений образования) и др.
Последние три вопроса естественно возникают от первых трех, их анализом у нас, преимущественно, занимались конкретные государственные институты, а именно - административно-политические и экономические учреждения власти.
Также следует отметить, что стандарты образования обычно тоже определяются соответственными институтами, а именно Министерством образования каждой страны, то есть вопрос «Что обучать?» во многом в их компетенции. А на Западе ответы на все эти вопросы формируются в результате коллективных действий учебных заведений, педагогов и структур власти. То есть, созданы такие условия, что уполномоченные властью органы просто обязаны считаться с ними, так называемой их маркетинговой-профессиональной деятельностью, что многим учебным заведениям дают автономность, согласно спросу и предложениям на рынке образовательных услуг.
Если провести сравнительный анализ советской традиционной и западной кредитной моделей образования, то главными методологическими различиями между ними являются проблемы определения целейизадач обучения.Тоесть,попробуем найти основы ответа на вопрос «Что обучать?». В советской системе перед педагогом ставились цели и задачи обучения, которые отражались принципами для обучающихся: «Должен знать», «Должен уметь», «Должен усвоить навыки».
А в современных мировых стандартах руководствуются компетенциями, которые получили
название «Дублинские дескрипторы», предложенные широкой общественности 18 октября 2004 года в городе Дублин (Шотландия), как эталоны «Совместной инициативы качества» (JQI). Они были определены как пять принципов, используемые в подготовке бакалавров и магистров (лат. descriptor — описывающий), которые обозначают минимальные стандарты ожидаемых результатов от обучающихся после их прохождения определенных циклов образования. Это: 1) знание и понимание; 2) использование на практике знаний и способности понимания; 3) способность к вынесению суждений, оценке идей и формулированию выводов; 4) умения в области общения; 5) умения в области обучения [4]. Как видим, имеется разница между этими и ставшими традиционными в нашей системе компетенциями «знать», «уметь», «применять».
Цели и задачи обучения более широкие и универсальные, особенно это касается последних 3 и 4 компетенций Дублинских дескрипторов. Благодаря им у обучающихся развиваются оценочная деятельность и коммуникативные навыки, свободное, так называемое демократическое мышление. А последняя, 5-я компетенция предназначена для взаимообщения и взаимообучения, то есть так называемого коллективного действия.
Теперь, прежде чем дать ответ на вопрос: «Как обучать?», забегая вперед, мы хотим проанализировать вопрос: «Сколько времени (сроки) обучать?». Многие наши коллеги не смогли привыкнуть к отходу от традиционных парных занятий в вузе, которые в советской системе состояли из двух академических часов по 40 минут. В кредитной технологии академический час состоит из 50 минут и не разделяется на пары, то есть одинарные 50 минут. Педагоги высшей школы вначале возмущались на нехватку времени: «Что мы можем рассказать за 50 минут?», «Почему не вернуться на парные, 80 минутные занятия?» и т.д. В чем-то они может быть и правы, но мы должны понять, что согласно кредитной системе главное внимание уделяется на самостоятельное изучение. То есть, раньше в советской модели главный приоритет давался обучению с помощью преподавателя, объяснению им материала. Педагоги ставили своей целью, каким бы образом ни было (даже принуждениями и применениями санкции) принципы «учить», «научить». А согласно западной методике главный принцип - дать возможность для самостоятельного изучения и усвоения материала обучающимися. На лекциях и практических занятиях внимание уделяется на объяснение актуальных вопросов, основных и опорных понятий. Тексты, тезисы лекций, или же их аудиовизуальные варианты
предоставляются заранее. Роль преподавателя на лекции не диктовка текста, а объяснение, раскрытие тезисов лекционного материала, отвечать на вопросы студентов. На практическом же занятии он проверяет задания, которые тоже задаются заранее. Поэтому, проведение занятий кредитной системы по типу традиционной не будет эффективным.
Главные возможности студентов или учащихся реализуютсянасамостоятельныхработахобучающихся (СРО), которые составляют две трети всей учебной нагрузки и разделены на самостоятельные работы обучающихся (СРО) и самостоятельные работы обучающихся с преподавателем (СРОП). Механизм кредитной системы построен не на обучении, а именно на создание условий для получения знаний.Это и главная особенность западной модели, построенной на рыночных механизмах. Преподаватель создает условия, а как получить, как будешь изучать - это твое дело, которое зависит от твоих способностей и возможностей [5].
По нашему сложившемуся менталитету подавляющее большинство наших студентов не посещают СРОП, так как они являются внеаудиторными (иногда данная ситуация в какой-то мере выгодна нашим коллегам). А на самом деле, данная форма занятия имеет первостепенное значение, то есть это те же консультации, в отличие от советской системы, предоставляются еженедельно, по каждой теме. А требования не меняются, поэтому, и наши педагоги, и обучающиеся жалуются на неусваиваемость материала, на нехватку времени, не используя рационально предоставленные возможности.
В некоторых учебных заведениях Запада нет сроков начала, окончания семестра, ее продолжительности. Есть только уровень усваиваемого материала. Если ты прошел все формы контроля (промежуточный, переходной, итоговый и др.), выполнил все квалификационные требования и усвоил квалификационные компетенции, то можешь переходить на следующий уровень. А если не смог, то имеешь право переобучаться (именно не пересдать, а переобучаться) повторно. Но это уже будет накладно с финансовой точки зрения, которые у нас практикуются как триместры (платные семестры). Здесь можно найти ответ на один из вариантов решения проблем «Сумма обучения» и «Срок обучения». Чем больше ты используешь рационально предоставленные возможности, тем быстрее сроки обучения и оно обойдется соответственно дешевле. Для этого образовательному учреждению надо своевременно предоставлять обучающимся «Силлабусы» (Рабочая программа студента), методические указания
и рекомендации, тезисы или электронные варианты лекций, задания на предстоящее занятие и другую учебно-методическую документацию, студенту нужно только учиться, готовиться, а то, что не понял, нужно спрашивать у преподавателя во время СРОП. Казалось, это было бы самой простой схемой объяснения Болонской системы. Но нельзя забывать -есть еще много нюансов и непонятных сторон данной системы для наших коллег.
Прежде чем вернуться к вопросу «Как обучать?», следует обратить внимание на традиционную философскую концепцию: «Бытие определяет сознание». То есть, для реализации любого процесса и реформынеобходимысоответствующиематериальные, финансовые, технологические, кадровые и другие ресурсы. Без создания этих базисных элементов, невозможно достичь соответствующих надстроечных результатов. Это и дает ответы на вопрос: «Где обучать?». То есть, абитуриент при выборе учебного заведения будет обращать внимание на то, каково качество знаний и преподавания, во сколько это мне обойдется, созданы ли все условия для удовлетворения своих образовательных потребностей и на другие подобные вопросы.
Для создания таких условий в нашем учебном заведении - Западно-Казахстанском государственном медицинском университете имени Марата Оспанова делается множество прогрессивных дел. На базе нашего вуза в течении нескольких лет осуществляется поэтапный переход к международной образовательной системе в рамках Болонской конвенции. В условиях нашего общества полный переход к кредитной системе обучения пока не является возможным, поэтому у нас используются только кредитные технологии. Однако, реализуются все предпосылки данных изменений.
Все кафедры нашего университета используют учебно-методическую документацию нового образца. Осуществлен переход от парной 80-минутной к одинарным 50-минутным занятиям. Составлены Силлабусы и методические рекомендации для студентов по всем формам занятий, включая и по практическим занятиям, и самостоятельным работам, в том числе и по СРОП. В проведении занятий главное внимание уделяется активным и интерактивным методам обучения. Главные особенности этих форм заключаются в том, что на активных формах преподаватель создает условия для получения знаний, при этом и сам помогает обучающимся. А в интерактивных методах помощь преподавателя сведена к минимуму, он только дает направления, организует занятие, оценивает обучающихся, все вопросы и задания предоставляются заранее, а в ходе урока студенты занимаются и выполняют задания
самостоятельно [6].
Сейчас лекции должны вестись не путем простого чтения, как это преимущественно осуществлялось в традиционной советской системе, а демонстрацией в виде наглядного материала в виде схем, таблиц, тезисов, опорных конспектов, мультимедийных слайдов-презентаций. В нашем университете во время чтения лекций профессорско-преподавательским составом широко используются презентации Power Point. Нередко применяются видеолекции и анимационные слайды.
Огромную роль во внедрении инновационных технологий и новых форм занятий в нашем вузе играет Автоматическая Информационная Система «СИРИУС». На сегодняшний день широко используются возможности данной системы. Вся учебно-методическая документация и контрольно-измерительные средства (Силлабусы, методические рекомендации, задания и вопросы для рубежного, итогового контролей) предоставляются и загружаются в специальные модули порталов обучающимся заранее и своевременно. Все структурные подразделения объединены через общую сеть «Сириуса», они свободно могут вести переписку и обмениваться документацией между собой с помощью портала «Внутренний документооборот», оповещение структурных подразделений и сотрудников осуществляются через модули «Доска объявлений», «Мои сообщения». Информирование студентов тоже стало свободным благодаря функциям модуля «Контингент учащихся».
Проверка и предоставление самостоятельных работ обучающихся осуществляется через систему «Сириус», что намного облегчило взаимосвязь преподавателя со студентом, а также решил вопрос в финансовом плане (расходы на бумагу, распечатку, размножение и др).
С этого учебного года активизируется работа портала «Интерактивное обучение», где преподаватели могут разрабатывать, размещать ситуационные задачи, видеолекции, симуляторы практических и клинических навыков. То есть, студенты, находясь за пределами учебного корпуса, могут получать задания, учебно-методическую документацию, выполнять СРО, а также узнать свою успеваемость.
В обеспечении обучающихся учебно-методической литературой, наряду с традиционным книжным фондом нашей библиотеки, используются и интернет-ресурсы. Библиотека подключена к различным официальным интернет-библиотекам, базам данных и информационным платформам как «Консультант студента», «Консультант врача», <^сорш», «РМЭБ», <^аепсе», «Букап», «ЕПЬгагу»,
«МедАрт», «КазНЭБ» и др. [3].
Немалая заслуга в разъяснении особенностей новейших методов обучения и системы кредитной технологии роли Отдела непрерывного профессионального развития (ОНПР) нашего университета, сотрудники и педагоги которого организуют курсы обучения, где в рамках различных образовательных модулей изучаются методы использования инновационных технологий, особенности применения кредитного обучения и другие новшества современной системы образования.
Администрация вуза всеми путями совершенствует блок применения информационных технологий, вот уже в течении нескольких лет обеспечивает бесплатную и бесперебойную интернет-связь с помощью системы Wi-Fi.
Как уже было сказано выше, одной из главных положительных сторон кредитной технологии является рациональное использование времени. Особенно становится актуальным, когда время практических занятий сведена к минимуму. По традиционным стандартам 80-минутное парное занятие позволяло опросить и оценивать всех студентов в группе, на современном этапе это становится невозможным. Поэтому выгодным и эффективным будет использование интерактивных методов с использованием групповых обсуждений, ситуационных задач, клинических случаев или симуляторов действия. На сегодняшний день в ЗКГМУ широко внедряются такие инновационные методы интерактивного обучения как PBL (проблемно-ориентированное обучение), TBL (командно-ориентированное обучение), СBL (метод конкретных ситуаций) и другие [7].
Говоря о Западных образцах обучения многие считают, что они направлены на прагматизм, индивидуализм, что они далеки от коллективного труда, о котором говорилось в советской педагогике еще со времен А.С. Макаренко. Но если обратить внимание на методы, применяемые в современной Западной системе образования, мы можем увидеть, что они основаны на коллективных, групповых взаимодействиях.
Например, в проблемно-ориентированном обучении структура урока ориентирована на решение определенной проблемы (клинической, ситуационной и др.) путем коллективного обсуждения и выбора альтернативного варианта. Метод конкретных ситуаций тоже основан на обсуждении и решении конкретных ситуаций, ситуационных задач, сформулированных преподавателем заранее. А командно-ориентированный метод построен на групповых обсуждениях и решении тестовых и других контрольных заданий [8].
Само название данных методов говорит за себя, что все они направлены на реализацию компетенций Дублинских дескрипторов, как способность к вынесению суждений, оценке идей и формулированию выводов; умения в области общения; умения в области обучения [9].
Часто применяемый на традиционных методах обучения массовый опрос и коллективная дискуссия уже теряют свою роль, на их место приходят новые приемы коллективного обсуждения. Да, работа с конкретными задачами иногда не развивает разговорную речь, культуру изложения, не дает возможность развитию правильной речи. Но хороший педагог использует вместе с письменными работами и устные ответы, используя задания типа: «Выразите свое суждение», «Объясните причину», «Перечислите», «Раскройте сущность и смысл, содержание» и другие. Можно использовать задания как: «Приведите контраргумент», «Продолжите мысль», «Задавайте друг-другу вопросы» и т.д.
Как уже мы говорили выше, одним из заметных проблем в использовании кредитной технологии для педагогов, адаптированных традиционным формам обучения является нехватка времени. Нам кажется, что правильнее было бы объяснить это нерациональным использованием отведенного часа. Поэтому, целесообразным было бы рассмотрение трудных заданий во время самостоятельных работ обучающихся с преподавателем (СРОП). В мировой практике, да и в наших некоторых отечественных вузах, данная форма урока является внеаудиторным занятием, как часы для консультации студентов. Но в нашем медицинском образовании СРОП все еще рассматривается как аудиторное задание. Это связано с функциональными и специфическими особенностями медицинского образования, где самостоятельное изучение может дать свои не полностью эффективные, порою и негативные последствия [10].
Таким образом, рассматривая в сравнительном измерении, мы попытались дать разъяснения некоторым вопросам, которые кажутся непонятными, а в некоторых случаях ненужными отдельным педагогам. На самом же деле есть различные методики и методология обучения, в образовательной сфере нет идеальных методов и приемов обучения. У любого из них есть свои недостатки. Для педагога любого уровня обучения является важным то, какими методами он владеет в совершенстве. Главной целью является достижение успехов в деле обучения подрастающего поколения, то есть в формировании конкурентоспособного специалиста.
Для этого мы должны понимать и использовать как традиционные, так и современные методы обучения, понимая их различия и общие цели в диалектическом измерении. Необходимыми качествами для педагога современного периода является склонность к новаторству, адаптированность новым веяниям времени, подготовка и воспитание специалистов, соответствующих мировым стандартам по своей квалификации и образованию, умение мыслить диалектически.
Список литературы:
1. «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства». - Астана, 2012. - 11 с.
2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. - Астана, 7 декабря 2010 года.
3. Новаторство как явление в отечественной дидактике конца ХХ века. //paidagogos.com.
4. Болонский процесс. Глоссарий. Официальный сайт //httt//joitguality.org.
5. Шэмш^ Б.И. Элеуметпк-саяси пэндердi окыту процеанде колданылатын бшм алушылардын eзiндiк ж^мыстарыньщ формалары / Б.И. Шэмш1 // «Казак хандыгынын 550 жылдыгы - Казахстан мемлекеттшп тарихынын манызды кезендерЬ) такырыбында халыкаралык гыл.-практ. конф. мат. - Астана медицина университета - Астана,
2015.
6. Активные методы обучения в высшей школе: учебно-методические материалы по программе повышения квалификации / под ред. Е.Ю. Грудзинской, В.В. Марико. - Нижний Новгород, Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2009. - 182 с.
7. Тайжанов, А.Т. Окытудын кредитпк жуйесше кешудщ ерекшелiктерi мен онын казiргi ахуалы / А.Т. Тайжанов, Б.И. Шэмшi // Батыс Казакстан медицина журналы. - 2016. - №1(49). - Б. 9-13.
8. Мынбаева, А.К. Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать: учеб. пособие / А.К. Мынбаева, З.М. Садвакасова. - 4-е изд., доп. - Алматы, 2010. - 251 с.
9. Оценка профессиональной компетентности бакалавров и магистров образования: метод. реком. / под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-Во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 318 с.
10. Тайжанов, А.Т. Бшм берудщ кредитпк жуйесше кешу: ерекшелiктерi жэне казiргi жагдайы / А.Т. Тайжанов, Б.И. Шэмшi // Педагогикалык шолу. -
2016. - №1. - Б. 7-10.
ТУЙ1Н
МАРАТ ОСПАНОВ АТЫНДАГЫ БАТЫС ЦАЗАЦСТАН МЕМЛЕКЕТТ1К МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТ1НДЕ Б1Л1М БЕРУДЩ КРЕДИТТ1К ЖУЙЕС1Н ЕНГ1ЗУД1Ц ПРОБЛЕМАЛАРЫ
А.Т. ТАЙЖАНОВ, Б.И. ШЭМШ1, М.Е. ЕРГАЛИЕВ
Марат Оспанов атындагы Батыс Казакстан мемлекеттiк медицина университетi, Актебе, Казакстан
Элеуметпк-саяси пэндер кафедрасы, ж^м. тел.: 56-80-62,
Тайжанов А.Т. - ф.г.д., профессор, ЭFА академигi, кафедра жетекшга,¥ялы тел: 8-701-6758662;
Шлмим Б.И. - гуманитарльщ гылымдар магистрi, ага окытушы, ^ялы тел.: 8-701-4541541, e-mail: [email protected] ; Ергалиев М.Е. - ага окытушы, ^ялы тел.: 8-775-3392102.
Макалада бiлiм берудiн кредиттiк жYЙесiне ету процесiнде кездесетiн проблемаларга талдау жасалынады жэне казiргi элемдiк стандарттарда колданылатын «Дублин дескрипторлары» к¥зiреттшктерше тYсiндiрме бершеда. Бiлiм беруге койылатын накты максаттар мен мiндеттер, Марат Оспанов атындагы БКММУ-деп кредиттiк технологияны колданудын накты мысалдары келтiрiле отырып, Болон конвенциясы шенберiндегi халыкаралык бiлiм беру жYЙесiне етудiн бYгiнгi танда туындап отырган кезендiк киындыктары мен ерекшелiктерi керсетшедг Онын тиiмдiлiктерi туралы айтылады.
Нег1зг1 свздер: педагогика, бшм беру ЖYйесiн реформалау, кредиттiк ЖYйе, Болон конвенциясы, кредит-тiк технология, эдiстеме, Дублин дескрипторлары, ЦYзiреттiлiктер, «Сириус» ААЖ, оцыту эдiстерi.
SUMMARY
PROBLEMS OF INTRODUCTION OF CREDIT SYSTEM IN WEST KAZAKHSTAN MARAT OSPANOV STATE MEDICAL UNIVERSITY
A.T. TAYZHANOV, B.I. SHAMSHI, M.E. ERGALIEV
West Kazakhstan Marat Ospanov State Medical University,Aktobe, Kazakhstan
Department of Socio-political disciplines, phone number: 56-80-62,
A.T. Tayzhanov - Ph.D., professor, academician of ASS RK, head of the department, phone number: 8-701-6758662; B.I. Shamshi - MA, senior teacher, phone number: 8-701-4541541, e-mail: [email protected] ; M.E. Ergaliev - senior teacher, phone number: 8-775-3392102.
This article deals with the problems encountered in the transition to the credit system of education and explains the competencies used in modern world standards, called the "Dublin Descriptors." The specific goals and objectives of the training, the features of a phased transition to the international educational system within the framework of the Bologna Convention, the difficulties and positive aspects of the application of credit technology are exemplified by the example of WKSMU.
Key words: reform of education, credit system, Bologna Convention, credit technology, methods and technology, Dublin descriptors, competence, pedagogy, West Kazakhstan Marat Ospanov State Medical University, AIS «Sirius», teaching methods.