УДК 34
Сафина Е.В.
магистрант
Российский государственный университет правосудия Уральский филиал
РОЛЬ СУБЪЕКТОВ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: в данной статье освещается роль и функциональная составляющая деятельности субъектов предупреждения преступности несовершеннолетних. Преступность несовершеннолетних в настоящее время является наиболее актуальной проблемой изучения в современной науке. Актуальность данной проблемы устанавливается на уровне социальных процессов в обществе, таких как развитие делинквентной модели поведения у подростков, «омолаживание» преступности и вовлеченность несовершеннолетних в совершение преступности. Однако в научной литературе отмечается наличие проблематики преступной деятельности несовершеннолетних, но недостаточно освещается как таковая деятельность направленная на предупреждение и профилактику преступности несовершеннолетних, которая возложена в основном на специальные субъекты, в данном исследовании изучается, во-первых компонентный состав субъектов осуществляющих профилактику и предупреждение преступности несовершеннолетних, во-вторых проведена классификация субъектов по их полномочиям, в-третьих выделены субъекты занимающейся специфичной деятельностью по предупреждению и профилактике преступности несовершеннолетних и выделены основные направления деятельности. Результаты данного исследования показывают какую роль в борьбе с преступностью несовершеннолетних и в складывании устойчивого антикриминального поведения в среде подростков подверженным влиянию лиц с деструктивным делинкветным поведением.
Ключевые слова: несовершеннолетние; комиссии по делам несовершеннолетних; субъекты предупреждения преступности; преступность несовершеннолетних; преступная деятельность; подразделения по делам несовершеннолетних; делинквентное поведение; картина мира; профилактические меры; воспитательные меры.
В настоящее время деятельность, направленная на предупреждение преступности несовершеннолетних, является очень актуальным вопросом для общества и государства, поскольку преступность несовершеннолетних имеет глубокую социальную подоплеку. В настоящее время так же ярко прослеживается тенденция так называемого омолаживаниея преступности, подразумевающее под собой вовлечение большего числа несовершеннолетних в преступную деятельность.
Л.М. Прозуметов под предупреждением преступности несовершеннолетних, понимает «Деятельность, имеющую цель не допустить повторного совершения преступлений как путем устранения их причин и условий, так и путем прерывания предварительной преступной деятельности несовершеннолетних».
Деятельность по предупреждению преступности осуществляют компетентные субъекты. Они отличаются друг от друга функциями. Л.М. Прозуметов делит субъекты на две группы: «субъекты общего и субъекты специального предупреждения. Функцией субъектов общего предупреждения преступности является деятельность, направленная на осуществление хозяйственной, организаторской, культурно-воспитательной и иной социальной политики. Основной функцией специальных субъектов является обеспечение правопорядка».
К общим субъектам предупреждения такого рода преступности относятся: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, общественные формирования, политические партии, религиозные организации, профсоюзы. Как, правило, предупреждение преступности не является их основной целью, они решают вопросы государственной политики.
Ведущее место занимают специальные субъекты, поскольку они осуществляют деятельность по предупреждению преступности
несовершеннолетних и именно они выполняют функции по предупреждению преступлений несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности и наказания. К ним относятся:
1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Основной функцией которых является защита прав несовершеннолетних, оказание помощи несовершеннолетним лицам в восстановлении нарушенных прав, защита их прав и законных интересов, а также выполнение функции координации и организации взаимодействия между субъектами профилактики.
2. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Данные учреждения проводят профилактическую работу с несовершеннолетними, обеспечивают защиту прав и законных интересов, реализуют социально-педагогическую функцию.
3. Органы прокуратуры, целью работы, которых является выявление причин и условий, способствующих повторному совершению преступления несовершеннолетних.
4. Органы опеки и попечительства, основными задачами, которых является мониторинг неблагополучных семей, выявление и устройство детей оставшихся без попечения родителей, а так же установление наблюдения за подростками, ранее освобожденных от уголовного наказания.
Из проведенного анализа следует, что круг субъектов достаточно широк, их полномочия содержат в себе функциональную нагрузку в сфере предупреждения преступности несовершеннолетних и особенно несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности и наказания. Но ведущее место в системе предупреждения преступности занимают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и подразделения по делам несовершеннолетних.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав - это важный орган в системе предупреждения преступности несовершеннолетних, задачами которого является координация деятельности органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Комиссии по делам несовершеннолетних проводят профилактические мероприятия, которые направлены на реализацию эффективного воздействия, как на самого несовершеннолетнего, так и его родителей, примерами таких мероприятий можно рассматривать:
1. Проведение воспитательных бесед с конкретным подростком;
2. Проведение профилактических бесед с родителями (опекунами) несовершеннолетнего;
3. Групповые профилактические беседы в местах осуществления образовательной деятельности
4. Проведение мероприятий для популяризации здорового образа жизни среди трудных подростков совместно с органами местного самоуправления, способствующих созданию положительных социальных ориентиров.
Деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав носит многоаспектный, сложный характер и заключается в работе по предупреждению преступности, выявлению обстоятельств, негативно влияющих на развитие несовершеннолетних и оказание помощи им в прохождении процессов социализации и ресоциализации. Что способствует снижению уровня преступности несовершеннолетних.
В свою очередь подразделения по делам несовершеннолетних - это специализированный государственный орган, который ведет работу с несовершеннолетними из неблагополучных семей, малолетними правонарушителями, а также безнадзорными и беспризорными подростками.
Сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних проводят профилактическую работу в отношении несовершеннолетних и их родителей, осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также подростков нуждающихся в помощи государства и направляют таких лиц в соответствующие учреждения.
Помимо этого, подразделения по делам несовершеннолетних рассматривают в установленном порядке заявления об общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности, административных правонарушениях, кроме того о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями (законными представителями) обязанности по воспитанию, обучению и содержанию.
Необходимо также отметить, что подразделения по делам несовершеннолетних, выполняя профилактическую функцию возложенную на них государством, взаимодействуют с несовершеннолетними совершившими преступление, с целью складывания у подростков устойчивого антикриминального поведения и установления структуры поведения в обществе.
Также в процессе предупреждения преступности несовершеннолетних, ПДН оказывает воздействие и на самих родителей, путем профилактических бесед, установлением надзора за неблагополучными семьями и постановлением на учет родителей отрицательно влияющих на своих детей, ведь в большинстве случаев антиобщественное поведение подростка связано с оказываемым неблагоприятным воздействием в семье и берет свое начало именно оттуда. Особенно, когда родители принуждают несовершеннолетнего к совершению преступлению, вовлекают в употребление алкоголя или наркотических веществ. Такое поведение в семье является одной из причин складывания у несовершеннолетнего делинквентной модели поведения и неустойчивой социальной картины мира.
К одной из профилактических мер следует отнести проведение рейдов сотрудниками органов внутренних дел по месту проживания, по месту сбора несовершеннолетних освобожденных от уголовной ответственности и наказания, в ходе которых выявляются несовершеннолетние правонарушители, родители, к которым следует применить меры профилактического воздействия.
Кроме того, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних проводят профилактические беседы и лекции в образовательных учреждениях, с
целью предупреждения формирования антиобщественного поведения в отдельных социальных группах.
Подразделения по делам несовершеннолетних участвуют в подготовке характеристических материалов на несовершеннолетних лиц при рассмотрении вероятности помещения их в центры для временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Также ПДН совместно с другими заинтересованными органами и учреждениями системы профилактики и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних проводят работу по привлечению трудного подростка к занятиям в творческих, спортивных кружках, трудоустройству, продолжению получения образования и т.д.
Итак, деятельность ПДН многогранна, она включает в себя не только предупреждение преступлений несовершеннолетних, но и своевременное выявление и устранение причин и условий, которые способствуют их совершению, также должностные лица ПДН изучают заявления граждан, сообщения государственных и муниципальных органов, выступают в СМИ, участвуют в разработке и проведении профилактических операций, анализируют состояние правонарушений на определенной территории, сотрудничают с органами опеки и попечительства, со школами, с органами социальной защиты населения и т.д.
Таким образом, в настоящее время деятельность субъектов предупреждение преступлений несовершеннолетних, играет важную роль как в борьбе с преступностью несовершеннолетних, так и в складывании устойчивого антикриминального поведения в среде подростков подверженным влиянию лиц с делинкветным поведением.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Декларация прав ребенка: Резолюция 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г. // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 38.
Конвенция о правах ребенка: Резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. // Права ребенка: Основные международные документы. М., 1992. С. 15-33.
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 г. // Права ребенка: Основные международные документы. М., 1992. С. 34-35.
Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») // Советская юстиция. 1991. № 12. С. 19-28. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63 -Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25.Ст. 2954. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3802.
О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 18. Ст. 2206.
Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики: Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г.1075 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 39. Ст. 2182.
О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав: Указ Президента Российской Федерации от 06 сентября 1993 г.
№ 1338 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 37.
Шуняева В.А. Ювенальная политика: законодательная эквилибристика // Вопр. ювенальной юстиции. 2015. № 1 (55). С. 20-21.
Романовская О.В. Ювенальная юстиция в современных диссертационных исследованиях // Вопр. ювенальной юстиции. 2014. № 2 (52). С. 14-18. Крамаров А.О. Перспективы законодательного регулирования ювенальной юстиции в Российской Федерации // Вопр. ювенальной юстиции. 2015. № 2 (56). С. 24-27.
Патов Д.А. Должны ли мировые судьи заниматься профилактикой подростковой преступности? // Мировой судья. 2015. № 5. С. 20-24.
Прозументов Л.М., Карелин Д.В., Ольховик Н.В. Причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних и меры их предупреждения // Вестн. Том. гос. Ун-та. Право. 2015. № 3(17). С. 58-64.
Прозументов, Л.М. Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. Томск: Изд-во ТГПУ, 1999. 202 с.