Научная статья на тему 'Роль технического регулирования рыбной отрасли в управлении качеством продукции'

Роль технического регулирования рыбной отрасли в управлении качеством продукции Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
406
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЫБНЫЕ ПРОДУКТЫ / СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА / РЫБОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / TECHNICAL REGULATIONS / SANITARY AND EPIDEMIOLOGIC WELLBEING / SAFETY / COMPETITIVENESS / FISH PRODUCTS / MONITORING SYSTEM AND SUPERVISION / FISH PROCESSING ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Дворянинова О.П, Соколов А.В., Алехина А.В.

Рассмотрена сложившаяся в России система контроля и надзора за рыбоперерабатывающей отраслью на стадии производства и реализации, которая носит избыточный характер и требует более четкой регламентации. Решение данной проблемы возможно в рамках ТР ТС «О безопасности рыбы и пищевой рыбной продукции» и санитарно-эпидемиологических условий рыбоперерабатывающих предприятий, которые способствуют реализации стратегии технического регулирования, межгосударственной кооперации бизнес-сообщества, повышению ответственности изготовителя за результаты своей деятельности. Помимо этого, введение в действие ТР ТС «О безопасности рыбы и рыбных продуктов» позволит обеспечить охрану жизни и здоровья населения от вредного влияния загрязняющих веществ в пищевой продукции из рыбы и нерыбных объектов, а также предупредить действия, вводящие потребителей в заблуждение. Техническое регулирование это важнейшая составляющая государственного механизма. Необоснованные решения в этой области чреваты серьезными негативными последствиями как для рыбоперерабатывающей отрасли, так и для экономики в целом, для развития социальной сферы. Более того, техническое регулирование является одним из ключевых факторов создания эффективных условий для формирования и реализации государственной промышленной и социально-экономической политики, включая создание активной конкурентной среды, внедрение инноваций, снятие административных барьеров, устранение барьеров во внутренней и внешней торговле рыбной отрасли, увеличение на этой основе объемов инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Дворянинова О.П, Соколов А.В., Алехина А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of technical regulation of the fishing industry in the quality control of products

The monitoring system which developed in Russia and supervision of fish processing branch at a stage of production and realization which has excess character is considered and demands more accurate regulation. The solution of this problem possibly within Technical regulations of the Customs union «About safety of fish and food fish products» and sanitary and epidemiologic conditions of the fish processing enterprises which realization of strategy of technical regulation promotes, interstate cooperation business communities, to increase of responsibility of the manufacturer for results of the activity. In addition, introduction of Technical regulations of the Customs union «About Safety of Fish and Fish Products» will allow to provide protection of life and health of the population from an adverse effect of the polluting substances in food products from fish and not fish objects, and also to prevent the actions misleading consumers. Technical regulation is a major component of state mechanism. Unreasonable decisions in this area are fraught with serious negative consequences, both for fish processing branch, and for economy in general, for development of the social sphere. Moreover, technical regulation is one of key factors of creation of effective conditions for formation and realization of the state industrial and social and economic policy, including creation of the active competitive environment, introduction of innovations, removal of administrative barriers, elimination of barriers in domestic and foreign trade of fish branch, increase on this basis of the volumes of investment.

Текст научной работы на тему «Роль технического регулирования рыбной отрасли в управлении качеством продукции»

АКВАКУЛЬТУРА

УДК 639.2/3

Роль технического регулирования рыбной отрасли в управлении качеством продукции

The role of technical regulation of the fishing industry in the quality control of products

Профессор О.П. Дворянинова, доцент А.В. Соколов, ст. преподаватель А.В. Алехина

(Воронежский государственный университет инженерных технологий) кафедра управления качеством и машиностроительных технологий, тел. 8(473)253-26-30 E-mail: sokol993@yandex.ru

Professor О.P. Dvoryaninova, Associate Professor A.V. Sokolov, Senior Teacher A.V. Alekhina

(The Voronezh State University of Engineering Technologies) chair of quality management and machine-building technologies, tel. 8(473)253-26-30 E-mail: sokol993(a¡yandex.ru

Реферат. Рассмотрена сложившаяся в России система контроля и надзора за рыбоперерабатывающей отраслью на стадии производства и реализации, которая носит избыточный характер и требует более четкой регламентации. Решение данной проблемы возможно в рамках TP ТС «О безопасности рыбы и пищевой рыбной продукции» и санитарно-эпидемиологических условий рыбоперерабатывающих предприятий, которые способствуют реализации стратегии технического регулирования, межгосударственной кооперации бизнес-сообщества, повышению ответственности изготовителя за результаты своей деятельности. Помимо этого, введение в действие TP ТС «О безопасности рыбы и рыбных продуктов» позволит обеспечить охрану жизни и здоровья населения от вредного влияния загрязняющих веществ в пищевой продукции из рыбы и нерыбных объектов, а также предупредить действия, вводящие потребителей в заблуждение. Техническое регулирование - это важнейшая составляющая государственного механизма. Необоснованные решения в этой области чреваты серьезными негативными последствиями как для рыбоперерабатывающей отрасли, так и для экономики в целом, для развития социальной сферы. Более того, техническое регулирование является одним из ключевых факторов создания эффективных условий для формирования и реализации государственной промышленной и социально-экономической политики, включая создание активной конкурентной среды, внедрение инноваций, снятие административных барьеров, устранение барьеров во внутренней и внешней торговле рыбной отрасли, увеличение на этой основе объемов инвестиций.

Summary. The monitoring system which developed in Russia and supervision of fish processing branch at a stage of production and realization which has excess character is considered and demands more accurate regulation. The solution of this problem possibly within Technical regulations of the Customs union «About safety of fish and food fish products» and sanitary and epidemiologic conditions of the fish processing enterprises which realization of strategy of technical regulation promotes, interstate cooperation business - communities, to increase of responsibility of the manufacturer for results of the activity. In addition, introduction of Technical regulations of the Customs union «About Safety of Fish and Fish Products» will allow to provide protection of life and health of the population from an adverse effect of the polluting substances in food products from fish and not fish objects, and also to prevent the actions misleading consumers. Technical regulation is a major component of state mechanism. Unreasonable decisions in this area are fraught with serious negative consequences, both for fish processing branch, and for economy in general, for development of the social sphere. Moreover, technical regulation is one of key factors of creation of effective conditions for formation and realization of the state industrial and social and economic policy, including creation of the active competitive environment, introduction of innovations, removal of administrative barriers, elimination of barriers in domestic and foreign trade of fish branch, increase on this basis of the volumes of investment.

Ключевые слова: технический регламент, санитарно-эпидемиологическое благополучие, безопасность, конкурентоспособность, рыбные продукты, система контроля и надзора, рыбоперерабатывающие предприятия.

Keywords: technical regulations, sanitary and epidemiologic wellbeing, safety, competitiveness, fish products, monitoring system and supervision, fish processing enterprises.

й Дворянинова О.П., Соколов A.B., Алехина A.B., 2017

В соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», а также «Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации» и иными стратегическими документами одной из важнейших задач рыбохозяйственного комплекса (РХК) является укрепление продовольственной безопасности страны и обеспечение ее населения высококачественной, доступной отечественной рыбной продукцией. Следовательно, одним из приоритетных направлений повышения конкурентоспособности отечественной рыбной продукции, модернизации промышленности, обеспечения безопасности продукции и процессов ее производства, защиты внешнеэкономических интересов страны в условиях вступления в ВТО является техническое регулирование [1].

Благодаря устойчивому развитию отечественного РХК доля рыбной продукции российского производства на внутреннем рынке за 2015 г. по предварительным экспертным оценкам составила порядка 79,4 % и еще более приблизилась к значению, определенному «Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации» (80 %).

По оперативным данным Центра системы мониторинга рыболовства в 2015 г. добыто (выловлено) водных биоресурсов во всех районах Мирового океана, а также во внутренних пресноводных объектах 4215,7 тыс. т, что на 81,1 тыс. т или на 1,9 %ниже уровня 2014 г.

На основании данных, представленных на рисунке, можно констатировать, что состояние сырьевой базы российского рыболовства в последние годы стабильно.

Если говорить об итогах 2016 г., то за пределами районов российской юрисдикции сырьевая база российского рыболовства оценивается сравнительно небольшим числом видов водных биоресурсов. В целом улов российских рыбаков в этих районах составляет порядка 1 млн т. Основной вылов в 2016 г. формировался за счет вылова скумбрии, ставриды, трески, сардины, сайры, путассу, кальмаров и др. видов биоресурсов, что составило порядка 37 %от доступной для России сырьевой базы.

5000 4500 4 ООО § 3500 f 3000 £ 2500 r 2000 з 1500

m

1000 500

О

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Годы

Рисунок. Объемы добычи водных биоресурсов в районах Мирового океана в 2010-2016 гг.

Следовательно, на современном этапе развития рыбной отрасли актуальной и необходимой представляется организация современной системы технического регулирования, целями которой является защита жизни и здоровья человека, предупреждение действий, вводящих в заблуждение покупателей, и защита окружающей среды [2, 3].

Сложившаяся в России система контроля и надзора за рыбоперерабатывающей отраслью на стадии производства и реализации до сих пор носит избыточный характер и требует более четкой регламентации. Издаваемые надзорными органами нормативные документы не всегда способствуют обеспечению безопасности производимой продукции из водных биоресурсов и защите интересов потребителей. Кардинальное решение данной проблемы возможно в рамках ТР ТС «О безопасности рыбы и пищевой рыбной продукции» и санитарно-эпидемиологических условий рыбоперерабатывающих предприятий, которые способствуют реализации стратегии технического регулирования, межгосударственной кооперации бизнес-сообщества, повышению ответственности изготовителя за результаты своей деятельности.

Одновременно при проведении реформы технического регулирования с вступлением в действие специализированного технического регламента в отрасли должны быть решены следующие задачи:

снижение административного и экономического давления на производителей;

- предотвращение вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов по производству и обращению продукции в большей мере, чем это требуется с учётом отсутствия риска для безопасности продукции, защиты прав потребителя и увеличение свободы выбора коммерческих решений для предприятий;

- устранение барьеров в обороте продукции;

- повышение защиты рынка от опасной продукции.

В настоящее время работа рыбоперерабатывающей отрасли регламентируется СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» (утверждены главным государственным санитарным врачом РФ 6 ноября 2001 г., с изменениями на 6 июля 2011 г.).

В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» различают следующие виды безопасности пищевых товаров:

- химическая безопасность - отсутствие риска, который может быть нанесен токсичными веществами;

- санитарно-гигиеническая безопасность (заболевания вызывают микроорганизмы).

Согласно перечисленной выше документации безопасность рыбы и рыбной продукции в процессе ее производства должна быть обеспечена:

1) выбором технологических процессов и режимов их осуществления на всех этапах (участках) производства рыбы и рыбной продукции;

2) выбором оптимальной последовательности технологических процессов, исключающей загрязнение производимой пищевой продукции;

3) контролем за работой технологического оборудования;

4) соблюдением условий хранения сырья и пищевых добавок, необходимых для производства рыбной продукции;

5) содержанием производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства рыбы и рыбной продукции, в состоянии, исключающем загрязнение рыбной продукции;

6) выбором способов и периодичностью санитарной обработки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, санитарной обработки и дезинфекции технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства рыбы и рыбной продукции. Санитарная обработка, дезинфекция, дезинсекция и дератизация должны проводиться с периодичностью, достаточной для исключения риска загрязнения рыбной продукции. Периодичность санитарной обработки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации устанавливается изготовителем продукции;

7) ведением и хранением документации, подтверждающей выполнение требований нормативных документов.

Учитывая тот факт, что в последнее время наблюдается сложная медико-демографическая ситуация, обусловленная загрязнением объектов окружающей среды, неудовлетворительным санитарно-гигиеническим состоянием производства пищевых рыбопродуктов, низким качеством вырабатываемых пищевых изделии, обязательным и необходимым является соблюдение технического регулирования в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия рыбоперерабатывающих предприятий.

При производстве пищевой продукции из гидробионтов на рыбоперерабатывающих предприятиях определенные трудности возникают в связи с загрязнением сырья микроорганизмами, паразитами, накоплением в отдельных видах водных биоресурсов токсинов нейротоксического и паралитического действия. Применительно к РФ санитарно-гигиенические аспекты производства продуктов питания особенно остры в связи со структурной перестройкой экономики и всех сфер жизни общества [4, 5, 6|. При этом санитарно-эпидемиологический контроль безопасности рыбы и рыбных продуктов и санитарного состояния предприятий их производства, хранения и реализации осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Известно [5], что эпидемиологическое значение гидробионтов определяется рядом факторов:

- характером микробной обсемененности и степенью химического загрязнения водной среды, от которых зависят степень инфицирования и уровень содержания чужеродных химических веществ и токсичных микроорганизмов в морепродуктах;

- особенностью химического состава и структуры организма гидробионтов, которая обеспечивает не только возможность длительного сохранения патогенных микроорганизмов и ксенобиотиков, но в некоторых случаях даже их существенное увеличение;

- морепродукты могут подвергаться вторичному инфицированию и загрязнению ксенобиотиками на всех этапах транспортировки, хранения, переработки и реализации среди населения.

Изделия из рыбы, ракообразных и других нерыбных морепродуктов могут являться причиной ряда заболеваний: гельминтозов (особенно дифиллоботриоза и описторхоза), пищевых токсикоинфекций (V. РагаЬаетоНТтсия, С1. регйи^епв, Вас. сегеив и др.), интоксикаций (ботулизма и стафилококка) и кишечных инфекций.

По данным Роспотребнадзора, в РФ в 2013 г. по сравнению с 2012 г. наблюдалось снижение удельного веса проб, превышающих гигиенические нормативы по микробиологическим показателям, в группах «мясо и мясопродукты» (3,88 % -2013 г.; 4,26 %- 2012 г.), «рыба, рыбные продукты» (7,56 %- 2013 г.; 8,88 %- 2012 г.), «птицаи птицепродукты» (4,91 %- 2013 г.; 5,14 %- 2012 г.).

Доля рыбной продукции, забракованной в указанный период по химическим показателям, составила 7,58-7,80 % в общем объеме данных изделий, в то время как тот же показатель по всей пищевой продукции не превышал 5,70-5,94 %.

Доля проб рыбной продукции, не соответствующей гигиеническим нормативам по содержанию антибиотиков, паразитологическим показателям и показателям радиационной безопасности, составляет не более 1 %.

Такое положение дел с рыбной продукцией сложилось по нескольким причинам. Прежде всего, пришедшие на смену крупным государственным предприятиям малые и средние предприятия зачастую не обладают квалифицированными кадрами и необходимой инфраструктурой, позволяющей вырабатывать высококачественную продукцию и обеспечивать охрану здоровья людей и защиту окружающей среды [7]. Кроме того, традиционная система проверки качества готовой

продукции, применяемая большинством отечественных рыбообрабатывающих предприятий, устарела и ее необходимо заменить одной из современных систем защиты качества. Высокий уровень брака продукции с превышением гигиенических нормативов по микробиологическим и химическим показателям свидетельствует о неудовлетворительном состоянии санитарии и гигиены на небольших вновь образованных рыбообрабатывающих предприятиях и слабом контроле качества выпускаемой продукции со стороны соответствующих государственных органов [5, 8].

В нашей стране и за рубежом в последние годы большое внимание уделяется санитарии и гигиене производства пищевых продуктов, в том числе рыбопродуктов, поскольку растет обеспокоенность в связи с проблемой изготовления безопасных продуктов питания на фоне роста загрязнения атмосферного воздуха, воды, сырья и вспомогательных материалов различными токсическими веществами (ДЦТ, полихлорированными бифенилами, ртутью и другими тяжелыми металлами) и радионуклидами.

С ростом индустриализации, повышенным загрязнением акваторий морей и океанов во всех странах увеличилась опасность отравления людей гидробионтами, загрязненными остатками аккумулированных ими вредных веществ. К этим веществам, в первую очередь, следует отнести тяжелые металлы: ртуть, кадмий, свинец, медь, цинк, олово, хром, железо, мышьяк и их соли, нефть и нефтепродукты, пестициды, полихлорированные бифенилы и прочие токсиканты.

В этой связи во многих странах в настоящее время введены нормы, определяющие максимально допустимые уровни остаточного содержания вредных веществ в рыбе, ракообразных, моллюсках, разработанные органами санитарно-эпидемиологического контроля с целью предотвращения отравлений. Допустимые остаточные концентрации (ДОК) вредных веществ в рыбе и других водных биоресурсах по разным странам приведены в табл. 1.

На основе анализа данных табл. 1 можно сказать, что особо опасным токсическим веществом у рыб является мышьяк, повышенное содержание которого - результат попадания в водную среду пестицидов и индустриальных стоков. Соединения мышьяка оказывают на человека отрицательное воздействие, поскольку они обладают нейрооксагенными, нейротоксичными свойствами и канцерогенным действием. Среднее содержание мышьяка в рыбе составляет 0,84 мг/кг, а в отдельных случаях максимальное содержание мышьяка у ракообразных достигает 58,6 мг/кг, в молоках трески - 43,2 мг/кг, в копченом филе трески - 25,3 мг/кг, в икре трески - 0,53 мг/кг [5, 9].

Фоновое содержание в гидробионтах тяжелых металлов и мышьяка не должно превышать их предельно допустимых концентраций (табл. 2), которые регламентируются СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» [10].

К числу устойчивых органических соединений (УОС) относятся полихлорированные бифенилы, обладающие целым набором токсических эффектов. Они способны подавлять иммунную систему, в результате чего организм становится более уязвимым к инфекциям, а также нарушать функцию воспроизводства и изменять поведение особи.

В эту же группу соединений входят пестициды (например, Д.ЦТ), которые очень устойчивы в природной среде. Большинство пестицидов влияет на нервную систему и печень, а некоторые воздействуют на репродуктивную функцию организма, разрушая половые гормоны. Метаболиты ДДТ (ДДЕ и ДДД) могут аккумулироваться и храниться в жировых тканях рыб, птиц и млекопитающих.

АПК-продикты здорового питания, № 1. 2017 ■ гЭаиь1

^^ .-^«ПП* аЖСМЖИП У I

т р.. ч

Таблица 1

Содержание токсичных веществ в гидробиоитах_

Токсическое вещество ДОК в рыбе и морепродуктах, мг/кг Страны, где введены ДОК

Ртуть 0,5-1,0 Австралия, Бразилия, Венесуэла, Германия, Гонконг, Греция, Дания, Индия, Испания, Италия, Канада, Корея, Нидерланды, Польша, Республика Филиппины, США, Таиланд, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Эквадор, Япония

Метилртуть 0,2-0,3 Бельгия, Замбия, Япония

Кадмий 0,3-1,0 Германия, Нидерланды

2,0-5,5 Австралия, Гонконг

Медь 10,0-70,0 Австралия, Англия, Венесуэла, Индия, Нидерланды, Польша, Таиланд, Чили, Эквадор

Цинк 100,0 Замбия

40,0-150,0 Австралия, Англия, Замбия, Индия, Нидерланды, Польша, Чили

Свинец 0,5-1,0 Германия, Канада, Нидерланды, Таиланд, Швейцария

1,5-6,0 Австралия, Англия, Венесуэла, Индия, Италия, Польша, Филиппины, Финляндия, Чили, Швеция, Эквадор

Олово 50,0-250,0 Австралия, Англия, Венесуэла, Гонконг, Индия, Нидерланды, Польша, Таиланд, Филиппины, Финляндия, Швеция, Эквадор

Хром 1,0 Гонконг

Мышьяк 0,12-1,0 Индия, Нидерланды, Чили, Эквадор

1,0-3,0 Англия, Гонконг, Таиланд, Филиппины

3,5-6,0 Канада, Польша, Финляндия

Фтор 0,1-1,0 Венесуэла

10,0-150,0 Замбия, Канада, Нидерланды

Сурьма 1,0-1,5 Австралия, Гонконг, Нидерланды

Селен 0,05-0,30 Чили

1,0-2,0 Австралия, Нидерланды

ДЦТ и его метаболиты 2,0-5,0 Германия, Дания, Канада, США, Таиланд, Швеция

Алдрин, дильдрин 0,1-1,0 Германия, США, Таиланд, Швеция

Галогенированные непредельные соединения типа хлорбензилата, камафо-са, мирекса, симазина 0,01 Германия

Гексахлорбензол 0,2-0,5 Германия, Швеция

Гексахлорциклогексан 0,2-0,5 Исландия, Швеция

Полихлорированные бифенилы 10,0-5,0 Канада, Нидерланды, США, Швейцария, Швеция

Гистамин 200,0 Швеция

жотдшши У

ВМТЛЯЫ

Таблица 2

Предельно допустимые концентрации тяжелых металлов и мышьяка в гидробиоитах, мг/кг

Продукт Свинец Ртуть Кадмий Мышьяк Хром Олово

Рыба свежая охлажденная и мороженая пресноводная: хищная нехищная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1,0 0,6 0,2 1,0 - -

1,0 0,3 0,2 1,0 - -

Рыба свежая охлажденная и мороженая: морская

2,0 0,5 0,2 5,0 - -

Тунец, меч-рыба, белуга 2,0 1,0 0,2 5,0 - -

Рыба консервированная в стеклянной, алюминиевой и жестяной таре: преснов одная морская

1,0 0,3 0,2 1,0 0,5 200

2,0 0,5 0,2 5,0 0,5 200

Тунец, меч-рыба, белуга 2,0 1,0 0,2 5,0 0,5 200

Моллюски и ракообразные 0,5 0,1 1,0 5,0 - -

В рыбе, озерной и морской воде, помимо перечисленных, присутствуют такие хлорированные пестициды, как атразин, эндосульфан, хлорпирифос, метоксифос и некоторые другие.

К УОС относятся инсектициды: гексахлорциклогексан линдан и дильдрин, попадающие в воду и в организмы ее обитателей с весенними стоками с полей. Эти соединения не только отрицательно влияют на печень, иммунную систему и воспроизводство, но также провоцируют онкологические заболевания.

Воздействие хлорорганических пестицидов проявляется в основном в нарушениях центральной нервной системы животных при отравлении хлорированными углеводородами, могут наблюдаться также патологические явления в желудочно -кишечном тракте [11].

Таким образом, обеспечение безопасности пищевой рыбной продукции требует от производителей, в первую очередь, выполнения установленных санитарных норм по показателям безопасности и соблюдения гигиенических условий производства. Помимо этого, введение в действие ТР ТС «О безопасности рыбы и рыбных продуктов» позволит обеспечить охрану жизни и здоровья населения от вредного влияния загрязняющих веществ в пищевой продукции из рыбы и нерыбных объектов, а также предупредить действия, вводящие потребителей в заблуждение.

Техническое регулирование - это важнейшая составляющая государственного механизма. Необоснованные решения в этой области чреваты серьезными негативными последствиями как для рыбоперерабатывающей отрасли, так и для экономики в целом, для развития социальной сферы. Более того, техническое регулирование является одним из ключевых факторов создания эффективных условий для формирования и реализации государственной промышленной и социально-экономической политики, включая создание активной конкурентной среды, внедрение инноваций, снятие административных барьеров, устранение барьеров во внутренней и внешней торговле рыбной отрасли, увеличение на этой основе объемов инвестиций. Поэтому техническое регулирование в целом может использоваться как эффективный инструмент интеграции на постсоветском пространстве до вступления других государств в Таможенный союз (единое экономическое пространство).

ЛИТЕРАТУРА

1. Реус, А.Г. Состояние работ в области технического регулирования [Электронный ресурс]/ Материалы доклада на совете по конкурентоспособности при Правительстве РФ. Официальный интернет-сайт Министерства промышленности и энергетики РФ http:/ /www.minprom.gov.ru/. Загл. с экрана.

2. Гусева, Т.А. Комментарий к Федеральному закону «О техническом регулировании» (постатейный) / Т.А. Гусева, Л.Е. Чапкевич. - изд. 3-е, перераб. и доп. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

3. Михальченкова, Н.А. Правовые основы технического регулирования в Российской Федерации [Текст]: учеб. пособие / Н.А. Михальченкова. - Сыктывкар: КРАГСиУ, 2009. - 99 с.

4. Дворянинова, О.П. Использование биотехнологического потенциала пресноводных биоресурсов с целью получения качественной и безопасной рыбопродукции [Текст]/ О.П. Дворянинова, Д.А. Сьянов // Вестник ВГАУ. - 2013. - № 4. - С. 97-102.

5. Ким, И.Н. Санитария и гигиена рыбоперерабатывающих предприятий [Текст] : учеб. пособие / И.Н. Ким, В.В. Кращенко, Ж.Г. Прокопец, Н.С. Юрченко,-Владивосток: Дальрыбвтуз, 2004. - 126 с.

6. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ (действующая редакция от 29.06.2015). - 199 с.

7. Дворянинова, О.П. Перспективы развития нового производства при переработке малоценных рыбных продуктов [Текст] / О.П. Дворянинова, А.В. Соколов / / Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания. - 2014. -№ 1. - С. 61-65.

8. Дворянинова, О.П. Проблема качества и безопасности рыбных продуктов в условиях рыночных отношений [Текст] / О.П. Дворянинова, Д.А. Сьянов / / Экономика. Инновации. Управление качеством,- 2013. - № 4 (5). - С. 68-71.

9. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2013 году [Текст]: государственный доклад. - М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2014. - 191 с.

10. СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», 2008. - 161 с.

11. Кожухова, О.И. Безопасность товаров [Текст]: учеб. пособие / О.И. Кожу-хова, О.В. Павленко,- Ростов-на-Дону, 2009. - 138 с.

REFERENCES

1. Reus A.G. Sostoyanie rabot v oblasti tekhnicheskogo regulirovaniya [The Status of work in the field of technical regulation] Materialy doklada na sovete po konkuren-tosposobnosti pri Pravitel'stve RF http://www.minprom.gov.ru (Russian).

2. Guseva T.A. Kommentariy k Federal'nomu zakonu «О tekhnicheskom reguliro-vanii» (postateynyy) [The comment to the Federal law «On technical regulation» (itemized)] ConsultantPlus (Russian).

3. Mikhalchenkova N.A. Pravovye osnovy tekhnicheskogo regulirovaniya v Ros-siyskoy Federatsii [Legal bases of technical regulation in the Russian Federation], Syktyvkar, 2009, 99 pp. (Russian).

4. Dvoryaninova O.P. Ispol'zovanie biotekhnologicheskogo potentsiala presnovod-nykh bioresursov s tsel'yu polucheniya kachestvennoy i bezopasnoy ryboproduktsii [Use of bio technological potential of fresh-water bioresources for the purpose of receiving qualitative and safe fish products] Vestnik VGAU, 2013, No 4, pp. 97-102 (Russian).

5. Kim I.N. Sanitariya i gigiena rybopererabatyvayushchikh predpriyatiy [Sanitation and hygiene of the fish processing enterprises], Vladivostok, 2004, 126 pp. (Russian).

6. Federal'nyy zakon «O tekhnicheskom regulirovanii» ot 27.12.2002 № 184-FZ [Federal law "On technical regulation" of 27.12.2002 N 184-FZ] 199 pp. (Russian).

7. Dvoryaninova O.P. Perspektivy razvitiva novogo proizvodstva pri pererabotke malotsennykh lybnykh produktov [Prospects of development of new production when processing invaluable fish products] Tekhnologii pishchevoy i pererabatyvayushchey promyshlennosti APK - produkty zdorovogo pitaniya,2014, No 1 (1), pp. 61-65 (Russian).

8. Dvoryaninova O.P. Problema kachestva i bezopasnosti rybnykh produktov v usloviyakh rynochnykh otnosheniy [Problema of quality and safety of fish products in the conditions of the market relations] Ekonomika. Innovatsii. Upravlenie kachestvom, 2013, No 4 (5), pp. 68-71 (Russian).

9. О sostoyanii sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiya naseleniya v Ros-siyskoy Federatsii v 2013 godu [About a condition of sanitaiy and epidemiologic wellbe-ing nasele-a niya in the Russian Federation in 2013] Moscow, 2014, 191 pp. (Russian).

10. SanPiN 2.3.2.1078-01 «Gigienicheskie trebovaniya bezopasnosti i pishchevoy tsennosti pishchevykh produktov» [SanPiN 2.3.2.1078-01 «Hygienic requirements of safety and nutrition value of foodstuff»] 2008, 161 pp. (Russian).

11. Kozhukhova O.I., Pavlenko O.V. Bezopasnost' tovarov [Bezopasnost of goods], Rostov-on-Don, 2009, 138 pp. (Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.