© 2007 г. Ф.А. Квициния
РОЛЬ судейского сообщества
В ОБЕСПЕЧЕНИИ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИИ)
Принцип независимости судебной власти - основа фундамента любого демократического государства, поскольку именно он обеспечивает существование Конституции и проведение в жизнь идеи верховенства Закона. Одним из гарантов укрепления независимости судей и обеспечения их самостоятельности являются органы судейского самоуправления.
Система органов судейского сообщества в своей деятельности должна обеспечивать подлинное правосудие, исключающее возможность манипулирования судьями. Особенно актуальна данная тема в условиях реформирования судебной системы, что ведет и к изменению органов судейского сообщества.
Идея системы органов судейского сообщества не нова. Еще в дореволюционной России мировые судьи округа периодически собирались на съезды для обмена опытом, выработки единого подхода к законодательству, а также для рассмотрения дел в аппеляционнном (более простых - кассационном) порядке. Съезд составлял наказы для мировых судьей, возбуждал в отношении них дисциплинарное производство [1]. В первые годы советской власти аналогичный институт имел место. Так, в ст. 52 Инструкции НКЮ РСФСР от 23.07.1918 г. «Об организации и действий местных народных судов» говорилось: «Кассационной инстанцией по делам, решенным местным народным судом, и ближайшим органом судебного контроля является совет (съезд) местных народных судей, в который входят все постоянные местные судьи данного уезда» [2]. Позже к идее создания корпорации судей обратились при осуществлении судебной реформы в СССР. Так, «Закон о статусе судей в СССР» 1989 г. ввел конференции судей, созываемые ежегодно.
Судейское сообщество - это судейский корпус, обладающий определенными организационными началами. В него входят и активно работающие судьи, и пребывающие в отставке. От решения организационных вопросов во многом зависит надлежащее судопроизводство. Эти и многие другие обстоятельства учитываются законодателем, поэтому вопросы, касающиеся внутренней организации, функционирования, кадровой политики, обеспечения качественного осуществления правосудия отнесены к ведению и решаются самим судейским сообществом. В соответствии с законодательством Республики Абхазия, органами судейского сообщества являются Собрание судей Республики Абхазия, а в период между Собраниями - Совет судей, избираемый их Собранием и Квалификационная коллегия судей (далее - ККС РА).
Собрание, Совет судей обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства; рассматривают актуальные проблемы работы судов; представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях; избирают Ква-
лификационную коллегию судей; проводят общественную экспертизу проектов законов, иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей.
По обсужденным вопросам органы судейского сообщества принимают решения, а также обращения к государственным органам, общественным объединениям и должностным лицам, подлежащие рассмотрению в месячный срок. Органы судейского сообщества проводят свою работу при неукоснительном соблюдении принципа независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.
Особое место среди органов судейского сообщества занимает Квалификационная коллегия судей - своеобразная форма их самоуправления, мощный гарант их независимости, эффективности и престижа. В её компетенцию входит решение вопроса об аттестации судей при присвоении квалификационного класса. Квалификационная аттестация судей состоит в оценке уровня профессиональных знаний судьи, умении правильно применять их при осуществлении правосудия, деловых качеств судьи в соответствии с требованиями, предъявляемыми к его должности, а в отношении председателей и заместителей председателей судов - способности выполнять обязанности по занимаемой должности. Анализ показывает, что значительный объем работы Коллегии связан с этим направлением деятельности, возрастающий характер этого процесса говорит об укреплении авторитета органов судейского сообщества (таблица).
Динамика развития процесса квалификационной аттестации судей в 2003 - 2006 гг. в Республике Абхазии [3]
Показатель 2003 2004 2005 2006
Рассмотрено
ККС РА пред-
ставлений:
классный чин 8 9 9 6
квалификацион-
ный класс 2 8 9 10
Особое место в деятельности ККС РА занимает рассмотрение материалов о прекращении полномочий судьи, которое сдвинулось с мертвой точки только в 2004 г. Полагаем, что это связано с активизацией работы нового её состава. Так, в 2004 г. было рассмотрено три материала, и прекращены полномочия трех судей. Среди них 1 - в связи с переходом на другую работу; 1 - по письменному заявлению об отставке; 1 - за совершение проступков, несовместимых с должностью судьи. В 2005 г. прекращены полномочия двух судей за совершение проступков, несовместимых с должностью судьи [3].
В связи с этим назрела проблема необходимости расширения перечня оснований для прекращения полномочий (увольнения) судей. Опыт работы автора статьи последних 5 лет в качестве члена и секретаря ККС РА показал, что зачастую судьями допускаются прямые нарушения норм уголовно-процессуального права, причем не всегда кассационные и надзорные инстанции адекватно реагируют на эти нарушения. Судьи грубо игнорируют презумпцию невиновности, отказывают в вызове свидетелей защиты, при коллегиальном рассмотрении дела рассматриваются в отсутствие заседателей. Об этом свидетельствуют жалобы общественности, поступающие в ККС РА. Вместе с тем в законе РА «О статусе судей» отсутствует такое основание прекращения полномочий судьи, как недобросовестное исполнение профессиональных обязанностей. Для обеспечения эффективной борьбы за соблюдением судьями законов и прав человека необходимо расширить перечень оснований прекращения полномочий судей, дополнив следующим: недобросовестное исполнение профессиональных обязанностей (вариант: халатность при исполнении обязанностей). Ныне действующий вышеупомянутый закон содержит лишь одно основание отрешения судьи от должности, связанное с исполнением профессиональных обязанностей - «совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умоляющего авторитет судебной власти». Отметим, что «Европейская хартия о законе "О статусе судей"», принятая 10.07.98 г. в Лиссабоне, в числе принципиальных положений устанавливает ответственность судей вплоть до увольнения за халатность при исполнении обязанностей (ст. 5.1. Хартии). Таким образом, если Европейская хартия устанавливает возможность увольнения судьи за халатность (небрежность или недобросовестность при исполнении обязанностей), то закон Абхазии - за поступки, «позорящие честь и достоинство». Нетрудно заметить, что европейский критерий лежит в сфере профессиональной деятельности, а абхазский, главным образом, в сфере морали. Зачастую в работе ККС РА возникают неясности, как квалифицировать нарушения судьей закона (профессиональная деятельность). Практика деятельности ККС РА ставит знак равенства между халатностью судьи и совершением поступка, позорящего его честь и достоинство или умаляющего авторитет судебной власти, что не совсем верно. Действующее законодательство не предусматривает ответственности судьи за нарушение законов (профессиональная деятельность).
Рассмотрение дел в отношении судей должно стать судоподобным, включать в себя процессуальные механизмы доказательственности, состязательности, гласности. Процессуальное производство в квалификационной коллегии закон фактически не оформляет.
По итогам квалификационной аттестации в зависимости от уровня профессиональных знаний судьи, стажа и опыта работы, занимаемой должности принимается решение о присвоении ему соответствующего класса: либо повышается имеющийся класс, либо представление остается без удовлетворения. Квалификационный класс не является почетным либо специальным зва-
нием, однако в зависимости от него к должностным окладам судей производится доплата. Таким образом, результаты аттестации судьи обусловлены и должностным его положением: чем оно выше, тем выше присваиваемый ему квалификационный класс. Такое положение представляется не совсем верным, так как при аттестации должен учитываться, прежде всего, и главным образом уровень профессионального мастерства судьи. Поэтому критерии подхода к этому процессу следует изменить с тем, чтобы при присвоении квалификационного класса учитывать только профессионализм судьи. Это более справедливо, по нашему мнению, не должно быть для судей никаких «льгот», должно учитываться только профессиональное мастерство.
Квалификационная коллегия судей РА участвует в подборе кадров на судейские должности путем дачи рекомендации о возможности избрания на ту или иную судейскую должность. В соответствии с действующим законодательством Абхазии, данное требование не распространяется на Председателей Верховного и Арбитражного судов РА, их заместителей и судей Верховного суда РА: они избираются без получения положительной рекомендации ККС РА. Данное положение является не совсем верным. Никаким органом государственной власти Республики Абхазия, а также органом судейского сообщества не ставится под сомнение распространение юрисдикции ККС РА в отношении судей Верховного и Арбитражного судов. Об этом свидетельствует признание указанными органами решения Квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судей Верховного суда РА; о присвоении квалификационных классов судьям Верховного и Арбитражного судов РА. В связи с этим нераспространение полномочий ККС РА о даче рекомендации на должность судьи в отношении судей Верховного суда РА могло быть воспринято как нарушение общих основ единого статуса судей Республики Абхазии. Присвоение иными органами и должностными лицами полномочий органов судейского сообщества (участие в назначении на должность судьи) нарушает установленные законодательством РА гарантии независимости судей всех видов судов, не позволяет распространить в полном объеме полномочия органа судейского сообщества в отношении судей Верховного суда РА.
Действующее законодательство регулирует и порядок формирования ККС. Закон, определив правовое положение КК как органа судейского сообщества устанавливает, что ККС РА состоит из семи членов: три судьи и по два представителя от законодательной и исполнительной властей, назначаемых соответственно парламентом и президентом [4]. Само название «Квалификационная коллегия судей» предполагает, что коллегия должна состоять именно из судей, а не депутатов, министров и т.д. В Рекомендации Комитета министров Совета Европы № Я-94 «О независимости, эффективности и роли судей» 1994 г. говорится, что орган, принимающий решение об отборе и продвижении судей, должен быть независимым от правительства и администрации [5]. Нельзя считать органом судейского сообщества образование, в котором представители судебной власти составляют меньшинство.
Недостатки действующего Закона «Об органах судейского сообщества в Республике Абхазия» могут быть объяснены, в частности, тем, что к моменту его принятия отсутствовала «Европейская хартия о законе "О статусе судей"», принятая 10.07.98 г. в Лиссабоне. В современных условиях новая редакция Закона «Об органах судейского сообщества Абхазии» должна соотноситься с упомянутой Европейской хартией. В числе принципиальных её положений, не отраженных в законе об органах судейского сообщества, применительно к рассматриваемому вопросу следует отметить следующее: в составе органов, принимающих решение об ответственности судей за нарушение профессиональных обязанностей, не менее половины членов должны быть избраны судьями (ст. 1.3 Хартии).
Теория разделения властей, а также самостоятельность судебной власти предполагают невмешательство в судебную деятельность органов исполнительной и законодательной власти. Президент и парламент, избрав судей, не вправе их снять. В связи с этим трудно объяснить, чем вызвана необходимость участия в квалификационных коллегиях представителей президента и парламента, да еще с решающим, а не совещательным голосом. Чтобы устранить это противоречие и реально гарантировать самостоятельность судебной власти, необходимо, чтобы орган судейского сообщества,
каким является ККС, состоял только из представителей судебной власти - судей. Все, что связано с формированием судейского корпуса, профессиональной аттестации судей и служебной их перспективы, должно быть отдано на решение самих судей в лице квалификационных коллегий. Это укрепит независимость и самостоятельность судебной власти, гарантирует невмешательство в ее деятельность государства.
Литература
1. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства: В 2 т. Т. 1. СПб., 1996. С. 326-334.
2. История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры. М., 1955. С. 53.
3. Архив Квалификационной Коллегии Судей Республики Абхазия. 2004 - 2006 гг.
4. Закон РА «Об органах судейского сообщества». Сб. законодательных актов РА. Вып. 8. Сухум, 1998.
5. Приложение к письму МИДа РФ № 1829 от 8.04.1997 г. С. 43.
Южный федеральный университет 9 апреля 2007 г.