References
1. Lis Ya.O., Afanas'eva L.I. Cennostnye orientacii mladshih shkol'nikov. Povyshenie kachestva obrazovaniya v sovremennyh usloviyah: sbornik trudov V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Yakutsk: Severo-Vostochnyj federal'nyj universitet imeni M. K. Ammosova, 2020: 288 - 289.
2. Zahlebnyj A.N. Shkola iproblemy ohrany prirody. Moskva: Pedagogika, 2011.
3. Goroschenko V.P. Metodika prepodavaniya prirodovedeniya. Moskva: Prosveschenie, 2014.
4. Starostin V.I. Priroda v sisteme 'esteticheskogo vospitaniya. Moskva: 'EKO, 2010.
5. Grigor'eva L.I., Okoneshnikova N.V., Pavlova E.P., Sakerdonova A.S. Organizaciya kruzhkovoj raboty po 'etno'ekologicheskomu vospitaniyu mladshih shkol'nikov. Innovacii v obrazovanii. 2018; № 10: 157 - 169.
6. Pavlova E.P., Pavlova V.A. Rol' tvorcheskogo pereskaza v probleme vospriyatiya hudozhestvennogo proizvedeniya mladshimi shkol'nikami. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 4 (77): 223 - 225.
Статья поступила в редакцию 08.09.20
УДК 371.486
Pavlova E.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Pavlova V.A., student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE ROLE OF PLOT DRAWING IN PATRIOTIC EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN. The article discusses an issue of the need for patriotic education of primary school children, their knowledge of the history, culture of their people and the role of plot drawing in it. It is known that familiarizing children with folk culture is a means of forming patriotic feelings in them. The researchers see one of the ways of upbringing spirituality in children in acquaintance and study of the native culture through plot drawing in fine arts lessons in elementary grades. As part of the study, the paper reveals theoretical foundations of patriotic education and upbringing of primary school children, the peculiarities of constructing a compositional plot drawing, methods and techniques for its implementation, and also developed a cycle of lessons on teaching plot drawing. On the basis of theoretical substantiation, practical testing is carried out in order to test the hypothesis of the study.
Key words: plot drawing, primary school children, patriotic education, culture, national culture, national-regional component.
Е.П. Павлова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
В.А. Павлова, студентка, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
РОЛЬ СЮЖЕТНОГО РИСУНКА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматривается вопрос о необходимости патриотического воспитания младших школьников, познания ими истории, культуры своего народа и роли сюжетного рисунка в нем. Известно, что приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств. Одним из путей воспитания духовности у детей нам видится в ознакомлении и изучении родной культуры посредством сюжетного рисунка на уроках изобразительного искусства в начальных классах. В рамках исследования нами были изучены теоретические основы патриотического образования и воспитания детей младшего школьного возраста, особенности построения композиционного сюжетного рисунка, методы и приемы его реализации, также разработан цикл занятий по обучению сюжетному рисованию. На основе теоретического обоснования была проведена практическая апробация с целью проверки определенной нами гипотезы исследования.
Ключевые слова: сюжетный рисунок, младший школьник, патриотическое воспитание, культура, национальная культура, национально-региональный компонент.
Повышение национального самосознания, стремление понимания и познания истории, культуры своего народа является характерным для современного общества. Согласно государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» был сформирован общественный заказ современному образованию. Так, в воспитании молодежи проблема научного обоснования национальных факторов, таких как сохранение и возрождение культурного наследия, начинается с изучения родного края. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обозначено, что к результатам индивидуальных достижений обучающихся относятся, наряду с другими задачами, и индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др. [1].
Формирование и развитие первых представлений об окружающем мире, ознакомление с традициями культурной среды [2, с. 11], историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона, в котором проживает ребенок, является основой становления его личности. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - актуальная задача современного образования и общества.
Вопросы патриотического воспитания, развития патриотических чувств детей, воспитания патриотизма освещены в трудах К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлин-ского, Дж. Дьюи, П.Ф. Каптерева, Е.В. Белоусовой, ПХ. Валеевой, А.Н. Вырщико-ва, Т. А. Ильиной, Е.А. Ануфриева, С.Е Матушкина, А.П Вороненко, Л.В. Кокуевой и др.
В Федеральном государственном образовательном стандарте подчеркивается, что художественно-эстетическое воспитание предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [1; 3].
Результаты исследований эстетического воспитания младших школьников были освещены в трудах Н.А. Ветлугиной, Н.П Тагильцевой, А.Ю. Гончарук, А.Ж. Овчинниковой, А.Ф. Лобова и др.; изучением развития умений и навыков изобразительной деятельности детей раннего возраста занимались ГГ. Григорьева, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, и др.; знания о формировании и развитии детской одаренности, детского творчества и воспитания освещены в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Богоявленской, А.В. Бакушинского, Л.А. Венгера и др.
Сюжетное рисование - вид рисования, для которого характерна передача связного содержания. В содержании сюжетного рисования отражается целостная ситуация, персонажи, которые в ней действуют, и отношения, в которые они вступают. Сюжетное рисование тесно связано с развитием образного мышления и освоением объяснительно-сопроводительной и планирующей функций речи. При выполнении рисунка ребенком используются следующие средства выразительности: цвет, линия, форму, композиция [4, с. 26].
Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальном подтверждении педагогических условий ознакомления детей младшего школьного возраста с культурой народа саха в процессе обучения сюжетному рисованию. В ходе исследования нами была проверена гипотеза, заключавшаяся в том, что дети младшего школьного возраста успешно ознакомятся с культурой саха посредством сюжетного рисунка, если создать предметно-пространственную среду в группе, способствующую свободному проявлению творческого воображения и мышления ребенка; обеспечить включение младших школьников в творческую деятельность, в процессе которой будут решаться творческие задачи по ознакомлению с культурой народа саха; разработать систему занятий по сюжетному рисованию, разделенных на циклы с отражением в тематике национально-регионального компонента.
В проведении исследования нами были применены следующие методы: анализ теоретического материала, литературы и других информационных источников, педагогический эксперимент, целенаправленное наблюдение и беседа. Практическое исследование проводилось в муниципальном автономном образовательном учреждении «Национальная политехническая средняя общеобразовательная школа № 2» (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа «Пород Якутск») Республики Саха (Якутия). На констатирующем
этапе практической части исследования было проведено диагностирование, целенаправленное на изучение уровня знаний и представлений детей младше школьного возраста о культуре народа саха [5]. Для этого нами были использованы методика выбора и анализа, творческие задания, индивидуальная беседа и педагогическое наблюдение.
Основываясь на полученные результаты диагностирования, нами было разработано содержание последующей деятельности по развитию патриотических чувств при помощи ознакомления с культурой народа саха посредством сюжетного рисунка. Целью формирующего этапа исследования было повышение уровня сформированности представлений о родном крае у младших школьников. Разработанный и апробированный нами ряд занятий, направленных на обучение младших школьников сюжетному рисованию, включал пять циклов.
Первый цикл занятий назывался «Времена года» («Дьыл кэмнэрэ») и включал в себя серию экскурсий, позволяющих наблюдать за природой родного края, ее уникальностью и особенностями, свойственными данной местности. На основе этих наблюдений дети учились рисовать простые сюжеты и, изображая природу на бумаге, передавать красоту родного края, осознавать ее уникальность.
Следующий цикл занятий «Труд взрослых» («Улахан дьон улэтэ») включал в себя темы: «Мой учитель» («Мин учууталым»), «Хорошо у нас в школе!» («Учугэйиэн оскуолабытыгар!»), «Подледный лов» («Мунха»), «Когда я вырасту» («Улаатарым буоллар мин»). Содержание этих занятий включало в себя просмотр тематических видеороликов, включение детей в различные дидактические игры, основанные на изучение иллюстрации портретных картин якутских художников А.Н. Осипова, А.П Собакина, а также чтение стихотворений П.Н. Тобуро-кова. Таким образом дети не только развивали композиционные умения, но и более углубленно изучали традиционный промысел якутов, учились умениям передавать это на бумаге.
В третьем цикле занятий «В гостях у сказки» («Остуоруйа5а ыалдьытта-аhын») нами были изучены темы: «Таас хайа» («Каменная гора») и «Таал-Та-ал эмээхсин» («Старушка Таал-Таал»). Содержание занятий по данным темам включало чтение одноименных сказок, их обсуждение, которое позволило детям ознакомиться с фольклором якутов.
Следующий цикл - «Земля олонхо» (олонхо - эпическое искусство якутов, эпос), «Олонхо дойдута» («Страна олонхо»). Эти темы также тесно связаны с фольклором якутов и включали в себя ознакомление детей со старинным якутским бытом, легендами и героями устного народного эпоса. В ходе занятий посредством ознакомления и детального изучения олонхо учащимися решались образовательные задачи развития творческого воображения, мелкой моторики и воспитания интереса к национальной культуре.
Цикл занятий «Ь^ыах» («Ысыах» - якутский праздник лета) включал три темы. Содержание занятий состояло из подробного ознакомления младших школьников с национальным праздником республики, обрядами, утварью и праздничной национальной одеждой. В изучении данного цикла решались следующие образовательные задачи: ознакомление с уникальностью данного праздника, усовершенствование изображения объектов в сюжетной композиции, развитие умений передавать её на рисунке.
Занятия были систематизированы с учетом усложнения программного содержания, а также событий, времен года и деятельности людей Республики Саха (Якутия). Содержание занятий было связано с изучением родной национальной культуры, традиций своего народа, как бы привычной для детей среды и окружающего мира, но с учетом специфики городского социума. Структура занятий состояла из трех этапов: вводная часть (вступительная беседа, демонстрации видеоматериала и репродукций картин якутских художников, объяснение), основная часть (выполнение задания детьми), заключительная часть (анализ выполненных работ и рефлексия). Занятия по предметному рисованию заключались в изображении детьми предметов в сюжетной композиции. Отдельные сложности в проведении занятий были заключены в том, что работа над одной темой осуществлялась в течение двух занятий, и некоторым детям было сложно рисовать трудоемкий сюжет. На первом занятии дети рисовали предварительный рисунок и фон, на втором - раскрашивали изображенные на рисунке, взаимосвязанные, объединенные общим сюжетом объекты.
На занятиях в ходе обучения нами были использованы методы и приемы, такие как беседа, демонстрация иллюстраций и разъяснение, педагогическое
Библиографический список
наблюдение, чтение художественной литературы, художественное слово и др. Занятия были направлены на ознакомление со спецификой различных средств выразительности, таких как контурная линия и цвет, закрепления знаний об особенностях якутской культуры. Содержание занятий соответствовало поставленным задачам. Например, формирование и развитие интереса и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства; ознакомление с различными средствами выразительности (цвет, композиция, движение, линия); развитие сознательного анализа выразительности сюжетного рисования и композиционные отношения; обучение изображать и передавать выразительность образов; повторение и закрепление технических навыков и умений и др.
Нами в ходе формирующего этапа практического исследования была предпринята попытка решения одной из существенных задач - воспитание патриотизма с использованием регионального компонента в развитии у младших школьников изобразительных знаний, умений и навыков в сюжетном рисовании [5; 6]. В ходе занятий значительное место уделялось ознакомлению, рассматриванию, анализу иллюстраций якутских художников В.С. Карамзина, И.Д. Корякина, А.Н. Осипова, Э.С. Сивцева, А.В. Чикачева. В данном виде деятельности от детей требовалось умение понимать содержание иллюстраций и картин, выделять средства выразительности, используемые художниками при создании образа. В подготовке данных занятий нами тщательно продумывались вопросы, их последовательность и формулировка. Например, отдельные вопросы касались цветового решения, включались вопросы, направленные на анализ приемов передачи характерных предметов, а также вопросы для обсуждения композиционных решений, использованных художником и др. Во время занятий внимание детей концентрировалось на различных выразительных средствах, с помощью которых создавалась сказочная атмосфера: прием усиления отдельных черт, присущих реальному образу, своеобразный сказочный колорит и др.
В целях развития интереса у детей к занятиям нами были создана развивающая предметно-пространственная среда в национальном стиле. В создании такой среды нами учитывались параметры: содержательная насыщенность, развивающий, транспортируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность, здоровьесберегающий, эстетическая привлекательность.
С помощью развивающей среды дети знакомились с культурой народа саха. Такая развивающая предметно-пространственная среда предоставила детям возможность введения их в особый национально-самобытный мир предметов. Предметы, находящиеся в кабинете, можно было трогать руками, тем самым ощутить тепло дерева или бересты, сравнивать вес берестяного туеса (бытовой сосуд для пищевых продуктов из коры березы) и деревянного чороона (якутский национальный сосуд для потребления кумыса - молока кобылы). Наряду с этим были выставлены якутские настольные игры, предметы быта, посуды из дерева и бересты, мини-модель якутского балагана (жилье якутов), сэргэ (коновязь, ритуальный столб якутов), панно «Сахабыт сирин айыл5ата» («Природа родной Якутии»), дети в национальной одежде, салама (шнур из конского волоса с привязанными к ним кусочков ткани), Аал-Луук мас (священное дерево Аал-Луук), картотека стихов по народно-прикладному искусству и др.
В ходе эксперимента нами был проведён контрольный срез. Он заключался в мониторинге динамики эффективности проведённых мероприятий и выявлял уровень сформированности представлений о родном крае. На основе данной диагностики можно сделать вывод о том, что у детей экспериментальной группы уровень значительно повысился, а также сформировалось положительное отношение младших школьников к традициям своего народа.
Проведенное исследование позволило сделать определенные выводы о необходимости использования регионального материала в процессе воспитания у младших школьников духовности, любви к родине, патриотизма, художественно-эстетического воспитания [7, с. 21], формирования и развития ряда изобразительных умений и навыков. Положительной стороной проведенных занятий по сюжетному рисованию стало то, что у младших школьников возрос интерес к народной культуре как родного края, так культуре других народов России и мира. На наш взгляд, у них возникла положительная динамика в развитии познавательного интереса к народным традициям в целом, появилось некоторое чувство причастности к культуре родного народа, обогатились знания и умения об устном народном творчестве, традициях и национальных праздниках.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации. Available at: L: https://edu.gov.ru
2. Волков Г.Н. Этнопедагогизация в контексте функционирования народных традиций воспитания. Мир образования - образование в мире. 2002; № 1: 3 - 24.
3. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. Библиографический указатель (1900 - 2000 гг.). Архангельск, 2002.
4. Волчегорская Е.Ю. Художественно-эстетическое воспитание в начальной школе: лекция. Челябинск: Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2010.
5. Винокурова Е.И., Иванова А.В., Никитина РС. Культура народов Республики Саха (Якутия) для учащихся 2 - 4 классов. Якутск: АО НИК «Бичик», 2017.
6. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. Москва: Просвещение, 2006.
7. Павлова Е.П., Парникова ГМ., Васильева А.А. Этнополитическое образование молодежи в системе патриотического воспитания. Глобальный научный потенциал. 2019; № 9 (102): 20 - 22.
References
1. Federal'nyjgosudarstvennyjobrazovatel'nyjstandartnachal'nogo obschego obrazovaniya. Oficial'nyj sajt Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii. Available at: L: https:// edu.gov.ru
2. Volkov G.N. 'Etnopedagogizaciya v kontekste funkcionirovaniya narodnyh tradicij vospitaniya. Mirobrazovaniya - obrazovanie v mire. 2002; № 1: 3 - 24.
3. Teoriya i metodika razvitiya detskogo izobrazitel'nogo tvorchestva. Bibliograficheskj ukazatel' (1900 - 2000 gg.). Arhangel'sk, 2002.
4. Volchegorskaya E.Yu. Hudozhestvenno-'esteticheskoe vospitanie v nachal'noj shkole: lekciya. Chelyabinsk: Izdatel'stvo Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2010.
5. Vinokurova E.I., Ivanova A.V., Nikitina R.S. Kultura narodov Respubliki Saha (Yakutiya) dlya uchaschihsya 2 - 4 klassov. Yakutsk: AO NIK "Bichik", 2017.
6. P'yankova N.I. Izobrazitel'noe iskusstvo v sovremennoj shkole. Moskva: Prosveschenie, 2006.
7. Pavlova E.P., Parnikova G.M., Vasil'eva A.A. 'Etnopoliticheskoe obrazovanie molodezhi v sisteme patrioticheskogo vospitaniya. Global'nyj nauchnyj potencial. 2019; № 9 (102): 20 - 22.
Статья поступила в редакцию 26.08.20
УДК 37.042
Dolgushev E.V., postgraduate, Vitus Bering Kamchatka State University (Petropavlovsk-Kamchatskiy, Russia), E-mail: [email protected] Rachkovskaya N.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of General and Pedagogical Psychology, Moscow Region State University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Efimenko V.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Vitus Bering Kamchatka State University (Petropavlovsk-Kamchatskiy, Russia), E-mail: [email protected]
IDENTIFICATION OF EXTREMIST AND TERRORIST MANIFESTATIONS IN THE BEHAVIOR OF ADOLESCENTS AND PREVENTIVE ACTIVITIES AT SCHOOL. The article reflects results of an empirical study of extremist and terrorist manifestations in the behavior of adolescents, shows the main directions of work on the creation of organizational and pedagogical conditions that prevent the involvement of students in radical organizations. The use of a set of reasonably selected techniques made it possible to identify the level of suggestibility, tolerance, and propensity for national, religious and political extremism among modern adolescents. As a result of the psychological and pedagogical diagnostics, it is found that the occurrence of conflicts on national and social grounds in the adolescent environment is not predicted. At the same time, the emergence of negative moods is possible due to the actualization of factors that negatively affect the moral and mental state of adolescents, their perception of the world around them. The results of the diagnostics show that a group of adolescents was identified who demonstrate aggressive behavior, a low level of tolerance, high suggestibility, and a tendency towards national, religious and political extremism in their behavior. With these adolescents, the school's teacher-psychologist organized correctional and developmental work in the form of social and psychological training, explanatory conversations, and individual counseling of parents.
Key words: extremism, terrorism, prevention, teenager, general education school.
Е.В. Долгушев, аспирант, Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга (КамГУ имени Витуса Беринга), г. Петропавловск-Камчатский, E-mail: [email protected]
Н.А. Рачковская, д-р пед. наук, проф., Московский государственный областной университет (МГОУ), г. Москва, E-mail: [email protected] В.Н. Ефименко, канд. пед. наук, доц., Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга (КамГУ имени Витуса Беринга), г. Петропавловск-Камчатский, E-mail: [email protected]
ВЫЯВЛЕНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКИХ И
ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКОВ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ
В статье отражены результаты эмпирического исследования экстремистских и террористических проявлений в поведении подростков, показаны основные направления работы по созданию организационно-педагогических условий, препятствующих вовлечению учащихся в организации радикального толка. Использование комплекса целесообразно подобранных методик позволило выявить уровень внушаемости, толерантности, склонности к национальному, религиозному и политическому экстремизму у современных подростков. В результате проведённой психолого-педагогической диагностики было установлено, что возникновение конфликтов на национальной и социальной почве в подростковой среде не прогнозируется. При этом возникновение негативных настроений возможно вследствие актуализации факторов, негативно влияющих на морально-психическое состояние подростков, восприятие ими окружающего мира. По итогам проведенной диагностики была определена группа подростков, демонстрирующих в своем поведении агрессивность, низкий уровень толерантности, высокую внушаемость, склонность к национальному, религиозному и политическому экстремизму. С этими подростками педагогом-психологом школы была организована коррекционно-развивающая работа в форме социально-психологического тренинга, разъяснительных бесед, индивидуального консультирования родителей.
Ключевые слова: экстремизм, терроризм, профилактика, подросток, общеобразовательная школа.
Экстремизм и терроризм в их любых проявлениях являются деструктивными социальными явлениями, так как изначально направлены против основ общества и государства, а также деформируют личностное развитие самого субъекта экстремистской и террористической деятельности, препятствуя эффективной социализации и успешной жизни в обществе. Сложная политическая и социально-экономическая обстановка формирует новые вызовы, связанные с радикализацией молодежи, с попытками экстремистских организаций вовлечь их в преступную деятельность. В связи с активизацией в России экстремистских организаций был принят Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (2002 г.), а также внесены соответствующие изменения и дополнения в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающих ответственность за противоправные действия экстремистского характера. В целом правовую основу этой работы составляют Федеральные законы «О противодействии терроризму» (2006 г.) и «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (2016 г.), а также Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (2009 г.). Для обеспечения непрерывности и системности работы в этом направлении с 2009 г. реализуется Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации, утвержденный Президентом России. В декабре 2018 г. был утвержден очередной Комплексный план на 2019 -2023 годы.
С учетом потенциальной опасности экстремизма и терроризма социальные институты на всех уровнях, включая систему общего образования, должны предотвращать эти негативные проявления за счет моральных и правовых регуляторов, а также путем целенаправленной педагогической профилактики данных девиаций в школе, поскольку идеология экстремизма и терроризма зачастую находит «питательную почву» именно в подростковой и молодежной среде [1, с. 12].
Под педагогической профилактикой экстремизма и терроризма в подростковой среде школы мы понимаем специально организованную деятельность педагогического коллектива, направленную на создание в образовательной организации педагогических условий, препятствующих распространению всех форм радикального отрицания признанных обществом норм и правил, государственного уклада со стороны отдельных лиц или групп путем стимулирования личностного развития подростков и вовлечения их в социально значимую деятельность.
В результате теоретического изучения трудов Р.А. Бочарова, ПА. Ворониной, И.Ф. Дементьевой, И.Р. Идрисова, А.В. Идиатуллина, Р.В. Овчаровой, О.Л. Подлиняева, И.А. Смирнова, Р.Л. Лашина, М.А. Шакуровой и др., посвященных социально-педагогической деятельности в школе и непосредственно профилактике экстремизма и терроризма, было установлено, что для предотвращения данных девиаций в социальном развитии подростков педагогическим коллективом школы должны быть обеспечены следующие педагогические условия.
Прежде всего, профилактика должна базироваться на принципах гуманистической педагогики, утверждающих социальное, расовое, национальное и