УДК 741
ФОРМИРОВАНИЕ ТИПОВЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ НА 3-м ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ РИСУНКУ С НАТУРЫ
© Александр Г ригорьевич ПЛАХОТНИКОВ
Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры общей и педагогической психологии, e-mail: [email protected]
Представлена целью формирования развивающих способов обучения рисованию декоративной и тематической композиции по представлению; направление (магистр) по специальности: учитель изобразительного искусства; задачи учебно-воспитательных основ развития на 3-м этапе образного мышления в рисовании по представлению. Рассмотрена схема на 3-м этапе развивающего обучения студентов рисунку по представлению. Приведена таблица сравнения традиционных с развивающими методами обучения студентов рисунку на 3-м этапе: аналитического представления, по памяти отдельных деталей, представление новых ракурсных положений, представление новых деталей, припоминания изменений и поворотов в пространстве.
Ключевые слова: третий тип занятий; деятельное представление; воображение; диалог; развитие; художник-преподаватель; магистр.
Третий тип занятий по рисунку позволяет студентам выполнять рисунок тематической композиции по представлению.
Цель: занятие, посвященное рисованию по представлению, состоит в различных ракурсных изменениях, позволяющих эффективно развивать образное мышление, видение тематической композиции рисующим студентом, его пространственное воображение и умение применять в практической деятельности различными художественными материалами в графическом исполнении рисунка.
Задачи: типовую форму занятий при изображении тематической композиции в рисунке на 3-м этапе рекомендуется проводить в форме диалога «учитель рисования», когда рисующий студент увеличивает свой художественно-педагогический потенциал
непосредственно в качестве практиканта на педпрактике, где может выступать в роли учителя рисования. На педагогической практике происходит непосредственное обогаще-
ние художественно-педагогического опыта будущего учителя рисования. Формируются основные задачи личностной ориентации. Цель педагогической практики - профессионально-личностное развитие будущего учителя, владеющего навыками творческого педагогического мышления и профессионального поведения.
Основные задачи практикума студента -будущего учителя рисования:
- формирование собственных взглядов на различные концепции воспитания и обучения изобразительному искусству в современной школе;
- активизация потребностей будущего учителя в профессионально-личностном совершенствовании;
- формирование готовности принимать решения в интересах развития и саморазвития личности будущего учителя и готовности к педагогическим нововведениям в сфере образования, к овладению художественнометодическими средствами;
- развитие художественных умений и навыков в рисовании для успешного образовательно-воспитательного процесса;
- формирование способов исследовательского подхода к педагогическому процессу в системе типовых занятий, коммуникативных отношений будущего учителя с учащимися общеобразовательных школ;
- формирование единства теоретической и практической подготовки на всех этапах обучения;
- формирование профессионально-личностного подхода, предполагающего дифференцированное развитие индивидуальных возможностей студента в творческом овладении педагогическими умениями для становления стиля в изобразительной деятельности по рисунку;
- системный подход к формированию навыка и педагогически-художественных качеств.
На 3-м этапе практической деятельности студентов (магистратур) курса в развивающем обучении рисунку используется совокупность методов развития:
- метод развития рисования по представлению;
- метод рисования тематической композиции;
- метод развития рисования учительского рисунка.
В комплексе перечисленные выше развивающие способы практической деятельности студентов в целом представляют методы развивающего обучения рисунку «по представлению» тематической композиции.
Рисунок по представлению доступен лишь тому, кто имеет уже опыт в работах натуры и по памяти, он требует подготовки в изобразительной деятельности. Психолог Е.И. Игнатьев пишет: «Вам может казаться, что у вас есть яркое представление о каком-либо предмете, однако, как только вы захотите порисовать этот предмет по представлению, вы легко убедитесь в своей несостоятельности. В чем здесь дело? Да в том, что тот образ представления, который у вас есть, не содержит в себе всего необходимого для изображения. При первом прикосновении карандаша к бумаге образ делается более тусклым, очертание расплывается, и рисовать становится трудно; вы не уверены в том, основные черты контура и детали изобра-
жаемого. Очень хочется взглянуть на модель или на ее изображение. Требуется опора в натуре» [1].
Серия занятий развивающего обучения рисунку на 3-м этапе в целом обогащает опыт «образных представлений» студентов в части рисунка тематической композиции и способствует развитию практической деятельности.
Практическая деятельность студентов (магистр) курса характеризуется не только собственно умениями в навыках изобразительного искусства, но и определенным образом проявляется в представлении и мыслительной деятельности студентов. Преодоление трудностей, связанных с осуществлением практического действия, решает некоторые эмоционально-волевые аспекты рисующего студента.
Проблема композиции является одной из самых важных проблем в рисунке. Свободное владение изображением отдельно взятых образных представлений имеет существенное значение для работы над композицией картины. Рисование на темы должно строиться так же, как и в большом искусстве, т. е. на основе тщательного изучения действительности.
Кроме того, рисование по представлению «тематической композиций» - основа педагогического рисунка на классной доске. Владение мастерством преподавательского рисунка необходимо как с точки зрения познавательной, дающей в последующем свободное изображение рисунка, так и с точки зрения объяснительно-иллюстративной.
В проводившихся нами исследованиях испытуемый получал задание научиться рисовать тот или другой сложный объект таким образом, чтобы потом уметь изображать его по представлению в любом повороте, в любом положении. Исследование на 3-м этапе практической деятельности студентов показали, что научиться реалистическому рисунку по представлению объекта в разных заданных поворотах возможно только в результате многочисленных предварительных прорисовок с натуры, последовательных проб изображения объекта по представлению, выяснения своих ошибок и нахождения способов их устранения. «Особенно активно развиваются навыки рисования по памяти и по представлению во время работы над твор-
чески-композиционным рисунком. Именно здесь требуется огромный запас памяти, умение изображать форму предмета без всякой натуры в сложном положении и ракурсе, представить себе фигуру в движении или в расслабленном состоянии» [2, с. 3-14].
Было проведено две серии экспериментов. Первая серия нами проводилась в начале 3-го этапа обучения практической деятельности где испытуемые получали задание нарисовать обнаженную фигуру человека с натуры, по памяти и представлению. Необходимо было выполнить несколько зарисовок обнаженной фигуры и тщательно проанализировать ошибки в своем изображении. Обнаруженные ошибки необходимо было исправить путем последующей прорисовки этих деталей с натуры. После изучения деталей рекомендовалось по представлению нарисовать изучаемый объект в новом повороте, например в три четверти, снова проанализировать свои ошибки и устранить их. Это нужно было делать до тех пор, пока новый рисунок по представлению в любом повороте будет более или менее полно удовлетворять требованиям сходства.
Вторая серия экспериментов заключалась в подведении итогов 3-го этапа практической деятельности обучения студентов рисованию по представлению, но задача усложнилась. Надо было сделать рисунки фигуры человека линейным способом изображения, рисунки обнаженной фигуры человека с передачей объема и формы тела средствами тоновых отношении, рисунки многофигурной композиции с натуры и по памяти, рисунки тематической композиции по памяти и представлению.
При подведении итогов исследования 3-го этапа обучения было выявлено, что большинство испытуемых достигло значительных результатов по сравнению с первоначальными показателями.
Для обоих случаев как на начало эксперимента при рисовании обнаженной фигуры человека по представлению, так и в итоге при зарисовках тематической композиции наиболее характерным является предварительное продумывание способов решения поставленных задач. Эксперимент показал, что большое значение в процессе создания полноценного образа, пригодного для использования при рисовании по представле-
нию в тематических композициях, имеет нахождение пробелов и искажений в этих образах.
Испытуемые, как в начале эксперимента, так и в конце 3-го этапа практической деятельности пользовались в основном тремя способами «обогащения» образа.
Первый способ заключается в том, что рисовальщик после первых зарисовок с натуры делал попытку нарисовать тот же объект по представлению в «повернутом» положении, т. е. в таком положении, в котором еще не пробовал рисовать. Такое образное «поворачивание» объекта для рисования по представлению наиболее быстро выясняло степень усвоения четкости изображения образа и степень усвоения полноты знаний изображаемого объекта. На основе выяснения недочетов уже легко находились соответствующие приемы дальнейшей эффективной реализации в изображении «образных представлений» тематической композиции.
Вторая серия зарисовок тематической композиции, как и первая серия зарисовок фигуры человека, проводилась по представлению, что дает точное повторение натурного изображения в рисунке. В этой серии анализ своих рисунков по представлению показывал студентам слабые места, пробелы в знании объекта изображения и приводил к осознанию необходимости изучения отдельных деталей объекта в последующих натурных прорисовках, заставлял более подробно знакомиться со структурой изображаемого объекта. Характерным для этого способа было то, что рисовальщик после анализа рисунка по представлению делал большее количество прорисовок отдельных деталей, таким образом, устраняя ошибки, и после этого прорисовывал объект с натуры в новом положении, потом рисовал в этом же положении объект по представлению и анализировал ошибки в рисунке [3].
Третий способ рисования заключался в том, что испытуемые вначале изображали предмет с натуры, а затем пытались повторить тот же рисунок по представлению в таком же точно положении. Сравнивая эти два изображения, они находили недочеты и старались в последующих рисунках с натуры их исправить. В результате такого «изучения» образовался как бы ряд отдельных фрагментов образа, не объединенных в одну динами-
ческую систему. Этот способ, как выяснилось, не дает еще возможности овладеть свободным изображением в различных поворотах по представлению.
На 3-м этапе обучения рисунку серия типовых занятий показала, что аналитическое припоминание при рисовании по представлению в разных ракурсных изменениях, поворотах и движении способствует положительным качественным изменениям результатов обучения и формирует творческо-практическую деятельность рисующего студента.
Выполнение задач на 3-м этапе обучения рисунку способствуют изображения предметного мира в различных замыслах и сюжетах. Возможности изображения способом представлений в разных ракурсах помогают эффективному развитию образных представлений рисующего студента как ведущей деятельности в освоении свободно импровизационной манеры исполнения учительского рисунка.
Анализ процесса экспериментального исследования, проводимого в части применения методов развивающего обучения рисунку студентов (магистр) курса на 3-м этапе, показал, что обучение и развитие нахо-
дятся в тесной неразрывной связи, поэтому многое зависит от педагогических условий, то есть от субъект-субъектных отношений студентов и преподавателя, от обшей направленности в формировании и развитии личности в целом. Для усвоения профессиональных навыков в рисунке студентам необходимо использовать более рациональные методы развивающего обучения, состоящие из следующих компонентов:
- обеспечения поисковой деятельности, дающей студентам возможность усвоения научных понятий, инновационных технологий в обучении, впоследствии приобретающей характер «квазиисследовательской» (В.В. Давыдов) учебной деятельности;
- нахождения ключа к пониманию проблемной ситуации, вызывающей состояние переживания студентов, его внутреннего побуждения и осознанности в последующем найденного способа решения поставленной задачи в рисунке;
- осуществления совместного поиска, который приобретает характер коммуникативной формы, обмена деловой информацией, необходимого взаимодействия субъектов для решения задачи развивающего обучения.
Рис. 1. 3-й этап метода развивающего обучения с применением развития образных представлений
Сравнивая две методики - методику развивающего обучения студентов рисунку и традиционную, - мы видим превосходство методов развивающего обучения, чему способствует коммуникативная форма проведения занятий, при которой рисующие студенты:
- умеют в диалоге аргументировано выражать свою мысль и адекватно воспринимать и обсуждать мысль сокурсника;
- учатся реализовывать графические способности в сотрудничестве с преподавателем и сокурсниками, и лишь затем самостоятельно;
- находят решение поставленных задач в процессе анализа и синтеза, сравнения и сопоставления, запоминания и воспроизведения.
Рисуя в сотрудничестве с преподавателем, студенты видят и анализируют не только свой рисунок, но и преподавателя. «Педагогический рисунок при обучении рисованию должен рассматриваться не как вспомогательное средство обучения, а как основное и ведущее, он должен занять прочное место в арсенале дидактических средств художника-педагога» [4].
Таким образом, методы развивающего обучения студентов, рассматриваемые нами в качестве содержательной характеристики инновационного подхода к процессу профессионального обучения в условиях вуза будущего учителя ИЗО, свидетельствуют о личностно-развивающих возможностях студентов в совместной деятельности с преподава-
телем. Эти возможности могут повышаться, если:
- субъект-субъектные отношения студентов и преподавателя выстраиваются в интересной, значимой и осознанной совместной деятельности;
- организованные коммуникативные отношения студентов и преподавателя способствуют сопереживанию сокурсников чужим неудачам как своим собственным;
- созданные условия занятий обеспечивают не только усвоение знаний, но и способствуют формированию мышления, интеллектуальных возможностей студентов;
- организация коммуникативных отношений студентов и преподавателя соответствует активизирующему диалогу, способствующему эффективному умственному и творческому развитию студентов.
Опытно-экспериментальная работа подтвердила необходимость серий занятий в форме диалога «учитель ИЗО», в основе которого формируются художественно-педагогические подходы - педагогического рисунка [4, 5].
О педагогическом рисунке как средстве в наглядном принципе очень хорошо сказано в определении Н.Н. Ростовцева: «Педагогический рисунок - одно из важнейших средств наглядности обучения. Рисование преподавателя одновременно с его обстоятельными объяснениями, с одной стороны, детальнее раскрывает и конкретизирует слово учителя, с другой - показывает приемы построения изображения, что также важно для учащихся» [1, с. 256].
Таблица 3
Сравнение традиционных методов обучения студентов рисунку с развивающими на 3-м этапе
Традиционные методы обучения Методы развивающего обучения
Рисунок тематической композиции Методы рисунка собирательного образа: а) способы рисования с натуры; б) способы рисования по памяти с последующим обобщением рисунка собирательного образа Рисунок тематической композиции Методика рисунка по образным представлениям: а) способ анализа и синтеза, абстракции и обобщения (коммуникативный диалог в форме «зрителя»); б) способ рисования по памяти в разных положениях (коммуникативный диалог в форме «художника»); в) способ рисования по представлению в разных ракурсных изменениях (коммуникативный диалог в форме «учителя ИЗО»); г) способ рисования с натуры с последующей прорисовкой характерных особенностей; д) способ рисования по представлению - анализ и обобщение тематической композиции
Художественный стиль, манера рисования, исполнительско-графические качества рисунка нами оцениваются по качеству педагогического рисунка при рисовании с натуры, по памяти и образному представлению. Изобразительная деятельность рисующего студента в тематическом своем проявлении целиком и полностью зависит от умения студентов, образных решений изображения сложных ракурсных изменений. Деятельность преподавателя на типовых занятиях необходимо направлять на формирование:
1) художественного видения студентов в тематическом рисовании;
2) способности самостоятельно пользоваться приобретенными знаниями и навыками в процессе рисования по представлению;
3) способности формирования образных решений тематической композиции различными графическими материалами в различном художественном проявлении;
4) способности в решении педагогического рисунка, в умении самостоятельно выделять художественные качества графического изображения;
5) способности в создании поисковоисследовательской деятельности, способствующей эффективному развитию художественно-интеллектуального потенциала в практической деятельности будущего учителя ИЗО.
1. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. М., 1976.
2. Давыдов В.В. Возрастные аспекты развития всесторонней и гармоничной личности // Психологические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М., 1980.
3. Даниэль С.М. Искусство видеть. Л., 1990.
4. Жекулина Г.Е., Трофимова В.И. Влияние наблюдений над природой на рисунки детей старшего дошкольного возраста // Художественное восприятие в детском саду. М., 1953.
5. Демин М.В. К вопросу о соотношении понятий «деятельность», «активность», «поведение» // Вестник МГУ. Серия Философия. М., 1975. № 5. С. 11-15.
Поступила в редакцию 12.10.2011 г.
UDC 741
FORMATION OF TYPICAL FORMS OF EMPLOYMENT AT 3RD GRADE LEVEL OF STUDENTS TO DRAWING ON REPRESENTATION
Aleksander Grigoryevich PLAKHOTNIKOV, Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russian Federation, Candidate of Education, Associate professor, Candidate for Doctoral Degree of General and Pedagogical Psychology Department, e-mail: [email protected]
It is presented by the purpose of formation of developing ways of training to drawing of a decorative and thematic composition on representation; direction (master) on a speciality: the teacher of the fine arts; problems of teaching and educational bases of development at 3rd stage of figurative thinking in drawing on representation. The scheme at 3rd stage of developing training of students to drawing on representation is considered. The table of comparison traditional with developing methods of training of students to drawing, at 3rd stage is resulted: developing ways: analytical representation, after memory of separate details, representation new recourse positions, representation of new details, remembering of changes and turns in space.
Key words: third type of employment; active representation; imagination; dialogue; development; artist-teacher; master.