Федорова С.И.
Воспитатель I квалификационной категории Высшей школы музыки РС(Я) им.
В.А. Босикова
ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДИНЕ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С
РОДНЫМ КРАЕМ
Аннотация
Выбор темы связан с тем, что в современной системе воспитания мальчиков особую актуальность приобретает формирование у ребенка чувства любви к своей малой родине, к той земле, на которой он родился и он, и его предки. Современные исследователи считают, что у учащихся младших классов необходимо и возможно заложить основы патриотических чувств, если проводить с ними основательную работу по ознакомлению с родным краем, с историей и культурой родного края.
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, родина, дети
Keywords: patriotism, education, motherland, children
Мы вступили в третье тысячелетие. Каким оно будет зависит от нас, ныне живущим, от того как мы можем воспитать подрастающее поколение. Сегодняшняя школа уже не обеспечивает запросы стремительно изменяющейся жизни современного человека. В этих условиях кардинально меняется роль воспитателя. Немного о высшей школе музыки РС(Я): здесь учатся музыкально одаренные дети с 1 по 11 класс, живут по 10 человек в коттеджах, где работают по 3 воспитателя посуточно. Школа находится в 16 км от города Якутска в экологически чистой местности. В школе созданы все условия для проживания и учебы. Воспитатель первый человек для детей, после родителей, где дети проживают в условиях интерната - мы самые близкие советчики. Мы обучаем их правилам жизни в обществе, расширяем их кругозор, формирующий его умение вписаться в человеческий социум и активно, с успехом взаимодействовать с ним. На педагоге лежит огромная ответственность не только за сегодняшнюю жизнь своего воспитанника, но и за его будущее, за его умение в дальнейшем активно и успешно войти в мир.
Воспитание любви к родине было актуально всегда, но особую роль значимость оно приобрело в наше непростое время, когда ощущается « дефицит нравственности». «Я никому ничего не должен» - нередко можно услышать из уст молодых людей. Должен. Должен родителям. Отечеству. Своим друзьям. Своим предкам. Никто не из нас не свободен от этих долгов, не может быть свободным, не имеет права, а тот, кто пытается освободиться; - трус или подлец. Эту мысль мы должны довести до сознания наших подопечных. В последнее время наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Чрезвычайно важным в связи с этим явилось общепринятое мнение о том ,что процесс воспитания патриотизма необходимо начинать с младшего школьного возраста, так как в этот период происходит
формирование культурно-ценностных ориентиров, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов в социальной адаптации, осознания себя в окружающем мире.
Данный отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности ,культурного пространства очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.
Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством : « Как не человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными , личными, семейными и родовыми наклонностями.»
В.А.Сухомлинский считал: « Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине, преданности трудовому народу.
Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир».
Одним из путей нравственно-эстетического, патриотического воспитания ребенка является музыкальное воспитание. В.А.Сухомлинский отмечал, что «музыка, мелодия, красота музыкальных звуков - источник благородства сердца и чистоты души». Именно музыкальное воспитание имеет возможность научить прислушиваться к своим чувствам и чувствам других людей, сделать более целенаправленным процесс гармонизации отношений с окружающим миром; с помощью средств музыкальной выразительности ускоряется формирование нравственных убеждений.
Без любви к отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.
Основные направления нашей работы:
• Формирование любви к своей малой родине, интереса к прошлому и настоящему,
• Развитие бережного отношения к родному краю (достопримечательностям, культуре, природе),
• Воспитание чувства гордости за своих земляков-якутов.
Одна из важных частей - работа с родителями. Для этого составили анкету для родителей. Цель анкетирования - выяснить проводится ли в семье работа по ознакомлению с родным селом, городом, осознают ли родители необходимость этой работы, и что для этого они делают.
Анкета для родителей:
1. Проявляется ли у вашего ребенка интерес к родному краю и его истории, в чем он выражается?
2. Где в чаще всего бываете в нашем городе, с чем знакомите ребенка?
3. Посещаете ли вы музеи, выставки, театры, какое впечатление они производят на вашего ребенка?
4. Знакомите ли вы ребенка с героическим прошлым наших земляков?
5. Считаете ли вы необходимым знакомить ребенка с устным народным творчеством Якутии? В частности героическим эпосом -олонхо?
6. В чем на ваш взгляд, должна проявляться любовь вашего ребенка к родному селу, городу?
Анкетирование родителей показало, что у большинства детей проявляется интерес к родному селу, городу. Но в основном родители с детьми почти не посещают музеи, выставки, театры и т.д.
Поэтому мы решили работать по этой теме и используем следующие методы и формы работы с детьми:
• Цикл бесед о Якутии,
• Встречи с интересными людьми нашего города,
• Использование музыкальных и художественных произведений, олонхо,
• Целевые экскурсии( в музеи, выставки, памятные места, зоопарк « Орто дойду»)
• Привлечение детей к общественно-полезному труду (субботники, совместный труд с родителями).
Работа идет в 3 этапа:
1. Подготовительный:
Провести беседу с детьми о своей малой родине ( выявить уровень представлений о своей малой родине)
Организовать анкетирование родителей( определить, какая работа по патриотическому воспитанию проводится в семье)
2. Познавательно-развивающий:
На основе изучения литературы разработать конспекты бесед, экскурсий, игр, викторин, развлечений (Апробировать наиболее эффективные формы занятий)
3. Творческий:
Провести работу по темам: « Моя семья, моя родословная», «Моя малая Родина», « Ознакомление с историей города Якутска», « Путешествие по Якутии», «Героический эпос - олонхо», « Якутские национальные игры».
Формы работы: игры, викторины, беседы, слушание музыки, выставка рисунков детей по теме.
Экскурсии по памятным местам города Якутска, в краеведческий музей, презентации своих семей, встречи с интересными людьми. (Познакомить с историей города Якутска, способствовать формированию у детей патриотического чувства любви к родному краю. Формирование чувства гордости к прошлому города, к людям труда. Развитие творческих способностей, обогащение знаний о родном крае. Наша работа показала эффективность ознакомления детей с родным краем в воспитании патриотических чувств у детей.
Список литературы:
1. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М, 1974. Т.2. - с. 160
2. Макаренко А.С. Лекция о воспитании детей / А.С. Макаренко. Избр. Пед. соч. Т.2.: - М.: Педагогика, 1977. С.14
3. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
4. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.-2003. - № 1.
5. Бозорова Х. Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе / Х. Т. Бозорова // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 458-460.