Д. Б.Сулеев
БРОНХИАЛДЫ АСТМАРА АСКЫНРАН СОЗЫЛМАЛЫ ШАЦДЫ БРОНХИТКЕ ШАЛДЫККАН НАУКАСТАРДАРЫ ЖУКТЕМЕЛ1К СЫНАМАНЫЦ ДИАГНОСТИКАЛЫК МУМК1НД1КТЕР1
Ауырлыры эртYрлi дечгейдеп бронхиалды астмара аскынран созылмалы шачды бронхитке жэне созылмалы обструктивтi шачды бронхитке шалдыккан 63 наукастыч жYректерiнiч жасырын ишемиялык ауруын аныктау максатымен жYктемелiк сынамалар вткiзiлген. Нэтижесiнде наукастардыч 8% жYректiч жасырын ишемиялык ауруы аныкталды, бронхиалды астманыч ауыр дечгешмен аскынран бронхитпен ауыратын наукастардан баска топтарылардыч барлырында да дене жуктемесше жорары твзiмдiлiк аныкталды, ал алдычры топта твмендеу арымымен дене жуктемесше орташа твзiмдiлiк (орындалран жумыс квлемi 117 Вт) аныкталран.
В. Н. Приз, А. Ж. Жиенбекова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОДИН ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ЛИЦЕЕВ
Кафедра гигиены детей и подростков Карагандинского государственного медицинского университета
Здоровье подрастающего поколения формируется под влиянием биологических и социальных факторов. От нормального физического развития, уровня функционирования органов и систем учащихся зависит способность их организма сохранять устойчивость к экзогенным факторам, адаптироваться к меняющимся условиям внешней и производственной среды [1, 2].
Исследования ряда авторов показали, что на фоне улучшения антропометрических показателей физического развития, увеличения физической и умственной работоспособности у многих учащихся отмечались различные отклонения в состоянии здоровья: нарушение осанки, сколиоз, близорукость (миопия слабой, средней степени), нервно-психическая неустойчивость, снижение сопротивляемости организма [3].
О том, что современная молодежь становится все слабее, что ее представители хуже прыгают, медленнее бегают, меньшее число раз отжимаются, упоминается во многих научных и популярных изданиях. Это объясняется гипокинезией, недостаточным вниманием подрастающего поколения к физкультуре в образовательных учреждениях, нарушением режима дня и питания. Другие исследователи связывают данное явление с хроническим недосыпанием, снижением интереса к активным занятиям спортом и туризмом.
Отрицательно влияют на физическое развитие такие заболевания, как пневмония, болезни уха, зубов и полости рта. Большой интерес представляет вопрос соотношения уровня физического развития и успеваемости [4]. Многие авторы находят связь между гипокинезией, которая влияет на физическую подготовленность учащихся, и ухудшением успеваемости [5].
Здоровье - это состояние, формирующееся под влиянием комплекса внутренних причин и
внешних воздействий. Окончательно утвердилось мнение о том, что здоровье растущего организма характеризуется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным, соответствующим возрасту развитием [6, 7]. Другие авторы указывают, что хронические заболевания вызывают ухудшение физического развития.
Соблюдение правильного гигиенического режима дня тесно коррелирует с показателями физической работоспособности и состоянием здоровья учащихся профессионально-технических лицеев [8].
Процессы физического и полового созревания взаимосвязаны, отражают общие закономерности развития, и зависят от средовых факторов, таких как сбалансированное питание, двигательная активность, достаточный сон, эмоциональное состояние, заболеваемость, климатогеографиче-ские условия проживания. Любые проявления существенных отклонений от нормы в физическом развитии свидетельствуют об относительном неблагополучии в состоянии здоровья [9].
Здоровье учащихся профессионально-технических лицеев - интегральный показатель, который обусловлен множеством факторов и определяется различными критериями, в том числе физическим развитием и физической подготовленностью, как наиболее объективными и информативными среди критериев [8, 9].
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Проведено исследование и оценка физического развития учащихся профессионально-технического лицея №3 г. Караганды. В лицее ведется подготовка молодежи по специальностям: техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта (на базе 9 класса 3 г., на базе 11 класса 10 мес.), эксплуатация линейных сооружений электросвязи и проводного вещания (на базе 9 класса 3 г., на базе 11 класса 10 мес.), техническая эксплуатация дорожно-строительных машин (на базе 9 класса 3 г., на базе 11 класса 10 мес.), организация питания (на базе 9 класса 3 г., на базе 11 класса 10 мес.). Учебно-производственная нагрузка не превышала 36 ч в нед. и 6 ч в день, включая факультативные занятия. Продолжительность занятий производственного обучения и производственной практики зависит от возраста: для подростков 15 лет - 4 ч, 16-17 лет - 6 ч в день. Производственное обучение и производственная
практика на I курсе проводилась только в учебных мастерских и учебных цехах, которые отвечают санитарно-гигиеническим требованиям. На II и III курсах производственное обучение и практика проводилась в мастерских, учебных цехах и на базовых предприятиях, где условия труда соответствуют установленным санитарным нормам и правилам.
Технический лицей №3 - одно из ведущих образовательных учреждений г. Караганды, отличающееся не только с высоким уровнем технического образования в области физики, математики, химии, информатики, но и высокими достижениями в области спорта, такими как шахматы, легкая атлетика, лыжи, футбол, настольный теннис.
При проведении занятий физической культуры используются тренажерные залы, что дает возможность повышать физическую подготовленность учащихся. Для учащихся с ограниченными физическими возможностями создана специальная группа, которая занимается по специально утвержденному плану с учетом патологических отклонений учащихся. Проводится активная работа по формированию у учащихся принципов здорового образа жизни, включая рациональный режим дня, двигательную активность.
В работе использованы общепринятые классические методы исследования физического развития, в частности, определение соматомет-рических показателей (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки), физиометрических показателей (сила мышц кистей рук, становая сила, жизненная емкость легких) и соматоскопи-ческих показателей (состояние позвоночника, грудной клетки, форма стопы, состояние осанки, развитие мускулатуры и т.д.) [7]. Оценка физического развития осуществлялась по шкалам регрессии, в которых учтена зависимость изменения массы тела, окружности грудной клетки и других признаков при увеличении роста на 1 сантиметр.
По данной методике были выделены 5 степеней физического развития учащихся. Для изучения вопроса соблюдения принципов здорового образа жизни в учебное и внеучебное время использована разработанная анкета, состоящая из 12 вопросов. Под наблюдением находились 300 учащихся профессионально-технического лицея.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Исследования по изучению состояния здоровья и физического развития учащихся профессионально-технического лицея №3 г. Караганды свидетельствуют о более частых и глубоких отклонениях состояния здоровья по мере увеличения учебной нагрузки, нарушения режима дня.
Для констатации состояния здоровья учащихся немаловажную роль играет физическое развитие. Хорошее гармоничное физическое развитие учащихся - это залог успешного освоения профессии в профессионально-технических ли-
цеях. Поэтому при приеме на обучение в профессионально-технические лицеи особое внимание должно уделяться уровню развития соматометри-ческих (длина, масса тела, окружность грудной клетки) и физиометрических (сила мышц кистей рук, становая сила, жизненная емкость легких) показателей. Отклонения в физическом развитии могут скрывать под собой различного рода заболевания. Недооценка этих отклонений может сказаться в последующие годы при будущей профессиональной и трудовой деятельности. Своевременное выявление отклонений в физическом развитии позволяет проводить коррекцию уровня здоровья учащихся профессионально-технических лицеев. В профессионально-техническом лицее №3 города Караганды наиболее часто встречались такие заболевания, как болезни глаза и его придаточного аппарата, болезни органов дыхания (грипп, пневмония), болезни органов пищеварения (язва желудка и 12-перстной кишки), болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ. Почти каждый из обследуемых подвержен острым респираторным заболеваниям, 20% учащихся болеют чаще 4 раз в год.
Выявлено, что физическое развитие учащихся профессионально-технического лицея отражает общую тенденцию, которая наблюдается в современных условиях среди молодежи. Хорошее гармоничное физическое развитие имели 40,0% учащихся; ухудшенное дисгармоничное физическое развитие - 43,0% учащихся; плохое дисгармоничное физическое развитие - 11,0%; общую задержку физического развития - 3,0%; опережение физического развития - 3,0%.
При этом обращает на себя внимание и настораживает большой удельный вес лиц (57,0%), отнесенных к ухудшенному и плохому дисгармоничному физическому развитию и общей задержке. Среди опрошенных учащихся лицея 70% лиц указали, что соблюдают основные принципы здорового образа жизни в учебное и внеучебное время, включая рациональный режим дня, двигательную активность. Таким образом, перечень рабочих специальностей, по которым ведется подготовка учащихся в профессионально-техническом лицее №3, предъявляет повышенные требования к состоянию физического развития и физической подготовленности учащихся. В этой связи состояние физического развития следует рассматривать как основной показатель здоровья и один из критериев отбора молодежи к обучению в современных профессионально-технических лицеях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А. А. Социальные и организационные проблемы педиатрии: Избр. очерки /А. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий. - М., 2003. - С. 153 -173.
2. Баранов А. А. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) /А. А. Баранов, Л. А. Щеплягина. -
М., 2000. - 605 с.
3. Баранов А. А. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах. - М., 2004. - С. 118 - 149.
4. Кучма В. Р. Оценка физического развития как скрининг-тест выявления детей с донозоло-гическим нарушением /В. Р. Кучма, В. В. Чепра-сов //Гигиена и санитария. - 2004. - №4. - С. 39 - 42.
5. Кучма В. Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей. - М., 2005. - С. 94 - 106.
6. Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки
физического развития и физической подготовленности. - М., 2004. - С. 34 - 82.
7. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге: Рук. для врачей /Под ред. А. А. Баранова, В. Р. Кучмы. - М., 1999. - С. 86 - 89.
8. Основные морфофункциональные константы здорового ребенка /Под ред. В. И. Макаровой. -Архангельск, 2002. - С. 17 - 42.
9. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков.- М.: Медицина, 1991. - 272 с.
V. N. Priz, A. Zh. Zhienbekova
PHYSICAL DEVELOPMENT AS ONE OF THE INDECES OF HEALTH OF THE PROFESSIONAL-TECHNICAL LICEUMS
The authors of the article made a conclusion, that the list of training specialties, according to that the training of students of professional-technical lyceum №3 is realized, lodge the high demands to the physical development and physical qualification of students. And in this connection the physical development condition has to be considered as the basic index of health and one of the criteria of youth selection for training in modern professional-technical lyceums.
В. Н. Приз, А. Ж. Жиенбекова
ДЕНЕ ДАМУЫ К6С1ПТ1К-ТЕХНИКАЛЬЩ ЛИЦЕЙЛЕР ОЦУШЫЛАРЫ ДЕНСАУЛЫРЫНЫЦ К6РСЕТК1ШТЕР1НЩ Б1Р1 РЕТ1НДЕ
Макала авторлары №3 кэаптк-техникалык лицейдщ окушыларын дайындау бойынша жYргiзiлетiн жумысшы мамандыктарыныч Ti36eci окушылардыч дене дамуы мен дайындыры жардайына жорары талаптар кояды деген корытындыра келген. Осыран байланысты окушылардыч дене дамуы жардайын жастар денсаулырыныч непзп керсеткш жэне жастарды казiргi заманры кэаптк-техникалык лицейлерге iрiктеп алудыч елшемдершщ бiрi ретшде карастыру кажет.
Г. Д. Буланбаева
ЖЕЗКАЗРАН КАЛАСЫНДАРЫ БАЛАЛАР МЕН ЖАС6СП1Р1МДЕРДЕГ1 ПСИХИКАЛЫК АУРУЛАРДЫ ЕРТЕ АНЫКТАП, АЛДЫН АЛУРА АРНАЛРАН БАРДАРЛАМА
Жезказран каласы «Психоневрологиялык диспансера ММ
Балалар мен жасвстр1мдердщ психикалык денсаулырын сактау мачызды элеуметтiк мэсе-леыч бiрi. Балалар мен жасвстр1мдердщ жансау-лыры олардыч генетикалык, экзогенд^органика-лык жэне сырткы орта эсерлерiне (квбiне отба-сылык) байланысты. Тек кана бас миында орга-никалык взгерiсi жок балалар вздерш сау сезiнiп, сырткы ортаны кабылдау мен оны тYCiнуi дурыс барытта жYредi. Аталрандармен бiрге егер бала взшщ аялы алаканда екендИн, оран сырттан катер твнiп турмарандырын сезiнiп, кYтiмi мен тамары ток болран жардайда оныч психикалык дамуы дурыс калыптасады. Бул жерде айта ке-тетiн нэрсе ата-аналар вз балаларыныч психикалык туррыда дурыс калыптасуына ат салрылары келсе бiрiншi кезекте вздерiнiч мiнез ерекшелк-терш ескере отырып, оларра сэйкесiнше талап коюды калыптастырран жвн. Себебi, егер ата-ана
баласы психикалык кYЙзелiстерге ушырап, киындыкка шалдыккан кезде жанында табылып, кол ушын беруге даяр болса оны жече алады, ал керiсiнше жардайда, урысу мен карытпалауды ^кен бала кYЙзелiсiн ортара салудыч орнына баска, бегде кылыктарра бой урады. Жалпы юш-кентай бYлдiршiндердi мысалра келтiре кетсек сейлеуi жача калыптасып келе жаткан шактарын-да бiрдече керек болранда, немесе бiр нэрсен тiлiмен жеткiзiп айта алмаранда баланыч маза-сыздануы мен айрайы кебейт кетедi. Есте устай-тын жайт: бала нерурлым кебiрек ашуланса, оныч психикалык даму еркенi сорурлым бiртектi емес болып, артта калады. Баламен ткелей каты-настары ересектер оларды тYCiнуге тырысу Yшiн бар болраны балара такалып, «Саран не керек болып тур?» немесе «Неге жыладыч?» деп биязы тонмен, акырын сурап, басынан сипаса жеткiлiктi екен. Балалар мен жасеспiрiмдердiч жансаулы-рын жастайынан катач кадаралау аркасында олардыч психикалык туррыдан сау, белдi азаматтарымыздыч катарыныч кебейетiндiгiнiч кепiлi.
Жасеспiрiмдерiмiздiч соматикалык жэне психикалык денсаулырыныч корраушылары, бЬ рiншi кезекте солармен жYЗдесетiн «Отбасылык дэр^ерлк амбулаториялардыч» (эрi карай ОДА) мачызы жорары.