Научная статья на тему 'Роль субъективной оценки в мониторинге здоровья современных школьников'

Роль субъективной оценки в мониторинге здоровья современных школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — В Н. Приз, С М. Кабиева

The research took place among the pupils of the upper grades (9 – 11) of the experimental valeology school №95 of Karaganda. It was revealed, that the health in the scale of life values of the elder pupils play the main role. Depending on the age it is increasing the realizing of responsibility for the health and the trust to the advices of medical workers and teachers. The authors concluded that for the characteristic of the health status it is expedient to use the subjective criteria of the estimation of pupils′ health in the system of school education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF SUBJECTIVE ESTIMATION IN MONITORING OF MODERN PUPILS′ HEALTH

Зерттеу Қарағанды қаласының №95 эксперименталдық валеологиялық мектеп-гимназияның жоғары (9 – 11) сыныптарының оқушылары арасында өткізілді. Оқушылардың өмірлік құндылықтар шкаласында денсаулық мәселесі жоғары орын алатыны анықталды. Жастары өскен сайын оқушылардың өз денсаулықтарына деген жауапкершілікті сезінулері артып, медицина қызметкерлері мен мұғалімдердің кеңестеріне деген сенімдері өседі. Авторлар денсаулық мәртебесін сипаттау үшін мектептегі білім беру жүйесінде оқушылардың денсаулықтарын субьективті бағалау өлшемдерін қолдану қажет деген қорытындыға келген

Текст научной работы на тему «Роль субъективной оценки в мониторинге здоровья современных школьников»

и реконструкции водопроводов. В ходе ликвидации аварии на трубопроводах проводится замена только небольших участков сети. На должном уровне не осуществляется улучшение материально-технической базы в эксплуатационных участках: обеспечение горюче-смазочными материалами, водопроводными трубами, современной техникой, хлорсодержащими препаратами.

При несоответствии качества питьевой воды СанПиН 3.02.002-04 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения» специалистами Госсанэпиднадзора в адрес акимов районов, города, городского управления по чрезвычайным ситуациям представлялись информационные письма, оформлялись предписания по улучшению состояния водопроводных сетей, своевременного устранения аварий и проведения дезинфекции и промывок.

С целью предупреждения возможного бактериологического и химического загрязнения питьевой воды по требованию и под контролем УДГСЭН района в 2006 г. были проведены следующие профилактические мероприятия: планово-профилактическая промывка водопроводных сетей (протяженностью 168 080 метров), дезинфекция нового участка водопровода (протяженностью 550 метров).

Таким образом, вопрос обеспечения населения качественной и безопасной для здоровья водой остается на постоянном контроле Управления Департамента государственного санитарного

эпидемиологического надзора. Лабораторный мониторинг питьевой воды в течение 2006 года показал, что процент положительных проб по бактериологическим показателям составил 1,2, санитарно-химическим - 1,6, на коли-фаги - 7,9. Не выявлено корреляционной связи между заболеваемостью ОКИ и качественным составом воды. Санитарно-техническое состояние водопроводных сетей, износ которых составил 77%, а срок эксплуатации - более 20 лет, частые аварии на трубопроводах, непостоянная работа насосных станций, установка индивидуальных счетчиков и экономия воды отдельными потребителями, а также обеспечение горюче-смазочными материалами, водопроводными трубами, современной техникой, хлорсодержащими препаратами влияет на состав питьевой воды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вода: экология и технология: /А. А. Мони-сов, А. И. Роговец, Ю. А. Рахманин и др. - М.,

1996. - 388 с.

2. Концепция и структура мониторинга биологической характеристики микроорганизмов /А. Б. Хайтович, А. И. Дулицкий, Ю. А. Ильичев и др. //Эпидемиология и инфекционные болезни. -1999. - №7. - С. 42 - 45.

3. Экспресс-метод бактериологического контроля качества питьевой воды /Л. Г. Подунова, Н. С. Кривопалова, Р. С. Сорокина и др. // Эпидемиология и инфекционные болезни. -

1997. - №3. - С. 22 - 25.

Поступила 15.11.07

G. O. Zhumabaeva, A. Zh. Anitova, F. M. Shaizadina, M. M. Beisekova, A. B. Tashetova LABORATORY INVESTIGATION OF QUALITY OF WATER

In this work to lead analysis of quality of water on 2006 year on bacteriological, on sanitary-chemical, indices and on patogeneci microflora, and on coli phages. Establishment, on a quality of water investment sanitary-technical conditions of water-pipe and leading measure for improvement of material-technical base on expluata-tion zone.

Г. О. Жумабаева, А. Ж. Анитова, Ф. М. Шайзадина, М. М. Бейсекова, А. Б. Ташетова АУЫЗ СУДЬЩ САПАЛЫРЫНЬЩ ЗЕРТХАНАЛЬЩ МОНИТОРИНГ1

Бул жумыста 2006 жылы ауыз судыч бактериологиялык, санитарлык-химиялык керсетюштершщ, патогендi микрофлораныч жэне коли-фагидыч сапалылырыныч сараптамасы жYргiзiлдi. Судыч сапасына су кубырларыныч санитарлы-техникалык жардай, сонымен катар, эксплуатациялык учаскелердщ материалды-техникалык базаларды жаксартура барытталран шаралар кешенiн еткiзу эсер ететiндiгi аныкталран.

В. Н. Приз, С. М. Кабиева

РОЛЬ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ В МОНИТОРИНГЕ ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Карагандинская государственная медицинская академия

Одним из основных медицинских определений здоровья считается дефиниция, данная ВОЗ: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а

не только отсутствие болезней и физических дефектов». В то же время в повседневной практике до сих пор акцент делается именно на физическую составляющую здоровья, на объективные клинико-лабораторные и инструментальные показатели. Объясняется это доминированием биомедицинской модели в здравоохранении, ориентированной на болезнь, а не на больного (тем более, не на здорового человека) [3, 5]. С. М. Громбах утверждал, что биологической оценки недостаточно для комплексного подхода к проблеме, так как многие дети, которые с врачебных позиций не могут считаться здоровыми, на деле

вполне справляются со своими социальными функциями и являются полноценными членами общества. В связи с этим возникает необходимость более детальной характеристики статуса здоровья [4].

Следует особо выделить роль школы как важнейшего звена в укреплении здоровья детей и подростков, так как период школьного обучения является периодом роста, развития, формирования ребенка. Поэтому необходимы мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, в условиях общеобразовательных учреждений. Идея содействия здоровью, являясь одним из ведущих приоритетов стратегии развития казахстанского общества, успешно проникает во все аспекты школьной жизни [2].

В современной медицине все чаще используется понятие «качество жизни», под которым подразумевается субъективная оценка человеком своего физического, психологического и социального благополучия [1]. Внедрение показателя качества жизни как дополнительного критерия оценки состояния здоровья детей открывает новые возможности профилактический и реабилитационной медицины.

Цель исследования - изучение уровня информированности и потребности в сохранении здоровья у старшеклассников экспериментальной школы-гимназии №95.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование проведено среди учащихся старших (9-11) классов экспериментальной ва-леологической школы-гимназии №95 г. Караганды. Предложен вариант вопросника, состоящего из различных информационных блоков, отражающих субъективное отношение школьника к оценке своего здоровья, оценке факторов риска, неблагоприятно влияющих на его статус. Анкетирование проводили анонимно во время уроков, опрашивали всех присутствующих в классе старшеклассников в день обследования.

Основной направленностью деятельности экспериментальной школы-гимназии №95 является принцип валеологизации учебно-воспитательного процесса. Нами разработана и внедрена программа реабилитации детей, включающая в себя оценку исходного уровня здоровья по данным углубленного медосмотра, мероприятия по укреплению здоровья (фиточай, физ-минутка, аэроионизация, лечебная физкультура и др.). Нами постоянно проводится мониторинг объективной и субъективной оценки здоровья школьников.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Из 171 учащегося старших классов были проанкетированы 137 (80%) школьников, из них учащиеся 9 классов - 35,8%, 10 классов - 28,4%, 11 классов - 32,8%.

Анализ данных анкетирования показал, что все учащиеся интересуются состоянием своего здоровья и хотели бы знать, как его сохра-

нить. Оценивают свое здоровье как хорошее 88,2% детей 9 классов, 95,1% учеников 10 классов и 86,7% детей 11 классов. Остальные оценивают свое здоровье как неудовлетворительное: 11,8%, 4,9% и 13,3% соответственно. Все 100% опрошенных хотели бы сохранить свое здоровье.

Основная масса старшеклассников (в 9 классах - 83%, в 10 классах - 71%, в 11 классах

- 64%) возлагает ответственность за свое здоровье на родителей. Часть детей считает, что за их здоровье ответственны медицинские работники: в 9 классах - 10%, в 10 - 34%, в 11 - 52%. С возрастом увеличивается удельный вес учащихся, готовых взять ответственность за свое здоровье на себя: в 9 классах - 51%, в 10 - 73%, в 11

- 82%.

Таким образом, по мере взросления растет осознание ответственности учащихся за свое здоровье и возрастает доверие к медицинским работникам.

На вопрос об источниках информации о здоровье учащихся назвали родителей: в 9 классах - 58%, в 10 классах - 53%, в 11 классах -49%; медицинских работников: в 9 - 47%, в 10 -73%, в 11 - 76%; учителей: в 9 классах - 37%, в 10 - 46%, в 11 - 58%; СМИ: в 9 классах - 35%, в 10 - 51%, в 11 - 59%; друзей: в 9 классах -12%, в 10 - 24%, в 11 - 29%.

В целом анализ анкетирования показал, что если 9-классники чаще получают информацию о здоровье от родителей, то учащиеся 10-11 классов все чаще обращаются к информации из СМИ и прислушиваются к советам медицинских работников и учителей.

Анкета-вопросник позволила определить мнение учащихся о факторах риска, неблагоприятно влияющих на здоровье. Абсолютное большинство старшеклассников, особенно в 10 - 11 классах к вредным факторам относят употребление наркотиков (от 95% до 100%), алкоголя (в 9 - 71%, в 10 - 95%, в 11 - 98%), курение (71%, 95% и 98% соответственно). Т. е., чем старше подросток, тем выше осознание роли неблагоприятных факторов риска.

Наиболее ценной представляется информация об изучении интереса подростков к употреблению алкоголя, наркотиков и курению (рис. 1). Распространенность интереса к курению среди школьников довольно высока.

Так в 9 классах пробовали курить 18% учащихся, в 10 классах - 27% учащихся, а к 11 классу - уже 49%. Наибольший интерес к курению отмечается в возрасте 11-13 лет. Настораживает тот факт, что 4 детей из числа опрошенных пробовали курить в 9-8 и даже в 7 лет. Некоторые дети уже имеют «стаж курильщика» от 2 до 7 лет.

На вопрос: «Пробовали ли Вы употреблять спиртные напитки?», ответили «нет» лишь 8% школьников. Признались в этом 45% из всех опрошенных: среди учащихся 9 классов - 39%, 10 - 46% и 63% среди 11 классов. Остальные

Медицина и экология, 2007, 4

употреблению алкоголя, наркотиков и курения среди старшеклассников

47% опрошенных отказались отвечать на этот вопрос.

Наркотические средства никогда не пробовали 67,9% из числа всех опрошенных школьников, 30% учащихся не стали отвечать на этот вопрос. Только 2,9% учащихся признались, что пробовали одурманивающие средства.

Таким образом, в связи с особенностями возрастной психологии в подростковом возрасте высок уровень интереса к вредным привычкам.

Однако из числа опрошенных у большинства подростков интерес к указанным факторам не закрепился. Только 8,2% стали стабильными курильщиками, 4,6% периодически употребляют алкогольные напитки, наркотики не применяет никто. Это свидетельствует об эффективности валеологизации учебно-воспитательного процесса в школе-гимназии №95 и осознании учащимися пагубного воздействия факторов риска на здоровье.

В качестве критериев рейтинга жизненных ценностей школьникам были предложены следующие приоритеты: семья, учеба, дружба, любовь, здоровье, материальное благополучие,

карьера, внешность (рис. 2).

При рассмотрении рейтинга жизненных ценностей установлено, что абсолютное большинство старшеклассников (91,2%) самым главным в жизни считают хорошие взаимоотношения в семье (среди 9-классников 88%, 10-классников - 93%, 11-классников - 93%), здоровье - 80%, 93% и 100% соответственно. Считают важной для жизни учебу 55%, 83% и 84% учащихся. Профессиональному обучению старшеклассники также придают большое значение: 47%, 68% и 84% соответственно. Таким образом, ценность учебы и профессионального образования у школьников имеет нарастающую динамику с годами. По мере взросления ребенка повышается ценность дружбы - 75%, 85% и 84% соответственно, любви - 67%, 85% и 96% соответственно, материального благополучия - 41%, 68% и 73% соответственно, карьеры - 53%, 63% и 73% соответственно. Значение в жизни внешности как фактора благополучия с возрастом уменьшается: (37%, 27% и 18%). Следовательно, можно сделать вывод, что здоровье в шкале жизненных ценностей старшеклассников играет главенствующую роль.

Все выявленные при анкетировании факты обусловливают необходимость постоянного мониторинга за проведением мероприятий, способствующих формированию потребности учащихся в сохранении здоровья и широкому внедрению в систему школьного образования субъективной оценки здоровья учащимися.

ВЫВОДЫ

1. В шкале жизненных ценностей старшеклассников главенствующая роль принадлежит здоровью.

2. Высок уровень интереса к вредным привычкам в подростковом возрасте, но по мере взросления растет осознание влияния неблагоприятных факторов риска на здоровье.

3. Для характеристики статуса здоровья целесообразно широкое внедрение в систему

Рис. 2. Рейтинг жизненных ценностей старшеклассников

школьного образования анкеты, характеризующей субъективную оценку здоровья самими учащимися.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альбицкий В. Ю. Возможность использования критериев качества жизни для оценки состояния здоровья детей /В. Ю. Альбицкий, И. В. Ви-нярская //Рос. педиатр. журн. - 2007. - №5. - С. 54 - 56.

2. Новые подходы к мониторингу здоровья школьников /А. Г. Румянцев, Д. Д. Панков, С. М.

Чечельницкая, В. М. Делягин //Рос. педиатр. журн. - 2004. - №3. - С. 4 - 7.

3. Социальный маркетинг как система оценки потребностей в укреплении здоровья школьников /Г. Ю. Евстифеева, С. Е. Лебедькова, В. В. Суменко, И. М. Соловьева //Здравоохранение Рос. Федерации. - 2004. - №2. - С. 43 - 46.

4. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. - М.: Медицина, 1988. -С. 43 - 54.

5. Healthy Children in Healthy Familis //A Draft of Protocol and Guidelines. - WHO Regional Office

V. N. Priz, S. M. Kabiyeva

ROLE OF SUBJECTIVE ESTIMATION IN MONITORING OF MODERN PUPILS' HEALTH

The research took place among the pupils of the upper grades (9 - 11) of the experimental valeology school №95 of Karaganda. It was revealed, that the health in the scale of life values of the elder pupils play the main role. Depending on the age it is increasing the realizing of responsibility for the health and the trust to the advices of medical workers and teachers. The authors concluded that for the characteristic of the health status it is expedient to use the subjective criteria of the estimation of pupils' health in the system of school education.

В. Н. Приз, С. М. Кабиева

КАЗ1РГ1 ОКУШЫЛАР ДЕНСАУЛЫРЫНЬЩ МОНИТОРИНГ1НДЕ СУБЬЕКТИВТ1 БАРАЛАУ РОЛ1

Зерттеу Караганды каласыныч №95 эксперименталдык валеологиялык мектеп-гимназияныч жорары (9 - 11) сыныптарыныч окушылары арасында етюзшдк Окушылардыч eмiрлiк кундылыктар шкаласында денсаулык мэселес жорары орын алатыны аныкталды. Жастары ескен сайын окушылардыч ез денсаулыктарына деген жауапкершткт сезiнулерi артып, медицина кызметкерлерi мен м¥гал1мдердщ кечестерше деген сенiмдерi еседг Авторлар денсаулык мэртебесш сипаттау Yшiн мектептеп 6miM беру жуйеанде окушылардыч денсаулыктарын субьективтi баралау eлшемдерiн колдану кажет деген корытындыра келген.

Б. Т. Тукбекова, Е. К. Сарсембаева

АМБУЛАТОРИЯ ЖАРДАЙЫНДАРЫ БАЛАЛАР СОЗЫЛМАЛЫ АУРУШАНДЫРЫНЬЩ АНАЛИЗ1

Караганды мемлекеттiк медицина академиясы, Караганды каласы, «Вита» жануялык дэр^ерлк амбулаториясы

Казiргi кездегi денсаулык сактаудыч дамуында басты барыттардыч ел туррындарыныч бiрi бiрiншiлiк медико-санитарлык квмею1ч (БМСК) эрi карай дамуы болып табылады. Казiргi кезечде БМСК медициналык квмек кана емес, сонымен катар алдын алу шаралар кешенiмен, айналадарылардыч денсаулырын камтамасыз ету кызметi кiредi.

Сочры кездерi мiндеттi тYPде денсаулы-рыныч интегралды концепциясын калыптастыру керек, ол физикалык, физиологиялык, психоло-гиялык, лабораторлы- инструменталды анализ-дер кврсеткiштерi непзшде курылады. Казiргi уакытта медициналык дамырындырын еске ала отырып, сонымен катар денсаулык сактау жYЙесi-ыч осы заманра сэйкестенiп барытталуына байла-нысты [1], оныч негiзгi мiндетi балалар аурушач-дырыныч кврсеткiшiн, влiм кврсеташш азайту алрашкы медико-санитарлык квмек курамына

жатады, соныч iшiнде балалар емханасы жэне жануялык дэрiгерлiк амбулаторияра. Сочры 15-20 жылда балалардыч балалар денсаулы-рыныч колайсыз тенденциясы сакталады. Ол жорары сыркаттылыкпен, функционалды ауыткулар мен созылмалы аурулар саныныч жорарлауымен квршедг Бул кубылыстыч мачызды себептерiн окып YЙрену эртYрлi жактардан бiлу мачызды. Балалардыч анатомо-физиологиялык ерекшелк-терi сырткы орта факторларра жорары сезiмтал-дыкты ескеру керек. Баска жактан балалык шакта вмiрiнiч ересек кезечiнде созылмалы ауруларын алдын алу негiздерi калыптасады [2].

Осы тексеру барысында балалар аурушачдыры аныкталды. Туррындардыч мэдениет дечгейi- орташа. Жалпы алынран балалар саны- 3038, соныч шнде бiр жаска дейiнгi саны-153.

Амбулаториялык жардайда жумыс iстеудiч басты эдiсi болып диспансеризация табылады, ол казiргi заман талабына сэйкес профилактикалык денсаулык сактаура жауап бередi [3]. Диспансерлiк эдк динамикалык бакылау жYЙесiн куруды, балалардыч даму дечгейш жэне денсаулык жардайын бакылауды, арнайы тарайындалран тексеру жYЙесi аркылы ауыткуларды ерте аныктауды, соран сэйкес сауыктандыруды, коррекциялык шараларды, сонымен катар балалардыч оптимальды дамуы

Медицина и экология, 2007, 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.