В качестве заданий на данном этапе студентам предлагается:
— написать заключительную часть определённых текстов;
— придумать заголовок и коду; создать заключение и заголовок рекламного текста, обращая внимание на слоган, целевую аудиторию, тематическую группу, логотип, товарный знак;
— написать коду и эхо-фразу для одного рекламного текста;
— создать заключительную часть рекламного текста, отражающую основную мысль рекламы;
— подобрать примеры заключительной части рекламного текста, используя типологию;
— написать коду, излагая необходимую для этой структурной части информацию.
Выполняя подобные задания, собирая примеры из СМИ г. Омска, студенты учатся создавать заголовки, коды и эхо-фразы, выделяют удачные, креативные, интересные, формулируют требования к написанию важных элементов рекламного сообщения, пытаются создать собственные структурные элементы рекламного текста. В итоге студенты понимают, что такая часть рекламного текста, как заголовок, играет важную роль в рекламе (иногда это единственное, что потребитель сумеет или успеет прочесть), поэтому он должен отражать суть рекламного текста, привлекать внимание потенциального клиента, вызывать интерес и побуждать желание совершить покупку или воспользоваться услугой.
Создавая рекламный текст, студенты чётко осознают, что кода (эхо-фраза) не только повторяет основную мысль рекламного текста и придаёт завершённый вид всему рекламному сообщению, но и является важнейшим элементом воздействия. Она
должна быть яркой, запоминающейся, содержать, как и заголовок, максимум информации при минимуме слов.
Библиографический список
1. Мокшанцев, Р. И. Психология рекламы [Текст] : учеб. пособие / Р. И. Мокшанцев. — М. : ИНФРА-М, 2009. — 230 с.
2. Текучев, А. В. Методы исследования и методы обучения русскому языку [Текст] / А. В. Текучев // Хрестоматия по методике русского языка : Методы обучения рус. яз. в общеобра-зоват. учреждениях. — М. : Просвещение, 1996. — С. 143—145.
3. Иншакова, Н. Г. Помощник рекламиста, или Редактор рекламных текстов [Текст] / Н. Г Иншакова. — М. : МЦФЭР, 2005. - 288 с.
4. Кафтанджиев, Х. Тексты печатной рекламы [Текст] / Х. Кафтанджиев. М. : ОГИ, 2002. — 134 с.
5. Иванова, К. А. Копирайтинг: секреты составления рекламных и РЯ-текстов [Текст] / К. А. Иванова. — СПб. : Питер, 2010. — 176 с.
6. Назайкин, А. Н. Практика рекламного текста [Текст] /
А. Н. Назайкин. — М : Пресс, 2003. — 352 с.
7. Медведева, Е. В. Рекламная коммуникация [Текст] /
Е. В. Медведева. — М : Рольф, 2004. — 280 с.
8. Колшанский, Г. В. Текст как единица коммуникации
[Текст] / Г. В. Колшанский // Проблемы общего и германского языкознания. — М., 1983. — С. 83 — 90.
СУВОРОВА Надежда Николаевна, старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков. Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.04.2011 г.
© Н. Н. Суворова
УДК 347.147 Т. Н. ФОМИНА
Инновационный евразийский университет, г. Павлодар Республика Казахстан
РОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»
В статье раскрываются проблемные ситуации, возникающие перед студентами при выполнении учебных заданий Даются рекомендации для устранения возникающих проблем Обосновывается значимость технического мастерства в развитии творческих способностей.
Ключевые слова изобразительная грамота наброски, зарисовки, технический прием, творческие способности.
Знание основ, изобразительной грамоты дает достаточно, чтобы стать хорошим учителем. Студент студенту, не имеющему специального художествен- может хорошо понять и запомнить основные праного образования, возможность правильно видеть вила и законы рисования с натуры, но не уметь при-и понимать законы строения форм природы и пра- ложить полученные знания к делу, т.к студенты та-вильно изображать увиденное. Однако этого еще не- кой специальности чаще не имеют художественного
*
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011
%
образования. Поэтому помимо знаний студент должен овладеть мастерством. Развитие технических навыков необходимо им так же, как необходимо знание букв для свободного начертания письменных знаков. Студент не должен испытывать затруднений в технике рисования, так же как не испытывает этого человек при письменном изложении своих мыслей. Свобода и виртуозность владения языком искусства дает возможность дизайнеру всецело отдаваться творчеству, осуществлению творческих замыслов и добиваться необходимого эффекта [1]. Студент, слабо владеющий изобразительной техникой, оказывается скованным и не может выразить свои чувства и мысли в полную силу.
Система знаний плюс система навыков и создают готовность человека к самостоятельному решению поставленных перед ним задач.
Умение включает не только двигательные, но и умственные действия. Действовать умело — значит, действовать «с умом», самостоятельно планировать процесс работы, находить в каждом конкретном случае наиболее рациональные способы действия.
При сравнении умения и навыка обнаруживаются существенные различия. Для навыка автоматизированного действия характерна стереотипность. Умение, напротив, проявляется в решении новых задач. Оно предполагает хорошую ориентировку в новых условиях и выступает не как простое повторение того, что было усвоено в прошлом опыте, а включает в себя момент творчества. Поэтому нельзя процесс овладения профессиональным мастерством относить к чисто механической работе, далекой от творчества. Овладение искусством рисунка есть творческий процесс, но проявляется он у каждого обучающегося по-разному. Низкий уровень технического мастерства говорит и о слабой творческой активности рисовальщика; высокий уровень технического мастерства, напротив, говорит о его большом творческом потенциале.
Критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность. Некоторые педагоги, вместе с тем, считают, что творческие способности являются врожденным свойством, причем природа награждает ими далеко не всех. Подобная точка зрения основывается на суждениях о сравнительных качествах конечных продуктов деятельности. Этот критерий полнее применим для выявления «более» творческих индивидуумов из какой-то группы населения, но мало полезен для стимулирования творческой активности студентов. Если педагоги сводят свое определение творчества к относительному качеству конечных продуктов деятельности, то предпосылки, ведущие к созданию этих продуктов, остаются вне зоны их внимания.
Когда мы говорим о воспитании креативности, мы имеем в виду развитие способности и предрасположенности к таким занятиям, в результате которых будет получен творческий продукт. В таком случае уместно будет задать вопрос: «Какие же конкретно формы деятельности учителя должны прививать своим ученикам ?» Этот вопрос вызывает еще один: «Установлены ли такие виды формы деятельности, которые способствуют созданию “продукта", признаваемого “творческим"?» Задача воспитания людей с творческим складом ума давно превратилась в назревшую социальную необходимость. Ситуацию, сложившуюся в обществе, можно назвать критической: снизился творческий потенциал, оставляет желать лучшего восприимчивость
всей социальной структуры к новаторству, нестандартным решениям, всем проявлениям творческой активности личности.
Встает проблема охраны одаренности, что предполагает решение ряда проблем, в том числе выявление факторов одаренности, разработка индивидуальных методов работы, создание новых методик по развитию одаренности. Остро стоит и задача ранней диагностики творческих способностей. В зарубежной психологии существуют различные методики диагностики креативности.
Можно предположить, что развитие способности — это развитие системы, реализующей ту или иную функцию; это процесс системогенеза. Понимание развития способностей как системогенеза функциональной системы позволяет проанализировать изменения способностей как признаки развития. Это дает возможность охарактеризовать новообразования функциональной системы способностей студентов [2]. На сегодняшний день — это один из наиболее актуальных аспектов в развитии школьной системы. Богатый выбор предметов в общеобразовательной политехнической средней школе позволяют создать условия для развития самых различных способностей. Имеющиеся у студента задатки можно обнаружить только в том случае, если он занимается тем, к чему у него есть склонность. Нельзя забывать о том, что это студенты, не имеющие специального художественного образования. Занятия, проводимые на основе учебных планов, имеют то преимущество, что они организуют и стимулируют деятельность обучающихся во многих областях. При этом каждый может развивать свои способности в рамках обычных занятий. Возможности диагноза помогают установить достигнутый уровень их развития и дать указания, касающиеся дальнейшего стимулирования способностей в овладении различными способами художественной выразительности при работе над композицией рисунка.
Вместе с тем не следует смешивать понятия «техника рисунка» и «манера». Манера — это почерк автора, который связан с его темпераментом, характером. Манера присуща каждому своя.
Существует множество технических приемов работы карандашом, сангиной и другими материалами. Овладеть определенной техникой рисунка студент может только в процессе упорных и длительных занятий.
Каждый вид техники имеет свои специфические особенности, и студент должен знать, что можно извлечь из угля, сангины, карандаша и как одним и тем же материалом можно добиваться различных эффектов. Например, работая углем или сангиной, студент может применить различную технику рисунка: в одном случае ограничиться только тоновой лепкой формы, в другом — сочетать тон со штрихом.
Перо, наоборот, дает тонкую, нежную линию и позволяет прорисовать детали. Кроме того, работа пером с самого начала приучает студентов внимательно относиться к делу, наносить линии очень обдуманно и с большим расчетом, так как малейшее невнимание влечет искажение формы, а при исправлении рисунка — грязь и кляксы. Перо дисциплинирует студента, не дает ему возможности думать о постороннем, рука приобретает легкость движений, вырабатывается мастерство и виртуозность. В процессе выполнения краткосрочных упражнений (набросков, зарисовок) хорошо применять сразу несколько материалов, например, сочетать уголь, мел и сангину; сангину, угольный карандаш и перо; соус
и угольный карандаш. Технические приемы работы сразу несколькими материалами открывают широкие возможности для творческих поисков.
Овладевая техникой, приобщаясь к творчеству, необходимо научиться правильно пользоваться рисовальными материалами. Например, при работе карандашом не следует затирать рисунок пальцем, так как это приводит к излишней черноте, рисунок становится грязным и маловыразительным. При такой технике работы тон в тени делается глухим, не дает нужной прозрачности и теряет свою свежесть. Для карандаша более характерны четкие, ясные, чеканные рисунки.
Говоря о техническом мастерстве, мы имеем в виду прежде всего те средства выражения, с помощью которых студент творчески ищет в рисунке наибольшего эффекта, наибольшей выразительности. Художественная форма может быть выражена самыми различными техническими приемами. Задача учебного рисунка — раскрыть учащимся эти технические приемы, показать, какие приемы уже себя оправдали на практике. Так, например, для графитного карандаша более характерна штриховая техника рисунка, что мы видим у художников старой академической школы; для угля, соуса, сангины — широкая, живописная прокладка тона. В то же время нельзя впадать и в другую крайность: отдавать предпочтение только какому-то одному способу выполнения рисунка. Тот способ, та техника, которую применяет студент по своей инициативе, в соответствии с собственным замыслом, может быть так же хороша, а иногда и лучше, чем та, которую ему предлагает педагог. В этом отношении со стороны педагога должны быть проявлены известная педагогическая гибкость, такт, умение направлять индивидуальные особенности ученика в нужное русло.
Не следует педагогу довлеть над учеником, заставлять его работать в той манере, в какой работает он сам. Очень часто педагог, поправляя рисунок, показывает не технику работы, а манеру: сделав небольшую часть рисунка, он предлагает ученику продолжать его в той же манере, как начал сам, и если замечает, что ученик начал работать в другой манере, то прерывает работу и снова начинает переправлять рисунок ученика в своей манере. Такой метод работы преподавателя подавляет творческую инициативу ученика, не дает возможности развиваться его природным способностям.
Для того чтобы помочь обучающемуся приобрести навыки в рисовании и мастерство, необходимо давать ему специальные задания на упражнение руки, глаза и мышления. Критерии, определяющие эффектность упражнений, следующие: направленность упражняющегося на повышение качества деятельности, стремление с каждым разом работать все лучше; учет результатов и понимание причин ошибок, допущенных в каждом действии; самоконтроль обучающихся; постепенный переход от менее сложного к более сложному, но посильному; правильное распределение повторения во времени (оно должно быть не слишком частым, чтобы не утомлять обучающегося, и не слишком редким, чтобы не разрушились образующиеся связи; сначала повторение должно быть чаще, но к концу обучения может становиться реже) [3].
Выработка технических приемов работы тесно связана с деятельностью нервной системы и головного мозга. Художник отрабатывает автоматизм действий руки так же, как пианист, который после долгих лет упражнений не делает усилий, чтобы
следить за правильной последовательностью движения пальцев в пассажах.
Многолетняя педагогическая практика показывает, что почти у каждого педагога в начале учебы выявляется группа очень талантливых и способных студентов. Затем число их все время уменьшается, а к концу остаются один-два человека. И, наоборот, из студентов, на которых педагог не возлагал особых надежд, сформировалась группа хороших, мастеровитых рисовальщиков. Это говорит о том, что рост художника, развитие его творческих способностей зависит не только от его природной одаренности, но, в большей степени, от его упорной и систематической работы над собой.
Не меньшую роль здесь играет правильная организация учебных занятий и методическое руководство ими. Это особенно надо иметь в виду студенту педагогического института. Овладевая техникой рисунка, основами изобразительного искусства, он обязан одновременно готовить себя и к педагогической деятельности. Это основная и конечная цель занятий на факультете педагогики и методики начального обучения пединститута. Будущий педагог должен уметь правильно организовать учебные занятия, знать научные положения современной психологии и физиологии, с помощью которых можно найти более эффективные методы работы с учениками.
В развитии творческих способностей, приобретении мастерства, свободы и легкости выполнения рисунка большую роль играет чувство ритма. Ритмичные движения руки способствуют более легкому и свободному, а следовательно, и быстрейшему выполнению рисунка. Беспорядочные, неритмичные движения сковывают руку художника. И. М. Сеченов доказал, что не может быть сомнения в том, что так называемая сноровка, приобретаемая упражнениями, заключается отчасти в умении попадать в настоящий темп рабочих движений данного вида [4].
Соблюдение ритма в работе способствует не только совершенствованию технических навыков штриховки и тушевки, но и правильному и изобразительному построению изображения. Начинающий, рисуя куб или призму, часто не может добиться правильного и четкого изображения конструктивной основы формы. Линии в рисунке получаются кривые, плохо соблюдается параллельность между гранями. Когда же ученик, соблюдая ритм движения руки, начинает рисовать одновременно все вертикальные линии, затем грани боковых сторон, рисунок получается более четким.
Однако развитие технических навыков не должно совершаться в отрыве от научного образования и эстетического воспитания. Работа руки, ее действия должны быть подчинены велению разума, рука должна повиноваться рассудку, так же как повинуется язык при разговоре нашему мышлению. Успех творческой деятельности зависит от четкой координации мыслительных и двигательных процессов. Техника рисунка — это средство художественного выражения мысли. Как в литературе писатель словами выражает свои мысли и чувства, так и в рисунке художник каждым штрихом, линией, пятном передает зрителю свое суждение о сущности предмета. Работа руки — это работа ума рисующего. Технический прием не что иное, как передатчик мысли рисующего [5].
Основой развития творческих способностей и мастерства является сознание. Даже самое простое наложение штриха на рисунке связано с работой
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011
ума (штрих по форме). Только сознательно вырабатывая у себя технические навыки, можно постепенно подойти к более сложным действиям, к творческому использованию приобретенных навыков. А для этого мы должны приучить мозг и руку работать одновременно.
Обучать какой бы то ни было технике изобразительного искусства, отделив ее от работы мозга, от процесса познания того, что изображаешь, было бы бесплодной потерей времени. Верно положенный штрих, верно воспроизведенная линия — это правильно понятая форма, правильно понятый объем.
К этому надо добавить, что творческая деятельность рисующего связана, прежде всего, с визуальным восприятием, а оно, как указывают психологи, является главным психическим процессом, который регулирует творческую деятельность человека. Зрительное восприятие — это источник получения необходимой информации для рисовальщика. Отсюда задача педагога ориентировать ученика на активное восприятие натуры, давать ему конкретную целевую установку при выполнении того или иного этапа работы над рисунком.
Исследования показывают, что развитию творческих способностей мешают страх за успех в работе, чрезмерная самокритичность, лень. Внимательное наблюдение за обучающимися дает возможность педагогу правильно подойти к каждому из них, применить соответствующее воздействие. Как показывает практика, успеху в творческой деятельности благоприятствует поощрение педагогом своих учеников, творчески доброжелательный микроклимат на занятиях, обстановка взаимного уважения учителя и ученика. Однако метод поощрения оказывается действенным только в том случае, если эмоциональное отношение, увлеченность сочетаются с волевой собранностью обучающегося, работоспособ-
ностью, самокритичностью. Поскольку при работе над наброском разрешается использовать различные материалы: карандаш, уголь, тушь, перо, кисть, соус (сухой и мокрый), рисующие начинают проявлять свою творческую инициативу по-разному. Чтобы успешно руководить своими студентами, педагогу надо учитывать индивидуальные особенности каждого из них. Каждый обучающийся требует к себе особого подхода, и только учитывая это, педагог может добиться большого эффекта в развитии творческих способностей.
Библиографический список
1. Герчук, Ю. Ю. Основы художественной грамоты / Ю. Ю. Герчук. — М. : учебная литература, 1998. — 285 с.
2. Карнилова, С. Уроки изобразительного искусства для детей 5 — 9 лет / С. Карнилова, А. Галанов. — М. : Айрис пресс Рольф, 2000. — 410 с.
3. Платонов, К. К. Психология процессов художественного
творчества / К. К. Платонов. — Л., 1980. — 400 с.
4.Ростовцев, Н. Н. Развитие творческих способностей / К. Платонов. — М. : Просвещение, 1987. — 385 с.
5. Павлик, К. Б. Изобразительное искусство в начальной школе / К. Б. Павлик. — М. : Флинта, Наука, 1999. — 200 с.
ФОМИНА Татьяна Николаевна, старший преподаватель кафедры «Архитектура и дизайн» Инновационного евразийского университета, соискатель по кафедре «Изобразительное искусство и теория его преподавания» Омского государственного педагогического университета.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.09.2011 г.
© Т. Н. Фомина
Книжная полка
Карпухина, В. Система лечения позвоночника доктора Бубновского и другие методики / Виктория Карпухина. - М. : АСТ, 2011. - 182 с. - ISBN 978-5-17-072287-7.
Значительную помощь в лечении позвоночника мы можем оказать себе сами — и задолго до появления болезни! Эта книга написана человеком, который помог себе сам. Перед вами бесценный опыт выздоровления. В основе этого метода — работа по системе Бубновского. Эта простая, но эффективная методика творит реальные чудеса. Помимо упражнений С. М. Бубновского вы найдете в книге множество советов из других систем и методик. Советов, которые облегчают боль, лечат, предотвращают болезни.
Рубинштейн, С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике : учебное пособие для вузов / С. Я. Рубинштейн. - М. : Психотерапия, 2010. - 384 с. -
Гриф МО РФ. - ISBN 978-5-903182-70-1.
В 2 кн. Кн. 1: Практическое руководство; кн. 2: Приложение (стимульный материал). Приложение: в 2-х кн.
Книга представляет собой методическое руководство по применению экспериментальных методик исследования психики человека (сенсомоторной сферы, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы). Приведено подробное и исчерпывающее описание 34 практических методик, изложены принципы построения экспериментальных методик патопсихологии и роль экспериментального метода в изучении психики здоровой и отклоняющейся личности. Написанная классиком отечественной психологии, эта книга является единственным на сегодняшний день профессиональным руководством по использованию психологических методик на практике. Для психологов, психиатров, дефектологов, невропатологов.