Научная статья на тему 'ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 24.06.1999 № 120-ФЗ "ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" НА ПРИМЕРЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ'

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 24.06.1999 № 120-ФЗ "ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" НА ПРИМЕРЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / БЕЗНАДЗОРНОСТЬ / ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прохоренко Г.А.

В данной статье рассмотрены особенности прокурорского надзора за исполнением органами внутренних дел федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Приведены примеры типичных нарушений, допускаемых органами внутренних дел при реализации предоставленных им полномочий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Проанализирована роль органов прокуратуры по восстановлению нарушенных прав несовершеннолетних. Указаны меры прокурорского реагирования, принимаемые при выявляемых нарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Прохоренко Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 24.06.1999 № 120-ФЗ "ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" НА ПРИМЕРЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 340

Г.А. Прохоренко

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 24.06.1999 № 120-ФЗ «ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

НА ПРИМЕРЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

В данной статье рассмотрены особенности прокурорского надзора за исполнением органами внутренних дел федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Приведены примеры типичных нарушений, допускаемых органами внутренних дел при реализации предоставленных им полномочий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Проанализирована роль органов прокуратуры по восстановлению нарушенных прав несовершеннолетних. Указаны меры прокурорского реагирования, принимаемые при выявляемых нарушениях.

Ключевые слова: прокурорский надзор, безнадзорность, преступность несовершеннолетних, профилактика преступности несовершеннолетних, субъекты профилактики.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», ст.ст.20, 21 ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в обязанности полиции, подразделений по делам несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений) внутренних дел входит: выявление причин преступлений и условий, способствующих их совершению; выявление лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проведение с ними индивидуальной профилактической работы; проведение индивидуально -профилактической работы в отношении несовершеннолетних и их родителей, состоящих на учете, в т.ч. при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений; участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и т.д.

Согласно п. 1.6 Приказа Генерального прокурора РФ от 16 января 2012 г. N 7 важнейшим направлением противодействия преступности является осуществление надлежащего надзора за исполнением законов, имеющих целью предупреждение преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении их.

При осуществлении надзора за исполнением законов органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимо уделять повышенное внимание вопросам реализации предоставленных им полномочий по защите прав несовершеннолетних, предупреждению семейного неблагополучия, жестокого обращения с ними, своевременного обмена информацией о подростках, проживающих в социально неблагополучных семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации или опасном состоянии, нуждающихся в государственной помощи, и других существенных обстоятельствах, способствующих вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Принципиально реагировать на факты неисполнения или ненадлежащего исполнения должностными лицами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних своих обязанностей.

При осуществлении надзора за исполнением законов органами внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних прокурорам следует, прежде всего, обращать внимание на законность задержания и доставления детей и подростков в подразделение полиции. В числе оснований для такого задержания и доставления: совершение преступления; совершение административного правонарушения; безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних.

Необходимо учитывать, что задержание (в том числе административное) есть кратковременное ограничение свободы физического лица и потому оно может применяться в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении.

© Прохоренко Г.А., 2017.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2017. № 11-1(74)

Порядок задержания и доставления лиц, совершивших административные правонарушения и преступления, регламентирован, Кодексом об административных правонарушениях РФ и Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Исчерпывающий перечень оснований доставления несовершеннолетних в органы внутренних дел закреплен п.76 приказа МВД России 15.10.2013 N 845.

В рамках реализации положений ст. 14.1 Федерального закона «Об основных правах ребенка в Российской Федерации» в Амурской области принят Закон Амурской области от 11.03.2010 N З16-ОЗ «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Амурской области» статьей 9 которого предусмотрено, что должностные лица органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при обнаружении ребенка без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в местах, нахождение в которых детей не допускается при наличии сведений о местонахождении родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, принимают меры по его доставлению указанным лицам (при условии, что это не противоречит интересам ребенка, а именно: эти лица не находятся в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения и (или) в случае передачи ребенок не окажется в обстановке, которая может нанести вред его жизни и здоровью, а также при согласии ребенка, достигшего 10-летнего возраста, на возврат к указанным лицам).

В ходе проверки, проведенной в МО МВД РОССИИ в Михайловском районе Амурской области выявлены системные нарушения законодательства при организации доставления несовершеннолетних в территориальный орган полиции.

Так, необоснованно задержаны и доставлены в МО МВД России в Михайловском районе Амурской области 8 несовершеннолетних. Все несовершеннолетние достигли возраста 10 лет, что предполагает, что несовершеннолетние могут назвать свое место жительство, адреса и телефоны родители. Указанное также подтверждает и тот факт, что несовершеннолетние, согласно протоколам задержания, передаются родителям спустя 15-60 минут после доставления в дежурную часть МО МВД России «Михайловский».

С целью устранения нарушений начальнику МО МВД России «Михайловский» внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Неоднократно прокурорами городов и районов Амурской области выявлялись факты, когда индивидуальная профилактическая работа сотрудниками полиции с несовершеннолетними, их родителями вообще не проводилась или проводилась формально, отсутствовало необходимое взаимодействие между службами полиции с иными органами и учреждениями системы профилактики, ведение учетно-профилактической документации осуществлялось неудовлетворительно, при производстве дел об административных правонарушениях допускались нарушения административного законодательства, не осуществлялся надлежащий ведомственный контроль и т.д.

Индивидуально-профилактическая работа, проводимая органами внутренних дел с подучетными несовершеннолетними, нередко сводится только к проведению бесед с несовершеннолетним. Особенно важно, чтобы сотрудники ОВД помимо этого решали во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних вопросы обучения, труда, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетнего. Предпринятые ими конкретные усилия в указанном направлении должны быть зафиксированы в учетно-профилактических карточках (делах) несовершеннолетних.

Прокурорами г. Благовещенска, Тынды, Архаринского, Михайловского, Благовещенского, Ивановского, Серышевского и иных районов выявлены многочисленные факты, когда индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними, их родителями вообще не проводилась либо проводилась крайне формально, отсутствовал ведомственный контроль, о чем в том числе свидетельствуют факты не проведения проверок учетно-профилактических карточек и учетно-профилактических дел состоящих на учете лиц.

Например, прокурором космодрома «Восточный» установлено, что в ПДН ГУ МОМВД России по ЗАТО Углегорск в нарушение п.48 Инструкции с 2014 года не проводилась проверка учетно-профилактических карточек, заведенных на родителей, ненадлежащим образом исполняющих родительские обязанности, а также несовершеннолетнего К., состоящих на учете. Вследствие чего, письменные указания, направленные на повышение эффективности профилактической работы руководством не давались.

Недостаточные меры принимаются сотрудниками полиции по профилактике семейного неблагополучия, межведомственному взаимодействию с иными органами, учреждениями системы профилакти-

ки.

Прокуратурой г.Благовещенска выявлен факт не постановки на учет в ПДН МО МВД России «Благовещенский» несовершеннолетнего В., который совершил ряд хищений чужого имущества (п. 42 Инструкции). Его мать уклоняется от выполнения родительских обязанностей, имеет хроническое заболевание «открытая двухсторонняя форма туберкулеза», несовершеннолетний проживает с бабушкой. В 2015-2016 учебном году В. к занятиям в школе не приступил, не организован, фактически остался без попечения родителей, бродяжничает. Между тем, профилактическая работа с данным несовершеннолетним сотрудниками полиции не организована.

Прокуратурой г.Благовещенска в ходе проверки установлено, что в нарушение ст. 26 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» сотрудниками полиции в КДНиЗП администрации города Благовещенска не направлялись постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ряда несовершеннолетних, в результате чего на заседаниях комиссии указанные несовершеннолетние не заслушивались, меры воспитательного воздействия к ним не применялись, что может повлечь повторное совершение подростками противоправных деяний.

Кроме того, как показала проверка, нарушение срока направления ГУ МО МВД «Благовещенский» административных протоколов на рассмотрение в КДНиЗП носит распространенный характер, особенно возвращенных на доработку. Все протоколы, поступившие в 2015 году из ГУ МО МВД России «Благовещенский» на рассмотрение в КДН и ЗП администрации города, направлены с нарушением 3-х дневного срока.

В деятельности органов ПДН выявляются факты не решения вопроса о привлечении родителей к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ при наличии фактов ненадлежащего выполнения ими родительских обязанностей, вынесение необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в действиях родителей несовершеннолетних состава преступления.

Результаты прокурорского надзора в данной сфере показывают, что нарушения законодательства в рассматриваемой сфере имеют место в работе практически всех органов внутренних дел Амурской области. Профилактическая деятельность органов внутренних дел в отдельных территориях продолжает оставаться малоэффективной, что требует систематического прокурорского надзора за их деятельностью. Представляется, что программа прокурорской проверки должна охватывать все службы ОВД в комплексе, что повысит эффективность прокурорского надзора в этом направлении. Прокурорским работникам необходимо принимать конкретные меры, направленные на повышение эффективности работы правоохранительных органов по профилактике беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

Библиографический список

1.Правовая система [КонсультантПлюс]: О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1-ФЗ.

2.Правовая система [КонсультантПлюс]: Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ.

3.Правовая система [КонсультантПлюс]: О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ.

4.Правовая система [КонсультантПлюс]: Об организации работы органов Прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности: Приказ Генеральной прокуратуры от 16 января 2012 г. N 7.

5.Правовая система [КонсультантПлюс]: О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Амурской области: Закон Амурской области от 11.03.2010 N З16-ОЗ.

6.Ережипалиев Д.И. Надзор за исполнением органами внутренних дел законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Законность. 2014. N 5. С. 54 - 57.

7.Организация прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» пособие / О.И. Величко; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации - М., 2011. - 148 с.

8. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних/ Т. А. Васильева, Т. Г. Воеводина, О. Б. Качанова, М. Г. Ковалева, Т. Г. Николаева, В. И. Рохлин, И. К. Севастьяник; под общ.ред. В. И. Рохлина. 2-е изд., испр. СПб., 2005. 220 с.

ПРОХОРЕНКО ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА - магистрант, Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.