Научная статья на тему 'Качество образования как направление деятельности органов студенческого самоуправления'

Качество образования как направление деятельности органов студенческого самоуправления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
826
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯЮ / QUALITY OF EDUCATION / EDUCATION QUALITY ASSESSMENT / QUALITY CONTROL IN EDUCATION / STUDENT COUNCIL / ACTIVITIES OF STUDENT COUNCIL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дугарова Дулма Цырендашиевна, Калинина Лариса Игоревна

Данная статья посвящена анализу действующих подходов к определению функционального содержания органов студенческого самоуправления в вопросе содействия организации повышения качества образовательного процесса, оценки результатов образовательных программ. Актуальной представляется проблема разработки направлений деятельности органов студенческого самоуправления как участников контроля качества профессионального образования. Содержание проблемы излагается в свете необходимости создания внутренних систем оценки деятельности научно-педагогических работников и удовлетворенности студентов условиями и результатами обучения для последующего учета результатов этой оценки в системе показателей эффективности деятельности образовательных организаций высшего профессионального образования. Авторы характеризуют органы студенческого самоуправления как элементы структуры управления высшим учебным заведением, деятельность которых ведется согласно принятым в теории управления образованием стратегиям: директивного управления, программно-целевого управления, смыслопорождающего управления. Обосновывается необходимость участия студенческих советов в процессах оценки и контроля качества профессионального образования. В качестве примера приведен опыт прохождения независимой оценки системы менеджмента качества образования Забайкальским государственным университетом. Раскрывается деятельность Всероссийского общественного движения «За качественное образование». Определены условия участия органов студенческого самоуправления Забайкальского государственного университета в описанных процессах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дугарова Дулма Цырендашиевна, Калинина Лариса Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality of Education as One of the Aspects of Students'' Council Activity

Authors of the article analyze the existing approaches to the student council’s functional role in assisting education quality improvement process and quality assessment of educational programs. The authors show the significance of elaborating different ways of student council’s participation in the control of professional education quality. The problem is presented in the light of the necessity to establish internal academic staff activity and student satisfaction (overall conditions and results of the education) evaluation systems so it can be taken into account in assessing the performance of educational institutions of higher professional education. Authors describe student councils as a part of institute of higher education management system as its activity is conducted according to the approved strategies of educational management theory: direct management, goals management, etc. The authors also prove the significance of student council’s participation in quality assessment and quality control processes in institutes of higher education. The experience of independent evaluation of Transbaikal State University education quality management system is shown as an example. The activities of All-Russian social movement «For High Quality of Education» are illustrated. Conditions of Transbaikal State University student council’s participation in described processes are defined.

Текст научной работы на тему «Качество образования как направление деятельности органов студенческого самоуправления»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ THEORY AND METHODS OF PROFESSIONAL EDUCATION

УДК 378 ББК 74.58

Дулма Цырендашиевна Дугарова,

доктор педагогических наук, профессор, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г.Чита, ул.Александро-Заводская, 30)

e-mail: dugarova_dc@mail.ru

Лариса Игоревна Калинина,

аспирант,

Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г.Чита, ул.Александро-Заводская, 30) e-mail: antiplagiat_zabspu@mail.ru

Качество образования как направление деятельности органов студенческого самоуправления1

Данная статья посвящена анализу действующих подходов к определению функционального содержания органов студенческого самоуправления в вопросе содействия организации повышения качества образовательного процесса, оценки результатов образовательных программ. Актуальной представляется проблема разработки направлений деятельности органов студенческого самоуправления как участников контроля качества профессионального образования. Содержание проблемы излагается в свете необходимости создания внутренних систем оценки деятельности научно-педагогических работников и удовлетворенности студентов условиями и результатами обучения для последующего учета результатов этой оценки в системе показателей эффективности деятельности образовательных организаций высшего профессионального образования. Авторы характеризуют органы студенческого самоуправления как элементы структуры управления высшим учебным заведением, деятельность которых ведется согласно принятым в теории управления образованием стратегиям: директивного управления, программно-целевого управления, смыслопорожда-ющего управления. Обосновывается необходимость участия студенческих советов в процессах оценки и контроля качества профессионального образования. В качестве примера приведен опыт прохождения независимой оценки системы менеджмента качества образования Забайкальским государственным университетом. Раскрывается деятельность Всероссийского общественного движения «За качественное образование». Определены условия участия органов студенческого самоуправления Забайкальского государственного университета в описанных процессах.

Ключевые слова: качество образования, оценка качества образования, контроль качества образования, студенческое самоуправление, деятельность органов студенческого самоуправленияю

1 Статья выполнена в рамках проектной части Государственного задания вузу на 2014-2016 гг. № 2479 по теме «Управление развитием модульных профессиональных образовательных программ для ведущих отраслей экономики Забайкальского края на основе государственно-частного партнерства»

48

© Дугарова Д. Ц., Калинина Л. И., 2014

Dulma Tsirendashievna Dugarova,

Doctor of Pedagogy, Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya St., Chita, Russia, 672039) e-mail: dugarova_dc@mail.ru

Larisa Igorevna Kalinina,

Postgraduate Student, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya St., Chita, Russia, 672039) e-mail: antiplagiat_zabspu@mail.ru

Quality of Education as One of the Aspects of Students' Council Activity1

Authors of the article analyze the existing approaches to the student council's functional role in assisting education quality improvement process and quality assessment of educational programs. The authors show the significance of elaborating different ways of student council's participation in the control of professional education quality. The problem is presented in the light of the necessity to establish internal academic staff activity and student satisfaction (overall conditions and results of the education) evaluation systems so it can be taken into account in assessing the performance of educational institutions of higher professional education. Authors describe student councils as a part of institute of higher education management system as its activity is conducted according to the approved strategies of educational management theory: direct management, goals management, etc. The authors also prove the significance of student council's participation in quality assessment and quality control processes in institutes of higher education. The experience of independent evaluation of Transbaikal State University education quality management system is shown as an example. The activities of All-Russian social movement «For High Quality of Education» are illustrated. Conditions of Transbaikal State University student council's participation in described processes are defined.

Keywords: quality of education, education quality assessment, quality control in education, student council, activities of student council.

Система демократического, государственно-общественного управления включает в себя субъекты управления и самоуправления, органы общественного управления образовательной организацией (собрания, конференции участников образовательного процесса, избрание ими советов). Законодательными актами Российской Федерации закреплены принципы государственной политики, демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

Актуальной представляется проблема разработки направлений деятельности органов студенческого самоуправления, так как студенческие советы являются элементами структуры управления высшим учебным заведением, с четким определением полномочий студенческого самоуправления органом управления высшего учебного заведения (Ученым советом) при сохранении выборности самого органа студенческого самоуправления студентами высшего учебного заведения [7, с. 11].

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 6 ст. 26) определяет студентов полноправными участниками управления образователь-

ной организацией посредством деятельности в объединенных советах обучающихся (далее -органы студенческого самоуправления, ОССУ), которые становятся обязательными для каждой образовательной организации [10].

Цель исследования состоит в анализе действующих подходов к определению функционального содержания ОССУ как участников контроля качества профессионального образования.

Гипотеза исследования - определение качества образования как функционального содержания ОССУ содействует повышению качества высшего профессионального образования, способствует объективности оценки результатов образования.

Объектом исследования является студенческое самоуправление в Забайкальском государственном университете. Предметом исследования является сущность и особенности деятельности ОССУ, взаимосвязи между управленческими действиями, средствами и качеством образовательной ситуации.

Теоретическую и методологическую основу составляют отечественные и зарубежные исследования в области управления образо-

1 The article is performed within the project part of the State Task to the Higher Education Institution for 2014-2016 № 2479, topic "Managing of development of modular vocational education programs for leading economics industries of Zabaikalsky Krai on the base of public-private partnership".

ванием и оценки качества образования, в соответствии с которыми управление определяется как элемент, функция, воздействие, процесс, результат, выбор и т. п.

Развитие образовательной системы Российской Федерации в рамках Болонского процесса, в свою очередь, определяет базовые подходы к обеспечению качества образования через формирование прозрачной и управляемой системы гарантий качества образования, ключевой гарантией качества которой является эффективная система менеджмента качества образования (СМКО).

В перечне поручений по вопросам повышения качества высшего образования от 22 мая 2014 года [8] Президент Российской Федерации Владимир Путин указывает на необходимость создания внутренних систем оценки деятельности научно-педагогических работников и удовлетворенности студентов условиями и результатами обучения для последующего учета результатов этой оценки в системе показателей эффективности деятельности образовательных организаций высшего профессионального образования.

Особый интерес в рамках нашего исследования представляет точка зрения Д. А. Новикова, который определяет управление как вид практической деятельности (управленческая деятельность). Данный подход к определению объясняет «многогранность» этого понятия [3, с. 27]. Управление образовательным учреждением - особая деятельность, в которой, как подчеркивает Г. Н. Сериков, ее субъект посредством решения управленческих задач обеспечивает организованность совместной деятельности участников образовательного процесса и ее направленность на достижение образовательных целей и целей функционирования и развития образовательного учреждения [1, с. 5]. Г. Н. Прозументова при управлении в образовании выделяет следующие стратегии: директивного управления, программно-целевого управления, смыслопорождающего управления [6, с. 64].

В целях систематизации изложения освоения ОССУ в вузе новых направлений деятельности с позиции методологии управления в образовании мы раскрываем характеристики функционального содержания ОССУ согласно выделенным выше стратегиям:

1. Директивное управление. Функциональное содержание ОССУ ограничивается руководством, организацией и контролем. Студенты, входящие в состав ОССУ, не являются субъектами образования целей деятельности своей студенческой организации. Деятель-

ность же самих ОССУ сводится к воспроизводству привычной, естественной практики. Можно сказать, что данное функциональное содержание не ориентировано на освоение новых направлений деятельности ОССУ.

2. Программно-целевое управление. Функциональное содержание такого управления определяется изучением требований внешнего и внутреннего социального заказа, организацией и проведением проблемно-ориентированного анализа, выявлением проблем в деятельности образовательного учреждения, разработкой программ развития и обсуждением результатов деятельности [9, с. 146]. Обозначенное функциональное содержание ОССУ явно указывает на специальную работу с целями и с целеобразованием и имеет ярко выраженную ориентацию на поиск проектных форм решения проблем.

Деятельность органов студенческого самоуправления явно сориентирована на следование миссии вуза, на вовлеченность в формулирование и осмысление целей своей деятельности администрации вуза, профессорско-преподавательского состава. Однако формулирование целей и тем самым определение образа органа студенческого самоуправления осуществляется, прежде всего, за счет ценностного выбора актуальных проблем только студентами, входящими в состав органа. И ограничение субъектов целеобразования и проблематизации весьма существенно. Таким образом, объекты деятельности органов студенческого самоуправления (студенты, иные студенческие организации) неизбежно дифференцируются на тех, для кого выбранные проблемы актуальны и значимы, и на тех, для кого выбранные проблемы неактуальны (неценны), т. е. последние будут «управляться» директивно. Иными словами, при организации деятельности ОССУ программно-целевым (проблемно-ориентированным управлением) цели совместной деятельности остаются неразвернутыми. Поэтому можно говорить об ограниченном участии субъектов в выработке целей деятельности ОССУ (участники совместной деятельности находятся по отношению к выработке целей в разной степени ценностного соподчинения).

3. Смыслопорождающее управление. Функциональное содержание ОССУ определяется представлением возможности всем студентам производить свои цели и смыслы деятельности ОССУ. При этом функционально такая организация деятельности ОССУ проявляется не только в представлении возможности каждому студенту проявлять, образовывать смыслы деятельности ОССУ, но и в вос-

требованности смыслообразования от каждого участника данного процесса. Такая тотальная вовлеченность означает обращение к личному опыту каждого субъекта деятельности ОССУ, что обусловливает проявление и порождение реального разнообразия целей форм деятельности. Последнее, в свою очередь, актуализирует для ОССУ необходимость использования разных моделей совместного действия. А значит, реальными становится различение студентами моделей совместного действия с руководством вуза и ППС, их выбор, идентификация и понимание норм и границ совместной деятельности.

Потенциал ОССУ в вопросе содействия организации повышения качества образовательного процесса, оценки результатов образовательных программ пока еще недостаточно востребован и изучен.

Понятие «качество» в высшем образовании многомерно, динамично и имеет много значений. Концепция качества связана с контекстуальными установочными параметрами образовательной модели, с институциональными целями и задачами, а также с определенными стандартами данной системы, учреждения, программы или дисциплины. Термин качество может иметь различные значения в зависимости: 1) от интересов клиентов или заинтересованных сторон высшего образования (требования качества устанавливаются студентом, университетской дисциплиной, рынком труда, обществом, государством); 2) его приложения к таким понятиям, как входные данные, процессы, выходные данные, задачи, цели и т. д.; 3) свойств или характеристик академической области, которую предстоит оценивать; 4) исторического периода в развитии высшего образования [5, с. 7].

Органы студенческого самоуправления, объединяя в своих активах наиболее мотивированную часть студенчества, проецируя свою деятельность, ее направленность на образование могут повысить мотивацию студентов к образованию, осуществить перенастройку, переосмысление по качеству образования. Стратегия смыслопорождающих действий студенческого самоуправления определяет всем участникам образовательной практики производить свои цели и смыслы в области качества образования:

- качество как превосходство: традиционная, элитная академическая точка зрения, согласно которой только лучшие стандарты превосходства (обычно означающие высокий уровень сложности и трудности программы, сложность процедур тестирования студента и

т. д.) являются показателями настоящего академического качества;

- качество как соответствие стандартам: понятие, которое указывает на необходимость выполнения или соответствия общепринятым стандартам с акцентом на результат процесса в работе учреждения или программы при выполнении поставленных целей и задач. Иногда качество в данном значении трактуется как: 1) справедливое возмещение денежных средств, показывающих, насколько эффективно используются вложения действующими процессами и механизмами, или 2) справедливое возмещение дополнительных вложений при оценке результатов на основе изменений, полученных посредством различных образовательных процессов (например, процесс преподавания и обучения). Последний вариант означает подход к качеству как преобразованию, который ориентируется на интересы студентов. Он рассматривает качество как преобразующий процесс, в рамках которого чем лучше учреждение высшего образования, тем более высоких целей оно достигает в обучении студентов определенным навыкам, знаниям и умениям, позволяющим им жить и работать в современном обществе;

- качество как соответствие целей: понятие, сосредоточенное на определенных целях и задачах учреждения или программы, не включающее проверку соответствия процессов внешним целям или ожидаемым результатам. В рамках данного подхода можно различить альтернативные подходы, получившие развитие в 1990-х годах: 1) качество как порог, определяющий определенные нормы и критерии. Каждая программа или учреждение должны им соответствовать, чтобы считаться качественными. Во многих европейских системах высшего образования используются различные определения качества как основных/ минимальных стандартов, тесно связанных с аккредитацией. В данном случае точкой отсчета можно считать установление минимальных стандартов для выполнения учреждением или программой и создания основы для развития механизма улучшения качества; 2) качество как удовлетворенность потребителя: качество, связанное со значением рыночных отношений для высшего образования, которое стремится оправдать ожидания потребителей (студентов, семей, общества в целом) и других заинтересованных сторон;

- качество как улучшение и усовершенствование: процесс, нацеленный на постоянное совершенствование, развитие ответственности учреждения высшего образования использова-

ние его институциональной автономии и свободы. Достижение качества - основная задача образования, и академическая общественность это понимает.

Любой подход имеет свои преимущества и недостатки в зависимости от возможности проявлять, образовывать индивидуальные смыслы совместной деятельности. Тем не менее, общим для всех подходов является интеграция следующих элементов: 1) гарантированная реализация минимальных стандартов; 2) способность ставить цели в различных контекстах и достигать их; 3) соответствие требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон; 4) стремление к совершенствованию [5, с. 9].

Для студента главным критерием оценки качества является конкурентоспособность на рынке труда и, следовательно, необходимость участия ОССУ в оценке качества образования, его контроле.

Оценка качества - действие независимой третьей стороны, которое демонстрирует предоставленное соответствующее подтверждение тому, что должным образом определенный товар, процесс или услуга соответствует установленному стандарту или другому нормативному документу. Такое действие также носит название «сертификация соответствия». В сфере образования и обучения это называется «определение и оценка» и демонстрируется посредством проведения экзамена, предъявления результатов труда или подтверждает другими способами, что уровень компетенции частного лица соответствует профессиональным стандартам и/или стандартам обучения]. В Глоссарии Европейского фонда образования (The European Training Foundation) (1998) «определение и оценка» характеризуется как процесс, используемый для сбора и разъяснения фактов, подтверждающих достигнутый образовательный уровень и уровень компетенции человека, а также действие принятия решения по поводу предоставленных фактов достигнутого образовательного уровня и уровня компетенции [5, с. 11].

Следовательно, оценка качества высшего профессионального образования может рассматриваться как процесс последовательного сбора, анализа и использования информации при оценивании эффективности обучения и соответствия учебных программ вуза в целом или его образовательных программ. Последнее подразумевает оценивание основных видов деятельности вуза. Оценка необходима для подтверждения формального аккредитаци-онного решения, но не всегда ведет к положи-

тельному аккредитационному решению. Таким образом, под оценкой качества образовательных программ высшего профессионального образования можно понимать процесс последовательного сбора, анализа и использования информации при оценивании эффективности образовательных программ высшего профессионального образования.

Идеология эффективного управления организациями на основе качества к концу XX века «захлестнула» промышленный мир, сотворила «японское чудо», подняла авторитет корейской и китайской продукции, предложила самый распространенный на сегодня подход в менеджменте, реализованный в международном стандарте ISO 9001.

Международная организация по стандартизации - ISO (International Organization for Standardization), объединяющая представителей из 140 стран, имеет целью содействие развитию стандартизации и активизации роли стандартов во всем мире. Результатом деятельности ISO является разработка и публикация согласованных международных стандартов по всем направлениям жизнедеятельности на основе лучшей практики в данной области [2, с. 17].

Системы менеджмента качества стали неотъемлемой составной частью деятельности организаций различных отраслей во многих странах. Учитывая повсеместное распространение единого подхода к созданию систем менеджмента качества на основе требований стандарта ISO 9001, в настоящее время формальное признание соответствия такой системы требованиям стандарта (сертификация), полученное в одной стране, остается действительным и в других странах. Если иметь в виду образовательные организации, то это создает определенные преимущества для тех из них, кто заинтересован в привлечении иностранных студентов, международном признании дипломов или в установлении коммерческих связей с другими странами. И не только. Сейчас система менеджмента качества становится значительным преимуществом для вузов и на внутреннем образовательном рынке. В условиях перехода к рыночным взаимоотношениям им нужны современные экономические подходы для рационального управления. Подход, реализованный в стандарте ISO 9001, позволяет достаточно быстро внедрить новые методы управления, создать фундамент для непрерывного совершенствования деятельности.

В марте 2014 года в Забайкальском государственном университете прошла независимая оценка Системы менеджмента качества

образования (СМКО), которая охватила следующие области: политика и процедуры оценки качества; утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций; оценка студентов; гарантия качества преподавательского состава; ресурсы обучения и поддержка студентов; информационные системы; общественная информация. Независимую оценку проводило Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры (АК-КОРК) - независимое международное агентство по гарантиям качества образования.

На основании проведенного камерального анализа и экспертного визита экспертами были сделаны выводы и даны рекомендации для дальнейшего совершенствования СМКО вуза. Одним из пунктов рекомендаций стало обеспечение участия студентов в процедурах гарантии качества, например, через Студенческий совет по качеству. Данная рекомендация соответствует новому направлению деятельности ОССУ и находит отражение в развивающемся Всероссийском общественном движении «За качественное образование» [4], которое было создано 2 августа 2014 года на одной из тематических смен форума «Селигер» и функционирует на федеральном уровне. Целью движения является включение студентов в процесс управления образовательной организацией в первую очередь посредством вовлечения студентов в оценку и повышение качества образования. Основными задачами движение ставит:

• разработку систем оценки деятельности научно-педагогических работников и удовлетворенности студентов условиями и результатами обучения со стороны студенчества (создание студенческого стандарта качества, а также механизмов его внедрения);

• обучение студентов механизмам оценки и коррекции образовательного процесса;

• проведение мониторинга качества образования, а также мероприятий, направлен-

ных на повышение качества образования через комиссии по качеству образования в вузах.

На данный момент инициативными группами движения разработаны системы оценки деятельности научно-педагогических работников и удовлетворенности студентов условиями и результатами обучения со стороны студенчества в пилотных вузах РФ; проведено не менее чем 20 образовательных программ в рамках окружных и федеральных молодежных форумов, обучение на школах актива и школах по качеству образования в вузах РФ; созданы студенческие комиссии по качеству образования в не менее чем 45 вузах РФ; проведен мониторинг качества образования в не менее чем 50 вузах РФ.

26 августа 2014 года активистами движения «За качественное образование» был представлен в Общественной палате РФ проект Студенческого стандарта качества, который получил поддержку Рособрнадзора и экспертного сообщества как перспективный механизм «вдохновляющей рефлексивной оценки», программирующей изменения деятельности преподавателей, управленцев и самих студентов.

Подводя итог вышесказанному можно сказать, что органы студенческого самоуправления в ЗабГУ будут выступать активными участниками контроля качества профессионального образования при эффективно выстроенной коммуникации с органами управления вузом, преподавательским и студенческим сообществом; правильном выборе стратегии управления собственной деятельностью; развитии системы мотивации студентов к образовательному процессу и их привлечении к его экспертной оценке; содействии структурным подразделениям в проводимых ими мероприятиях в рамках образовательного и научного процессов; разработке и реализации проектов для оценки качества образования.

Список литературы

1. Белоусова С. А. Психологическое обеспечение управления образованием: учеб. пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. Ч. I. 99 с.

2. Методика подготовки к сертификации системы менеджмента качества вуза в соответствии с требованиями ISO 9001. Методическое пособие / Громова Л. А. [и др.] / под ред. В. П. Соломина. СПб.: Академия исследования Культуры, 2008. 229 с.

3. Новиков Д. А. Введение в теорию управления образовательными системами. М.: Эгвес, 2009. 156 с.

4. О проекте «Качественное образование» [Электронный ресурс]. URL: http://studstandart.ru/ about (дата обращения: 01.09.2014).

5. Оценка качества высшего образования: зарубежный опыт: метод.пособие / Артемьева Т. В. [и др.] / под ред. С. М. Шилова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 163 с.

6. Управление инновационными процессами в образовании: проблемы и подходы к их решению / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск, 2000. 320 с.

7. Фатов И. C. Молодежные и студенческие общественные формирования - органы студенческого самоуправления как участники контроля качества профессионального образования в вузах. М.: ПП ФOРMAТ 84 с.

Источники

В. Перечень поручений Президента РФ по вопросам повышения качества профессионального образования от 22 мая 2014 года № ПР-114В [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/ assignments/21112 (дата обращения: 01.09.2014).

9. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы: Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем / под ред. А. М. Моисеева. М.: Педагогическое общество России; Московское отделение, 2001. 256 с.

10. Федеральный закон <Юб образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ // Российская газета. 2012. 31 декабря

References

1. Belousova S. A. Psihologicheskoe obespechenie upravlenija obrazovaniem: ucheb. posobie. Cheljabinsk: Izd-vo JuUrGU, 2003. Ch. I. 99 s.

2. Metodika podgotovki k sertifikacii sistemy menedzhmenta kachestva vuza v sootvetstvii s trebovanijami ISO 9001. Metodicheskoe posobie / Gromova L. A. [i dr.] / pod red. V. P. Solomina. SPb.: Akademija issledovanija Kul'tury, 2008. 229 s.

3. Novikov D. A. Vvedenie v teoriju upravlenija obrazovatel'nymi sistemami. M.: Jegves, 2009. 156 s.

4. O proekte «Kachestvennoe obrazovanie» [Jelektronnyj resurs]. URL: http://studstandart.ru/about (data obrashhenija: 01.09.2014).

5. Ocenka kachestva vysshego obrazovanija: zarubezhnyj opyt: metod.posobie / Artem'eva T. V. [i dr.] / pod red. S. M. Shilova. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2007. 163 s.

6. Upravlenie innovacionnymi processami v obrazovanii: problemy i podhody k ih resheniju / pod red. G. N. Prozumentovoj. Tomsk, 2000. 320 s.

7. Fatov I. S. Molodezhnye i studencheskie obshhestvennye formirovanija - organy studenchesk-ogo samoupravlenija kak uchastniki kontrolja kachestva professional'nogo obrazovanija v vuzah. M.: PP FORMAT. 84 c.

Istochniki

8. Perechen' poruchenij Prezidenta RF po voprosam povyshenija kachestva professional'nogo obrazovanija ot 22 maja 2014 goda № PR-1148 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.kremlin.ru/assign-ments/21112 (data obrashhenija: 01.09.2014).

9. Programmno-celevoe upravlenie razvitiem obrazovanija: opyt, problemy, perspektivy: Posobie dlja rukovoditelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij i territorial'nyh obrazovatel'nyh sistem / pod red. A. M. Moi-seeva. M.: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii; Moskovskoe otdelenie, 2001. 256 s.

10. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29 dekabrja 2012 g. № 273-FZ // Rossijskaja gazeta. 2012. 31 dekabrja

Статья поступила в редакцию 19.1G.2G14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.