Научная статья на тему 'Роль строевых упражнений в организации занятий по физической культуре'

Роль строевых упражнений в организации занятий по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
639
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРОЕВЫЕУПРАЖНЕНИЯ / КОМАНДА / СТРОЙ / ПЕРЕСТРОЕНИЯ / ТЕРМИНОЛОГИЯ / В ДВИЖЕНИИ / НА МЕСТЕ / ЗАНИМАЮЩИЕСЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ / DRILL EXERCISES / TEAM / FORMATION / REBUILDING / TERMINOLOGY / ON THE MOVE / ON THE SPOT / ENGAGED / ORGANIZATION OF CLASSES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Крючков Александр Григорьевич, Никулин Виктор Тихонович, Никитина Инесса Валерьевна

К сожалению, в последние годы наблюдается заметное пренебрежение, или недооценка строевых упражнений в организации занятий по физической культуре. У студентов первого курса заметна недоработка в этом компоненте урока школьных учителей. Это, в первую очередь, не умение ходить строем в ногу, не говоря о перестроениях во время движения. Даже элементарные перестроения и повороты на месте выполняются с ошибками, что зачастую приводит к затягиванию подготовительной части урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DRILL EXERCISES IN THE ORGANIZATION OF PHYSICAL EDUCATION CLASSES

Unfortunately, in recent years, there has been a noticeable neglect or underestimation of drill exercises in the organization of physical education classes. First year students have a noticeable flaw in this component of the lesson of school teachers. This is, first of all, not the ability to walk in formation in step, not to mention the changes during the movement. Even elementary rearrangements and turns on the spot are performed with errors, which often leads to a delay in the preparatory part of the lesson.

Текст научной работы на тему «Роль строевых упражнений в организации занятий по физической культуре»

РОЛЬ СТРОЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

THE ROLE OF DRILL EXERCISES IN THE ORGANIZATION OF PHYSICAL EDUCATION CLASSES

Крючков Александр Григорьевич

старший преподаватель кафедра прикладной физической культуры Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Kryuchkov Alexander Grigirievich senior lecturer department of applied physical culture Orel state university named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Никулин Виктор Тихонович

старший преподаватель кафедра прикладной физической культуры Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Nikulin Viktor Tikhonovich senior lecturer department of applied physical culture Orel state university named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Никитина Инесса Валерьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Теория и методика физической культуры и спорта» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Nikitina Inessa Valerievna Ph.D., associate professor department «Theory and methodology of physical culture and sports»

Orel State University named after I. S.Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. К сожалению, в последние годы наблюдается заметное пренебрежение, или недооценка строевых упражнений в организации занятий по физической культуре. У студентов первого курса заметна недоработка в этом компоненте урока школьных учителей. Это, в первую очередь, не умение ходить строем в ногу, не говоря о перестроениях во время движения. Даже элементарные перестроения и повороты на месте выполняются с ошибками, что зачастую приводит к затягиванию подготовительной части урока.

Abstract. Unfortunately, in recent years, there has been a noticeable neglect or underestimation of drill exercises in the organization of physical education classes. First-year students have a noticeable flaw in this component of the lesson of school teachers. This is, first of all, not the ability to walk in formation in step, not to mention the changes during the movement. Even elementary rearrangements and turns on the spot are performed with errors, which often leads to a delay in the preparatory part of the lesson.

Ключевые слова:строевыеупражнения, команда, строй, перестроения, терминология, в движении, на месте, занимающиеся,организация занятий.

Keywords: drill exercises, team, formation, rebuilding, terminology, on the move, on the spot, engaged, organization of classes.

С помощью строевых упражнений воспитывается чувство коллективизма, группа работает как один человек, ведь все идут в ногу, все престроения выполняются всеми участниками одновременно. Воспитываются: чувство ритма, дистанции (соблюдение дистанции и интервала ахилесова пята большинства студентов). Требования предъявляемые к строевым упражнениям и их четкое выполнение способствуют формированию правильной осанки, можно сказать военной выправки, что немаловажно для молодых людей. Это по существу визитная карточка человека, так называемая «одежка» по которой о человеке складывается первое мнение. Это не означает, что нужно печатать шаг, прогуливаясь по улице, или идя на деловую встречу. Но расправленные плечи, приподнятый подбородок, прямая спина и уверенная походка привлекают внимание, невольно заставляя любоваться красивой фигурой. Как правило, обладатель такой выправки знает об этом и это придает ему уверенности, он (она) в меньшей степени закомплексован. Скорее наоборот, раскован и от этого еще более привлекателен.

Но это все-таки в перспективе, за одно-два занятия такого эффекта достичь невозможно. Цель этой статьи не в том, чтобы строевыми занятиями достичь стройности фигуры, для этого нужно неоправданно много времени. А вот заинтересовать в необходимости уметь четко выполнять строевые приемы и перестроения можно, а следовательно сократить время на построение и перестроения, особенно когда много занимающихся. Несколько четких команд и вот уже десятки студентов заняли свои места в зале, готовые к выполнению гимнастических упражнений, или иных действий согласно плану урока. Для этого не обязательно использовать весь арсенал строевых упражнений и приемов, как на месте, так и в движении.

Для начала необходимо определиться с условными обозначениями границ спортивного зала. Они определяются относительно правой границы зала, вдоль которой обычно строится учебная группа перед началом занятий. Противоположная сторона носит название «левой». Со стороны правофлангового короткая сторона носит название «верхней границы», а противоположная «нижней». Средние поперечная и продольная линии образуют при пересечении с крайними правую, левую, верхнюю и нижнюю середины, а пересекаясь между собой - центр зала. Боковые линии, соединяясь между собой, образуют следующие углы: правый-верхний, левый-верхний, правый-нижний, левый-нижний.

Как и все виды спорта, гимнастика имеет свою очень богатую терминологию, в том числе и в строевых упражнениях. Чтобы занимающиеся понимали суть слов используемых на занятиях их необходимо ознакомить с терминологией.

Терминология для обозначения строя и его элементов:

Строем называется установленное размещение занимающихся для их совместных действий.

Шеренгой называется строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии.

Флангом называется правая и левая оконечность строя. При поворотах названия флангов не изменяются.

Фронт - сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом.

Тыл - сторона строя, противоположная фронту.

Интервал - расстояние по фронту между занимающимися.

Ширина строя - расстояние между фронтами.

Колонной называется строй, в котором занимающиеся стоят в затылок друг к другу.

Дистанцией называется расстояние в глубину между занимающимися.

Глубина строя - это расстояние от впереди стоящего (от первой шеренги) до позади стоящего занимающегося (до последней шеренги) в колонне.

Двухшеренговый строй - расположение занимающихся одной шеренги в затылок занимающихся другой шеренги.

Ряд - занимающиеся, стоящие в двухшеренговом строю в затылок один другому.

Направляющий - занимающийся, двигающийся в указанном направлении первым в колонне.

Замыкающий - занимающийся, двигающийся последним в колонне.

Команды, произносимые при выполнении строевых упражнений, известны занимающимся со школьных уроков физкультуры. Однако необходимо учитывать, что не во всех школах урок физической культуры проходил строго по программе, а поэтому на первых занятиях желательно акцентировать внимание на произношении команд и их выполнении.

Команды разделяются на предварительную и исполнительную - «Шагом -Марш!», «Напра - во!». Но есть команды только исполнительные - «Равняйсь!», «Смирно!».

По предварительной команде занимающиеся принимают положение стойки «Смирно».

При подаче команд для перестроения необходимо вначале назвать строй, затем направление движения и способ исполнения.

Например: «Группа, прямо шагом марш».

Все строевые упражнения начинаются с построения.

Команды, подаваемые при осуществлении построеня:

- Построение в шеренгу. Преподаватель стоит лицом к фронту в положении «смирно», в той точке, где должен стоять правофланговый и подать команду «в одну, две , три и т. д. шеренгу(и)- становись»! Группа выстраивается слева от него.

- Построение в колонну. Подается команда: «В колонну по одному, по два, три и т. д. - становись!».

Преподаватель одновременно с подачей команды становится в положение «смирно» на расстоянии одного шага от того места, где должен стоять направляющий. Группа выстраивается за преподавателем.

- Для построения в круг произносится команда: «Встаньте в круг».

Строевые приемы на месте.

- «Равняйсь!» Все, кроме правофлангового по этой команде поворачивают голову направо, чтобы каждый видел грудь четвертого человека, считая себя первым.

- «Смирно!». По этой команде нужно стоять в строю прямо, без напряжения, пятки вместе, носки развернуты по линии фронта на ширину ступни.

- «Вольно» По этой команде нужно стоять свободно, ослабив в колене правую, или левую ногу, но не сходить с места и не разговаривать.

- «Правой(левой)- Вольно!». Эта команда применяется в разомкнутом строю. Занимающиеся отставляют названную ногу на шаг в сторону, распределяя тяжесть тела на обеи ноги и кладут руки за спину.

- «Отставить!» Поданной команде принимается предшествующее положение.

- «Налево!». Занимающиеся поворачиваются в сторону левой руки на левой пятке и правом носке и приставляют правую к левой, опускаясь на полную ступню.

- «Направо!». Занимающиеся поворачиваются в сторону правой руки на правой пятке и левом носке и приставляют левую к правой.

- «Кругом!» Поворот осуществляется в сторону левой руки на левой пятке, правом носке на 1800 и приставляют правую ногу к левой.

Необходимое размещение учащихся в спортивном зале для выполнения разминки, или иных действий можно выполнить перестроениями на месте.

- Перестроение из одной шеренги в две.

Первой полается команда: «На первый-второй - расчитайсь!». Затем подается команда: «В две шеренги - стройся!» По этой команде вторые номера делают шаг левой назад, правой вправо за первые номера и приставляют левую. При обучении желательно делать следующий подсчет: «делай раз, делай два, делай три». При обратном перестроении подается команда: «В одну шеренгу - стройся!». По этой команде вторые номера делают шаг левой в сторону, правой вперед и приставляют левую.

- Перестроение из одной шеренги в три.

Первая команда: «По три расчитайсь!» По второй команде: «В три шеренги стройся!» первые номера делают шаг правой вперед, левой в сторону и приставляют правую, становясь перед вторыми номерами. Третьи номера делают шаг левой назад, правую в сторону, становясь за вторыми номерами. Для перестроения в исходное положение дается команда: «В одну шеренгу - стройся!». Перестроение происходит в обратном порядке.

- Перестроение из шеренги «уступами».

В завистмости от того сколько шеренг надо построить подается соответствующая команда: «На 9,6,3,на месте - расчитайсь!». По второй команде: «Шагом -марш!» занимающиеся выходят на положенное по расчету количество шагов и приставляют ногу. Преподаватель делает подсчет до того момента, пока первая шеренга не приставит ногу считая до семи (при построении в три шернги), или до десяти (при построении в четыре шеренги). Для обратного построения подается команда: «Кругом!», «На свои места, шагом - марш!». По этой команде, все вышедшие по расчету, делают поворот кругом и возвращаются на свои места и поворачиваются кругом.

- Перестроение из одной колонны в три «уступом».

После предварительного расчета по три, подается команда: «Первые номера два (три и т.д.) шага вправо, третьи два (три и т.д.) шага влево шагом марш!» Перестроение выполняется приставными шагами. Для обратного перестроения подается команда: «На свои места шагом - марш!» Перестроение выполняется приставными шагами.

Команды, произносимые при выполнении строевых упражнений.

Команды для изменения способов передвижения. Ходьба на месте. Команда: «На месте шагом -марш!» «Направляющий, на месте!», подается для того, чтобы сомкнуть группу на дистанцию в один шаг, так как при передвижении с выполнением упражнений дистанция увеличивается. По команде: «На месте!» все занимающиеся обозначают шаг на месте, независимо от того, какая у них дистанция. Переход с ходьбы на месте к движению. Под левую ногу подается команда: «Прямо!» после чего пропускается шаг правой и с левой ноги начинается движение вперед. Прекращение движения. Под левую ногу подается команда «Группа стой!», после чего делается шаг правой и приставляется левая нога. Для начала движения подается команда: «Шагом - марш!» Движение начинается с левой ноги. Команда: «Обычным шагом - марш!» применяется при переходе с других видов ходьбы, бега и при окончании выполнения упражнений в движении. Исполнительная команда выполняется под левую ногу. Для изменения длины шага и скорости движения подаются следующие команды: «Шире шаг!», «Короче шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!». Переход с шага на бег выполняется по команде: «Бегом - марш!» При переходе с бега на шаг подается команда: «Шагом- марш!». «Марш» подается под правую ногу.

Команды для изменения направления движения.

- Движение в обход. Команда: «Налево (направо) в обход шагом - марш!» Если команда подается во время движения, то исполнительная команда «Марш!» должна быть подана в точке пересечения движения колонны с границами зала.

- Движение по диагонали. Подается команда: «По диагонали - марш!»

- Движение противоходом. Подается команда: «Противоходом направо (налево) шагом-марш!». Интервал между колоннами - один шаг.

- Движение змейкой. Несколько противоходов, выполненных подряд, называется змейкой. Величина змейки определяется по первому противоходу Команды: «Противоходом налево(направо) шагом- марш!», «Змейкой-марш!»

Повороты и перестроения в движении выполняются по командам: «НапраВО!», «Пол-оборота напра-ВО!» «Нале-ВО!», «Пол-оборота нале-ВО!», «Кругом -МАРШ!».

- Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по три и т. д. с поворотом в движении осуществляется по команде подаваемой на верхней, или нижней границе зала: «В колонну по два (по три и т.д.) налево - марш!» Для поворота направо, пол-оборота направо (налево, пол-оборота налево) исполнительная команда подается одновременно с постановкой на землю правой (левой) ноги. По этой команде с левой (правой) ноги сделать шаг, повернуться на носке левой (правой) ноги, одновременно с поворотом вынести правую (левую) ногу вперед и продолжать движение в новом направлении. После поворота первой двойки (тройки и т.д) команду для последующих расчетов подают замыкающие расчетов (вторые, третьи и т.д). Необходимо помнить, что для правильного и четкого исполнения данного перестроения, как и для всех перестроений в движении, необходимо идти в ногу, строго соблюдая дистанцию. Для обратного перестроения подаются команды: «Напра-Во!», «Налево в обход, в колонну по одному, шагом -марш!».

Для поворота кругом исполнительная команда подается одновременно с постановкой на землю правой ноги. По этой команде сделать еще один шаг левой ногой (по счету раз), вынести правую ногу на полшага вперед и несколько влево и, резко повернувшись в сторону левой руки на носках обеих ног (по счету два), продолжать движение с левой ноги в новом направлении (по счету три).

- Перестроение из колонны по одному в колонны по два, по четыре, по восемь дроблением и сведением. Перестроение выполняется в движении. Команда: «Через центр- марш!», как правило, подается на одной из середин зала. Команда: «В колонну по одному направо и налево в обход- марш!» подается на противоположной середине. По этой команде первые номера идут направо, вторые номера налево в обход. Команда: «В колонну по два через центр- марш!» Команда подается при встрече колонн в той середине зала, где началось перестроение. Продолжая дробление и сведение, можно построить колонны по четыре, по восемь и т.д. Обратное перестроение называется разведением и слиянием. Например, перестроение из колонны по два в колонну по одному. Команды: «В колонны по одному направо и налево в обход шагом - марш!» По этой команде правая колонна идет направо в обход, левая - налево. При встрече колонн на противоположной середине подается команда: «В колонну по одному через центр - Марш!».

Размыкание и смыкание.

- Команды: «Направо (налево) от середины на столько- то шагов «Разомкнись!» Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг. Все, за исключением занимающегося, от которого производится размыкание, выполняют поворот направо (налево) и, продвинувшись на столько, чтобы расстояние между партнерами составило указанное количество шагов, поворачиваются лицом к фронту. После подачи команды преподаватель считает по два до тех пор, пока все не займут своего места в строю. Для смыкания подается команда: «Налево (направо, к середине) сомкнись!». Все действия выполняются

в обратном порядке. Это же размыкание можно выполнять бегом. При подаче команды добавляется слово: «бегом».

- Команды: «Вправо, влево на вытянутые руки разомкнись!». По этой команде занимающиеся ставят руки встороны и одновременно передвигаются приставными шагами от центра вправо и влево до тех пор пока между вытянутуми руками рядом стоящих не образуется зазор. Пред подачей команды проводящий занятие указывает на занимающегося стоящего в середине первой шеренги от которого начинается размыкание. Занимающийся поднимает вверх руку, чтобы стоящие в дальних шеренгах смогли правильно соорентироваться для выполнения задания. Команда: «Вправо (влево) на вытянутые руки разомкнись!», выполняется от правого, или левого фланга также как и в размыкании от центра. Правофланговый, или левофланговый остаются на месте, а все занимающиеся приставными шагами устанавливают необходимый для занятия интервал.

Право выбора способа перестроения занимающихся для дальнейшего продолжения занятий остается за преподавателем (руководителем). Главное надо понимать, что важным для эффективности начальной части урока, а следовательно серьезного, делового настроя занимающихся на все заняте является четкое выполнение всех строевых команд от построения и всевозможных перестроений, как на месте так и в движении.

Литература

1. Гимнастика и методика преподавания: Учебник для институтов физической культуры / под ред. В. М. Смолевского. - Изд. 3-е, перераб., доп. - М. : Физкультура и спорт, 1987. -336 с.

2. Теория и методика гимнастики : учебник / М. Л. Журавин, [и др.] ; под ред. М. Л. Журавина, Е. Г. Cайкиной. - М. : Академия, 2012. - 496 с.

3. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации" (утв. Приказом Министра обороны РФ от 11.03.2006 N 111)

References

1. Smolevsky V. M. (ed.). Gimnastika i metodika prepodavaniya [Gymnastics and methods of teaching]. Moscow, Physical culture and sports Publ., 1987, 336 p.

2. Zhuravin M. L. [etc.]. Teoriya i metodika gimnastiki [Theory and methods of gymnastics]. Moscow, Academy Publ., 2012, 496 p.

3. Stroevoy ustav Vooruzhennykh Sil Rossiyskoy Federatsii" (utv. Prikazom Ministra oborony RF ot 11.03.2006 N 111) [Drill regulations of the Russian Armed Forces].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.