УДК 741
ФОРМИРОВАНИЕ ТИПОВЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ НА 1-м ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ РИСУНКУ С НАТУРЫ
© Александр Г ригорьевич ПЛАХОТНИКОВ
Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры общей и педагогической психологии, e-mail: [email protected]
Представлены цель формирования развивающих способностей и навыков студентов по рисунку как будущих учителей изобразительного искусства; задачи учебно-воспитательных основ развития на первом этапе обучения студентов деятельному восприятию при рисовании с натуры. Разработана схема первого этапа развивающего обучения студентов рисунку с применением метода развития художественного видения.
Ключевые слова: рисунок с натуры; деятельное наблюдение; художественное видение; типовые формы занятий; формирование; развитие; методы; способы.
Целью преподавания основ изобразительной грамотности по рисунку является формирование развивающих способностей и навыков студентов как будущих учителей изобразительного искусства.
В процессе изучения основ изобразительной грамотности по рисунку будущий учитель изобразительного искусства (ИЗО) должен овладеть профессиональными знаниями, умениями и навыками. Учебновоспитательные задачи основ изобразительной грамотности по рисунку следующие:
- вооружить обучающего студента знаниями принципов, методов и приемов учебно-воспитательной работы со школьниками на уроках изобразительного искусства;
- определить последовательность в программном обучении студентов рисунку по этапам обучения;
- дать студентам практические знания, умения и навыки, необходимые для успешной педагогической деятельности (знание технологии и особенностей графического изображения и т. д.).
Какие бы методы развивающего обучения - активности, интенсивности или проблемные - ни применялись для повышения эффективности вузовского обучения, важно создать такие психолого-педагогические условия, в которых студент может занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности.
В эффективном обучении студентов рисунку необходимо развивать: во-первых, видение рисующего студента, его наблюда-
тельную деятельность; вторым необходимым формирующим свойством в развитии художественных способностей рисующего студента является воображение в процессе его мыслительной деятельности; третьим неотъемлемым качеством в эффективности обучения рисунку студентов является развитие образного мышления при формировании практической деятельности в процессе рисования тематической композиции.
Необходимыми условиями в развитии навыков рисования у студентов при обучении основам изобразительной грамотности по рисунку являются:
- выполнение систематических набросков и зарисовок, разнообразных по своему назначению;
- максимальное использование многообразия графического материала в рисунке;
- активное использование художественно-выразительных средств (линии, комбинации штриховых линий, пятна, ритма, контраста, симметрии и асимметрии, пропорций, тона, светотени, выделение зрительного центра и т. д.).
Для развития художественных способностей в обучении основам изобразительной грамотности по рисунку необходима следующая последовательность.
1. Развитие видения конструктивной основы рисунка способом линейного изображения.
2. Формирование знаний пропорциональных решений при компоновке - размещение изображаемого объекта на листе бумаги.
3. Формирование знаний линейной и воздушной перспективы и их применение в рисунке.
4. Развитие воображения в процессе мыслительной деятельности рисующего студента в создании объема и формы изображаемых предметов способом нанесения комбинаций штриховых линий.
5. Развитие образных представлений в процессе формирования рисунка тематической композиции.
6. Развитие способностей студента в рисунке натюрморта как будущего учителя изобразительного искусства.
7. Формирование систематического отношения к выполнению студентами зарисовок в самостоятельной работе как необходимого условия в развитии чувства восприятия рисующих и характерных особенностей изображаемого объекта.
8. Формирование принципов построения рисунка интерьера и фасада зданий с помощью линейной перспективы и последующей моделировкой рисунка в тоне.
9. Необходимость формировать знание анатомического строения фигуры человека посредством изучения и выполнения зарисовок и набросков с натуры.
10. Будущий учитель изобразительного искусства должен прочно усвоить правильное выполнение рисунка с натуры, научиться анализировать натуру, свой рисунок и рисунки других студентов, выделять главное в изображении, а также наиболее целесообразно использовать многообразие выразительных средств в рисунке.
Типовые формы и методы проведения занятий по рисунку могут быть очень разнообразны и по форме, и по содержанию.
Введение нового материала в теоретическую и практическую деятельность рисующего студента необходимо осуществлять в поисково-коммуникативных и исследовательских методах развивающего обучения.
В развивающем обучении педагогическое воздействие опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных обучаемых. В данном случае обучаемый - полноценный субъект деятельности на всех этапах обучения. Каждый этап вносит специфический вклад в развитие личности. «В деятельности целепологания воспитывается свобода, целеустремленность,
достоинство, честь, гордость, самостоятельность; при планировании - инициатива, творчество, организованность, самостоятельность, воля; при реализации целей - трудолюбие, дисциплина, активность, мастерство; на этапе анализа формируются отношения, ответственность и критерии оценки» [1, с. 168-176].
Оценка уровневой подготовки студентов по рисунку может быть проведена как в форме аналитического просмотра работ, так и в форме дискуссий и бесед по выявлению интеллектуальных способностей студента. Для выявления способностей в поэтапной подготовке, как практической, так и теоретической уровневой, студентов в рисунке необходимо проводить анкетирование и тестовые срезы по определению валидности знаний, умений и навыков будущего учителя ИЗО.
Первый тип занятий. На каждом занятии 1-го этапа обучения рисунку в форме диалога проводится вводная беседа по новой теме. Обучение студентов искусству рисунка обычно начинается с изображения геометрических тел, выявления сходства или отличия формы рисуемых предметов, анализа строения формы предметов. На первых занятиях по рисунку каркасных геометрических тел (куб, шар, цилиндр, призма, пирамида, конус) учебная задача для студентов ставится в освоении применяемого в рисунке известного метода конструктивно-линейного рисунка сквозного способа изображения, позволяющего рисующим в сквозных прорисовках лучше уяснить характерные отличия в строении формы, ее конструкции. Для успешного выявления объемов и их характерных особенностей конструктивно-линейного рисунка при обучении основам изобразительной грамоты большую роль играет восприятие рисующего студента.
«Благодаря удивительной способности человеческого восприятия, - указывает
Н.М. Сокольникова, - мы можем остановить мгновение, запечатлев в рисунке изменчивые формы предметов. Почему это возможно? Оказывается, в течение нашей жизни накапливается представление о разнообразных формах, и порой глазу достаточно лишь намека, точки, пятна или неясного силуэта, чтобы узнать в них знакомые предметы» [2, с. 22].
Сложные формы обычно представляют собой комбинацию различных поверхностей
(плоских, выпуклых и вогнутых). Поэтому их необходимо показывать, объяснять студентам как комбинирующие, имея в виду, что данный объект учебной постановки представляет сумму геометрических тел, классифицирующихся как граненые или круглые. При объяснении студентам последовательности изображения конструктивно-линейного рисунка необходимо обозначить проблему рисунка сквозного способа изображения, заключающуюся в следующем: за внешними очертаниями предмета необходимо увидеть его конструкцию, а затем в рисунке передать форму предмета в реалистическом изображении.
Взаимодействие между студентами и преподавателем, наряду с предметно-практической деятельностью, - есть главные факторы развивающего обучения в вузе. Человеческие взаимоотношения, в том числе и в учебном процессе, должны строится на субъект -субъектной основе, когда обе стороны общаются на равных как личности, как равноправные участники процесса общения. «При соблюдении этого условия устанавливается не межролевой контакт «преподаватель -студент», а межличностный контакт, в результате которого и возникает диалог, а значит, и наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого» [3, с. 317].
При коммуникативном диалоге студентов в форме «зрителя» задача преподавателя заключается в выявлении выразительности формы, ее художественного восприятия студентами, которое важно для рисующего студента как основа развития изображаемого видения, формирующего линейно-конструктивный рисунок студента.
Известный художник - педагог Д.Н. Кардовский, анализируя рисование как учебный предмет, писал: «К рисунку можно подходить со школьной этюдной стороны и со стороны творческой, т. е. собственно искусства. В области преподавания рисунка основной задачей является изучение построения форм на плоскости графическими средствами по законам природы, как зрительно мы ее воспринимаем. Это есть основная задача при изучении рисунка» [3, с. 317].
С первых занятий преподаватель формирует последовательность в работе рисующих
студентов, при объяснении ставит проблемные задачи в определении размера, пропорций будущей компоновки в рисунке, ее пространственного положения при помощи направляющих перспективных линий (лучей схода).
На 1-м этапе обучения рисунку преподавателю необходимо обращать внимание рисующих студентов на принципы построения изображаемых предметов в линейной перспективе. Важность принципов построения изображаемых предметов в последующем обучении закрепляется в примерных вопросах. Серия занятий, проводимых в части деятельного наблюдения на 1-м этапе обучения студентов, выявила следующие методы развития восприятия:
- метод развития наглядного изучения;
- метод сенсорно-осязательного развития;
- метод аналитического развития.
Совокупность восприятия трех компонентов развивающих способностей студентов составляет зрительную способность -«видение» студентов, которое помогает:
- визуальному наблюдению студентов (сопоставлять и сравнивать изображаемые предметы) на 1-м этапе обучения, что дает возможность строить развивающее обучение в области визуального восприятия изображаемого объекта;
- сенсорно-осязательным ощущениям студентов (осязание и чувственные характеристики), которые в совокупности с анализом развивают чувственное восприятие изображаемого объекта;
- аналитической способности в деятельном наблюдении студентов, развивающем умение анализировать изображаемый объект и представляющем область аналитического восприятия.
В ходе поэтапного структурирования и проведения типовых форм занятий на каждом из трех этапов реализовывались методы развивающего обучения, которые на каждом отдельном этапе имеют свое формирующее значение. Ниже схематически представлены методы развивающего обучения конструктивно-линейному рисунку на основе сквозного способа изображения, применяемые на первом этапе (рис. 1).
Формирование
деятельного
наблюдения
Рис. 1. 1-й этап развивающего обучения студентов рисунку с применением метода развития художественного видения
В соответствии с выделенными в теоретической части исследования методиками обучения рисунку было выявлено, что показателем успешного применения методов развивающего обучения рисунку на первом этапе обучения является степень освоения линейного способа изображения. Поэтому языком выразительных средств на первом этапе обучения рисунку является линия, она - самое активное средство графического изображения. Было определено, что качество рисунка выше там, где используются условия развивающего обучения в овладении пластичностью линии, ее возможностями выявления характерных особенностей, с помощью различных графических материалов, будь то карандаш, уголь, художественный соус, сангина или тушь-перо [4, с. 5].
По мнению B.C. Кузина, «...одним из успешных условий обучения изобразительному искусству является умелое объяснение и показ последовательности выполнения рисунка. Это означает, что проводить детальный и обстоятельный анализ особенностей натуры (ее пропорций, конструктивного строения, перспективного сокращения, цвета и т. п.) и показывать последовательность выполнения
рисунка следует чаще в начале учебного года и при рисовании некоторых особенно сложных объектов, а также в самом начале выполнения совершенно новых видов рисунка (натюрморт, гипсовые предметы, наброски)» [4, с. 5].
В целом, развитие визуального, осязательно-сенсорного и аналитического восприятия становится осознанным «видением» рисующих студентов.
Способность «видеть» предметы через конструктивно-линейный рисунок сквозного способа изображения нами характеризуется как «ведущая деятельность» развивающего обучения на 1-м этапе.
Развитие видения студентов является необходимым компонентом выразительности в изображении формы предметов.
Выразительность формы - очень важный момент в развитии восприятия и видения студентов на 1-м этапе его обучения рисунку. Свойство видения зависит от способностей студентов в самостоятельно-осознанной форме воспринимать внешние очертания предмета, который необходимо увидеть как конструкцию линейного рисунка сквозного способа изображения, а затем построить
форму предмета в виде упрощенных геометрических тел, фигур или плоскостей, усложняя ее до полного реалистического изображения.
«Педагогу необходимо направлять рисующих студентов на процессы анализа и синтеза - процессы расчленения целого на части и обратного воссоединения их в единое целое» [4, с. 5]. Такой порядок изложения и рассмотрения фактов, установленный
Н.Р. Ростовцевым - от целого к детали и от детали к целому, - всеми педагогами признан наилучшим.
Эффективная реализация линейного рисунка становится возможна после проведения серии практических занятий, тренирующих руку студентов и глазомер. При таком изображении зрение (глаза студентов) сосредотачивается на объекте, а рука тем временем выводит: графическим материалом характерные особенности изображаемых предметов. Отрывать карандаш от бумаги студенты могут только тогда, когда им необходимо перейти к другой части рисунка. Затем, и только затем, они могут бросить взгляд на рисунок, чтобы убедиться, что делают правильный переход.
Следующую серию в развитии кисти руки студентов и их глазомера необходимо проводить в постоянном поворачивании изображаемого объекта, изменении ракурсного положения, изменении точки зрения студентов по отношению к изображению. Постоянно изменяющиеся характеристики в процессе исполнительской практики приводят к эффективным результатам, особенно при зарисовках и набросках, а также в движении, когда механизм двигательных способностей кисти руки слит воедино с восприятием студентов и их аналитической способностью, что, в конечном счете, является эффективным методом в реализации задач 1-го этапа в деятельном наблюдении.
Занятия по предложенной нами модели педагогических условий способствуют созданию субъект-субъектных отношений студентов и преподавателя, позволяющих более осознанно подойти к освоению процесса деятельного восприятия на 1-м этапе обучения студентов, состоятельному анализу и изображению предметов с натуры. Подтверждением тому является анализ, проводимый на 1-м курсе 1-го этапа обучения студентов ви-
зуальному восприятию и их художественному видению.
Коммуникативный способ проводимого анализа изображаемых предметов, обсуждение их свойств, качеств, а также анализ рисунков, где каждый студент мог обсуждение рисунка проводить в качестве зрителя, художника и будущего педагога, дает более эффективные результаты. При коммуникативной форме занятий повышался аналитический уровень суждений рисующего студента и его видения. Одновременно происходит интенсивное освоение важнейших умений студентов в коллективном диалоге -через аргументированное выражение своих мыслей и умение находить ошибки как в чужих работах, так и в своих.
Вот что по этому поводу высказывает коллектив педагогов Ростовского педунивер-ситета: «Исследование коммуникативных
субъект-субъектных отношений в части педагогического общения показало, что педагогическое воздействие должно быть систематическим и непрерывным, переходя от учебно-ориентированного к научно-поисковому, от официально-регламентированного к неофициально-доверительному» [5, с. 41].
Как выяснилось, успешному усвоению знаний и умений рисующих студентов способствовали занятия по рисунку, проходившие в форме коммуникативных отношений студентов и педагога, совместного сотрудничества в совершенствовании творческих и интеллектуальных возможностей.
Идея о развивающей роли обучения была предложена еще К. Д. Ушинским. В основе предложенных им методов обучения лежат два главных - синтетический и аналитический. Сочетание этих методов обучения обеспечивает, по мнению К.Д. Ушинского, «связь развивающего влияния содержания обучения и умственной активности учащихся». Ученый настаивал на представлении ученику возможности разнообразных наблюдений в процессе обучения, т. к. «чем больше впечатлений от внешнего мира получает сознание, тем оно развитее» [5, с. 41].
Занятия по рисунку, проводимые в форме коммуникативных отношений, выявили следующее:
1) в процессе коллективного диалога происходит информационный обмен знаниями по изобразительному искусству;
2) в процессе коллективного диалога, проводимого студентами и преподавателем для обмена мыслей и чувств в сфере происходящих событиях в рисунке, занятия должны быть эмоционально насыщены коллективными переживаниями, состраданиями и радостью за успех сокурсников.
В табл. 1 приводится сопоставление методов традиционного и развивающего обучения в области деятельного наблюдения, в части развития «видения» студентов.
В процессе совместной деятельности студентов и преподавателя на занятиях по рисунку необходимо воплощать отношения ответственной зависимости. Поэтому в процессе совместной деятельности актуализируются механизмы воздействия на группу студентов через референтное лицо, механизм идентификации, который способствует переживанию студентом чужих тревог, радостей и потребностей как своих собственных.
В этой связи педагогический коллектив Ростовского педагогического университета видит «...необходимость создания определенной структуры занятий для продуктивного усвоения учебного процесса», которая должна состоять из трех этапов.
1. Ориентировочный этап: восприятие, анализ, воспроизведение, прогнозирование, составление плана.
2. Исполнительский этап: попытка решения задач на основе известных способов,
переконструирование плана решения, нахождение нового способа.
3. Контрольно-систематизирующий этап: решение задач новым способом, проверка решения, введение полученного знания (способа) в имеющуюся у студента систему, выход на новые проблемы [1, с. 168-176; 5, с. 41].
Таким образом, состоятельность и эффективность реализации обучения рисунку на 1-м этапе определяется развитием «видения» студентов в изображении способом конструктивно-линейного рисунка.
При обучении основам изобразительной грамотности по рисунку линейно-конструктивным способом изображения на 1-м этапе развивающего обучения студентам можно предложить следующие вопросы.
1. Зачем необходимо проводить геометрический анализ формы предмета?
2. Какую роль в строении формы предмета играет конструкция?
3. По каким внешним признакам различают формы предметов?
4. С чего следует начинать построение формы предмета в рисунке?
5. Что необходимо изображать в рисунке для передачи объемной формы?
6. Каково значение фона в рисунке?
7. Есть ли каркас у круглых предметов?
8. Какие виды оптических иллюзий Вы знаете? Как эти знания могут Вам пригодиться в творческой работе над композицией?
Таблица 1
Сравнение традиционных и развивающих методов обучения студентов рисунку
на 1-м этапе
Методы обучения Традиционные методы Методы развивающего обучения
1.Объяснительноиллюстративный а) объяснительный: - словесно объяснительный (рассказ, беседа); б) иллюстративный: - наглядно-демонстрационный (показ, демонстрация) а) объяснительный: - информационно-эвристический; - проблемного изложения; - коммуникативно-дискуссионный; б) иллюстративный: - информационно-рецептивный; - наглядно-исследовательский
2. Практический а) наглядно-практический: - преподавательский рисунок на доске; - преподавательский рисунок на полях студенческого рисунка; - исправление студенческого рисунка а) наглядно-практический: - проблемно-поисковый (изучение техники и стиля рисунка); - репродуктивно-продуктивные (задачи преподавательского рисунка); - проблемно-поисковый (совместно с преподавателем)
1. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1968.
2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его проведения в начальной школе. М., 1999.
3. Педагогика и психология высшей школы. Ростов н/Д, 2002.
4. Лифинцева Н.И. Развивающее обучение и личность ребенка. Из опыта работы Курской школы - педгимназия № 4. Курск, 1996.
5. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., 1983.
Поступила в редакцию 12.10.2011 г.
UDC 741
FORMATION OF TYPICAL FORMS OF EMPLOYMENT AT 1ST GRADE LEVEL STUDENTS TO DRAWING FROM NATURE
Aleksander Grigoryevich PLAKHOTNIKOV, Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russian Federation, Candidate of Education, Associate professor, Candidate for Doctoral Degree of General and Pedagogical Psychology Department, e-mail: [email protected]
The article presents the purpose of formation of developing abilities and skills of students on drawing as future teachers of the fine arts; problems educational bases of development at the first grade level of students to active perception at drawing from nature. The scheme of the first stage of developing training of students to drawing with application of a method of development of art vision is developed.
Key words: drawing from nature; active supervision; art vision; typical forms of employment; formation; development; methods and ways.