Научная статья на тему 'Меры предупреждения насильственных преступлений, совершаемых членами смешанных организованных преступных групп'

Меры предупреждения насильственных преступлений, совершаемых членами смешанных организованных преступных групп Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
174
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ORGANIZED CRIME / СМЕШАННЫЕ ПРЕСТУПНЫЕ ГРУППЫ / MIXED CRIMINAL GANGS / НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / VIOLENT CRIME / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / CRIME PREVENTION / ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПРЕСТУПНОСТЬ / IMPACT ON CRIME / ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ / CAUSES AND CONDITIONS OF CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Липский Николай Алексеевич, Филиппов Артем Рудольфович

В статье на базе современного уголовного и криминологического законодательства, правоприменительной практики осуществлено комплексное исследование проблемы борьбы с организованной преступностью несовершеннолетних. Особое внимание авторы уделяют предупреждению насильственных преступлений, совершаемых подростками совместно с взрослыми преступниками. В системе предупреждения преступности авторы следуют традиционным концепциям и рассматривают два уровня: общесоциальный и специально-криминологический

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Липский Николай Алексеевич, Филиппов Артем Рудольфович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES TO PREVENT THE VIOLENT CRIMES COMMITTED BY MEMBERS OF ORGANIZED CRIMINAL MIXED GROUPS

In the article on the basis of modern criminological and criminal law enforcement practices carried out a comprehensive study of the problem of combating organized crime minors. Particular attention is paid to the prevention of violent crime committed by juveniles together with adult criminals. In the system of crime prevention the author follows the traditional concepts and is considers two levels: general social and specialized criminological

Текст научной работы на тему «Меры предупреждения насильственных преступлений, совершаемых членами смешанных организованных преступных групп»

УДК 351.759

МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ЧЛЕНАМИ СМЕШАННЫХ ОРГАНИЗОВАННЫХ ПРЕСТУПНЫХ ГРУПП

Липский Н.А.

Филиппов А.Р.

В статье на базе современного уголовного и криминологического законодательства, правоприменительной практики осуществлено комплексное исследование проблемы борьбы с организованной преступностью несовершеннолетних. Особое внимание авторы уделяют предупреждению насильственных преступлений, совершаемых подростками совместно с взрослыми преступниками. В системе предупреждения преступности авторы следуют традиционным концепциям и рассматривают два уровня: общесоциальный и специально-криминологический

In the article on the basis of modern criminological and criminal law enforcement practices carried out a comprehensive study of the problem of combating organized crime minors. Particular attention is paid to the prevention of violent crime committed by juveniles together with adult criminals. In the system of crime prevention the author follows the traditional concepts and is considers two levels: general social and specialized criminological

Ключевые слова: организованная преступность; смешанные преступные группы; насильственные преступления; предупреждение преступности; воздействие на преступность; причины и условия преступности

Keywords: organized crime; mixed criminal gangs; violent crime; crime prevention; the impact on crime; the causes and conditions of crime

При решении широкого спектра вопросов, связанных с выработкой мер по борьбе с организованной преступностью несовершеннолетних следует в первую очередь учитывать сложную социально-экономическую и криминогенную обстановку в Российской Федерации, а также разумно сочетать уголовное наказание с мерами воспитательно-профилактического характера. К сожалению, на современном этапе в Российской Федерации пока еще не создана гибкая, научно обоснованная и максимально приближенная к жизненным реалиям система предупреждения организованной подростковой преступности (как, впрочем, и иных правонарушений несовершеннолетних), хотя ряд мер, предпринимаемых в данном направлении, выглядит весьма обнадеживающе.

Предупреждение преступности следует считать более широкой деятельностью и рассматривать ее в виде совокупности трех элементов: профилактики, предотвращения и пресечения.

По мнению отечественных криминологов, процесс предупреждения преступности несовершеннолетних должен представлять собой организованную

и управляемую деятельность, проявление системы в сочетании мер общесоциального и специально-криминологического характера, первые из которых создают основу для применения вторых1.

Целью предупреждения преступности в целом является достижение или сохранение тенденции снижения этого социально-негативного явления и позитивного изменения ее характера, структуры. Предупреждение преступности - главное направление деятельности государства и общества2.

В.Н. Бурлаков считает, что предупреждение преступности представляет собой систему, включающую в себя: объекты профилактики; ее основные уровни и формы; меры предупредительного воздействия; субъекты, осуществляющие данную деятельность3. Являясь одной из составляющих процесса предупреждения, криминологическая профилактика «нацелена» на истоки, на то, что воспроизводит преступность4.

В.Н. Перекрестов рассматривает возможность осуществления профилактики в отношении несовершеннолетних, находящихся на различных этапах криминализации, выделяя раннюю, непосредственную и постпенитенциарную профилактику. При этом в криминологической науке общая и индивидуальная профилактика преступлений подразделяются на раннюю и непосредственную5.

Общесоциальный уровень (общая профилактика) объединяет деятельность государства, институтов гражданского общества, которая направлена на разрешение противоречий в социально-экономической, духовно-нравственной и иных сферах. Общесоциальные средства «ограничивают поле для возникновения, развития и действия криминологических процессов и явлений, возможности возникновения криминальных ситуаций и перехода членов общества на преступный путь. Тем самым подрывается основа преступности...»6.

Профилактика преступности несовершеннолетних базируется на следующих принципах: законности, демократизме, гуманности, милосердии.

Одним из уже действующих в настоящее время федеральных законов, касающихся основ взаимодействия субъектов, является Федеральный закон

1 Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы: Монография. М.: Изд-во «Норма», 2001. С. 376-380.

2 Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. М.: Юристъ, 2003. С. 57; Лукин Е.В. Современное состояние преступности и борьба с нею в Российской Федерации // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2007. № 1. С. 11-13.

3 Бурлаков В.Н. Предупреждение преступности // Криминология: учеб. для юридических вузов / под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999. С. 235.

4 Кунц Е.В. Преступность среди женщин в современной России. М., 2009. С. 183.

5 Перекрестов В.Н. Криминологическая характеристика ювенальной преступности // Криминологическая характеристика и профилактика отдельных видов преступлений: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. П.П. Баранова. М.: ЦОКР МВД России, 2006. С. 133.

6 Бабичев А.Г. Убийство: проблемы, теория, практика. М., 2008. С. 169.

от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»7.

В нем определена система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, права лиц, в отношении которых проводится работа. Общая координирующая функция в деятельности по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сохраняется за комиссиями по делам несовершеннолетних. Федеральный закон об основах профилактики положен в основание разработки ряда нормативных документов, регламентирующих деятельность субъектов в отношении несовершеннолетних.

В тоже время следует отметить, что идея создания единого сводного законодательства, регулирующего весь спектр ювенологических проблем, так и не нашла своего реального воплощения, несмотря на активное обсуждение и ряд инициатив как авторитетных ученых, так и практических работников. Более тщательно продуманный закон мог бы урегулировать все аспекты профилактической деятельности, включая такие ее актуальные направления, как компетенция Федерации и ее субъектов, государственные и негосударственные формы профилактики, их задачи и методы, источники ресурсного обеспечения, а главное - определить строгий перечень субъектов, призванных осуществлять профилактическую деятельность в отношении несовершеннолетних, четко установить пределы компетенции каждого из них - от комиссии по делам несовершеннолетних до службы занятости. Для обеспечения законности в законе следовало бы установить конкретные основания и сроки проведения любой, как общей, так и индивидуальной профилактической работы с подростками, а также ее прекращения.

Е.Г. Слуцкий сообщал, что методы и технологии социальной работы с «неблагополучными» подростками, малолетними и несовершеннолетними правонарушителями в зарубежных странах постоянно совершенствуются. Методы социально-профилактического воздействия включают в себя: консультирование, групповую профилактику, общинную социальную работу, посредничество, вмешательство, поддержку, опеку и т.д. Так, например, групповая социальная работа ориентирована на коррекцию поведения молодежных группировок девиантной направленности с целью вовлечения их в общественно полезную и социально контролируемую деятельность (в групповые программы вносятся игровые элементы, спортивные и культурные мероприятия). Общинный метод реализуется в непосредственном жизненном пространстве (микрорайон, школа) несовершеннолетних. Появление методов «мобильная социальная работа» связано с необходимостью влияния и контроля за той частью несовершеннолетних, которые не склонны обращаться

7 Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения:

10.09.2015).

Ученые записки СПб филиала РТА № 3 (55) 2015

в молодежные центры, органы социальной защиты, поскольку предрасположены к различным проявлениям девиантной активности и агрессивны (как правило, это представители различных молодежных субкультур, неформальных объединений)8.

С нашей точки зрения, в рамках общесоциальной профилактики предупреждения преступного поведения несовершеннолетних, безнадзорности, различных правонарушений, необходимо создание в системе исполнительной власти самостоятельного органа по проблемам семьи, который должен положить конец межведомственной разобщенности и обеспечить четкую ско-ординированность работы на правительственном уровне.

При работе с девиантными подростками, а также несовершеннолетними преступниками, обладающими выраженными психическими аномалиями, Всемирная организация здравоохранения предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Задача вторичной профилактики - раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», например, подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время. Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением9.

Психопрофилактическая работа может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней. Считается, что она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах появления проблем.

С целью регулирования многочисленных противоречий и устранения деструктивных процессов, 1 июня 2012 года В.В. Путиным был подписан Указ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы»10. Данный Указ имеет и выраженную экономическую составляющую, подразумевается, что чем выше будут инвестиции в подрастающее поколение, тем интеллектуальнее, мобильнее будут новые кадры, которым предстоит создавать новую Россию. В Указе обозначены шесть направлений, по которым предстоит работать. Первое - семейная политика.

8 Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования / под ред. Е.Г. Слуцкого. СПб.: Знание, ИВЭСЭП. 2004. С. 538-540.

9 Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). М.: Изд-во «Академия», 2003. С. 161.

10 Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». URL: www.consultant.ru (дата обращения: 02.12.2015).

Второе - доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей. Третье - здравоохранение, здоровый образ жизни. Четвертое - обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства. Пятое - создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия. Шестое - участие самих несовершеннолетних в реализации Национальной стратегии.

Далее, распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р была утверждена Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года11.

В концепции сформулировано отношение государства к институту семьи, к вопросам охраны материнства и детства. Кроме того, концепция представляет собой целостную систему принципов, оценок, различных мер организационного, экономического, правового и т.д. характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни российских семей.

Семейная политика неотделима от актуальных вопросов социально-правовой защиты детства и является одним из основных показателей уровня развития общества, его цивилизованности и перспективности12.

Профилактическое воздействие на дисгармоничные, «проблемные» семьи предполагает решение следующих задач: 1) выявление подростков, отнесенных к «группе риска»; 2) изучение их психологических особенностей, интересов и наклонностей; 3) изучение жизни семьи, выявление причин семейной дисгармонии и межличностных конфликтов; 4) планирование и осуществление профилактических, коррекционных мероприятий; 5) активное межведомственное взаимодействие различных структур и ведомств, задействованных в ювенальной сфере.

При осуществлении профилактической деятельности в отношении смешанных организованных преступных групп несовершеннолетних следует акцентировать внимание на таких чертах криминологической профилактики, как комплексность в работе по выявлению и блокированию криминогенных факторов. В многочисленных работах отечественных ученых (которые нам удалось проанализировать) прослеживается тесная связь профилактических мероприятий с программами социально-экономического развития Российской Федерации, ее регионов, причем необходимо учитывать и активно воплощать в жизнь передовые методы нравственного воспитания и юридического просвещения подрастающего поколения, использовать разнообразные системы экспертно-методического сопровождения внедрения ювенальных технологий.

11 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http:// government.ru (дата обращения: 02.12.2015).

12 Пудовочкин Ю.Е. Ответственность за преступления против несовершеннолетних по российскому уголовному праву. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. С. 282.

Следующим аспектом проблемы, который мы хотим осветить в рамках нашего исследования, является проблема воссоздания системы ювенальной юстиции (именно воссоздания, так как она уже существовала до Октябрьской Революции).

Под ювенальной юстицией следует понимать совокупность правовых, социально-экономических, психолого-педагогических, медико-социальных механизмов, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов граждан до достижения ими совершеннолетия. С нашей точки зрения, юве-нальная юстиция - это, прежде всего, воспитательная и превентивная юстиция. Началом существования ювенологии принято считать 1899 год, когда в г. Чикаго был учрежден первый суд по делам несовершеннолетних.

Отечественные и зарубежные криминологи обращают внимание на важную особенность ювенального суда, которая состоит в том, что он ставит своей основной задачей не наказание, а защиту подсудимого подростка. То есть предпочитает карательным мерам воспитательные, использует возможности школы, семьи, общественных организаций и др. Разумеется мало только учредить особый суд, необходимо обеспечить его грамотными и квалифицированными судьями, привлечь врачей, психологов, социальных работников, следует обеспечить реальную высокоэффективную социальную реабилитацию подростков13.

Мировой опыт выражается в создании системы судебных органов - юве-нальных или семейных судов, занимающихся делами, в которых участвуют несовершеннолетние. Ювенальные суды предусматривают иные по сравнению с судами для взрослых цели. Так, например, если типичная цель уголовного судопроизводства вообще это кара, наказание виновного или то, что называется превенцией, то есть устрашение данного человека и окружающих, чтобы не совершалось новых преступлений, то целью правосудия по делам несовершеннолетних является благополучие подростков14.

По мнению В.Н. Кудрявцева, анализ практики работы «детских судов» за рубежом, а также деятельности российских правоохранительных органов показывает, что специфическое, более щадящее отношение к несовершеннолетним преступникам (то, что мы условно назвали компромиссом по отношению к ним) является, как правило, более эффективным по своим конечным результатам, чем суровость наказания. Главное же достоинство ювенальной юстиции, по мнению академика В.Н. Кудрявцева, состоит в том, что она заботится не об удовлетворении инстинктов возмездия, все еще сохраняющихся

13 Романовская О.В. Ювенальная юстиция в современных диссертационных исследованиях // Вопросы ювенальной юстиции. 2014. № 2 (52). С. 14-18.

14 Мызина Н.С., Носиков А.В., Шулина И.А. Благополучие несовершеннолетних - главная задача ювеналь-ной юстиции // Милиция общественной безопасности: Состояние и актуальные проблемы деятельности: Материалы регионального семинара, 29 марта 2002 г. / под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: СПб университет МВД России, 2002. С. 178-179.

в обществе даже по отношению к детям, а о возвращении провинившихся подростков в нормальное общество15.

Представляется, что система ювенальной юстиции способна решить многие вопросы, но она будет эффективна лишь в том случае, если в стране действительно произойдут реальные организационные, социально-экономические и т.д. преобразования.

А.С. Автономов указывает, что «прогноз возможных последствий внедрения ювенальной юстиции в России зависит от того, в каком виде она будет внедрена. Если это будет просто специализация судей, как сейчас, то вряд ли мы придем к чему-то позитивному, но если мы действительно будем внедрять ювенальную юстицию комплексно, исходя из того, что главное - это не допустить ребенка в суд, решить проблемы на стадии их зарождения, - вот тогда, возможно, результаты будут действительно хорошими16.

В тоже время ювенальная юстиция в России имеет много противников. Е.М. Тимошина считает, что альтернативой ювенальной юстиции в России является уже существующая система защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, основанная на конституционных принципах защиты детства. «Права детей в России сегодня защищаются большим числом государственных органов и общественных организаций. К ним относятся: аппарат уполномоченного по правам ребенка, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, суды, прокуратура, Министерство внутренних дел, Федеральная служба исполнения наказаний, Министерство образования, Министерство здравоохранения и социального развития, различные комитеты, общественные правозащитные организации и др.»17.

Необходимо указать и на профилактическую роль судов в Российской Федерации. Осуществляя правосудие по уголовным делам несовершеннолетних, суд исследует причины и условия преступности несовершеннолетних, непосредственно входящие в характеристику объективной и субъективной сторон деяния, а также криминогенные факторы, проявившиеся в виде обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности18.

Так в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» сделан акцент на уточнении следующих вопросов: 1) разъяснены наиболее актуальные и сложные проблемы, связанные с уголовной ответственностью

15 Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. М.: Юристъ, 2003. С. 225.

16 Автономов А.С. Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование // Государство и право. 2012. № 1. С. 102.

17 Тимошина Е.М. Правовой анализ целесообразности внедрения ювенальной юстиции в России // Государство и право. 2012. № 1. С. 87-88.

18 Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы: Монография. М.: Изд-во «Норма», 2001. С. 295-296.

и назначением наказания несовершеннолетних; 2) приведен перечень международных актов, которые должны учитываться судами при рассмотрении подобного рода дел; 3) отмечены моменты, которые должны приниматься во внимание при применении к таким лицам заключения под стражу; эта мера допустима лишь в качестве крайней и лишь тогда, когда речь идет о тяжком или особо тяжком преступлении, при этом должны быть рассмотрены альтернативные варианты (передача под присмотр родителей и т.д.); 4) затронуты вопросы обеспечения права таких лиц на защиту, привлечения педагогов или психологов при допросе, вызова в суд представителей учебно-воспитательных учреждений или общественных организаций. Перечислены обстоятельства, при которых лица не могут допускаться к участию в деле в качестве законных представителей несовершеннолетних подсудимых; 5) указаны особенности, которые должны приниматься во внимание при назначении наказания несовершеннолетнему, в том числе в виде лишения или ограничения свободы, штрафа, обязательных или исправительных работ; 6) раскрыто содержание понятия «систематическое неисполнение принудительной меры воспитательного воздействия»; 7) в постановлении особо подчеркивается, что судам надлежит не допускать рассмотрение уголовных дел в отношении несовершеннолетних (и материалов о совершенных ими правонарушениях) с участием представителей СМИ; также это касается использования видео-и фотосъемки несовершеннолетних правонарушителей и потерпевших в залах судебных заседаний и в других помещениях судов, однако может быть и исключение, когда несовершеннолетний и (или) его законный представитель ходатайствуют об этом19.

Непосредственно противодействием организованной подростковой преступности занимаются сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН). В целях совершенствования деятельности указанной структуры, на основании приказа МВД РФ от 15.10.2013 № 845 была утверждена Инструкция по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации20. Данная инструкция в значительной мере конкретизирует основные положения Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»21. В Инструкции прописано, что на подразделения по делам о несовершеннолетних ОВД «ложится»

19 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 02.12.2015).

20 Приказ МВД РФ от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации. URL: http://base. garant.ru (дата обращения: 21.11.2015).

21 Федеральный закон от 24.07.1999 № 120-ФЗ (в ред. от 13.07.2015 № 237-ФЗ) «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 02.12.2015).

обязанность проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями. В процессе предупредительной деятельности сотрудники должны выявлять и учитывать индивидуальные особенности личности подростка, его поведения, характер негативных и позитивных микросредовых влияний. В Инструкции прописаны меры контроля за поведением подростка со стороны сотрудников ОВД с целью предупреждения возможных правонарушений (преступлений); меры, применяемые к родителям, отрицательно влияющим на детей, уклоняющимся от выполнения воспитательных функций; принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые судом к несовершеннолетним; меры, направленные на профилактику рецидива (к таким мерам относятся: психолого-педагогическое воздействие к осужденным, наказание которых не связано с лишением свободы, перевоспитание подростков, отбывающих наказание в воспитательных колониях; помощь в бытовом и трудовом устройстве и т.д.). Кроме того, сотрудники ПДН обязаны выявлять лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений или иных антиобщественных поступков; выявлять подростков, оказавшихся без попечения родителей.

Все сказанное в данной статье позволяет сделать ряд выводов:

1. Общегосударственная система мер профилактики организованной преступности несовершеннолетних определяется стратегически ориентированной, последовательной внутренней политикой, имеющей целью максимально оптимизировать общественное отношение в стране, исключить обострение противоречий между отдельными слоями населения, группами граждан, политическими движениями.

Меры, реализуемые на региональном уровне, осуществляются в рамках программ, нацеленных на всестороннюю поддержку ювенальных слоев населения, устранение факторов, обуславливающих правонарушающее поведение подростков. Региональные программы должны содержать: 1) меры, направленные на обнаружение очагов криминогенных влияний в семье; 2) меры направленные на предупреждение детской и подростковой безнадзорности; 3) меры, обеспечивающие решение материальных и жилищных проблем семьи; 4) меры, направленные на развитие здорового образа жизни, досуга среди широких слоев населения; 5) меры психологической коррекции семейных отношений; 6) меры правового принуждения в соответствии с нормами гражданского, семейного, жилищного, административного, уголовного законодательства. Указанные меры осуществляются путем распространения через средства массовой информации сведений о телефонах доверия, кризисных центрах; детские лечебные и учебно-педагогические учреждения должны тщательно исследовать факты девиантного поведения детей и выявлять причину такого поведения, собирать и обобщать информацию о семейном неблагополучии, о подростках, прогуливающих занятия в школе, занимающихся бродяжничеством, склонных к употреблению спиртных напитков.

Их выполнение возлагается на Комитет по печати и средства массовой информации, Комитет по делам молодежи регионального правительства, департамента соцзащиты, городские службы психологической помощи, районные управления и отделы внутренних дел, образования, комиссии по делам несовершеннолетних.

2. Необходимо наличие объективных данных о состоянии преступности несовершеннолетних в целом, а также преступлений рассматриваемой группы. Контроль за статистической отчетностью целесообразно возложить на прокуратуру.

3. Ранняя общесоциальная и микросредовая профилактика заключается в оптимальном воздействии на факторы, отрицательно влияющие на формирование личности несовершеннолетних, что находит практическое выражение в выявлении маргинальных семей, «компенсации» семейного неблагополучия усилиями как государственных структур, так и общественных организаций, в устранении недостатков семейного воспитания; помощи в бытовом и трудовом устройстве несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений, а также вернувшихся из воспитательных колоний.

4. В ближайшие годы необходимо создать систему законодательства о регулировании деятельности государственных органов и общественных организаций по предупреждению асоциального поведения подростков, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, основанную на Конституции РФ и нормах международного права.

5. Уровень криминогенности страны в будущем в первую очередь будет зависеть от того, насколько она способна в настоящем дать правильное направление формированию молодого поколения. Конечно, основную роль должны играть социально-экономические, идеологические меры. Однако нельзя не видеть большого значения в этом процессе успешной деятельности правоохранительных органов, в том числе и в сфере уголовного законодательства, уголовного судопроизводства, реформирования пенитенциарной системы.

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». URL: www.consultant.ru (дата обращения: 02.12.2015).

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://government.ru (дата обращения: 02.12.2015).

3. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 10.09.2015).

4. Федеральный закон от 24.07.1999 № 120-ФЗ (в ред. от 13.07.2015 № 237-ФЗ) «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». URL: http://base. garant.ru (дата обращения: 02.12.2015).

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 02.12.2015).

6. Приказ МВД РФ от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации. URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 21.11.2015).

7. Автономов А.С. Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование // Государство и право. 2012. № 1. С. 102.

8. Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы: Монография. М.: Изд-во «Норма», 2001. 496 с.

9. Бабичев А.Г. Убийство: проблемы, теория, практика. М., 2008. 192 с.

10. Бурлаков В.Н. Предупреждение преступности // Криминология: учеб. для юридических вузов / под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999. 608 с.

11. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). М.: Изд-во «Академия», 2003. 288 с.

12. Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. М.: Юристъ, 2003. 352 с.

13. Кунц Е.В. Преступность среди женщин в современной России. М., 2009. 264 с.

14. Лукин Е.В. Современное состояние преступности и борьба с нею в Российской Федерации // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2007. № 1. С. 11-13.

15. Мызина Н.С., Носиков А.В., Шулина И.А. Благополучие несовершеннолетних - главная задача ювенальной юстиции // Милиция общественной безопасности: Состояние и актуальные проблемы деятельности: Материалы регионального семинара, 29 марта 2002 г. / под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: СПб университет МВД России, 2002. С. 178-179.

16. Перекрестов В.Н. Криминологическая характеристика ювенальной преступности // Криминологическая характеристика и профилактика отдельных видов преступлений: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. П.П. Баранова. М.: ЦОКР МВД России, 2006. 272 с.

17. Пудовочкин Ю.Е. Ответственность за преступления против несовершеннолетних по российскому уголовному праву. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. 293 с.

18. Романовская О.В. Ювенальная юстиция в современных диссертационных исследованиях // Вопросы ювенальной юстиции. 2014. № 2 (52). С. 14—18.

19. Тимошина Е.М. Правовой анализ целесообразности внедрения ювенальной юстиции в России // Государство и право. 2012. № 1. С. 87-88.

20. Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования / под ред. Е.Г. Слуцкого. СПб.: Знание, ИВЭСЭП. 2004. 293 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.