Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 37 (175). История. Вып. 36. С. 59-64.
н. и. таиров
роль татарских предпринимателей Поволжья и приуралья в развитии периодических изданий на татарском языке (втораяполовина XiX- начало ххвека)
В статье Н. И. Таирова «Роль татарских предпринимателей Поволжья и Приуралья в развитии периодических изданий на татарском языке (вторая половина XIX - начало ХХ века) исследована деятельность татарских предпринимателей по изданию газет и журналов на татарском языке, показана активность купцов и промышленников Рамиевых, Акчуриных, Губайдуллиных и др.
Ключевые слова: татарские предприниматели, купцы, промышленники, газеты, журналы, периодическая печать Поволжья и Приуралья, татарская печать.
В зарождении, становлении и развитии периодических изданий на татарском языке значительную роль играли татарские купцы и промышленники. Зарождение татарской периодической печати, как одно из важнейших процессов в культурной жизни татарского общества, проходило в годы первой российской революции. Известно, что татарские предприниматели пытались издавать газеты на татарском языке еще в XIX в. В 1887 г. купец Габдрахман Ильяси, автор первого опубликованного в печати татарского драматического произведения «Бичара кыз» («Несчастная девушка»), с просьбой о разрешении издания газеты «Казань» на татарском языке обратился в Главное управление по делам печати МВД России. Данная попытка не увенчалась успехом, ему было отказано1. В 1904 г. неудачная попытка издать газету на татарском языке была сделана содержателем типографии г. Троицка Оренбургской губернии X. Соснов-ским. Высокую активность татарские предприниматели проявляли в издании татарских периодических изданий в начале XX в. Свидетельство тому газета «Вакыт» («Время»), журнал «Шура» («Совет») (они выпускались в г. Оренбург золотопромышленниками братьями Рамиевыми), газеты «Кояш» («Солнце») (братья Каримовы), «Баянельхак» («Глашатай истины») (Сайдашевы), газета «Азат» («Свободный») (представитель купцов Апа-наевых Г. Г.-К. Апанаев)2, газета «Эль-Ислах» (»Реформа») (поддерживали казанский купец Салих Губайдуллин и Ш. Л. Xакимов), «Тан юлдузы» («Утренняя звезда») З. Шафигул-лин3. Газету «Эхбар» («Известия») X. Фай-зуллин издавал на деньги либерально настроенных татарских предпринимателей. В фи-
нансировании газеты «Эль-Ислах» большую роль играли и татарские купцы Губайдул-лины, Аитовы (Сулейман). Газиз и Габдель-кадийр Губайдуллины (сыновья казанского купца Салиха Губайдуллина) в 1908 г. выделили для газеты «Эль-Ислах» в общей сложности 300 р.4 Симбирские купцы и предприниматели в 1917 г. издавали мусульманскую общественно-политическую и литературную газету «Джумхурият» («Республика»). Необходимо подчеркнуть роль г. Оренбурга в издании газет и журналов на татарском языке. Здесь выпускались одна из популярных газет на татарском языке до 1917 г. «Вакыт» («Время»), журнал «Шура» («Совет») и др.
Татарские купцы и промышленники принимали участие и в выпуске периодики, отраслевого характера. На средства предпринимателя, мецената Мухаммадвали Xусаинова выпускался религиозный журнал «Дин ва Маишат» («Религия и жизнь»). Данное еженедельное издание выходило с декабря 1906 по февраль 1918 г. В первое время журнал издавался под названием «Дунья ва маишат» («Мир и жизнь»). Создателями первого женского журнала на татарском языке «Сююмби-ка» были дочь купца Загидуллы Шафигулли-на - Асма и ее муж, учитель, журналист, редактор и издатель Якуб Ибрагимович Xалили. Исследователь А. X. Махмутова, опираясь на воспоминания Асмы, пишет: «Журнал начал издаваться на средства Асмы и Якуба Xали-ли <.. .> в первый год всю работу по выпуску журнала вели они <...> сами писали большинство статей, сами корректировали и сами же рассылали журнал подписчикам»5.
Своеобразной и довольно распространенной формой финансирования татарских
периодических изданий стало размещение рекламы предпринимателей. Она была разнообразной: официальная реклама продукции своих предприятий или предмета непосредственной торговли (продажи). Они в первую очередь касались крупнейших промышленников и торговцев - татар региона. Отрывок текста рекламы казанцев Сабитовых гласил: «Наследники Мухаммед-Вафы Сабитова в Казани Сенная, здании мечети № 7, 8, 9 и 1. На ярмарках Нижегородской - против мечети № 14, Бугульминской, Мензелинской, Бир-ской, Уфимской, Стерлитамакской, Симбирской и проч. Производство и торговля. Азиатских головных уборов, вышитых золотом, серебром, мишурой и шелком мужских тюбетеек и фесок, женских колпаков и шапок»6. Постоянным рекламодателем газеты И. Га-спринского был известный казанский промышленник, купец и благотворитель А. Сай-дашев, торгово-промышленная деятельность которого получила большое распространение в разных губерниях страны. Одновременно на страницах изданий помещалась информация о создании торгово-промышленных товариществ (Акчуриных, Дебердиевых) и торговых домов, состава правлений татарских купцов и промышленников. В практику деятельности екатеринбургских купцов Ага-фуровых вошло размещение рекламы своих товаров на страницах газеты «Уральский край». Татарские предприниматели не ограничивались финансовой поддержкой газет. В частности, они участвовали в распространении периодических изданий. Среди них отличились предприниматель Гатаулла Мансуров из д. Сарыш Пермской губернии и Ибрагим Камалов из г. Чистополя Казанской губернии. За свою подвижническую деятельность они в начале ХХ в. были удостоены благодарности редакции газеты «Тарджеман» и лично редактора И. Гаспринского. Татарские газеты выписывали и читали предприниматели, их приказчики, иногда и рабочие. В частности, газету «Тан юлдузы» выписывали: фабриканты Акчурины, их служащий Асфандиар Хабибуллович Маракаев. Названной газете отдавал предпочтение и предприниматель Алей Хасанович Кулахметьев из д. Алеевой Неверковской волости Кузнецкого уезда Саратовской губернии. Более того, некоторые представители предпринимателей проводили подписку на газеты. В их числе был Исмаил Утямышев. Особым местом распространения
татарских периодических изданий, в первую очередь, среди купцов, стали ярмарки. На рубеже Х1Х-ХХ вв. на Нижегородской ярмарке была возможность подписаться на «Тарджеман» и другие издания. Уже в первые годы выхода газеты И. Гаспринского (80-е гг. XIX в.) у известного книготорговца Ш. Хусаинова можно было оформить на нее подписку. Будучи на Нижегородской ярмарке, татарские купцы и фабриканты находили время и средства для покупки и чтения периодических изданий, в основном на татарском языке. На главной ярмарке страны в 1914 г. товарищество А. Агишева потратило на приобретение газет и журналов десятки рублей. Не только предприниматели, но и люди из их ближайшего окружения были связаны с татарскими газетами. В первую очередь это касается газеты «Тарджеман» и татарских фабрикантов сукна Акчуриных, Дебердиевых, Хусаиновых, Рамиевых, Яушевых, Алеевых, Агишевых. Люди, близкие к ним по духу, считали своим делом знакомить читателей общетюркской газеты с добрыми делами предпринимателей. Татарские издания выписывались и мусульманскими благотворительными обществами (где основную роль играли татарские предприниматели) для своих библиотек. В 1915 г. екатеринбургское мусульманское благотворительное общество получало 11 газет и 13 журналов на татарском языке и 16 периодических изданий на русском языке. Тюрко-татарские газеты выписывались и отдельными состоятельными подписчиками. Большую часть их составляли предприниматели. В г. Оренбурге в 1893 г. газету «Тарджеман» выписывали 7 человек7. Татарские издания выписывали мусульманские учебные заведения региона. Среди них было симбирское медресе, финансируемое Акчуриными и другими предпринимателями. С татарскими изданиями сотрудничал Ю. Музафаров, выпускник старотимошкинского медресе Акчуриных, который в 1906 г. проживал в с. Каргалы (Сеитов Посад) Оренбургской губернии. В рассматриваемый период газеты «Тарджеман», «Вакыт», «Йолдыз» выписывали практически все прогрессивные татарские предприниматели Поволжья и Приура-лья. Татары участвовали и в кампаниях по поддержке газет и журналов. Это были татарские литературно-музыкальные вечера, получившие широкое распространение в рассматриваемый период.
Значительная роль татарских предпринимателей в развитии национальной прессы прослеживается и в других регионах страны. Известно, в 1914 г. Гаяз Исхаки смог переехать с редакцией газеты «Иль» («Отчизна») из г. Петрограда в Москву с помощью некоторых татарских купцов и основать там типографию. Супруга суконного фабриканта Т. К. Акчурина З. С.-Г. Акчурина после смерти мужа стала спутницей жизни депутата Государственной Думы был Ибниамина Ахтя-мова. Она имела в «Торгово-промышленном товариществе Т. Акчурина» паи и избиралась в правление товарищества, вплоть до кандидата в директора. Ее сын Хамза также являлся владельцем паев товарищества.
На наш взгляд, деньги, дивиденды товарищества Т. Акчурина были использованы И. Ах-тямовым в проведении своей общественно-политической и депутатской деятельности. Не вызывает сомнения и то, что деньги товарищества Акчуриных, возможно и Дебер-диевых, шли на издание известной газеты «Миллят» («Нация») - органа мусульманской фракции в 1У-й Государственной Думы. Эта общественно-политическая и экономическая еженедельная газета издавалась в г. Санкт-Петербурге (позднее в Петрограде) в 19131915 гг. Ибниамином Ахтямовым совместно с С. Джантуриным. Ее редактором был журналист Исмаил Лемановым, в прошлом один из активных сотрудников газеты «Тарджеман», получивший образование за рубежом на деньги газеты И. Гаспринского, т. е. и на средства татарских предпринимателей России, в том числе Поволжья и Приуралья.
При самом активном участии, на наш взгляд, и на средства дочери чистопольского предпринимателя Муртазы Ахметхановича Вагапова - Фатимы-Фариды, известной журналистки и педагога, и ее мужа М. Наурузова выходила газета «Сибирия». Издание выходило с марта 1912 г. в г. Томске, а с марта 1913 г. по 31 августа 1913 г. - в Уфе.
Специфической формой рекламы татарских газет в других изданиях, издающихся также предпринимателями, стала публикация информации о выходе отдельных номеров и краткое изложение их содержания. О выходе журнала «Иктисад» («Экономика»), издающегося общественным и религиозным деятелем Фатихом Муртазиным (№ 9 за 1909 г.) информировала читателей газета «Вакыт». Как известно, это был единственный эконо-
мический журнал, выходивший на татарском языке в г. Самаре.
Помощь татарских предпринимателей в издании национальных газет и журналов была весьма разнообразна. Например, это были сборы денег на вечерах национальной музыки и литературы. Один из них был проведен в зале Купеческого собрания г. Казани 28 марта 1908 г. В вечере участвовал оркестр под руководством В. Апанаева, а также Г. Ту -кай, Ф. Амирхан, С. Рамиев, Алмазов и др. В числе участников мероприятия были представительницы татарских предпринимателей Кулахметьевых: Шамсикамар-ханум и Суфия-туташ. Данный факт говорит о поддержке татарскими предпринимателями как самой газеты «Эль-Ислах», так и национального искусства в целом. На вечере выступала и известная певица Г. Трейтер с дочерьми. Кулах-метевы, в первую очередь дочь Юнуса Суфия, были активными общественными деятелями в обществе Ф. Амирхана и других татарских интеллигентов8.
Тяга к журналистике, к творчеству проявилась и у людей из окружения татарских купцов и фабрикантов. Об этом говорят их публикации на страницах тюрко-татарской прессы: «Тарджеман», «Вакыт», «Шура» и др. Интерес к изданию газет проявили и люди из окружения предпринимателей. Выпускник медресе Акчуриных, сын старотимошкинско-го урядника Хасана Музафарова и человек из окружения татарских купцов Оренбурга Юсуф Музафаров издавал журнал «Яз» («Весна»). Политический, литературный, юмористический и сатирический журнал выходил в г. Оренбурге на татарском языке. К сожалению, век издания оказался очень коротким: один месяц и всего два номера. Но и в них удалось поднять серьезные и актуальные проблемы, в том числе положение рабочих из татар региона9.
Татарские купцы активно поддерживали издание популярной тюрко-татарской газеты «Тарджеман» («Переводчик»), редактором которой был Исмаил Гаспринский. Идея издания газеты была поддержана просветителем, ученым-богословом Ш. Марджани и татарскими предпринимателями во время поездок Гаспринского в г. Нижний Новгород и Казань. По признанию редактора и издателя И. Гаспринского, в первый период издания газеты ощущалась поддержка таких предпринимателей из татар, как Нигметулла Сейду-
ков (г. Тюмень), братья Яушевы и Бакировы (г. Троицк). Среди поддержавших начинание Гаспринского были золотопромышленники братья Рамиевы. Об этом свидетельствуют строки письма золотопромышленника М.-Ш. Рамиева брату М.-З. Рамиеву: «Некоторые люди испугались, услышав, что подготавливается Гаспринским издание газеты, и говорили, грозя палкой издалека: "Газета, газета <...> ведет к порче мира"»10. Из предпринимателей можно выделить известных симбирских купцов и суконных фабрикантов Акчуриных. Они были в родственных отношениях с Исмаилом Гаспринским. Зухра (Зегря) дочь Асфандияра Акчурина была замужем за редактором газеты. Не ограничившись материальной поддержкой, представители рода Акчуриных принимали участие и в издании газеты. Известно, что в подготовке и издании газеты активное участие принимали Зухра и другие дети Асфандияра. Особо следует сказать о роли Зухры, ставшей незаменимой помощницей мужа в издании газеты. Люди из ближайшего окружения семьи Гасприн-ских, знавших ситуации достаточно неплохо, считали ее «правой рукой» мужа в выпуске газеты. Представительнице рода купцов и фабрикантов приходилось писать статьи, делать литературную обработку материалов и вести переписку с авторами и читателями, разбросанными по всей империи. Известный ученый и религиозный деятель Р. Фахретдин отмечал ее большую роль в налаживании и укреплении связей «Тарджемана» с татарами Поволжья и Приуралья. Это можно объяснить и тем, что она прекрасно знала язык, культуру и быт земляков.
В начальный период издания названной газеты ей приходилось проводить всю конторскую и экспедиторскую работу редакции: разбор заказов, писем, подготовку номера газеты к отправке по почте. Всю перечисленную работу мог выполнять лишь высокообразованный человек. Зухра, владевшая несколькими тюркскими и русским языками, соответствовала этому требованию. Всем, что имела, представительница рода Акчури-ных, она была обязана родителям, родным и педагогам. Так, средства, вложенные симбирскими купцами в образование Зухры, служили просвещению тюркского и исламского мира страны. В редакции газеты трудились и братья Зухры. Л. И. Климович писал: «Его [И. Гаспринского. - Н. Т. ] тесть, татарский
фабрикант Акчурин, относившийся к просветительским замыслам зятя отрицательно, обанкротился и сменил гнев на милость: прислал в Бахчисарай сыновей Мухаметшу, Ахмедшу, Ибрагима, и началась их "совместная работа"»11. Мухаметша (Мухамеджан) довольно длительное время был секретарем редакции (до весны 1909 г.) и в свое время получил ценный подарок из рук бухарского эмира. Связи Акчуриных с редакцией газеты «Тарджеман» и И. Гаспринским носили многоплановый и постоянный характер. В апреле 1908 г., когда популярное издание отмечало свое 25-летие, среди именитых гостей был и Юсуф Акчура. Приезд в Бахчисарай за месяц до торжественных мероприятий говорит и о его большой роли в подготовке юбилея. Эти дни были использованы Ю. Акчурой для внимательного изучения подшивки газеты за четверть столетия. Вторым после Гаспринского и первым из гостей он выступал и на торжественном вечере. Безусловно, это говорит об особом отношении устроителей торжеств к молодому политику и ученому. Одновременно это было знаком уважения крымчан к Акчуриным конкретно и татарским купцам, промышленникам вообще, внесших значительный вклад в издании популярнейшей газеты. Ю. Акчура говорил о жизни и деятельности редактора, его идеях. Его прекрасно построенное выступление, произнесенное на татарском и турецком языках, неоднократно прерывалось аплодисментами и возгласами «браво». На русский язык речь Ю. Акчуры была переведена Исмаилом Лемановым.
Редакция «Тарджемана» переживала и финансовые трудности. Нередко они решались за счет сбережений и драгоценностей Зухры Акчуриной. Деловые люди региона на протяжении всего периода издания газеты оказывали ей всяческую материальную и духовную, нравственную помощь. В дни торжеств в честь 10-летия газеты были присланы телеграммы из разных концов страны: из г. Орска Оренбургской губернии Латфулла Надыров, Нигметзян Нигматуллин, Гариф Бурнаев, Xамзя Каникеев, Исмаил Бурнаев. Среди приславших поздравительные телеграммы были и симбирские фабриканты Акчурины: Асфан-диар, Исмаил, Ибрагим и Якуб. В эти же дни житель д. Стерлибаша Уфимской губернии Абдул Кабир Сатиев на нужды типографии прислал 2 р. Как известно, И. Гаспринский и члены его семьи выпускали также журна-
лы «Галэми нисван» («Женский мир», 19061910), «Галэми сабиян» («Детский мир», 1906 г.), «Ха-ха-ха» (1906 г.). Решающая роль деловых людей из татар Поволжья и Приура-лья в издании названных журналов и газеты «Тарджеман» признается и современными исследователями. Имея в виду названные периодические издания, исследователь истории татарской прессы Р. У. Амирханов пишет: «В материальном плане крымские издания почти целиком обеспечивались татарскими деловыми и интеллигентскими кругами»12. В дни празднования 20-летия газеты братья Агафу-ровы из г. Екатеринбурга Пермской губернии подарили редакции и журналистам красивую массивную печать из горного хрусталя.
Без всякого сомнения, татарские предприниматели сыграли большую роль в повышении культурного уровня своего народа и через финансирование издания газеты «Тарджеман» И. Гаспринского. Неслучайно исследователь Дж. Валиди считал, что «.. .И. Гаспринскому принадлежит видное место и в истории культурного развития волжских татар»13.
В годы первой российской революции (на рубеже 1905-1906 гг.) сын фабриканта Асфан-диара Акчурина Мухамметша планировал открыть издательство и выпускать две газеты в Симбирске (возможно в Сызрани): татарскую газету «Бу кен» («Этот день») и русскую «Восток». Первая должна была выходить три раза в неделю, вторая - раз в неделю. Оба издания должны были иметь общее направление14. К сожалению, сведений о выходе названных изданий нет. Впоследствии М. А. Акчурин был ответственным секретарем газеты «Сызран-ская почта». Планы Акчурина строились не на пустом месте и в материальном плане. Его брат Ибрагим в начале ХХ в. был владельцем типографии в г. Сызрань Симбирской губернии.
По подсчетам А. Каримуллина, с 1905 г. по октябрь 1917 г. в Российской империи на татарском языке выходили (в разное время) до 100 журналов и газет, в том числе в Поволжье и Приуралье. По утверждению Д. Исхакова, это «.привело к окончательному сложению в начале ХХ века национальной информационной сети татар»15. В этом судьбоносном для татар России явлении была и немалая заслуга татарских предпринимателей. Татарские купцы и промышленники участвовали и в финансировании газет, выходящих на русском языках. Екатеринбургский купец З. Х. Агафуров
являлся одним из учредителей газеты «Уральский край» (1907 г.) (г. Екатеринбург)16. В 1907 г. сын фабриканта Асфандиара Курам-шевича Акчурина Мухамметша намечал издание в Симбирске еженедельной газеты «Восток» на русском языке.
Известно о чтении газет и журналов на татарском и русском языках рабочими и служащими торгово-промышленных компаний, принадлежащих татарам. Для удовлетворения читательских потребностей своих рабочих и служащих в газетах, журналах и книгах Акчу-рины открыли для них библиотеку-читальню. Так, в 1914 г. такая библиотека была открыта при Гурьевской фабрике товарищества Т. Акчурина. Несколько раньше аналогичная библиотека-читальня была открыта Акчури-ными для рабочих и служащих Самайкин-ской фабрики17. Источники свидетельствуют о том, что газету «Тарджеман» читали и рабочие Самайкинской фабрики «Торгово-промышленного товарищества Т. Акчурина». Об этом же говорят номера журналов «Анг» («Сознание»), «Шура» и других периодических изданий, обнаруженные нами в ходе поисковой работы в местах, где располагались предприятия татарских предпринимателей. Отдельные номера периодических изданий нам удалось обнаружить в архивах потомков предпринимателей. Некоторые представители татарского предпринимательства принимали непосредственное участие в издании газет и журналов. Редактором татарской газеты «Казан мухбире» («Казанский вестник») был политический, общественный деятель и журналист, представитель рода Акчуриных Юсуф Акчура. Одновременно он сотрудничал с газетами «Эль-Ислах» и «Вакыт». Более того, Ю. Акчура сотрудничал с газетами зарубежных стран: «Мусаввер маглюмат» (Каир), «Мешверет» («Совет», Париж), «Шу-раи умме» («Совет Общины», Каир), «Тюрк юрду» (издавал и редактировал). В татарских газетах и журналах публиковались и другие представители татарских предпринимателей: И. К. Акчурин выступал на страницах журнала «Шура» и газеты «Вакыт»; М.-Ю. М.-А. Де-бердиев - журнала «Шура». С татарскими национальными издания сотрудничали и дочери татарского религиозного деятеля и предпринимателя из г. Чистополя Мухамад-Закира Камалова: Эммегульсум и Шамсенисса. Они одновременно были и супругами татарских промышленников Акчуриных. В частности,
статьи Эммегульсум были напечатаны на страницах журнала «Шура».
Большой вклад в развитие татарской литературы предпринимателей можно проследить и через содержание татарских газет и журналов. Это проявлялось в публикации в изданиях прозаических, поэтических и драматических произведений национальных авторов. На страницах журнала «Шура» печатались З. Рамиев, Г. Тукай, Ю. Дебердиев, Р. Фахрет-дин, М. Акчурина.
Усилиями татарских предпринимателей в регионе была заложена и традиции открытия и издания национальных периодических изданий. Данное начинание и определенный опыт сыграли свою положительную роль в издании и первых татарских советских периодических изданий после 1917 г. (Симбирск, Оренбург, Троицк, Самара, Уфа и т. д.). Опыт, накопленный татарскими предпринимателями с 1905 г. по 1917 г., связанного с организацией издательского дела, формированием широкого круга, как журналистских кадров, так и читателей, помог, значительно ускорил процесс появления первых советских газет на татарском языке и их довольному успешному функционированию.
Таким образом, вышеизложенное дает нам основание говорить об определенной роли татарских купцов и промышленников Поволжья и Приуралья в зарождении, становлении и в дальнейшем успешном функционировании национальной периодической печати. В появлении, открытии и издании татарских (в том числе и общетюркских) газет и журналов («Тарджеман», «Вакыт», «Йолдыз», «Тан юл-дузы», «Миллят», «Шура» и многих других), что стало совершенно новым невиданным явлением в татарской истории, значительна заслуга и татарских предпринимателей. Они своей благородной, меценатской деятельностью внесли существенный вклад в формирование как журналистских кадров, так и широкого круга читателей. Одновременно трудоемкий процесс привлечения разновозрастной читательской аудитории (взрослой, женской, религиозной, студенческой, детской и отраслевой), формирования культуры чтения периодических изданий на родном языке шел также не без усилий предпринимателей. Всем этим татарские купцы, промышлен-
ники, издатели и журналисты внесли свою лепту в повышении общеобразовательного и культурного уровня своего народа, в особенности молодежи, в подготовку несомненных успехов, достижений многонациональной прессы первых лет советской власти.
Примечания
1 Ахметзянов, М. Ильяси // Татарская энциклопедия. Т. 2. Казань, 2005. С. 560.
2 Татарская энциклопедия. Т. 1. Казань, 2002. С. 164.
3 Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 199. Оп. 1. Д. 777. Л. 116; Салихов, Р. Р. Татарская буржуазия Российской империи : взаимодействие с обществом и властью (вторая половина XIX - начало XX века) : дис. ... д-ра ист. наук. Казань, 2006. С. 365.
4 Эмирхан, Фатих. Эсэрлэр : 4 томда. Т. 4. Казан, 1986. С. 248, 356.
5 Махмутова, А. X. Пора и нам зажечь зарю свободы! Казань : ТКИ, 2006. С. 45.
6 Тарджеман («Переводчик»). 1891. 28 дек.
7 Оренбург. край. 1893. 8 июня.
8 Эль-Ислах («Реформа»). 1808. 3 апр.; Эмирхан, Фатих. Эсэрлэр : 4 томда. Т. 4. С. 254.
9 Яз («Весна»). 1907. № 1, 2.
10 Климович, Л. И. На службе просвещения // Гаспринский, Исмаил бей. Россия и Восток. Казань : Фонд Жиен : ТКИ, 1993. С. 100.
11 Там же. С. 104.
12 Амирханов, Р. У. Татарская дореволюционная пресса в контексте «Восток» - «Запад». Казань : ТКИ, 2002. С. 76.
13 Валиди, Дж. Очерк по истории образованности и литературы поволжских татар (до революции 1917 года). М. ; Пг., 1923. С. 84-85.
14 Вакыт («Время»). 1907. 17 февр.
15 Исхаков, Д. М. Феномен татарского джади-дизма : введение к социокультурному осмыслению. Казань, 1997. С. 43.
16 Корепанова, С. А. Общественная деятельность екатеринбургских купцов Агафуровых // Памяти Онисима Егоровича Клера : К 150-летию со дня рождения : материалы науч.-практ. конф. Екатеринбург, 1995. С. 48.
17 Таиров, Н. Акчурины. Казань, 2002. С. 8183.