ЯКУТСКИЙ ЭПОС — ОЛОНХО В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ
Игнатьева Елена Николаевна
педагог дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества Таттинского улуса, Россия, Республики Саха, г. Якутия
E-mail: [email protected]
YAKUT EPOS HEROES — OLONKHO IN THE CREATIVE ACTIVITY
OF SCHOOLCHILDREN
Ignatyeva Elena
center of development of creativity of children and youth of the Tattinsky ulus?
Russia, Republic of Sakha, Yakutia
АННОТАЦИЯ
В статье раскрывается роль якутского героического эпоса — Олонхо в воспитании детей. В результате изучения школьниками литературного текста данного произведения, выявлены образы его главных персонажей. Изготовлены сувенирные изделия в виде кукол.
ABSTRACT
In article the role of the Yakut heroic epos — Olonkho in the education of children. As a result of studying schoolchildren of the literary text of this work, images of his main characters. Souvenir products in the form of dolls are made.
Ключевые слова: эпос; персонаж; сувенир; национальная культура; куклы; шитье; школьники; кружок шитья.
Keywords: epos; character; souvenir; national culture; dolls; sewing; schoolchildren; sewing circle.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных аспектов. В этом, одним из главных направлений является воспитание и обучение на национальных традициях родного народа. Мудрость народа, его накопленные веками богатые традиции, его творческая сила и талант оказывают значительное влияние на воспитание гармонично развитой личности и стремление к самореализации, развитие внутреннего потенциала человека. Как
Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com |
отмечает Я.А. Коменский, воспитание и обучение школьников начинается от «собственных корней» [3], т. е., мы понимаем, что благодаря истокам народной культуры создается фундамент, на котором строится вся дальнейшая жизнь личности.
Народная культура есть совокупность систем ценностей, уровней материальной и духовной деятельности людей, достигнутых длительным историческим развитием каждого народа. Развитая культура с устойчивыми прогрессивными традициями не только представляет достойно менталитет существования, но и органически вливается в пространство общечеловеческой культуры [7, с. 9].
Богата национальная самобытная культура якутов. На наш взгляд, совершенно верно отмечает Г.Н. Волков о том, что среди тюркских народов наиболее сохранившееся культурное наследие имеют якуты. Кроме того, большим природным дарованием наделен народ Саха, особенно в искусстве [2]. Также, о таланте в искусстве народа Саха, о его тонком вкусе, о совершенстве исполнения изделий свидетельствуют работы Р.К. Маака, В.Л. Серошевского [4; 6].
Данные точки зрения подтверждает и тот факт, что в современных условиях якутский народ очень бережно, с большим уважением относится к своей национальной культуре, всячески старается сохранить ее для будущего поколения. Так, глубокое философское содержание, богатый литературный язык якутского эпоса — Олонхо, явился шедевром нематериальных достижений человечества [6, с. 12]. Олонхо — это величайшее произведение, где хранится душа, богатство народа Саха.
Якутский эпос — Олонхо представляет большой интерес для детей, вооружает знаниями, дает неисчерпаемые возможности для развития творчества, простора для воображений, создания новых идей в образовательном процессе. Так, на протяжении десятков лет деятельности кружка «Умелые ручки» по шитью для девочек средних и старших классов, нами проводятся систематическое ознакомление с содержанием данного произведения, изучение
персонажей Олонхо. Он предстает перед детьми как художественное воплощение образов света и тьмы, добра и зла, их борьба между собой. Все доброе, светлое связаны с именем богатыря Айыы (светлых, творческих сил), а все злое, темное передается через образ богатыря Абаасы (темных, нечистых сил). Олонхо, представляя идеи любви к родине, добру, защиты родных является патриотическим произведением.
Основной целью и задачами деятельности кружка явились ознакомление школьников с культурой и традицией родного народа, привитие интереса к творческому мастерству, развитие внутренних потенциалов школьников.
Способность к шитью у якутских детей наблюдается с малых лет. Своими легкими и нежными руками они с удовольствием учатся создавать сувениры — куклы различных героев Олонхо. Дети ознакамливаются с традиционной технологией шитья якутских народных мастеров, которая сохранилась до наших дней. Особенность узоротворчества, разнообразие используемых материалов, технологические приемы шитья наших предков, коренным образом, отличаются от всех тюркских народов [5, с. 4].
Для детей создание героев Олонхо является кропотливым, трудоемким процессом, поэтому только своим упорством, усидчивостью и волей преодолевают возникающиеся проблемы в течение всей творческой работы. В результате, дети понимают уникальность содержания национального произведения, учатся изобразить свои мысли, видения, представляя их в своем изделии, тем самым, дети чувствуют свою сопричастность к данному произведению.
Чтобы приобщить детей к эпосу, якутские авторы создают его специально для детей. Одним из таких примеров является Олонхо "Монуруур бого" ("Мычащий крепкий") С.С. Васильева-Борогонского [1]. В данном произведении описывается ход борьбы между Великим Богатырем светлых сил — Монуруур Бого и Богатырями темных, нечистых сил, уничтожающие все живое, разрушающие прекрасную, светлую землю — орто дойду (срединный мир). Монуруур Бого очищает орто дойду от этих нечистей и создает на срединном
мире изобилие, красоту, мирную и счастливую жизнь людей. Ниже представлены работы школьников — куклы — герои Олонхо "Монуруур бого" С.С.Васильева-Борогонского (см. рис.).
Рисунок 1. Главный герой Олонхо — Монуруур бозо (Мычащий Крепкий)
Рисунок 2. Бык (Монуруур Бозо превращается в данного быка)
К
41
Ч 1 • 1
\ м № ' ^ л
м > __ \
Рисунок 3. Айыы Умсуур удаган (Шаманка Айыы Умсуур)
Рисунок 4. Стерх (Айыы Умсуур удаган видоизменяется в стерха)
Таким образом, одним из эффективных методов воспитания гармонично развитой личности является культура родного народа. Удивительное произведение якутов — эпос Олонхо является одним из важнейших аспектов в развитии творчества, внутреннего потенциала подрастающего поколения.
Список литературы:
1. Васильев С.С. Борогонскай. Монуруур Бозо: орто саастаах оскуола озолоругар олонхо / Сергей Васильев-Борогонскай; И.Ю. Пестряков уруьуйа. Дьокуускай: Бичик, 2003. — 88 с.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений / Г.Н. Волков. М.: Академия, 1999. — 168 с.
3. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. М.: Педагогика, — 1982. — Т. 2. — 457 с.
4. Маак Р.К. Вилюйский округ. 2-ое изд., М. : «Яна», 1994. — 592 с.
5. Петрова С.И. Обугэ танаьа уонна итэзэл. Традиционная одежда и мировоззрение наших предков: Учебно-методическое пособие. Якутск: Бичик, 1999. — 80 с.
6. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. Т.2-е изд., М., РОССПЭН, 1993. — с. 736.
7. Уткин К.Д. Культура народа Саха: этнофилософский аспектю. / Художник М.Г. Старостин Якутск: бичик, 1998. — 368 с.
8. Художественное образование в культурном пространстве Арктики = Art Education in Cultural of the Arctic : материалы междунар. науч.-практ. конф., 26—27 нояб. 2009 г., г. Якутск / М-во культуры Рос. Федерации, М-во культуры и духов. развития Респ. Саха (Якутия), М-во науки и проф. Образования Респ. Саха (Якутия), Аркт. гос. ин-т искусств и культуры, Междунар. Ун-т Арктики; [редкол.: С.С. Игнатьева, кпн и др.]. Якутск: АГИИК, 2009 — С. 12.