Научная статья на тему 'Образ человека «Космического» в русской языковой картине мира (лексико-семантический аспект)'

Образ человека «Космического» в русской языковой картине мира (лексико-семантический аспект) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
136
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фролова И. Е.

Настоящая работа выполнена в русле лингвоантропологических исследований. Автор анализирует пексико-семантический потенциал языковых единиц, характеризующих образ человека «космического» в русской языковой картине мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The image of "cosmic" human being in Russian language world picture (lexical and semantic aspects)

This work has been conducted in the bounds of the language anthropological research. The author analyses lexical semantic potential of the language units which are characterizing the image of a man, a "cosmic" one, in Russian language picture of the world.

Текст научной работы на тему «Образ человека «Космического» в русской языковой картине мира (лексико-семантический аспект)»

формы 1917-1918 годов. Фонетика - орфография - письмо в теирии и практике: Межвуз. сб. научи, тр. / Под редакцией Т. М. Григорьевой и др. - Краснсыр. ун-т. Красноярск. 1996- 1997 - С. 52 — 62

9. Осипов Б И., Шуйская С А. Орфография газет «Известия» и «Правда» в 1917- 1918 гг. Лингвистическая теория русской орфографии и методика её преподавания: Сборник научных статей / Под ред. проф. В. М. Бельднина. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. - с. 79-88.

10. Шуйская С. А Орфография некоторых периодических изданий г. Омска после реформы 1917-1918 гг. В сб. Материалы Первой Международной конференции "Русская филология: язык - литература - культура" г. Омск '3-14 декабря 2001 года : Сборник стагей/Ред. и сост. И. Ю Морозов. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002 - 173 с.

11. Сорокин А. С. Запах родинк. - Омск: Омское книжное издательство, 1984 - 272 с. с илл.

12. Беленький Е. И. Писатели моей земли. Западно Сибирское киижное издательство, Новосибирск — 1967 -180 с.

13 Русское правописаже. Руководство, составленное по поручешю второго отд'Ьлешя императорской академш маукъ академиком ь Я. К. Гротомъ. Двадцать второе издаше. Петроградъ. 1916 120 с.+ 44 с. Словарь.

ШУЙСКАЯ Светлана Александровна, старший преподаватель кафедры истории русского языка и методики его преподавания

Статья поступила в редакцию 10.11.06. © Шуйская С. А.

удк 801 И. Е. ФРОЛОВА

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА «КОСМИЧЕСКОГО» В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА

(ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Настоящая работа выполнена в русле лингвоантропологических исследований. Автор анализирует лексико-семантический потенциал языковых единиц, характеризующих образ человека «космического» в русской языковой картине мира.

Проблематика языковог о образа человека как национально и культурно обусловленного тесно связана с понятием языковой картины мира (ЯКМ).

Языковая картина мира — одно из основных понятий современной антропологической семантики, используемое многими исследователями (Б.А. Серебренников, В.Н. Телия, Н. Д. Аругюнова, В.И. Пос-говалоиа, Ю.Н. Караулов, Ю.Д. Апресян, Т.В. Булыгина, А Д. Шмелев, Ю.С. Степанов, С.Г. Воркачев, В В. Красных, В.А. Маслова, H.A. Лукьянова и др.). ЯКМ представляет собой образы мира, запечатленные в семантике языка и речи, соотносительные с теми представлениями о мире, которые характеризуют все добытые тем или иным способом знания и опыт взаимодействия человека с ними. ЯКМ является способом репрезентации, закрепления, хранения всей информации о мире, которой располагает тот или иной носитель языка. Она основана на материалистических и идеалистических представлениях его носителей, представлениях не всегда научно оправданных, часто противоречивых, неполных, а порой и ошибочных. Лингвисты (Постовалова, Новикова, Черемисина) говорят о плюрализме картин мира. Язык выражает и эксплицирует все картины мира человека.

Мы опираемся на существование «космического фрагмента картины мира», являющегося фрагментом концептуальной картины мира, здесь можно говорить о взаимодействии в языковом сознании носителя русского языка космической картины мира и языковой картины мира, эксплицирующей наряду с другими космическую картину мира.

«Космическая тема» понимается нами широко. В первом приближении мы обозначим её как совокупность множества знаний и представлений (от античности до наших дней) о Космосе и человеке в его взаимосвязи с Космосом, ощущения глубинной причастности сознательного существа космическому бытию, представления о человеке как микрокосме, в стяжсппом виде вместившем в себя все природные, космические стихии и энергии, подобном макрокосму. Мы исходим из того, что космос — феномен не только физической, но и духовно-душевной реальности, связанной с определёнными религиозными и философскими понятиями о духовной силе, разуме, нравственном чувстве, которые должны представлять начало во Вселенной. Исследователь русского космизма О.Д. Куракина отмечает, что «русский космизм — тысячелетняя отработка в российской метакультуре идей космической трансформации человека и общества: кроме внешнего космического пространства есть ещё внутренний космос души, энергии которого не менее существенны как для Вселенной, так и для человеческой жизни, ввиду тесной взаимосвязи и взаимозависимости планеты, биосферы и ноосферы» [1,с. 127].

Космическая тема объективируется семантическими единицами и структурами языка и речи на всем пространстве русской ЯКМ. В русском языке функционирует определенная совокупностьлексических средств, служащая для выражения понятий, связанных с космической темой, то есть в понятийном ядре этих языковых единиц есть интегральная сема «кос-

мический», для их обозначения мы будем использовать термины «лексика космической семантики», «космическая лексика».

Космическая лексика имеет сложный состав, включает в себя значительный в количественном отношении и неоднородный тематически разнообразный набор слов и выражений, распространена по разным функциональным сферам языка. Значительную часть её составляет терминология различных отраслей науки и техники. Мы не ставим перед собой задачу изучить язык специальных текстов ракетнокосмичес-кой науки и техники; нас интересует у потребление слов, сочетаний, выражений «космической» семантики в неспециальных текстах русского литературного языка. Источниками фактического материала для статьи являются произведения современной русской художественной литературы XIX и XX веков, в том числе поэтические, исследуется язык философии, язык СМИ, рекламные тексты, разговорная речь.

Центральным образом, фрагментом ЯКМ является образ человека. Языковой образ человека — это «концентрированное воплощение сути тех представлений о человеке, которые объективированы всей системой семантических единиц, структур и правил того или иного языка» [2, с.8].

Многоаспектные подходы, основанные на выделении множества параметров, ипостасей, сфер проявления образа человека, представлены в работах Н.Д. Арутюновой, Ю.Д. Апресяна, А.А.Уфимцеяой, Г.В. Колшанского, Г.А. Золотовой, М.П. Одинцовой, Г.Н. Скляревской и др. Широкую интерпретацию I образа человека предлагают М.П. Одинцова и ее i последователи (Л.Б. Никитина, H.A. Седова, Н.Д. Фе-j диена, О.В. Коротун, М.Н. Никонова и др.). Притаком | подходе образ человека заключает в себе все, что люди о себе и себе подобных знают и в принципе могут вообразить, концепт «человек» характеризуется не только реалистическим содержанием, но мифопоэтическими представлениями о нем (субъективно-оценочными, образными и экспрессивными смыслами). Человек, являясь частью мира, мыслит себя тождественным ему; в обыденном сознании и в языковом менталитете он ассоциируется и соизмеряется с вселенной, с центром вселенной, точнее, с центром двух вселенных — внешней, природной, и внутренней, духовной. Исследователи отмечают, что человек в языковой картине мира представлен и как целостная одушевленная субстанция, и как совокупность множества частей, деталей, сторон, параметров, ипостасей [3].

Разные лингвистические направления (дисциплины), сформировавшиеся внутри антропологической парадигмы, изучают человека в разных проявлениях, ипостасях. В реальной жизни этих ипостасей, ролей, «масок» великое множество. Все они получаю! в языке наименование, некоторые из этих номинаций-определений выделяют в человеке главное — сущность: человек разумный, человек биологический, человек социальный, человек, мо-■ ральный и т. д. (4, с.25). Предметом рассмотрения в j нашей статье является человек «космический», вер-j нее лексико-семантическая представленность обра-I за человека «космического» в русской языковой кар; гине мира. Специального, системного исследования I космической темы в семантическом пространстве ! человека с позиций лингвоантропологии с постанов-| кой проблемы языкового образа человека «косми-| ческого» в русистике еще нет.

J^ Образ человека имеет свои «космические» номи-J нации в языке и сознании говорящих, в том числе

представляется и характеризуется по образу и подобию космических реалий, явлений, небесных тел, артефактов, создаваемых с целью освоения космического пространства, т.е. он может концептуализироваться при помощи образов из других картин мира, в частности, при помощи слов, словосочетаний, выражений из космического фрагмента картины мира.

Это явление антропологизации (вторичного означивания человека) маркируется переносными или прямыми употреблениями слов или словосочетаний космической семантики.

В этой связи необходимо отметить, что термины «космос», «микрокосм», применительно к человеку, использовались еще античными философами. А перенос наименований небесных тел (солнца, луны, месяца, звездыит.п.) начеловекав целом или на его органы, поступки, состояния известен в русском языке с древнейших времён, достаточно вспомнить, что любимого, близкого человека традиционно называют солнцем, солнышком, звёздочкой. Е.С. Большакова [5] отмечает, что названия небесных светил использовались в поэзии XVII- XIX веков как элемент сравнения: с солнцем устойчиво сопоставляли царей и героев, красавиц; со звёздами — выдающихся людей, красавиц, возлюбленных, прекрасные глаза; с луной, месяцем — прекрасных женщин, любимых мужчин.

Состояние лексики, по мнению лингвистов, отражает уровень развития общества, оно связано с экстралингвистическими факторами [6]. Развитие научных и философских представлений о космосе и чело-пеке, возникновение в середине XIX века и дальнейшее развитие уникального космического направления научно-философской мысли, космическая эпоха (важными этапами которой были: выведение на орбиту советского искусственного спутника Земли 4 октября 1957г. и первый в мире полет в космос ко-рабля-спугника «Восток» с человеком на борту 12 апреля 1961 г.) обусловили появление новых номинаций и аналогий в сфере обозначения человека. В них реализуется способность и потребность человека — носителя языка — ассоциировать себя и свои части, атрибуты с космосом, космическими реалиями в познавательных целях, а также в целях передачи характеризующе-оценочной информации в яркой, краткой, эмоционально окрашенной форме.

В связи с бурным процессом космизации (использованием знаний, полученных в результате освоения космоса, в различных сферах человеческой жизни), человеку становятся все более удобными космические, планетарные аналогии.

Кроме того, лингвисты отмечают лакунарность, фрагментарность русской ЯКМ [7]. Следовательно, появление и распространение анализируемых единиц в семантическом поле человека обусловлено не только экстралингвистическими факторами, но и причинами внутриязыковыми, они покрывают дефицит в номинации, связанной в том числе с характеристикой, оценкой, занимают пустующую ячейку в семантическом пространстве человека.

Семантическая параметризация и характериза-ция, формирование представлений о человеке с помощью космической лексики на основе актуализации различных сем первичных значений охватывает разнообразные стороны человеческой личности и человеческой жизни, вместе с тем, определенные части, параметры, ипостаси человека являются наиболее актуальными для наделения их «космическими» признаками.

Интересующая нас совокупность слов, словосочетаний, выражений является активно пополняемой ТГ современной РЯКМ и представляется многоуровневой иерархично выстроенной подсистемой. Определяющими, системообразующими оппозициями в ней являются «целостный» — «частичный» человек.

. Самой многочисленной из выделенных является лексико-семантическая группа (ЛСГ) «целостный человек». Возможно условное выделение следующих основных подгрупп представлений о человеке «космическом», «космической» характеристики лица: 1) по отношению к космосу, Вселенной: Человек -малая вселенная, макрокосм (Н. Бердяев); Правильно говорят, что человек — вселенная, полная неразга-данныхтайн. (т/п «Необъяснимо, но факт», 25.11.2006); Мы дета Галактики / Но самое главное, —/Мы дети твои,/дорогая Земля! (Р.Рождественский); 2)по положению в обществе, в социальной группе, по отношению к нему окружающих: Андрей Макаров — восходящая звезда российского кинематографа (из речи ведущего программы «Пять вечеров», ОРТ); Он светило в медицине (из разг.); В этом спектакле занято целое созвездие талантливых актеров (реклама): 3) по динамическим свойствам: Он как комета, Появляется, исчезает и появляется вновь. Пол Макар-тни снова на Красной площади (реклама на ОРТ), Миша мелькнул, как метеор (из разг.); 4) по чертам характера: Я, как небо, мудро-светел/ И неразгадан, как оно (Н. Клюев); Мой муж, будучи человеком мудрым, благородным, но реалистичным, приземленным, однажды предложил мне заключить брачный контракт (из речи учас тницы программы «Частная жизнь», РТР); Она поразительно светлый, солнечный человек (из разг.); Нежное небесное создание, она была веяв розовом (из разг.).

Названной ЛСГ семантически противопоставлена ЛСГ «частичный человек», дихотомичная на основании сем «физический» и «нефизйческий», которая актуализирована значительным количеством лексических единиц космической семантики. В области наименования физических частей человека рассматриваемые лексические единицы входят в ЛСГ «конкретные физические внешние органы/неорганы» (глаза, лицо, черты лица): Глаза, как звезды; глаза блестящие, как солнце; глаза выразительные, как ясное небо; лицо круглое, как луна, как солнце; лицо красивое, как звезда и т.д. (из разг.); Глаза юнцов — / Ворота Космоса /В одних - звездо-вороты космоса, / В других как бы пустоты Космоса (Л. Мартынов); И я забыл твой голос нежный, твои небесные черты (A.C. Пушкин).

В РЯКМ представлены также части человека по принципу переноса номинаций по смежности «физический внутренний орган» — «условный орган психики» (сердце): Снился мне сад в подвенечном уборе,/В этом саду мы с тобою вдвоем./ Звезды на небе, звезды на море,/Звезды и в сердце моем. (Е. Ди-герихс). Но сердце вышло на орбиту/ И обогнуло шар земной (С. Смирнов. Сердце на орбите).

В номинациях нефизических частей человека лексические единицы космической семантики называют условные (представляемые) «органы» психики (душа, сознание, ум, разум): Ты печально-похорон-но/ вдо,\ь познанья не кружи.../Трогай душу электрона,/Лезь в галактику души...(А. Кутилов); Чувство было не способно постичь и передать ту духовную вселенную, которую носил в своей душе пасечник (Гор); Чтобы добыть свет в нахлынувшей на мир тьме, необходимо космическое углубление сознания

(Н. Бердяев): «неорганы»: 1) обобщенно-абстрактные номинации нефизических частей человека (внутренний мир): Девочки хотели быть как папа. Они мечтали знать всё о Марсе, внутреннем космосе, об исчезнувших цивилизациях (из речи ведущего программы «Истории в деталях», СТС); Сейчас природа внутреннего космоса человека привлекает все больше внимания специалистов самого различного профиля. В сферу исследования «психокосмоса» наряду с новейшими подходами вовлекаются результаты восточной психологии и религиозных учений (Ю.Волков, В. Поликарпов); Я как Юрий Гагарин/В твоем микрокосме (Гости из будущего); 2) номинации психических кокстантчеловека (черты характера, страх, торе, печаль, скорбь, тоска, усталость, сонливость, счастье, настроение, удовольствие, оптимизм, увлечение, М'?чта, чувство, запросы, восторг, желание, испуг, впечатление, цели, идеи); Ты заклинаешь, без сомненья,/ Какой-то солнечный испуг (О. Мандельштам); Идеи — это лучший межпланетный экспресс, на котором человечество долетит до Марса (из речи ведущего программы «Сферы», НТВ); В ее голосе — вселенская печаль (из речи ведущего программы «Публичные люди», СТС) ■, Я обратил внимание, что при таком знаменитом отце, У Артема нет никакой звездности (из речи ведущего программы «Кино в деталях», СТС); 3)номинации опред-меченных действий и признаков: взгляд, улыбка, красота, пение: Пиршественным апогеем за столом бывало пение Павла Захаровича Андреева (К. Фе-дин); «Небесным пением своим/ Он усыпил земные муки» (A.C. Пушкин. Козлову); Рассказывают, что, когда Короленко встречался с космонавтами, он отметил, посмотрев на Гагарина, что улыбка у того солнечная, вот он и полетит в космос (из выступления М. Задорнова, 1-й канал ТВ); 4) названия грамматически опредмеченных непредметиых атрибутов человека — всего, что входит в сферу жизнедеятельности человека (любовь, будущее, мировоззрение, жизнь, перспективы, правда, свобода, судьба, сфера деятельности, карьера, профессия и т. д.): Кристине Онасис казалось, что на её небосклоне ещё блестнёт звёздочка (документальный фильм «Самые влиятельные женщины мира», ТВЦ); Никто ее любви небесной недостоин (А. Пушкин); Две звезды, две светлых повести./ В своей любви, как в невесомости. (В. Кузьмин); Людей неинтересных в мире нет/ Их судьбы — как истории планет (Е. Евтушенко); В начале своей звездной карьеры Андрей Малахов часто бывал на светских тусовках (документальный фильм «Светскаятусовка. Жизнь напоказ», ОРТ). Число таких наименований чрезвычайно велико, также как велико количество явлений, неотделимых от человека; 5) номинации социальных константчеловека (поэт, парень, артист, дирижер, пациентка и др.): Дерзайте! —/ Нам, поэтам, говорят — / Как спутники, / Кружитесь по орбите (В. Фёдоров.); Юра был космический артист (из интервью со С. Крючковой, НТВ); Контракт со звездным дирижером должен был показать, что в Большом театре все в порядке /"программа «Истории в деталях», СТС); 6) номинации, обозначающие внешние по отношению к человеку предметы пользования (костюм, одежда, автомобиль, дачный участок, смеситель, и т.д.): Марсианская деловая одежда для земных женщин (реклама); Аговорил, что у тебя маленький дачный участок, ты что, космодром строить собрался? (из речи героини х/ф. «Каменская-2»); Я создал фантастический интерьер — прямо международная космическая станция (из речи участника программы «Школа

ремонта», ТНТ). Объектами номинации становятся предметы, не входящие в число физических и психических атрибутов человека, находящиеся извне его, но тем не менее воспринимаемые как его «часть»,

Основным способом создания вторичного означивания является метафора, например: Его глаза — два солнца, два таких мощных фонаря (документальный фильм «Магия формулы любви»); В Америке не редкость, когда звезды рассказывают о своих бедах, у нас в стране к этому ещ[ не готовы (О. Пушкина).

Характерным свойством языковой концептуализации человека «космического» является богатство аксиологических значений.

Оценка человека и его частей, выраженная посредством космической лексики, может быть различной: например, положительной (мелиоративной) У нас на курсе была девушка, яркая, выделяющаяся звезда (из речи ведущего программы «Все решим с доктором Курпатовым», телеканал «Домашний»,/; Костюм — это такая магия, это космос, этот костюм. (Наталья Белохвостикова о платьях прошлых лет в программе «Добрый день», ОРТ); или отрицательной (пейоративной): Ну что ты как инопланетянин, ей-богу, ничего не понимаешь (из разг.); Бес-темьянова и Букин, главные тренеры проекта «Танцы на льду», боялись, что звезды со своей звезднос-тью не захотят учиться и будет много капризов (программа «Вести», РТР).

Думается, устремлённость ввысь, очарованность небом оценивается в русской ЯКМ как положительная черта человеческой натуры, а излишняя призем-ленность, проникнутость материальными интересами, отсутствие высших духовных устремлений — как отрицательная. Это отражается и в семантике слов небесный и земной, которые являются антонимами в языковом узусе, унаследованном от эпохи романтизма (небесный — идеальный, одухотворённый, прекрасный, восхитительный; земной — низменный, приземлённый), а также от религиозных представлений (небесный — безгрешный, божественный; земной — греховный). Ср.: небесные черты, небесная душа, небесное создание — земные интересы, земные желания, земные страсти, приземленный человек.

Большинство оценочных значений остается невоспроизводимым на системном уровне и проявляется только в контексте, за редким исключением, например, космический — 2. Перен., позитивнооце-ночное. Чрезвычайный по силе, степени проявления; высокого качества, быстрый, скоростной, рекордный; отличный, лучший. «Затем мы видели планку, установленную на высоте 2 метра 26 сантиметров. Поистине космическая высота, Но 20-летний советский легкоатлет с завидной лёгкостью овладел и этим рубежом» (1962) [8].

Итак, наблюдения показали, что космические, планетарные аналогии становятся все более удобны для человека, все более продуктивной и разнообразной становится в русском языке концептуализация и параметризация языкового образа человека при помощи космической лексики, первично означива-

ющей образы космического фрагмента картины мира и подвергающейся вторичному означиванию в семантическом пространстве «человек». Человек «космический» может характеризоваться целостно, т.е. во всей совокупности своих проявлений, или частично: в этом случае объектом параметризации и/или характеризации становится какая-то отдельная, внутренняя или внешняя, сторона человека. У человека обнаруживается огромное количество «частей», которые можно рассматривать через «космическую» призму, с космической ипостасью связывается широкий крут внутренних и внешних проявлений человека. При этом наиболее актуальными и частотными в области наименования физических частей человека являются глаза; нефизических частей человека — душа, внутренний мир, номинации психических констант и грамматически опред-меченных непредметных атрибутов человека. Характерным свойством языковой концептуализации человека «космического» является богатство аксиологических значений.

В связи с вышеизложенным, актуальным и перспективным представляется специальное системное исследование языкового образа человека «космического» с позиций лингвоантропологии.

Библиографический список

1. Куракина О Д, Ноосферная синархия как наследие русского космизма.// Русский космизм и Ноосфера: Тезисы докладов Всесоюзной конференции, Москва, 1989, / МФТИ. М„ 1989, 4.1. 232с.

2. Одинцова М П. Вместо введения к теории образа человека в языковой картине мира// Язык. Человек. Картина мира. Лингвоантропологические и философские очерки (на материале русского языка). 4.1. - Омск: Омск. гос. ун-т, 2000. С.8-11.

3. Седова Н. Л. Соотношение образов частичного (частей) и целостного человека в языковой картине мира (на материале семантико-функционального макрополя «часть человека» в современном русском языке). Дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2000. - 173с.

4. Одинцова М.П. Языковые ипостаси человека // Язык. Человек. Картина мира: Материалы Всерос. науч. конф. Омск, 2000. Ч. 2. С.24-30.

5. Большакова Е. С. Устойчивые сочетания со словами солнце, звезда, луна, месяц в поэзии 1-й пол. Х1Хвека: Авто-реф. дис. ...канд. филол. Наук, Л., 1983.

6. Русский язык и советское общество. Лексика современного русского литературного языка. М., 1968. — 185с.

7. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. — М.: Наука, 1976. - 355с.

8. Солганик Г.Я. Стилистический словарь публицистики. -М,: Русские словари, 1999. - 650с,

ФРОЛОВА Ирина Евгеньевна, аспирант кафедры русского языка.

Статья поступила в редакцию 06.11.06. © Фролова И. Е.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.