формы 1917-1918 годов. Фонетика - орфография - письмо в теирии и практике: Межвуз. сб. научи, тр. / Под редакцией Т. М. Григорьевой и др. - Краснсыр. ун-т. Красноярск. 1996- 1997 - С. 52 — 62
9. Осипов Б И., Шуйская С А. Орфография газет «Известия» и «Правда» в 1917- 1918 гг. Лингвистическая теория русской орфографии и методика её преподавания: Сборник научных статей / Под ред. проф. В. М. Бельднина. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. - с. 79-88.
10. Шуйская С. А Орфография некоторых периодических изданий г. Омска после реформы 1917-1918 гг. В сб. Материалы Первой Международной конференции "Русская филология: язык - литература - культура" г. Омск '3-14 декабря 2001 года : Сборник стагей/Ред. и сост. И. Ю Морозов. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002 - 173 с.
11. Сорокин А. С. Запах родинк. - Омск: Омское книжное издательство, 1984 - 272 с. с илл.
12. Беленький Е. И. Писатели моей земли. Западно Сибирское киижное издательство, Новосибирск — 1967 -180 с.
13 Русское правописаже. Руководство, составленное по поручешю второго отд'Ьлешя императорской академш маукъ академиком ь Я. К. Гротомъ. Двадцать второе издаше. Петроградъ. 1916 120 с.+ 44 с. Словарь.
ШУЙСКАЯ Светлана Александровна, старший преподаватель кафедры истории русского языка и методики его преподавания
Статья поступила в редакцию 10.11.06. © Шуйская С. А.
удк 801 И. Е. ФРОЛОВА
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА «КОСМИЧЕСКОГО» В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА
(ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Настоящая работа выполнена в русле лингвоантропологических исследований. Автор анализирует лексико-семантический потенциал языковых единиц, характеризующих образ человека «космического» в русской языковой картине мира.
Проблематика языковог о образа человека как национально и культурно обусловленного тесно связана с понятием языковой картины мира (ЯКМ).
Языковая картина мира — одно из основных понятий современной антропологической семантики, используемое многими исследователями (Б.А. Серебренников, В.Н. Телия, Н. Д. Аругюнова, В.И. Пос-говалоиа, Ю.Н. Караулов, Ю.Д. Апресян, Т.В. Булыгина, А Д. Шмелев, Ю.С. Степанов, С.Г. Воркачев, В В. Красных, В.А. Маслова, H.A. Лукьянова и др.). ЯКМ представляет собой образы мира, запечатленные в семантике языка и речи, соотносительные с теми представлениями о мире, которые характеризуют все добытые тем или иным способом знания и опыт взаимодействия человека с ними. ЯКМ является способом репрезентации, закрепления, хранения всей информации о мире, которой располагает тот или иной носитель языка. Она основана на материалистических и идеалистических представлениях его носителей, представлениях не всегда научно оправданных, часто противоречивых, неполных, а порой и ошибочных. Лингвисты (Постовалова, Новикова, Черемисина) говорят о плюрализме картин мира. Язык выражает и эксплицирует все картины мира человека.
Мы опираемся на существование «космического фрагмента картины мира», являющегося фрагментом концептуальной картины мира, здесь можно говорить о взаимодействии в языковом сознании носителя русского языка космической картины мира и языковой картины мира, эксплицирующей наряду с другими космическую картину мира.
«Космическая тема» понимается нами широко. В первом приближении мы обозначим её как совокупность множества знаний и представлений (от античности до наших дней) о Космосе и человеке в его взаимосвязи с Космосом, ощущения глубинной причастности сознательного существа космическому бытию, представления о человеке как микрокосме, в стяжсппом виде вместившем в себя все природные, космические стихии и энергии, подобном макрокосму. Мы исходим из того, что космос — феномен не только физической, но и духовно-душевной реальности, связанной с определёнными религиозными и философскими понятиями о духовной силе, разуме, нравственном чувстве, которые должны представлять начало во Вселенной. Исследователь русского космизма О.Д. Куракина отмечает, что «русский космизм — тысячелетняя отработка в российской метакультуре идей космической трансформации человека и общества: кроме внешнего космического пространства есть ещё внутренний космос души, энергии которого не менее существенны как для Вселенной, так и для человеческой жизни, ввиду тесной взаимосвязи и взаимозависимости планеты, биосферы и ноосферы» [1,с. 127].
Космическая тема объективируется семантическими единицами и структурами языка и речи на всем пространстве русской ЯКМ. В русском языке функционирует определенная совокупностьлексических средств, служащая для выражения понятий, связанных с космической темой, то есть в понятийном ядре этих языковых единиц есть интегральная сема «кос-
мический», для их обозначения мы будем использовать термины «лексика космической семантики», «космическая лексика».
Космическая лексика имеет сложный состав, включает в себя значительный в количественном отношении и неоднородный тематически разнообразный набор слов и выражений, распространена по разным функциональным сферам языка. Значительную часть её составляет терминология различных отраслей науки и техники. Мы не ставим перед собой задачу изучить язык специальных текстов ракетнокосмичес-кой науки и техники; нас интересует у потребление слов, сочетаний, выражений «космической» семантики в неспециальных текстах русского литературного языка. Источниками фактического материала для статьи являются произведения современной русской художественной литературы XIX и XX веков, в том числе поэтические, исследуется язык философии, язык СМИ, рекламные тексты, разговорная речь.
Центральным образом, фрагментом ЯКМ является образ человека. Языковой образ человека — это «концентрированное воплощение сути тех представлений о человеке, которые объективированы всей системой семантических единиц, структур и правил того или иного языка» [2, с.8].
Многоаспектные подходы, основанные на выделении множества параметров, ипостасей, сфер проявления образа человека, представлены в работах Н.Д. Арутюновой, Ю.Д. Апресяна, А.А.Уфимцеяой, Г.В. Колшанского, Г.А. Золотовой, М.П. Одинцовой, Г.Н. Скляревской и др. Широкую интерпретацию I образа человека предлагают М.П. Одинцова и ее i последователи (Л.Б. Никитина, H.A. Седова, Н.Д. Фе-j диена, О.В. Коротун, М.Н. Никонова и др.). Притаком | подходе образ человека заключает в себе все, что люди о себе и себе подобных знают и в принципе могут вообразить, концепт «человек» характеризуется не только реалистическим содержанием, но мифопоэтическими представлениями о нем (субъективно-оценочными, образными и экспрессивными смыслами). Человек, являясь частью мира, мыслит себя тождественным ему; в обыденном сознании и в языковом менталитете он ассоциируется и соизмеряется с вселенной, с центром вселенной, точнее, с центром двух вселенных — внешней, природной, и внутренней, духовной. Исследователи отмечают, что человек в языковой картине мира представлен и как целостная одушевленная субстанция, и как совокупность множества частей, деталей, сторон, параметров, ипостасей [3].
Разные лингвистические направления (дисциплины), сформировавшиеся внутри антропологической парадигмы, изучают человека в разных проявлениях, ипостасях. В реальной жизни этих ипостасей, ролей, «масок» великое множество. Все они получаю! в языке наименование, некоторые из этих номинаций-определений выделяют в человеке главное — сущность: человек разумный, человек биологический, человек социальный, человек, мо-■ ральный и т. д. (4, с.25). Предметом рассмотрения в j нашей статье является человек «космический», вер-j нее лексико-семантическая представленность обра-I за человека «космического» в русской языковой кар; гине мира. Специального, системного исследования I космической темы в семантическом пространстве ! человека с позиций лингвоантропологии с постанов-| кой проблемы языкового образа человека «косми-| ческого» в русистике еще нет.
J^ Образ человека имеет свои «космические» номи-J нации в языке и сознании говорящих, в том числе
представляется и характеризуется по образу и подобию космических реалий, явлений, небесных тел, артефактов, создаваемых с целью освоения космического пространства, т.е. он может концептуализироваться при помощи образов из других картин мира, в частности, при помощи слов, словосочетаний, выражений из космического фрагмента картины мира.
Это явление антропологизации (вторичного означивания человека) маркируется переносными или прямыми употреблениями слов или словосочетаний космической семантики.
В этой связи необходимо отметить, что термины «космос», «микрокосм», применительно к человеку, использовались еще античными философами. А перенос наименований небесных тел (солнца, луны, месяца, звездыит.п.) начеловекав целом или на его органы, поступки, состояния известен в русском языке с древнейших времён, достаточно вспомнить, что любимого, близкого человека традиционно называют солнцем, солнышком, звёздочкой. Е.С. Большакова [5] отмечает, что названия небесных светил использовались в поэзии XVII- XIX веков как элемент сравнения: с солнцем устойчиво сопоставляли царей и героев, красавиц; со звёздами — выдающихся людей, красавиц, возлюбленных, прекрасные глаза; с луной, месяцем — прекрасных женщин, любимых мужчин.
Состояние лексики, по мнению лингвистов, отражает уровень развития общества, оно связано с экстралингвистическими факторами [6]. Развитие научных и философских представлений о космосе и чело-пеке, возникновение в середине XIX века и дальнейшее развитие уникального космического направления научно-философской мысли, космическая эпоха (важными этапами которой были: выведение на орбиту советского искусственного спутника Земли 4 октября 1957г. и первый в мире полет в космос ко-рабля-спугника «Восток» с человеком на борту 12 апреля 1961 г.) обусловили появление новых номинаций и аналогий в сфере обозначения человека. В них реализуется способность и потребность человека — носителя языка — ассоциировать себя и свои части, атрибуты с космосом, космическими реалиями в познавательных целях, а также в целях передачи характеризующе-оценочной информации в яркой, краткой, эмоционально окрашенной форме.
В связи с бурным процессом космизации (использованием знаний, полученных в результате освоения космоса, в различных сферах человеческой жизни), человеку становятся все более удобными космические, планетарные аналогии.
Кроме того, лингвисты отмечают лакунарность, фрагментарность русской ЯКМ [7]. Следовательно, появление и распространение анализируемых единиц в семантическом поле человека обусловлено не только экстралингвистическими факторами, но и причинами внутриязыковыми, они покрывают дефицит в номинации, связанной в том числе с характеристикой, оценкой, занимают пустующую ячейку в семантическом пространстве человека.
Семантическая параметризация и характериза-ция, формирование представлений о человеке с помощью космической лексики на основе актуализации различных сем первичных значений охватывает разнообразные стороны человеческой личности и человеческой жизни, вместе с тем, определенные части, параметры, ипостаси человека являются наиболее актуальными для наделения их «космическими» признаками.
Интересующая нас совокупность слов, словосочетаний, выражений является активно пополняемой ТГ современной РЯКМ и представляется многоуровневой иерархично выстроенной подсистемой. Определяющими, системообразующими оппозициями в ней являются «целостный» — «частичный» человек.
. Самой многочисленной из выделенных является лексико-семантическая группа (ЛСГ) «целостный человек». Возможно условное выделение следующих основных подгрупп представлений о человеке «космическом», «космической» характеристики лица: 1) по отношению к космосу, Вселенной: Человек -малая вселенная, макрокосм (Н. Бердяев); Правильно говорят, что человек — вселенная, полная неразга-данныхтайн. (т/п «Необъяснимо, но факт», 25.11.2006); Мы дета Галактики / Но самое главное, —/Мы дети твои,/дорогая Земля! (Р.Рождественский); 2)по положению в обществе, в социальной группе, по отношению к нему окружающих: Андрей Макаров — восходящая звезда российского кинематографа (из речи ведущего программы «Пять вечеров», ОРТ); Он светило в медицине (из разг.); В этом спектакле занято целое созвездие талантливых актеров (реклама): 3) по динамическим свойствам: Он как комета, Появляется, исчезает и появляется вновь. Пол Макар-тни снова на Красной площади (реклама на ОРТ), Миша мелькнул, как метеор (из разг.); 4) по чертам характера: Я, как небо, мудро-светел/ И неразгадан, как оно (Н. Клюев); Мой муж, будучи человеком мудрым, благородным, но реалистичным, приземленным, однажды предложил мне заключить брачный контракт (из речи учас тницы программы «Частная жизнь», РТР); Она поразительно светлый, солнечный человек (из разг.); Нежное небесное создание, она была веяв розовом (из разг.).
Названной ЛСГ семантически противопоставлена ЛСГ «частичный человек», дихотомичная на основании сем «физический» и «нефизйческий», которая актуализирована значительным количеством лексических единиц космической семантики. В области наименования физических частей человека рассматриваемые лексические единицы входят в ЛСГ «конкретные физические внешние органы/неорганы» (глаза, лицо, черты лица): Глаза, как звезды; глаза блестящие, как солнце; глаза выразительные, как ясное небо; лицо круглое, как луна, как солнце; лицо красивое, как звезда и т.д. (из разг.); Глаза юнцов — / Ворота Космоса /В одних - звездо-вороты космоса, / В других как бы пустоты Космоса (Л. Мартынов); И я забыл твой голос нежный, твои небесные черты (A.C. Пушкин).
В РЯКМ представлены также части человека по принципу переноса номинаций по смежности «физический внутренний орган» — «условный орган психики» (сердце): Снился мне сад в подвенечном уборе,/В этом саду мы с тобою вдвоем./ Звезды на небе, звезды на море,/Звезды и в сердце моем. (Е. Ди-герихс). Но сердце вышло на орбиту/ И обогнуло шар земной (С. Смирнов. Сердце на орбите).
В номинациях нефизических частей человека лексические единицы космической семантики называют условные (представляемые) «органы» психики (душа, сознание, ум, разум): Ты печально-похорон-но/ вдо,\ь познанья не кружи.../Трогай душу электрона,/Лезь в галактику души...(А. Кутилов); Чувство было не способно постичь и передать ту духовную вселенную, которую носил в своей душе пасечник (Гор); Чтобы добыть свет в нахлынувшей на мир тьме, необходимо космическое углубление сознания
(Н. Бердяев): «неорганы»: 1) обобщенно-абстрактные номинации нефизических частей человека (внутренний мир): Девочки хотели быть как папа. Они мечтали знать всё о Марсе, внутреннем космосе, об исчезнувших цивилизациях (из речи ведущего программы «Истории в деталях», СТС); Сейчас природа внутреннего космоса человека привлекает все больше внимания специалистов самого различного профиля. В сферу исследования «психокосмоса» наряду с новейшими подходами вовлекаются результаты восточной психологии и религиозных учений (Ю.Волков, В. Поликарпов); Я как Юрий Гагарин/В твоем микрокосме (Гости из будущего); 2) номинации психических кокстантчеловека (черты характера, страх, торе, печаль, скорбь, тоска, усталость, сонливость, счастье, настроение, удовольствие, оптимизм, увлечение, М'?чта, чувство, запросы, восторг, желание, испуг, впечатление, цели, идеи); Ты заклинаешь, без сомненья,/ Какой-то солнечный испуг (О. Мандельштам); Идеи — это лучший межпланетный экспресс, на котором человечество долетит до Марса (из речи ведущего программы «Сферы», НТВ); В ее голосе — вселенская печаль (из речи ведущего программы «Публичные люди», СТС) ■, Я обратил внимание, что при таком знаменитом отце, У Артема нет никакой звездности (из речи ведущего программы «Кино в деталях», СТС); 3)номинации опред-меченных действий и признаков: взгляд, улыбка, красота, пение: Пиршественным апогеем за столом бывало пение Павла Захаровича Андреева (К. Фе-дин); «Небесным пением своим/ Он усыпил земные муки» (A.C. Пушкин. Козлову); Рассказывают, что, когда Короленко встречался с космонавтами, он отметил, посмотрев на Гагарина, что улыбка у того солнечная, вот он и полетит в космос (из выступления М. Задорнова, 1-й канал ТВ); 4) названия грамматически опредмеченных непредметиых атрибутов человека — всего, что входит в сферу жизнедеятельности человека (любовь, будущее, мировоззрение, жизнь, перспективы, правда, свобода, судьба, сфера деятельности, карьера, профессия и т. д.): Кристине Онасис казалось, что на её небосклоне ещё блестнёт звёздочка (документальный фильм «Самые влиятельные женщины мира», ТВЦ); Никто ее любви небесной недостоин (А. Пушкин); Две звезды, две светлых повести./ В своей любви, как в невесомости. (В. Кузьмин); Людей неинтересных в мире нет/ Их судьбы — как истории планет (Е. Евтушенко); В начале своей звездной карьеры Андрей Малахов часто бывал на светских тусовках (документальный фильм «Светскаятусовка. Жизнь напоказ», ОРТ). Число таких наименований чрезвычайно велико, также как велико количество явлений, неотделимых от человека; 5) номинации социальных константчеловека (поэт, парень, артист, дирижер, пациентка и др.): Дерзайте! —/ Нам, поэтам, говорят — / Как спутники, / Кружитесь по орбите (В. Фёдоров.); Юра был космический артист (из интервью со С. Крючковой, НТВ); Контракт со звездным дирижером должен был показать, что в Большом театре все в порядке /"программа «Истории в деталях», СТС); 6) номинации, обозначающие внешние по отношению к человеку предметы пользования (костюм, одежда, автомобиль, дачный участок, смеситель, и т.д.): Марсианская деловая одежда для земных женщин (реклама); Аговорил, что у тебя маленький дачный участок, ты что, космодром строить собрался? (из речи героини х/ф. «Каменская-2»); Я создал фантастический интерьер — прямо международная космическая станция (из речи участника программы «Школа
ремонта», ТНТ). Объектами номинации становятся предметы, не входящие в число физических и психических атрибутов человека, находящиеся извне его, но тем не менее воспринимаемые как его «часть»,
Основным способом создания вторичного означивания является метафора, например: Его глаза — два солнца, два таких мощных фонаря (документальный фильм «Магия формулы любви»); В Америке не редкость, когда звезды рассказывают о своих бедах, у нас в стране к этому ещ[ не готовы (О. Пушкина).
Характерным свойством языковой концептуализации человека «космического» является богатство аксиологических значений.
Оценка человека и его частей, выраженная посредством космической лексики, может быть различной: например, положительной (мелиоративной) У нас на курсе была девушка, яркая, выделяющаяся звезда (из речи ведущего программы «Все решим с доктором Курпатовым», телеканал «Домашний»,/; Костюм — это такая магия, это космос, этот костюм. (Наталья Белохвостикова о платьях прошлых лет в программе «Добрый день», ОРТ); или отрицательной (пейоративной): Ну что ты как инопланетянин, ей-богу, ничего не понимаешь (из разг.); Бес-темьянова и Букин, главные тренеры проекта «Танцы на льду», боялись, что звезды со своей звезднос-тью не захотят учиться и будет много капризов (программа «Вести», РТР).
Думается, устремлённость ввысь, очарованность небом оценивается в русской ЯКМ как положительная черта человеческой натуры, а излишняя призем-ленность, проникнутость материальными интересами, отсутствие высших духовных устремлений — как отрицательная. Это отражается и в семантике слов небесный и земной, которые являются антонимами в языковом узусе, унаследованном от эпохи романтизма (небесный — идеальный, одухотворённый, прекрасный, восхитительный; земной — низменный, приземлённый), а также от религиозных представлений (небесный — безгрешный, божественный; земной — греховный). Ср.: небесные черты, небесная душа, небесное создание — земные интересы, земные желания, земные страсти, приземленный человек.
Большинство оценочных значений остается невоспроизводимым на системном уровне и проявляется только в контексте, за редким исключением, например, космический — 2. Перен., позитивнооце-ночное. Чрезвычайный по силе, степени проявления; высокого качества, быстрый, скоростной, рекордный; отличный, лучший. «Затем мы видели планку, установленную на высоте 2 метра 26 сантиметров. Поистине космическая высота, Но 20-летний советский легкоатлет с завидной лёгкостью овладел и этим рубежом» (1962) [8].
Итак, наблюдения показали, что космические, планетарные аналогии становятся все более удобны для человека, все более продуктивной и разнообразной становится в русском языке концептуализация и параметризация языкового образа человека при помощи космической лексики, первично означива-
ющей образы космического фрагмента картины мира и подвергающейся вторичному означиванию в семантическом пространстве «человек». Человек «космический» может характеризоваться целостно, т.е. во всей совокупности своих проявлений, или частично: в этом случае объектом параметризации и/или характеризации становится какая-то отдельная, внутренняя или внешняя, сторона человека. У человека обнаруживается огромное количество «частей», которые можно рассматривать через «космическую» призму, с космической ипостасью связывается широкий крут внутренних и внешних проявлений человека. При этом наиболее актуальными и частотными в области наименования физических частей человека являются глаза; нефизических частей человека — душа, внутренний мир, номинации психических констант и грамматически опред-меченных непредметных атрибутов человека. Характерным свойством языковой концептуализации человека «космического» является богатство аксиологических значений.
В связи с вышеизложенным, актуальным и перспективным представляется специальное системное исследование языкового образа человека «космического» с позиций лингвоантропологии.
Библиографический список
1. Куракина О Д, Ноосферная синархия как наследие русского космизма.// Русский космизм и Ноосфера: Тезисы докладов Всесоюзной конференции, Москва, 1989, / МФТИ. М„ 1989, 4.1. 232с.
2. Одинцова М П. Вместо введения к теории образа человека в языковой картине мира// Язык. Человек. Картина мира. Лингвоантропологические и философские очерки (на материале русского языка). 4.1. - Омск: Омск. гос. ун-т, 2000. С.8-11.
3. Седова Н. Л. Соотношение образов частичного (частей) и целостного человека в языковой картине мира (на материале семантико-функционального макрополя «часть человека» в современном русском языке). Дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2000. - 173с.
4. Одинцова М.П. Языковые ипостаси человека // Язык. Человек. Картина мира: Материалы Всерос. науч. конф. Омск, 2000. Ч. 2. С.24-30.
5. Большакова Е. С. Устойчивые сочетания со словами солнце, звезда, луна, месяц в поэзии 1-й пол. Х1Хвека: Авто-реф. дис. ...канд. филол. Наук, Л., 1983.
6. Русский язык и советское общество. Лексика современного русского литературного языка. М., 1968. — 185с.
7. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. — М.: Наука, 1976. - 355с.
8. Солганик Г.Я. Стилистический словарь публицистики. -М,: Русские словари, 1999. - 650с,
ФРОЛОВА Ирина Евгеньевна, аспирант кафедры русского языка.
Статья поступила в редакцию 06.11.06. © Фролова И. Е.