Научная статья на тему 'Программа Жан Моне как действенное средство интеграции украинских вузов'

Программа Жан Моне как действенное средство интеграции украинских вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонюк Татьяна Дмитриевна

Предметом исследования в данной статье является международное сотрудничество украинских вузов посредством программы Жан Моне. Стремление современных университетов к интеграции в международное образовательное сообщество находит реальное воплощение посредством участия в реализации международных образовательных и научных программ и проектов, основанных и финансированных Европейским Союзом, другими международными организациями и фондами. Появление в образовательном пространстве Украины за последние двадцать лет многих международных программ и проектов способствовало активизации развития международных связей и реального сотрудничества в сфере высшего образования и науки, стимулировало реформирование системы высшего образования в целом. Одной из таких программ является программа Жан Моне, участие в реализации которой открывает широкие горизонты для международного сотрудничества вузов, способствует ускорению модернизации и реформирования национальной высшей школы. Целью статьи является анализ программы Жан Моне как действенного средства интеграции украинских вузов в европейское образовательное пространство. При подготовке статьи мы руководствовались общенаучными методами познания, а также историческими методами. Проанализировать участие украинских вузов в реализации международных программ и проектов удалось благодаря использованию методов поиска, анализа и синтеза эмпирического материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JEAN МОNNЕT PROGRAMME AS AN EFFECTIVE MEANS OF THE UKRAINIAN HIGHER LEARNING INSTITUTIONS INTEGRATION

The subject of research in this article is international cooperation of Ukrainian higher learning institutions (HLIs) through Jean Monnet programme. Striving of modern universities for integration into the international educational community is the real embodiment through participation in realization of international educational and scientific programmes and projects established and funded by the European Union and other international organizations and foundations. Appearance in educational space of Ukraine in the last twenty years of many international programmes and projects in educational space of Ukraine in the last twenty years has assisted for activation of development of international connections and real collaboration in the field of higher education and science, has stimulated reformation of the higher education system on the whole. One of such programmes is the programme Jean Моnnet, participating in realization of which opens wide horizons for international cooperation of HLIs, assists for acceleration of modernization and reformation of national higher school. The aim of the article is the analysis of Jean Monnet programme as effective means of integration of Ukrainian HLIs into European educational space. At preparation of the article we followed the scientific methods of cognition as well as historical methods. Analysing of Ukrainian HLIs participation in realization of the international programmes and projects was succeeded due to the use of methods of search, analysis and synthesis of empiric material.

Текст научной работы на тему «Программа Жан Моне как действенное средство интеграции украинских вузов»

ПРОГРАММА ЖАН МОНЕ КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ УКРАИНСКИХ ВУЗОВ

Антонюк Татьяна Дмитриевна

Кандидат исторических наук, доцент, докторант кафедры украинской истории и этнополитики исторического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, г. Киев

JEAN МОNNЕT PROGRAMME AS AN EFFECTIVE MEANS OF THE UKRAINIAN HIGHER LEARNING INSTITUTIONS INTEGRATION Antonyuk Tatiana Dmitrievna,Doctorant, candidate of historical sciences, docent (associate professor)

Предметом исследования в данной статье является международное сотрудничество украинских вузов посредством программы Жан Моне. Стремление современных университетов к интеграции в международное образовательное сообщество находит реальное воплощение посредством участия в реализации международных образовательных и научных программ и проектов, основанных и финансированных Европейским Союзом, другими международными организациями и фондами. Появление в образовательном пространстве Украины за последние двадцать лет многих международных программ и проектов способствовало активизации развития международных связей и реального сотрудничества в сфере высшего образования и науки, стимулировало реформирование системы высшего образования в целом. Одной из таких программ является программа Жан Моне, участие в реализации которой открывает широкие горизонты для международного сотрудничества вузов, способствует ускорению модернизации и реформирования национальной высшей школы.

Целью статьи является анализ программы Жан Моне как действенного средства интеграции украинских вузов в европейское образовательное пространство.

При подготовке статьи мы руководствовались общенаучными методами познания, а также историческими методами. Проанализировать участие украинских вузов в реализации международных программ и проектов удалось благодаря использованию методов поиска, анализа и синтеза эмпирического материала.

The subject of research in this article is international cooperation of Ukrainian higher learning institutions (HLIs) through Jean Monnet programme. Striving of modern universities for integration into the international educational community is the real embodiment through participation in realization of international educational and scientific programmes and projects established and funded by the European Union and other international organizations and foundations. Appearance in educational space of Ukraine in the last twenty years of many international programmes and projects in educational space of Ukraine in the last twenty years has assisted for activation of development of international connections and real collaboration in the field of higher education and science, has stimulated reformation of the higher education system on the whole. One of such programmes is the programme Jean Мопnet, participating in realization of which opens wide horizons for international cooperation of HLIs, assists for acceleration of modernization and reformation of national higher school.

The aim of the article is the analysis of Jean Monnet programme as effective means of integration of Ukrainian HLIs into European educational space.

At preparation of the article we followed the scientific methods of cognition as well as historical methods. Analysing

of Ukrainian HLIs participation in realization of the international programmes and projects was succeeded due to the use of methods of search, analysis and synthesis of empiric material.

С 1991 года украинские вузы самостоятельно начали налаживать международные связи с университетами зарубежья, международными организациями и фондами. Ученые, преподаватели, студенты получили возможность принимать непосредственное участие в разработке и внедрении соответствующих научно-образовательных проектов и программ на двух- и многосторонней основе, обмениваться делегациями, проходить стажировку в ведущих международных и европейских научно-исследовательских центрах. Развитие диалога и обеспечения равноправного партнерства практически по всем направлениям потенциального сотрудничества является жизненной потребностью всех субъектов международного сотрудничества, особенно в сфере высшего образования.

Международные образовательные программы являются своеобразными инструментами реализации общеизвестной цели - превратить ЕС в мирового лидера в образовании, а европейские университеты - в центры знаний и инноваций, что в свою очередь способствует взаимопониманию между людьми, активизирует межкультурный диалог. Участие украинских вузов в международных программах способствует процессам реформирования и модернизации образовательно-научной системы в Украине, превращает ее в конкурентоспособную и привлекательную для студентов и ученых со всего мира. Одной из важных европейских программ и инициатив в сфере образования и обучения является программа Жан Моне, которая имеет международное измерение и все шире привлекает к участию в ней украинские вузы, предоставляет уникальную возможность ускорить осуществление системных реформ в сфере высшего образования, активизировать международную составляющую жизнедеятельности украинских вузов, повысить их статус и привлекательность для иностранных студентов.

Анализ участия украинских вузов в реализации международной программы Жана Моне позволяет определить уровень научно-образовательных возможностей украинской высшей школы, показать участие в программе как один из катализирующих принципов развития современного украинского университета, способствующего ускорению процесса реформирования, а следовательно, и интеграции в европейское и мировое образовательное сообщество.

В работе использованы общенаучные методы познания (объективность, историзм, логическая последовательность), а также исторические (проблемно-тематический, хронологический, аналитический, описательный). Оптимально использовать архивные документы, опубликованные документы, научные труды, публикации периодики, электронные ресурсы удалось благодаря использованию методов поиска, анализа и синтеза эмпирического материала.

Украинские вузы принимают участие в реализации многих международных программ и проектов, являющихся важным фактором активизации международного сотрудничества в сфере высшего образования. Одной из таких программ, обеспечивающих активную интеграцию системы высшего образования Украины в мировое образовательное пространство, является программа Жан Моне - Понимание европейской интеграции (Jean Monnet Programme - Understanding of European Integration), которую на начальном этапе называли "Европейская интеграция в университетском образовании". Программа инициирована в 1990 г. по просьбе университетов для учреждения университетских курсов и предметов по вопросам европейской интеграции. В начале деятельности программа Жан Моне была сфокусирована на университетах и учреждениях высшего образования в странах-членах ЕС, после чего аналогичные акции также стали осуществляться в бывших странах-кандидатах - с 1993 года в Польше, с 1997 - в Чехии, с 1999 - в Венгрии. В рамках этой деятельности Европейская комиссия (ЕК) выделяет средства университетам на преподавание предметов, связанных с тематикой европейской интеграции и развития научной деятельности в указанной сфере. Эти предметы изучают построение европейского сообщества, европейское право, европейскую экономику и политику, историю европейской интеграции. Программа Жан Моне определила следующие основные цели: стимулирование обучения, исследований и аналитической деятельности в области изучения европейской интеграции; поддержка существования соответствующего уровня институтов и ассоциаций, которые фокусируют свою деятельность на вопросах, связанных с европейской интеграцией, а также на образовании и обучении по вопросам европейской перспективы [3, с.131 - 133].

Проект делится на несколько направлений, одним из которых является "кафедра Жан Моне" (символический термин) - направление, которое предусматривает создание специальной преподавательской должности, посвященной преподаванию полного курса европейской интеграции (180 - 250 часов в зависимости от университетской системы). На должность назначается профессор, признанный и авторитетный специалист по европейской проблематике - профессор Жан Моне.

Деятельность Жан Моне имеет четыре операционные базовые задачи: 1. Стимулирование совершенства в преподавании, исследованиях и аналитике по изучению европейской интеграции в высших учебных заведениях Европы и за ее пределами. 2. Повышение общего уровня знаний и осведомленности специалистов академических кругов, граждан ЕС по вопросам европейской интеграции. 3. Поддержание основных институтов, которые проявляют активность в исследованиях по проблематике европейской интеграции. 4. Поддержка высококачественных европейских ассоциаций и институтов, осуществляющих активную деятельность в сфере образования и обучения

[4].

Мероприятия ЕК на поддержку исследований в области европейской интеграции открыты для университетских и научных кругов всех стран мира и имеют целью подготовку нового поколения специалистов в области европейских дел. В рамках деятельности Жан Моне срок изучения европейской интеграции означает изучение строительства Европейского Сообщества, которое привело к формированию Европейского Союза, а также изучение институциональных, правовых, экономических и социальных аспектов, связанных с этим процессом.

Правовой основой программы Жан Моне является совместное решение Европейского Совета и Европейского парламента от 15 ноября 2006 года № 1720/2006 / ЕС программы действий ЕС в сфере постоянного обучения, в рамках которой функционирует программа Жан Моне [4].

Эта программа имеет плановые гранты на поддержку учебных заведений, связанных с вопросами европейской интеграции: Европейский колледж (территориально расположен в Брюгге и Натолине); Европейский университет во Флоренции; Европейский институт государственного управления в Маастрихте; Академия Европейского права в Триере; Европейское агентство по развитию специальных образовательных потребностей; Международный центр для Европейского обучения, СШЕ, в Ницце [2].

Программа предусматривает поощрение академической мысли и реагирования на текущие политические приоритеты в сфере европейской интеграции через организацию Комиссией конференций высокого уровня и работу тематических групп, которые объединяют профессоров Жан Моне, политиков и общественных представителей.

Со времени своего основания и до 2006 года программой Жан Моне профинансировано около 2800 проектов по изучению европейской интеграции, в том числе функционирования 112 Европейских центров совершенства Жан Моне, 720 кафедр Жана Моне, около 2000 постоянных курсов и Европейских модулей. Программа охватила 60 стран мира, около 800 университетов предлагают курсы Жана Моне в своих учебных программах. Акция Жана Моне также охватывает сеть из 1800 профессоров, имеющих аудиторию 250000 студентов ежегодно [4].

Программа Жан Моне открыта для всех заинтересованных украинских высших учебных заведений, желающих приобщиться к изучению тематики по европейской интеграции и имеющих целью подготовку нового поколения специалистов в области европейских инициатив. Одной из задач Плана действий Украина-ЕС (за номером 66) предусматривается основание кафедр по изучению европейской интеграции и европейского права[5].

Среди столичных вузов, которые активно включились в реализацию программы Жан Моне, КНУ имени Тараса Шевченко. На базе кафедры мирового хозяйства и международных экономических отношений (заведующий кафедрой профессор О.И.Шнырков) Института международных отношений реализуется проект, предусматривающий разработку курсов и частей курсов по экономике европейской интеграции (Конкурентная политика ЕС; Регулирование международных экономических отношений в ЕС; Социальная политика в ЕС; ЕС в мировой экономике; Регулирование внешней торговли в ЕС). Соответствующие курсы будут читаться студентам стационара, на отделении второго высшего образования Института, сотрудникам Секретариата Кабинета Министров Украины, а также слушателям Национальной академии государственного управления при Президенте Украины и Университета банковского дела НБУ. Предусмотрено также публикацию трех монографий и учебных пособий, учебно-методической литературы, проведение научных конференций и семинаров по обмену опытом подготовки специалистов из европейских студий [6].

Кафедра мирового хозяйства и международных экономических отношений Института международных отношений в 2013 году выиграла грант на финансирование проекта "Университетские курсы по европейской экономической интеграции" в рамках программы Европейского Союза "Обучение в течение жизни" (программа Жан

Моне). Руководитель проекта от КНУ - профессор О.И. Шнырков. Проект рассчитан на 3 года (2013 - 2016), имеет целью формирование кафедры Жана Моне на базе кафедры мирового хозяйства и международных экономических отношений, преподавания курсов или составных частей курсов по тематике европейской экономической интеграции. Также проект предусматривает осуществление научных исследований по проблемам европейской интеграции, проведения методической конференции для преподавателей других высших учебных заведений Украины, издание учебно-методических материалов [1, с. 189].

Итак, программа Жан Моне является одной из международных программ, дающей возможность украинским вузам совершенствовать учебный процесс, внедрять инновационные формы и методы, непосредственно вводить предметы, связанные с тематикой европейской интеграции и развития научной деятельности. Программа стимулирует обучение, исследования и аналитическую деятельность в области изучения европейской интеграции; поддерживает существование соответствующего уровня институтов и ассоциаций, которые фокусируют свою деятельность на вопросах, связанных с европейской интеграцией, а также на образовании и обучении по вопросам европейской перспективы.

Участие ведущих украинских университетов в реализации программы Жан Моне дало возможность создать специальные кафедры и преподавательские должности, посвященные преподаванию полного курса европейской интеграции.

Украинские вузы - участники программы Жан Моне, обеспечивают подготовку нового поколения специалистов в области европейских дел, поощряют академическую мысль и реагируют на текущие политические приоритеты в сфере европейской интеграции, что на нынешнем этапе является очень важным вкладом в интеграционный процесс Украины.

Благодаря программе Жан Моне, опыт каждого отдельного вуза в развертывании международных связей и реального сотрудничества стал своеобразным ферментом активизации интеграции отечественного образования в европейское и мировое образовательное пространство. Участие украинских вузов в реализации этой международной программы активизирует стратегическое партнерство с европейскими университетами, является положительным опытом, поскольку способствует построению конкурентоспособной образовательной и научной системы в Украине.

Активная позиция ведущих украинских вузов в выполнении проектов программы Жан Моне обеспечила качественные преобразования в структуре и содержании высшего образования, акцентировала внимание на качестве образовательных услуг, научной составляющей жизнедеятельности отечественных университетов, создании новых научно-образовательных центров, внедрении в учебный процесс новых специальностей и многом другом.

Список литературы

1. Звгт ректора Кшвського нацюнального ушверси-тету iменi Тараса Шевченка Губерського Леонвда Васильовича. Доповвдь на конференций трудового колективу Кшвського нацюнального ушверситету iменi Тараса Шевченка 25. 12. 2013. 235 с. URL: http://www.univ.kiev.ua/pdfs/Zvit2013.pdf (дата звер-нення: 18.08.2014).

2. 1нформацшно-аналгтичний матерiал про основш европейсьш програми та шщштиви у сферi освгти i навчання, що мають мiжнародний вимiр. URL:

dsmsu.gov.ua/index/ua/material/7336 (дата звер-нення: 10.02.2014).

3. Каленюк 1.С., Гонта О.1., Вербовий М.П., Холявко Н.1. Iнтеграцiя вищо! освiти Украни в европейсь-кий та свгтовий освiтнiй простiр: економiчний вимiр: монографiя / I. С.Каленюк, О.1.Гонта, М.П.Вербовий, Н.1.Холявко; За заг. ред. д. е. н., проф. Каленюк I.C. - Чернiгiв: РВК "Деснянська правда". 2011. - 165 с.

4. Основш европейсьш програми та шщативи у сферi освгти i навчання, що мають мiжнародний вимiр. URL: http://www.ksada.org/html/int3e.html (дата звернення: 26.02.2013).

5. План дай "Украна - £вропейський Союз" Свропей-сько! полiтики сусвдства URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/994_693 (дата звернення: 09.11.2013).

6. Чугаев О. Новий етап у розбудовi европейських студiй в ушверситеп / О.Чугаев // Кшвський ушвер-ситет. 2013. № 18-19 (2218). - листопад.

References

1. Zvit rektora Kyi'vs'kogo nacional'nogo universytetu imeni Tarasa Shevchenka Gubers'kogo Leonida Vasyl'ovycha. Dopovid' na konferencii' trudovogo kolektyvu Kyi'vs'kogo nacional'nogo universytetu imeni Tarasa Shevchenka 25. 12. 2013 [The Report of the Rector of Taras Shevchenko Kyiv National University Gubers'kyi Leonid Vasyl'ovych. The report at the Conference of Taras Shevchenko Kyiv national university labour collective 25. 12. 2013]. ( 2013) 235p. URL http://www.univ.kiev.ua/pdfs/Zvit2013.pdf (accessed August 18, 2014).

2. Informacijno-analitychnyj material pro osnovni jevropejs'ki programy ta iniciatyvy u sferi osvity i navchannja, shho majut' mizhnarodnyj vymir. [Information and analytical material about major European programmes and initiatives in education and training field which have international dimension]. URL: dsmsu.gov.ua/index/ua/material/7336 (accessed: February 10, 2014).

3. KalenyukI.S., Gonta O.I., VerbovyjM.P., HoljavkoN.I. Integracija vyshhoi' osvity Ukrai'ny v jevropejs'kyj ta svitovyj osvitnij prostir: ekonomichnyj vymir: monografiya / Za zag. red. d. e. n., prof. Kalenyuk I.S. [Integration of Higher Education of Ukraine into the European and world educational space: the economic dimension: monograph]. Chernigiv: RVK "Desnyans^kapravda", 2011. 165 p.

4. Osnovni yevropejsk program ta iniciatyvy u sferi osvity i navchannya, shho mayuf mizhnarodnyj vymir [Major European programmes and initiatives in education and training field whkh have international dimension]. URL: http://www.ksada.org/html/int3e.html (accessed: February 26, 2013).

5. Plan dij "Ukrayina - Yevropejs'kyj Soyuz" Yevropejs^koyi polityky susidstva [Plan of actions "Ukraine - European Union" European Neighbourhood Policy]. URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/994_693 (accessed: November 09, 2013).

6. Chugajev O. Novyj etap u rozbudovi jevropejs'kyh studij v universyteti [New stage in development of European studios at the university]. K.: Kyi'vs'kyj universytet, no. 18-19 (2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.