Научная статья на тему 'Татарские предприниматели в жизни мусульманских общин Поволжья и Приуралья (второй половины ХIХ начало ХХ вв. )'

Татарские предприниматели в жизни мусульманских общин Поволжья и Приуралья (второй половины ХIХ начало ХХ вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
544
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРСКИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / КУПЦЫ / ПРОМЫШЛЕННИКИ / МУСУЛЬМАНЕ / МЕЧЕТИ / МЕДРЕСЕ / МЕКТЕБЕ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ДЕЯТЕЛИ / МУЛЛЫ / TATAR BUSINESSMEN / MERCHANTS / INDUSTRIALIST / MUSLIMS / MOSQUES / MEDRESE / MEKTEBE / MULLA / RELIGIOUS FIGURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Таиров Н. И.

статья посвящена активному участию татарских предпринимателей в жизни мусульманских общин Поволжья и Приуралья во второй половине XIX начале XX вв. На основе архивных документов и материалов периодических изданий освещается взаимоотношения предпринимателей и духовенства, показывается роль купцов и промышленников в финансировании строительства мечетей и учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TATAR ENTERPRENEURS IN THE LIFE OF MUSLIM COMMONS OF VOLGA AND URALS REGION (IN THE SECOND HALF OF XIX'th THE BEGINNING OF XX'th CENTURIES)

The article is devoted to the active participation of entrepreneurs in the life of Muslim commons of Volga and Urals region in the second half of XIX 'th the beginning of XIX 'th centuries. The interrelation between entrepreneurs and clergy men is studied on the basis archive documents, as well as the role of sales men in the financial provision of mosques and schools building.

Текст научной работы на тему «Татарские предприниматели в жизни мусульманских общин Поволжья и Приуралья (второй половины ХIХ начало ХХ вв. )»

Н.И. Таиров

ТАТАРСКИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ В ЖИЗНИ МУСУЛЬМАНСКИХ ОБЩИН ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ (ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛО ХХ ВВ.)

Аннотация: статья посвящена активному участию татарских предпринимателей в жизни мусульманских общин Поволжья и Приуралья во второй половине XIX - начале XX вв. На основе архивных документов и материалов периодических изданий освещается взаимоотношения предпринимателей и духовенства, показывается роль купцов и промышленников в финансировании строительства мечетей и учебных заведений.

Ключевые слова: татарские предприниматели, купцы, промышленники, мусульмане, мечети, медресе, мектебе, религиозные деятели, муллы.

N.I. Tairov TATAR ENTERPRENEURS IN THE LIFE OF MUSLIM COMMONS OF VOLGA AND URALS REGION (IN THE SECOND HALF OFXIX’th - THE BEGINNING OFXX’th CENTURIES)

The article is devoted to the active participation of entrepreneurs in the life of Muslim commons of Volga and Urals region in the second half of XIX ’th - the beginning of XIX ’th centuries.

The interrelation between entrepreneurs and clergy men is studied on the basis archive documents, as well as the role of sales men in the financial provision ofmosques and schools building.

Ключевые слова: Tatar businessmen, merchants, industrialist, muslims, mosques, medrese, mektebe, mulla, religious figure.

Религиозность населения дореволюционной России была высокой, в том числе татарских купцов и промышленников. Приверженность к мусульманской религии проявлялась в разных поступках и в образе жизни. Представители старшего поколения предпринимателей строго соблюдали все требования мусульманства. Старшее и частично среднее поколения регулярно посещали мечети или молельные дома. Молодые купцы и фабриканты посещали мечети для совершения коллективного намаза в основном в праздничные дни и по пятницам.

В начале ХХ в. часть татарской молодежи, том числе. и предприниматели соблюдали требования ислама не в полной мере. В секретном рапорте исправника Карсунского уезда Симбирской губернии на имя Симбирского губернатора от 3 марта 1909 года, в частности говорилось: «На фабрике Акчурина при селе Гурьевка проживает мугаллим Кыям Имангулов, который, как и большинство молодых татар, не придерживается строгих мусульманских правил».

Соблюдая требования ислама, татарские купцы и промышленники региона организовывали паломничество местных мусульман в Мекку и Медину. На средства Хусаиновых, Ра-миевых, Акчуриных,

Яушевых, Дебердиевых, Юнусовых,

Апанаевых немало мусульман совершили хадж.

Многие татарские предприниматели и сами совершали хадж. Видимо, первым из Акчуриных это сделал Сулейман, владелец Старотимошкинской фабрики. Это произошло в мае 1864 г. Брат Сулеймана Ильяс был вторым из Акчуриных, посетившим Мекку и Медину. В середине 80-х гг. XIX в. хадж совершил Асфандиар. В 1899 г. святые места всех мусульман посетил и Тимербулат Акчурин, взяв с собой дочь Айшу. Вместе с ним паломничество совершил и фабрикант Мухамед-Юсуф Дебердиев. Хадж совершили и другие дочери Акчуриных.

Говоря о паломничестве к святым местам, следует выделить саратовских фабрикантов Дебердиевых. Они владели домами в Мекке и Медине для приема паломников из России, в первую очередь, татар. Их представителем в святых местах мусульман был известный татарский историк, теолог, Мухаммад Мурад Рамзи. Дома в Медине, также в Константинополе имел до 1917 г. и крупнейший домовладелец Казани Мухамед-Шакир Бигаев. Известный купец Казани Курбан Али б. Муртада б. Исмаил б. Иусуф б. Бурнай в середине XIX в. выделил средства на строительство большой такния в Медине. Татарские купцы и промышленники создавали

условия, возможности для совершения хаджа религиозными деятелями. Направляясь в Мекку и Медину для совершения хаджа Ш. Марджани 11 августа 1880г. останавливался на Нижегородской ярмарке. Во время встречи мусульманские купцы подарили ему 300 руб.

Влияние ислама было значительным и на рабочих и служащих торгово-промышленных предприятий татарских предпринимателей. Это в первую очередь относится к представителям среднего и старшего поколений. Они посещали мечети и соблюдали другие требования шариата. На рубеже Х1Х-ХХ вв. они, как правило, ограничивались участием в намазах в Ураза-байрам, Курбан-байрам и пятничных намазах. Религиозные чувства фабричных людей Акчуриных были хорошо известны одному из первых большевиков-татар Сибгатулле Гафурову. В годы первой мировой войны он, высланный из Баку, работал в конторе фабрики Акчуриных в д. Старое Тимошкино. Заведующий отделом по делам национальностей при Симбирском

губисполкоме С.Гафуров в 1919г. писал, что отдел в своей работе с рабочими, исповедующими ислам, учитывает

«религиозный фанатизм мусульманского пролетариата». На наш взгляд, автор этих слов несколько преувеличивал религиозность рабочих и служащих. Можно говорить о значительном влиянии ислама, его служителей на рабочих и служащих предприятий Акчуриных, но не о фанатизме. Отрицанием данного тезиса С. Гафурова может служить и следующий пример. Во время первого свободного празднования 1 мая в 1917 г. на Гурьевской фабрике Акчуриных активно участвовали и рабочие-татары. Более того, участниками праздничного мероприятия были и татарские девушки и женщины.

На средства татарских предпринимателей были построены и содержались сотни мечетей в губерниях региона и за его пределами. В 1853 г. симбирский купец Курамша Акчурин построил в губернском центре каменный молитвенный дом для мусульман. Дело Курамши продолжил

его сын Тимербулат . На его деньги в 1865г. молитвенный дом был переделан в мечеть после пристройки к нему красивого минарета. Она стала первой каменной мечетью Симбирской губернии. Так усилиями татарских фабрикантов сукна впервые в г. Симбирске появилась мечеть.

К началу 70-х гг. Х1Х в., когда татарское население города значительно увеличилось, зда-ние храма мечети стало тесным. Вновь на помощь своим единоверцам пришел Т.К.Акчурин: в 1874г. он выделил средства на расширение здания. В результате реконструкции культовое здание вмещало более 300 человек. В эти же годы мечети и учебные заведения при них были построены: Акчуриными в Симбирской губернии, в Самаре; Яушевыми - в Оренбургской губернии, Хусаиновыми - в Самарской, Оренбургской, Уфимской, Казанской и других губерниях Поволжья и Приуралья.

Предприниматели, наряду со строительством мечети, оказывали большую помощь в их содержании, эксплуатации, ремонте, освещении и отоплении. Известным купцом Загидуллой Шафигуллиным в начале ХХ в. для мечетного комплекса в д. Акзегитове Казанской губернии было выделено сотни саженей дров. Мусульманский приход (махалля - локальная мусульманская община) деревни находился под патронажем этого известного купца практически в течение полувека. При этом следует сказать, что З. Шафигуллин свою основную торговую деятельность развернул в Сибири (Иркутске), то есть за пределами своей деревни. Это было характерно не только для З. Шафигуллина, но и для части предпринимателей татар в регионе.

В большинстве храмов служили образованные, подготовленные имамы. В мусульманской мечети г. Симбирска во второй половине XIX века указным муллой служил Абдулвали Гафаров. В частности, им были переведены на русский язык завещания некоторых Акчуриных и других купцов. В начала XX в. муллой на Самайкинской фабрике товарищества Т.Акчурина был Мугшитдин Мамышев. На рубеже XIX-XX вв. в мечети при

фабрике Алеевых в Мулловке Самарской губернии муллой служил Кемалетдин Раимов. Он был образованным человеком. Именно им в конце 90-х гг. XIX в. был подготовлен словарь растительного и животного мира Европы и Азии на нескольких языках (арабский, персидский, тюркский, татарский, русский, французский и латинский).

В рассматриваемые годы между российскими властями и мусульманами, в первую очередь, через их социальные институты выстраиваются, складываются определенные взаимоотношения. Они выражались как в комплиментарной переписке, так и в проведении молитв в мечетях по случаю знаменательных и значительных событий в жизни императорской семьи и государства. Самодержец Российской империи выражал свое удовлетворение по поводу преданности мусульман Отечеству. Так, в августе 1916 г. оренбургским муфтием М.-С. Баязитовым была получена из ставки верховного главнокомандующего телеграмма от Николая II. В ней говорилось: «Благодарю вас и всех мусульман, собравшихся на торжественное богослужение по случаю праздника Рамазан-бай-рама, за молитвы и выражение верноподданнических чувств. Высоко ценю доблесть многочисленных мусульман, сражающихся в рядах нашей храброй армии». В свою очередь татары-предприниматели выражали лояльность к императорской власти и к установленным законам и существующим в государстве порядкам. В 1884 г. предприниматель С. Бахтияров построил мечеть в д. Зимницы Саратовской губернии. Ее открытие, которое состоялось 26 октября 1884 г., началось с молебствия за здравия Государя императора с августейшей фамилией. В апреле 1916 г. муфтий М.-С. Баязитов поздравил Б.В. Штюрмера с его назначением на пост председателя Совета Министров. В свою очередь, глава мусульман России получил ответное послание нового руководителя, правительства.

На встречу с вновь назначенным муфтием

М-С. Баязитовым, прибывшим в Уфу 19 августа 1915 г., наряду с религиозными деятелями страны собрались и татарские купцы: Шамгулов, Каримов, Усманов и

другие. Данный факт говорит о большой роли и месте купцов и промышленников во всех сферах жизни татарского общества, в том числе в духовной области.

Представители татарских купцов и промышленников с уважением относились к мусульманским духовным лицам, часто встречались с ними, в особенности, с известными людьми, в том числе с учеными-теологами. В последний период жизни Ш.Марджани по приглашению фабрикантов Алеевых посетил Симбирск и погостил у них. В июне 1880г. И.К. Акчурин был приглашен в гости казанским купцом Я. Чукиным, в доме которого среди других гостей Ибрагим встретился с известным татарским ученым-богословом Ш.Марджани. Пользуясь случаем, И.Акчурин задал ученому вопрос: не запрещает ли ислам мусульманину носить шляпу? В ответ известный ученый сказал, что об этом запрете даже говорить не следует.

С известным богословом и ученым был знаком и Хасан Акчурин, который был представлен Ш. Марджани еще в детском возрасте. На наш взгляд, данная встреча сыграла немаловажную роль в последующем увлечении мальчика различными науками, в первую очередь историей, культурой ислама и музейным делом. Об этом посещении своего великого сородича Х.Т.Акчурин помнил всю жизнь. Они встречались и позднее, и во время одной из бесед Хасан Акчурин спросил: «Можно ли мусульманину

фотографироваться?» и услышал в ответ: «Нет большого запрета, если фото будет лежать в столе, а не висеть на стене».

Татарские предприниматели учитывали интересы людей других конфессий. В 70-х гг. ХЖ столетия на средства купца Хасана Акчурина была построена церковь в русском селе Бештановка Симбирской губернии, расположенном в трех верстах от

Старотимошкинской фабрики. Большая часть жителей села трудились у Акчуриных. Деревянная церковь простояла более ста лет; к сожалению, сгорела при пожаре несколько лет назад. Известен факт участия купца

A.Хусаинова в строительстве Казанского православного собора в Оренбурге в 90-х гг. XIX в. Он в 1895 г. на собрании купцов-благотвори-телей и православного духовенства объявил, что «фундамент - мой», то есть он берется строить фундамент собора. Толерантность присутствовала в семьях некоторых татарских купцов и фабрикантов. Это можно проследить на примере семьи суконных фабрикантов Я.Т.Акчурина и

B.С.Акчуриной. Последняя посещала церковь, а муж - мечеть.

Изложенное выше показывает, что татарские купцы и промышленники играли важную роль в жизни мусульманских приходов Поволжья и Приуралья. Оказание помощи татарскими предпринимателями мусульманским об-щинам региона во второй половине XIX-XX вв. стало доброй традицией. Это богоугодное для купцов дело осуществлялось в нескольких направлениях.

Объектом пристального внимания предпринимателей были махалли, где они постоянно проживали и вели торговопромышленную деятельность. Это было характерно для большинства татарских купцов и промышленников. Предприниматели не были равнодушны и к положению общин в тех местах, где они родились и выросли.

Традиционно купцы, фабриканты и торговцы поддерживали свои махалли по всей Российском империи. Предприниматели

считали эту заботу о земляках богоугодным делом. Они откликались на обращения и просьбы односельчан. Татарские

предприниматели оказывали существенную помощь для удовлетворения потребностей

общин, расположенных в других уездах, городах и губерниях как региона, так и всей страны. В данном случае необходимо иметь в виду две формы помощи и поддержки. Из них

одна - помощь, оказываемая приходам отдельными купцами и фабрикантами, в том числе, в виде строительства храмов. Другая -участие предпринимателей в различных благотворительных акциях, носивших региональный и всероссийский характер. Татарские купцы и промышленники вступали в родственные отношения с представителями образованной, культурной части общества, в том числе и духовенства, что, несомненно, способствовало повышению

общеобразовательного и культурного уровня предпринимателей.

Литература

1. ГАУО Ф.76.ОП.7.Д591.Л.25.

2. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). Ф. 713. Оп 1. Д. 1. Л. 19-19 об; Таиров Н.И. Акчурины. - Казань, 2002.

3. Эхо веков, 2002, - № 1-2.

4. Очерки Марджани о восточных народах. - Казань: ТКИ, 2003.

5. Милонов Ю.К. Каждый выбирает дорогу сам. 2-е изд. - М., 1987.

6. Мартынов П.Л. Город Симбирск за 250 лет его существования. - Симбирск, 1898..

7. НА РТ. Ф. 199. Оп. 1. Д. 772. Л. 113.

8. Каспий, 1915, 22 августа.

9. Фахреддинов Р.С. Булгарские и казанские тюрки (на татарском языке). - Казань, 1993.

10. Искандаров А., Искандаров Р. Сеитов посад: Очерки по истории Оренбургской (Татарской) Каргалы. - Казань, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.