Роль судебной власти и органов прокуратуры в обеспечении законности деятельности...
Т.К. Петрова
РОЛЬ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАКОННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Одним из важных принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации выступает принцип законности. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы и должностные лица местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию и законы.
Анализ норм законодательства о местном самоуправлении позволяет сделать вывод, что муниципальные органы обладают достаточно широким кругом полномочий в основных сферах жизнедеятельности населения (экономической, бюджетно-финансовой, социальной, культурной, обеспечения законности и правопорядка), но на практике нередко идут в разрез с требованиями, установленными федеральными и региональными нормативными правовыми актами. Поэтому задача государства заключается в обеспечении законности в системе местного самоуправления. Немаловажную роль в этом процессе призваны играть судебная власть и органы прокуратуры.
Практика прокурорского надзора свидетельствует, что правотворческий процесс муниципальных органов нередко сопровождается нарушениями применяемых законов, которые зачастую выражаются в превышении полномочий. Так, ежегодно прокурорами выявляется почти 30 тыс. незаконных правовых актов органов местного самоуправления, причем более 90% из них приходится на исполнительные органы. Только в Ивановской области в 2005 году в порядке общего надзора органами прокуратуры области выявлено и оспорено 146 незаконных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в том числе 6 уставов муниципальных образований (для сравнения: в 2004 году 159 нормативных правовых актов, в том числе 13 уставов), противоречащих федеральному и региональному законодательству. Из них приведено в соответствие с законодательством 127 нормативных правовых актов (в том числе 6 уставов) по следующим мерам прокурорского реагирования: по протестам - 102 (в том числе 3 устава), по представлениям 10 (в том числе 3 устава), по результатам обращения в суд - 15. Наибольшее количество незаконных нормативных правовых актов
выявлено в Шуйском (20), Комсомольском (17), Заволжском (17), Южском (10), Пучежском (8) и Лежневском (8) районах, а также в г. Кинеш-ма (15). Из них на долю представительных органов местного самоуправления приходится незначительная часть от общего количества оспоренных прокурорами по мотиву противоречия федеральному и областному законодательству правовых актов, т. е. большая часть незаконных нормативных правовых актов принимается главами муниципальных образований и исполнительными органами местного самоуправления. Аналогичная ситуация наблюдается и в целом по России.
Следует отметить, что, принимая незаконные акты, муниципальные органы нарушают права и свободы многих граждан, проживающих или находящихся на территориях соответствующих муниципальных образований, права и законные интересы юридических лиц. Например, по протесту Шуйского межрайонного прокурора отменено постановление Главы г. Шуи от 22 декабря 2004 года № 2158, принятое по вопросам, не относящимся к ведению органов местного самоуправления, а именно, устанавливающее штраф за безбилетный проезд в общественном транспорте. Юрьевецким районным судом было признано недействующим решение Юрьевецкого районного Совета от 25 ноября 2004 года № 226 «О тарифах на оплату жилья и коммунальных услуг, предоставляемых МУП «Юрьевецкое МПО ЖКХ», которым в тарифы были необоснованно включены расходы, связанные с недоиспользованием (неоптимальным использованием) производственных мощностей предприятия.
Вот почему в современных условиях построения гражданского общества и правового государства в России юридическая ответственность за правонарушения продолжает оставаться наиболее острой темой правовой науки и правоприменительной практики. Без эффективно действующего механизма юридической ответственности нормы, регулирующие права и обязанности членов общества, носят декларативный характер.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий-
© Т.К. Петрова, 2006
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2006
61
ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РФ
ской Федерации» от 6 октября 2003 года (далее -Закон) [1] называет три формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления: перед государством, перед населением, перед физическими и юридическими лицами (ст. 70). В качестве основания ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления выступает нарушение действующего законодательства, а в качестве санкций предусматривается досрочное прекращение полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления, кроме случаев ответственности перед физическими и юридическими лицами. Но во всех случаях в этом процессе задействован судебная власть.
Так, согласно ст. 72 названного Закона ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъектов Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий. Следствием этого может стать роспуск представительного органа местного самоуправления (ст. 73 Закона) или отрешение от должности главы муниципального образования либо главы местной администрации (ст. 74 Закона). Решение о досрочном прекращении полномочий выборного органа или должностного лица принимается представительным или исполнительным органом государственной власти, но юридический факт, служащий основанием ответственности, должен быть подтвержден в судебном порядке. В судебном порядке может быть оспорена и законность применения к выборным должностным лицам, чьи полномочия прекращаются досрочно, мер ответственности, в том числе, фактическое наличие ее оснований и соблюдение установленного порядка досрочного прекращения их полномочий.
Рассмотрим следующую форму ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления - перед населением муниципального образования. Основания ответственности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением определяются уставом муниципального образова-
ния в соответствии с Федеральным законом. Однако, если учитывать, что в качестве санкции устанавливается отзыв указанных выборных должностных лиц местного самоуправления населением, то согласно ст. 24 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» основаниями для отзыва могут служить только конкретные противоправные решения или действия (бездействия) в случае их подтверждения в судебном порядке.
Еще одной формой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, но уже не связанной с досрочным прекращением их полномочий, является ответственность перед физическими и юридическими лицами. В случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления прав физических и юридических лиц, причинения им имущественного или морального вреда они могут быть привлечены к ответственности, содержание и формы которой определяет суд или арбитражный суд в соответствии с действующим законодательством. Ответственность органов местного самоуправления может наступать и в результате невыполнения ими условий договоров и соглашений с физическими и юридическими лицами (например, при осуществлении прав собственника в отношении муниципального имущества).
Одним из видов неблагоприятных последствий для названных органов и должностных лиц может быть признание судом недействительными их решений и обязанность возместить ущерб, причиненный ими. Анализ судебной практики показывает, что наиболее распространенными последствиями является признание судом нормативных правовых актов органов местного самоуправления недействительными.
Например, Арбитражным судом Ивановской области 24 ноября 2004 года было вынесено решение о признании недействующим Постановления Главы г. Иваново от 25 сентября 2003 года N° 2559 «О тарифах на питьевую воду, оказание услуг по приему и очистке сточных вод холодного и горячего водоснабжения, на услуги гидротехнических сооружений на 2004 год» в части установления тарифов на услуги гидротехнических сооружений, как несоответствующее статье 71 Конституции РФ, Указу Президента РФ от 28 февраля 1995 года №2 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования
62
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2006
Государственные органы по контролю и надзору в сфере использования недобросовестных практик..,
цен (тарифов)» и Постановлению Правительства РФ от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». МУП «Водоканал» г. Иваново была подана кассационная жалоба в федеральный Арбитражный суд Волго-Вятского округа, который постановил решение Арбитражного суда Ивановской области оставить без изменения.
Другим примером может служить решение суда Ленинского района г. Иваново от 25 марта 2005 года, которым было признано недействительным решение Ивановской городской Думы «Об индексации ставок земельного налога и об арендной плате за пользование землей на территории города Иваново» N° 285 от 26 декабря 2003 года [2], в части установления нулевого размера арендной платы за пользование земельными участками.
В целом можно заметить, что на практике возникает еще очень мало судебных дел, возникающих в связи с обжалованием актов и действий органов местного самоуправления и должностных лиц. Например, по данным Судебного департамента по Ивановской области в 2004 году в целом в суды общей юрисдикции Ивановской области поступило 3 8 дел о признании нормативных правовых актов незаконными, из них рассмотрено 34 дела, в том числе с удовлетворением требования - 22. В 2005 году количество таких дел сократилось до 22, из них рассмотрено 16 дел, в том числе с удовлетворением требования - 12.
Одна из причин - недостаточная осведомленность граждан и организаций - субъектов таких
правоотношений о возможности судебной защиты нарушенных прав. Данный вывод подтверждается и тем обстоятельством, что большинство дел этой категории возбуждается по заявлениям прокуроров. Как уже отмечалось выше в Ивановской области в 2005 году органами прокуратуры оспорено в судебном порядке 15 из 22 поступивших в суды общей юрисдикции незаконных нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Существуют проблемы и в самом правовом регулировании механизмов юридической ответственности в системе публичной власти, что требует совершенствование законодательства в данной сфере общественных отношений.
Библиографический список
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. с изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822; 2004. № 25. Ст. 2484; № 33. Ст. 3368; 2005. № 1 (ч. 1). Ст. ст. 9, 12, 17, 25, 37; № 17. Ст. 1480; № 27. Ст. 2708; № 30. (ч. 1) Ст. ст. 3104, 3108; № 42. Ст. 4216; 2006. № 1. Ст. ст. 9, 10; № 6. Ст. 636; № 8. Ст. 852.
2. Решение Ивановской городской Думы «Об индексации ставок земельного налога и об арендной плате за пользование землей на территории города Иваново» № 285 от 26 декабря 2003 года // Рабочий край. - 2003. - 31 декабря.
О.Е. Костерина
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПРАКТИК НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ ГЕРМАНИИ
Активная торговля ценными бумагами при помощи сети Интернет и ускоренная глобализация финансовых рынков обусловили появление новых возможностей для злоупотреблений на рынке, так называемых недобросовестных рыночных практик, связанных с использованием инсайдерской информации и манипулированием ценами при совершении сделок с ценными бумагами. Названные типы злоупотреблений - это две стороны одной глобальной проблемы, представляющей серьезную интернациональную угрозу.
Использование недобросовестных методов торговли на рынке ценных бумаг неизбежно влечет за собой деформацию механизмов ценообразования, нарушение стабильности рынка в целом, способствует получению незаконной прибыли за счет введения в заблуждение других субъектов рынка, и, как следствие, нарушает права и законные интересы его участников.
Существующие рыночные отношения требуют адекватного правового обеспечения. Об актуальности проблемы говорит тот факт, что законодательство многих стран мира, регулирующее
© О.Е. Костерина, 2006
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2006
63