Научная статья на тему 'Роль студенческого самоуправления в развитии международного сотрудничества вузами Украины'

Роль студенческого самоуправления в развитии международного сотрудничества вузами Украины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука Красноярья
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / АКАДЕМИЧЕ СКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ACADEMIC MOBILITY / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ОРГАНЫ СТУДЕНЧЕСКОГО СА МОУПРАВЛЕНИЯ / ORGANS OF STUDENT SELF-GOVERNMENT / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ / INTERNATIONAL CONNECTIONS / МЕЖДУНАРОДНОЕ СО ТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонюк Татьяна Дмитриевна

Предметом исследования в данной статье являются органы студенческого самоуправления (ОСС) украинских вузов и их роль в развитии международного сотрудничества. Каждый современный вуз стремится создать оптимальные условия, способствующие студенческому волеизъявлению, поскольку деятельность ОСС является внутренним резервом развития университета, способствует его реформированию и модернизации. Активное участие студенческих парламентов в организации и развитии международных связей способствует внедрению инновационных технологий в организацию учебного процесса и научной деятельности, что в конечном результате обеспечивает повышение качества высшего образования и конкурентоспособности национальной высшей школы на мировом рынке образовательных услуг.Целью статьи является анализ деятельности ОСС высших учебных заведений Украины в осуществлении интеграции украинских университетов в мировое образовательное сообщество. ОСС активно сотрудничают с администрацией высших учебных заведений относительно подписания соглашений, развития академической мобильности, повышения качества образовательных услуг, трудоустройства, проведения совместных мероприятий международного уровня. Их деятельность способствует формированию позитивного имиджа высшего учебного заведения и государства, что в результате обеспечивает интеграцию в европейское и мировое образовательное сообщество.При подготовке статьи мы руководствовались общенаучными методами познания, а также историческими методами. Проанализировать деятельность ОСС вузов удалось благодаря использованию методов поиска, анализа и синтеза эмпирического материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонюк Татьяна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A ROLE OF STUDENT SELF-GOVERNMENT IN THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL COOPERATION OF THE HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF UKRAINE

The object of research in this article are organs of student self-government (ОSS) of Ukrainian higher educational establishments and their role in development of international cooperation. Every modern higher educational establishment aims to create optimal terms assisting students` will as activity of ОSS is internal reserve of university development and assists his reformation and modernisation. Active participation of student parliaments in organization and development of international connections assists introduction of innovative technologies into organization of educational process and scientific activity that in the end-point provides upgrading of higher education and competitiveness of the national higher school in the world market of educational services. The aim of the article is an analysis of OSS activity of the higher educational establishments of Ukraine in realization of Ukrainian universities integration into the world educational community. The ОSS actively cooperate with administration of the higher educational establishments concerning of agree ments signing, academic mobility development, upgrading of educational services, employment, realization of international level mutuals. At preparation of the article we followed the scientific methods of cognition, and also historical methods. Analysing of activity of the higher educational establishments ОSS was succeeded due to the use of methods of search, analysis and synthesis of empiric material.

Текст научной работы на тему «Роль студенческого самоуправления в развитии международного сотрудничества вузами Украины»

международное сотрудничество (international cooperation)

УДК 94(477):378:37.014.24

РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ВУЗАМИ УКРАИНЫ

Антонюк Т.Д.

Предметом исследования в данной статье являются органы студенческого самоуправления (ОСС) украинских вузов и их роль в развитии международного сотрудничества. Каждый современный вуз стремится создать оптимальные условия, способствующие студенческому волеизъявлению, поскольку деятельность ОСС является внутренним резервом развития университета, способствует его реформированию и модернизации. Активное участие студенческих парламентов в организации и развитии международных связей способствует внедрению инновационных технологий в организацию учебного процесса и научной деятельности, что в конечном результате обеспечивает по-

вышение качества высшего образования и конкурентоспособности национальной высшей школы на мировом рынке образовательных услуг.

Целью статьи является анализ деятельности ОСС высших учебных заведений Украины в осуществлении интеграции украинских университетов в мировое образовательное сообщество. ОСС активно сотрудничают с администрацией высших учебных заведений относительно подписания соглашений, развития академической мобильности, повышения качества образовательных услуг, трудоустройства, проведения совместных мероприятий международного уровня. Их деятельность способствует формированию позитивного имиджа высшего учебного заведения и государства, что в результате обеспечивает интеграцию в европейское и мировое образовательное сообщество.

При подготовке статьи мы руководствовались общенаучными методами познания, а также историческими методами. Проанализировать деятельность ОСС вузов удалось благодаря использованию методов поиска, анализа и синтеза эмпирического материала.

Ключевые слова: высшее образование; академическая мобильность; студенты; органы студенческого самоуправления; международные связи; международное сотрудничество.

A ROLE OF STUDENT SELF-GOVERNMENT

IN THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL COOPERATION OF THE HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF UKRAINE

Antonyuk T.D.

The object of research in this article are organs of student self-government (OSS) of Ukrainian higher educational establishments and their role in development of international cooperation. Every modern higher educational establishment aims to create optimal terms assisting students' will as activity of OSS is internal reserve of university development and assists his reformation and modernisation. Active participation of student parliaments in organization and development of international connections assists introduction of innovative technologies into organization of educational process and scientific activity that in the end-point provides upgrading of higher education and competitiveness of the national higher school in the world market of educational services.

The aim of the article is an analysis of OSS activity of the higher educational establishments of Ukraine in realization of Ukrainian universities integration into the world educational community. The OSS actively cooperate with administration of the higher educational establishments concerning of agreements signing, academic mobility development, upgrading of

educational services, employment, realization of international level mutuals.

At preparation of the article we followed the scientific methods of cognition, and also historical methods. Analysing of activity of the higher educational establishments ОSS was succeeded due to the use of methods of search, analysis and synthesis of empiric material.

Keywords: higher education; academic mobility; students; organs of student self-government; international connections; international cooperation.

Введение

Органы студенческого самоуправления являются важным ресурсом реформирования и модернизации высшего образования. Болонская декларация предусматривает создание в высших учебных заведениях условий для активного участия студентов как конструктивных и активных партнеров в управлении и определении содержания и качества образования. Активизация деятельности ОСС будет способствовать превращению их в полноправных партнеров и повышению роли в управлении высшим образованием. Урегулирование вопросов осуществления части управленческих функций в вузе студенческой молодежью повысит чувство ответственности, будет способствовать предоставлению реальной автономии университетам, ускорит процесс формирования граждан демократической правовой страны, обеспечит интеграцию высшего образования в мировое сообщество.

Цель

Анализ деятельности студенческих общин высших учебных заведений Украины в осуществлении интеграции украинских университетов в мировое образовательное сообщество позволяет определить достижения и проблемы их развития. Показать институт студенческого самоуправления как один из катализирующих принципов развития гражданского общества, воспитания гражданина Украины XXI века, реально способствующего формированию позитивного имиджа высшего ученого заведения и государства, что в результате обеспечивает интеграцию в европейское и мировое образовательное сообщество.

Методы

В работе использованы общенаучные методы познания (объективности, историзма, логической последовательности), а также исторические (проблемно-тематический, хронологический, аналитический, описательный). Оптимально использовать архивные источники, опубликованные документы, научные труды, публикации периодики, электронные ресурсы удалось благодаря использованию методов поиска, анализа и синтеза эмпирического материала.

Результаты

Студенческое самоуправление в современной Украине начинает свое развитие с конца 80-х годов ХХ столетия. В этот период наблюдается консолидация студенчества украинских вузов под лозунгами демократизации общества, а в некоторых случаях -

достижение Украиной независимости. Из политического формирования студенческие объединения трансформировались в организации, основной целью которых является управление процессами жизнедеятельности высших учебных заведений. Основной структурной составляющей системы студенческого самоуправления является академическая группа, представителем которой на общем собрании (высший орган студенческого самоуправления) является староста. Студенческое самоуправление осуществляется на уровне академической группы, факультета, общежития и университета в целом [1, с. 106-109].

С начала 90-х годов ХХ столетия студенты украинских университетов продолжали работать над совершенствованием деятельности ОСС. 25 февраля 2012 года было проведено II Все-украинское совещание руководителей органов студенческого самоуправления «Роль органов студенческого самоуправления в процессах модернизации системы высшего образования». Основной целью мероприятия было изучение предложения по развитию студенческого самоуправления на национальном уровне и совершенствование реализации положений Болонского процесса в Украине. Студенческие лидеры ведущих университетов Украины предложили Премьер-министру Украины Н. Азарову и председателю оперативной раб очей группы М. Згуровскому расширить полномочия студенческого самоуправления и стимулировать научную деятельность студентов, а также позаботиться об инструментах контроля качества учебного процесса. Речь шла о предоставлении равного права студентам, курсантам, аспирантам участвовать в студенческом самоуправлении, увеличении

представительства студентов в составе Ученого Совета и собрании трудового коллектива до 20%, повышении финансирования ОСС до 1% от специального фонда вуза, выделении финансирования на научные общества студентов, аспирантов, докторантов и молодых ученых в размере 0,5% от специального фонда вуза [9].

Анализ деятельности студенческих органов самоуправления свидетельствует, что они играют важную роль в процессе внедрения Болонской системы. Присоединившись к европейскому образовательному пространству, Украина обв'язалась придерживаться принципов, указанных в Лиссабонской конвенции и Сорбонской и Болонской декларациях. В этих документах указано, что их основной целью является облегчение доступа жителей каждого государства Европы и студентов учебных заведений к образовательным ресурсам и рынкам труда других стран. Украинская система высшего образования с 2005 года реализует три основных принципа Болонского процесса: мобильность участников образовательного пространства, в первую очередь студентов; привлекательность образовательных услуг и возможность трудоустройства. Поскольку указанные принципы выходят за рамки ученого процесса, возрастают возможности студенческого самоуправления проявить себя в этом направлении деятельности [5, с. 7-8].

Министерство образования и науки Украины выбрало отдельные университеты как координаторов проведения в 20042007 годах педагогического эксперимента по внедрению кредит-но-модульной системы организации ученого процесса в вузах Ш-1Ууровней аккредитации и тем самым активизировало в них

международную компоненту и участие студенческих организаций в реализации принципов Болонской декларации. Студенческое самоуправление призвано эффективно действовать в многовекторном формате - от защиты прав студентов до рациональной организации их досуга. Институт студенческого самоуправления является одним из катализирующих принципов развития гражданского общества, воспитания гражданина Украины XXI века [4, с. 117].

Воспитательная работа в высших учебных заведениях Украины тесно связана с международным сотрудничеством и имеет глубоко гуманистическое и гуманитарное направление. Каждый современный украинский вуз разработал «Примерное положение о студенческом самоуправлении». В условиях реформирования и модернизации системы высшего образования университеты заинтересованы максимально активно развивать международную составляющую своей деятельности, а органы студенческого самоуправления играют все более заметную роль в ее организации и осуществлении. Органы студенческого самоуправления сто-личних вузов успешно реализуют свое право на развитие международных связей и сотрудничества, обеспечивают реальное сотрудничество во многих направлениях. В ведущих вузах созданы условия для активизации роли ОСС в успешном развитии международного сотрудничества. Этому способствует деятельность языковых клубов при отделах международных связей вузов, где каждый желающий студент может углубленно овладеть иностранным языком [11]. Желающими являются студенты, мотивированные на получение двойного диплома, возможности

учиться по обмену, стажироваться или в перспективе трудоустроиться за границей. При участии студентов украинских университетов и молодежи из разных стран мира проводятся студенческие международные молодежные волонтерские лагеря, реализуются различные международные студенческие партнерские проекты. Студенты участвуют в программах культурного обмена (в частности в программе Camp America в детских лагерях Америки, в европейской молодежной программе во Франции, в программе Eurobackyard в Польше по программе Aupair в Голландии и т.д.)

[3].

Активная работа органов студенческого самоуправления все больше реально проявляется в такой важной особенности европейского образовательного пространства, как мобильность. Мобильность предполагает быстрое передвижение и общение людей между высшими учебными заведениями и между государствами. Проведение международных научных конференций, стажировок и обменов является проявлением студенческой инициативы, проявлением мобильности, что побуждает к осознанию студентом потребности постигать новые горизонты знаний. Студенческие органы самоуправления способны в значительной степени обеспечить привлекательность вуза как на внутреннем так и на международном рынках образовательных услуг. Привлекательность вузов для студентов включает перспективу для карьеры, предоставляемую университетом, качество и стоимость обучения, стоимость проживания, доступность бытовых услуг, наличие стипендиальных программ, уважение к европейским и мировым ценностям, соответствие европейским образовательным стандар-

там, комфортность обучения. Органы студенческого самоуправления, взяв на вооружение эти показатели, имеют право через представительные структуры влиять на все руководящие звенья учебного заведения, принимающие управленческие решения. Инициативные и конструктивные предложения со стороны ОСС по налаживанию соответствующих условий обучения находят понимание у руководства инновационного вуза. Положительной является практика участия ОСС в обеспечении принципа трудоустройства. ОСС способны помочь студенту хорошо себя презентовать, определиться с потребностями, переквалифицироваться в случае необходимости и достичь результата в трудоустройстве [5, с. 8-9].

Украинская ассоциация студенческого самоуправления, в которую входят представители ОСС украинских вузов, является активным участником европейских и международных проектов. В апреле 2013 года в КНУ имени Тараса Шевченко состоялся очередной рабочий семинар Международного проекта TEMPUS 530534-TEMPUS-1-2012-1-UK-TEMPUS-SMGR «Повышение эффективности студенческих служб» (IMPRESS). Темой, которая обсуждалась на семинаре, стали проблемы улучшения системы студенческого трудоустройства в украинских университетах. Главной целью проекта «Трудоустройство» будет подготовка команд по трудоустройству и карьерной поддержки в четырех украинских университетах: КНУ имени Тараса Шевченко, Донецком национальном университете, Харьковском национальном университете им. В.Н. Каразина, Львовском национальном университете имени Ивана Франко. В рамках этого проекта будут гото-

виться специалисты по трудоустройству и карьерной поддержке, которые смогут решать ряд актуальных задач. Университет Кордовы (Испания) имеет богатый опыт такой деятельности и выступит лидером в рамках этого рабочего пакета. Команды пройдут подготовку в первый год реализации проекта, будут действовать в экспериментальном режиме в течение второго года и полностью работать на третий год [15].

Из опыта деятельности ОСС отдельных столичных вузов видно, что студенческая община - это важный внутренний резерв для развития и успешной интеграции в мировое пространство высшего образования. ОСС совместно с администрацией вузов организуют и обеспечивают различные международные мероприятия, в которых студенты принимают непосредственное участие. Активно представляют студенты столичных вузов украинское высшее образование на международных студенческих олимпиадах, конкурсах, конференциях и других мероприятиях. В частности, в НТУУ «КПИ» ОСС приобщаются к заключению соглашений, проведению совместных мероприятий международного уровня, по согласованию с администрацией вуза обеспечивают формирование положительного имиджа своего университета и государства [8]. Команда студентов механико-математического факультета КНУ имени Тараса Шевченко заняла первое место на VII Международной студенческой математической олимпиаде SEEMOUS - 2013 в Греции [10]. На олимпиадах по многим дисциплинам университет занимает призовые места из года в год и тем самым привлекает иноземных студентов, саморекламируется и утверждается на мировом рынке образовательных услуг.

В НМУ имени А.А. Богомольца успешно работает English-Speaking Club. Очередная встреча членов English-Speaking Club, состоявшаяся 15 ноября 2011 года была посвящена подготовке к одному из самых ожидаемых событий лета 2012 года - финальной части чемпионата Европы по футболу «ЕВРО-2012». На заседании анализировалась актуальная тема - «Неотложные состояния в кардиологии». Заседание показало, что студенты университета готовы к встрече с англоязычными гостями не только на улице, но и в медицинском пункте стадиона, где смогут без языковых препятствий помочь им своими навыками и знаниями [7], а следовательно, могут обучаться на английском языке, что является главным условием для обучения или стажировки за границей.

Вместе с руководителями и администрацией вузов, члены ОСС обеспечивают реализацию межвузовских научных проектов. 3-7 ноября 2011 года в рамках Соглашения о сотрудничестве между Медицинским университетом г. Лодзь (Польша) и Национальным медицинским университетом имени А.А. Богомольца состоялись мероприятия по осуществлению общего межуниверситетского научного проекта, инициированного и утвержденного ректором НМУ имени А.А. Богомольца, академиком НАМН Украины, профессором В.Ф. Москаленко. Кроме научных целей, визит предусматривал также и культурную программу. В 2012 году с визитом в Польшу по приглашению Медицинского Университета г. Лодзь ездили украинские студенты и молодые ученые, которые принимали активное участие в организации и проведении совместного научного проекта и культурной программы. Без сомнения, такие

международные проекты способствуют всестороннему развитию студентов и развивают их потенциал как будущих профессионалов в области здравоохранения [12].

Активную позицию проявляют органы студенческого самоуправления НМУ имени А.А. Богомольцапо решению важных общественных проблем глобального уровня. 25 ноября 2011года был проведен межотраслевой круглый стол с международным участием в рамках ежегодной акции «16 дней против гендерно-го насилия». Украина присоединилась к Всемирной глобальной кампании «16 дней против гендерного насилия» в 2000 г. Круглый стол проведен в целях реализации плана мероприятий по проведению Национальной кампании «Стоп насилию!» на период до 2015 года, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Украины от 1 декабря 2010 г. N° 2154, приказом МОН Украины от 30.12.2010 № 1312 и с целью предупреждения проявлений жестокости и насилия в семье. В работе круглого стола приняли участие ученые из Украины, Белоруссии и России, представители Программы равных возможностей и прав женщин в Украине, молодежная организация «Волонтер», студенты медико-психологического факультета и интерны Национального медицинского университета имени А.А. Богомольца. Задачей круглого стола было привлечь внимание студенческой молодежи к актуальной для украинского общества проблеме преодоления насилия в семье [4, с. 118].

ОСС тесно сотрудничают со студенческими научными обществами своих вузов. 6 апреля 2012 Национальный медицинский университет имени А.А. Богомольца принимал участников

Международной научно-практической конференции ко Всемирному дню здоровья, в рамках которой состоялись молодежные секционные заседания, организованные Студенческим научным обществом имени А.А. Киселя совместно со студенческим парламентом университета. На секционных заседаниях всего было заслушано 250 устных и 29 стендовых докладов (в т.ч. 25 иностранных и 58 иногородних) студентов и молодых ученых по 9 направлениям [6].

Большое внимание ОСС НМУ имени А.А. Богомольца уделяют международным молодежным мероприятиям, способствуют укреплению связей между студентами-медиками и молодыми учеными. 12-14 октября 2011 года на базе Национального медицинского университета имени А.А. Богомольца состоялся один из крупнейших молодежных научных форумов на территории Восточной Европы - III (65) Международный научно-практический конгресс студентов и молодых ученых «Актуальные проблемы современной медицины». 964 студента и молодых ученых в частности 111 иностранных и 222 иногородних представителей из 15 стран мира (Азербайджан, Беларусь, Болгария, Грузия, Иран, Камерун, Кения, Литва, Македония, Нигерия, Польша, Россия, США, Уганда, Украина) приняли участие в 32 секционных заседаниях и 8 мастер-классах. Среди 32 тематических собраний впервые работали направления «Детская хирургия», «Психиатрия» и «Технология лекарств» [13].

ОСС участвуют в организации и обеспечении деятельности летних школ, создают в своих заведениях волонтерские ячейки. В 2004-2005 учебном году разработано основное положение

организации и функционирования летней школы на базе Национального педагогического университета имени М.П. Драгома-нова. Совместно с международным благотворительным фондом «Карита» и «Союзом украинских студентов Франции» разработана программа для образовательно-культурного путешествия украинских студентов во Францию, целью которой является диалог студенческой молодежи двух стран, ознакомление с системой высшего образования Франции, углубление знаний о культурной жизни Франции, посещение европейских столиц - Берлина и Амстердама. Программа рассчитана на длительный срок.

С 2000 года действует общественная организация «Молодежный центр студентов и аспирантов имени М.П. Драгоманова». Работа этой организации направлена на развитие студенческого самоуправления и международного сотрудничества университета путем обмена студентами, творческими коллективами и т.п. С июля 2005 года в соответствии с ре ш ением Ученого совета университета действует «Международный центр развития образования». Молодежным центром подписан ряд соглашений о сотрудничестве с университетами и молодежными общественными организациями Украины. Осуществляется активное сотрудничество со студенческим советом при киевском городском голове. Ведется разработка совместных межвузовских проектов, направленных на развитие студенческого самоуправления. Налажено также сотрудничество с Европейским молодежным парламентом и представительством ООН в Украине. Так, Молодежный центр участвовал во всеукраинском молодежн о м саммите ООН-2004 «Цели развития тысячелетия: развитие конвергентных партнер-

ских отношений». Ежегодно студенты университета проявляют активность в молодежном фестивале «Студенческая республика». Результативным является тесное сотрудничество с негосударственным аналитическим центром «Институт реформ». При поддержке и участии Молодежного центра проведен региональный этап всеукраинского конкурса «Молодая экономика».

Система студенческого самоуправления университета способствует формированию лидерских качеств у креативной молодежи в Украине и за ее пределами. Совместно с Киевским национальным экономическим университетом проведено международную школу молодых лидеров «Фаворит» [2, с. 36-116.]

ОСС украинских университетов тесно сотрудничают со студенческими союзами Украины, что усиливает их позиции в целом и в международном сотрудничестве, в частности. Участие студентов - спортсменов в ежегодных универсиадах, из которых украинские студенты возвращаются с весомыми результатами -еще одно направление активной международной деятельности украинского студенчества. Это направление сотрудничества - яркий пример утверждения государства в мире, формирование его позитивного имиджа [14, л. 5-8].

Заключение

Роль органов студенческого самоуправления отечественных вузов является чрезвычайно важной в развитии международной компоненты. Студенчество - это важный ресурс модернизации и реформирования высшего образования, его творческая и интел-

лектуальная энергия способна обеспечить утверждение украинской высшей школы на внешнем рынке образовательных услуг. Активность и высокая мотивация большинства студентов к получению качественного образования, двойных дипломов способствует наращиванию академической мобильности, расширению географии и направлений международных связей вузов.

В современных условиях развития студенческого самоуправления необходимо разрешить ряд нерешенных противоречий, которые детерминируют проблемы студенческого самоуправления: психологические, педагогические, социально-экономические, юридические и прочие. Их преодоление ускорит становление европейских демократических ценностей в украинском обществе, усилит восприятие как студентами, так и преподавателями утверждения коллегиальности и демократизма в высшей школе. Единение преподавателей и студентов в украинских вузах способно обеспечить стратегический резерв сотрудничества поколений, ускорить процессы реформирования украинской системы высшего образования, определить статус студенческого самоуправления, гармонизировать законодательство Украины о студенческом самоуправлении с требованиями Болонского процесса.

В среднеотдаленной перспективе украинские студенты будут достаточно активно принимать участие и влиять на организацию и содержание образования в университетах и других учебных заведениях. Они станут полноправными партнерами в управлении высшим образованием, что ускорит интеграцию образовательной системы.в мировое сообщество.

Список литературы

1. Бобшь Дар'я, Лялшов Сергш. Мюце i роль студентського само-

врядування в системi ушверситетсько! економiчноl освiти // Вища школа. 2011. № 5-6. С. 106-109.

2. Звгг про роботу НПУ iменi М.П. Драгоманова за 2004/2005 на-

вчальний рiк / Укл. Р.М. Вернидуб, Л.Л. Макаренко, Г.О. Пло-хатнюк: За заг. ред. акад. В.П. Андрущенка, проф. П.В. Дми-тренка. - К.: НПУ iменi М.П. Драгоманова, 2005. 157 с.

3. Коцур В^ор: 75% наших випускниюв працюють у сшьських

школах Ки!вщини // Освта Укра!ни. № 18. 4 травня 2012 року.

4. Кращенко Юрш. Протирiччя студентського самоврядування //

Вища школа. 2011. № 5-6. С. 119-120.

5. Кутбаба Дмитро. Ефективне студентське самоврядування - за-

порука усшшно! штеграцн в европейський осв^нш простiр // Болонський процес очима студенев: матерiали Мiжнародноl науково-практично! конференций Ки!в, 14 грудня 2007 р. У 2-х томах / Редкол.: I.I. Тимошенко (вiдп. ред.) та ш. К.: Вид-во Свроп. ун-ту, 2008. Т. 1. 295 с.

6. Медичш кадри. № 9-10 (2594 - 2595). 31 травня 2012 року.

7. Момотюк I. EnglishSpeakingClub готуеться до Свро 2012 //

Медичш кадри. № 19-20 (2582-2583). 2 грудня 2011 року.

8. Наказ Мшютерства осв^и i науки Укра!ни »Про затвердження

Пришрного положення про студентське самоврядування у ви-щих навчальних закладах Укра!ни» № 1010 вiд 15 листопада 2007 року. URL: http://osvita.ua/legislation/Vishya_osvita/3141/ (дата обращения 23.12. 2013).

9. Паскевич Ю. II Всеукра1нська нарада KepiBHmiB оргашв сту-

дентського самоврядування // Медичш кадри. № 5-6 (25902591). 7 березня 2012 року.

10. Переможцi олiмmади SEEMOUS// Кшвський унiверситет. № 7-8 (2207). квггень 2013 року.

11. Розбудова мiжнародноl дiяльностi дослiдницького ушвер-ситету. URL: http://kpi.ua/909-2 (дата обращения 19.12.2013).

12. Саведчук С., Говоруха М. Новий напрямок мiжнародноl сшв-працi: спiльний науковий проект з медичним унiверситетом м. Лодзь (Польща) // Медичнi кадри. № 19-20 (2582-2583). 2 грудня 2011 року. URL: http://www.nmu.edu.ua/h5_2012.php (дата обращения 24.12. 2013).

13. Свшцщький I. Мiжнародне свято молодiжноl науки // Медичш кадри. № 17-18 (2580-2581). 14 листопада 2011 року. URL: http://www.nmu.edu.ua/h5_2012.php (дата обращения 24. 12. 2013).

14. Центральний державний архiв вищих оргашв влади i управлiння Украши (ЦДАВОВ Укра1ни). Ф. 166. Оп. 18. Спр. 131. Арк. 5-8.

15. Черняк А. Семшар Мiжнародного проекту TEMPUS // Кшвський ушверситет. № 7-8 (2207). квiтень 2013 року.

References

1. Bobil' Dar'ja, Ljalikov Sergij. Misce i rol'students'kogo samov-rjaduvannja v systemi universytets'koi' ekonomichnoi' osvity [A place and a role of student self-government in the system of

university economic education ]. Vyshha shkola, no 5-6 ( 2011): pp. 106-109.

2. R.M. Vernydub, L.L. Makarenko, G.O. Plohatnjuk: Za zag. red. akad. V.P. Andrushhenka, prof. P.V. Dmytrenka. Zvit pro robotu NPU imeni M.P. Dragomanova za 2004/2005 navchal'nyj rik [Report on Work of the National Polytechnic University of the name of M.P. Drahomanov after 2004/2005 school year]. - K.: NPU imeni M.P. Dragomanova, 2005. 157 p.

3. Kocur Viktor: 75% nashyh vypusknykiv pracjujut' u sil's'kyh shkolah Kyi'vshhyny [75% of our graduates work at the rural schools of Kyiv region]. Osvita Ukrai'ny, no18 ( 2012).

4. Krashhenko Jurij. Protyrichchja students'kogo samovrjaduvannja [Contradictions of Students Self-government]. Vyshha shkola, no 5-6(2011), pp. 119-120.

5. Kulibaba Dmytro. Efektyvne students'ke samovrjaduvannja -zaporuka uspishnoi' integracii' v jevropejs'kyj osvitnij prostir [Effective student self-government is a mortgage of successful integration in European educational space]. Bologna process by the eyes of students: materials of the International research and practice conference: Kyi'v, 14.12.2007. - Kyi'v: Vydavnyctvo Jevropejs'kogo universytetu. T. 1. 2008, 295 p.

6. Medychni kadry [ Medical shots ], no 9-10 (2012).

7. Momotjuk I. English Speaking Club gotujet'sja do Jevro 2012 [English Speaking Club Prepares for Euro 2012]. Medychni kadry, no 19-20 (2011).

8. NakazMinisterstva osvity i nauky Ukrai'ny «Pro zatverdzhennja Prymirnogo polozhennja pro students'ke samovrjaduvannja u

vyshhyh navchal'nyh zakladah Ukrai'ny» № 1010 vid 15 lysto-pada 2007 roku [The Order of the Department of Education and Science of Ukraine «About assertion of Approximate position about student self-government in the higher educational establishments of Ukraine»]. URL: http://osvita.ua/legislation/ Vishya_osvita/3141/ (accessed: December 23, 2013).

9. Paskevych Ju. II Vseukrai'ns'ka narada kerivnykiv organiv students'kogo samovrjaduvannja [The Second All-Ukrainian Conference of the Leaders of Student Self-government Organs]. Medychni kadry, no 5-6 (2012 ).

10. Peremozhci olimpiady SEEMOUS [The Winners ofthe SEEMOUS Olympiad]. Kyi'vs'kyj universytet, no 7-8(2013).

11. Rozbudova mizhnarodnoi' dijal'nosti doslidnyc'kogo universy-tetu [Development of International Activity of the Research University]. URL: http://kpi.ua/909-2 (accessed: December 19, 2013).

12. Savedchuk S., Govoruha M. Novyj naprjamok mizhnarodnoi' spivpraci: spil'nyj naukovyj proekt z medychnym universytetom m. Lodz'(Pol'shha) [New Direction of International Cooperation: joint scientific project with a medical university of Lodz' (Poland)]. Medychni kadry, no 19-20 (2011). URL: http://www.nmu.edu.ua/ h5_2012.php (accessed: December 24, 2013).

13. Svincic'kyj I. Mizhnarodne svjato molodizhnoi' nauky [The International Holiday of Youth Science]. Medychni kadry, no 1718 (2011). URL: http://www.nmu.edu.ua/h5_2012.php (accessed: December 24, 2013).

14. Central'nyj derzhavnyj arhiv vyshhyh organiv vlady i upravlin-

nja Ukrai'ny (CDAVOV Ukrai'ny) [Central Record Office of Supreme Bodies of Power and Management of Ukraine (CDAVOV Ukrai'ny)]. F. 166.0p. 18. Spr. 131. P. 5-8. 15. Chernjak A. Seminar Mizhnarodnogoproektu TEMPUS [Seminar of the International Project TEMPUS]. Kyi'vs'kyj universytet, no 7-8(2013 ).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Антонюк Татьяна Дмитриевна, докторант, кандидат исторических наук, доцент

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко

ул. Владимирская, 64, г. Киев, 01601, Украина e-mail: A_T_D_@bigmir.net

DATA ABOUT THE AUTHOR

Antonyuk Tatiana Dmitrievna, doctorant, candidate of historical sciences,docent (associate professor)

Kyiv National University of the name of Taras Shevchenko 64, Vladimirskaya street, Kiev, 01601, Ukraine e-mail: A_T_D_@bigmir.net

Рецензент:

Коцур А.П., доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой украинской истории и этнополитики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, Киев, Украина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.