УДК 741
ФОРМИРОВАНИЕ ТИПОВЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ НА 1-м ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ РИСУНКУ С НАТУРЫ
© Александр Г ригорьевич ПЛАХОТНИКОВ
Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры общей и педагогической психологии, e-mail: [email protected]
Представлена цель формирования развивающих способов обучения рисованию студентов объемной формы изображения; направление (бакалавр) по специальности: учитель изобразительного искусства. Задачи обучения студентов объемному изображению окружаемого мира в рисунке при помощи последовательной моделировки рисунка в тоне, научить передаче объема, формы и фактуре изображаемых предметов художественными и педагогическими средствами. Разработана схема на 2-м этапе развивающего обучения студентов рисунку по памяти с применением методов развивающего обучения рисованию по воображению.
Ключевые слова: второй тип занятий; деятельное мышление; рисунок по памяти; развитие; диалог; воображение; субъект-субъектные взаимоотношения.
На втором типе занятий при обучении студентов рисунку по памяти с применением методов развития мыслительной деятельности и воображения формирующей целью является передача объема и формы изображаемых предметов.
Второй тип занятий проходит в форме диалога «художник» (студенты взаимодействую друг с другом и преподавателем). Рисующие студенты при обмене художественной информацией узнают, что изображение предметов во многом зависит от их освещенности, усваивают особенности фронтального, бокового и контроажурного освещения, а
также распределение светотени на предмете посредством нанесения комбинаций штриховых линий, способствующих моделированию предметов в тоне, передавая их объем, форму и фактуру изображаемого мира. Когда лучи света падают на поверхность предмета под прямым углом, то образуется самое светлое место на предмете; там, где лучи света падают на поверхность предмета лишь скользяще, образуется полутень места, куда свет не попадает, называются тенью. Тень, находящаяся на предмете, является собственной тенью объекта. Тень, падающая от предмета, называется падающей тенью. Отраженные
лучи света от блестящих предметов попадают под прямым углом на сетчатку глаза рисующего студента, который видит самое яркое место в изображаемом объекте, это называется блик. Отраженные лучи, попадающие в теневую часть, образуют рефлекс. Градации света и тени создают в рисунке светотеневые переходы с помощью нанесения комбинаций штриховых линий (вертикальных, горизонтальных, наклонных, радиальных, доминирующих). Рисующие студенты создают абстракцию объема и формы предмета в графическом изображении рисунка.
Типовые занятия в форме диалога «художник» на втором этапе обучения способствуют развитию поисково-исследовательского направления, развивающего воображение рисующего студента, его мыслительную деятельность. Еще К.Д. Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» писал, что «важнейшие положения, характеризующие развитие отдельных возрастных периодов, которые связываются с процессами внимания, ассоциации представлений, памяти, воображения, чувствования, воли» [1], являются периодом отрочества.
В процессе обучения студенты познают назначение и последовательность нанесения комбинаций штриховых линий, с помощью которых выполняется вся дальнейшая моделировка в тоне:
- комбинации вертикальных штриховых линий удаляют изображаемые предметы;
- комбинации наклонных штриховых линий усиливают динамику в рисунке;
- комбинации горизонтальных штриховых линий приближают изображаемые предметы;
- доминирующие штриховые линии, нанесенные по форме, усиливают форму и характерные особенности изображаемого предмета;
- комбинации радиальных штриховых линий усиливают структуру поверхности предмета.
В процессе изображения рисунка в тоне типизация занятий способствует развитию вестибулярно-двигательного опыта моторики руки рисующего студента, мыслительной деятельности, увеличению потенциала аналитических способностей. «Рисование по памяти существенно влияет и на процесс рисования с натуры. В тех классах, где дети
часто рисуют по памяти и представлению, рисунки с натуры, как правило, отличаются выразительностью, правильной передачей конструкции, пространственного положения, объема, светотени, цвета изображаемых предметов» [2, с. 80].
В целом, коммуникативная форма диалога «художник» развивает воображение у рисующих студентов в рисунках по памяти.
Второй этап обучения студентов (бакалавр) по специальности «учитель изобразительного искусства» рисунку состоит из совокупности методов:
- метода словесно-логического мышления;
- метода продуктивного мышления;
- метода креативного мышления;
- метода диалектического мышления.
В комплексе перечисленные выше методы мышления приумножают опыт рисующего студента, способствуют развитию умений рисовать по памяти и воображения.
На втором этапе развивающего обучения студентов рисунку отрабатывалась и реализовалась схема метода развивающего обучения рисунку по памяти и воображению, где формирование объемного пространства в рисунке зависит от развития деятельного мышления рисующего студента.
Как показано на рис. 1, на втором этапе формирующего эксперимента реализовались способы и методы развивающего обучения, формирующие деятельное мышление: метод развития словесно-логического мышления, способствующий формированию продуктивного мышления рисующего студента; метод развития способности рисующего студента видеть побочные результаты нового, определяющий интеллектуальный уровень активно -сти и креативности мышления; метод разностороннего изучения изображаемого мира, способствующий развитию диалектического мышления.
В целом, указанные способы словеснологического, продуктивного, креативного и диалектического мышления позволяют анализировать объемно-пространственное изображение рисунка.
Показателем итогового уровня на 2-м этапе является художественное воображение, развивающееся на основе деятельного мышления, которое представляет собой активную ведущую деятельность в освоении рисунка с
натуры, по памяти и на базе образно-информационного моделирования.
Совокупность вышеуказанных методов мышления и составляет мыслительную способность «воображения» рисующих студентов.
1. Метод словесно-логического мышления дает поисково-исследовательской работе общий потенциал в развитии мыслительной деятельности студентов.
2. Метод продуктивного мышления дает обоснованность правильно выбранному направлению, увеличивает потенциал в коэффициенте продуктивного мышления студентов.
3. Метод креативного мышления предоставляет большую возможность в расширении опыта мыслительной деятельности студентов.
4. Метод диалектического мышления позволяет многопланово и всесторонне изучить проблемы мышления студентов.
В целом, развитие диалектического, креативного, продуктивного и словеснологического мышления обогащает опыт «воображения» студентов и способствует развитию метода деятельного мышления.
Задача исследования развития мышления студентов 2-3 курса состоит в том, чтобы раскрыть мыслительную деятельность как процесс развивающего обучения студентов и по возможности выявить его закономерности.
В исследовании мыслительной деятельности студентов, проводимой в форме коллективного диалога, анализа и синтеза, абстракции и обобщения, есть возможность вы-
ступать то в наглядно-образном плане, то в плане словесно-логических рассуждений студентов в их многообразных соотношениях. Благодаря такому анализу изображаемой натуры рисующие студенты учатся:
- продуктивно использовать мыслительную деятельность в развитии воображения;
- многопланово и объемно строить изображаемое пространство в рисунке;
- многообразно моделировать комбинации штриховых линий при создании объемно-пространственных форм изображаемых предметов;
- разнообразно использовать художественно-графические средства при изображении рисунка.
Наиболее характерной ошибкой рисующих студентов в процессе обучения рисунку является то, что, рисуя голову человека на 2-м курсе, они не касаются общих тоновых задач и изображения в целом. Таким образом, общие тоновые отношения в рисунке головы человека остаются невыполненными, а прорисовка отдельных деталей может привести к раздробленному изображению рисунка головы человека.
Студенты не целенаправленно, а скорее необдуманно берутся за прорисовку отдельных характерных особенностей изображаемой натуры и отдельных компонентов рисунка. Такой путь решения изобразительной задачи часто препятствует правильному изображению натуры.
Рис. 1. 2-й этап метода развивающего обучения с применением развития художественного воображения
Преодоление этих трудностей, как показало исследование учебных рисунков студентов (бакалавр) заключается в целенаправленном анализе изображаемой натуры, в выделении главного в рисунке и второстепенного. Искать характеристику натуры в самом главном, самом типичном - трудно. Поэтому нами был выбран коммуникативный способ анализа изображаемых объектов, который заключается в коллективной форме диалога «художник», помогающей дальнейшему рассмотрению опыта «воображения» рисующих студентов.
На основе проводимых исследований Л.С. Выготский установил, что развитие всякой психической функции, в т. ч. и творческого интеллекта обучающегося, проходит через зону ближайшего развития, когда учащийся умеет что-то делать лишь в сотрудничестве с взрослым, и лишь затем переходит на уровень актуального развития, когда изображение рисунка может выполнять самостоятельно. Выготский указывал: «...дети обучаются не тому, что они уже могут делать самостоятельно, а лишь тому, что они могут делать в сотрудничестве, в субъектных отношениях друг с другом, в дискуссии, в диспуте при координаторской деятельности преподавателя. Поэтому зона ближайшего развития является определяющей в отношении обучения и развития; и то, что студенты сегодня могут делать в этой зоне, т. е. в сотрудничестве, завтра они сделать сумеют самостоятельно и, следовательно, перейдут на уровень актуальной, эффективной реализации методов развивающего обучения студентов» [3, с. 5].
Сам процесс анализа реалистического изображения натуры - активный, творческий процесс, это сознательное и целенаправленное познание изображаемого объекта. Высоких ступеней изображения натуры можно достичь только в результате, как было сказано выше, совместного проведения студентами и преподавателем анализа изображаемого объекта, когда рисующий студент выступает и в качестве зрителя, и художника, и будущего учителя рисования.
Для того чтобы сквозь внешнюю форму увидеть строение и структуру изображаемого объекта, его объем, фактурные и прочие характеристики, требуется воображение.
Способность воображения изображаемых предметов при передаче объема и формы способом рисования по памяти нами характеризуется как «ведущая деятельность» развивающего обучения студентов на 2-м этапе.
На 2-м этапе обучения студенты (бакалавр) должны уметь дополнять видимое тем, чего они не видят, но хорошо знают о его наличии в структуре изображаемого объекта. Так, например, при рисовании с натуры, а затем по памяти головы человека студентом необходимо воображение для видения строения ее скелета. Нами разработана методика обучения студента рисованию с натуры и по памяти.
Процесс обучения строится следующим образом. Вначале студенты выполняют рисунок черепа человека с трех положений (анфас, профиль, три четверти), при этом проводится изучение всех характеристик рисования с натуры. Затем осуществляются зарисовки по памяти, причем в разном ракурсном повороте. Во время зарисовок по памяти возникают моменты, когда студент снова возвращается к рисунку с натуры и уточняет свой рисунок.
Вот что пишет по этому поводу B.C. Кузин: «Необходимым условием успешного
развития творческого воображения является постоянное накопление жизненных наблюдений и впечатлений, расширение и обогащение знаний и представлений. Значительный запас знаний, представлений, жизненных наблюдений позволяет легко комбинировать образы воображения, обусловливает их четкость, соответствие объектам действительности» [4].
Исследования рисунка по памяти показали, что комбинаций штриховых линий при рисовании с натуры, последовательность рисунка велась от детальной прорисовки головы человека к ее обобщению, а при рисовании по памяти студенты (бакалавр), как правило, начинали от прорисовки общего пятна тоновых отношений к детальной прорисовке конкретной формы головы человека [5].
В результате взаимодополняемых особенностей в технологии рисунка наметилась эффективная реализация развивающих методов обучения, которые представлены в табл. 1 в сравнении с традиционными методами.
Таблица 1
Сравнение традиционных методов обучения студентов рисунку с развивающими (на 2-м этапе обучения)
Методы традиционного обучения Методы развивающего обучения
1. Рисование с натуры. Задачи рисующих студентов (р. с.). - в процессе способов сравнения и сопоставлении отрабатывать навыки реалистического изображения рисунка Задачи преподавателя - объяснить, рассказать и показать («натаскать») рисованию с натуры 1. Рисование с натуры. Задачи р. с. - развить воображение: а) в процессе коммуникативных отношений в качестве зрителя, художника и будущего учителя рисования; б) в процессе субъективных отношений при совместном сотрудничестве с преподавателем Задачи преподавателя - а) организационно-информационные в ходе исследовательско-дискуссионного и аналитически-объяснительного проблемного изложения; б) преподавательский рисунок - эвристиче-ски-поисковый
2. Рисование по памяти. Задачи р. с. - рисование по памяти при обобщении рисунка в целом Задачи преподавателя - показать способы обобщения рисунка при его законченности 2. Рисование по памяти и воображению. Задачи р. с. - а) провести необходимый анализ рисования с натуры; б) зарисовки в разных разворотах по памяти отдельных частей черепа человека; в) зарисовки по памяти в целом головы человека с разных ракурсных положений Задачи преподавателя - а) направлять обучаемых на изучение скелетной основы черепа человека; б) направлять р. с. на последовательно-аналитическую работу в ходе поэтапного обучения рисунку и углубленного изучения мыслительной деятельности в процессе специализации р. с.; в) направлять аналитическую работу рисования по памяти и воображению в результате обобщения рисунка в целом при его законченности
Примерными вопросами при обучении студентов основам изобразительной грамоты по рисунку в моделировке объема и формы изображаемых объектов способом нанесения комбинаций штриховых линий на 2-м этапе развивающего обучения студентов рисунку могут быть следующие.
1. В какой последовательности необходимо рисовать натюрморт в тоне? Расскажите об особенностях штриховых линий, формирующих объем и форму изображаемых предметов.
2. Как передать в рисунке натюрморта окраску и фактурные свойства предметов?
3. Как влияет направленность освещения на светотеневую моделировку формы и общее тональное решение натюрморта?
4. Нарисуйте по памяти натюрморт из геометрических тел, который перед этим вы рисовали с натуры.
5. Поставьте перед собой несколько красивых предметов быта разнообразной формы и фактуры, мысленно составьте из них натюрморт и нарисуйте его.
6. Составьте натюрморт из предметов быта и сделайте несколько зарисовок с нескольких сторон.
7. В какой последовательности ведется рисунок головы человека с натуры и по памяти?
1. К. Д. Ушинский и современная школа: тезисы докладов Всероссийской научно-педагогической конференции. Курск, 1994.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
3. Выготский Л.Е. Педагогическая психология. М., 1999.
4. Восприятие и действие / Запорожец А.В. и др. М., 1967.
5. Зинченко П.И. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1996.
Поступила в редакцию 12.10.2011 г.
UDC 741
FORMATION OF TYPICAL FORMS OF EMPLOYMENT AT 2ND STAGE OF TEACHING OF STUDENTS TO DRAWING FROM LIFE
Aleksander Grigoryevich PLAKHOTNIKOV, Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russian Federation, Candidate of Education, Associate professor, Candidate for Doctoral Degree of General and Pedagogical Psychology Department, e-mail: [email protected]
The article presents the purpose of formation of developing ways of training to drawing of students of the volume form of the image; a direction (bachelor) on a speciality: the teacher of the fine arts. Problems of training of students to the volume image of the surrounded world in drawing by means of a consecutive modeling of drawing in tone to teach transfer of volume, the form and the invoice of represented subject’s art and pedagogical means are presented. The scheme at 2nd stage of developing training of students to drawing on memory with application of methods of developing training to drawing on imagination is considered. The table at 2nd stage of developing teaching of students to drawing by memory with use of methods of developing education to drawing by imagination is developed.
Key words: second type of lessons; active thinking; drawing by memory; development; dialogue; imagination; subject-subject relations.