УДК 340
А.А. Королева
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В статье рассматриваются основные вопросы деятельности органов внутренних дел по профилактике преступности несовершеннолетних. Дана характеристика правовых основ деятельности субъектов профилактики. Рассмотрены основные мероприятия, проводимые органами внутренних дел. Даны рекомендации по совершенствованию их работы.
Ключевые слова: Преступность несовершеннолетних, профилактика преступности, превентивная деятельность, комиссии по делам несовершеннолетних.
Одним из основных критериев криминогенной обстановки в стране является преступность несовершеннолетних. Данное обстоятельство обусловлено тем, что борьба с преступностью несовершеннолетних является одним из основных направлений борьбы с преступностью в целом. Такое внимание к борьбе с преступностью несовершеннолетних связано с ростом количества преступлений, совершенных детьми и подростками. Данная ситуация требует повышенного внимания правоохранительных органов к разработке программ по профилактике такого вида преступности.
Одним из существенных условий охраны нравственного здоровья подрастающего поколения является проведение эффективной профилактической работы в отношении преступности несовершеннолетних.
По данным Генеральной прокуратуры РФ по итогам 2018 года выявлено 40 860 несовершеннолетних, совершивших преступления, за 11 месяцев 2019 года - 36 361 несовершеннолетних [5]. При этом Республика Бурятия занимает 4 место среди регионов с наибольшим удельным весом преступлений, совершенных несовершеннолетними. [7]
Подростковый возраст связан со многими соблазнами, зачастую подпадающими под Уголовный кодекс РФ. Развитие молодежной субкультуры связано с распространением наркотических средств, совершением разбоев и грабежей. Зачастую ни семья, ни школа или иные образовательные учреждения неспособны ограничить от такого образа жизни, несомненно, приводящего к местам лишения свободы.
Одним из эффективных субъектов профилактики преступности среди несовершеннолетних является правоохранительная система. В борьбе с преступностью несовершеннолетних важную роль играет деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а именно: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защиты населения, управления образования, опеки и попечительства, управления здравоохранения, службы занятости, органы внутренних дел.
Правовой основой профилактики преступности несовершеннолетних являются следующие международные акты:
- Пекинские правила - положения Минимальных стандартных правил ООН 1985 года [3];
- Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года [2];
- Эр-Риядские руководящие принципы - Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 года [6].
Указанные международные акты положены в основу ювенальной политики в Российской Федерации. Среди нормативных актов по профилактики преступности несовершеннолетних в России следует выделить Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [8] и Федеральный законот 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системыпрофи-лактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [9].
Органы внутренних дел занимают особое место в системе профилактики преступности несовершеннолетних, так как являются специализированным субъектам правоохранительной системы. Каждое подразделение органов внутренних дел задействовано в превентивной деятельности. Так, например, участковые уполномоченные полиции в своей деятельности выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в противоправную среду. Среди иных подразделений Органов внутренних дел, занимающихся профилактикой преступности несовершеннолетних в составе организованных групп, выделяются патрульно-постовая
© Королева А.А., 2020.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2020. № 3-2 (102)
служба, дежурные части отделов полиции, подразделения уголовного розыска, следственные подразделения, подразделения по делам несовершеннолетних. Особое место в системе органов внутренних дел занимают Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» данные Центры проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними. Данная работа проводится с помощью приобщения к учебе и труду, развития новых навыков и умений, положительных склонностей, интересов, увлечений, хобби. [4]
Содержание предупредительной работы органов внутренних дел состоит из следующих элементов:
- разработка и проведение общей профилактической работы на основе характеристик преступности в целом по стране и отдельно по регионам;
- проведение профилактической работы в отдельных группах населения, объединенных профессиональными и иными характеристиками;
- проведение индивидуальной работы с лицами, состоящими на профилактическом учете;
- предупреждение совершения преступлений лицами, о преступных наклонностях которых известно полиции;
- работа с лицами, совершившими преступление с целью недопущения повторной судимости. [1]
Работа по профилактике преступности несовершеннолетних, в том числе в составе организованных
групп, характеризуется системностью и слаженностью действий всех подразделений органов внутренних дел.
Среди системы профилактики преступности несовершеннолетних можно выделить некоторые меры, организованные органами внутренних дел.
Для проведения разъяснительной работы с несовершеннолетними за образовательным учреждением закрепляется наиболее опытный сотрудник ОВД. Данная работа проводится совместно с администрацией учреждения, психологом, педагогом. В образовательных учреждениях, помимо прочего, проводятся следующие мероприятия по предупреждения преступности несовершеннолетних:
- проверка технической комплектации по обеспечению защиты учреждения и антитеррористической защищенности объекта;
- сообщение администрацией учреждении обо всех правонарушениях, совершенных в учреждении;
- проведениетематических лекций для учащихся, сотрудников учреждений и родителей;
- участие в мероприятиях в учебном заведении для поддержания порядка;
- выявление несовершеннолетних, участвующих в преступной деятельности;
- беседы с детьми, состоящими на учете, как внутришкольном, так и в ПДН;
- проведение индивидуальной работы с детьми, ведущими антисоциальную жизнь, и их родителями.
Для того, чтобы повысить эффективность профилактической работы органов внутренних дел следует придерживаться следующих рекомендаций:
- в случае выявления сотрудниками органов внутренних дел преступней против семьи или несовершеннолетних, а также переселений, совершенных несовершеннолетними, следует сообщать в комиссии по делам несовершеннолетних для незамедлительного реагирования и применения необходимых мер;
- ведение статистики совершенных несовершеннолетними преступлений и правонарушений для выявления специфики, структуры и динамики;
- проведение своевременных проверок по следующим фактам:
суицид среди несовершеннолетних;
употребление несовершеннолетними алкогольных напитков, наркотических средств, табачной продукции;
совершение несовершеннолетними правонарушения или преступления.
- совершение рейдов по местам возможного пребывания подростков для выявления фактов безнадзорности;
- проведение межведомственных мероприятий по обмену оптом в работе с детьми;
- проведение профилактической работы с детьми и их родителями по правовой пропаганде.
Таким образом, для проведения эффективной профилактической работы службам ОВД на разных
уровнях требуется придерживаться комплексной системы профилактики детской преступности.
Библиографический список
1.Галикеева Л.А. Роль Органов внутренних дел (полиции) в профилактике безнадзорности и предупреждении правонарушений несовершеннолетних // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2013. - № 1 (59). - С. 67-70
2.Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Сборник международных договоров СССР. -М., - 1993. - Выпуск ХК^
3. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (приняты на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г.) // Советская юстиция. - 1991. - № 12-14
4.Подколзина А.Ю. Помещение в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей как мера воздействия на противоправное поведение несовершеннолетних // Труды Академии управления МВД России. - 2017. - № 1 (41). - С. 145-148.
5.Портал правовой статистики [Электронный ресурс] режим доступа: http://crimestat.ru/offenses_map
6.Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. N 45/112 «Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде)» // СПС Гарант
7.Сборник Состояние преступности в России за январь - ноябрь 2019 г. [Электронный ресурс] режим доступа: http://crimestat.ru/analytics
8.Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - № 31. - С. 3802
9.Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. - 28.06.1999. - № 26. - С. 3177
КОРОЛЁВА АРИНА АНАТОЛЬЕВНА - магистрант, Бурятский государственный университет им.Доржи Банзарова, Россия.