Научная статья на тему 'Роль техницизмов в репрезентации концепта «Душа»'

Роль техницизмов в репрезентации концепта «Душа» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТЕРМИНОЛОГИЗАЦИЯ / DETERMINOLOGIZATION / ТЕХНИЦИЗМ / ЭКСПРЕССИВ / EXPRESSIVE / ВТОРИЧНАЯ АНТРОПОЛОГИЗАЦИЯ / SECONDARY ANTHROPOLOGIZATION / РУССКАЯ ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / RUSSIAN LANGUAGE WORLD PICTURE / КОНЦЕПТ / CONCEPT / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / REPRESENTATION / TECNICAL WORD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Никонова М. Н.

Статья посвящена функционированию детерминологизированной лексики в современном русском языке. На примере техницизмов, выступающих в качестве средства экспрессивной характеристики человека при создании его образа в РЯКМ, рассматривается такой динамический процесс как вторичная антропологизация, т. е. влияние на язык различных картин мира, в том числе технической.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TECNICAL WORDS IN THE REPRESENTATION OF THE CONCEPT «SOUL»

The article is devoted to the functioning of determinologized lexis in the modern Russian language. On the example of the words and word-combinations of «technical» semantics (technical words), which are the means of expressive characteristic of the man by creating his image in Russian language world picture, such dynamic process as the secondary anthropologization, that is the infl uence on the language of different world pictures, including technical, is considered.

Текст научной работы на тему «Роль техницизмов в репрезентации концепта «Душа»»

УДК 801

М.Н. Никонова, M.N. Nikonova, e-mail: [email protected] Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia

РОЛЬ ТЕХНИЦИЗМОВ В РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА «ДУША» THE ROLE OF TECNICAL WORDS IN THE REPRESENTATION OF THE CONCEPT «SOUL»

Статья посвящена функционированию детерминологизированной лексики в современном русском языке. На примере техницизмов, выступающих в качестве средства экспрессивной характеристики человека при создании его образа в РЯКМ, рассматривается такой динамический процесс как вторичная антропологизация, т. е. влияние на язык различных картин мира, в том числе технической.

The article is devoted to the functioning of determinologized lexis in the modern Russian language. On the example of the words and word-combinations of «technical» semantics (technical words), which are the means of expressive characteristic of the man by creating his image in Russian language world picture, such dynamic process as the secondary anthropologization, that is the infl uence on the language of different world pictures, including technical, is considered.

Ключевые слова: детерминологизация, техницизм, экспрессив, вторичная антропологизация, русская языковая картина мира, концепт, репрезентация.

Keywords: Determinologization, tecnical word, expressive, secondary anthropologization, Russian language world picture, concept, representation.

Изучение концептов на основе семантического анализа языковой картины мира (ЯКМ) или отдельного ее фрагмента позволяет получать информацию о мировоззрении народа, при этом исследование разнообразных языковых единиц помогает выявить воплотившиеся в языке элементы, как индивидуального мировидения, так и социально типического.

Содержание концепта не является статичным. Так, чем явственнее и многообразнее проявления технического прогресса, тем больше у человека ориентиров для создания своего образа, тем больше носители языка вводят в язык техницизмы, репрезентирующие этот образ, переносят техницизмы в семантическое поле человека.

Проявление национальной ментальности через слово является одной из актуальных тенденций обогащения современного литературного языка. В связи с этим есть необходимость описания концептов, представляющих собой объединения на основе тех или иных тематических категорий или на основе образной семантики.

Для русской ментальности ключевым, определяющим особенности русского мировоззрения и мировосприятия концептом, ставшим символом и воплощением самой русской ментальности, является концепт душа, что неоднократно отмечено и обосновано в работах лингвистов Н.Д. Арутюновой, А. Вежбицкой, Е.В. Падучевой, М.П. Одинцовой и др. В русской ЯКМ концепт душа предстает как основа внутреннего мира, внутренней жизни человека, его сущность. Это одна из некоторых фундаментальных способностей человека, квазиорган - нематериальный, «представляемый» орган психики, а также «та способность, которую данный орган воплощает. В самом общем виде это способность сострадать, отзывчивость» [1, с. 6], т. е. это «некое невидимое средоточие жизни в человеке - это то, что, находясь внутри тела, делает человека живым» [1, с. 4].

В наивной РЯКМ душа - это сложное структурное образование, средоточие человеческих переживаний, «внутренний человек», которому свойственны признаки витальные, т. е. признаки живого существа вообще, вегетативные (признаки растений), антропоморфные (признаки человека реального - социальные, в частности, национальные (этнические и др.) и, как оказывается, «технические».

Чаще всего концепт душа получает возможность реализации в техницизме благодаря метафо-ризации. Метафора выступает как своего рода «фильтр», актуализируя разные смыслы, как правило, не основные, а коннотативные, при этом присущая метафоре семантическая диффузность не позволяет точно зафиксировать моносемные наименования-характеристики: одна и та же лексема может актуализировать разные аспекты одного концепта.

В качестве аспектов концепта душа можно выделить три её семантических ипостаси (СИ) [2, с. 18], а внутри каждого аспекта - ТГ техницизмов по денотату [3, с. 68] и группы характеризующих оценочных смыслов (ХОС):

СИ 1 второе «Я», или персонифицированная душа: ХОС 1 «активность, деятельное, преобразующее начало»: ТГ технологическое и электрооборудование: Душа моя, скудельница, Все виденное здесь, Перемолов, как мельница, Ты превратила в смесь (Пастернак Б. Душа); Душа - такой же хитрый двигатель (Маяковский В. Поэт рабочий); ХОС 2 «способность откликаться, отзываться, тонко понимать, чувствовать»: ТГ музыкальные инструменты: Мы беспокойны, словно пальцы органиста, И вся душа рыдает, как орган (Филатов Л. Варшавский вальс); Моя душа звенела, как Эолова арфа (Аверченко А. Трава, примятая сапогом); ХОС 3 «способность воспарения, отрешения от земного, стремление к Божественному»: ТГ летательные аппараты: Взлетят наши души, как два самолета (Высоцкий В. Песня летчика); ТГ спец. приборы: ХОС 4 «способность ориентироваться, точно знать, определять что-л.»: Компас, Установленный во мне, Что-то отклоняться стал к весне... (Макаров В. Маховые перья); А может быть, дело было в сбоях, которые в последнее время стал давать социальный локатор в его душе (Пелевин В. Исламский фактор); ХОС 5 «способность предчувствовать что-л. и лаконично информировать»: - Да что ты мне про изменение атмосферного давления рассказываешь, когда у меня самой душа как барометр - не болит, значит и погода в норме (из разг.); Замирает в тиши, Чуткий, голосистый, Телеграф моей души: Нет телеграфиста (Окуджава Б.); ХОС 6 «непрерывная динамика, изменчивость, но колебания эти около неподвижной (одной) точки (мысли)»: Выходят замуж, белые платья, поздравляешь их, красивых, счастливых, целуешься, а внутри как маятник: то плачешь, так их любишь и счастья желаешь - будьте счастливы и за себя, и за всех неудачниц, - а то позавидуешь такой черной завистью - взглядом убила бы, и сердце болит, как бритвой пополам режут (Велер М. Приключения майора Звягина); ТГ часть механизма: ХОС 7 «способность сопротивляться, стойкость»: Что-то в ней надломилось после этой встречи, лопнула какая-то пружина (Вересов Д. Белое танго);

СИ 2 вместилище - пространство, в котором локализуются чувства, образы памяти или представления: ХОС 1 «организованное пространство, проницаемое для раздражителей (внешних/внутренних), но не выпускающее чувства вовне»: ТГ военные реалии (огнестрельное оружие): От упоминания этого имени Мамонт ощутил, как в душе сжалась пружина, будто взвелся курок (Алексеев С. Сокровища Валькирий - 3); Мысль об Альке нажала у Маши в душе невидимый выключатель (Знаменская А. Прогулка под луной); ТГ музыкальные инструменты: ...казалось, что в душе его звучали такие же струны, как и в органе (Чехов А.П. Без заглавия); ХОС 2 «закрытое; средоточие энергии (отрицательной), агрессии, гнетущих чувств, направленных вовне»: ...Душа ему представлялась перепускной камерой, куда поступал невидимый летучий газ возмущенных чувств, смешивался там с энергией физической силы, и когда сознание обращалось в электрическую искру, происходил взрыв (Алексеев С. Сокровища Валькирий - 3); ХОС 3 «недостроенное, недоделанное, неорганизованное, открытое»: ТГ часть механизма: ...Неприятное ощущение не исчезло полностью - какая-то крохотная пружинка закатилась в дальний закоулок души, где уже накопилось изрядное количество других, точно таких же (Корецкий Д. Смягчающие обстоятельства);

СИ 3 объект - орган (инструмент) духовного действия или воздействия: ХОС 1 «стремительно навсегда избавиться, не беречь, не хранить»: ТГ военные реалии (ядерное оружие): Души бросаем бомбами... (Есенин С. Небесный барабанщик); ТГ технологическое и электрооборудование: ХОС 2 «быть активным, деятельным, энергичным, желающим положительных изменений»: Я вам открою Словами простыми, как мычанье, Наши новые души, Гудящие, Как фонарные дуги (Маяковский В. Владимир Маяковский); ХОС 3 «общаться искренне, откровенно»: Спешите, члены клубов и правительств: Здесь за комедиантские гроши Распродают - девчонка и провидец - Рентгеновские

карточки души (Филатов Л. Песня о последней беде...); ХОС 4 «тонко понимать, чувствовать»: ТГ музыкальные инструменты: Бойцы подтягивали седла, проверяли подковы и о чем-то весело переговаривались, но за той их веселостью чувствовались трезвая собранность, высшее напряжение всех струн души (Пелевин В. Чапаев и пустота).

Метафорическая оценка может быть различной: мелиоративной: Какие б выплавились души В том тигле, - Страшно предсказать! (Макаров В. Маховые перья); Сплошным переплавом души В каком-то чудовищном тигле Мы все же чего-то достигли - Так плохо, что хочется жить!.. (Безденежных М. Сплошным переплавом...) или пейоративной: Это у тебя душа открытая? Амбарный замок на ней, и ключ заржавел (Шугаев В.М. Дмитровская суббота); У него душа, что лампочка -светит, а не греет (из разг.). Установленный факт полярности оценки подтверждает одно из положений антропологической лингвистики об определенной иерархии структуры образа человека в РЯКМ, устанавливаемой через оценочные коннотации.

Многомерность и многогранность актуализации концепта душа в РЯКМ свидетельствуют о значительной позиции, которую данный концепт занимает в национальном сознании русского народа. Значительность этого концепта определяется, во-первых, тем, что душа - одна из важнейших фундаментальных особенностей человека вообще, «уникальность этого органа обусловлена еще и тем, что он совмещает в себе признаки, несовместимые в обычных органах - контролируемость и неконтролируемость субъектом» [1, с. 13]; во-вторых, выражает «внутреннего» человека, одну из многих ипостасей человека вообще - ключевого концепта РЯКМ, русской ментальности. Техницизмы, являясь средством экспрессивной характеристики человека в целом, его частей и органов, в частности, играют в этом большую роль, т. к. позволяют не только представить условный орган наглядно, но и актуализировать аспекты концепта душа в современной РЯКМ, и т. о. позволяют проследить его динамику, и, следовательно, динамику концептов внутренний человек и человек в целом в русской ментальности.

Библиографический список:

1. Урысон, Е. В. Фундаментальные способности человека и наивная «анатомия» [Текст] / Е.В. Урысон // Вопросы языкознания. - 1995. — № 3. — С.3-16.

2. Одинцова М. П. Языковые образы «внутреннего человека» [Текст] / М.П. Одинцова // Язык. Человек. Картина мира. Лингвоантропологические и философские очерки (на материале русского языка). Часть 1. — Омск, 2000. — С.11-28.

3. Скляревская Г. Н. Метафора в системе языка [Текст] / Г.Н. Скляревская,- СПб., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.