Научная статья на тему 'Якутский эпос Олонхо в творческой деятельности школьников'

Якутский эпос Олонхо в творческой деятельности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПОС / ПЕРСОНАЖ / СУВЕНИР / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КУКЛЫ / ШИТЬЕ / ШКОЛЬНИКИ / КРУЖОК ШИТЬЯ / EPOS / SOUVENIR / NATIONAL CULTURE / SEWING / SCHOOLCHILDREN / CHARACTER / DOLLS / SEWING CIRCLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьева Елена Николаевна

В статье раскрывается роль якутского героического эпоса Олонхо в воспитании детей. В результате изучения школьниками литературного текста данного произведения, выявлены образы его главных персонажей. Изготовлены сувенирные изделия в виде кукол.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YAKUT EPOS HEROES OLONKHO IN THE CREATIVE ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN

In article the role of the Yakut heroic epos Olonkho in the education of children. As a result of studying schoolchildren of the literary text of this work, images of his main characters. Souvenir products in the form of dolls are made.

Текст научной работы на тему «Якутский эпос Олонхо в творческой деятельности школьников»

ЯКУТСКИЙ ЭПОС — ОЛОНХО В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ШКОЛЬНИКОВ

Игнатьева Елена Николаевна

педагог дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества Таттинского улуса, Россия, Республики Саха, г. Якутия

E-mail: egorovayf@mail.ru

YAKUT EPOS HEROES — OLONKHO IN THE CREATIVE ACTIVITY

OF SCHOOLCHILDREN

Ignatyeva Elena

center of development of creativity of children and youth of the Tattinsky ulus?

Russia, Republic of Sakha, Yakutia

АННОТАЦИЯ

В статье раскрывается роль якутского героического эпоса — Олонхо в воспитании детей. В результате изучения школьниками литературного текста данного произведения, выявлены образы его главных персонажей. Изготовлены сувенирные изделия в виде кукол.

ABSTRACT

In article the role of the Yakut heroic epos — Olonkho in the education of children. As a result of studying schoolchildren of the literary text of this work, images of his main characters. Souvenir products in the form of dolls are made.

Ключевые слова: эпос; персонаж; сувенир; национальная культура; куклы; шитье; школьники; кружок шитья.

Keywords: epos; character; souvenir; national culture; dolls; sewing; schoolchildren; sewing circle.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных аспектов. В этом, одним из главных направлений является воспитание и обучение на национальных традициях родного народа. Мудрость народа, его накопленные веками богатые традиции, его творческая сила и талант оказывают значительное влияние на воспитание гармонично развитой личности и стремление к самореализации, развитие внутреннего потенциала человека. Как

Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com |

отмечает Я.А. Коменский, воспитание и обучение школьников начинается от «собственных корней» [3], т. е., мы понимаем, что благодаря истокам народной культуры создается фундамент, на котором строится вся дальнейшая жизнь личности.

Народная культура есть совокупность систем ценностей, уровней материальной и духовной деятельности людей, достигнутых длительным историческим развитием каждого народа. Развитая культура с устойчивыми прогрессивными традициями не только представляет достойно менталитет существования, но и органически вливается в пространство общечеловеческой культуры [7, с. 9].

Богата национальная самобытная культура якутов. На наш взгляд, совершенно верно отмечает Г.Н. Волков о том, что среди тюркских народов наиболее сохранившееся культурное наследие имеют якуты. Кроме того, большим природным дарованием наделен народ Саха, особенно в искусстве [2]. Также, о таланте в искусстве народа Саха, о его тонком вкусе, о совершенстве исполнения изделий свидетельствуют работы Р.К. Маака, В.Л. Серошевского [4; 6].

Данные точки зрения подтверждает и тот факт, что в современных условиях якутский народ очень бережно, с большим уважением относится к своей национальной культуре, всячески старается сохранить ее для будущего поколения. Так, глубокое философское содержание, богатый литературный язык якутского эпоса — Олонхо, явился шедевром нематериальных достижений человечества [6, с. 12]. Олонхо — это величайшее произведение, где хранится душа, богатство народа Саха.

Якутский эпос — Олонхо представляет большой интерес для детей, вооружает знаниями, дает неисчерпаемые возможности для развития творчества, простора для воображений, создания новых идей в образовательном процессе. Так, на протяжении десятков лет деятельности кружка «Умелые ручки» по шитью для девочек средних и старших классов, нами проводятся систематическое ознакомление с содержанием данного произведения, изучение

персонажей Олонхо. Он предстает перед детьми как художественное воплощение образов света и тьмы, добра и зла, их борьба между собой. Все доброе, светлое связаны с именем богатыря Айыы (светлых, творческих сил), а все злое, темное передается через образ богатыря Абаасы (темных, нечистых сил). Олонхо, представляя идеи любви к родине, добру, защиты родных является патриотическим произведением.

Основной целью и задачами деятельности кружка явились ознакомление школьников с культурой и традицией родного народа, привитие интереса к творческому мастерству, развитие внутренних потенциалов школьников.

Способность к шитью у якутских детей наблюдается с малых лет. Своими легкими и нежными руками они с удовольствием учатся создавать сувениры — куклы различных героев Олонхо. Дети ознакамливаются с традиционной технологией шитья якутских народных мастеров, которая сохранилась до наших дней. Особенность узоротворчества, разнообразие используемых материалов, технологические приемы шитья наших предков, коренным образом, отличаются от всех тюркских народов [5, с. 4].

Для детей создание героев Олонхо является кропотливым, трудоемким процессом, поэтому только своим упорством, усидчивостью и волей преодолевают возникающиеся проблемы в течение всей творческой работы. В результате, дети понимают уникальность содержания национального произведения, учатся изобразить свои мысли, видения, представляя их в своем изделии, тем самым, дети чувствуют свою сопричастность к данному произведению.

Чтобы приобщить детей к эпосу, якутские авторы создают его специально для детей. Одним из таких примеров является Олонхо "Монуруур бого" ("Мычащий крепкий") С.С. Васильева-Борогонского [1]. В данном произведении описывается ход борьбы между Великим Богатырем светлых сил — Монуруур Бого и Богатырями темных, нечистых сил, уничтожающие все живое, разрушающие прекрасную, светлую землю — орто дойду (срединный мир). Монуруур Бого очищает орто дойду от этих нечистей и создает на срединном

мире изобилие, красоту, мирную и счастливую жизнь людей. Ниже представлены работы школьников — куклы — герои Олонхо "Монуруур бого" С.С.Васильева-Борогонского (см. рис.).

Рисунок 1. Главный герой Олонхо — Монуруур бозо (Мычащий Крепкий)

Рисунок 2. Бык (Монуруур Бозо превращается в данного быка)

К

41

Ч 1 • 1

\ м № ' ^ л

м > __ \

Рисунок 3. Айыы Умсуур удаган (Шаманка Айыы Умсуур)

Рисунок 4. Стерх (Айыы Умсуур удаган видоизменяется в стерха)

Таким образом, одним из эффективных методов воспитания гармонично развитой личности является культура родного народа. Удивительное произведение якутов — эпос Олонхо является одним из важнейших аспектов в развитии творчества, внутреннего потенциала подрастающего поколения.

Список литературы:

1. Васильев С.С. Борогонскай. Монуруур Бозо: орто саастаах оскуола озолоругар олонхо / Сергей Васильев-Борогонскай; И.Ю. Пестряков уруьуйа. Дьокуускай: Бичик, 2003. — 88 с.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений / Г.Н. Волков. М.: Академия, 1999. — 168 с.

3. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. М.: Педагогика, — 1982. — Т. 2. — 457 с.

4. Маак Р.К. Вилюйский округ. 2-ое изд., М. : «Яна», 1994. — 592 с.

5. Петрова С.И. Обугэ танаьа уонна итэзэл. Традиционная одежда и мировоззрение наших предков: Учебно-методическое пособие. Якутск: Бичик, 1999. — 80 с.

6. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. Т.2-е изд., М., РОССПЭН, 1993. — с. 736.

7. Уткин К.Д. Культура народа Саха: этнофилософский аспектю. / Художник М.Г. Старостин Якутск: бичик, 1998. — 368 с.

8. Художественное образование в культурном пространстве Арктики = Art Education in Cultural of the Arctic : материалы междунар. науч.-практ. конф., 26—27 нояб. 2009 г., г. Якутск / М-во культуры Рос. Федерации, М-во культуры и духов. развития Респ. Саха (Якутия), М-во науки и проф. Образования Респ. Саха (Якутия), Аркт. гос. ин-т искусств и культуры, Междунар. Ун-т Арктики; [редкол.: С.С. Игнатьева, кпн и др.]. Якутск: АГИИК, 2009 — С. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.