Научная статья на тему 'Прокурорский надзор за исполнением законов подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел'

Прокурорский надзор за исполнением законов подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
887
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
PROSECUTOR / MINORS / PROSECUTOR SUPERVISION / JUVENILE UNITS / DYSFUNCTIONAL FAMILIES / PROSECUTORIAL RESPONSE / PROTECTING THE RIGHTS OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зарипова Е. С.

В статье показаны особенности прокурорского надзора за исполнением законов подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и роль прокурора в данной сфере. Обозначены типичные нарушения подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, выявляемые прокурорами, а также основные меры прокурорского реагирования.The article shows the features of prosecutorial supervision of the execution of laws by units for the affairs of minors of the internal affairs bodies. Аs well as the role of the prosecutor

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зарипова Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прокурорский надзор за исполнением законов подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел»

УДК 34

Юридические науки

Зарипова Е. С., студент магистратуры Университет Генеральной прокуратуры Российской Федерации

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация: В статье показаны особенности прокурорского надзора за исполнением законов подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и роль прокурора в данной сфере. Обозначены типичные нарушения подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, выявляемые прокурорами, а также основные меры прокурорского реагирования.

Ключевые слова: прокурор, несовершеннолетние, прокурорский надзор, подразделения по делам несовершеннолетних, неблагополучные семьи, меры прокурорского реагирования, защита прав детей.

Abstract: The article shows the features of prosecutorial supervision of the execution of laws by units for the affairs of minors of the internal affairs bodies. Аs well as the role of the prosecutor

Key words: prosecutor, minors, prosecutor supervision, juvenile units, dysfunctional families, prosecutorial response, protecting the rights of children.

Каждый ребенок - будущее нашей страны. И именно поэтому ему крайне важно развиваться, расти и воспитываться в оптимальных для этого условиях.

Отношение к детям определяется состоянием и уровнем развития государства и общества.

На сегодняшний день стало очевидно, что состояние детства отражают негативные тенденции организации общества, искажения в области общественной политики государства. По ряду ключевых показателей положение ребенка, к сожалению, постоянно ухудшается.

Конституция Российской Федерации, объявляя человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2), устанавливает, что материнство, детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38).

Большое внимание уделяется семьям, которые находятся в социально опасном положении.

Именно такие дети чаще других лишены внимания родителей, они подвергаются семейному насилию и вынуждены продолжительное время находиться в психопатологической обстановке, склонны к совершению преступлений, а также иных правонарушений и бродяжничеству.

Защита прав несовершеннолетних - приоритетное направление

правозащитной деятельности прокуратуры.

В связи с этим, безусловно, прокурор играет важную роль в данной сфере. Это подтверждают и данные статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Так, в 2018 году всего выявлено 654 736 нарушений в сфере соблюдения прав и интересов несовершеннолетних. Проводя анализ данных статистики с 2013 года количество таких нарушений имеет прогрессивный характер.

Наибольшая часть инструментов в пресечении нарушений прав детей представлена в Федеральном Законе от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее- Закон №120-ФЗ).

Особое внимание сегодня уделяется деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе, конечно, подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, именно которые и входят в состав органов системы профилактики.

Подразделения по делам несовершеннолетних ОВД обязаны проводить индивидуальные профилактические работы в отношении детей, а также их родителей, выявлять лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления, рассматривать заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, принимать участие в помещении их в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, кроме того, уведомлять родителей несовершеннолетних о доставлении детей в подразделения ОВД в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, а также взаимодействовать и сотрудничество с другими субъектами системы профилактики.

Вместе с тем, как показывает практика, прокуроры выявляют нарушения в данной сфере.

Так, например, согласно данным статистики прокуратуры Московской области всего в 2018 году органами прокуратуры области при осуществлении надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи выявлено 9 204 нарушения. В 2018 год органами дознания и предварительного следствия Московской области расследовано всего 748 преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии. Вместе с тем, количество особо тяжких преступлений выросло на 21,4 % (с 28 до 34). Кроме того, отмечается рост фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью - с 8 до 17, рост разбойных нападений - с 11 до 17, угонов транспортных средств - с 18 до 31, а также преступлений, связанных с участием несовершеннолетних в незаконном обороте наркотиков- с 37 до 40. Более того, количество детей и подростков, пострадавших от преступных посягательств, на сегодняшний день выросло на 23,5%.

Однако, анализ прокурорской практики позволяет выделить следующие типичные нарушения в деятельности ПОД ОВД:

- индивидуальная профилактическая работа с детьми, находящимися в социально опасном положении, должна проводиться с учетом личностных особенностей ребенка, его окружения, характера правонарушений, которые он

совершил, а также условий семейного воспитания. На сегодняшний день, к сожалению, не все сотрудники ПДН ОВД в ходе проведения индивидуальной профилактической работы с «трудными подростками» выясняют вышеперечисленные характеристики на несовершеннолетнего, а, как правило, такая работа чаще носит характер условный. Как показывает практика, справки, которые приобщаются к учетно-профилактическим карточкам или учетно-профилактическим делам на несовершеннолетних, носят также характер формальный, то есть все лишь фиксируется в документах, без выхода к месту жительства, месту обучения несовершеннолетнего. В случае регулярного неисполнения подростка принудительной меры воспитательного воздействия в суд должно направляться представление для принятия к нему мер, предусмотренных законодательством РФ, что тоже, к сожалению, делается сотрудниками ПДН ОВД не всегда.

- сотрудники ОДН ОВД участвуют в подготовке материалов для рассмотрения возможности помещения в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей ОВД подростков, которые направляются в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа по приговору суда или по постановлению судьи; временно ожидают рассмотрения судом вопроса об их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в случаях, когда на основании постановления судьи несовершеннолетние, не подлежащие уголовной ответственности, могут быть направлены в ЦВСНЛП на срок до 30 суток. Исследуя и изучая постановления ПДН ОВД о помещении несовершеннолетних в ЦВСНЛП в прокуратуре Московской области, мы установили, что, как правило, чаще встречающимся типичным нарушением является неправильное составление таких постановлений. Работники ПДН ОВД указывают срок помещения несовершеннолетних «30 суток», а не «до 30 суток», в результате чего, федеральные судьи во всех аналогичных случаях отклоняют данные ходатайства или указывают на их некорректность.

- нарушение порядка доставления в подразделения ОВД подростков, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных детей. Согласно законодательству, вышеуказанные несовершеннолетние могут содержаться в органах внутренних дел не более 3 часов. Тем не менее, эти сроки также часто нарушаются, и дети содержатся в ОВД по различным причинам более 3 часов, что соответственно, нарушает требования законодательства. Заблудившиеся, подкинутые и другие дети, возраст которых не достиг 4 лет, оставшиеся без попечения родителей или законных представителей, направляются в учреждения здравоохранения, о чем, к сожалению, часто забывают работники ПДН ОВД.

- Ведение учетно-профилактических карточек на несовершеннолетних регулируется Приказом МВД России от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации». Исследовав такие учетные карточки в ОМВД России по г.о. Лобня установлено, что такие правила систематически нарушаются и носят формальный характер. Например, не всегда имеются объяснения несовершеннолетнего или законного представителя при постановке на профилактический учет; отсутствуют характеристики с места работы родителей; журнал учета преступлений, совершенных несовершеннолетними на территории г.о. Лобня редко, когда заполняется достоверно и своевременно. В свою очередь, карточка на выявленного (доставленного) подростка заполняется либо недостоверно, либо неполноценно.

- проблема отсутствия сотрудничества и взаимодействия между всеми органами профилактики. Например, медицинские учреждения часто забывают проинформировать правоохранительные органы о выявленных случаях обращения детей в учреждения здравоохранения, речь идет, например, об обращении несовершеннолетних девочках, которые обращаются в женские консультации с целью постановки на учет по беременности и родам. В ходе проверки, которая была проведена в 2017 году прокуратурой города Лобня

отмечено, что работники здравоохранения Женской консультации при Лобненской ЦГБ ведут журнал несовершеннолетних, не достигших возраста 18, а также 16 лет, вставших на учет по беременности, однако, далеко не все факты имеются в статистике ОМВД России по г.о.Лобня.

Равным образом, отсутствует полное взаимодействие образовательной системы с иными субъектами профилактики, в том числе с ПДН ОВД. Так, например, проверкой установлено, что не все средние общеобразовательные школы города Лобня информируют Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации г. Лобня, ПДН ОМВД России по г.о. Лобня и другие органы профилактики о постановке на внутришколный учет некоторых учеников, что и подчеркивает нам отсутствие взаимодействия субъектов системы профилактики между собой.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что часто в работе субъектов системы профилактики отсутствует соласованность и взаимное сотрудничество, в результате чего необходимая помощь замедляется либо вовсе не приходит, а принимаемые меры малоэффективны и не способствуют устранению причин и условий, формирующих детскую безнадзорность и беспризорность.

Итак, прокурору необходимо оперативно реагировать на любые нарушения, связанные с защитой прав и интересов несовершеннолетних.

Кроме того, предлагаем внести дополнения в Приказ Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», а именно более четко и конкретно урегулировать деятельность прокурора в части надзора за исполнением законов подразделениями по делам несовершеннолетних ОВД.

Соответственно, по нашему мнению, эффективность мер прокурорского реагирования состоит в том, чтобы ПДН ОВД в положенный срок и в полном объеме готовили материалы о применении правовых, мер воздействия к родителям, после чего, направляли их, соответственно, в компетентные для этого органы.

Полагаем, что проверка будет результативной в том случае, если прокурор, действительно, принимает меры к фактическому устранению нарушений законов, причин нарушений и способствующих им условий, а также к восстановлению и защите нарушенных прав детей, их родителей или законных представителей.

Именно в этом случае проверка достигнет цели, и будут решены задачи, которые прокурор ставил перед собой в самом начале проверки.

Таким образом, по нашему мнению, необходимо усилить надзор за исполнением законов подразделениями по делам несовершеннолетних ОВД.

Библиографический список:

1. Арутюнян А.С. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних (проблемы теории и практики): дисс. канд. юрид. наук: 12.00.11 / Арутюнян Арсен Сейранович. - М., 2012. - С. 55.

2. Беженцев А.А. Социальная природа и основные причины безнадзорности и правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия // Вестник Сибирского юридического института МВД России. - 2010. - № 3 (7). -С. 25.

3. Величко О.И. Организация прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: пособие / О.И. Величко; Акад. Генпрокуратуры РФ - М., 2011. - С. 115.

4. Винокуров А.Ю. Актуальные вопросы организации и деятельности прокуратуры: Избранные статьи. - М., 2012. - С. 52 - 53.

5. Воеводина Т.Г. Профилактика правонарушений и прокурорский надзор: проблематичные новеллы законодательства // Законодательство и экономика. - 2016. - № 9. - С. 60.

6. Прохоренко Г.И. Некоторые особенности прокурорского надзора за исполнением федерального закона от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах

системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Евразийский научный журнал. 2017. - № 10. - С. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.