Научная статья на тему 'Татарские предприниматели школьное образование в Поволжье и Приуралье (2-я половина XIX начало XX в.)'

Татарские предприниматели школьное образование в Поволжье и Приуралье (2-я половина XIX начало XX в.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
465
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новый исторический вестник
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
религиозные учебные заведения / поволжье / приуралье / предприниматели / татары

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Таиров Н. И.

В ситуации, когда материальное положение школ было крайне тяжелым, на помощь приходили состоятельные люди, в первую очередь предприниматели. Обладая значительными состояниями, татарские купцы и промышленники пожертвовали немалые средства на просвещение татарского, а также других народов Поволжья и Приуралья. Содержание медресе (среднее и высшее религиозное учебное заведение для подготовки мусульманского духовенства) и мектебе (начальная мусульманская школа для обучения основам арабской письменности, вероучения и нормам шариата) в разных уездах, отдельных населенных пунктах, по сути, легло на плечи предпринимателей. В результате стараний Акчуриных, Хусаиновых, Рамиевых, Дебердиевых, Яушевых и многих других деловых людей татары к 1917 г. оказались в числе наиболее грамотных народов многонационального Российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Татарские предприниматели школьное образование в Поволжье и Приуралье (2-я половина XIX начало XX в.)»

ТАТАРСКИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ И ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОВОЛЖЬЕ И ПРИУРАЛЬЕ (2-я половина ХГХ-начало XX вв.)

Царское правительство не выделяло денег на открытие, функционирование религиозных учебных заведений, все расходы несли представители татарского народа. Различные слои татарского общества выделяли на эти цели свои средства, которые, как правило, были весьма ограничены. И конечно, этот источник финансирования татарских учебных заведений не решал всех проблем школьного образования. Чиновники ведомства народного просвещения в Поволжье и Приуралье отмечали, что татарские школы не удовлетворяют самым элементарным не только педагогическим, но и санитарным требованиям.

В ситуации, когда материальное положение школ было крайне тяжелым, на помощь своему народу приходили состоятельные люди, в первую очередь предприниматели. Обладая значительными состояниями, татарские купцы и промышленники жертвовали немалые средства на просвещение татарского, а также других народов Поволжья и Приуралья, в первую очередь тюрко-мусульманских.

Содержание средних и высшых религиозных учебных заведений для подготовки мусульманского духовенства (медресе) и начальных мусульманских школ для обучения основам арабской письменности, вероучения и нормам шариата (мектебе) в разных уездах, отдельных населенных пунктах по сути легло на плечи предпринимателей. Вместе с прихожанами они несли немалые расходы по содержанию медресе и мектебе: на строительство и содержание помещений, отопление, освещение, на выплату зарплаты и многое другое. Эти учебные заведения, как правило, охватывали практически всех детей школьного возраста. В одном из отчетов чиновников народного образования Симбирской губернии 1890-х гг. указывалось: «Магометанские духовные школы... существуют почти при всех мечетях, а мечетей у татар гораздо больше, чем храмов у русских. В этих школах обыкновенно обучаются почти все мальчики прихода. Обучением и воспитанием девочек занимается в доме муллы его жена, пользующаяся среди женской половины татарского населения очень большим уважением, ничуть не меньшим того, какое в наших селах приобретают себе лучшие жены священников»1 . Ведущую роль в просвещении своего народа играли наиболее крупные предпринимательские семьи татарского общества: Хусаиновы, Рамие-вы, Акчурины, Дебердиевы, Яушевы, Юнусовы, Апанаевы и многие другие.

Медресе и мектебе были ведущими и преобладающими учебными заведениями в системе образования у татар. Татарские купцы и промышленники открывали немало мектебов, медресе и иных учебных заведений в

самых разных регионах Российской империи, в первую очередь в Поволжье и Приуралье, а затем помогали содержать их. Промышленники открывали и содержали учебные заведения в первую очередь для обучения детей рабочих и служащих своих промышленных предприятий и торговых заведений. Среди таких предпринимателей были Акчурины, Дебердиевы, Ра-миевы, Хусаиновы. При всех своих фабриках «суконные короли» Акчурины открыли мектебе и медресе, а затем финансировали их. Полностью на деньги этих фабрикантов содержалось Гурьевское фабричное училище Карсунского уезда Симбирской губернии. На рубеже Х1Х-ХХ вв. на содержание учебного заведения один из самых известных в России фабри-кантов-татар, Тимербулат Акчурин, расходовал 500 руб. в год.

Значительную финансовую помощь медресе и мектебе оказывали татарские купцы. Некоторые из этих учебных заведений стали известными по всей стране и за ее пределами. Братья Г ани, Ахмед и Махмуд Хусаиновы открыли и содержали одно из самых известных учебных заведений татар страны - медресе «Хусаиния» в Оренбурге. Братья были весьма щедрыми благотворителями: помогали деньгами и другим медресе, ставшим своеобразными визитными карточками татарского просвещения до 1917 г.

В источниках данные о материальной поддержке татарских учебных заведений иногда разнятся. Так, после смерти Г. Хусаинова (в 1902 г.) сообщалось, что им было устроено более ста мектебе. Позднее появилась информации о без малого 200 мектебе, на содержание которых благотворитель тратил по 30 000 руб. ежегодно2. А. Хусаинов в конце 1890-х гг. выделил для одного из казанских медресе 200 р. и кормил за свой счет 30 беднейших шакирдов3. Примерно в это же время в деревне Керекес, недалеко от Заин-ска, на деньги Ахмед бая Хусаинова было выстроено большое здание медресе. Поддержка учебных заведений со стороны купцов и фабрикантов носила постоянный характер. Например, братья Дебердиевы ежегодно перечисляли 3 % со своего чистого дохода на содержание мусульманского учебного заведения в деревне Пендельки Кузнецкого уезда Саратовской губернии4.

На средства татарских фабрикантов и купцов успешно функционировали такие известные медресе, как «Мухаммадия» (Казань), «Усмания» (Уфа), «Расулия» (Троицк Оренбургской губернии), «Касимия» (Казань), «Галия» (Уфа), Иж-Бобинское медресе (Вятская губерния). При открытии медресе «Галия» внесли деньги известные уфимские купцы С. Назиров (300 руб.), А. Хакимов (100 руб.). На само же строительство здания медресе «Галия» было выделено С. Назировым 10 000 руб. Первоначально С. Назиров официально считался хозяином учебного заведения и управлял им. Только позднее оно было зарегистрировано как учреждение, принадлежащее мусульманскому приходу5. Материальная поддержка медресе была оказана и другими состоятельными людьми из татар. Купец Абдуллатиф Хакимов подарил 100 арш. черного сукна, используемого в качестве подстилки в помещении для совершения молитвы, его сын Наджиб - 41 лампу,

Сабирзян Каримов - 60 аршин пленки и письменные принадлежности. Мариям Султанова, невестка муфтия Мухаммедьяра Султанова и дочь известного фабриканта Тимербулата Акчурина, преподнесла 900 арш. желтого и 100 арш. зеленого сукна. Современники подметили при этом: несмотря на то что благотворительность этой незаурядной женщины была направлена прежде всего на женское образование и воспитание, она решила поддержать и мужское учебное заведение6 .

В конце 1890-х гг. известный купец Мухамед Зариф Хальфин построил хорошее здание мектебе с помещением для кухни в д. Тлянче-Тамак Мензелинского уезда Уфимской губернии. Усилиями Бадамшина, Ибатул-лина и других предпринимателей в середине 1890-х гг. в Перми появилось второе медресе7 .

Яркая особенность, характерная для меценатства татарских купцов и фабрикантов, - тесное сотрудничество в развитии школьного образования. Особенно это проявилось в делах братьев Хусаиновых, особенно Гани. Акчурины, Хусаиновы, Дебердиевы и другие предприниматели, материально содействуя развитию школьного образования, постоянно общались друг с другом. Они знакомились с состоянием учебных заведений и организацией учебного процесса в «чужих» школах, приглашали друг друга на экзамены. Так, в первых числах января 1898 г. Г. Хусаинов пригласил в гости представителей рода Акчуриных и Дебердиевых не для изучения производства или торгового дела, а для знакомства с постановкой учебного процесса в своих учебных заведениях. Среди принявших приглашение были Х. Акчурин и М.-Ю. Дебердиев, которые лично делали весьма много для развития школьного образования8.

Бывало, что на экзамены в мусульманские учебные заведения приезжали представители татарского купечества из других регионов страны. Так, весной 1898 г. Оренбург и Каргалы посетили представители известного крупного купца из Сибири Н. Сейдукова. Они же по пути в Оренбург присутствовали на экзаменах в медресе Х. Усманова в Уфе. А Г. Хусаинов 14 апреля 1898 г. был на экзаменах в медресе ахуна Шихабутдина Минушева в Самаре. С учебными заведениями татарских купцов и промышленников очень часто знакомились и известные религиозные, общественные деятели. Так, у Акчуриных, Хусаиновых побывали Зайнулла Расулев и Ризаетдин Фахрет-динов. Летом 1891 г. в мектебе д. Миннибаево Самарской губернии на экзаменах вместе с купцами присутствовали известные религиозные деятели. Весной 1897 г. на экзаменах в одном из уфимских медресе присутствовал один из братьев Хусаиновых.

На деньги татарского купечества открывались и содержались медресе и мектебе также в центрах оптовой торговли страны. Медресе функционировало и в г. Ирбите, где проводилась ежегодно одна из крупнейших ярмарок России. Там проживало немало мусульман, главным образом татар, для детей которых и было создано учебное заведение. Оно финансировалось татарским купечеством, которое принимало самое активное уча-

стие в работе ярмарки. Добровольные пожертвования собирались усилиями активистов во главе с татарским купцом из Екатеринбурга Зайнетдином Агафуровым. Среди жертвователей были братья Агафуровы из Екатеринбурга, братья Яушевы из Троицка, Апанаевы, Мусины, Каримовы, Г алеевы и многие другие из Казани9. Размеры пожертвований во многом зависели от богатства купцов, размаха их торговли или уровня развития производства. Так, в 1915 г. известный купец, постоянный участник ярмарки З. Агафуров внес 100 руб. для нужд и потребностей мектебе.

Поддержка мектебе и медресе предпринимателями-татарами с годами принимала новые формы и направления. Так, в поддержке школьного дела все активнее участвовали представители женской половины семей купцов и фабрикантов. Это, помимо прочего, говорит о повышении общеобразовательного и культурного уровня жен богатых людей, их дочерей и невесток. Проблемами получения образования девочек занимались многие женщины рода Акчуриных. Так, дочь Т. Акчурина Махруй содержала за свой счет и на деньги отца два женских мектебе в Гурьевке, принимала участие в финансировании мектебе в д. Старое Тимошкино Сенгилеевско-го уезда Симбирской губернии. Она была попечительницей гурьевских учебных заведений, в которых в начале ХХ в. по новому методу обучалось около ста детей рабочих и служащих. В них, как и в других учебных заведениях Акчуриных, бедные дети получали одежду, обувь, питание, учебники и школьные принадлежности. После двух-трех лет обучения в этих учебных заведениях девочки могли хорошо читать и писать на родном языке, знали Коран.

Немало полезного сделали и жены братьев Дебердиевых, известных фабрикантов сукна из Саратовской губернии. В начале ХХ в. в д. Пендельки Кузнецкого уезда Фатима Дебердиева содержала на свои средства две школы, а в д. Верхозим Марьям Дебердиева - одну школу. В них обучалось около 120 девочек, дочерей рабочих и служащих фабрик, крестьян соседних деревень10.

Значителен вклад в дело школьного образования женской части рода известных золотопромышленников братьев Рамиевых. Ими содержались женские учебные заведения в Оренбургской губернии, особенно в тех местах, где находились их прииски. Так, в 1906 г. супругой Шакира Рамиева Г аухар-ханум была открыта школа для девочек рабочих и служащих одного из приисков.

Педагогической деятельностью занимались и представительницы нового поколения татарских купцов и промышленников. Особенно заметна деятельность жены Абдуллы Тимербулатовича Акчурина - Гульсум Муха-медзакировны Камаловой-Акчуриной. Дочери Акчуриных продолжали свою педагогическую деятельность в населенных пунктах Поволжья и При-уралья, а также далеко за их пределами. Велика заслуга Зухры Асфандиа-ровны Акчуриной (жены Исмаила Гаспринского), особенно в распространении звукового метода обучения. В 1894 г., в дни празднования 10-летия со

дня выхода газеты «Тарджеман («Переводчик»), она открыла бесплатную школу рукоделия для мусульманок и стала заведовать этой школой в далеком Бахчисарае.

Первая в Симбирске школа для мусульманских девочек была открыта в конце 1907 г. усилиями Хасана Тимербулатовича и Ибрагима Курамше-вича. В первые годы она содержалась Акчуриными. В последующие годы ее финансировало мусульманское общество Симбирска. Основную долю вносили известные предприниматели города К. Ш. Абушаев, З.С. Бахтеев и другие. Первым заведующим школы был Ибрагим Акчурин. В 1914 г. в ней обучалось 160 девочек. К этому времени в учебном заведении появился и своеобразный совет, выбранный мусульманским обществом. В числе членов совета были Хамидуллин, Абсалямов, К. Абушаев и Сагдеев. Председателем совета был гласный Симбирской городской думы З. Бахтеев11.

Активность татарских деловых людей вышла за пределы Поволжья и Приуралья. Регионом, который пользовался особым вниманием татарских купцов и фабрикантов, была Средняя Азия. В 1897 г. по совету Г. Хусаинова новый метод обучения был введен в мектебе Сырдарьинской области. Другой из братьев Хусаиновых, Ахмед, оказал материальную помощь во внедрении этого метода в мектебе Тамбовской губернии в конце 1900 г.

Татарские предприниматели, как правило, относились весьма доброжелательно и уважительно к педагогам и шакирдам учебных заведений, финансируемых ими. Так, в самом начале ХХ в. владелец золотого прииска Балканского М.-З. Рамиев присутствовал на экзамене в школе. Так же поступали представители рода Акчуриных. Кыяметдин Кадыри, учитель Гурьевской школы Акчуриных, в воспоминаниях о пребывании поэта Габ-дуллы Тукая у Акчуриных в 1909 г. пишет, что на вечера, организованные фабрикантами Акчуриными в честь великого поэта, наряду с родными и близкими фабрикантов приглашались ученики и учителя местной школы12.

В первые годы XX в. татарские фабриканты и торговцы проявили высокую активность при сборе средств на строительство мектебе и дома для имама в Нижнем Новгороде. Вначале списка жертвователей были фамилии купцов и промышленников, выделивших по 1 000 руб.: Тимербулат Акчурин (Симбирская губерния), Ахмед и Махмуд Хусаиновы (Оренбургская губерния), Ахмед Кастров (Касимов), братья Яушевы (Троицк Оренбургской губернии). За ними шли Зайнетдин Агафуров, Юсуф Акчурин, Мухамед-Г аний Девишев, Латиф Хакимов, братья Шафигуллины, Матди Девишев,

В конце Х1Х-начале ХХ вв. в России широко распространялись ново-методные татарские учебные заведения, связанные в первую очередь с именем известного просветителя Исмаила Гаспринского. Многие татарские предприниматели активно поддержали их, среди них были Акчурины,

Хусаиновы, Рамиевы и многие другие. Они содействовали открытию заведений, финансировали их. Самую большую активность в этом проявили братья Хусаиновы. Так, один из братьев Хусаиновых, Гани, направил несколько молодых людей в Бахчисарай к Исмаилу Гаспринскому для всестороннего изучения и освоения нового метода обучения. В 1890-е гг. им были направлены в Бузулук юноши, которые преподавали там по звуковому методу. В обоих случаях все расходы брал на себя Г. Хусаинов. И потому закономерно, что в сообщении о кончине Г. Хусаинова было особо отмечено финансирование им учебных заведений «нового порядка».

Фабриканты Акчурины в октябре 1893 г. пригласили из Уфы в свои учебные заведения, расположенные в д. Старое Тимошкино и в Гурьевке, талантливого педагога Мухаммеда Богаутдина. Вскоре Акчуриными и Де-бердиевыми была выписана из Уфы для своих шакирдов звуковая азбука, подготовленная и изданная известным учителем-новатором Мухаммед-Закиром Ишмухамедовым. К концу 1894 г. успехи шакирдов были очевидны. Особенно ощутимыми были результаты обучения в Гурьевке и Самайкине, а также в учебных заведениях Дебердиевых. Во второй половине 1890-х гг. в Верхнеуральске, несмотря на сопротивление противников нового метода, успешно функционировало новометодное медресе, финансируемое золотопромышленником Мухаммед-Шакир Рамиевым. В 1890-х гг. первые новометодные учебные заведения Симбирской губернии финансировались Акчуриными и Хусаиновыми13.

Татарские купцы и промышленники занимались и подбором учительских кадров для своих учебных заведений. Эта работа шла в нескольких направлениях. Во-первых, учителями мектебе, медресе и иных учебных заведений очень часто становились домашние педагоги. Так, Акчурины пригласили из Казани Кыяметдина Имангулова для обучения детей и внуков. Впоследствии он стал учителем Гурьевской школы.

Во-вторых, предприниматели приглашали в свои школы учителей других учебных заведений, как правило, самых талантливых и перспективных. Именно таким образом дети Сулеймана Акчурина пригласили к себе учителя из соседней д. Калда, выпускника Казанской татарской учительской школы Мухамедшу Мулюкова. Среди них были и представители известной учительской династии Алимбековых14. В конце 1900 г. учитель Караванса-райского медресе Молла Тыб был приглашен братьями Хусаиновыми для работы в мектебе д. Муса Оренбургской губернии и наладил его работу введением нового метода обучения. В конце 1890-х гг. Хусаиновы пригласили на учительскую работу поэтессу Ханифу Гийсматуллину, которая до этого преподавала в учебных заведениях Акчуриных.

Одновременно Рамиевы, Акчурины, Хусаиновы и другие предприниматели самым серьезным образом занимались подготовкой учительских кадров. В своих медресе и мектебе они выявляли способных учеников, имеющих наклонности и способности к преподавательской работе, и направляли в педагогические учебные заведения Казани, Оренбурга, Уфы,

Троицка и других городов. Естественно, все финансовые расходы несли предприниматели.

Таким образом, татарские фабриканты и торговцы внесли огромный вклад в просвещение татарского народа. Акчурины, Рамиевы, Хусаиновы, Яушевы, Назировы строили и содержали мектебы, медресе и другие учебные заведения не только в Поволжье и Приуралье, но и в других регионах, где компактно проживало татарско-мусульманское население. Среди учеников этих заведений были дети и внуки рабочих и служащих торговопромышленных предприятий, принадлежавших предпринимателям. Эти учебные заведения стали стартовой площадкой в большую жизнь для детей рабочих от станка, мастеров, приказчиков. Выпускники этих школ сыграли немалую роль в социально-экономическом и духовном развитии разных регионов России.

Передовая часть татарского купечества и промышленников являлись последовательными и убежденными сторонниками прогрессивного звукового метода обучения, у истоков которого стоял известный просветитель тюркских народов, зять фабрикантов Акчуриных И. Г аспринский. Татарские предприниматели не только щедро финансировали прогрессивные учебные заведения, но и сами становились активными пропагандистами нового метода обучения. Члены семей купцов и промышленников влились в отряд педагогов новометодной ориентации, возглавляли педагогические коллективы и попечительские советы. Они использовали разные пути распространения передового метода обучения в школах Поволжья и Приура-лья, других губерниях России. В результате таких усилий и стараний Акчуриных, Хусаиновых, Рамиевых, Дебердиевых, Яушевых и многих других деловых людей татары к 1917 г. оказались в числе наиболее грамотных народов многонационального Российского государства.

Примечания

1 Анастасиев А.И. Магометанские духовные школы (мектебе и медресе) в Симбирском и Сенгилеевском уездах Симбирской губернии. Симбирск, 1893. С. 7.

2 Тарджеман (Переводчик). 1902. 11 и 18 нояб.

3 Тарджеман. 1899. 21 февр.

4 РГИА Ф. 22. Оп. 4. Д. 103. Л. 10.

5 Мир ислама. 1913. Т. II. Вын.УП. С. 438-441, 445.

6 Там же. С. 443-444.

7 Тарджеман 1895. 23 июля.

8 Гани бай. Гани байга 160 яшь тулу монэсэбэте белэн (1839-1902). (Гани-бай. В связи с 160-летием со дня рождения (1839-1902). Оренбург, 1998. С. 21.

9 Ирбитский ярмарочный листок. 1913. 15 февр.

10 Тарджеман, 1902, 17 ноября.

11 Журнал Симбирской городской думы. 1914. № 1. С. 9-11.

12 Хранилище отдела текстологии ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан. Ф. 9. Оп. 4. Д. 64. Л. 5-7.

13 Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). Ф. 76. Оп. 1. Д. 649. Л. 60.

14 ГАУО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 649. Л. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.